5. Мальцев В.Н. // Итог. науч. конф. ин-та за 1995 г.: материалы. СПб., 1996. С. 233-234.
6. Аксенов П.Д. О специфических требованиях к физической подготовленности и классности летных экипажей: науч.-метод. сб. Барнаул, 1991. № 4. С. 77-83.
7. Макаров Р.Н. // Межведомств. науч.-практ. конф.: тез. докл. Кировоград, 1985. С. 10-15.
8. Вейднер-Дубровин Л.А. // КВИФКиС им. В.И. Ленина: тр. ин-та. Л., 1963. Вып. 32. С. 16-19.
9. Петрушевский И.И. // Итог. науч. конф. за 1975 г.: тез. докл. Л., 1976. С. 43-44.
10. Марищук В.Л., Зайцев Ю.М. // Человеческий фактор - проблема подготовки и оценки профессиональной надежности оператора на этапе ускорения научно-технического прогресса. Кировоград, 1986. С. 219-220.
11. Пугачев И.Ю. Квалификационные требования к физическому состоянию выпускников военных авиационных инженерных и технических училищ: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1995.
12. Навакатикян А.О., Королева А.И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. Киев, 1989.
13. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.
14. Демьяненко Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. Л., 1972.
Поступила в редакцию 1.03.2007 г.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПРЕСС-ТЕСТОВ
В.Б. Парамзин
Paramzin V.B. The expediency of formation of theoretical knowledge about physical training among cadets and students of military schools with the help of express trains-tests. In the article there is given the experimental substantiation of the maintenance of estimation express trains-tests supposing invariant verifying complexes including questions from the educational program of training in the discipline “Physical training” with the proposed “correct” and “wrong” answers. Thus the content of complexes of the express trains -tests reflects the basic conceptual sections of physical preparation of military men of Russian Armed Forces, including: “Hand-to-hand fight”; “Sports and outdoor games”; “Military - applied navigation”; “Gymnastics and athletic preparation”; “the Accelerated movement”.
Введение. В ходе военной реформы Вооруженных сил особое внимание уделяется качественной подготовке будущих офицеров армии и флота. Отчетливо стали видны проблемы обучения в укороченные сроки, перехода военнослужащих из статуса обучаемых в статус руководителя, командира. Особенно это касается подготовки курсантов и слушателей военно-учебных заведений. При этом важная роль в системе высшего военного образования отводится физической подготовке. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов учебно-боевой деятельности, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания работоспособности как в процессе учебы, так и в последующем периоде службы на Флотах и в войсках. Очень
велико значение физической подготовки для психологической закалки офицеров. Уверенность в своих физических силах, более высокий по отношению к подчиненному личному составу уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность офицера к управлению подразделениями в самых сложных условиях современного боя.
В то же время одним из важнейших компонентов воспитания личности офицера является его умственное воспитание [1]. С одной стороны, это процесс, определяемый усвоением, накоплением, сохранением и интерпретацией важных для личности человека знаний, формированием навыков и умений к мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация полученной информа-
ции). С другой стороны, умственное образование как процесс ведет к достижению некоторого уровня умственного базиса, который позволяет на определенном уровне логически и объективно судить о происходящих событиях, фактах окружающей действительности.
Умственное воспитание - это процесс формирования соответствующих убеждений, мотив к теоретической и практической деятельности и как результат - удовлетворение от выполнения умственного труда, что в конечном итоге приводит к формированию научного мировоззрения [2].
Анализ программы физической культуры курсантов и слушателей военно-учебных заведений позволил выявить, что в силу малочисленности лекционных и инструкторско-методических занятий теоретические вопросы по физической подготовке рассматриваются мало, также недостаточно уделено учебного времени и на обучение организации самостоятельной физической тренировки, самоконтроля получаемых физических нагрузок слушателями. Все это отражается на недостаточном усвоении теоретических знаний и уровне практической подготовленности выпускников.
Целевая установка учебной программы по дисциплине «Физическая культура» предусматривает формирование и закрепление у курсантов и слушателей на первом курсе обучения самостоятельной физической тренировки, однако, как показали наши исследования, сам алгоритм формирования теоретических знаний и умений отсутствует. В связи с сокращением количества часов на учебные занятия имеется тенденция к увеличению курсантов и слушателей, занимающихся физическими упражнениями самостоятельно, однако отсутствие рекомендаций и слабый уровень знаний, умений по организации и методике самостоятельной физической тренировки делают данный процесс неуправляемым и низкоэффективным, что можно корригировать при современном оценивании уровня теоретических знаний преподавателем с применением экспресс-тестов, чтобы уяснить, соответствует или нет качество знаний, навыков и умений требованиям учебной программы.
Разработанная и апробированная система экспресс-проверок теоретических знаний
по дисциплине «Гимнастика и атлетическая подготовка» Военного института физической культуры в процессе обучения на протяжении 5 лет создала предпосылки для реализации своих возможностей каждым курсантом независимо от его начального уровня физической подготовленности и позволила объективно оценить не только результат как таковой, но и его деятельность по достижению этого результата.
Таким образом, актуальность работы обусловлена: во-первых, сокращением сроков обучения и количества часов на учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» курсантов и слушателей военно-учебных заведений; во-вторых, недостаточным уровнем физической подготовленности курсантов и слушателей военно-учебных заведений; в-третьих, недостаточным уровнем теоретической подготовленности курсантов и слушателей военно-учебных заведений по дисциплине «Физическая культура»; в-четвертых, недостаточностью исследований по вопросам применения положений оперативного контроля усвоения теоретических знаний курсантами и слушателями военно-учебных заведений.
На основании вышеизложенного целью нашего исследования являлось обоснование аутентичных экспресс-тестов для эффективного формирования теоретических знаний курсантов и слушателей военно-учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», а также технологии выведения оценки усвоения полученной информации.
Методы исследования. Для обеспечения решения задач исследования в работе использовались следующие методы: анализ; педагогическое наблюдение; педагогические эксперименты, контрольные исследования физической, организаторско-методической, теоретической и профессиональной подготовленности; математическая обработка экспериментальных данных.
Результаты исследования. На первом этапе исследования нами были изучены особенности организации физической подготовки курсантов и слушателей военно-учебных заведений.
В результате исследования было установлено, что учебно-воспитательный процесс в военно-учебных заведениях имеет ряд особенностей, оказывающих значительное
влияние на психическое и физическое состояние курсантов и слушателей.
Во-первых, контингент курсантов и слушателей, обучающихся в военно-учебных заведениях, характеризуется различным возрастом и уровнем физической подготовленности. Возраст и уровень физической подготовленности, в свою очередь, определяет необходимость анализа выбора принципов и методов обучения физическим упражнениям.
Во-вторых, увеличение доли умственного компонента в процессе обучения и условия, в которых протекает учебный процесс, приводят к повышению умственной напряженности и снижению двигательной активности курсантов и слушателей. В связи с чем на поддержание умственной работоспособности можно воздействовать путем увеличения двигательной активности через соответствующий гипотетический подбор упражнений и способов их выполнения.
В-третьих, неравномерно и значительно снижающийся уровень физической подготовленности курсантов и слушателей связан с недостаточно высоким уровнем теоретических знаний и методических приемов при самостоятельных занятиях физической подготовкой и спортом.
На втором этапе исследования нами были рассмотрены методологические основы самостоятельной физической тренировки как перспективной формы физического самовоспитания курсантов и слушателей военноучебных заведений.
В результате исследования установлено, что в процессе самостоятельной физической тренировки большую роль имеют знания и умения по организации занятий. Из литературного обзора данного контекста [3, 4 и др.] вытекает, что в условиях недостаточного лимита времени на занятия физической подготовкой у курсантов и слушателей слабо формируются навыки самоконтроля. Для повышения теоретических знаний у курсантов и слушателей по вышеперечисленным вопросам и текущей проверки усвоения этих знаний, на наш взгляд, эффективными могли быть экспресс-тесты оценки уровня теоретической подготовленности по физической культуре.
На третьем этапе исследования нами были проанализированы концептуальные положения оперативного контроля за степенью усвоенности теоретическими знаниями кур-
сантов и слушателей для организации процесса их физического самосовершенствования.
По существу технологии анализа на данном этапе было установлено, что понятие «тест» (от англ. Test - испытание, исследование) - это задание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого [5 и др.].
Тестовые задания в настоящее время широко представлены в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дисках.
При подготовке материалов для тестового контроля, на наш взгляд, целесообразно придерживаться следующих правил:
- вопросы не должны повторять формулировок учебника;
- неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;
- вопросы не должны содержать «ловушек».
- правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;
- нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;
- ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
Требования, представляемые при составлении тестов обученности, включают: стандартность для определенного уровня обучения; однозначное толкование вопросов; относительную кратность; недопустимость формирования многозначных ответов; краткость и лаконичность ответов; информативность; удобность в математической обработке [5].
По взглядам A.B. Барабанщикова и соавторов [6], требования, предъявляемые к тестовым заданиям, должны составлять: краткосрочность; стандартность, удобность, однозначность.
Критериями проверочных тестов обученности преимущественно являются: действенность, надежность, дифференцирован-ность, эффективность [7 и др.].
На основе изучения вышеуказанных концептуальных положений оперативного контроля за степенью усвоенности теоретических знаний курсантов и слушателей нами
на четвертом этапе исследований была разработана экспериментальная программа применения экспресс-тестов по физической подготовке.
Разработанные в контексте исследования экспресс-тесты представляли собой определенные дозы учебного материала по дисциплине «Физическая культура», которые сочетались тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.
Экспериментальная проверка эффективности предложенных средств осуществлялась в ходе естественного педагогического эксперимента.
Испытуемые подвергались проверкам в начале и в конце периода обучения, что позволило нам анализировать динамику изучаемых показателей и эффективность предложенных средств в процессе обучения курсантов и слушателей.
Курсанты и слушатели контрольной группы осваивали программу дисциплины «Физическая культура» в соответствии с расписанием занятий, составленным учебным отделом военно-учебного заведения.
Курсанты и слушатели экспериментальной группы занимались по разработанной нами экспериментальной программе с применением экспресс-тестов. При этом теоретическая подготовка курсантов и слушателей осуществлялась на лекциях, семинарах, самостоятельных занятиях под руководством преподавателя, в процессе инструкторско-методических занятий и в часы самостоятельной подготовки. Повышение знаний обучаемых происходило также на учебно-тренировочных и учебно-методических занятиях.
Результаты педагогического эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной системы экспресс-тестов, что выразилось в улучшении результатов организаторско-методических умений в экспериментальной группе с 3,14 до 4,16 балла (по 5-балльной шкале), прирост составил 1,02 балла; в контрольной же группе прирост составил всего лишь 0,21 балла (с 3,13 до 3,34 балла), что связано с ограниченным количеством времени, отводимого программой на рассмотрение этих вопросов. На практических занятиях преподавателями кафедры больше уделялось времени на тренировку основных физических качеств, что сказалось
также и на сформированное™ теоретических знаний. В экспериментальной группе прирост теоретических знаний составил 1,36 балла (с 3,11 до 4,47 балла), а в контрольной группе прирост составил 0,38 балла (с 3,10 до 3,48 балла).
Таким образом, результаты педагогического формирующего эксперимента доказали эффективность применения разработанных нами аутентичных экспресс-тестов для формирования у курсантов и слушателей военноучебных заведений теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура», которые позволяют контролировать усвоение программы от занятия к занятию.
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного следует заключить, что: во-первых, обоснованные нами аутентичные экспресс-тесты оценки теоретических знаний по «Физической культуре» курсантов и слушателей военно-учебных заведений по содержанию целесообразно представить в виде 45 вариантов проверочных комплексов, включающих по 10 концентрированных вопросов из образовательной программы обучения по дисциплине «Физическая культура» с предлагаемыми вариантами «правильных» и «неправильных» ответов, отражающих следующие разделы (блоки): «Общие положения»; «Рукопашный бой»; «Спортивные и подвижные игры»; «Военно-прикладное плавание»; «Гимнастика и атлетическая подготовка»; «Ускоренное передвижение»; «Преодоление препятствий»; «Управление физической подготовкой»; «Методы, формы и средства физической подготовки»; «Спортивная работа»; «Особенности физической подготовки в видах (родах) Вооруженных сил РФ»; «Проверка и оценка состояния физической подготовки подразделения, воинской части, военно-учебного заведения»;
во-вторых, наиболее аутентичной технологией выведения оценки усвоения полученной информации курсантами и слушателями военно-учебных заведений является следующее распределение правильных ответов на вопросы из 10 заданных:
для курсантов: оценка «отлично» - 7 и более ответов; «хорошо» - 6 ответов; «удовлетворительно» - 5 ответов; «неудовлетворительно» - 4 и менее ответов;
для слушателей: оценка «отлично» - 8 и более ответов; «хорошо» - 7 ответов; «удов-
летворительно» - 6 ответов; «неудовлетворительно» - 5 и менее ответов.
1. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. A.B. Барабанщикова. М., 1989.
2. Педагогика / ред. В.В. Белорусова, И.Н. Ре-шетень. М., 1986.
3. Пугачев И.Ю. Основы самоконтроля в процессе физической подготовки и спорта. СПб., 2000.
4. Иваненко A.B., Морозов A.A., Балтрунас М.И. Физическая культура (подготовка) курсантов ВМИРЭ. Петродворец, 2004.
5. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
6. Барабанщиков A.B., Давыдов В.П., УтликЭ.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика. М., 1986.
7. Дмитриев ГГ., Пугачев И.Ю., Столяров A.A., Цедилин Ю.В. // Совершенствование системы физической подготовки военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации: материалы науч.-метод. межвуз. сб. М., 2004. Вып. 2. С. 29-32.
Поступила в редакцию 10.03.2007 г.
РОЛЬ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ В ВОСПИТАНИИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Т.И. Воронина
Boronina T.I. The role of chamber ensemble in music performers’ education. The article discusses the issues of training for the art of chamber ensemble in musical colleges. The author mentions the educational problems of a performing musician, arising during training, in the light of modernization of the system of musical education.
Кризис в современной России затронул не только различные стороны жизни общества, экономику, политику, науку, но и систему образования и культуру нашей страны. Ситуация, сложившаяся в современном российском социуме, требует утверждения в педагогическом сознании новой доктрины воспитания и образования. Важной составляющей этой доктрины должно стать всестороннее и полноценное художественно-эстетическое
воспитание и образование молодежи, которое необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений образовательной политики. При таком подходе к делу появляются реальные шансы изменить моральноэтический климат в российском обществе, «поскольку воспитание средствами искусства - есть одновременно и морально-этическое, нравственное воспитание» [1].
Музыкальное образование в силу своего исторического развития и присущей ему специфики достаточно консервативно по сравнению с другими видами образования, испытывающими постоянное воздействие
научно-технического прогресса и социальных изменений в обществе.
В ХУП-ХУШ вв. обучение музыке в большинстве стран Европы было, как правило, целостным и нерасчлененным - готовили не узких специалистов в той или иной области музыкальной деятельности, а музыкантов широкого профиля, способных играть на различных музыкальных инструментах, сочинять музыку, делать переложения для различных по составу инструментальных ансамблей, преподавать. Эта целостность обучения предопределяла достаточно высокий развивающий эффект преподавания, вела к освоению учащимися музыкантами достаточно широкого круга профессиональных знаний, умений и навыков.
Ситуация стала меняться в первые десятилетия XIX в. Обучение в ведущих музыкальных учебных заведениях Европы в этот период «все больше локализуется по отдельным направлениям и отраслям профессиональной деятельности; сам фронт обучения молодых музыкантов все более суживается» [2]. Готовят уже не столько музыкантов-