13. Manger T.E. Pedagogicheskie osnovy sotsializatsii lichnosti kak sub"ekta sotsiokul'turnogo obshchestva [Personal Socialization Pedagogical Basis as a Sociocultural Society Subject]. Vestnik TGU[TSUBulletin], 2014, no. 10 (138), pp. 59-66. (In Russ.).
14. Mardakhaev L.V. Sotsializatsiya i sotsionomiya. Sotsial'no-pedagogicheskiy podkhod [Socialization and Sociono-my. Social and Pedagogic Approach]. Vestnik vysshey shkoly. Seriya: pedagogika ipsikhologiya [The Higher School Herald. Pedagogy and Psychology], 2015, no. 4, pp. 51-55. (In Russ.).
15. Mudrik A.V. Sotsializatsiya - pole sistemnykh izmeneniy [Socialization is the Field of System modifications]. Voprosy vospitaniya [Educational Questions], 2014, no. 4. 114 p. (In Russ.).
16. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya: problemy metodologii, istorii i teorii [Social psychology: problems of methodology, history and theory]. St. Petersburg, IGUP Publ., 1999. 592 p. (In Russ.).
17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155 [National (Federal) Education Standards of nursery education: approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, October 17, 2013, No. 1155]. 29 p. (In Russ.).
18. Feldshteyn D.I. Sotsializatsiya i individualizatsiya - soderzhanie protsessa sotsial'nogo vzrosleniya [Socialization and individualization - the content of the process of social growth]. Mir detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya [World of childhood in the modern world (problems and objectives of the study)]. Voronezh, MODEK Publ., 2013. 336 p. (In Russ.).
19. Khuziakhmetov A.N. Problemy sotsializatsii lichnosti v pedagogicheskoy teorii i praktike [Problems of socialization of the individual in educational theory and practice]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2012, no. 2 (30), pp. 121-127. (In Russ.).
20. Tsinchenko G.M. Semeynaya sotsializatsiya i vospitanie [Family socialization and education]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 2014, no. 5, pp. 86-99. (In Russ.).
21. Giddings F.P. The theory of socialisation. New-York, 1897. 51 p. (In Engl.).
УДК 37.018.324
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущенко Людмила Александровна, старший преподаватель, кафедра социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alexei. kemerovo@gmail.com
В статье исследуется проблема социально-культурной адаптации воспитанников детского дома средствами культурно-досуговой деятельности. Актуальность проблем интеграции детей в общество, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, обусловлена развитием тенденций гуманизации образования, формированием адаптивности образовательной системы к особенностям развития и воспитания ребёнка. Такие дети нуждаются в индивидуальном адаптивном подходе, в связи с этим существует необходимость поиска новых путей организации работы по социально-культурной адаптации, содействия в развитии детей как личностей, реализации способностей и возможностей, обеспечения позитивных изменений в их образе жизни. Целью работы является обобщение практического опыта применения средств культурно-досуговой деятельности как определяющего фактора адаптивного подхода в социально-культурной адаптации воспитанников детского дома. Адаптивный подход в работе с такими детьми является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. За счёт сотрудничества руководства детских домов и высших образовательных учреждений культуры происходит положительная динамика формирования социально-культурной адаптации личности воспитанников. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками и студентами является существенным условием пози-
тивных изменений в развитии и адаптации ребенка и совершенствовании его способностей. Как основной метод исследования в работе по социально-культурной адаптации воспитанников был использован метод включенного наблюдения. Результатом практической деятельности стала положительная динамика эмоционально-психического развития детей, рост их творческой активности, овладение культурными нормами и традициями.
Ключевые слова: адаптация, воспитание, воспитанники детского дома, инкультурация, интерга-ция, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная адаптация, социализация.
THE SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PUPILS OF ORPHANAGES BY MEANS OF THE CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
Sushchenko Lyudmila Aleksandrovna, Sr Instructor, Department of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: alexei.kemerovo@gmail.com
Features of social status adversely affect the all-round development of personality of a child in an orphanage, hampering his development in various fields of activity. In this regard, there is a practical need for organizing work on the socio-cultural adaptation of children from an orphanage, facilitating the realization of their abilities and opportunities, and ensuring positive changes in their lifestyle. However, in order to maximize the potential of each child, it is necessary to consider socio-cultural adaptation as a complex and long-term process. The undoubted factor in the successful integration of pupils into society is the professionalism of teachers of educational institutions, readiness for individual work with pupils, humanism and ability for empathy, altruism and above all love for children. The problem of socio-cultural adaptation of orphans found their practical solution in adaptive educational activities. These are purposeful practical conditions that realize the desires, readiness and ability of the child to get comfortable in a particular situation or activity. As the main method of research on the adaptability of pupils to the socio-cultural environment, we have chosen the method of included observation. The main advantage of this method is the direct contact of the researcher with the object of study, the ability to ask clarifying questions, conduct a survey, talk. An important condition for the effectiveness of the educational work of an orphanage lies in the correctional and developmental orientation of the educational process, the creation of conditions for the success of each child, and the increase in intrinsic motivation. This approach to the organization of the process of education is possible with the implementation of a set of measures to accompany the child in the institution:
- functioning of a diverse range of circles and sections;
- creation of specialized programs for working with children at risk.
Keywords: adaptation, education, pupils of the orphanage, enculturation, integration, cultural and leisure activities, socio-cultural adaptation, socialization.
В основе социально-культурной политики государства лежит принципиально новый подход к выявлению путей личностного развития и социальной интеграции детей - воспитанников детского дома. Актуальность проблемы социально-культурной адаптации обусловлена образовательной политикой РФ, направленной на демократизацию и гуманизацию образования. В связи с тем, что одним из основных принципов школьной реформы и всех происходящих в стране преобразований стал принцип «общедоступность образования, адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников» [2], особую значимость приобретает проблема социально-культурной адаптации детей. Ребенок, оказавшийся в детском доме, имеет неблагополучную наследственность, слабое здоровье, как правило, эмоционально не устойчив. Особенности социального статуса ребёнка-сироты неблагоприятно влияют на всестороннее развитие личности, затрудняют его продвижение в значимых сферах деятельности, таких как учебная, познавательная и культурно-досуговая.
За время пребывания в учреждении ребёнок должен успеть научиться нормам и правилам социальных отношений как достойный член общества. В полных семьях гарантом личностного развития детей являются родители. В силу сложившихся жизненных обстоятельств, не получив родительского воспитания, такие дети не способны самостоятельно гармонично развиваться. В связи с этим существует практическая необходимость организации работы по социально-культурной адаптации детей-воспитанников в детском доме, содействие их развитию как личности, реализация способностей и возможностей, обеспечение позитивных изменений в их образе жизни, а в конечном счете - интеграция детей в общество. Однако, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, черты его индивидуальности, следует рассматривать социально-культурную адаптацию как сложный и долгосрочный процесс. Такие критерии, как возраст ребёнка, его психоэмоциональные особенности требуют большей индивидуальной практической работы в направлении социокультурной адаптации. Также безусловным фактором успешной интеграции воспитанников в общество является профессионализм педагогов образовательно-воспитательных учреждений, владение ими разнообразными методами и формами работы, готовность к индивидуальной работе с воспитанниками, гуманизм и способность к эмпатии, альтруизм и прежде всего любовь к детям.
Социально-культурная адаптация представляет собой одну из закономерностей общественной жизни. Социально-культурная адаптация -это управляемый обществом процесс приобщения человека к культуре [8, с. 311]. Она нашла свое практическое разрешение в адаптивной педагогической деятельности, то есть целенаправленных практических условиях, реализующих желания, готовность и способность ребенка освоиться в конкретной ситуации или исполняемой им основной деятельности.
В настоящем времени существует много научных концепций, рассматривающих адаптивную направленность в методах обучения и воспитания при работе с детьми в детских домах. Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Валь-
дорфской школы (А. Пинский), представители педагогики Монтессори, пропагандирующей индивидуальный подход к обучению, основанному на выработке собственной программы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивны-ми периодами жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь многие педагоги-новаторы: А. Н. Адам-ский, А. Н. Тубельский (школа «Самоопределение»), В. А. Караковский, Е. А. Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения).
Социально-культурный подход к адаптации заключается в социальном воспитании и развитии, а также оценке эффективности применяемых педагогических методов. Для определения уровня адаптированности и динамики культурно-нравственного развития детей в работе мы пользуемся следующими показателями, предложенными Л. Л. Шпак [9, с. 284]:
- рост творческой активности;
- обогащение содержания характера культурной деятельности;
- овладение культурными нормами, традициями.
Мы считаем, что адаптивный подход в работе с детьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [8].
По мнению Е. А. Ямбурга, для реализации адаптивного подхода к воспитанию требуется [10, с. 82]:
- использование современного российского научно-педагогического и зарубежного научного и практического потенциала;
- целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонностей и способностей обучающихся, позволяющая дать возможность каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения;
- создание непрерывного педагогического пространства;
- осуществление комплексного психолого-педагогического подхода в образовании обучающихся.
Мировоззренческая основа такого подхода -восприятие ребёнка как потенциально полноценного субъекта общения, познания, творчества, труда.
Как основной метод исследования адаптиро-ванности воспитанников к социально-культурной среде нами был избран метод включенного наблюдения. Главным преимуществом такого метода является непосредственный контакт исследователя с объектом исследования, возможность задать уточняющие вопросы, провести опрос, беседу.
Посредством практической реализации адаптивного подхода решаются следующие культурно-воспитательные задачи [6]:
- целенаправленное приобщение к богатствам культуры, формирование ценностных ори-ентаций ребенка и возвышение его «духовных потребностей»;
- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности ребёнка в сфере досуга, повышения умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время в целях восстановления и поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
- создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации творческого потенциала и позитивного самоутверждения ребёнка.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации воспитанников детского дома является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени. Деятельность образовательной системы, выполняющей преимущественно функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, успешно обеспечивая самореализацию личности.
Сфера досуга является полем свободного выбора ребёнком видов и форм познания, общения, творчества соответствующих его интересам и склонностям. Потенциально она содержит широкие возможности для участия в таких видах деятельности, как просветительская, познавательная, творческая, рекреационно-оздоровительная, что обогащает содержание и структуру свободного времени, способствует развитию общей культуры личности, ее саморазвитию и самореализации.
Практический опыт организации культурно-досуговой деятельности в детском доме показывает, что воспитанники имеют поверхностные представления об окружающем их мире. Ограниченный, чаще негативный социальный опыт, особенности эмоционально-личностной сферы мешают им самостоятельно ориентироваться в социуме.
В этой связи на базе детского дома № 1 города Кемерово в рамках социально-культурного партнерства кафедрой социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры была открыта и действует многие годы социально-культурная учебная площадка профиля «Менеджмент детско-юношеского досуга», успешно осуществляя работу по социально-культурной адаптации воспитанников.
Работа ведется средствами культурно-досу-говой деятельности в рамках адаптивного подхода к педагогической деятельности. На протяжении 15 лет сотрудничества кафедры и детского дома наблюдается рост заинтересованности педагогического коллектива к социально-культурной адаптации воспитанников. Стало ясно, что куль-турно-досуговая деятельность, безусловно, положительно влияет на психоэмоциональное развитие детей, компенсирует недостатки в интеллектуальном, эмоциональном, духовном развитии. Благодаря такому сотрудничеству, многие воспитанники успешно интегрируются в культурную среду общества, стремятся учиться, продолжить своё образование в области культуры.
Говоря об оценке эффективности работы, был проведен качественный анализ воспитательной системы детского дома № 1, отраженный в материалах выпускных квалификационных работ студентов-выпускников кафедры социально-культурной деятельности профиля «Менеджмент детско-юношеского досуга».
Вся воспитательная деятельность детского дома № 1 г. Кемерово построена на принципах:
- ориентации на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир);
- ориентации на социально-целостные отношения (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
- субъектности (содействие педагога развитию способностей воспитанника быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- признания права воспитанника на данное поведение и производимый им выбор - принцип данности, который позволяет учитывать социальные и биологические факторы, повлиявшие на формирование личности воспитанника.
Важнейшими задачами воспитательной работы в детском доме являются:
- развитие социальной компетентности воспитанников, навыки общения с окружающими;
- расширение возможности произвольного взаимодействия со сверстниками через:
- воспитание любви к детскому дому, родному краю, формирование гражданско-патриоти-ческого самосознания;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержку индивидуальности ребенка;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных возможностей;
- формирование стремления к самосознанию, становлению активной жизненной позиции, формирование способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
Таким образом, анализируя работу с детьми детского дома № 1, мы пришли к выводу, что воспитание, будучи частью процесса адаптации и социализации в детском доме, приобретает исключительное значение для формирования личности.
Воспитание - процесс педагогически управляемый, он призван помочь ребенку не быть поглощенным негативными социальными явлениями. Поэтому целью воспитательной работы детского дома № 1 является создание единого социально-культурного пространства для воспитания здоровых, образованных, нравственно зрелых и творческих детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, с целью улучшения себя и окружающей жизни.
Следуя этому, воспитательная работа детского дома № 1 представлена следующими направлениями:
- художественно-эстетическое;
- гражданско-патриотическое;
- эколого-трудовое;
- спортивно-оздоровительное.
Важнейшее условие эффективности воспитательной работы детского дома № 1 заключается в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Коррекционно-разви-вающая направленность воспитательного процесса предполагает направленность всех проводимых мероприятий на утверждение самооценки личности, на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности в самооценке и саморазвитии. Такой подход к организации процесса воспитания возможен при реализации комплекса мер по сопровождению ребенка в учреждении:
- функционирование разнообразного спектра кружков и секций (система дополнительного образования в детском доме выполняет важные функции воспитания и обучения, рациональной организации свободного времени ребенка);
- создание специализированных программ для работы с детьми группы риска (программа «Школа самопознания», направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы; программа «Радуга жизни»; «Культура игрового общения» направлена на коррекцию различных отклонений в личностной сфере, таких как патологическая агрессивность, замкнутость, гиперактивность).
Так же применяются различные формы организации воспитательной деятельности в детском доме № 1: воспитание в процессе обучения; внеурочная деятельность; внеклассная; участие в работе творческих объединений и др.
Система культурно-досуговой деятельности дополнительного образования достаточно содержательная и интересная. Она открывает большие возможности для удовлетворения индивидуальных запросов воспитанников, учета их интересов и склонностей. Значительно повышается роль самого воспитанника в выборе способов использования свободного времени в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. За счет сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, вуза культуры и его кафедры социально-культурной деятельности происходит расширение сферы влияния окружающей среды на формирование социально-культурной адаптации воспитанников детского дома. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками и студентами является существенным условием позитивных изменений в развитии и адаптации ребенка и совершенствовании его способностей.
Система дополнительного образования детского дома включает 23 кружка разнообразной направленности, помогает решить задачи развития творческих способностей воспитанников и задачи социально-культурной адаптации. Внутришколь-ные и внешкольные кружки составляют:
- детский дом: 12 кружков (52 %);
- вне детского дома: 11 кружков (48 %).
Развитие эстетических начал личности охватывает все формы учебной и культурно-досуговой деятельности. Основной целью эстетического воспитания является развитие у ребёнка способности создавать собственную систему эстетических ценностей. Задача эстетического воспитания - научить детей видеть красоту, доброту, сердечность путем «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира.
Наибольшие возможности для развития художественно-творческих способностей детей дает систематическое проведение музыкальных занятий, участие в хореографическом коллективе «Искорки», уроки музыки, а также праздники, концерты, культурно-досуговые развлечения. Художественные способности в рисовании дети развивают в ИЗО-студии «Радуга» и «Мастерок».
Творческие возможности воспитанников детского дома действительно безграничны. За-
нимаясь любимым делом, они духовно обогащаются и готовы к самовыражению. Воспитанники легко вступают в общение; свободно чувствуют себя как в стенах детского дома, так и за его пределами, принимают участие в конкурсах. Они с удовольствием танцуют, поют и рисуют, вышивают и т. д., а самые талантливые становятся призерами, лауреатами различных конкурсов, фестивалей, городских, областных и всероссийских выставок.
С началом сотрудничества кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры (профиль «Менеджмент детско-юношеского досуга») и руководства детского дома с каждым годом совершенствуется подготовка и проведение детских праздников, что способствует сплочению коллектива, развитию различных форм сотрудничества детей и студентов. В процессе жизнедеятельности детского дома за многие годы нами совместно определился годовой круг праздников и традиционных дел, все они являются неотъемлемой составной частью воспитательной системы в целом и социально-культурной адаптации воспитанников. В подготовку и проведение праздников включаются все воспитанники детского дома. Дети-дошкольники приглашаются в качестве гостей. Дети старшего возраста с радостью готовят совместно со студентами оформление зала, где проходят праздники, исполняют стихи, песни, танцы. Воспитанники также принимают участие совместно со студентами в группе театрализации, исполняют роли и становятся ведущими мероприятий. Воспитанники детского дома №2 1 с нетерпением ждут праздников, пробуждающих в их душах интерес к окружающему, открывающих окно в мир прекрасного. Традиционными стали праздники, посвященные Дню именинника. При разработке сценария каждого из таких мероприятий обязательно появление сказочных героев, которые организовывают игры и конкурсы, поздравления именинников, вручение подарков. Праздник - это всегда событие, проживая которое, воспитанники приобретают ценный опыт встречи с окружающим миром и другими людьми. Успехи воспитанников в творческой праздничной деятельности положительно сказываются на уровне их приобщения к культуре, в воспитанности и изменениях, проявляющихся в формировании ценностных по-
тенциалов: готовность к выполнению норм и правил общественной жизни, способность различать хорошие и плохие поступки.
Таким образом, организация и проведение мероприятий культурно-досуговой деятельности в детском доме основывается на понимании
культурной деятельности как важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности, что, в конечном счете, способствует более успешной социальной интеграции и адаптации личности ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Литература
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. - 480 с.
2. Закон Российской Федерации об образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 27.01.2019).
3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Творческая педагогика, 1993. - 80 с.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
5. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
6. Устав МБУ детский дом № 1 г. Кемерово [Электронный ресурс]. - URL: http://detdom1.ucoz.ru/downloads/ ustav_2017.pdf (дата обращения: 27.01.2019).
7. Федеральный Закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2 fd88505/ (дата обращения: 27.01.2019).
8. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопед. слов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.
9. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. - Кемерово, 1992. - 353 с.
10. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. - М.: Per Se, 2004. - 366 с.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]. Moscow, MGUKI Publ., 2007. 480 p. (In Russ.).
2. Zakon Rossiyskoy Federatsii ob obrazovanii [The law of the Russian Federation on education]. (In Russ.). Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (accessed 27.01.2019).
3. Karakovskiy V.A. Stat'chelovekom: Obshchechelovecheskie tsennosti - osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Becoming a man: Universal human values are the basis of a holistic educational process]. Moscow, Tvorcheskaya pedagogika Publ., 1993. 80 p. (In Russ.).
4. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika [Socialpedagogy]. Ed by V.A. Slastonina. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 200 p. (In Russ.).
5. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern technologies of social and cultural activities]. Ed by E.I. Grigoryevoy. Tambov, Pershina Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
6. Ustav MBU detskiy dom № 1 g. Kemerovo [Charter of MBU orphanage № 1, Kemerovo]. (In Russ.). Available at: http://detdom1.ucoz.ru/downloads/ustav_2017.pdf (accessed 27.01.2019).
7. Federal'nyy Zakon ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya v Rossiyskoy Federatsii [Federal Law on the Fundamentals of Social Services for the Population in the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2fd88505/ (accessed 27.01.2019).
8. Khoruzhenko K.M. Kul'turologiya. Entsiklopedicheskiy slovar' [Culturology. encyclopedic Dictionary]. Rostov-on-Don, Feniks, 1997. 640 p. (In Russ.).
9. Shpak L.L. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya: sushchnost', napravleniya, mekhanizm realizatsii: dis. d-ra sotsio-logicheskikh nauk: 22.00.06 [Socio-cultural adaptation: Essence, directions, implementation mechanism. Diss. Dr of Sociological Sciences: 22.00.06]. Kemerovo, 1992. 353 p. (In Russ.).
10. Yamburg Ye.A. Upravlenie razvitiem adaptivnoy shkoly [Adaptive School Development Management]. Moscow, Per Se Publ., 2004. 366 p. (In Russ.).