УДК 378
Hagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Kulchitsky V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Strelnikov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Litvта G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE IN A PERSON ON THE BASIS OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO PHYSICAL EXERCISES. In the article a problem of motivational-value attitude of the youth to physical education and sports activities in a higher educational institution. The main motivation of students to physical exercises is studied. The paper characterizes psychological and pedagogical conditions that influence positive motivation of students to sports. The authors' program of physical education in higher education, directed on formation of physical culture of an individual, healing the body, is based on non-traditional means and methods of physical education and psychology. The authors conclude that the motivational-value attitude to physical education gives students the inner strength that determines not only individual actions, and sometimes the whole point of social self-determination and social activity of the individual.
Key words: physical education students, motivation, psychosomatic organism, bio-energy exercises, breathing exercises, self-control.
В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Р.В. Стрельников, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
В статье рассматривается проблема мотивационно-ценностного отношения молодёжи к физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Обозначены основные мотивы студентов для занятий физическими упражнениями. Представлены психолого-педагогические условия, воздействующие на положительную мотивацию студентов к занятиям. Предлагается авторская программа физического воспитания в вузе, направленная на формирование физической культуры личности, оздоровление организма, основанная на нетрадиционных средствах и методах физической культуры и психологии. Авторы приходят к выводу, что мотивационно-ценностное отношение к физической культуре придаёт студентам ту внутреннюю силу, которая определяет не только отдельные поступки, а порой и весь смысл социального самоопределения и социальной активности личности.
Ключевые слова: физическая культура студентов, мотивация, психосоматическое оздоровление организма, биоэнергетические упражнения.
Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса, её главной задачей выступает формирование физической культуры личности студента, психосоматическую основу которой составляет общекультурное, нравственное и физическое развитие личности, сохранение здоровья, самосовершенствование, обеспечение готовности к будущей профессиональной деятельности. По завершении обучения в вузе у выпускников должна быть сформирована устойчивая мотивация и потребность в занятиях физическими упражнениями, здоровом образе жизни, приобретён опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей и успешного построения профессиональной карьеры.
Проведённые нами исследования показывают, что у многих студентов поступивших в высшее учебное заведение, особенно на гуманитарные специальности, не сформировано мотиваци-онно-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Вызывают тревогу и статистические данные научных исследований санитарно-гигиенических учреждений, в которых отмечено, что число полностью здоровых студентов, обучающихся на младших курсах, составляет 11-13 %, различные морфологические отклонения наблюдаются у 68-75 %, хронические заболевания есть у 15-22 % обучающихся. К окончанию вуза около 47 % выпускников имеют хронические заболевания, 53% -функциональную патологию [1].
Студенческая молодежь - это будущий интеллектуальный, профессиональный и экономический ресурс страны. Положительное отношение к своему здоровью, физическая и психиче-
ская гармония личности способствуют ее успешной адаптации в социуме. Всё это еще раз говорит о пользе занятий физическими упражнениями и приоритете физического воспитания в образовательных организациях. В системе непрерывного физического воспитания в вузе необходимо применять оздоровительно-кор-рекционные методики, влиять на двигательную активность студентов, воспитывать интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
Всем известно, что мотивы занятий физическими упражнениями могут быть разными, обусловленными потребностями быть сильным, здоровым, иметь красивое телосложение, нравиться противоположному полу и др.
Английский психолог В. Макдугалл подчёркивает физиологические потребности и мотивы, создавая теорию инстинктов социального поведения, причиной которых он признаёт врождённые инстинкты стремления к цели, которые свойственны людям, и животным [1].
Двигательная деятельность является врождённым инстинктом, и по мере формирования личности совершенствуются и мотивы, они воздействуют на притязания личности, регулируют механизм двигательной активности.
Мотивы для занятий физическими упражнениями могут быть личностно-значимыми, социально и профессионально значимыми, побуждающими студента к совершению определенного действия как положительного, так и отрицательного.
Вызывает тревогу тот факт, что от курса к курсу у студентов падает интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Опрос студентов показал, что его снижение обусловлено рядом
причин: большими интеллектуальными нагрузками по профильным предметам и нехваткой свободного времени для занятий физическими упражнениями; ухудшением состояния здоровья; отсутствием индивидуального подхода на занятиях и выбора вида упражнений и др.
Условия проведения занятий для некоторых студентов, отрицательно относящихся к физической культуре и спорту, могут являться одним из главных моментов, меняющих отношение. В то же время мнение о плохом состоянии материально-технической базы является отнюдь не основным для негативного отношения к занятиям. Так, в числе ведущих мотивов их деятельности выделяют: недостаточную нагрузку, которая является одной из причин отрицательного отношения к занятиям, они так же усматривают в занятиях однообразие, применение несовременных средств обучения. По их мнению, в методике проведения занятий кроются значительные резервы для повышения интереса к учебному предмету студентов, пассивных и безразличных к двигательной деятельности.
Снижение интереса к занятиям также обусловлено трудной сдачей контрольных нормативов по предмету «Физическая культура». На наш взгляд, выполнение контрольных показателей по физической культуре не должно являться самоцелью или конечной целью физического воспитания и создавать трудности студентам для сдачи зачета. Тесты и диагностики необходимы только для сравнения достигнутых результатов обучения, благодаря которым занимающиеся открывают для себя возможности дальнейшего физического самосовершенствования.
Среди причин снижения интереса к занятиям студенты выделяют отсутствие осознаваемой результативности занятий, хотя этот мотив не является ведущим. Согласно мнению преподавателей, на мотивацию студентов могут оказывать существенное влияние предпочтения и приоритеты студентов в выборе двигательных действий, индивидуальные особенности в выборе целей обучения, эмоционально благоприятная среда на занятиях, возможность осуществления творческой деятельности, разнообразные средства, формы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе.
Е.В. Воробьева, Г.М. Соловьев, В.Е. Кульчицкий, Г.А. Литвина, Н.Ю. Шумакова и др. в своих исследованиях отмечают, что для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу студентов, недостаточно сообщать им «готовые» знания, раскрывать перед ними объективную значимость тех или иных явлений и форм жизнедеятельности, а необходимо активизировать творческое мышление и создавать условия для осуществления творческой деятельности [1 - 6].
Опираясь на вышеизложенные факты, мы разработали авторскую программу занятий физическими упражнениями в вузе, которая включала в лекционные занятия вопросы полноценного питания, взаимосвязь питания с мышлением, ошибки в питании молодежи; разновидности дыхательной гимнастики; системы энергообеспечение организма. На практических занятиях изучались нетрадиционные системы оздоровления: при помощи
Библиографический список
биоэнергетических и дыхательных упражнений; точечный самомассаж; оздоровление организма силой положительной мысли; специальные упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата; упражнения на растягивание и др.
Творческая деятельность в процессе занятий включала написание рефератов, создание презентаций, составление и проведение комплексов упражнений для утренней гимнастики; комплексов упражнений на осанку; полностью проведение занятий, соревнований и физкультурно-спортивных праздников; разработку комплексов упражнений релаксационной направленности с образной визуализацией и музыкальным сопровождением.
Для получения положительных сдвигов в мотивации на физкультурно-спортивную деятельность варьировались цели участия в ней студентов, что помогало формированию в дальнейшем относительно устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом. В соревнованиях по видам спорта акцент был сделан на групповые формы участия. Подведение итогов осуществлялось с учётом количества членов учебной группы, участвовавших в мероприятиях. Это позволило значительно переориентировать мотивы включенности в физкуль-турно-спортивную деятельность и существенно повысить число соревнующихся. В процессе занятий каждому студенту необходимо было вести дневник самоконтроля, где фиксировать своё функциональное состояние, переносимость нагрузок, результаты тестирования.
Помимо общепринятых тестов, студентам предлагались диагностики, оценивающие физическое состояние организма: задержка дыхания на вдохе и выдохе (с); кросс без учета времени (км); прыжки через скакалку (раз); наклон вперед из положения стоя (см); висы на перекладине (с); бег на месте с высоким подниманием бедра и хлопком под коленом (с) [2]. В опытно-экспериментальной работе подтверждена эффективность использования психолого-педагогических условий, необходимых для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.
Одним из показателей успешности внедрения нашей авторской программы в физическое воспитание могут служить ответы студентов: «Занимаясь физической культурой мое душевное и физическое состояние улучшается»; «Я познаю себя и радуюсь жизни»; «У меня улучшается настроение и появляется желание все больше и больше заниматься, я записался в спортивную секцию» и др.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что мотива-ционно-ценностное отношение к физической культуре придает студентам ту внутреннюю силу, которая определяет не только отдельные поступки, а порой и весь смысл социального самоопределения и социальной активности личности. Под влиянием мотивов у студентов формируются прикладные знания, двигательные умения, навыки, физические, психофизиологические, специальные качества, обеспечивающие физическую и профессиональную готовность к предстоящей трудовой деятельности.
1. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика: гуманизация образования в области физической культуры. Москва, 2010.
2. Савко Э.А. Приоритет здоровья в физическом воспитании студентов. Минск, 2010.
3. Воробьева Е.В. Формирование творчества и воображения в учебной деятельности. Москва, 2008.
4. Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся. Москва, 2007.
5. Кульчицкий В.Е. Профилактика сколиоза студентов педагогического вуза как средство реализации здоровьесберегающих технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 56 - 58.
6. Кульчицкий В.Е., Кульчицкая И.Ю., Литвина Г.А. Реализация здоровьесберегающих технологий в современном вузе. Вестник Московского института государственного управления и права. 2015; 10.
Referencеs
1. Shumakova N.Yu. Artpedagogika: gumanizaciya obrazovaniya voblasti fizicheskojkul'tury. Moskva, 2010.
2. Savko 'E.A. Prioritet zdorov'ya v fizicheskom vospitanii studentov. Minsk, 2010.
3. Vorob'eva E.V. Formirovanie tvorchestva i voobrazheniya v uchebnoj deyatel'nosti. Moskva, 2008.
4. Solov'ev G.M., Solov'eva N.I. Zdorov'esberegayuschaya sistema obrazovaniya vobespecheniizdorov'ya i formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni uchaschihsya. Moskva, 2007.
5. Kul'chickij V.E. Profilaktika skolioza studentov pedagogicheskogo vuza kak sredstvo realizacii zdorov'esberegayuschih tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 56 - 58.
6. Kul'chickij V.E., Kul'chickaya I.Yu., Litvina G.A. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij vsovremennom vuze. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2015; 10.
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 378
Hakimova L.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), Е-mail: [email protected]
TEORETIC AND METHODOLOGICAL GROUNDS OF A PROBLEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL PUPILS IN CONDITIONS OF ORPHANAGE. In the article a problem of socialization of older school children in conditions of orphanage is revealed. Integration processes in Russia and the world make socialization of orphans very important. These process imply the particular schemes of their adaptation to social and economic conditions, functions, social norms of various levels of activity in the society, to social institutes as to the environment of activity and inclusion of social norms and values in an interior. The Russian boarding schools face a high need of search for the most optimizing solutions to fulfill the socialization of pupils within the atmosphere of an orphanage house. The author mentions the relevance, theoretical and practical importance of the problem of socialization in the modern conditions.
Key words: socialization, social orphanhood, orphans among high school students, pedagogical support.
Л.Я. Хакимова, канд. пед. наук, ст. преп., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
В статье раскрывается проблема социализации старшеклассников в условиях детского дома. Интеграционные процессы в России и мире актуализируют социализацию воспитанников детского дома, что означает их приспособление к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности. Перед российскими учреждениями интернатного типа сегодня остро встаёт необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения социализации воспитанников в условиях детского дома. В этом заключается актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы социализации.
Ключевые слова: социализация, социальное сиротство, старшеклассники детского дома, педагогическое сопровождение.
Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране существенно меняют условия социализации учащейся молодёжи, и в особенности - воспитанников детского дома. В свете реализации требований к личности школьника Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения требуется переосмысление данного феномена в современных условиях. Этот процесс характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанного с формированием ответственного, компетентностно-го, творческого выпускника, умеющего самостоятельно решать свои жизненные важные проблемы.
По мнению В.А. Доскина и других исследователей, активная разработка теоретических аспектов проблемы социализации личности развернулась в советской философии, социологии, социальной педагогике и социальной психологии в 70-е годы и получила своё продолжение в 80-е годы [1, с. 89].
Понятие «социализация» по-разному определяется в различных науках.
В социальной педагогике термин социализация - это явление, обеспечивающее социальную адаптацию и интеграцию личности, что означает адаптацию его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждого конкретного индивида [2, с. 77].
РВ. Овчарова это понятие сужает, подразумевая под социализацией двусторонний процесс, в котором человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т. д.); с другой стороны воспроизводит определённым образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям [3, с. 23].
Если общепринятый термин в социальной педагогике подразумевает действие человека, его готовность к жизнедеятельности в обществе и его личностные качества, то Р.В. Овчарова видит социализацию в усвоении социального опыта и его воспроизводства в различных видах: либо асоциально, либо просоциально.
Анализируя толкование значения термина «социализация» в разных источниках, мы приходим к выводу о том, что все они идентичны, но отражают специфику своей науки. К сожалению,
все эти определения были даны в прошлом веке, поэтому не полностью отражают современное российское общество, требования к личности школьника и организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что социализация тесно связана с процессами развития и воспитания личности.
В процессе усвоения содержания деятельности и её разнообразных видов происходит ориентация ребёнка на эту деятельность, осуществляется выбор приоритетного направления, определяются личностные смыслы деятельности, отношения к ней. Одновременно происходит расширение контактов с другими людьми. Кроме того, в процессе социализации формируется идентичность человека и его индивидуальность.
Таким образом, социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в общество, в социум; с другой стороны, процесс активного формирования индивидом собственных ценностей, расширения социальных связей за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Между тем, социализация ребёнка, воспитывающегося вне семьи, в детском доме, несмотря на все условия государства и общества, а также педагогического коллектива, отличается от социализации детей, живущих в семье.
По сравнению с детьми из семей, воспитанники из детского дома менее внимательны к действиям и состояниями партнёров по общению. Уровень чуткости воспитанников детского дома, как правило, значительно ниже возрастной нормы. В общении играет важную роль узко-прагматическая мотивация, связанная с получением от партнера помощи и услуг. Воспитанники не дифференцируют основные виды общения, интимно-личностное общение раскрыто не полностью или вообще отсутствует.
Воспитанники детского дома ориентируются на признание в социальной среде сверстников чаще всего через физическую силу, агрессию, девиантные формы поведения (ложь, кражи). Неправильно формирующийся опыт общения приводит к негативной позиции по отношению к ближним, а если к этому еще добавляется и негативное отношение к воспитаннику со стороны группы (то есть группа оценивает его ниже, чем он сам себя), то он испытывает разочарование, неудовлетворенность. Из-за подчинённости к группе и доверчивости у детей данной категории часто формируется асоциальное поведение, и они попадают