Литература
1.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
2. Калимуллина О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: дис. д-ра пед. наук / О.А Калимуллина. - Казань., 2015 -488 с.
3. Масанина, Т.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по математике / Т. Н. Масани-на. - Сургут, 2012. - С. 3-16.
4. Маслоу А. Психология бытия / Абрахам Маслоу. - М.; Педагогика, 1997. - 304 с.
5. Пилюгина, Е.И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е.И. Пилюгина, О.В. Бережнова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.
6. Шумская Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 окт. 2000 г. / под ред. Н.А. Березовина : в 2 ч. Минск : БГУ, 2000. Ч. 1. С. 189-192
Resources
1. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. - M.: Mysl', 1988. - 301 s.
2. Kalimullina OA. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi v usloviyah dosugovoj deyatel'nosti: sinergeticheskij podhod: dis. d-ra ped nauk / O.A Kalimullina. - Kazan'., 2015 - 488 s.
3. Masanina, T.N. Organizaciya vneauditornoj samostoyatel'noj raboty po matematike / T. N. Masani-na. - Surgut, 2012. - S. 3-16.
4. Maslou A. Psihologiya bytiya / Abraham Maslou - M.: Pedagogika, 1997. - 304 s.
5. Pilyugina, E.I. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya studenta vuza / E.I. Pi-lyugina, O.V. Berezhnova // Molodoj uchenyj. - 2012. - № 10. - S. 289-291.
6. Shumskaya L.I. Pedagogicheskoe obespechenie studencheskogo samoupravleniya / / Pedagogicheskoe obrazo-vanie v klassicheskom universitete: problemy i perspektivy : materialy mezhdunar. nauch.-prakt konf., 12 okt 2000 g. / pod red N.A Berezovina : v 2 ch. Minsk : BGU, 2000. CH. 1. S. 189-192.
УДК 379.8
Р.И.Турханова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья раскрывает формы социальной направленности коммуникативной функции социально-культурной деятельности; сущность и структуру коммуникативной функции социально-культурной деятельности; выявляются новые культурные инновационные каналы, направленные на удовлетворение потребности личности в общении. В статье отражены современные системы социально-культурной деятельности в условиях новых методологических связей; обоснованы позиции автора в обосновании культурного потенциала общества на основе новых социальных установок. Коммуникационная функция социально-культурной деятельности рассмотрена в системе социального развития человека; изучены направления реализации коммуникативной функции в условиях социально-культурной деятельности; выявлены теоретико-методические ресурсы социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: функция, социально-культурная деятельность, коммуникативная функция, творчество, социальное развитие личности.
Raihana I.Turkhanova THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article reveals the forms of social orientation of the communicative function of socio-cultural activities; expands ideas about the boundaries of the use of communicative connections in the system of social processes; considers the essence and structure of the communicative function of socio-cultural activities; new cultural innovation channels are used to meet the needs of the individual in communication. The article reflects the modern system of socio-cultural activities in terms of new methodological links; justifies the author's position in substantiating the cultural potential of society based on new social attitudes; uses methodological relationships between communication, the environment and the individual. The communication function of socio-cultural activities in the system of human social development is considered; the direction of the implementation of the communicative function in terms of socio-cultural activities is studied; theoretical and methodological resources of socio-cultural activities are revealed.
Key words: function, socio-cultural activities, communicative function, creativity, social development of the individual.
Социально-культурная деятельность на современном этапе переживает ряд новых изменений в аспекте новых коммуникативных институтов общества, которые трансформируются сегодня в сторону новых идеологических позиций личности. Важно принять те коммуникаци-
онные каналы, которые направлены на удовлетворение потребности личности в общении, ее стремлении к поиску информации по различным вопросам. Новые решения и свойства в актуальных коммуникационных сферах связаны с использованием духовных позиций человека, его мировоззрения и культурно-смыслового развития. Различные идеологические течения, мастер - классы и презентации в целом дают представление об изменении направленности ряда свойств человеческих потребностей в сторону представления о характере протекаемых общественных процессов. Новые позиции в области коммуникаций связаны с использованием мобильной и коммуникационной системы сети интернет, которые налагают определенные обязательства на людей и сводят культурные связи в сторону реформированного строительства новых каналов, используемых в аспекте культуры самопрезентации.
Коммуникативная функция социально-культурной деятельности - это функция передачи информации и развитие различных каналов общения на основе культурно-смысловых систем досуга и культурно-досуговой деятельности в условиях различных типологий общения - креативных, творческих, межкультурных и т.д.
Структура коммуникативной функции социально-культурной деятельности состоит из следующих компонентов:
- деятельностный;
- поведенческий;
- эмоционально-ценностный;
- рефлексивный;
- мотивационный.
А.Д.Жарков отмечает, что «социально-культурная деятельность позволяет изучить место человека в процессах создания и освоения реальностей, участвовать в познании и совершенствовании образа жизни» [2; с. 57]. «В течение всей истории развития социально - культурной деятельности функции постоянно трансформировались, адекватно процессу развития общественных и производственных отношений в нашей стране» [с. 55].
М.А. Ариарский считает, что «функции социально-культурной деятельности - это категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности» [1; с. 215]. По его мнению, «развитость гуманитарных наук в значительной мере предопределяется степенью разработанности их категориально-понятийного аппарата. История науки убедительно свидетельствует о том, что становление любого ее звена всегда было связано с вычленением присущих ему специфических понятий, терминов и категорий. Однако этот процесс, как правило, носит длительный и противоречивый характер. Каждое новое направление рождается в недрах существующих наук и, естественно, на первом этапе заимствует сложившуюся в них терминологию. И только впоследствии, по мере глубокого и разностороннего осмысления его сути, природы и принципиальных особенностей появляются оригинальные, присущие только этой новой науке понятия» [1; с. 200].
Как нам кажется, это определение очень верно, так как рассматривает методологию с позиции актуальных, а не потенциальных категорий. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. пишут: «функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности. Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер» [3; с. 96].
А.Д.Жарков В.М.Чижиков пришли к выводу, что социально-культурная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества и ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества. Авторы считают, что основной функцией социально-культурной деятельности является ее направленность на создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь [5].
Категории и функции социально-культурной деятельности связаны сегодня с сетями интернет в аспекте реальных культурных продуктов. Ценность творческой деятельности сегодня очень высока, и новые формы связаны как с досуговой квалификацией, так и с умением пользоваться сетями интернет. Социальное и творческое развитие человека направлено на умение общаться и умение находить совместные решения в живом общении, в условиях сотрудничества и сотворчества, при наличии близкого эмоционального контакта. Творческая деятельность предполагает живые связи, а также общение в различных коммуникационных каналах. Социальное развитие человека невозможно без общения и в рамках социально-культурной деятельности оно имеет свои особенности:
- новые формы взаимоотношения людей имеют и новые формы коммуникации;
- система творчества и досуга определяет направленность общения на уровень новых коммуникаций;
- социальное развитие личности опосредовано новыми возможностями информационной среды и мультимедиа;
- культурная деятельность личности определяется интеграцией культурного и социального потенциала общества в системе общения на уровне глобалистических тенденций и межкультурного обмена продуктами культурного творчества;
- социальные интересы человека связаны с новыми социально-культурными средами, имеющими системно-культурологическое и деятельностно - информационное содержание;
- новые коммуникативные связи исследуются в условиях применения ресурсов информационной среды.
Культурный потенциал общества зависит от направленности интересов и потребностей людей, имеющих возможности самореализации в различных областях и связывающих свои до-суговые ожидания со своими новыми социальными установками. Социальные интересы человека сегодня зависят от контролирования государством новых социальных институтов в условиях развития коммуникационных каналов на основе культурных зависимостей в системе позиционирования творчества личности. Новые формы социального мышления определяют направленность культурно-коммуникационных каналов в сети интернет и в социальных ведомствах, что является сферой развития культурных потребностей человека, а также в системе новых институтов, связанных с культурно-досуговой деятельностью, имеющей новые формы развития творческой деятельности.
Культурно-смысловые основы социально-культурной деятельности опосредованы коммуникативной функцией нового содержания в сфере социальных взаимосвязей между человеком и учреждениями, а также между новыми системами дополнительного и профессионального образования и специалистами социокультурной сферы. Так, в исследовании О.Ю. Котельни-ковой отмечено, что объективные процессы развития социокультурного пространства в условиях вступления России в единое экономическое пространство, привели к потребности в новых людях, способных стратегически мыслить, альтернативно решать и инновационно действовать в новых социально-экономических условиях. В работе выявлено, что важными в деятельности специалиста-менеджера социально-культурной сферы становятся не только собственно специальные знания, но и общая составляющая коммуникативной организации профессиональной деятельности в новых социокультурных условиях с представителями разных социальных, национальных, возрастных сообществ и культур. Поскольку социальный аспект в профессиональной деятельности менеджеров социально-культурной деятельности становится все более значимым, актуализируется и проблема профессиональной и межкультурной коммуникации [4].
Новые позиции личности относительно культурного саморазвития имеют системы позиционирования творческих функций и функций коммуникаций, относящихся к культурным ведомствам и учреждениями, связанных с организацией различных социально-культурных мероприятий на основе различных техногенных и технических инноваций, которые направлены на удовлетворение новых потребностей людей в условиях их саморазвития и самосовершенствования.
Коммуникативная функция в условиях социально-культурной деятельности реализуется по следующим направлениям:
- новые формы социального творческого самосовершенствования имеют и новые коммуникационные каналы;
- система деятельностного подхода связана с позициями инновационных социально-культурных технологий;
- временные и пространственные структуры досуга связаны с использованием больших возможностей, как для стихийного, так и для целенаправленного общения в условиях большой массы людей;
- индивидуальное общение связано с условиями культурного и социального разграничения возможностей и потребностей на основе дифференцированного подхода при работе с населением;
- новые законы, имеющие направленность на усвоение ценностей культуры и искусства имеют идеологическое и мировоззренческое содержание на основе социальных изменений в сознании людей;
- коммуникации расширены за счет информационных технологий на основе разнообразных форм и связей, имеющих культурный потенциал в условиях изменения структуры пространства и различных сред, имеющих форму социального позиционного формата.
Новое сознание личности определяет и новые формы общения:
-информационные;
-деловые;
-креативые;
- межкультурные.
В.В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. отмечает: «изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Мы готовы к настоящему прорыву. Эта уверенность основана на тех значимых результатах, хотя внешне, может быть, и не таких ярких, тем не менее, на таких результатах, которых мы уже добились вместе, на сплочённости российского общества и, главное, на колоссальном потенциале России, нашего талантливого, творческого народа» [6].
Культура человека определяется не только его смысловыми позициями, а также дея-тельностными формами и мотивами поведения в разных условиях и в разных ситуациях на основе индивидуальных потребностей. Направленность культурной политики выявляется во многих исследованиях, которые исследовали не только позиции личности, но и постоянные деятельностные и эмоциональные системы, которые должны быть направлены на формы социальной адаптации и инкультурации. Поэтому, на основе смысловых и мировоззренческих мотивов творчества должны быть организованы новые социально-культурные проекты. Важным направлением реализации коммуникативной функции социально-культурной деятельности является позиции социальных структур в вопросах творчества и творческих инициатив, новых направлений художественного развития детей, инновационных форм интернет-технологий и смысловых позиций на основе досуговых стратегий личности.
Новые формы социального знания привели к возникновению коммуникаций, имеющих инновационный смысл:
- социально-культурная деятельность использует новые связи между творчеством, искусством и средой;
- досуг людей связан со многими социальными инновациями, а также культурно-потребностными формами и методами, имеющими наиболее широкий формат на основе инновационных культурно-позиционных механизмов в условиях открытия новых досуговых площадок и новых направлений организации досуга населения;
- досуговые предпочтения имеют инновационные и традиционные потребности, которые связывают интегративные коммуникационные умения, позволяющие сочетать различные направленности общения, цели общения и социальные установки;
- социум и его законы, нормативно-методические ресурсы, каналы информационной коммуникации, социальные связи, а также культурные задачи общества имеют направленность на развитие коммуникаций между людьми, связанных с позиционированием и проектированием инициатив в разных сферах творчества.
Итак, коммуникативная функция предполагает реализацию диалога культур в системе социально-культурных учреждений и удовлетворяет эмоциональные потребности в различных направлениях художественного и социального творчества, направленного на созидание, как важнейшего атрибута человеческой жизнедеятельности.
Социально-культурная деятельность обеспечивает духовное и культурное преобразование социальных ценностей и имеет реальное влияние на общественные отношения в системе социально-активной, зрелищно-развлекательной и рекреационной системах, направленных на межличностное и социально-значимое общение.
Литература
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология: - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.
2. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. -М.: МГУКИ, 2012 - 456 с.
3 .Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.
4. Котельникова О. Ю. Формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: Дисс. канд. пед. наук - Краснодар, 2009- 198 с.
5 .Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М. 1998- 345 с.
6. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс http://kremlin.ru/ events/president/news/5695 7
References
1. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya: - 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Izdatel'stvo «EHgo», 2001. - 288
s.2.
2. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2012 - 456 s.
3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov YU.D. Social'no - kul'turnaya deyatel'nost': Uchebnik.- M.:MGUKI, 2004. - 539
s.
4. Kotel'nikova O. YU. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii na mezhkul'turnoj osnove u budushchih menedzherov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v vuze: Diss. kand. ped. nauk - Krasnodar, 2009- 198 s.
5. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Uchebnik / Pod nauchnoj redakciej akademika RAEN A.D. Zharkova i professora V.M. Chizhikova. - M. 1998- 345 s.
6. Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu 1 marta 2018 g. (Electronic resource) http://kremlin.ru/events/president/news/56957
УДК 371
Г.Р.Хуснетдинов
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ОПЫТ, ПЕРЕДОВЫЕ ПОДХОДЫ
Статья посвящена вопросам воспитания нравственно - патриотических чувств у курсантов образовательных организаций МВД России. Выделены основные формы работы с курсантами по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, курсанты, высшее учебное заведение МВД России, патриотическое сознание, гражданский долг, верность своему Отечеству, любовь к Родине.
Gazinur R.Khusnutdinov MORAL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE RUSSIAN MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS' CADETS: EXPERIENCE, BEST PRACTICES. The article is devoted to the education of moral and Patriotic feelings of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The basic forms of work with cadets on moral and Patriotic education are allocated.
Key words: moral and patriotic education, attendees, universities funded by the Ministry of Internal Affairs of Russia, patriotic consciousness, civic duty, allegiance to the homeland, love for the Motherland.
Одной из важнейших сторон морально-психологического обеспечения образовательной деятельности курсантов ВУЗов МВД РФ является нравственно - патриотическое воспитание [9, c.58].
ФГОС ВПО закрепляет требования, предъявляемые к выпускникам ВУЗов МВД России, где огромная роль отводится воспитанию патриотизма у курсантов.
Как считает О.А. Овчинников, патриотическое воспитание курсантов - это систематизи-