ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В.П. Красильников РГППУ, г. Екатеринбург
Выявлены и классифицированы игры и состязания в традиционном физическом воспитании коренных народов Севера.
Игры являются объектом изучения самых различных наук: психологии, этнографии, философии, искусствоведения. Но особую ценность как средство и метод воспитания детей, подростков, молодежи они представляют для педагогики. Об этом писали крупнейшие мыслители разных эпох: Платон [4], Аристотель [1], Ф. Рабле [5], Д. Локк [3], Ф. Шиллер [7]. Как отмечал Ф. Шиллер: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова - человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет» [7].
Особый интерес у исследователей вызывают традиционные игры коренных народов Севера. Этот интерес связан с целым рядом причин: во-первых, с потребностями гуманизации воспитательного процесса, который не возможен без опоры на национальные традиции того или иного народа; во-вторых, с тем, что традиционные игры этих этносов до настоящего времени остаются малоизученными и в некоторой степени даже неизвестными; в-третьих, с необходимостью помощи в издании методической литературы по данной проблеме для коренных народов, которые сами не в состоянии решить этот вопрос.
В связи с этим в 1990-2004 гг. нами были предприняты десять экспедиций для сбора этно-педагогического материала в разные регионы Северного Урала и Сибири. Кроме того, изучалась специальная научная литература по традициям физического воспитания коренных народов, проживающих на этих территориях.
Изучение и анализ специальной литературы, а также результаты наших полевых этнопедагоги-ческих исследований традиционных игр и состязаний коренных народов Севера, позволили построить их классификацию, в основу которой положены возрастные особенности детей, подростков и молодежи (см. рисунок).
Исследования показали, что игры детей от 1 года до 3 лет в значительной степени отражают хозяйственные занятия, специфичные для коренных народов Севера [2]. С младенческого возраста ребенка окружают игрушки, изготовленные из природных материалов: гирлянды беличьих хвостиков, погремушки из глухариного зоба, шкурки и лапки животных, разноцветные птичьи перышки. Такими игрушками, как и в подвижные игры, играют и мальчики, и девочки, но с возрастом их интересы расходятся.
Д ля мальчиков очень характерны игры, связанные с оленеводством и охотой. Они имеют миниатюрные арканы и луки, во время игр упражняются в стрельбе по цели и соревнуются между собой.
Каждая девочка имеет набор игрушечной утвари - маленькие сумочки и мешочки для хранения кукольной одежды, украшений, подушки и одеяльца, берестяные коробочки, деревянную посуду и т. д.
В возрасте от 3 до 6 лет, следуя опыту народной педагогики, коренные народы Севера готовили детей к производственной деятельности. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери - это куклы из дерева, беличьих хвостовых косточек, из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы, отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодочками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленьей и собачьими упряжками из кожи, сукна, тряпочек.
Как видно из классификации, для детей 6-7-лет-него возраста наиболее простыми по проведению и самыми распространенными были различные игры, связанные с бегом, прыжками, метаниями, которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того, они прекрасно готовили детей к промысловой деятельности. Большой популярностью среди детей данного возраста пользовались игры-упражнения, которые прекрасно развивали ловкость, координацию движений, гибкость.
У детей в возрасте от 10 до 14 лет были популярны игры, связанные с бегом, прыжками, метаниями. Особой любовью среди детей и подростков этого возраста пользовались самобытные игры-состязания по стрельбе из лука в цель, по метанию аркана на хорей.
У подростков 14-15-ти лет народные игры служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой изнурительной работы в лесу, на реке. Широко были распространены среди них игры-состязания по метанию аркана на хорей, друг на друга, в высоту, в длину.
Таким образом, на наш взгляд, на протяжении многовековой истории коренные народы Севера придавали большое значение физическому
Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт
воспитанию личности, и оно занимало одно из ведущих мест в воспитательном процессе. Это было вызвано суровыми условиями жизни на Се-
вере: сильные морозы, тяжелый и разнообразный труд (в основном промыслы: охота, рыболовство, оленеводство), частые военные столкновения.
Игры детей от 1 года до 3 лет
подражательные
имитационные
с мячами
настольные
с игрушками
с куклами
подвижные
разные игры
игры - состязания
игры - упражнения
Игры детей от 3 до 6 лет подражательные -
имитационные
с куклами
с игрушками
настольные
с мячами
в стрельбу из лука
с метанием предметов
настольные
на силу
на ловкость
на гибкость
на быстроту
н:
с юлой
с волчком
"Прятки"
- "Пятнашки"
с мячами
в стрельбе излука
в беге
—| в перетягивании
в метании
в борьбе
разные игры
игры - упражнения
игры-состязания -
с бегом
с метаниями
с прыжками
настольные
с метанием аркана
со стрельбой из лука
с метанием копья
на силу
на ловкость
на гибкость
на быстроту
Игры подростков и молодежи
игры - упражнения
игры - состязания
разные игры
на силу
на ловкость
на выносливость
на быстроту
на гибкость
подвижные
настольные
в беге
в беге на лыжах
в перетягивании
в прыжках
в стрельбе из лука
в борьбе
в управлении оленьей и собачьей упряжкой
Классификация традиционных игр и состязаний коренных народов Севера
122
Вестник ЮУрГУ, № 4, 2005
Красильников В.П.
Теория и история традиционных игр _______ корённых народов севера
Основными средствами физического воспитания у коренных народов Севера являлись исторически сложившиеся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения. Широкой популярностью среди этих народов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, оленьих и собачьих упряжках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и длину, через лодки и пр.
Народные игры, игры-состязания и игры-упражнения в каждом возрастном периоде развития личности имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были ориентированы не только на развитие физических качеств и двигательных навыков, но и на воспитание решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности, и прекрасно подготавливали детей и подростков к промысловой и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Севера.
Использование народных игр, игр-состяза-ний, игр-упражнений в современном воспитательном процессе детей, подростков и молодежи позволит значительно обогатить духовную жизнь не только коренных народов Севера, но и Российской Федерации в целом.
В заключение приведем слова выдающегося голландского историка культуры И. Хейзинга, идеи которого во многом стимулировали нашу работу и прекрасно выражают ценность изучения традиционных игр для современной педагогики: «Человеческая культура возникает и развивается в игре и как игра» [6].
Литература
1. Аристотель. Политика. -М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1911. -223 с.
2. Красильников В.П. Этнопедагогические основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. -165 с.
3. Локк Д. Педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1939. - 236 с.
4. Платон. Законы. - СПб., 1923. - Т. 14. —235 с.
5. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. -М.: Правда, 1981. - 342 с.
6. Хейзинга И. Человек играющий. - М.: Прогресс, 1992. - С. 68.
7. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека (к герцогу Гольштейн Аугу-стенбургскому) // Собр. соч. Под ред. С.А. Венгерова— Спб.: Изд-во акцион. общ-ва Брокгауз-Ефрон, 1902. - Т. 4.- С. 317.