ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 349.3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ
© Т. С. ГУСЕВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра гражданского права и гражданского процесса e-mail: [email protected]
Гусева Т. С. - Теоретико-правовые проблемы системы социальных выплат, связанные с понятийным аппаратом, используемым законодателем // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 109-113. - Статья посвящена исследованию понятийного аппарата в области социальных выплат. Автор выявляет содержание категорий пособие, компенсация, субсидия, материнский семейный капитал, ежемесячные денежные выплаты. Ключевые слова: понятийный аппарат, социальное обеспечение, социальные выплаты, пособие, компенсация, субсидия.
Guseva T. S. - Theoretical and legal problems of the system of social benefits associated with the conceptual apparatus used by the legislator // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 109-113. -
The article is devoted to the conceptual apparatus in the field of social benefits. The author reveals the content categories of relief, compensation, subsidy, maternal family capital, monthly cash payments.
Keywords: conceptual apparatus, social security, social payments, relief, compensation, subsidy.
Действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Для законодательства о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительногозаконодательстватакжесвойственна эта тенденция. Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи,когда дляобозначения одного итого же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальныхвыплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразием применения юридических терминов.
С. Ю. Головина справедливо отмечает, что главное свойство понятийного аппарата - системность. «Понятийный аппарат не просто набор терминов и их определений, а совокупность взаимоувязанных, согласованных и соподчиненных понятий, каждое из которых имеет свои место и назначение. При этом он обладаетсистемообразующимипризнаками, т.е. представляет собой структурно упорядоченное целостное
единство отдельных элементов - понятий, категорий и терминов» [5, с. 72]. В. А. Козлов также подчеркивает, что «в результате логической связанности понятий ни одно из них не остается независимым, все они взаимно определяют друг друга и накладывают ограничения на возможные интерпретации каждого понятия в отдельности» [8, с. 35]. Однако, именно, бессистемность характеризуетпонятийныйаппарат,используемыйза-конодателем применительно к социальным выплатам.
В. С. Андреев в 80-х годах прошлого века аргументировано обосновал идею о том, что все денежные выплаты нуждающимся гражданам, не являющиеся пенсиями, следует относить к пособиям [2, с. 18]. В тот период времени законодательство о социальном обеспечении не предусматривало других денежных выплат кроме пенсий и пособий. Компенсации впервые появляются в социально-обеспечительном законодательстве в 90-х годах ХХ века [19, 17, 14]. В тот же пе-риодзаконодательноеоформлениеполучаеттакойвид социальных выплат как субсидии [18, 16] .
Однако за последние годы в российском законодательстве о социальном обеспечении появляются выплаты, для идентификации которых законодатель использует разнообразные термины - материнский (семейный) капитал, ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсии, материальная помощь и др. Эти изменения обусловливают необходимость
правовой характеристики и видовой консолидации соответствующих выплат, определения их юридической природы и места в праве социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения и обслуживания как понятийная категория имеет общие, родовые признаки, позволяющие отличать его от иных денежных выплат и услуг, не относящихся к социальному обеспечению (заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат в трудовом праве, выплат по возмещению ущерба и т. п.) Одновременно, наряду с указанными признаками, конкретным видам социального обеспечения и обслуживания присущи специфические признаки в зависимости от той роли и целевого назначения, которые они выполняют в сфере распре-деленияобщественныхфондовпотребления[25,с.16].
Рассмотрение пособий как самостоятельного видасоциальногообеспеченияявляетсяобщепризнан-ным в науке, их отличие от пенсий и денежная форма предоставления позволяют характеризовать пособия как социальную выплату.
Е. Е. Мачульская определяет пособие как краткосрочную ( еженедельную,ежемесячную, периодическую) или единовременную возмездно-неэквивалентную выплату, назначаемую за счет государственных средств в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации дополнительных расходов при наступлении установленных законом социальных рисков [10, с. 44].
Н. Л. Смирнова дает следующее определение пособий. «Пособия - это денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица ( возмещение утраченного заработка, дополнительныхрасходов ), назначаемыесуче-том участия в той или иной форме занятости за счет средстввнебюджетныхфондов,госбюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах соотносимых с заработком или в твердо установленных денежных суммах» [24, с. 65].
Н. М. Римашевская считает, что пособия входят в состав механизмов, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых финансирующих групп общества (как правило, экономически особенно активных) в пользу получающих подгрупп, то есть больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных [23].
Пособия в праве социального обеспечения имеют различную правовую природу. Часть из них является страховым возмещением в системе социального страхования и выплачивается из средств государственных внебюджетных фондов, право на их получение приобретают только застрахованные лица. Вторая группа пособий безвозмездно (без требования уплаты страховыхвзносов) предоставляется нуждающимся гражданам из бюджетных средств. Эти свойства позволяют охарактеризовать их как алиментар-
ные. Р.И. Иванова отмечала, что «в самом общем виде под социальной алиментарностью следует понимать способ предоставления государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения» [7, с. 36].
Таким образом, понятие пособий сложилось в современной науке права социального обеспечения и вобрало в себя ряд характерных признаков. Пособие - социальная выплата, ограниченная временными рамками, имеющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказанияпомощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнением к основному источнику средств к существованию.
Компенсацииявляютсясамостоятельнымвидом социального обеспечения. Отраслевое законодательство осоциальном обеспечении не содержит определе-ниякомпенсации.Втрудовомзаконодательствеэтаде-финиция закреплена в ст. 164 ТК РФ, которая гласит: «компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами». Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, а некоторые авторы даже отождествляют их [22, с. 170].
С. Б. Цветков полагает, что «компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям. Их отличие видится в следующем: 1) посо-бияназначаютсянаоснованиифедеральныхзаконов,а компенсационные выплаты - на основании подзаконных актов; 2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат» [27, с. 159]. Но эти признаки вряд ли можно назвать существенными, по-зволяющимиихразграничить. Кроме того,с приведенными автором аргументами сложно согласиться, ведь некоторые компенсации устанавливаются законом, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О со-циальнойзащитеграждан,подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » предусматривает несколько видов компенсационных выплат. Размеры компенсаций не всегда превышают суммы пособий, да и проводить подобное сравнение вряд ли корректно, поскольку законодательство закрепляет различные основания их предоставления.
В. С. Аракчеев, Д. В. Агашев, Л. А. Гречук формулируют следующее определение социальнообеспечительных компенсаций - это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественногоположения наоснованиях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим
законодательством [3, с. 46]. Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрениякомпенсационныхвыплаткакнатураль-ной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.
И. С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действии контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов [12, с. 101]. Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан основания возникновения правоотношений).
Н. Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально-значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социальноалиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями [24, с. 62]. Основное отличие в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с це-льювозмещения. Возмещение ( частичное ) неполучае-мой заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т. д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных в законе [24, с. 62-63].
Разделяя приведенную точку зрения необходимо отметить следующее. Для того чтобы компенсационные выплаты не растворились в системе пособий и укрепили свой статус как самостоятельного вида социальных выплат, законодателю необходимо учитывать и развивать особую природу этих предоставлений как адекватного механизма восстановления имущественного положения, возмещения неблагоприятных последствий, соответствующих характеру вредного воздействия (например, компенсации чернобыльцам) или фактически понесенным расходам (например, компенсациячастиродительскойплатызасодержание ребенкавобразовательныхучрежденияхдошкольного образования), в случаях признаваемых государством социально значимыми. Именно, компенсаторная, вос-становительнаяфункциядолжнаявнопрослеживаться в нормативно-правовых актах, и такие «удачные» при-мерыможнонайтивроссийском законодательстве [15]. Компенсации должны соответствовать стоимости (фактической или условной) того объекта, для возмещения которого они предназначаются.
Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неис-
пользованный отпуск и др.), и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в правесоциальногообеспеченияотличаютсяоткомпен-саций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.
Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств. На эту принципиальную отличительную особенность обращает внимание Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 июля 2009 г. № 13-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» и ст. 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода, где подчеркивается, что государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и какраспорядительбюджета,создаваемогоирасходуе-мого в общих интересах [21].
Таким образом, компенсации как вид социального обеспечения обладают следующими признаками: предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; носят алиментарный характер.
Еще одним самостоятельным видом социальных выплат являются субсидии. Законодательное определение субсидий содержится в статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой указано, что субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсальногохарактера,чтообусловленорамочным характером закона, и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.
Т. В. Дергачева дает понятие субсидии как вида государственной социальной помощи и предлагает рассматривать субсидию в качестве безналичной формы расчета с гражданами, предоставляемой при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами РФ уровня от совокупного дохода семьи [6, с. 10].
А. В. Усс, В. А. Толоконский, В. И. Иванков,
В. Н. Лисица рассматривают субсидию как денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг на условиях долевого финансирования [26]. И. С. Морозова исследуя субсидии в общетеоретичес-
комаспекте,подвергаетсомнениюпринципбезвозврат-ности и считает, что «субсидии - это льготы временного характера, поэтому если соответствующие денежные средства не были использованы в установленные сроки, они подлежат возврату в бюджет» [11, с. 128].
Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Эти положения позволяют выделить такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. При этом важна не только основная цель предоставления - выравнивание материального положения нуждающихся с остальными членами общества, этот признак присущ все видам социального обеспечения. Имеет большое значение конечная цель, которая фиксируется в законодательстве и достижение которой подтверждается путем предоставления необходимыхдокументов. Крометого, всевидысубси-дий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов без требования встречных предоставлений и могут быть охарактеризованы как алиментарные.
Таким образом, субсидия в праве социального обеспечения - социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной основе из бюджетных средств,пред-назначенная строго для использования в целях, установленных в законе.
Ежемесячные денежные выплаты появились в законодательствеврезультатереформированиясисте-мы льгот с принятием 22 августа 2004 года федерального закона № 122-ФЗ. Правовые нормы, регулирующие ежемесячные денежные выплаты, были введены в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Вряд ли подобные изменения в законодательстве можно назвать оправданными, ведь большинство получателей ежемесячных денежных выплат не относится к числу мало-имущихграждан,накоторыхтрадиционнораспростра-няются меры государственной социальной помощи.
Ежемесячные денежные выплаты заменили натуральные льготы, но рассматривать их как компенсацию льгот не следует. Льготы в праве социального обеспечения рассматриваются как юридическое средство создания режима благоприятствования для граждан, находящихся в трудной жизненно ситуации, выражающегося в полном или частичном освобождении от исполнения определенных обязанностей [20, с. 8]. Компенсационные выплаты производятся с целью восстановления имущественного положения получателя. Льготы являются заработанными предшествующим трудом привилегиями, а не обстоятельствами влекущими ухудшение материального положения граждан, требующими компенсации.
Для ежемесячных денежных выплат не характерен главный признак субсидий - использование денежных средств в целях, установленных в законе. Думается, логично было бы рассматривать и обозна-чатьежемесячныеденежныевыплатыкакпособие,тем более, что статья 1 Федерального закона «О государ-
ственной социальной помощи» определяет социальное пособие как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Такой вид выплат как материнский (семейный) капитал введен Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [13]. Понятие этого вида социального обеспечения можно вывести из ст. 2 указанного закона. Так, материнский (семейный)капитал-средствафедеральногобюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Некоторые исследователи полагают, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения [4, с. 99]. Ю. Б. Корсаненко-ва считает, что материнский (семейный) капитал как по содержанию, так и по условиям предоставления отличается от видов социального обеспечения в денежной или натуральной форме (пенсий, пособий, компенсационных выплат и социальных услуг), так как его можно получить и расходовать только по трем направлениям, строго определенным в законе [9, с. 578].
Однако целевой характер использования не является основанием для рассмотрения этой денежной выплаты в качестве нового вида социального обеспечения. Именно этот признак сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии. Сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необоснованном расширении терминологии, используемой законодателем в области социальных выплат. Эти нововведения нельзя рассматривать как подиктованные объективной новизной указанных социальных выплат, поскольку за разнообразными юридическими терминами подчас скрывается единая правовая природа денежных выплат. А. Н. Аверьянов справедливо отмечает, что каждый элемент может существовать в системе лишь специализируясь, выполняя особые функ-ции,необходимыедляэффективногофункционирова-ния всей системы в целом [1]. Произвольное введение в законы новых терминов не согласуется с внутренней структурой отрасли права социального обеспечения и препятствует формированию системного правового регулирования социальных выплат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. 188с.
2. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.: Юридическая литература, 1974. 304 с.
3. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Часть 1. Учебное пособие. Томск, 2006.
4. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 99-107.
5. Г оловина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Монография. Екатеринбург, 1997.
6. Дергачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты). Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2002.
7. Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект). Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 1987.
8. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологи общей теории права. Л., 1989. 120с.
9. Корсаненкова Ю.Б. Некоторые проблемы правового регулированияпредоставления материнского капитала // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалыб-йМеждународнойнаучно-практической конференции / под ред. К.Н. Гусова. М., 2010.
10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. . д.ю.н. М.
11. Морозова И.С. Основы теории правовых льгот. Саратов, 2007. 260 с.
12. Морозова И.С. Сущность компенсации в общетеоретическом аспекте // Право и образование. 2007. № 1.
С. 100-111.
13. Одополнительныхмерахгосударственнойподдержки семей,имеющихдетей: Федер.ЗаконРос.Федерации от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1 (Часть 1). Ст. 19.
14. о компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных, общеоб-разовательныхучреждениях,учрежденияхначально-гопрофессиональногоисреднегообразования:Федер. Закон Рос. Федерации от 1 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3847. (утратил силу)
15. о порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года стояли на учете в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: Постановление Правительства Рос. Федерации от 12 сентября 2008 г. № 670 // СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4310.
16. О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите на-
селения: ПостановлениеПравительства Рос. Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 // СЗ РФ. 1999. № 33. ст. 4116. (утратило силу)
17. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Рос.Федерацииот15мая1991 г. № 1244-1 // Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699; 1992. N 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4561; 1996. N 51. Ст. 5680; 1999. N 16. Ст. 1937; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 7. Ст. 610; 2004. № 35. Ст. 3607; 2008. № 9. Ст. 817; № 29. Ст. 3410; № 52. Ст. 6224. 2009. № 18 (ч.1). Ст.2152.
18. Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 августа 1996 г. № 937. // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст.4006. (утратило силу)
19. Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам,осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 мая 1994 г. № 549 // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 612. (утратило силу)
20. Пашкова Г.Г. Льготы в праве социального обеспечения. Автореф. дис. ...к.ю.н. Томск, 2004.
21. По делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» и ст. 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 15 июля 2009 г. № 13-П // СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3997.
22. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. М.: Юрист, 2006.
23. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
24. Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социальногообеспечениясовременнойРоссии.Дис.... к.ю.н. Владивосток, 2002.
25. Советское право социального обеспечения / Под ред.
A.Д. Зайкина. М., 1982.
26. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс,
B.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица. Новосибирск, 2004.
27. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учебное пособие. Волгоград, 2009.