Научная статья на тему 'Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих'

Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HUMANISM / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов И. Л.

Статья содержит результаты исследования по теме докторской диссертации автора. В ней раскрываются основные направления гуманизации процесса физического воспитания военнослужащих. Результаты исследования могут быть использованы в процессе физического воспитания специалистов различных силовых ведомств России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the humanization of physical training of military personnel

This article contains the results of research on the author's doctoral dissertation. It described the main directions of the humanization of physical training of military personnel. The research results can be realized in the physical preparation of the various law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих»

УДК 796.072.2 И.Л. Миронов*

Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих

Статья содержит результаты исследования по теме докторской диссертации автора. В ней раскрываются основные направления гуманизации процесса физического воспитания военнослужащих. Результаты исследования могут быть использованы в процессе физического воспитания специалистов различных силовых ведомств России.

Ключевые слова: гуманизм, физическое воспитание военнослужащих, здоровый образ жизни.

I.L. Mironov*. The main directions of the humanization of physical training of military personnel

This article contains the results of research on the author’s doctoral dissertation. It described the main directions of the humanization of physical training of military personnel. The research results can be realized in the physical preparation of the various law enforcement agencies.

Keywords: humanism, physical education, healthy lifestyles.

Гуманизм как ведущая тенденция современной социокультурной динамики, безусловно, отражается на военно-педагогическом процессе, и, в частности, процессе физического воспитания военнослужащих.

В представлении многих мыслителей гуманизм - это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей.

Личностная концепция в сфере физического воспитания, разработанная рядом исследователей для различных категорий населения [3, 4 и др.], нашла свою реализацию и в среде военных педагогов [9, 10 и др.].

Исследования автора данной статьи позволили в качестве основных технологических параметров, свойственных гуманистической педагогике физического воспитания военнослужащих определить:

- преимущественно самостоятельную форму организации занятий;

- свободу выбора педагогических средств (физических упражнений), направленных на решение конкретных военно-профессиональных задач.

Личностная ориентация физического воспитания военнослужащих, по-видимому, является ведущим направлением его гуманизации.

Высокая заболеваемость военнослужащих, имеющая место в последние десятилетия, привела к необходимости серьезного внимания к данной проблеме, в т.ч. и со стороны специалистов физического воспитания [12 и др.]. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья приобретает особое место в современной армии.

Служба в рядах Вооруженных Сил относится к разряду видов деятельности в экстремальных условиях. Выполнение служебных обязанностей сопровождается значительными физическими и психическими нагрузками.

Высокая заболеваемость военнослужащих на современном этапе развития Вооруженных Сил, очевидно, связана и с научно-техническим прогрессом. Совершенствование вооружения, с одной стороны, повышает боевую мощь армии, с другой стороны, обусловливает целый комплекс неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности.

Воинский труд сегодня приобретает операторский характер и сопровождается целым рядом неблагоприятных факторов, среди которых основными являются:

- гипокинезия;

- монотония (сенсорная депривация);

- нервно-эмоциональное напряжение;

- вынужденная статическая рабочая поза;

- нарушение суточных ритмов.

Весь этот комплекс неблагоприятных факторов, который пока не удается конструктивно устранить, вызывает отрицательные функциональные сдвиги в вегетативной, соматической и психической сфере человека, что приводит к снижению его физической выносливости, работоспособности, целому ряду заболеваний.

* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 459-65-99.

* The assistant professor of physical education of St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Педагогика, культурология

Результаты изучения динамики работоспособности в процессе профессиональной деятельности военнослужащих операторского профиля в одной из войсковых частей позволили выявить неполное восстановление функций организма на этапе срочной адаптации к специфическим нагрузкам. В свою очередь, кумуляция утомления на этапе срочной адаптации не способствует успешной долговременной адаптации и приводит к возникновению дезаптационных сдвигов и заболеванию офицеров.

О прогрессирующем снижении физического компонента работоспособности офицеров-операторов свидетельствует и динамика физической подготовленности, физического развития и состояния сердечнососудистой системы молодых офицеров в 3 первые года военно-профессиональной деятельности. Наши исследования показали, что при достаточно высоких исходных показателях физической подготовленности выпускников военно-учебных заведений - 4,3 + 0,2 балла, а также удовлетворительных данных физического развития и функционального состояния организма уже через год службы в войсках происходит достоверное снижение этих показателей. Снижается уровень физической подготовленности на 12%, наблюдается прирост веса офицеров на 3%, снижается жизненная емкость легких, ударный объем крови обследуемых. Данные обследования молодых офицеров через 2 года после выпуска из вузов позволяют выявить более значительное ухудшение выше перечисленных показателей. Так, уровень физической подготовленности снижается уже на 21%, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - на 6%, ударный объем крови - на 5%. Обследование через

3 года показывает значительные достоверные сдвиги по всем показателя сердечнососудистой системы, физической подготовленности и физического развития.

Таким образом, с одной стороны, исходный уровень физического состояния выпускников военно-учебных заведений является достаточным для предстоящей военно-профессиональной деятельности, с другой стороны, уже в течение первых 3 лет службы в войсках происходит прогрессирующее снижение его параметров. Следовательно, если направленность физической подготовки на решение специальных задач по развитию профессиональных физических качеств, приемлема для военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений, молодых офицеров в период их профессионального становления, то специфика многолетней службы офицеров обусловливает возможность и необходимость проведения физической подготовки, ориентированной на поддержание их профессиональной работоспособности и здоровья.

Данная задача, по-видимому, может быть решена посредством формирования у военнослужащих культуры здорового образа жизни.

Повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает профессиональная деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранение и укрепление здоровья является задачей профессиональноприкладной физической подготовки, в т.ч. и физической подготовки военнослужащих [5].

Данное обстоятельство отразилось и на определении общих задач физической подготовки военнослужащих. Уже в Наставлении по физической подготовке 1987 года [7] одной из общих задач физической подготовки определяется: улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов военнопрофессиональной деятельности. В Наставлении по физической подготовке 2001 года [8] ставится задача на «формирование здорового образа жизни».

Это обусловлено тем, что, с одной стороны, поддержание здоровья военнослужащих на должном уровне будет способствовать их профессиональному долголетию, с другой стороны, реализуется гуманный подход к каждому военнослужащему как к личности.

Развитие оздоровительной направленности процесса физического воспитания военнослужащих, безусловно, является важным направлением его гуманизации.

Однако реализация данной задачи в сфере боевой подготовки военнослужащих представляет сложную научно-практическую проблему, т.к. режим военно-профессиональной деятельности имеет напряженный характер, как по временным, так и по нагрузочным параметрам. Решение данной проблемы видится в органическом вплетении мероприятий здорового образа жизни в режим труда и отдыха военнослужащих, при этом физическая культура должна занимать ключевую позицию. Без реальных шагов в данном направлении на основе учета конкретных условий военно-профессиональной деятельности военнослужащих различных воинских специальностей и категорий задача на формирование здорового образа жизни останется мертвой теоретической доктриной.

Таким образом, важным направлением гуманизации физической культуры военнослужащих является формирование здорового образа жизни.

Гуманизацию физического воспитания военнослужащих можно рассматривать и в контексте духовного возрождения Вооруженных сил в современных условиях. Данному вопросу посвящено значительное количество научных работ [1, 2 и др.].

Методологической основой для разработки данного направления гуманизации физического воспитания военнослужащих может служить диалектика духовного и физического в человеческой жизнедеятельности.

Духовность - это механизм воздействия общественного сознания на человека, его деятельность. Всякая общественно значимая деятельность, так или иначе, одухотворена. Физическая культура не представляет здесь исключения. По сути своей она представляет собой механизм

включения духовного начала в ткань природного бытия человека, в его телесно-двигательные действия. Через ту или иную духовность телесно-двигательные качества приобретают общественную значимость [11].

В физической культуре сосуществуют и взаимодействуют две стороны: технологическая и социально-культурная. Технология представлена в ней физическими упражнениями. Эта ее сторона духовно нейтральная, она реализует предметно-действенное назначение механизмов формирования и поддержания телесно-двигательных качеств как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, с какой целью они используются.

Духовность входит в физическую культуру вместе с определением общественных и культурных целей, ради которых формируются физические качества. На первый план при этом выдвигается мировоззренческая духовность, определяющая конечные цели занятий физической культурой. Физическая культура выступает выражением идеала, образца физически развитого человека.

В процессе формирования своих физических качеств человек, так или иначе, руководствуется этим идеалом, старается быть похожим на него как в физическом, так и в социальном отношении.

Таким образом, социально-мировоззренческий аспект духовности физической культуры представлен социальными идеалами, во имя которых осуществляется развитие физических качеств. Проявляется это в понимании сущности, основ и конечной целевой установки физической культуры.

«Гармоническое физическое и духовное развитие» военнослужащих определяется в качестве одной из общих задач физической подготовки в руководящих документах [8]. Однако приведенная общая формулировка слишком абстрактна для решения практических задач. Кроме того, что она не дает конкретного идеала физического воспитания военнослужащих, но и открывает в педагогическую сферу доступ различным неадекватным отечественной традиции концепциям. На современном этапе развития нашего общества необходимы конкретные идеалы духовного и физического совершенствования военнослужащих.

В настоящее время военнослужащие как никогда ранее подвержены воздействию псевдокультуры, внедрившейся с Запада и получившей широкое распространение в России со времени отмены идеологических запретов. Современная массовая культура навязывает некий антигуманный, бездуховный идеал военнослужащего - утилитарный эрзац («универсальный солдат» и т.п.). Отсутствие педагогической деятельности в направлении формирования конкретного идеала физического и духовного совершенствования у военнослужащих, по-видимому, приведет к псевдоидеалу. Поиск ценностных ориентиров в сфере физического воспитания военнослужащих представляется одной из научно-педагогических задач. Таким образом, одним из направлений гуманизации физического воспитания военнослужащих может быть одухотворение данного процесса, придание ему нравственной окраски.

Все вышесказанное позволило автору наметить следующие основные направления гуманизации физической культуры военнослужащих:

- одухотворение процесса физического воспитания военнослужащих;

- учет личных интересов и индивидуальных психологических особенностей военнослужащих в сфере физической культуры;

- формирование у военнослужащих культуры здорового образа жизни.

В качестве концептуальных основ гуманизации физического воспитания военнослужащих было выдвинуто положение о том, что решение военно-профессиональных задач физической подготовки должно осуществляться на основе учета интересов и индивидуальных психологических особенностей личности, формирования ответственности каждого военнослужащего за свою физическую подготовленность на основе ценностно-мировоззренческих идеалов традиционных для российской армии.

Эффективность разработанной нами теоретической концепции была подтверждена в ходе ряда педагогических экспериментов, проведенных в войсковых частях и Военном институте физической культуры. Экспериментальные исследования показали преимущество гуманистически ориентированного процесса физического воспитания военнослужащих по сравнению с традиционным. Об этом свидетельствовали показатели физической подготовленности и профессиональной работоспособности военнослужащих, социально-мировоззренческие характеристики [6].

Результатом нашего исследования явилась конкретизация путей гуманизации физической культуры военнослужащих, в качестве которых были определены следующие педагогические направления:

- индивидуализация физического воспитания военнослужащих на основе личных интересов, опыта занятий физическими упражнениями и спортом, психологических особенностей;

- перенос удельного веса в организационных формах физической подготовки военнослужащих с занятий под руководством на самостоятельную тренировку;

- формирование в процессе занятий физической подготовкой знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни;

- организация и проведение с офицерами средних и старших возрастных групп физической тренировки восстановительно-поддерживающей направленности;

- исключение из практики физической подготовки военнослужащих архетипически неадекватных педагогических средств (восточные психофизические методы);

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Педагогика, культурология

- оптимизация оздоровительной физической тренировки военнослужащих посредством комплексирования педагогических, биологических и психологических средств;

- органическое согласование процесса физического совершенствования военнослужащих с режимом их военно-профессиональной деятельности по временным, психологическим и энергетическим параметрам;

- использование духовных традиций Российской армии в качестве ценностномировоззренческих ориентиров физического совершенствования военнослужащих, формирование у них на этой основе ответственности за личную физическую готовность.

Приведенные выше параметры могут быть положены в основу гуманистических технологий физического воспитания не только военнослужащих, но и специалистов различных силовых структур России. Построение физической подготовки специалистов силовых структур в соответствии с разработанной гуманистической концепцией позволит, на наш взгляд, существенно повысить ее эффективность.

Список литературы

1. Антонец, А. В. Формирование активного отношения к научному мировоззрению в образовательном процессе у курсантов военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ...канд. пед. наук / А. В. Антонец. - СПб.: Военный ин-т физ. культуры, 2000. - С. 168.

2. Антонец, А. В., Фофанов, А. М. Место религии и атеизма в формировании нравственномировоззренческих основ деятельности преподавателей высшей школы / А.В. Антонец, А.М. Фофанов // Тез. докл. итог, научн. конф. Военного ин-та физ. культуры за 2000г. - СПб. : Военный ин-т физ. культуры, 2001. - С. 211-212.

3. Беленов, Д. Л. Индивидуально-ориентированная направленность двигательной активности в спортивно-развлекательных клубах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Л. Беленов. -М. : Всероссийский научно-исследовательский институт физ. культуры и спорта, 2004. - С. 21.

4. Власов, В. В. Технология формирования вариативной части учебной программы по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ с учетом национальных традиций : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Власов. - М. : Всероссийский научно-исследовательский институт физ. культуры и спорта, 2001. - С. 22.

5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : Общие основы теории и методики физического воспитания ; теоретико-методологические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - С. 543.

6. Миронов, И. Л. Теоретико-экспериментальное обоснование критериев гуманизации физического воспитания военнослужащих / И. Л. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 4 (40), - С. 164-168.

7. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП - 87). - М. : Военное издательство, 1987. - С. 3.

8. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП - 2001). - М. : Редакционно-издательский центр Генерального Штаба ВС РФ. -2001. - С. 3.

9. Никифоров, А. В. Обучение слушателей военных академий самоорганизации восстановительной физической тренировки : автореф. дис. .канд. пед. наук / А. В. Никифоров. -СПб. : Военный ин-т физ. культуры. - 2002. - С. 19.

10. Пестов, М. Ю. Самостоятельная физическая тренировка офицеров-слушателей в процессе обучения в вузе : автореф. дис. .канд. пед. наук / М. Ю. Пестов. - СПб. : Военный ин-т физ. культуры. - 2004. - С. 21.

11. Пономарев, Н. А. Гуманизм, духовность и физическая культура / Н. А. Пономарев // Теория и методика физической подготовки. - № 1. - СПб. : Военный институт физической культуры.

- 1994. - С. 117-126.

12. Чурганов, О. А. Оздоровительная физическая культура в системе качества жизни военнослужащих : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 24.10.04 / Чурганов Олег Анатольевич; Военный институт физической культуры. - СПб, 2004. - С. 428.

Literature

1. Antonets, A. V. Formation of an active relationship to the scientific world in the educational process of students in military high school sports: Author, dis. ... kand. ped. science. - SPb.: Military Institute of physical culture, 2000. - Р. 168.

2. Antonets, A. V., Fofanov A.M. The place of religion and atheism in the formation of moral and philosophical framework for high school teachers // Tez. abstr. research. conf. Military Institute of physical culture for 2000. - SPb.: Military Institute of physical culture, 2001. - P. 211-212.

3. Belenov, D. L. Individually-oriented thrust of motor activity in the sports and entertainment clubs: Author. dis. ... kand. ped. Sscience. - Moscow: Russian Research Institute for physical culture and sport, 2004. - Р 21.

4. Vlasov, V. V. The technology of forming variable part of the curriculum for physical education for students 1 - 4 classes of secondary schools in accordance with national traditions: Author. dis. ... kand. ped. science . - Moscow: Russian Research Institute for physical culture and Sport, 2001. - P. 22.

5. Matveev, L. P. Theory and Methods of Physical Education (General basic theory and methodology of physical education, theoretical and methodological aspects of sports and professional applications of Physical Culture). - Moscow, 1991. - P. 543.

6 Mironov, I. L. Theoretical and experimental substantiation of criteria of physical education humanisation troops // Vestnik St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. - №

4 (40). - P. 164 - 168.

7. Manual of Physical Training in the Soviet Army and Navy (NFP - 87). - Moscow, 1987. - P. 3.

8. Manual for physical education and sports in the Armed Forces of the Russian Federation (NFP -2001). - Moscow: Editorial and Publishing Center of General Staff of Russian Armed Forces, 2001. - P. 3.

9. Nikiforov, A. V. Education of students of military academies of self-recovery of physical training: Author. dis. ... kand. ped. science .- SPb.: Military Institute of physical culture, 2002. - P. 19.

10. Pestov, M. Y. Individual physical training officer cadets in training at the university: Author. dis. ... kand. ped. science. - SPb.: Military Institute of physical culture, 2004. - P. 21.

11. Ponomarev, N. A. Humanism, moral and physical culture // Theory and methods of physical training, № 1. - SPb., 1994. - P. 117 - 126.

12. Churganov, O. A. Physical culture in the quality of life for military personnel: dis. ... doct. ped. science: 13.00.04: 24.10.04 protected / Churganov Oleg A. - SPb, 2004. - P. 428.

УДК 372.65 М.В. Процуто*

Методика использования приемов театрализации в обучении иностранному языку

Рассматриваются основные положения организации заседаний Английского разговорного клуба в педагогической системе «военный вуз». Предлагается технология внеаудиторной деятельности, осуществляемая в рамках клуба. Рассматриваются дидактические и методические подходы к преподаванию английского языка и к совершенствованию коммуникативных умений курсантов.

Ключевые слова: игра, игра роли, драма, психодрама, обучение FL, изучение FL, традиционные/ инновационные подходы к обучению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.V. Protsuto*. Technique of use of receptions of staging in training to foreign language

The present paper deals with the basic ideas of organizing the English Speaking Club sessions and meetings in the pedagogical system “the higher military educational establishment. Here have been suggested the technologies of extra-class activities performed just in the club. Here have been investigated the didactic and methodological approaches to foreign languages teaching and to perfection of cadet’s communicative skills.

Keywords: theatre, game, role game, drama, psychodrama, FL teaching, FL studying, traditional/ innovative approaches to teaching.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам в любом учебном заведении является одной из центральных задач, поставленных перед лингводидактами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.

До настоящего времени каноническая традиционная методика обучения иностранным языкам в вузе была ориентирована на последовательное (или относительно последовательное) решение учебных задач при усвоении готовых знаний и их воспроизведение. Традиционные обучающие комплексы по иностранному языку в неязыковых вузах рассчитаны на управление способами усвоения языковых правил, становление речевых навыков и умений в процессе выполнения специальных заданий и упражнений. Подготовка будущих специалистов средствами дисциплины «Иностранный язык» до сих пор в большей части ограничивается формированием у учащихся репродуктивных умений.

Методика обучения, следовательно, была ориентирована на рецептивные виды речевой деятельности. В педагогической системе «военный вуз» с учетом заданной авторитарной системы

* Процуто, Марина Владимировна, доцент, заведующая кафедрой межкультурных коммуникаций общеобразовательного факультета НОУ «Межрегиональный институт экономики и права»; преподаватель английского языка; научный руководитель -д.п.н. Чиркова Елена Ивановна; г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.14/1. Тел. (812) 542-38-80. E-mail: protsuto@mail.ru.

* The senior lecturer, managing faculty of intercultural communications of general educational faculty NOU «Inter-regional institute of economy and the right»; the teacher of English language; the supervisor of studies - d.p.n. Chirkova Elena Ivanovna.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.