ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 338.22
Р. М. КАМАЛТДИНОВА
ТЕОРИЯ ОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Проводится исследование концептуальных подходов теории общего благосостояния; приведены методики оценки достижения общего благосостояния населения страны. В рамках теории общего благосостояния автор проводит исследование категории «качество жизни».
Ключевые слова: благосостояние, качество жизни, концептуальный подход, население.
Понятие общего благосостояния известно с момента появления первых государственных образований на земле и начала участия государственных институтов в общей хозяйственной деятельности совместно с институтами частной собственности. В эволюции теории общего благосостояния можно условно выделить три концептуальных подхода: социально-уравнительный, социально-либеральный и социально-рыночный.
Первый подход отличается «равномерностью распределения общественных благ без допущения баснословного богатства и ужасающей нищеты». Сформулировали эту концепцию представители так называемого «утопического социализма»: А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.
Причиной неравенства в благосостоянии людей является противоречие между интересами коллектива и индивида, что выражалось, прежде всего, в неравенстве уровней материального благосостояния индивидов.
Наиболее последовательно и аргументированно идеи «социального равенства» отстаивали такие теоретики социализма, как К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В дальнейшем в условиях советской плановой экономики в СССР был сформулирован основной экономический закон социализма: наиболее полное удовлетворение всё возрастающих материальных и духовных потребностей советских людей. Уже тогда в середине XX века было ясно, что на основе только прямого директивного распределения совокупных общественных благ между всеми членами общества «благосостояния для всех» достичь невозможно.
В основе социально-либерального направления развития теории общего благосостояния ле-
© Камалтдинова Р. М., 2012
жал принцип «священного права частной собственности» и возможность, уже по определению, неравномерности распределения общественных благ между людьми. Представителями данной концепции по праву можно считать сторонников «классической политической экономии» -А. Смита и Д. Рикардо.
Личное благосостояние, по мнению А. Смита, состоит из трёх элементов: количество труда, разделение труда, бережливость потребления. Взгляды Д. Рикардо на условия роста индивидуального благосостояния были более близки к «концепции народонаселения» Т. Мальтуса: количество труда и количество потребления имеют обратную динамику по отношению к благосостоянию людей -их излишний рост отрицательно влияет на уровни индивидуального дохода и потребления. В этом случае бедным странам необходимо повышать уровень своей капитализации для использования сравнительных преимуществ богатства.
Классика политической экономии в дальнейшем была переработана «школой маржинализ-ма» (У. Джевонс, К. Менгер, В. Парето, Л. Валь-рас), которая добавила к концепции индивидуального благосостояния предельные характеристики. В рамках маржиналистской концепции благосостояние человека определялось максимальной полнотой удовлетворения его потребностей и изначально рассматривалось изолированно от экономической власти.
Начало «новой» концепции благосостояния в обществе связано с именем В. Парето, который сформулировал первую теорему общего благосостояния в условиях либеральной конкурентной экономики: если всем индивидуальным участникам сделки удаётся максимизировать свою полезность, то в результате достигается общественное эффективное распределение ресурсов (богатства), что позволяет максимизировать и общее благосостояние людей.
Вторая теорема общего благосостояния лишь проводит разграничение между аллокативной (рыночная цена) и дистрибутивной (рыночный объём) эффективностью достижения общего благосостояния в либеральной конкурентной рыночной экономике. В любом случае именно работы экономистов школы предельной полезности положили начало развитию современной социально-рыночной концепции общего благосостояния, в рамках которой затем, использовав идеи «внешних эффектов» А. Пигу, «эффективного спроса» Д. Кейнса, «смешанной экономики» Г. Мюрдаля, «государственного инжиниринга» Дж. Гелбрейта, была разработана «модель государства благосостояния». Эта рабочая модель имеет свои плюсы (социальная защита, социальная справедливость) и минусы (дефицит бюджета, неэффективность расходов).
Как показывает опыт всех развитых экономик мира, экономика общего благосостояния, или экономика welfare, - это всегда компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, когда в каждом отдельном случае вырабатывается определённое согласование между индивидуальными и общественными интересами с учётом достижения благополучия как нынешних, так и будущих поколений людей.
В рамках концепции «государства благосостояния» выделяют две методики оценки достигнутого уровня общего благосостояния в стране. Первую можно назвать субъективистской, потому что она исходит из оценки уровня общего благосостояния с точки зрения субъективной удовлетворённости людей своей жизнью [3]. Наряду с субъективистским подходом к оценке уровня благосостояния в стране существует также и объективистский концептуальный подход [2]. В основе этого подхода оценки уровня благосостояния лежат следующие принципы:
- объективность оценки уровня благосостояния населения на основе установленных и известных всем нормативов (нормативный критерий);
- возможность сравнения показателей благосостояния населения по прошествии определённого периода времени (временной критерий);
- возможность сопоставления показателей благосостояния населения между различными странами и регионами (географический критерий).
Как видно, в данном случае уровень благосостояния оценивается не самими людьми на основе субъективной самооценки, а сторонними экспертами на основе объективных критериев, имея для этого необходимую квалификацию и достоверную информацию.
По рекомендации ООН в международной статистике с 1978 года жизненный уровень населения оценивается количеством и качеством потребляемых в стране жизненных благ (материальных и духовных), для чего применяются следующие показатели [1]:
- демографическая характеристика населения;
- санитарно-гигиенические условия жизни;
- потребление продовольственных товаров;
- обеспеченность товарами длительного пользования (включая жильё);
- доступность услуг образования и культуры;
- существующие условия труда и занятости;
- уровень доходов и расходов населения;
- стоимость жизни и потребительские цены;
- наличие транспортных средств и средств связи;
- организация физической культуры и спорта;
- доступность услуг социального обеспечения и отдыха;
- уровень моральной и физической свободы человека.
Таким образом, при оценке эффективности социально-экономической политики, проводимой в рамках модели государства благосостояния, важно обратить внимание на такие её критерии, как уровень и качество жизни населения. Именно они с наибольшей адекватностью и транспарентностью способны отобразить социальную направленность любых экономических реформ. В мировой практике чаще используется понятие «уровень жизни» для характеристики качества жизни в стране со стороны объективизма. Со своей стороны, сторонники субъективизма при анализе качества жизни обращают внимание на состояние внутреннего мира субъекта и степени удовлетворённости его индивидуальных потребностей, что делает более актуальной этнометодику исследовательского подхода к благосостоянию. Видимо, в современных условиях представляется более целесообразным выявление всей совокупности факторов, поддающихся реальному расчёту и оценке, на основе чего в дальнейшем формулировать концепцию «общего благосостояния» или «качества жизни» в стране.
В целом уровень жизни населения представляет собой сложную и многоаспектную социально-экономическую категорию, выступающую сущностным обозначением (критерием) всей совокупности социальных и экономических процессов в стране. Уровень жизни выражает совокупность условий жизни, труда и быта людей - жизненных затрат (стоимости жизни), а также
достигнутую в данном обществе степень удовлетворённости людей в благах и услугах. В узком смысле категория уровня жизни используется для отражения степени удовлетворённости только личных потребностей людей, в широком смысле - для отражения условий, созданных в обществе для гармоничного и всестороннего развития всех его участников. В современной научной литера-туре уровень жизни характеризуется как:
- степень развития и удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей человека в обществе;
- комплекс социальных условий функционирования человека в сфере общественного потребления;
- уровень развития физиологических и духовных потребностей людей, а также степень их социальной удовлетворённости;
- обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и достигнутый уровень их социального потребления;
- совокупность условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга), устойчиво обеспечиваемых при достигнутом уровне общественного воспроизводства.
Таким образом, уровень жизни - это современное понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей человека, которое наряду с понятием качества жизни входит в число важнейших
УДК 331.524
И. А. ФИЛИППОВА
условий образа жизни или жизненного стандарта. Сам жизненный стандарт - это форма человеческой жизнедеятельности, которая типична для конкретного содержания исторических социальных производственных отношений. Причём уровень жизни является категорией относительной и зависит не столько от размеров фактического потребления материальных и духовных благ (услуг), сколько от развитости самих человеческих потребностей в этих благах и услугах. Чем выше степень развитости человеческих потребностей, тем выше, при прочих равных условиях, уровень жизни самих людей и страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Римашевская, Н. М. Народное благосостояние: тенденции и перспективы / М. Н. Римашевская, Л. А. Оников. - М. : Наука, 2009.
2. Сафиуллин, А. Р. Измерение качества формирования благосостояния населения / А. Р. Сафиуллин // Вестник ИНЖЭКОНА. - 2007. - №3.
3. Феоктистов, Д. В. Методология оценки уровня и качества жизни населения / Д. В. Феоктистов // Налоги. Инвестиции. Капитал. -2006. -№3.
Камалтдинова Рузалия Маратовна, доцент, кандидат экономических наук, и. о. заведующего кафедрой «Управление персоналом» УлГТУ. « Управление персоналом» УлГТУ.
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КЛАССОВ И РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены вопросы необходимости создания и поддержки креативной экономики, формирование соответствующих ресурсов для её эффективного функционирования в современных условиях российской действительности.
Ключевые слова: интеллект, классы, креативность, трудовые ресурсы, экономика.
Креативная экономика - особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Главный инструмент креативной экономики - это знания, ресурс - информация, а продукт - инновация. Если разложить стоимость
© Филиппова И. А., 2012
продукции на нематериальную и материальную составляющую, а из нематериальной составляющей выделить творческую, то креативный продукт - это продукт с превалированием (более 50%) творческой составляющей в его стоимости.
Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и