Научная статья на тему 'Теоретический анализ организации дополнительного педагогического образования учителей физической культуры в Российской и зарубежной практике'

Теоретический анализ организации дополнительного педагогического образования учителей физической культуры в Российской и зарубежной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлюк Светлана Ивановна, Чернышев Дмитрий Алексеевич

В статье дана краткая характеристика системе дополнительного педагогического образования учителей. Проведён анализ внутренних закономерностей образовательного процесса и приоритетных направлений государственной политики в области физического воспитания в России и за рубежом. Представлены особенности организации дополнительного педагогического образования учителей физической культуры на содержательном и функциональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ организации дополнительного педагогического образования учителей физической культуры в Российской и зарубежной практике»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ И

ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

1 2 Михайлюк С.И. , Чернышев Д.А.

'Михайлюк Светлана Ивановна - заведующий отделом, отдел физической культуры и спортивно-массовой работы, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования;

2Чернышев Дмитрий Алексеевич - доктор педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, факультет дополнительного педагогического образования, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье дана краткая характеристика системе дополнительного педагогического образования учителей. Проведён анализ внутренних закономерностей образовательного процесса и приоритетных направлений государственной политики в области физического воспитания в России и за рубежом. Представлены особенности организации дополнительного педагогического образования учителей физической культуры на содержательном и функциональном уровнях.

Ключевые слова: дополнительное педагогическое образование учителей физической культуры, технология реализации моделей развития профессионализма учителей физической культуры.

Сегодня отмечается достаточная теоретическая разработанность организации дополнительного педагогического образования учителей, в том числе и учителей физической культуры, в отечественной и зарубежной практике.

По мнению А.И. Жилиной дополнительное профессиональное образование - это, прежде всего, «вид образования, обеспечивающий профессиональное и личностное совершенствование человека в последипломный период его деятельности в течение всей жизни» [6].

О.Н. Шилова понятие дополнительного педагогического образования в системе непрерывного образования определяет как целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах педагогической (и сопряжённой с ней) деятельности, сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста [14].

И.Ю. Тарханова целями повышения квалификации определяет, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач [12].

А.Ф. Аменд рассматривает систему непрерывного дополнительного педагогического образования как подсистемы:

- дополнительного образования (повышение квалификации), как специально организованное краткосрочное обучение, которое проводится периодически под

75

руководством преподавателей каждые пять лет и непрерывного повышения квалификации - это органическая взаимосвязь формального, неформального и информального вида образования и самообразования, осуществляемого как во время курсового обучения, так и в межкурсовой период;

- научно-методической работы, организуемой непосредственно образовательными учреждениями под руководством кафедр, научных центров, ученых и т.п.;

- методической работы, проводимой образовательными учреждениями;

- самообразования - индивидуального плана развития профессионализма педагога [2].

Целью нашего исследования является изучение и анализ особенностей процесса

дополнительного педагогического образования учителей физической культуры в России и за рубежом.

Изложение основного материала исследования.

Результаты анализа зарубежного опыта большинства развитых стран Европы и мира в области образования взрослых в сфере физического воспитания свидетельствуют о наличии общих тенденций.

Как правило, страны Евросоюза, учитывая ряд разнообразных условий организации образовательного процесса, имеют общую стратегию повышения квалификации учителей физического воспитания.

В большинстве стран Западной Европы цели и задачи физического воспитания учащихся школ формируются на государственном уровне (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия, Франция), региональном (Германия, Испания, Швейцария) или на местном уровнях. Однако при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Швейцарии, Австрии и скандинавских странах приоритетным является индивидуальность ученика, его социальное развитие, спортивное и социальное взаимодействие, а само физическое воспитание рассматривается как важная, ничем не заменяемая часть общего воспитания.

Однако требования к организации образовательного процесса в Европейских школах и содержание программного материала имеют ряд различий.

В странах Северной Европы школьников, например, обучают использованию карт и других средств для перемещения в природных условиях. В Чехии, Германии и Норвегии правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов являются частью программы по физическому воспитанию. Также в большинстве стран изучают оказание первой медицинской помощи. Неудивительно, что в Греции, Чехии и Польше отмечают важность приобщения учащихся к идеалам и символам Олимпийских игр [4, 13].

В некоторых Европейских государствах в младших классах вести физкультуру может как классный руководитель, так и учитель физического воспитания, а могут работать и оба одновременно. Все зависит от степени автономии школы и наличия штатной единицы в составе учительских кадров. В средних классах уроки физического воспитания проводят непосредственно учителя физического воспитания. Соответственно различные формы повышения профессионального уровня в области физической культуры доступны как для учителей физического воспитания, так и для учителей младших классов, которые хотят получить право преподавать физическое воспитание.

Однако, только учителя физического воспитания, которые получили специальное физкультурно-педагогическое образование, могут работать с дошкольниками или младшими школьниками в Бельгии (французские и фламандские области), Болгарии, Греции, Испании, Латвии, Польше (с детьми 4-6 лет), Португалии, Румынии и Турции (с детьми 5-6 лет). В Германии, Ирландии, Франции, Италии, Польше, Португалии и Словении физическое воспитание в младшей школе осуществляют классные руководители. В тех странах, где физическое воспитание осуществляется классными руководителями в начальной школе, предполагается методическая помощь спортивного тренера или

76

спортивного консультанта, как, например, в Германии, Франции, Ирландии, или квалифицированного учителя физического воспитания, как в Словении [8].

В России направления профессионального совершенствования педагогического профессионализма учителя в системе дополнительного педагогического образования определены в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы» при сочетании фундаментальности профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем [10].

Большой вклад в изучение проблемы профессиональной подготовки преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования внесли исследования российских учёных.

Ими отражены различные аспекты теории и методики дополнительного профессионального образования учителей физической культуры в соответствии с учётом особенностей и потребностей страны, региона, сформулированы требования к содержанию повышения квалификации. Исследователи внесли существенный вклад в создание модели повышения квалификации и совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры на содержательном и функциональном уровнях.

В частности, Л.М. Певицына в результате научных исследований создала педагогическую прогностическую модель совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры, которая содержит в себе два базовых организационно-деятельностных структурных компонента:

• организационно-педагогическое обеспечение процесса совершенствования профессиональной компетентности, системное качество которого определяется наличием этапов и модулей внутриэтапного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

• деятельность слушателей в контексте организуемого процесса, представленная основными содержательными линиями: ценностно-смысловой, предметно-содержательной (личностно-деятельностной) и проектно-технологической в контексте трех уровней реализации.

Содержание модели профессиональной компетентности учителя физической культуры представляет собой систему базовых групп компетенций: индивидуально-личностной; предметно-профессиональной; гностической (исследовательской); коммуникативно-организаторской и конструктивно-проектировочной [11].

На базе Ульяновского государственного университета А.А. Гордеевым проведен научно-теоретический анализ применения компетентностного подхода в системе дополнительного педагогического образования и разработана модель мониторинга результативности профессионального развития учителей физической культуры. Автор считает, что образовательный процесс в системе дополнительного педагогического образования ориентирован не столько на информирование слушателя, сколько на изменение его ценностно-смысловой сферы, формирование навыков профессионально личностного самоопределения, самообразования и саморазвития, вариативности. А, совершенствование мониторинга развития профессиональной компетентности - необходимым условием повышения результативности их деятельности в системе повышения квалификации [5]. Разработаны критерии развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры А.И. Рублёвым, С.Л. Агеевым [12].

В Челябинском государственном педагогическом университете З.М. Багаутдинов обосновал содержание и направленность курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры на развитие конкретных, существенных сторон слушателей и их профессионализма.

В эталонную (успешную) модель специалиста-профессионала в сфере физической культуры включены научно обоснованные нормативы и требования к

77

содержанию профессиональной деятельности и качествам личности учителей физической культуры: личностная компетентность, профессиональная мотивация, духовная связь с профессией (профессиональный долг, насыщение нравственными ценностями профессии) [3].

Г.Ф. Жован в научных исследованиях определяет необходимость увеличения объёма оздоровительно направленных физкультурных занятий в специальных медицинских группах образовательных учреждений Российской Федерации: Белгородский институт развития образования ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ФГБНУ «Институт социализации и образования Российской академии образования»; Институт физической культуры, спорта и туризма, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» и важность совершенствования «оздоровительных» компетенций преподавателей физической культуры. Здоровье сберегающая модель в системе дополнительного педагогического образования имеет направленность на решение реальных, практически значимых задач:

• способности применять средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния обучающихся с учётом их пола и возраста, индивидуальных особенностей;

• овладение педагогами современными знаниями организационно-методических аспектов построения процесса оздоровительной физической культуры по различным нозологиям [7].

На базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка Н.В. Коваленко, Э.М. Казин в научных исследованиях обозначили проблему целенаправленной подготовки преподавателя физической культуры к осознанному конструированию своей педагогической деятельности на основе методологической профессиональной компетентности, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, связанных с формированием физической культуры личности [9].

Анализ внутренних закономерностей образовательного процесса и приоритетных направлений государственной политики в области физического воспитания в России и за рубежом, показал, что социальную значимость занятий физической культурой в школах и повышения квалификации профильных специалистов признают все государства. Однако в рассмотренных направлениях развития профессионализма учителей физической культуры в системе России и Европы акценты расставлены по-разному.

Ключевые ориентиры стратегии повышения уровня профессиональной компетентности в Донецкой Народной Республике связаны с приоритетными задачами учебного предмета «Физическая культура»:

• физическое развитие растущего организма обучающихся через активное использование средств физической культуры в образовательном процессе;

• формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни через мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом в урочное и внеурочное время;

• воспитание гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по предмету «Физическая культура»;

• организация физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях и развитие школьного спорта;

• подготовка учащихся к выполнению норм «Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики».

На данный момент в межкурсовой период педагогами широко внедряется технология развития физических качеств средствами упражнений кроссфита. Наблюдается тенденция повышения уровня физической подготовленности обучающихся, увеличилось количество обучающихся, сдавших нормы ГТО, принимающих участие в спортивно-патриотических конкурсах.

На основе этого можно сделать вывод, что различные технологии реализации моделей развития профессионализма учителей физической культуры обусловлены региональными особенностями педагогического процесса и государственными стандартами в сфере физического воспитания обучающихся.

Существует необходимость в дальнейших исследованиях непрерывного развития педагогического потенциала в системе дополнительного педагогического образования учителей физической культуры Донецкой Народной Республики.

Список литературы

1. Агеев С.Л. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации: диссертация кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012. 169 с.

2. Аменд А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. Т. 2. 474 с. (259-316).

3. Багаутдинов З.М. Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 8.

4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 1. С. 23-25.

5. Гордеев А.А. Педагогические условия совершенствования мониторинга развития профессиональной компетентности учителей физической культуры в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. M, 2009.

6. Жилина А.И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» / А.И. Жилина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. № 2. С. 56-68.

7. Жован Г.Ф. Содержание и направленность курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры, проводящих занятия в специальных медицинских группах: автореферат дис. кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Жован Галина Федоровна [Место защиты: ФГКВОУ ВО Военный институт физической культуры], 2017.

8. Игнатьева А.М. Физическая культура в учебных заведениях за рубежом // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7 (42). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf/ (дата обращения: 22.07.2019).

9. Коваленко Н.В., Казин Э.М. Формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации // Н.В. Коваленко, Э.М. Казин // Сибирский педагогический журнал, 2010. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vivliophica.com/articles/education/352811/ (дата обращения: 21.12.2018).

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы.

11. Певицына Л.М.Научно-методические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2007. 23 с.

12. Тарханова И.Ю. Дополнительное профессиональное образование в контексте социального заказа // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2014 № 9. С. 161-165.

13. Уваров Е.А., БелаидМ., Яхяви С. Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 120-125.

14. Шилова О.Н. Дополнительное образование педагогов в контексте его непрерывности [Текст] / О.Н. Шилова // Человек и образование: акад. вестн. Ин-та образования взрослых Рос. акад. образования : науч. журн., 2012. № 2(31). С. 17-21.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Беридзе Т.Т.

Беридзе Тамар Темуровна - докторант, докторская учебная программа: Актерское искусство, факультет драмы, Грузинский государственный университет театра и кино имени Шота Руставели,

г. Тбилиси, Грузия

Аннотация: в современном мире популяризация форм синтеза искусства поменяла взгляды общества и произвело влияние на человека. В месте с развитием внутренней культуры человека и его восприятия мира, развивается и его ощущение ритмичности и ритмичные изобразительные средства. Синтез отраслей искусства на первый план поставил зрелищные формы и это объективно отразилось на сценическом искусстве. На весь период сценического действия ритмичная нагрузка актера, выраженная разноликими ритмичными сюжетами, должна обеспечить непрерывную связь актеров как друг с другом так и со зрителем. Актер полноценно должен владеть актерской техникой. Именно базовой составляющей частью актерской техники является сценическая ритмика - музыкально-ритмичное воспитание будущего актера. Ключевые слова: ритм, ритмика, музыкально-ритмичное воспитание будущего актера.

После разработки методической системы основателем ритмики Эмилем Жак-Далькрозом до современных этапов, благодаря единомышленников Далькроза и его учеников, намного больше выросла роль ритмики, как науки, она проникла в медицинские и социальные сферы, но музыкально-ритмичный метод обучения больше всего подошел жанром музыки и театрального искусства. Методология обучения сценической ритмике сформировалась в совершенно отличающейся форме по направлению театрального искусства, исходя из своей синтетической природы. Научное изучение этого вопроса имеет непосредственную связь с практической деятельность. Мы с помощью применения эмпирических методов делаем анализ и изучаем, то перед какими вызовами стоит будущий актер и какие навыки должны быть необходимо разработаны в нем, чтобы он уровнем своей подготовки соответствовал требованиями современного театра.

Поменялась структура социальной жизни, каждодневная динамика, темпо-ритм, что произвело своеобразное влияние на природный ритм человека, соответственно и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.