САМОБЫТНАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО УРАЛА И СИБИРИ
В.П. Красильников РГППУ, г. Екатеринбург
Полевые этнопедагогические исследования говорят о существовании в прошлом у коренных народов Северного Урала и Сибири самобытной системы традиционных игр и состязаний, направленной на физическое воспитание детей и подростков, молодежи, укрепление их здоровья
В последние годы мы все чаще и чаще обращаемся в своей деятельности к народному опыту физического воспитания как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях физической культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности. В этом контексте весьма существенной проблемой для коренных народов Северного Урала и Сибири является сохранение, возрождение и развитие национальной воспитательной среды как основы самосохранения и саморазвития в целом. Длительное время эти народы под влиянием мощного этноса и научно-технического прогресса утрачивали национальные и культурные традиции, которые на протяжении многих веков служили им источником духовного и физического развития. В 50-80-е гг. XX в. постепенно стали исчезать из национальных школьных программ по физической культуре традиционные игры, состязания, и лишь современные национальные виды спорта еще использовались на уроках по физической культуре в школе и в спортивно-массовых мероприятиях вне школы. В эти же годы быстрыми темпами в коренных сибиряков внедрялись современные виды спорта, которые не соответствуют менталитету, национальной культуре, не способствуют сохранению ритмов жизнедеятельности этих народов. Для коренных народов, населяющих Урало-Сибирский регион, подобная система физического воспитания подрастающего поколения в корне неприемлема. Она ведет к вырождению народности, так как не способствует воспитанию жизнестойкого промысловика и оленевода.
В целях выявления и возрождения традиционных игр и состязаний нами были предприняты 14 экспедиций (с 1990 по 2004 гг.) в места компактного проживания коренных народов Северного Урала и Сибири - хантов и манси (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах).
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, аналогия); теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения
о традиционном физическом воспитании разных народов, преимущественно коренных народов Северного Урала и Сибири; ретроспективный анализ их, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения; метод полевой этнографии (наблюдение, опрос, беседа, интервью).
Изучение героического эпоса (легенд и былин, героических песен, сказаний) показало, что в древности у хантов и манси существовали специальные площадки для игр и состязаний (Яхтта-хар), на которых собирались потягаться силою прославленные богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и «иноземные» силачи представители других народов. Богатыри состязались в беге, стрельбе из лука, переламывании руками костей различных животных [5].
Так, вработе С.К. Патканова «Остяцкая былина про богатырей города Эмдера» говорится о самобытном состязании хантов, в котором богатыри соревновались в разламывании руками высушенной бедренной кости коня [4].
Некоторые данные о народных играх и состязаниях встречаются в сборнике «Мифы, предания, сказки хантов и манси» [3]. Например, в мифологической сказке «Мужчина Мось, рожденный из колена женщины» дается описание некоторых элементов хантыйской борьбы. В предании «Леший» рассказывается о ритуальном обряде перед состязанием, описываются некоторые основные приемы, с помощью которых можно было уложить противника на лопатки.
В героическом сказании «Камень семпыр» достаточно хорошо показана древняя игра в каменный мяч - семпыр. Смысл этой игры - поймать брошенный мяч на лету руками и перебросить его кому-либо из игроков другой команды. О подобной игре в мяч рассказывается в героической песне «Подобно Осиновому Листу Верткий муж». Выстроившись в два ряда напротив друг друга, игроки ловят и метают каменные мячи носком или пяткой. Игра проходит на площадке, построенной из серебра или меди.
Анализ перечисленных работ позволил сделать некоторое представление об особенностях традиционных игр и состязаний хантов и манси, проживающих в экстремальных климатических условиях. Кроме того, он показал, что сведения о традиционных играх и состязаниях носят фраг-
Красильников В.П.
Самобытная система традиционных игр и состязаний __________коренных народов Северного Урала и Сибири
ментарный характер и не раскрывают их содержания, места в самобытном физическом воспитании детей, подростков, молодежи.
В результате же проведенных нами полевых этнопедагогических исследований было выявлено более 150 традиционных игр, состязаний, которые мы классифицировали с учетом возрастных особенностей, промысловой деятельности, традиционного образа жизни [1, 2, 6, 7, 8, 9].
Классификация состоит из пяти блоков: 1-й блок - игры детей от 1 года до 3 лет; 2-й блок - игры детей от 3 до 6 лет; 3-й блок - игры детей от 6 до 10 лет; 4 блок - игры детей от 10 до 14 лет; 4-й блок-игры, состязания подростков и молодежи (рисунок).
мысловая деятельность хантов и манси требовали уже с 6-7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возрастного периода дети уже всецело привлекались к хозяйственной деятельности. Велось их специальное целенаправленное обучение промыслам, а средствами и формами этого процесса были разнообразные традиционные игры. Иры детей этого возраста отличаются от игр детей 1-го и 2-го блоков нашей классификации тем, что они находятся на более высокой ступени игровой деятельности. В этот период дети начинают играть в игры с правилами. Эти игры разнообразны по своему содер-
Кпассификация традиционных игр
По нашим данным, народные игры хантов и манси были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). От 1 года до 6 лет игры способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физическому и психическому закаливанию.
В возрасте от 1 года до 3 лет игры способствовали развитию навыков лазания, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр и традиционных игрушек дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше - от 3 до 6 лет, следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, (ланкакань) из беличьих хвостов, (ваз акань) - из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями.
Суровые жизненные условия Севера и про-
жанию и организационным формам поведения. Все это связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на этом этапе.
Исследования показали, что у детей 10-14 лет большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями. Это такие игры, как «Кто из нас быстрее», «Оленья упряжка», «Деревянная нога», «Прыжки через нарты», «Заячьи следы», «Выбей чурочку», «Игра с кольцом» и др.
Традиционные игры, состязания подростков и молодежи служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой изнурительной работы в лесу, на реке. Это такие игры, как «Бег на подволоках», «Прыжки через лодки». «Прыжки с валиком», «Метание аркана на хорей», «Метание чурбана» и многие другие. Игры с промысловой направленностью в это время отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами, а также рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты, рыболовства и оленеводства.
Таким образом, данные обзора литературы, фольклора и полевых этнопедагогических исследований говорят о существовании у коренных народов Северного Урала и Сибири самобытной системы традиционных игр и состязаний, направленной на физическое воспитание детей и подростков, молодежи, укрепление их здоровья.
Приведенные материалы позволяют прийти к
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 12
117
Проблемы двигательной активности и спорта
выводу, что основными средствами и формой физического воспитания хантов и манси являлись исторически сложившиеся традиционные игры, состязания. Широкой популярностью среди них пользовались, борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, поднятие и перенос тяжестей, перетягивание палки, метание аркана (тынзяна) на хорей, прыжки через лодки (облас) и т. д.
Традиционные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития этих этносов имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были направлены не только на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только хантов и манси, но и других народов Севера и в целом России.
Литература
1. Красильников, В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов /
В.П. Красильников. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. -2002. -115 с.
2. Красильников, В.П. Этнопедагогические основы традиционного физического воспитанш коренных народов Сибири / В.П. Красильников. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. -2004. -165 с.
3. Мифы, предания, сказки хантов и манси. -М., 1990. - 470 с.
4. Патканов, С.К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдера / С.К. Патканов // Живая старина. - СПб. - 1899. - Вып. 2. - С. 92-97
5. Патканов, С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям /
С.К. Патканов // Живая старина. - СПб., 1891. — Вып. 3, 4. - С. 78.
6. Krasilnikov, V. Letter from Russia / V. Krasilnikov // Play Rights Jornal-the theore and practice of play. Stpt. 2005. - Vol. XXVI: Nr.3. - P. 17-18.
7 Krasilnikov, V. Etnic pedagogical conditions of use of games and competitions of traditional physi-caleducation of native small peoples of north (on example ofkhants) / V. Krasilnikov / 11-th annual Congress of the ECSS, Lausanna 2006. - Switzerland. -P. 598.
8. Krasilnikov, V. Techniques and methods of children’s, teenager’s and youth’s hardening to low temperatures: traditional physical training of Siberian indigenous population.Bulletin «Sport and Human Rights» / V. Krasilnikov. - Berlin. - 2006. - № 48. -P. 101-111.
9. Traditional games and competitions in original physical training of Siberian indigenous population. Alaska Knowledge Network. University of Alaska, http:// www. ankn. Uaf.edu/IEW/Russia/Sport.