ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 793(571.122)
В. П. Красильников
НАЦИОНАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАНТОВ: ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ, СОСТЯЗАНИЯ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Статья написана на основе материалов, полученных по результатам десяти экспедиций (1990-1993) в места компактного проживания одного из древних народов Сибири - хантов. Было записано и изучено более ста традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые были классифицированы по возрастному принципу и промысловой деятельности.
Ключевые слова: национальное физическое воспитание, традиционные игры и соревнования, самобытные физические упражнения, ханты, Сибирь.
В последние годы мы все чаще и чаще обращаемся в своей деятельности к народной физической культуре как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях физического воспитания различных этносов, входящих в состав Российской Федерации.
Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности. В этом контексте весьма существенной проблемой для одного из коренных народов Сибири - хантов -являются сохранение, возрождение и развитие национальной воспитательной среды как основы самосохранения и саморазвития в целом. Длительное время эти народы под влиянием мощного этноса и научно-технического прогресса утрачивали национальные и культурные традиции, которые на протяжении многих веков служили им источником духовного и физического развития. В 50-е - 80-е гг. XX в. постепенно стали исчезать из быта, национальных праздников, школьных программ по физической культуре традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения. В эти же годы быстрыми темпами в жизнь хантыйского народа внедрялись современные виды спорта, которые не соответствуют менталитету, национальной культуре, не способствуют сохранению ритмов жизнедеятельности этих народов. Для хантов, населяющих Сибирский регион, подобная система физического воспитания подрастающего поколения в корне неприемлема. Она ведет к вырождению народности, так как не способствует воспитанию жизнестойкого промысловика и оленевода.
В то же время исследования таких ученых, как Афанасьев, 1979; Андреев, 1947; Базанов и Певго-ва, 1949; Дмитриев-Садовников, 1914; Зуев, 1947; Кулемзин, Лукина, 1977; Монина, 1996; Обатина,
1994; Рейнсон-Правдин, 1949; Синявский, 2004; Старцев, 1928; Соколова, 1972 и др., говорится о существовании в прошлом у хантов эффективной системы традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые способствовали физической и профессиональной подготовке оленевода, охотника, рыбака в короткие сроки в экстремальных климатических условиях Севера. Но, несмотря на многочисленность исследований, авторы вышеперечисленных работ не дают точного определения традиционным играм, состязаниям и самобытным физическим упражнениям хантов. Была ли это определенная система традиционных игр и состязаний? И если была, то как она формировалась? Каково их содержание, направленность и пр.
В связи с этим возникла проблема изучения, воссоздания и осмысления традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений для внедрения их в современную культуру, быт, физическое воспитание хантыйского народа. В 1990-2006 гг. вначале в составе Временного научного коллектива (ВНИК) Свердловского государственного педагогического института, затем самостоятельно автором статьи велся сбор полевых материалов о традиционных играх, состязаниях и самобытных физических упражнениях одного из древних этносов Сибири - хантов. Исследования проводились на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Цель полевых этнографических исследований -на основе изучения национального воспитания хантов выявить и обосновать эффективность применения традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в физическом воспитании этого этноса в целях подготовки к промысловой деятельности.
Задачи:
1. Выявить и записать забытые традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения хантов.
2. Определить значение и роль традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в физическом развитии, физической подготовке подрастающих поколений хантов для выживания в экстремальных условиях Севера Сибири.
3. Классифицировать традиционные игры, состязания и физические упражнения хантов в связи с подготовкой хантов к промысловой деятельности.
Предметом исследования являлись традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения хантов, их содержание, приемы, организационные формы эффективного использование в экстремальных климатических условиях Севера.
Прежде чем приступить к изложению содержания статьи, необходимо раскрыть основные понятия, дать характеристики некоторых черт, свойственных традиционным играм, состязаниям и самобытным физическим упражнениям.
В современной физической культуре игра характеризуется как вид человеческой деятельности, возникший исторически, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, а также взрослыми содержания профессиональной деятельности, моделирования взаимоотношений между людьми с целью познания окружающей действительности и совершенствования профессиональной деятельности [6].
Что касается традиционной хантыйской игры, то в ней сконцентрирован богатый многовековой опыт физического воспитания детей, подростков и молодежи этого этноса в экстремальных климатических условиях Севера. Традиционная игра являлась основным средством, методом и формой физического воспитания детей, подростков, молодежи и старшего поколения хантов.
Необходимо заметить, что традиционные игры не всегда были нацелены на противоборство играющих или команд. Так, например, в таких играх, как «Слепая старуха», «Игра с куклами», не было целью выявить самого ловкого, быстрого сильного, выносливого. Основная направленность этих игр заключалась в подражании деятельности взрослых детьми, в освоении ими окружающего мира.
Согласно терминологии современной физической культуры и спорта, «состязание - это процесс, характеризующий только соревновательную деятельность спортсменов» [6].
По В. Далю, «состязаться - значит с кем-то спорить, споровать, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прение, в борьбу, в спор, в распрю» [1].
Наиболее точным и верным считаем определение Й. Хейзинга, который относит состязание к игре, но в то же время выделяет его как высшую форму развития игры [7].
Существует и иное мнение, что состязание -это совсем не игра, что оно имеет другую цель -сопоставление физических, психических, интеллектуальных способностей, достигнутых на основе целенаправленных упражнений, проверка степени достигнутого совершенства. Играть можно и с ребенком, но состязаться можно только с равным или сильнейшим [5].
Необходимо отметить, что отделение состязания от игры встречается только в работе М. Сара-фа. Большинство исследователей не отделяют игру от состязания и считают состязание высшей формой ее развития.
Участие в хантыйских состязаниях требовало особого уровня развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, сообразительности, воли и других жизненно важных человеческих качеств. Кроме того, необходимо отметить, что в традиционных состязаниях хантов принимали участие только наиболее физически подготовленные люди. Хотя и не запрещалось участие подростков, способных по уровню развития силы, выносливости, ловкости, сразиться с сильнейшими из сильнейших. Победитель в том или ином состязании иногда на долгие годы оставался в народной памяти этого этноса. Он воспевался в героических песнях, былинах и сказаниях. Во время экспедиций по Северу мы довольно часто слышали об этом из рассказов информантов.
Что касается самобытных физических упражнений, то их можно характеризовать как целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, обусловленных средой обитания, историческими условиями формирования хантыйского народа, реализуемых для решения задач подготовки к трудовой и оборонной деятельности. Они имели определенную избирательность на двигательные действия, могли способствовать развитию только одного физического качества (например, силы), обучению и совершенствованию только одного приема промысловой деятельности (например, метание тынзяна) и пр.
По данным некоторых исследователей традиционной культуры коренных народов Сибири, самобытные физические упражнения часто копировали трудовые действия, а иногда были подражанием повадок животных [4; 8].
Изучение героического эпоса, фольклорных источников показало, что в прошлом у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний (Яхтта-хар), на которых собирались потягаться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и «иноземные»
силачи - представители других народов. Богатыри состязались в беге, стрельбе из лука, переламывании руками костей различных животных [3].
В результате полевых этнографических исследований удалось выявить более ста традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений. Для успешного использования в современном образовательном процессе нами была построена классификация традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений по промысловому признаку (рисунок).
Она позволяет увидеть определенную системность, что традиционные игры хантов, состязания и самобытные физические упражнения были главным средством быстрейшего приобщения детей хантов к трудовой деятельности, в основном к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства.
Дети от года до четырех-пяти лет играли игрушками, изображавшими орудия будущей промысловой деятельности (лодочками, нарточками, снаряжением для оленьей и собачьей упряжек и т.д.). Эти игры не имели строгих правил, а как бы проектировали промысловую, хозяйственную деятельность взрослых [2].
Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали от хантов, чтобы уже с шести-, семилетнего возраста они ак-
тивно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные традиционные игры (метание укороченных арканов, стрельба из уменьшенного лука, игры с бегом на лыжах).
Наиболее простыми по своему проведению и самыми распространенными среди хантыйских детей этой возрастной группы были различные игры по видам движений (с бегом на скорость, прыжками через нарты, метаниями арканов на дальность), которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости, воспитанию волевых качеств, подготовке к промысловой деятельности [2].
Существенно менялась роль традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в физической и промысловой подготовке молодежи и взрослого населения хантов. Их задачами были уже не только развитие физических качеств и обучение промысловым умениям и навыкам, необходимым для трудовой деятельности, но и дальнейшее их совершенствование и поддержание на оптимальном уровне (состязания в стрельбе из лука, борьба,
Классификация традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений хантов
метание аркана на хорей (шест для управления оленями), гонки на оленьих упряжках и др.) [2].
Наиболее важным физическим качеством для хантов, по мнению ряда исследователей, являлась выносливость, без которой невозможно было выжить в экстремальных условиях Севера. Она тренировалась в таких традиционных состязаниях, как «Бег по глубокому снегу», «Гонки на лодках» и пр. [2].
В физической культуре хантов важную роль играли самобытные физические упражнения, которые позволяли избирательно воздействовать на те или иные группы мышц, развивать функциональные возможности организма, совершенствовать специфические двигательные навыки, необходимые для промысловой и хозяйственной деятельности молодежи и взрослых. Это упражнения в натягивании тугих луков, прыжки через лодки, нарты, кувырки на песке, стойка на руках, «Пролезь в петлю» и др. [2].
Теоретические и полевые этнографические исследования показали, что главными задачами хантыйского народа всегда были: всестороннее физическое развитие детей, подростков, молодежи; воспитание у
них нравственных, эстетических норм, духовности; обучение трудовым навыкам. Это являлось гарантией приспособления этноса к экстремальным условиям проживания в Сибирском регионе.
На протяжении всего исторического развития хантыйским народом эмпирическим путем были созданы многообразные традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения, которые способствовали быстрейшему становлению профессиональных качеств промысловика (охотника, оленевода, рыбака), выживанию в экстремальных для жизни климатических условиях Севера.
Традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения имели комплексный характер воздействия на детей, подростков и взрослое население, так как решали практически все задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса.
Ханты постепенно забывают свою национальную физическую культуру и утрачивают свою исконную среду обитания, поскольку развитие нефтяной, газовой и химической промышленности разрушает экологическую систему региона.
Список литературы
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1863.
2. Красильников В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002.
3. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. 1891.
4. Прокопенко В. И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992.
5. Сараф М. Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, духовные ценности, культура: Сб. науч. тр. под ред. В. И. Столярова. М. Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1997.
6. Толковый словарь спортивных терминов / под ред. Ф. П. Суслова, И. Н. Тышлера. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 2001 г.
7. Хейзинг Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: «Прогресс-Академия», 1992.
8. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2003.
Красильников В. П., кандидат педагогических наук, доцент.
Российский государственный педагогический университет.
Ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, 620012.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.02.2009.
V P Krasilnikov
HUNT’S NATIONAL PHYSICAL TRAINING: TRADITIONAL GAMES,
COMPETITIONS AND ORIGINAL PHYSICAL EXERCISES
The article was prepared on the basis of the materials received in ten expeditions (1990-1993) in the places of residing of one of ancient peoples of Siberia - Khants. More than a hundred traditional games, competitions and original physical exercises which were classified in view of age features, the trade activity, and traditional way of life were revealed by the author as the result of those field researches.
Key words: national physical education, traditional games and competitions, original physical exercises, Khants, Siberia.
Russian State Pedagogical University.
Ul. Mashinostroiteley, 11, Yekaterinburg, Sverdlov Oblast, Russia, 620012.
E-mail: [email protected]