7. Театральные занятия должны быть включены в общую стратегию воспитательной работы. Приемы драматизации классических художественных произведений, сказок, фольклорных элементов страноведческого и лингвострановедческого материала и приемов театрализации вербальных и невербальных средств общения целесообразно использовать на сцене Учебного театра.
Список литературы
1. Чиркова Е.И., Колотов В.Я. Психолого-педагогические основы интерпретации иноязычной информации средствами невербалики и паралингвистики в военных вузах. - СПб., ВИТУ, 2002.
2. Бакиров А. НЛП: люди, которые играют роли. - СПб.: Питер, 2002.
3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Вагриус: АСТ, 2000.
4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусство, 1985.
5. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. - М.: Искусство, 1982.
6. Гронская О.Н. Диалог представителей различных коммуникативных систем в текстах народных сказок // Межкультурная коммуникация и перевод: Ученые записки. - Т .2. - СПб.: ИВЭСЭП, 2000. - С. 58-68.
1 Чиркова Е.И., Колотов В.Я. Психолого-педагогические основы интерпретации иноязычной информации средствами невербалики и паралингвистики в военных вузах; СПб.; ВИТУ, 2002.
2 Бакиров А. НЛП: люди, которые играют роли. — СПб.: Питер, 2002.
3 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Вагриус: АСТ, 2000. Станиславский К.С. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1985.
4 Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. — М.: Искусство, 1982.
УДК 796.072.2 И.Л. Миронов*
Теоретико-экспериментальное обоснование
критериев гуманизации
физического воспитания военнослужащих
Данная статья содержит материалы исследования по теме докторской диссертации автора: «Педагогическая концепция гуманизации физического воспитания военнослужащих». В статье раскрываются критерии гуманизации физического воспитания военнослужащих.
The present article includes research materials from PhD thesis of the author: Military Men Physical Development Humanization Pedagogical Concept. The article describes criteria of military men physical development humanization.
Ключевые слова: критерий, гуманизм, физическое воспитание.
Гуманизация нашего общества на современном этапе его развития охватывает все сферы социальной жизни, культуры общества, в т.ч. и физическую культуру [9]. Не остается в стороне и физическая культура военнослужащих как элемент военно-профессиональной культуры.
Гуманистическая ориентация является первым необходимым условием сохранения системы физического воспитания военнослужащих, приспособления к новым социальным условиям [4]. При этом важным признаком гуманистической педагогики является учет интересов, психологических особенностей, духовных потребностей личности, свобода выбора обучаемыми педагогических средств и методов.
* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.
В данном контексте, безусловно, можно выделить личностную концепцию в сфере физической культуры военнослужащих. Индивидуализации процесса физического совершенствования военнослужащих посвящены труды ряда исследователей [11, 12 и др.].
Личностная ориентация в физической культуре военнослужащих представляется важным направлением ее гуманизации и, собственно, выражает сущность данного процесса. Однако, на наш взгляд, тенденция к индивидуализации физического воспитания военнослужащих при бесконтрольном развитии может служить и дестабилизирующим педагогическую систему фактором, основное предназначение которой - подготовка к военно-профессиональной деятельности.
В связи с этим личностная ориентация должна реализовываться в рамках решения военно-профессиональных задач. Диалектическое единство свободы и необходимости, личного и общественного обусловливает первый важный критерий гуманизации физического воспитания военнослужащих.
Сущность критерия «личностной ориентации в рамках решения военно-профессиональных задач» заключается в свободе выбора педагогических средств в определенном диапазоне, обусловленном спецификой военно-профессионального предназначения.
Экспериментальному обоснованию данного критерия посвящены материалы диссертационного исследования на базе одного из войсковых соединений. В качестве педагогического процесса использовалась физическая подготовка военнослужащих. Целью физической подготовки являлось поддержание работоспособности военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности. В контрольной группе подбор педагогических средств осуществлялся на основе действующей программы физической подготовки. В экспериментальной группе физические упражнения подбирались адекватно поставленной цели - подготовке к выполнению учебно-боевых задач, но при этом использовались педагогические средства в зависимости от интересов и индивидуальных психологических особенностей занимающихся. Таким образом, гуманистический подход к организации физического воспитания военнослужащих осуществлялся в направлении оптимизации процесса подготовки к учебно-боевой деятельности.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили большую эффективность опытной программы по сравнению с действующей. Об этом свидетельствовали показатели профессиональной работоспособности по физиологическому, двигательному, психологическому и социально-психологическому компонентам.
Так, если в контрольной группе не произошло достоверного улучшения показателей физической подготовленности к концу эксперимента, то в экспериментальной группе прирост составил: общей выносливости - на 3%, силы - на 4%.
В экспериментальной группе повысился интерес военнослужащих к занятиям, достоверно улучшились показатели патриотической направленности (на 4%), отношения к профессии (на 5%), групповая слаженность (на 3%). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.
Таким образом, в данном эксперименте была проверена и подтверждена эффективность одного из критериев гуманизации системы физической воспитания военнослужащих - «личностной ориентации в рамках решения военно-профессиональных задач».
В качестве второго важного критерия гуманизации рассматриваемой системы на современном этапе можно выделить критерий научности. Данный тезис на первый взгляд воспринимается тавтологично: «педагогика должна быть научной». Однако сегодня критерий научности является не только необходимым условием функционирования педагогической системы, но и важным гарантом ее сохранения. Данное обстоятельство обусловлено отменой государственного атеизма на современном этапе, что, в свою очередь, открывает доступ оккультным концепциям в сферу физического воспитания военнослужащих. К данным инновациям можно отнести йоговские психофизические методы и их модификации, оккультные концепции здорового образа жизни и т.п.
Так, вопросу внедрения восточных психофизических методов в сферу физического воспитания посвящены диссертационные исследования [1, 10 и др.]
На страницах профессионального журнала «Теория и практика физической подготовки войск» появились публикации, посвященные проблеме внедрения оккультных принципов и методов в сферу деятельности кафедр физической подготовки и спорта военно-учебных заведений [8], здорового образа жизни военнослужащих [3].
Оккультный модернизм в сфере физического воспитания в настоящее время рассматривается отдельными исследователями в качестве гуманистического ориентира, единственной альтернативы устаревшей советской школе воспитания, раскрепощающей личность, раскрывающей ее духовно-творческий потенциал [2].
Однако историческая практика свидетельствует о том, что поспешность внедрения новаций в культуру общества не всегда приводит к позитивным сдвигам.
Таким образом, критерий научности предполагает анализ различных инноваций в сфере физического воспитания на предмет соответствия научному мировоззрению. Критерий научности, по-видимому, не требует специального теоретико-экспериментального обоснования и, скорее всего, должен восприниматься как аксиома.
Третий - критерий этнопсихологической адекватности применяемых средств и методов физического воспитания. Данный критерий предполагает учет архетипических свойств [13] военнослужащих при подборе тех или иных педагогических средств, а также опору на культурно-исторические традиции общества в аспекте гармонического духовного и физического развития личности. О критерии этнопсихологической адекватности отчасти говорилось в ряде предыдущих научных публикаций автора [5, 6, 7].
Гармоническое физическое и духовное развитие военнослужащих определяется в руководящих документах как одна из общих задач физической подготовки. Однако приведенная общая формулировка слишком абстрактна для решения практических задач. На современном этапе развития нашего общества необходимы конкретные идеалы духовного и физического совершенствования военнослужащих. Поиск ценностных ориентиров в сфере физического воспитания военнослужащих представляется одной из научно-педагогических задач.
Повышение эффективности процесса физической воспитания военнослужащих требует соответствующей подготовки офицеров-специалистов, которым здесь принадлежит ключевая роль. Гуманизация современной системы физического воспитания военнослужащих предусматривает прежде всего образование военных специалистов физического воспитания в области духовной культуры наряду с культурой физической. При этом в качестве ведущего выступает, безусловно, духовно-нравственный аспект воспитания.
Большое значение в плане патриотического воспитания военнослужащих имеют духовные воинские традиции, накопленные на протяжении многовекового существования нашей Родины. Главная роль при этом принадлежит отечественному православию [4].
Социологический опрос, проведенный в военно-физкультурном вузе, позволил выявить, что в настоящее время в армии имеются объективные социальные условия для использования положительного потенциала отечественных духовных воинских традиций в интересах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Так, верующие составили 76% (3% - мусульмане, остальные - православные), атеисты - 12%, не определились в мировоззренческом выборе 12%.
При этом подход к изучению духовных воинских традиций в среде военнослужащих с различными мировоззренческими взглядами должен быть индивидуальным. Однако в условиях военно-учебного заведения мы не можем обеспечить индивидуальную форму обучения военнослужащих. Решение проблемы видится в выборе оптимальных методов изучения духовных традиций Российской армии, одинаково корректных как для верующих военнослужащих, так и для атеистов.
На наш взгляд, адекватным исходным принципом в формировании идеала духовного и физического совершенствования у курсантов военно-учебного заведения будет «принцип нейтрализма». Он предполагает объективное, выдержанное изложение материала, без навязывания стереотипов, постулатов. Сообщение знаний (информирование) о духовных традициях Российской армии будет уже само по себе оказывать воспитывающее воздействие на военнослужащих. Подвиги выдающихся русских воинов прошлого - наглядный пример для такого воздействия.
Безусловно, истинное понимание духовно-нравственного облика русского воина, сформировавшегося в отечественной культурной традиции, возможно только с религиозной точки восприятия. Однако и сам отечественный идеал духовного и физического совершенствования воина, по-видимому, может оказать воспитательное воздействие на военнослужащих, независимо от их мировоззренческой направленности.
При этом мы не вступаем в противоречие с законодательной базой в области религиозных отношений, не допускаем нетактичности в навязывании религиозных нравственных постулатов в отношении атеистов, людей, индифферентных к религии.
Педагогический процесс по формированию у военнослужащих идеала духовного и физического совершенствования мы рассматривали не только в вербальной форме, но и как самостоятельное постижение данного идеала в пространстве культуры (семиозис). При этом в качестве знакового образа использовались объекты светской и религиозной духовной культуры. В качестве знаковых средств выступали скульптурные (памятники выдающимся полководцам), живописные (портреты, панорамы сражений и другие жанры), иконописные, литературные, фотографические, кинематографические изображения.
При организации мероприятий семиотического - педагогического процесса мы основывались на следующей трактовке термина «понимание» - понимание не только в смысле интеллектуальном, познавательном, но и как сопереживание.
В основу экспериментальной программы формирования идеала духовного и физического совершенствования у курсантов был положен государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, учебный план вуза, тематические планы по учебным дисциплинам.
Анализ указанных документов позволил предположить, что экспериментальный материал уместно распределить по гуманитарным и общепрофессиональным учебным дисциплинам.
Эксперимент проводился с сентября 2002 г. по май 2003 г. Основным отличием экспериментальной программы от действующей и явилась некоторая переориентация материала имеющихся в институте учебных дисциплин в направлении формирования идеала духовного и физического совершенствования у курсантов на основе отечественных воинских традиций. В экспериментальной группе для расширения знаний курсантов о духовных воинских традициях использовались также культурно-досуговые мероприятия - экскурсии к памятным местам, связанным с победами Российской армии, именами выдающихся полководцев.
В результате проведённого педагогического эксперимента по апробации опытной программы выявлено следующее. Наблюдается достоверное улучшение показателей физической подготовленности курсантов как в контрольной, так и экспериментальной группах к концу учебного года. Однако в экспериментальной группе прирост данных показателей был выше, чем в контрольной группе. Так, если прирост силы в контрольной группе составил 4%, то в экспериментальной - 6%. Аналогичное положение и с развитием качества и выносливости: в контрольной группе - 3%, в экспериментальной - 5%.
В обеих группах наблюдается улучшение успеваемости курсантов к концу учебного года. Однако в экспериментальной группе достоверный прирост результатов составляет 16%, а в контрольной - 5 % (изменения недостоверны).
Отмечается некоторое преимущество экспериментальной группы и по субъективным показателям патриотической направленности. Так, показатель отношения курсантов экспериментальной группы к воинской службе достоверно вырос на 21%. В контрольной группе прирост составил 13%, однако изменения - недостоверны.
Отношение к профессии офицера в экспериментальной группе к концу эксперимента достоверно улучшилось на 12%. В контрольной группе прирост составил 5%.
Показатели психологической атмосферы в экспериментальной группе к концу эксперимента улучшились%. В контрольной группе улучшение этого показателя составляет 2%. При этом изменения недостоверны как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Таким образом, формирование идеала духовного и физического совершенствования у военнослужащих на основе традиционных культурных архетипов способствует повышению эффективности их физического воспитания, всего учебно-воспитательного процесса. Данное обстоятельство подтверждает истинность критерия этнопсихологической адекватности физического воспитания.
Приведенные в данной статье критерии, на наш взгляд, могут быть тем приспособительным механизмом, который обеспечит сохранение системы физического воспитания военнослужащих в новой социокультурной среде, ценностной доминантой которой является гуманизм.
Список литературы
1. Бурлаков, А.Ю. Направленное использование приемов единоборств, методов физической культуры и боевых искусств Востока при подготовке юношей (14-17 лет) к рукопашному бою: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Военный институт физической культуры. - СПб, 1999. - 295 с.
2. Зайцев, Г.К. Физическое воспитание и спортивная подготовка. Новые подходы: методические рекомендации / Г.К. Зайцев. - Л., 1991. - 412 с.
3. Кузнецов, И.А. Закаливание как средство для поддержания физического состояния // Теория и практика физической подготовки. - 1997. № 3. - СПб, ВИФК, 1997. - С. 146-149.
4. Миронов, В.И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии // Военная мысль. - 1993. № 8. - С. 2-6.
5. Миронов, И.Л. К вопросу о приемлемости восточных психофизических методов в отечественной практике физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. № 3. - С. 61-62.
6. Миронов, И.Л. Учителю о восточной медитации // Физическая культура в школе. - 2007. № 1. - С. 15 - 17.
7. Миронов, И.Л. Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. № 3. - С. 37-40.
8. Михайлов, О.М., Михонина, Т.А. Валеологическое обоснование выбора модели здорового человека для построения курса физической подготовки в высших учебных заведениях // Теория и практика физической подготовки. - 1995. № 2. - СПб.: ВИФК, 1995. - С. 249-255.
9. Пономарёв, Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки. - 1994. № 1. - С. 117-126.
10. Састамойнен, Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 25.11.04 / Састамойнен Томара Васильевна; Санкт-Петербургская гос. академия физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2004. - 247 с.
11. Сыченков, В.В. Физическая культура и спорт как факторы ориентации будущих офицеров на здоровый образ жизни: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 19.05.04 / Вячеслав Валерьевич Сыченков; Военный институт физической культуры. - СПб, 2004. - 200 с.
12. Чурганов, О.А. Оздоровительная физическая культура в системе качества жизни военнослужащих: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 24.10.04 / Чурганов Олег Анатольевич; Военный институт физической культуры. - СПб, 2004. - 428 с.
13. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.
УДК 796.0 Л.В. Никулин*
Динамика состояния здоровья
офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и экспериментальная проверка влияния опытной программы по физической подготовке и методик тренировки с оздоровительной направленностью на его улучшение
В статье приведены динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей старшего возраста и экспериментальное обоснование программы физической подготовки с оздоровительной направленностью для данной категории. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.
Ключевые слова: офицер, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.
L. V. Nikulin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of physical training and applied single combats of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Dynamics of a state of health of officers-teachers of high schools of the senior age groups and experimental check of influence of the skilled program on physical preparation and techniques of training with an improving orientation on its improvement.
In article dynamics of a state of health of officers-teachers of advanced age and an experimental substantiation of the program of physical preparation with an improving orientation for the given category are resulted. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.
Keywords: the officer, advanced age, physical preparation, an improving orientation.
* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.