Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы проблемы педагогического сопровождения социализации старшеклассников в условиях детского дома'

Теоретико-методологические основы проблемы педагогического сопровождения социализации старшеклассников в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / SOCIAL ORPHANHOOD / ORPHANS AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СТАРШЕКЛАССНИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Л. Я.

В статье раскрывается проблема социализации старшеклассников в условиях детского дома. Интеграционные процессы в России и мире актуализируют социализацию воспитанников детского дома, что означает их приспособление к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности. Перед российскими учреждениями интернатного типа сегодня остро встаёт необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения социализации воспитанников в условиях детского дома. В этом заключается актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хакимова Л. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEORETIC AND METHODOLOGICAL GROUNDS OF A PROBLEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL PUPILS IN CONDITIONS OF ORPHANAGE

In the article a problem of socialization of older school children in conditions of orphanage is revealed. Integration processes in Russia and the world make socialization of orphans very important. These process imply the particular schemes of their adaptation to social and economic conditions, functions, social norms of various levels of activity in the society, to social institutes as to the environment of activity and inclusion of social norms and values in an interior. The Russian boarding schools face a high need of search for the most optimizing solutions to fulfill the socialization of pupils within the atmosphere of an orphanage house. The author mentions the relevance, theoretical and practical importance of the problem of socialization in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы проблемы педагогического сопровождения социализации старшеклассников в условиях детского дома»

УДК 378

Hakimova L.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), Е-mail: [email protected]

TEORETIC AND METHODOLOGICAL GROUNDS OF A PROBLEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL PUPILS IN CONDITIONS OF ORPHANAGE. In the article a problem of socialization of older school children in conditions of orphanage is revealed. Integration processes in Russia and the world make socialization of orphans very important. These process imply the particular schemes of their adaptation to social and economic conditions, functions, social norms of various levels of activity in the society, to social institutes as to the environment of activity and inclusion of social norms and values in an interior. The Russian boarding schools face a high need of search for the most optimizing solutions to fulfill the socialization of pupils within the atmosphere of an orphanage house. The author mentions the relevance, theoretical and practical importance of the problem of socialization in the modern conditions.

Key words: socialization, social orphanhood, orphans among high school students, pedagogical support.

Л.Я. Хакимова, канд. пед. наук, ст. преп., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

В статье раскрывается проблема социализации старшеклассников в условиях детского дома. Интеграционные процессы в России и мире актуализируют социализацию воспитанников детского дома, что означает их приспособление к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности. Перед российскими учреждениями интернатного типа сегодня остро встаёт необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения социализации воспитанников в условиях детского дома. В этом заключается актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы социализации.

Ключевые слова: социализация, социальное сиротство, старшеклассники детского дома, педагогическое сопровождение.

Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране существенно меняют условия социализации учащейся молодёжи, и в особенности - воспитанников детского дома. В свете реализации требований к личности школьника Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения требуется переосмысление данного феномена в современных условиях. Этот процесс характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанного с формированием ответственного, компетентностно-го, творческого выпускника, умеющего самостоятельно решать свои жизненные важные проблемы.

По мнению В.А. Доскина и других исследователей, активная разработка теоретических аспектов проблемы социализации личности развернулась в советской философии, социологии, социальной педагогике и социальной психологии в 70-е годы и получила своё продолжение в 80-е годы [1, с. 89].

Понятие «социализация» по-разному определяется в различных науках.

В социальной педагогике термин социализация - это явление, обеспечивающее социальную адаптацию и интеграцию личности, что означает адаптацию его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждого конкретного индивида [2, с. 77].

РВ. Овчарова это понятие сужает, подразумевая под социализацией двусторонний процесс, в котором человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т. д.); с другой стороны воспроизводит определённым образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям [3, с. 23].

Если общепринятый термин в социальной педагогике подразумевает действие человека, его готовность к жизнедеятельности в обществе и его личностные качества, то Р.В. Овчарова видит социализацию в усвоении социального опыта и его воспроизводства в различных видах: либо асоциально, либо просоциально.

Анализируя толкование значения термина «социализация» в разных источниках, мы приходим к выводу о том, что все они идентичны, но отражают специфику своей науки. К сожалению,

все эти определения были даны в прошлом веке, поэтому не полностью отражают современное российское общество, требования к личности школьника и организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что социализация тесно связана с процессами развития и воспитания личности.

В процессе усвоения содержания деятельности и её разнообразных видов происходит ориентация ребёнка на эту деятельность, осуществляется выбор приоритетного направления, определяются личностные смыслы деятельности, отношения к ней. Одновременно происходит расширение контактов с другими людьми. Кроме того, в процессе социализации формируется идентичность человека и его индивидуальность.

Таким образом, социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в общество, в социум; с другой стороны, процесс активного формирования индивидом собственных ценностей, расширения социальных связей за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Между тем, социализация ребёнка, воспитывающегося вне семьи, в детском доме, несмотря на все условия государства и общества, а также педагогического коллектива, отличается от социализации детей, живущих в семье.

По сравнению с детьми из семей, воспитанники из детского дома менее внимательны к действиям и состояниями партнёров по общению. Уровень чуткости воспитанников детского дома, как правило, значительно ниже возрастной нормы. В общении играет важную роль узко-прагматическая мотивация, связанная с получением от партнера помощи и услуг. Воспитанники не дифференцируют основные виды общения, интимно-личностное общение раскрыто не полностью или вообще отсутствует.

Воспитанники детского дома ориентируются на признание в социальной среде сверстников чаще всего через физическую силу, агрессию, девиантные формы поведения (ложь, кражи). Неправильно формирующийся опыт общения приводит к негативной позиции по отношению к ближним, а если к этому еще добавляется и негативное отношение к воспитаннику со стороны группы (то есть группа оценивает его ниже, чем он сам себя), то он испытывает разочарование, неудовлетворенность. Из-за подчинённости к группе и доверчивости у детей данной категории часто формируется асоциальное поведение, и они попадают

в группы социального риска. Главной из причин этого является низкое принятие себя и заниженная самооценка [4, с. 23].

Как показывает наше исследование, отличительной чертой воспитанников детского дома является присущее им состояние социально-психологической отчуждённости от других людей, самих себя. Формальное дисциплинирование воспитанников приводит к отчуждению. Как известно, именно акцент на дисциплинарные моменты во многом провоцирует вышеперечисленные нарушения общения, характерные для воспитанников детского дома. В итоге у воспитанников формируется деформированное представление о жизни, что затрудняет их социализацию после выхода из детского дома в самостоятельную жизнь, в общество.

В рамках нашего исследования определение процесса адаптации является наиболее подходящим к нашему случаю. Такая адаптированность может выражаться в социальной ответственности и моральной зрелости старшеклассников. Старшеклассник осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном. Итак, процесс социальной адаптации рассматривается в трёх структурных уровнях: а) общество (макросреда); б) социальная группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация). Основной акцент в процессе социальной адаптации старшеклассников мы делаем на два последних уровня, поскольку детский дом является закрытым учреждением интернатного типа и выход в макросреду крайне ограничен.

Таким образом, термином «адаптации» мы обозначаем с одной стороны свойства человека, характеризующие его устойчивость и приспособление к условиям окружающей действительности. С другой стороны - сам процесс приспособления чело-

Библиографический список

века к меняющимся условиям, который является двусторонним: взаимодействие личности и среды.

Термин «активность» является общенаучным и применяется в разных науках самостоятельно, так и в сочетаниях с другими словами. Понятие «активность» (от латинского «akktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся. Поскольку социальная активность составляет компонент социализации, мы особое внимание уделяем её трактовке. В работах теоретиков социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект социального действия и общественных отношений.

Формирование социальной активности старшеклассников, на наш взгляд, требует: осознания общественных явлений, составляющих отношения, социальные и нравственные ценности общества; развития социальных качеств и способностей; включение в практическую деятельность, освоения новых социальных ролей.

Таким образом, проблема социализации старшеклассников в условиях детского дома является важной, актуальной, требующей дальнейшего исследования. Проведённое исследование открывает новые перспективы в изучении проблемы теории и практики социализации воспитанников детского дома; поиск новых условий эффективного проектирования социализации воспитанников детского дома; изучение инновационных педагогических технологий социализации воспитанников детского дома.

1. Доскин В.А. Развитие и воспитание детей в домах. Москва: Владос, 2007.

2. Овчарова РВ. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Архангельск: Издательство Архангельского областного ИГЖРО, 2006.

3. Снежко Л.М. Диалектика объективных условий и субъективного фактора в процессе социализации личности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва,2003.

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. Москва: Мартис, 1997.

Referenœs

1. Doskin V.A. Razvitie i vospitanie detej v domah. Moskva: Vlados, 2007.

2. Ovcharova R.V. Vzaimodejstvie sem'i, detskogo sada i shkoly v preduprezhdenii pedagogicheskoj zapuschennosti detej. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Arhangel'skogo oblastnogo IGZhRO, 2006.

3. Snezhko L.M. Dialektika ob'ektivnyh uslovij i sub'ektivnogo faktora v processe socializacii lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva,2003.

4. Yung K.G. Analiticheskaya psihologiya. Proshloe i nastoyaschee. Moskva: Martis, 1997.

Статья поступила редакцию 02.11.15

УДК 378

Chernyshova T.S., postgraduate, North-Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN PROBLEMS OF PROFESSIONAL RETRAINING, ADVANCED TRAINING OF MEDICAL WORKERS AND THEIR SOLUTIONS IN REGIONS. An effective mechanism to mitigate existing in the field of continuing medical education problems would be the establishment within the framework of mutually beneficial cooperation of educational, medical institutions, special clinics with financial support from investors, medical centers. Thanks to this cooperation there is a possible solution to the problem of lack of modern equipped clinical bases in medical educational institutions and the lack in the clinics of qualified personnel willing to work on modern high-tech equipment. The author comes to the conclusion that improving the quality of medical education is possible under condition of conformity of the leading strategic objectives of regional and federal policies, and factors that determine the functioning of the regional health systems politics of a region.

Key words: medical staff, health regions, medical educational institutions, medical institutions, clinics.

Т.С. Чернышова, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РЕГИОНАХ

Эффективным механизмом снижения остроты проблем, имеющихся в сфере дополнительного медицинского образования, способно стать создание в рамках взаимовыгодного сотрудничества образовательных, лечебно-профилактических учреждений, специализированных клиник, при финансовой поддержке инвесторов, медицинских центров. Благодаря такому сотрудничеству появляется возможность решения проблемы отсутствия современных оборудованных клинических баз у медицинских образовательных учреждений и проблемы отсутствия в клиниках квалифицированного персонала, готового работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Автор приходит к выводу, что повышение качества медицинского образования возможно при условии стратегического соответствия ведущих целей региональной и федеральной политики.

Ключевые слова: медицинские кадры, здравоохранение, регионы, медицинские образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.