ния, что, в свою очередь, связано с той или иной формой участия в культурно-досуговых программах и проектах (активной, пассивной). Во многом это зависит от степени успешности или неуспешности реализации принципа субъекта жизнедеятельности.
Принятая в виде основного показателя результативности саморегуляции субъективная модель условий досуговой деятельности является существенным фактором для раз-
работки программы конкретных действий в социально-культурной среде. Сама цель программы может быть сориентирована либо на достижение результата, либо на процесс формирования «оптимального» социального, культурного опыта при выполнении до-суговых действий. Тем самым личность выступает регулятором как своих мотивов, так и своих целеполаганий применительно в организации досуга.
Примечания
1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. № 1. — С. 14—29.
2. Буякас, Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — 1995. — № 2. — С. 53—61.
3. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. — 1981. — № 1. — С. 14—22.
4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6. — С. 66—73.
5. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6. — С. 130—134.
#
С/едагогический потенциал
смыслотворческой и коммуникативной функций социально-культурной рефлексии
УДК 351.858(091) Е.А. Топольская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается педагогический потенциал смыслотворческой и коммуникативной функций социально-культурной рефлексии. Автором статьи раскрывается смыслотворческая функция социально-культурной рефлексии через анализ ее влияния на саморазвитие личности и порождение жизненного смыслообразования.
Ключевые слова: педагогический потенциал, смыслотворческая функция, коммуникативная функция, социально-культурная рефлексия.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 87-91 87
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
E.A. Topo l' sk aya
Moscow State University of Culture and Arts
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SENSE OF MAKING AND COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF A WELFARE REFLECTION
The article considers the pedagogical potential smyslotvorcheskoy and communicative functions of socio-cultural reflection. The author reveals smyslotvorcheskaya function of socio-cultural reflection through the analysis of its impact on the self-development of the personality and life of meaning generation.
Keywords: pedagogical potential smyslotvorcheskaya function, communicative function, socio-cultural reflection.
Высокий уровень социально-культурной рефлексии является одним из условий саморазвития личности.
В определение «функция социально-культурной рефлексии» входят компоненты, свойства, элементы, приемы, способы, методы, формы их реализации. Л. М. Столович считал, что «функция предполагает наличие системы и ее элементов, компонентов, проявлением активности которых она является» [12, с. 105].
В учебнике Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова подчеркивается, что «функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность» [5, с. 95].
Среди функций социально-культурной рефлексии в этом контексте наиболее важны смыслотворческая и коммуникативная.
Определяя сущность смыслотворческой функции социально-культурной рефлексии, необходимо отметить, что это понятие является достаточно новым для психолого-педагогической науки.
Гуманистическая теория саморазвития
(К. Роджерс, А. Маслоу, Л. С. Выготский) предполагает, что личность выступает как самоорганизующийся субъект, обладающий способностью к рефлексии, стремящийся инициативно прогнозировать результаты своей деятельности, вносить в нее изменения, отличающийся направленностью на самостоятельность в выборе и готовностью к самооценке и т.д. В связи с этим становление личности должно включать самопознание, самообразование, самореализацию, которые помогают наиболее полно раскрыть потенциал личности.
Следовательно, смыслотворческая функция социально-культурной рефлексии раскрывается через анализ ее влияния на саморазвитие личности и порождение жизненного смыслообразования.
А. Н. Леонтьев был убежден, что только «личностный смысл порождается отношением мотива и цели деятельности, причем смыслообразующая функция принадлежит мотиву» [6].
На наш взгляд, наиболее общим признаком, содержащимся в каждом понятии, является соотнесенность к ментальной сфере. Другим основанием, по которому выделяется данное понятие, являются характеристики, связанные с деятельностью сознания: «предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо...» [11] и др.
К сожалению, редко случается, когда в своей деятельности человек ищет смысл, способный стать целью, стимулом в действии. Только тогда «человек стремится
обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [13, с. 11]. Поиск смысла, как правило, определяется конкретной задачей, которую человек способен осуществить при соответствующих условиях.
Выявление сущности смысла ученые связывают с термином «понимание». Понимание представляется как выяснение содержания. Это и есть знание субъекта, передающего смысл объекту, воспринимающему содержание.
Именно поэтому многие ученые (И. С. Алексеев, Г. Л. Тульчинский, В. И. Порус [10], В. Франкл и др.) обуславливают смысл в процессе понимания субъектом, который наделяет объекты смыслом усвоения знания на основе собственных мировоззренческих позиций: идеалов, ценностных ориентаций, мотивов и духовных потребностей.
Взаимообусловленность рассматриваемых феноменов показывает, что «смысла так же нет вне понимания, как и понимание есть всегда усвоение некоторого смысла» [4]. Следовательно, смыслы не предшествуют пониманию, а порождаются самим пониманием.
Мы согласны с мнением И. С. Алексеева, который считает, что «человек, создавая смысл, либо повторяет уже имеющиеся в культуре образцы, либо создает новые, ранее не существовавшие. Повторение образца выступает как способ "подключения" индивида к культуре, тогда как создание нового смысла — вклад индивида в культуру, обогащение "смыслового фонда"» [2].
Когда человек понимает и создает смысл, то это акт творчества, в котором равноценны оба компонента. Человек творчески воспринимает собеседника в соответствии с личной позицией и общественным мнением, стимулирующим развитие смыслотворчества и жизнетворчества. На этом строится развитие цивилизации, которое детерминировано компонентами понимания и смысла.
Глубокая трактовка процесса смыслообра-зования дана в трудах К. А. Абульхановой-Славской. Исходя из идей, разработанных
С. Л. Рубинштейном, исследовательница определяет этот процесс как личностную тенденцию к индивидуализации, ее способность к интерпретации жизни [1].
Механизмы порождения смысла выделены Д. А. Леонтьевым как специальные условия для восприятия знаний, жизни и т.д.
Взаимосвязь порождения смысла жизни и творческой деятельности отмечена такими крупнейшими учеными, как:
• Л. С. Выготский, который характеризует творчество как такую деятельность человека, которая создает нечто новое, независимо будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира, известным построением ума или чувства [3];
• Я. А. Пономарев, согласно которому творчество выступает как механизм продуктивного развития в самом широком смысле этих слов, решающим признаком творческого мышления является эффект новизны [9].
Обобщая воззрения ученых на значение творчества в становлении личности, можно заключить, что творчество представляет собой процесс специфической, оригинальной, осуществляемой по своему индивидуальному замыслу человеческой деятельности, результатом которой является создание качественно нового, новых материальных и духовных ценностей.
Смыслотворческая функция социально-культурной рефлексии направлена на активизацию процессов смыслопорождения, когда в результате смысл воспринимается «не в отчуждаемом знании, а в осознании нерасторжимого совместного духовного существования понимающего и понимаемого» [9].
Значит, восприятие субъектом деятельности ее нового значения и содержания через призму своей индивидуальности воздействует на представление объекта.
Смыслотворческая функция сопряжена в учебном процессе будущих специалистов в сфере культуры и искусства с усвоением определенной системы знаний, умений и навыков предметной деятельности.
В связи с этим смыслотворческая функция социально-культурной рефлексии
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
стимулирует:
1. Смысловосприяшие, смыслоакшуализа-цию, то есть отражение в сознании студентов событий, явлений окружающей среды, воздействующих на органы ассоциативного мышления мыслительной деятельности.
2. Смыслопонимание — осознание содержания происходящего, анализ воспринимаемой информации с учетом социокультурной ситуации в стране и трудовом коллективе в частности.
3. Формулировку индивидуального смысла — отражение индивидуального значения субъекта о сути предмета или явления.
4. Обмен индивидуальными смыслами — происходит в процессе обмена мнениями и предполагает сравнение, анализ, сопоставление представленного содержания, формирующего социально-культурную среду.
5. Обобщение — систематизацию информации, значений, выделение наиболее ценных мыслей, идей посредством, анализа, синтеза, сравнения, как основных единиц.
Целью смыслотворческой функции является появление нового индивидуального смысла социально-культурной деятельности, расширяющего границы индивидуального сознания.
Возможность поиска и продуцирования смыслов обладает значительным потенциалом в процессе профессиональной подготовки — и прежде всего в направлении освоения ценностей избранной специальности.
Поэтому в проведенном автором статьи эксперименте была разработана технология реализации смыслотворческой функции социально-культурной рефлексии.
Данная технология предполагает создание конкретных педагогических ситуаций, требующих активизации процесса смыслотвор-чества и жизнетворчества у студентов, самоопределения в социально-культурной деятельности на основе принятия на себя роли субъектов смыслотворческой деятельности.
Механизмами данной технологии являются: полилог; диалог; мыследеятель-ность; положительная мотивация субъектов социально-культурного взаимодействия.
Необходимыми технологическими составляющими педагогической ситуации выступают: привлечение внимания к проблеме; проблематизация; включенность.
Привлечение внимания к проблеме — вовлечение в проблему, развитие интереса к ней и контексту, в котором она возникает. Этот процесс направлен на раскрытие ценностно-смысловых ориентиров на основе «точек» удивления, сопереживания в диалоге.
Основными приемами привлечения внимания в данном эксперименте были:
• «коммуникативный штурм» — прием, позволяющий вызвать яркий, энергичный настрой мыслительной, креативной и творческой деятельности, желание высказаться, вступить в беседу;
• оригинально поставленный вопрос, обеспечивающий неожиданный поворот обсуждения проблемы, создание сценарного плана, сценария, режиссерского замысла социально-культурной программы;
• освоение методов смыслотворчества и жизнетворчества через публичные показы социально-культурных программ.
Тематика подготовленных и проведенных социально-культурных программ обеспечивает актуальность содержания учебного процесса, где единство целей субъекта и объекта обеспечивают смысловая и коммуникативная функции учебно-творческого процесса. Креативное восприятие студентами содержания материала способствует появлению новых идей, знаний, умений и навыков.
Активное участие студента в учебно-творческом процессе обеспечивается совпадением интересов субъекта с интересами и потребностями студентов и умело созданной педагогической ситуацией для творческой деятельности, насыщенной эмоциональным подъемом, сопереживанием, а точнее проживанием этого процесса педагогами и студентами. Возрастание педагогического потенциала обусловлено единством смысловой и коммуникативной функций, что обеспечивает не только развитие социально-
культурной рефлексии, но и личностное развитие в целом.
Названные технологические составляющие педагогической ситуации совокупно обеспечивают возрастание педагогического потенциала, на основе смыслотворче-ской и коммуникативной функций в условиях социально-культурной деятельности активное участие студента переходит в позицию личностную, в которой проявляются и развиваются его личностные функции (смыслотворчества, социально-культурной
рефлексии).
Образовательный процесс, направленный на развитие социально-культурной рефлексии, позволяет полноценно решать задачу культурной идентификации личности будущего специалиста, систематически формировать теоретические гуманитарные понятия и личностные культурные смыслы, обеспечивая необходимые условия для погружения в культуру, для того чтобы личность наполняла свою жизнь смыслами в процессе творческого и профессионального развития.
Примечания
1. Абульханова-Славская, К. А. Сознание как жизненная способность личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30 — № 1. — С. 32—43.
2. Алексеев, И. С. Об универсальном характере понимания / И. С. Алексеев // Вопросы философии.
— 1986. — № 7.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва, 1967.
4. Гусев, С. О. Проблема понимания в философии / С. О. Гусев, Г. Л. Тульчинский. — Москва, 1985.
5. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
— Москва : МГУКИ, 2004.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2004.
7. Лещинский, В. И. Педагогическая технология личностной ориентации / В. И. Лещинский. — Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001.
8. Петровский, А. В. Личность: феномен субъектности / А. В. Петровский. — Ростов-на-Дону, 1993.
9. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. — Москва, 1960.
10. Порус, В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла / В. Н. Порус // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — Москва, 1990.
11. Советский энциклопедический словарь. — Москва, 1980.
12. Столович, Л. Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович.
— Москва : Политиздат, 1985.
13. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — Москва, 1990.