УДК 374.71 (571.150):004.738.5
Uspek E.R. VIRTUAL SPACE FOR REAL SOCIO-CULTURAL ACTIVITY. Traced concerned attention of sociocultural activities to new technologies, study of their influence on the transformation of the forms of activity. Presented experience of the virtual creative exchange, creation of the cultural product. Defined pedagogical function of the cultural agents, organizing virtual interaction.
Key words: interterritorial creative projects, centralization of socio-cultural activities, search of the talent, communicative possibilities of virtual technologies, creative self-realization, pedagogical function of specialists in socio-cultural activities, sites of the cultural institutions.
Э.Р. Успек, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: onir@agari.ru
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прослеживается заинтересованное внимание социально-культурной деятельности к новым технологиям, изучению их влияния на преобразование форм деятельности. Представлен опыт виртуального творческого обмена, создания культурного продукта. Определена педагогическая функция культурных агентов, организующих виртуальное взаимодействие.
Ключевые слова: межтерриториальные творческие проекты, централизация социально-культурной деятельности, поиск таланта, коммуникативные возможности виртуальных технологий, творческая самореализация, педагогическая функция специалистов социально-культурной деятельности, сайты учреждений культуры.
Центростремительный характер педагогических технологий способствует объединению талантов и позволяет исследователям прогнозировать перспективные направления использования преимуществ централизации социально-культурной деятельности. Функционально-тематическое сотрудничество творческих коллективов и клубов по интересам, не ограниченное пространством отдельного дома культуры (ДК), создает предпосылки для преодоления исчерпаемости ее административного ресурса и дальнейшей консолидации творческих сил в пространстве города, района, территории субъекта Федерации в различные тематические сети и объединения. Благоприятным фактором для создания таких сетей является совместная, межтерриториаль-ная работа в творческих проектах.
Многие ДК в своей деятельности стали все больше внимания уделять личностно ориентированным технологиям, разделяя мнение А.Д. Жаркова о необходимости изучения вклада в развитие социально-культурной деятельности различных сообществ [1, с. 96]. Многочисленные специализированные сайты, наряду с шоу-программами отечественного телевидения, стали успешной альтернативой самостоятельной и часто безуспешной презентации собственного творчества. Признание поэта в виртуальном сообществе напрямую зависит от таланта, плодотворности и активности его деятельности. Крупнейшим национальным провайдером современной поэзии в Рунете заявлен поэтический сервер Стихи.ру, организаторы которого гарантируют сохранность авторских прав на каждое опубликованное произведение [2]. Однако даже свобода творчества в электронном пространстве не всегда вдохновляет новичков.
Причиной пассивности может быть неуверенность в собственных силах, осознание незрелости творчества, принижения собственных достижений, поэтому так важно доброжелательное сочувствие и поддержка талантливой молодежи, содействие в подготовке культурного продукта. Творческий потенциал личности рискует ограничиться кругом ближайшего окружения: стихи в тетради, картины в столе, видеооткрытки в памяти компьютера, если не пересмотреть основы организаторской работы в учреждениях культуры. По словам Г.Л. Тульчинского, интернет-технологии как нельзя лучше способствуют созданию новых условий работы, в которых каждый может осуществлять комфортную самопрезен-тацию, в том числе - в творчестве [3, с. 369].
Внимание к непризнанным литературным талантам и оказание помощи в преодолении социальной изолированности является одной из перспективных тематических ниш СКД. Боязнь авторов демонстрации собственных достижений в устоявшихся формах социально-культурной деятельности требует активизации творческих агентов, способных четко организовать творческий процесс. Достойной иллюстрацией педагогической составляющей инновационных процессов стала работа клубного объе-
динения «Маяк» по формированию поэтического пространства города Алейска Алтайского края. Клубная трибуна литературных встреч и публичных выступлений перед слушателями разного возраста: детьми, школьниками, пенсионерами расширяют влияние творческого сообщества на социокультурную сферу города, привлекая новых авторов из молодежной среды.
Стимулом для проведения информационной кампании по поиску и поддержке алейских поэтов явилась критическая деятельность поэтического объединения «Маяк» по оценке опусов новичков. Ее организаторы позиционировали свою инициативу как лишенную коммерческого интереса и направленную на формирование благоприятной среды для общественного признания молодого автора. Внимание к поиску талантливой молодежи при помощи коммуникативных возможностей современных технологий и отбору лучших стихотворений молодых авторов для поэтического сборника проявила Центральная библиотека города Алейска при поддержке Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Совместная работа в интерактивном режиме заняла календарный год. Она включала установление контактов в условиях территориальной разобщенности участников и организаторов, обмен материалами и их изучение литературными авторитетами, определение структуры нового ресурса, подготовка к изданию и публичной презентации.
Глобальное пространство позволило организаторам провести заочную встречу и анонсировать свою помощь в создании и продвижении творческого контента. Диалог в виртуальном пространстве облегчил коммуникацию, позволил организовать одновременное общение со всеми, не взирая на пространственные и временные барьеры. Однако современный канал связи породил и новые проблемы взаимодействия: более плодотворным оказывается индивидуальное общение с каждым автором, несмотря на необходимость многократного дублирования комментариев по ходу работы.
Общая осведомленность о сути проекта и наличие электронной связи, безусловно, способствует формированию неформального социально-культурного сообщества, помогает в обмене материалами, однако, как показала практика, не свидетельствует о готовности всех участников регулярно работать. Излишняя виртуализация деятельности молодежного стиля общения препятствует достижению реальных успехов. Организаторам пришлось взять на себя функции педагогического патронажа и модератора как вдохновителя коллективной творческой работы, поскольку именно они обладали исключительной возможностью работать с материалами всех авторов.
От участников требовалось подготовить электронный вариант произведений, распределить их по тематическим блокам. В результате редакторской правки полученный материал автор-
ской группировки постепенно приобретал реальную структуру будущего сборника. От руководителей требовалось более чем щепетильное отношение к поэтическому самовыражению, чтобы корректно объяснить целесообразность решения о включении в сборник или отказе от публикации и попытаться получить от авторов дополнительный материал. Работа виртуальных редакторов стала частью критического отношения авторов к собственным творениям и в результате позволила отобрать лучшие произведения. Подготовленный сборник стихов «Поэтический квартет» нашел живейшую поддержку у сотрудников «Алейской типографии», подготовивших его публикацию накануне празднования Дня города.
Учитывая предупреждения В.З. Дуликова, о том, что «не может быть полной замены живых отношений опосредованными» [4, с. 109]. Центральная библиотека города провела презентацию издания, собрав авторов, редакторов и поклонников поэтического творчества. Администрация Алейска, как было заявлено на официальном сайте и в местных газетах, выразила убежденность в востребованности издания для социокультурной сферы города [5; 6, с. 3; 7, с. 3]. Об этом свидетельствует оказанная финансовая и информационная поддержка проекта.
Объединение творческих сил с помощью современных информационных технологий позволяет оперативно организовать коллективную самодеятельную творческую работу, использовать возможности конструктивного диалога, создавая виртуальные продукты, востребованные в реальной социокультурной сфере. Подобная работа должна быть системной и получить более широкое распространение, чтобы выявить проблемы, препятствующие активизирующему воздействию новых технологий на практическую организацию социально-культурной деятельности.
Стоит отметить, что данная идея была одобрена специалистами Культурно-досугового центра (КДЦ) пос. Алтай Калманс-кого района Алтайского края. Им принадлежит методическая разработка по вовлечению талантливых граждан средствами современных телекоммуникационных технологий в активный социально-культурный процесс, представленная жюри смотра-конкурса «Лучшее культурно-досуговое учреждение Российской Федерации» 2013 года. Сотрудники Алтайского КДЦ предлагают ориентироваться в поиске талантов, привлекаемых к совместному творчеству не только на непризнанных литераторов, но и на потенциальных web-дизайнеров. Сочетание в одном культурном продукте нескольких видов искусств в авторском исполнении придаст еще большую уникальность контенту социально-культурной деятельности.
Заданная пространственно-временная регламентация традиционного репертуара культурных программ учреждений СКД формирует эпизодическое внимание аудитории к его дея-
Библиографический список
тельности. «Присутствие» ДК в виртуальном пространстве, позволяющем неоднократно возвращаться к проведенным мероприятиям, способствует поддержанию непрерывного интереса к клубной жизни. Проведенный анализ 100 страничек социокультурного профиля в социальных сетях позволяет говорить о наметившейся тенденции перехода от сухой отчетности о проведенном мероприятии в формате фоторяда к созданию мультимедийных продуктов с полноценным видео и музыкальным сопровождением [8].
Однако до сих пор нельзя не отметить слабую востребованность учреждениями СКД такой интерактивной формы. Презентация культурно-досуговой деятельности в основном опирается на возможности непритязательного сервиса оболочки, фиксацию результатов завершенных мероприятий в виде статической или динамической картинки либо на анонсирование планируемых. К сожалению, отсутствует информационно-аналитическая информация, резюмирующая факты и мнения о проведенном мероприятии или прогнозирующая ожидаемые результаты новых программ.
В тоже время, мониторинг 40 сайтов домов культуры России и стран СНГ свидетельствует, что субъекты социально-культурной деятельности проявляют заинтересованное внимание к новым технологиям в ответ на рекомендации ведущих специалистов о своевременности расширения функций, содержания и форм СКД и изучения их влияния на качественное преобразование деятельности [9, с. 108; 10].
Отраженная в виртуальном пространстве социально-культурная деятельность начинает самостоятельно существовать, задавая новые векторы формирования контента сайта. Постепенно осваивается анонсирование предстоящих кинопоказов при помощи трейлера картины, становятся интерактивны отдельные этапы творческих конкурсов, расширяя возможности личности в кастинге и поддержке виртуальной аудитории [11; 12]. Благодаря интерактивности подобных форм процесс социокультурного общения трансформируется из одностороннего процесса восприятия во взаимообмен, а зачастую - во взаимотворчество [13].
Специалисты отрасли отмечают, что в настоящее время принадлежность к цифровому миру описывается не просто «включенностью» участия в различных сообществах, а подразумевает наличие собственного канала «подключенности» в формате блога или сайта [14, с. 37]. В виртуальном пространстве перспективно формировать сводные сайты домов культуры, оформленные в каталог предложения возможных форм участия в социально-культурных процессах. Развитие организационных основ СКД в виртуальном пространстве открывает новые возможности для социокультурной коммуникации, ориентирует на поиск талантов и требует творческого подхода от специалистов в реализации педагогической функции [15; 16].
1. Жарков, А.Д. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики // Вестник МГУКИ. -2013. - № 1(51).
2. Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии [Э/р]. - Р/д: http://www.stihi.ru/
3. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский. - СПб., 2009.
4. Дуликов, В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 2.
5. 6 сентября в Центральной библиотеке прошла презентация сборника стихов молодых алейских поэтов «Поэтический квартет», посвященная Дню города // Муниципальное образование Алтайского края - город Алейск: официальный сайт [Э/р]. - Р/д: http://aleysk22.su/ events/6_sentjab rj a_v_c .html.
6. Поэтический квартет // Алейск. Обозрение. - 2013. - № 36. - 12 сент.
7. Симонова, И. Поэтический квартет // Маяк труда. - 2013. - № 135-137. - 12 сент.
8. 85 лет дому культуры п. Верхний Баскунчак // Дом культуры п. Верхний Баскунчак, Россия: страница в социальной сети «Одноклассники» [Э/р] - Р/д: http://www.odnoklassniki.ru/video/1905592431
9. Ариарский, М.А. Новый этап в развитии теории СКД // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 1.
10. Ярошенко, Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник МГУКИ. -2012. - № 6.
11. Кинопоказ // МАУ Пролетарский районный Дом культуры и досуга: сайт [Э/р]. - Р/д: http://pdknov.ru/kino.html
12. Конкурс сторителлинга «Моя история» // Краевое государственное бюджетное учреждение «Краевой дворец молодежи»: сайт [Э/р]. -Р/д: http: //www.altaikdm.ru/storytelling
13. Соловьев, А.В. Развитие новых культурных форм в условиях перехода к информационному обществу // Обсерватория культуры. -2009. - № 2.
14. Соловьев, А.В. Коммуникативная культура информационного общества // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 2.
15. Оленина, Г.В. Социальное творчество студенческой молодежи и педагогическая проблема его проектирования в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.
16. Успек, Э.Р Истоки региональной социокультурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7.
Bibliography
1. Zharkov, A.D. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak specializirovannaya oblastj obthestvennoyj praktiki // Vestnik MGUKI. - 2013. -№ 1(51).
2. Stikhi.ru - nacionaljnihyj server sovremennoyj poehzii [Eh/r]. - R/d: http://www.stihi.ru/
3. Tuljchinskiyj, G.L. Menedzhment v sfere kuljturih / E.L. Shekova, G.L. Tuljchinskiyj. - SPb., 2009.
4. Dulikov, V.Z. Tekhnologii XXI veka i socialjno-kuljturnaya sfera (dostizheniya i proschetih) // Vestnik MGUKI. - 2010. - № 2.
5. 6 sentyabrya v Centraljnoyj biblioteke proshla prezentaciya sbornika stikhov molodihkh aleyjskikh poehtov «Poehticheskiyj kvartet», posvyathennaya Dnyu goroda // Municipaljnoe obrazovanie Altayjskogo kraya - gorod Aleyjsk: oficialjnihyj sayjt [Eh/r]. - R/d: http://aleysk22.su/ events/6_sentjab rj a_v_c .html.
6. Poehticheskiyj kvartet // Aleyjsk. Obozrenie. - 2013. - № 36. - 12 sent.
7. Simonova, I. Poehticheskiyj kvartet // Mayak truda. - 2013. - № 135-137. - 12 sent.
8. 85 let domu kuljturih p. Verkhniyj Baskunchak // Dom kuljturih p. Verkhniyj Baskunchak, Rossiya: stranica v socialjnoyj seti «Odnoklassniki»
[Eh/r] - R/d: http://www.odnoklassniki.ru/video/1905592431
9. Ariarskiyj, M.A. Novihyj ehtap v razvitii teorii SKD // Vestnik MGUKI. - 2013. - № 1.
10. Yaroshenko, N.N. Razvivayuthaya sreda i socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste pedagogiki kuljturih // Vestnik MGUKI. - 2012. -№ 6.
11. Kinopokaz // MAU Proletarskiyj rayjonnihyj Dom kuljturih i dosuga: sayjt [Eh/r]. - R/d: http://pdknov.ru/kino.html
12. Konkurs storitellinga «Moya istoriya» // Kraevoe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Kraevoyj dvorec molodezhi»: sayjt [Eh/r]. -R/d: http: //www.altaikdm.ru/storytelling
13. Solovjev, A.V. Razvitie novihkh kuljturnihkh form v usloviyakh perekhoda k informacionnomu obthestvu // Observatoriya kuljturih. - 2009. -№ 2.
14. Solovjev, A.V. Kommunikativnaya kuljtura informacionnogo obthestva // Vestnik MGUKI. - 2009. - № 2.
15. Olenina, G.V. Socialjnoe tvorchestvo studencheskoyj molodezhi i pedagogicheskaya problema ego proektirovaniya v sfere dosuga // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.
16. Uspek, Eh.R. Istoki regionaljnoyj sociokuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 7.
Статья поступила в редакцию 14.11.2013
УДК 379
Aykina L.P THE MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF LEISURE ACTIVITY. The article analyzes the treatment of the concepts of «leisure», «creativity» in the contemporary scientific literature; we consider the specifics of the creative activity of young schoolchildren, revealing the importance of developing the creative abilities of children in leisure activities.
Key words: creative, creativity, creative children's activity, leisure activities, personality development.
Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: ajk-lyubov@yandex.ru
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется вопрос использованя понятий «досуг», «творчество» в современной научной литературе, рассматривается специфика творческой деятельности младших школьников, выявляется важность развития творческих способностей детей в досуговой деятельности.
Ключевые слова: творческий, творчество, творческая деятельность детей, досуговая деятельсность, развитие личности.
Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед социально-культурными институтами на современном этапе, является проблема организации досуговой деятельности младших школьников. Интерес к этой проблеме не случаен. Досуг, являясь сферой социализации и инкультурации, дает ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, дополнительном образовании, развитии творческого потенциала. В связи с этим перед педагогами-организа-торами досуга школьников встает острая необходимость поиска путей организации свободного времени детей, содержащих не только развлекательный компонент, но, в первую очередь, решающих задачу разностороннего воспитания школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность, формирования личности, гармонично сочетающей эмоциональное и рациональное начала. Все это обусловливает пристальное внимание педагогов к проблеме организации свободного времени детей, требует поиска новых форм и методов организации их досуговой творческой деятельности, привлекательных для данной возрастной группы.
Различные аспекты организации досуговой деятельности школьников находится в поле зрения многих специалистов: педагогов, психологов, культурологов, социологов и т.д. Как отмечают исследователи, сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает досуг как сферу реализации специфических социальных процессов, выявляет взаимосвязь свободного и рабочего времени, его социальную ценность. Областью интереса социологии и экономики является количественный и статистический анализ указанных процессов, анализ характера и содержания свободного времени человека, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Потребности
и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в сфере досуга, изучаются психологами и педагогами. Результаты этих исследований в целом свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека [1].
Роль досуга в формировании полноценной личности трудно переоценить. Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность» [2, с. 25]. И, поскольку досуг представляет собой ту сферу, в которой наиболее активно происходит духовное, нравственное и физическое развитие человека, то одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед обществом на современном этапе развития, является проблема организации досуга детей школьного возраста.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов, Э.М. Коржева и др.). Однако часть ученых не делают принципиального разграничения между понятиями «свободное время» и «досуг». Так, по мнению Г.А. Аванесовой, «под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [3]. Т. Г. Киселева определяет досуг как «часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования» [4, с. 151]. Зачастую под досугом понимается «время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Иначе говоря, досуг - это временной период, освобожденный от обязательных и непреложных дел» [1, с. 6].