Научная статья на тему 'Критерии гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих'

Критерии гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / ГУМАНИЗМ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CRITERION / HUMANISM / SPIRITUAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mironov Igor Leonidovich

The present article includes research materials from the author's doctor's dissertation thesis: «Military men mental and physical development humanization pedagogical concept». The article describes criteria of military men mental and physical development humanization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих»

должительностью серий упражнений, нагрузки среднего объема с продолжительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, а также нагрузки большого объема с длительностью выполнения серии упражнений, равной 3-4 минутам. Эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.

8) тренировочные нагрузки большого объема с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и-5-6 минутам, а также нагрузки среднего объема с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развития скоростно-силовых качеств у квалифицированных футболистов. Выполнение этих нагрузок может привести к развитию скоростно-силовой выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базилевич, О. П. Моделирование соревновательной деятельности команд на основе количественных показателей коллективных действий в игре / О. П. Базилевич, Г. М. Гаджиев // Футбол, 81 : ежегодник / сост. : С. А. Савин. - М., 1981. - С. 34.

2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 4. - С. 9-10.

3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1977. -215 с.

4. Волков, В. М. Спортсменам об отдыхе / В. М. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 80 с.

5. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте / В. М. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

6. Тесты в спортивной практике / К. Бубэ, Г. Фэк, Х. Штюблер, Ф. Трогш. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 239 с.

КРИТЕРИИ ГУМАНИЗАЦИИ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Игорь Леонидович Миронов, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург

Аннотация

Данная статья содержит материалы исследования по теме докторской диссертации автора: «Педагогическая концепция гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих». В статье раскрываются критерии гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих.

Ключевые слова: критерий, гуманизм, духовное воспитание, физическое воспитание.

MILITARY MEN MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT HUMANIZATION

CRITERIA

Igor Leonidovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, senior research assistant.

Physical training military institute,

Saint Petersburg

Abstract

The present article includes research materials from the author’s doctor’s dissertation thesis: «Military men mental and physical development humanization pedagogical concept». The article describes criteria of military men mental and physical development humanization.

Keywords: criterion, humanism, spiritual education, physical training.

В настоящее время наше общество находится в стадии перехода от советского культурно-исторического к демократическому типу. Перестройка всей социокультурной среды как метасистемы предъявляет соответствующие требования к подчиненным системам, в том числе и системе воспитания военнослужащих [1]. Эта перестройка осуществляется в соответствии с ценностями нового общества, ядром которых является гуманизм [5].

Гуманистическая ориентация является первым необходимым условием сохранения системы воспитания военнослужащих, приспособления к новым социальным условиям. При этом важными признаками гуманистической педагогики являются учет интересов, психологических особенностей, духовных потребностей личности, свобода выбора обучаемыми педагогических средств и методов.

Однако неограниченная свобода выбора в сфере духовного и физического совершенствования военнослужащих может быть фактором, дестабилизирующим систему, разрушающим ее качественное своеобразие - прикладное предназначение. В связи с этим, личностная ориентация должна реализовываться в рамках решения военно-профессиональных задач. Диалектическое единство свободы и необходимости, личного и общественного обусловливает первый важный критерий гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих.

В качестве второго важного критерия гуманизации рассматриваемой системы на современном этапе можно выделить критерий научности. Данный тезис, на первый взгляд, воспринимается тавтологично: «педагогика должна быть научной». Однако сегодня критерий научности является не только необходимым условием функционирования системы, но и важным гарантом ее сохранения. Данное обстоятельство обусловлено отменой государственного атеизма на современном этапе, что, в свою очередь, открывает доступ оккультным концепциям в сферу духовного и физического воспитания военнослужащих. Критерий научности предполагает анализ различных инноваций в сфере воспитания на предмет соответствия научному мировоззрению.

Третий - критерий этнопсихологической адекватности применяемых средств и методов духовного и физического воспитания. Данный критерий предполагает учет архетипических свойств [6] военнослужащих при подборе тех или иных педагогических средств, а также опору на культурно-исторические традиции общества в аспекте гармоничного духовного и физического развития личности.

Критерий научности, на наш взгляд, не требует специального теоретикоэкспериментального обоснования и, по-видимому, должен восприниматься как аксиома. О критерии этнопсихологической адекватности достаточно говорилось в ряде предыдущих научных публикаций [2, 3, 4].

В данной статье остановимся более подробно на критерии личностной ориентации в рамках решения военно-профессиональных задач. Сущность данного критерия заключается в свободе выбора педагогических средств в определенном диапазоне, обусловленном спецификой военно-профессионального предназначения.

Экспериментальному обоснованию данного критерия посвящены материалы диссертационного исследования на базе одного из войсковых соединений. В качестве педагогического процесса использовалась физическая подготовка военнослужащих. Целью физической подготовки являлось поддержание работоспособности военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности. В контрольной группе подбор педагогических средств осуществлялся на основе действующей программы физической подготовки. В экспериментальной группе физические упражнения подбирались адекватно поставленной цели - подготовке к выполнению учебно-боевых задач, но при этом использовались педагогические средства в зависимости от интересов и индивидуальных психологических особенностей занимающихся. Таким образом, гуманистический подход к организации физического воспитания военнослужащих осуществлялся в направлении оптимизации процесса подготовки к учебно-боевой деятельности.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую эффективность опытной программы по сравнению с действующей. Об этом свидетельствовали показатели профессиональной работоспособности по физиологическому, двигательному, психологическому и социально-психологическому компонентам.

Так, если в контрольной группе не произошло достоверного улучшения показателей физической подготовленности к концу эксперимента, то в экспериментальной группе прирост составил: общей выносливости - на 3%, силы - на 4%.

В экспериментальной группе повысился интерес военнослужащих к занятиям, достоверно улучшились показатели патриотической направленности (на 4%), отношения к профессии (на 5%), групповой слаженности (на 3%). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.

Таким образом, на примере физической подготовки была проверена и подтверждена эффективность одного из критериев гуманизации системы воспитания военнослужащих: «личностной ориентации в рамках решения военно-профессиональных задач». Приведенные в данной статье критерии, на наш взгляд, могут быть тем приспособительным механизмом, который обеспечит сохранение системы воспитания военнослужащих в новой социокультурной среде, ценностной доминантой которой является гуманизм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов, В.И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии // Военная мысль. - 1993. - № 8. - С. 2-6.

2. Миронов, И.Л. К вопросу о приемлемости восточных психофизических методов в отечественной практике физического воспитания // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 61 - 62.

3. Миронов, И.Л. Учителю о восточной медитации // Физическая культура в школе. - 2007. - № 1. - С. 15 - 17.

4. Миронов, И.Л. Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3. - С. 37 - 40.

5. Пономарёв, Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 117 - 126.

6. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Архетип и символ. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 95 - 128.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ПЛЯЖНОГО ГАНДБОЛА

Инна Николаевна Овсянникова, старший преподаватель Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

г. Сочи

Аннотация

Анализируя имеющиеся возможности современных видов спорта, в том числе и тех, которые появились в последнем десятилетии (так называемые «неолимпийские виды спорта», малые формы классических спортивных игр), можно констатировать, что появилась новая игра с мячом, названная пляжным гандболом. Использование специфических средств пляжного гандбола в процессе занятий физической культурой будет способствовать повышению уровня физической подготовленности, физического развития, функциональных показателей и физического состояния студенческой молодежи.

Ключевые слова: пляжный гандбол, физическое воспитание студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.