7. Pindus S.YA., Zabavnikov V.N. Potentsial dosugovoy deyatel'nosti v formirovanii natsional'nogo samosoznaniya kursantov voyennogo vuza / / Strel'tsovskiye chteniya 2011: Trudy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 14 dekabrya 2011 goda/ Podnauch. red. Ye.YU. Strel'tsovoy, N.N. Yaroshenko. - M.: MGUKI, 2012. - 270 s.
8. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka studentov vuza kul'tury // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 4. - S. 130-133.
9. Ustinina G.F., Valeyeva R.Z. Razvitiye kreativnosti i tvorchestva studentov v protsesse obucheniya inostrannomu ya-zyku (na primere Kazanskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kul'tuiy i Iskusstv) // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika 2014. № 4 [Elektronnyy resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983 (data obrashcheniya: 11.09.2017).
10. Compact Oxford Dictionary and Thesaurus, and Wordpower Guide (Edited by Sara Hawker). Oxford University Press 2002,2006.
11. Distance Education Survey 2007 // Distance Education and Training Council, USA, June 2007., printed by Weston Distance Learning Fort Collins, CO
12. Longman Dictionary of English Language and Culture. Longman Group UK Limited, 1992. - P. 299. McKay Heather. Teaching adult second language learners. - CUP, 2006.
УДК 37.03
Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Рассматриваются особенности организации социально-культурной деятельности с молодежью, раскрываются ключевые проблемы организации досуга молодежи, анализируется опыт вуза, раскрываются новые возможности для социально-культурной практики; статья раскрывает комплексные проблемы социально-культурной деятельности в научно-теоретическом анализе особенностей современного социально-культурного пространства, а также выявляет важные направления организации социально-культурного опыта молодежи. В статье анализируются интересные монографии, посвященные социально-культурной деятельности, в которых определяются ключевые теоретические и практические идеи. Статья содержит авторский взгляд на проблемы реализации социально-культурной деятельности в условиях трансформации общества.
Ключевые слова: досуг, социально-культурная деятельность, молодежь, социально-культурная практика, социально-культурный опыт, социальная активность, социально-культурное пространство.
Dilbar V. Shamsutdinova, Raikhana I. Turhanova SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AND ITS COMPLEX PROBLEMS IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH
The article examines the features of the organization of socio-cultural activities with youth, reveals the key problems of organizing leisure for youth, analyzes the experience of the university, reveals new opportunities for socio-cultural practice; the article reveals the complex problems of socio-cultural activities in the scientific and theoretical analysis of the features of contemporary socio-cultural space, and also identifies important areas for the organization of socio-cultural experience of youth. The article analyzes monographs devoted to socio-cultural activities, in which key theoretical and practical ideas are determined. The article contains an author's view of the problems of realizing socio-cultural activities in the context in conditions of transformation of society.
Key words: leisure, socio-cultural activity, youth, socio-cultural practice, socio-cultural experience, social activity, socio-cultural space.
Формирование социальной активности молодежи сегодня является очень актуальной проблемой, так как развитие личности в социуме имеет свои социокультурные особенности:
- появляются новые молодежные сообщества, которые связаны с актуальными для них способами социального самовыражения;
- формируются новые социальные институты, направленные на удовлетворение культурных потребностей молодежи и опосредованные историческими и экономическими трансформациями;
- реализуются новые возможности для молодых людей, связанные с карьерными перспективами и требующими социальной активности и ответственности;
- формируются новые социальные среды, связанные с культурными и экономическими инновациями.
Данные особенности напрямую связаны с серьезными государственными и политическими реформами, культурными трансформациями и социальными инновациями. Сегодня, рассматривая социально-культурную деятельность в системе культурных ценностей, понимания их значения в развитии молодежи, необходимо учесть, что современная социально-культурная деятельность связана со многими инновационными коммерческими и финансовыми проектами, имеющими новые возможности. Так, например, в Казанском институте культуры применяются инновационные технологии организации досуга молодежи, определяющие креативность ее мышления, стремления к инновациям, стремления к новизне, реализации новых способностей и талантов, культурных интере-
сов и социально-культурных потребностей. Культурологические возможности социально-культурной среды вуза очень большие, они обеспечены уровнем квалификации преподавателей, системой международного сотрудничества и обмена опытом, культурными традициями факультетов, новыми методиками, новыми формами работы с молодежью, высоким уровнем профессионализма приглашаемых специалистов социально-культурной сферы для проведения мастер-классов, качественной научной подготовкой. Главная особенность работы с молодежью сегодня - это применение культурных и знаковых проектов, которые обеспечивают для них системные виды деятельности по категориям науки, культуры, искусства и творчества, дизайна и актерского мастерства, информационного пространства и креативных технологий. Сегодня культура имеет новые формы и возможности для развития молодежи, предлагает широкие социально-культурные площадки, используемые в системе досуга и организации свободного времени молодых. Важным направлением является массовые акции, хэш-теги, квесты, флэш-мобы, которые способствуют сплачиванию молодых талантов и направлены на кардинальные изменения в их социально-культурном менталитете. Система социально-культурной деятельности - это система широких возможностей для удовлетворения различных потребностей на основе использования воспитательного и досугового потенциала клубных учреждений, досуговых центров, многофункциональных центров и различных социальных служб. Молодые люди интересуются политикой, творчеством, профессиональным ростом, возможностями для реализации социальной активности, искусством и различными видами самовыражения. Однако, нельзя забывать, что молодые люди - это та категория, которая стремится к самосовершенствованию и самореализации в системе молодежной субкультуры, имеющей свои нормы, традиции, ценности и цели. Данные формы связаны с несколькими видами социальной активности, которая не связана с развитием личности, а направлена на получение удовольствий в системе досуговой деятельности. Важно интегративно сочетать стремление молодежи к отдыху с различными видами познавательной активности, с различными направлениями молодежных культурных течений и увлечений и использовать их потенциал на благо общества. Развивая теорию, разрабатывая научные аспекты необходимо учесть главные комплексные проблемы формирования социальной активности молодежи в условиях социально-культурной деятельности:
1. Социально-культурная деятельность имеет широкий исторический опыт, сложившиеся веками системы, фундаментальный понятийно-категориальный аппарат, которые сегодня забываются в силу различных социальных угроз и рисков.
2. Построение теоретической и практической методологии социально-культурной деятельности обеспечено общенаучными признанными концепциями, связанными с трансформацией общества.
3. Культурная эволюция зависит сегодня от экономических реформ.
4. Структура социально-культурной деятельности базируется на взаимосвязи теории и практики, которая зачастую нарушается.
5. Социальная активность молодежи в системе социально-культурной деятельности связана с регуляцией их социального сознания, имеющего подчас уродливые формы.
6. Проблемное поле социально-культурной деятельности не охватывает причины духовно-нравственной деградации молодежи, а рассматривает их только в системе нормативов общества.
Эти особенности нашли убедительное развитие в научно-теоретической литературе. Так, АД. Жарков в своей монографии «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» [3] считает, что наиболее острой остается проблема реализации человеческой активности с позиции созидательной направленности на обновление. Автор приходит к выводу, что в социально-культурной деятельности организация свободного времени обеспечивает возможность для создания и трансляции понятия «образ жизни». В монографии подчеркивается, что специфическая функция современных информационных систем определяет горизонтальные и вертикальные связи различных коммуникационных процессов между молодыми людьми и это связано с межличностными и межгрупповыми отношениями, а также с социально-экономическими и конкретно-историческими условиями. АДЖарков выявил базовые основания методологии социально-культурной деятельности в аспекте целостной системы, оптимизации социально-культурных процессов, новых социально-культурных технологий, разработкой новых социально-культурных услуг. Монография имеет вклад в науку, так как определяет закономерности, условия и механизмы теоретической и эмпирической базы социально-культурной деятельности и основных направлений государственной политики, способствующих формированию новых институциональных структур.
Примечательна новая монография «Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности» КХАБессоновой, О.В.Степанченко, которые выявили основные и специфические особенности социально-культурной деятельности, опираясь на анализ базовых категорий. Авторы отмечают, что современный понятийно-категориальный аппарат социально-культурной дея-
тельности имеет общие и различные признаки различных средств СКД, а также служат основой для научного дискурса. Книга также интересна тем, что в ней даны краткие характеристики основных общенаучных терминов [1].
Важным направлением организации досуга молодежи сегодня является комплексная социальная работа по различным актуальным проблемам, которые имеют серьезные причины. В частности, это касается социальной адаптации молодежи в обществе, решении ее социальных и нравственных проблем, проблем молодой семьи, а также культурного самоопределения. Контроль за их развитием - это дело общественных и образовательных учреждений, занимающихся решением важных вопросов привлечения молодежи к социально-значимым событиям. Привлечение к выборам, участие в волонтерстве, благотворительности, к мировым спортивным соревнованиям, к конкурсам и проектам, форумам и конвентам способствует максимальной социально-культурной адаптации и развитию ценностно-нормативного мышления. Позиция молодежи сегодня - это активное участие во многих вузовских мероприятиях, позволяющих расширять коммуникативную культуру, развивать навыки самоорганизации, строить новые социальные связи в системе общепредметных и базовых компетенций.
Досуг - это сфера культурного самоопределения по следующим направлениям: спортивном, валеологическом, экологическом, техническом, информационном, художественном и других, связанных с системами развития мышления, таланта, способностей, возможностей и познания.
Привлекает внимание множество вариаций социально-культурных программ для молодежи, имеющих как культурное, так и социальное значение. Многие социально-культурные учреждения, в которых проходят социально-культурную практику наши студенты, предлагают весьма широкий спектр вариативных и многокомпонентных программ, использующих возможности городской среды. Это различные экспозиции, собрания, конкурсы творческих проектов, выставки, виртуальные сетевые предложения, массовые программы, которые направлены на привлечение талантов в системе социально-культурной инновации. Однако, на наш взгляд наиболее эффективными являются такие формы, которые развивают творческое мышление в условиях понимания инновационных направлений, креативных решений и ценностных задач. Для современной личности важно быть кон-курентноспособной и мобильной, уметь ориентироваться в новых социально-культурных условиях, применять знания, умения, навыки в решениях самостоятельной ответственности и пользоваться новыми возможностями социально-культурного пространства.
Многие молодые люди стремятся к саморазвитию в условиях социально-культурной практики, позволяющей им накапливать личный индивидуальный опыт на основе применения новых социальных навыков, связанных с коммуникацией, анализом и результативностью деятельности.
Для многих ученых, работающих в области социально-культурной деятельности, становится очевидным, что наша наука имеет интеграционный потенциал, использующий достижения других наук - права, психологии, менеджемента, социологии и других. Данные науки обеспечивают социально-культурное поле в условиях применения своих особенных средств и работы с информацией, культурных инструментов, системы философского анализа и осмысления глобальных проблем современности.
С этих позиций примечательна монография АЮ.Домбровской «Методы научного исследования социально-культурной деятельности» [2], в которой отражено исследование проблем социально-культурной сферы с позиции парадигмального подхода. На наш взгляд автор предлагает уникальную концепцию, опирающуюся на различные характеристики количественной и качественной стратегии исследования социально-культурной деятельности, которая имеет под собой эмпирическую систему.
Монография С.С.Комиссаренко «Формирование личности: концепции, институты, технологии» дает характерное, для российского общества, представление о культурно-организационных технологиях формирования личности в системе духовно-нравственного развития личности. Важным является рассмотрение деятельности человека с позиции функционирования разнообразных социально-культурных общностей. Интересна трактовка стратификационной структуры общества, влияющей на менталитет современного человека. А также ценна мысль о социально-психологических и исторических ретроспективах, влияющих на формирование духовного опыта личности. Автор рассматривает различные исторические взгляды в различные исторические эпохи, которые повлияли на мировую научную идеологию [4].
Социально-культурная деятельность, на наш взгляд - это централизованная и абсолютно ие-рархизированная система, опирающаяся на социальные процессы и культурные архетипы, способствующие углублению научного поля в трех направлениях:
- в направлении досуга;
- в направлении творчества;
- в направлении социальной работы.
Данные направления, на наш взгляд, сегодня являются более приоритетными, по сравнению с другими, так как именно они способны раскрыть основы культурной политики нашего государства и обеспечить новый уровень в развитии общества.
Для молодежи все эти три направления являются базовыми и способствуют качественному взаимодействию процессов социализации и индивидуализации на основании выделения индикаторов потенциалов их развития.
Таким образом, социально-культурное поле сегодня имеет важный ресурс, как коммуникативного, так и социального потенциала, что способствует развитию молодежи на основе нескольких течений, связанных с интеграцией культуры и искусства, а также с интеграцией профессиональной направленности и творческого саморазвития.
Литература
1. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. «Понятийно- терминологическая система социально-культурной деятельности» - СПБ. Изд-во Лань:, 2017. - 160 с.
2. Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие. - Спб.:Изд-во«Лань», 2013. -160 с.
3. Жарков АД. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУ-КИ, 2012. -456 с.
4. Комиссаренко С.С. Формирование личности: концепции, институты, технологии. - СПб, «Петрополис», 2013.-298 с.
References
1. Bessonova U.A, Stepanchenko O.W. "Conceptual and terminological system of socio-cultural activities" - SPB. Publishing House «Doe»:, 2017. - p. 160
2. Dombrovskaya A.U. Methods of scientific research of socio-cultural activities: Educational-methodical manual. -SPB: Publishing House "Doe", 2013. - p. 160
3. Zharkov AD. Theory, methodology and organization of socio-cultural activities: Textbook -M.: MSIC, 2012. - p. 456
4. Komissarenko S.S. Formation of personality: concepts, institutions, technologies. - SPB, "Petropolis", 2013. - p. 298
УДК-37.012
Л.Р.Файзериев, Д.В.Виноград, В.Л.Калманович, Р.Р.Хайруллин ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В статье рассматривается непростая задача воспитания молодежи с девиантным поведением - патриотизму и любви к Родине. Проблема состоит в том, что глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей, а также постоянная угроза экстремизма формируют асоциальное и девиантное поведение молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, девиантное поведение
Leñar R. Faiziriev, Dmitri V. Vinograd, Vladimir L Kalmanovich, Rafael R Khairullin PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH WITH DEVIANT BEHAVIOR
The article considers the problem of patriotic education of youth with deviant behavior. The problem is that globalization, the desire for a civilizational unification, economic changes lead to the fact that Russian national culture, being the basis of patriotism is perceived as peripheral, is in danger in connection with the expansion of European and American values, and the constant threat of extremism form of antisocial and deviant behavior of young people.
Key words: Patriotic education, youth, deviant behavior
В современной жизни Патриотическое воспитание-это целенаправленный, морально обусловленный процесс подготовки молодежи к труду и взаимодействия в критериях современного общества, к успешной работе, участию в управлении государственными делами, к реализации собственных обязательств и прав, а также усиление ответственности за свой политический, моральный выбор, за лучшее развитие своих возможностей к достижению успеха. Патриотическое воспитание сопровождает развитие и становление человека, обладающего свойствами гражданина и патриота своей страны.
Хотелось бы выделить, что в основе воспитания, а тем более - патриотического - лежит, прежде всего, воспитание чувств. Педагоги редко думают о том, что источником чувства является переживаемая эмоция. Потому фактором развития патриотических эмоций должна стать специально сконструированная такая ситуация, когда подросток гордится за своих близких, свою семью; за окружающих его коллег, которые должны стать для его второй семьей; за успех дела, который они сде-