__________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫеДЛОЩАДКИ____________________
Даускурдене Лариса Ивановна
МОУ СОШ № 8 учитель физической культуры ЯНАО г. Лабытнанги E-mail [email protected]
J ^
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Как повысить интерес детей к национальным видам спорта?
S________________________________________________________Г
Аннотация. В статье отражено практическое значение ненецких игр в жизни народов Крайнего Севера, предлагаются примеры ненецких игр, для использования на уроках физической культуры.
Ключевые слова: ненецкие игры, ловкость, традиции, северное многоборье, национальные виды спорта.
Ненцы - самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.
Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик - отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.
Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей - воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры.
Ненецкие игры выполняют несколько функций:
1. Воспитательная - проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Не случайно эта
функция стоит на первое место, так как это одна из главных и ведущих функций, из которой вытекают все последующие.
2. Обучающая - овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком.
3. Развивающая - гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, сноровки, которые необходимы тундровику.
4. Коммуникативная - установление эмоционального контакта.
5. Развлекательная - отдых в свободное время, создание благоприятной атмосферы, азарт.
Испокон веков военные игрища и национальные праздники аборигенов Севера сопровождались состязаниями в ловкости и силе. Воины соревновались в стрельбе из лука, борьбе, беге, прыжках через ремень, метанием камней ногами. Оленеводы - охотники демонстрировали своё мастерство во владении приёмами и атрибутами своего повседневного труда и быта. Они состязались в прыжках через нарты, метании топора и тынзяна, перетягивание палки - посоха, гонках на оленьих упряжках.
Ненецкие игры имеют практическое значение. В играх развивается ловкость, меткость, быстрота, настойчивость. В своей легенде известный ненецкий писатель Прокопий Явтысый объясняет, откуда пошёл тройной национальный прыжок: «В ту пору волк главным хозяином тундры считался. Он ничего не боялся; ни стрелы быстрой, ни копья-хоря, ни ножа охотничьего. Ехал как - то кочевник по весенней тундре, хорошо ехал, песню пел. Вдруг упряжка резко в сторону рванулась и понеслась. Выпал из нарты пастух. А когда поднялся на ноги, увидел: прямо на него волки бегут. Впереди смерть от волчьих клыков, за спиной река Нерута. Перепрыгнуть невозможно, переплыть не сумеешь: вода студёная и быстрая, а волки рядом.
70
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Решил пастух попробовать свою жизнь спасти. Собрал все свои силы и прыгнул сразу двумя ногами на первый в речку камень, а с него на второй, со второго на берег смотрит пастух на волков и сам не верит, что живым остался. С тех пор ненцы и стали учиться прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.
Что же касается прыжков через нарты - корни нужно искать в народных празднествах, а точнее в свадебных обрядах. Если на юге женихи, красуясь, перед будущей невестой, соревновались в джигитовке, то парни Севера показывали свою удаль, прыгая через нарты.
Элементы национального компонента включены в школьную программу по физической культуре. Тройной прыжок, бег с палкой на три километра, прыжки через нарты, метание тянзаня на хорей, метание топорика включены в программу северного многоборья.
В 1937 году в городе Салехард прошла первая окружная зимняя спартакиада, участники - оленеводы соревновались в гонках на оленьих упряжках, ходьбе на охотничьих лыжах, в метании тынзяна на дальность, на хорей и на движущуюся цель.
9 Апреля 2003 года наш город встречал гостей, прибывших из разных регионов страны на кубок России и XV чемпионат Тюменской области по национальным видам спорта северного многоборья «Северное многоборье» В кубке России принимало участие 7 команд: Ненецкого АО, Эвенкийского А.О, Таймырского А.О, Республики Саха (Якутия) и две команды из ЯмалоНенецкого АО.
Команда ЯНАО заняла первое место, эти показатели говорят о том, что национальные виды спорта хорошо развиваются на Ямале. У этого спорта есть будущее.
Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир.
Занимаясь физическим воспитанием детей в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, я столкнулась с тем, что современные дети мало знают историю развития спорта на Ямале, о спортивных играх народов Севера. Мною был проведён опрос среди обучающихся четвёртых классов в МОУ СОШ№ 8, в котором приняло участие 45 человек.
При анализе ответов респондентов я выявила, что 50% опрошенных ответили, что не знакомы с играми народов ненцы, 30% опрошенных вместе с родителями принимали участие в празднике оленевода, проводимом ежегодно в г. Салехард, где познакомились с традициями народов севера и посмотрели соревнования на оленьих упряжках. Я столкнулась с тем, что учащиеся мало знакомы с ненецкими играми, мало интересуются историей их развития, но некоторые бывали на праздниках оленевода в г. Салехарде, в посёлке Аксарка, где ненцы и ханты демонстрировали бег на оленьих упряжках, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, прыжки через нарты. Поэтому
на своих уроках я решила познакомить детей с ненецкими играми.
В приложении представлены примеры ненецких игр, которые можно использовать на уроках физической культуры.
Приложение
Ненецкие игры Метание аркана на снег
Играют зимой на стойбище. Каждый имеет аркан. В игре принимают участие мальчики в возрасте 9-13 лет, взрослые мужчины и даже старики.
Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к ней и по очереди с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана - в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, стараясь придать им нужную форму. Побеждает тот, кому это удается лучше всех.
Метание аркана на дальность
Состязаются зимой на стойбище мальчики в возрасте 10-14 лет. У каждого есть аркан. Количество участников не ограничивается.
На ровной площадке проводят черту. Первый участник встает возле нее с арканом в руках. Сделав замах, он бросает аркан вперед-вверх как можно дальше. Если аркан улетает дальше своей длины, участник может забежать за линию и пробежать несколько шагов, не выпуская аркан из рук. После этого на то место, где упала петля аркана, кладут камень или забивают палочку. Затем игрок делает еще три попытки. Засчитывается лучший результат. За первым участником выходит второй, и т. д. Побеждает тот, у кого аркан улетел дальше.
Варианты игры:
1. Участник метает аркан одной ногой.
2. Участник метает аркан пяткой после стойки на руках с последующим кувырком вперед.
Повернись с палкой
Играют летом в перерывах между работой дети и взрослые. Для игры изготавливают палку из березы или ели длиной 60-80 см и очищают ее от неровностей.
Игрок берет палку левой рукой за верхний конец, левой -за середину, затем принимает положение упор, лежа с опорой руками на палку и, не отрывая прямых ног от земли, старается повернуться на 3600 в правую или левую сторону, перебирая руками палку. При этом он не должен касаться земли никакой частью тела, кроме ступней ног. Побеждает тот, кому удастся сделать наибольшее количество поворотов.
Вариант игры: палку можно укоротить - это значительно усложняет выполнение поворотов.
Ненецкий молоточек
Ненецкий молоточек - квадратная дощечка с равными окошечками внутри, к ней прикреплена нить с заострённой палочкой. На нитке висят несколько разных фигурок, палочкой нужно поймать фигурку и попасть в одну из дырочек в дощечке.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
71
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Лацание нимня - через кочки
На земле или снегу учитель чертит в ряд 6-10 кружков диаметром 30-35 см на расстоянии 20-30 см друг от друга. Дети должны прыгать через кочки с разбега, разбег 2-3 м. Дети по одному начинают прыгать, по окончании игры выбирается лучший прыгун.
Тройной прыжок
Состязание проводится в летнее время на ровной площадке. В нем могут участвовать мальчики в возрасте 1014 лет и взрослые. Количество участников не ограничивается. На уроке физической культуры можно проводить игру в спортивном зале.
Перед началом состязания на песке чертят линию, от которой выполняются прыжки. Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее, ступни ног вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одновременного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед, приземляется на одну ногу, а затем, оттолкнувшись ею и вынося колено дугой ноги вперед, - на две ноги. После этого он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления, т. е. по последней точке касания относительно места отталкивания. Затем по очереди прыгают остальные участники. Побеждает тот, кто прыгнет дальше всех.
Перетягивание палки
Для состязания берут палку длиной 60 см, диаметром 3-4 см из любого дерева, часто используя для этого кусочек хорея, тщательно очищают ее от неровностей и зашкуривают.
Также выбирают доску длиной 1-1,5 м, шириной 35-40 см, иногда используя вместо доски бревно.
Два игрока садятся на землю или на пол друг напротив друга, упираясь ступнями прямых ног в доску, и берутся руками за палку. Хват произвольный, т. е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой - хватом снизу и т. д. По команде судьи, функции которого может выполнять любой игрок, соперники начинают тянуть палку на себя, стараясь оторвать противника от земли или пола. Во время перетягивания можно отрывать ноги от доски или постукивать ими по доске. Если игрок падает набок, но не выпускает палку из рук, это не считается поражением, и ему дается еще одна попытка. Лучше всего, если один из участников перебрасывает другого через себя. Проигравший выбывает из борьбы, а с победителем садится следующий участник состязания начинает соревноваться следующий участник, и игра продолжается. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех участников состязании.
Литература
1. Большей А., Дьяков А., Оринчук В., Халоша Е. Новая идея в развитии физической культуры детей // Народное образование. - 2008. - №5.
2. Коротаева М.А. Ненецкая игра как средство воспитания ребенка. www.area7.ru
3. Лукьяненко В. Физкультурное образование и здоровье учащейся молодежи журнал // Народное образование. -2005. - №2.
4. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Пособие для воспитателей детских садов Ямала. Санкт - Петербург. Филиал издательства «Просвещение».
5. Пургина Е.А., Национально-региональный компонент на уроках физической культуры. www.festival.1september.ru
Карпова Надежда Николаевна
учитель английского языка ГОБУ ЦО № 641 имени С. Есенина г. Москва
Мелентьева Ольга Юрьевна
учитель английского языка ГОБУ ЦО № 641 имени С. Есенина г. Москва
кандидат филологических наук
J Ч
АКТИВНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Как сделать процесс знакомства с иноязычной культурой _________________личностно-значимым для ученика?_________________^
Аннотация. Авторы предлагают нестандартный способ развития социокультурной компетенции учащихся за счет использования технологии проектной деятельности и приемов ролевой игры. В статье представлена концепция, основные этапы подготовки и проведения выездного языкового лагеря.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, личностно-ориентированное страноведение, проект, ролевая игра, сотрудничество, мотивация, интерактивный.
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012