Научная статья на тему 'Педагогическая модель совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры'

Педагогическая модель совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певицына Лариса Михайловна

В условиях модернизации содержания образования в сфере физической культуры происходит его переориентация не только на предметные, но и надпредметные личностно-ценностные, социальные, коммуникативные, гностические, проектировочные, информационные и др. компетентности. При этом возрастают требования к системе повышения квалификации учителей физической культуры, которым необходимо успешно решать педагогические задачи, проявляя полноту и действенность личностных и профессиональных свойств, активность педагогического мышления и владение целостной системой профессиональных умений, характеризующихся высоким уровнем профессиональной компетентности. В качестве условия построения образовательного пространства, инициирующего совершенствование и самосовершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации, выступила прогностическая организационно-педагогическая модель данного образовательного процесса. Целевую основу разрабатываемой модели составило создание мотивационного пространства, инициирующего индивидуальную деятельность слушателей, и оказание им помощи в выработке индивидуальной траектории самообразования как условие совершенствования их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певицына Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of improving physical education teachers’ professional competence

The modernization of physical education content provokes its refocusing not only on the subject competences, but also metasubject, personal, social, communicative, gnostic, projecting, informational and others competences. This contributes the increase in requirements to the system of professional development of physical education teachers who need to successfully meet the educational objectives, showing the completeness and effectiveness of their personal and professional characteristics, the activity of pedagogical thinking and possession of an integrated system of professional skills with a high level of professional competence. Organizational and pedagogical predictive model of the educational process serves as a condition for constructing the educational space initiating the improvement and self-improvement of physical education teachers’ professional competence in the process of professional development. Creating the motivational space, initiating individual work of students and assisting them in developing their individual trajectory of self-improvement were the basis of the developed model.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры»

Л- м. Левицына

педагогическая модель совершенствования профессиональной компетентности... --

ЧИППКРО

УДК 371.12

Педагогическая модель совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры

Л. М. Певицына

Pedagogical model of improving physical education teachers' professional competence

L. M. Pevitsyna

Аннотация. В условиях модернизации содер-образования в сфере физической культуры происходит его переориентация не только на предметные, но и надпредметные личностно-ценностные, социальные, коммуникативные, гностические, проектировочные, информационные и др. компетентности. При этом возрастают требования к системе повышения квалификации учителей физической культуры, которым необходимо успешно решать педагогические задачи, проявляя полноту и действенность личностных и профессиональных свойств, активность педагогического мышления и владение целостной системой профессиональных умений, характеризующихся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В качестве условия построения образовательного пространства, инициирующего совершенствование и самосовершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации, выступила прогностическая организационно-педагогическая модель данного образовательного процесса.

Целевую основу разрабатываемой модели составило создание мотивационного пространства, инициирующего индивидуальную деятельность слушателей, и оказание им помощи в выработке индивидуальной траектории самообразования как условие совершенствования их профессиональной компетентности.

Abstract. The modernization of physical education content provokes its refocusing not only on the subject competences, but also metasubject, personal, social, communicative, gnostic, projecting, informational and others competences. This con-

tributes the increase in requirements to the system of professional development of physical education teachers who need to successfully meet the educational objectives, showing the completeness and effectiveness of their personal and professional characteristics, the activity of pedagogical thinking and possession of an integrated system of professional skills with a high level of professional competence.

Organizational and pedagogical predictive model of the educational process serves as a condition for constructing the educational space initiating the improvement and self-improvement of physical education teachers' professional competence in the process of professional development.

Creating the motivational space, initiating individual work of students and assisting them in developing their individual trajectory of self-improvement were the basis of the developed model.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя физической культуры, прогностическая организационно-педагогическая модель, компоненты деятельности, диагностический инструментарий.

Keywords: professional competence of physical education teachers, organizational and pedagogical predictive model, the components of activity, the diagnostic tool.

В условиях модернизации российского образования возрастает потребность в педагогах, способных занять личностно-гуманную позицию, организовать учебный процесс исходя из современных парадигм образования, воспитать человека культуры. Речь идет о культурологическом

аспекте содержания образования, который заключается в развитии личности во всех сферах ее деятельности посредством освоения достижений мировой и отечественной культуры, овладения системой знаний о природе, обществе и человеке. В данном контексте процесс развития общества и личности не может быть полноценным без прогресса физической культуры. Этот вид деятельности содействует духовному и физическому развитию человека, формирует ценности, имеющие общекультурное значение.

Совершенствование образовательных парадигм приводит к изменению статуса физической культуры как гуманитарного учебного предмета. Это обусловливает необходимость обновления содержания физкультурного образования и тем самым существенно изменяет взгляд на качество профессионально-личностных позиций педагога, требуя переосмысления и перестройки характера его профессиональной деятельности.

Учитель физической культуры становится носителем обновленного содержания образования, организатором педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В связи с этим, на первый план среди актуальных проблем современного дополнительного профессионального образования выходит проблема его модернизации посредством усиления гуманистических контекстов педагогической деятельности специалиста физической культуры и спорта, который призван выстраивать свою индивидуальную педагогическую деятельность на ценностно-смысловых основах, т. е. обладать профессионально-личностной компетентностью.

При этом на идею демократизации и гуманизации опираются не более 20% учителей физической культуры, реализуют деятельностный подход 5-10%, используют психолого-педагогические и психолого-физиологические теории до 10% педагогов. Новые подходы к оценке успеваемости учащихся, ориентированные на качественные критерии, осуществляют от 10 до 20%, используют разнообразные творческие методы и формы обучения, с акцентом на мотивацию занятий, до 20% учителей, используют в занятиях компьютеры и другие новые технические средства обучения не более 5% педагогов [1].

В системе повышения квалификации специалистов по физической культуре до недавнего времени действовала модель подготовки, отра-

жающая реалии традиционной образовательной парадигмы высшего профессионального физкультурного образования. Инновационные направления, связанные с обновлением профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта на гуманистической, ценностно-смысловой, личностно ориентированной основе нашли свое отражение в работах ряда авторов (И. П. Андриади, В. К. Бальсевич, С. Н. Бегидова, В. В. Беляева, М. Я. Виленский, З. Н. Вяткина, В. Д. Горбатов, Ю. Д. Железняк,

A. Ф. Куликов, Л. М. Кустов, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В. А. Магин, А. Я. Найн, Р. А. Пилоян, Г. Н. Пономарев, Ф. И. Собянин, Г. М. Соловьев и др.). В последнее время появилось немало исследований, посвященных проблеме повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в условиях обновления содержания образования (В. У. Агее-вец, Э. Р. Ахмедзянов, А. Н. Блеер, О. Б. Дмитриев, С. П. Евсеев, Ю. А. Каширцев, Н. Н. Киселева,

B. К. Кузнецов, С. А. Локтев, Б. Е. Лосин, Н. И. Николаева, П. К. Петров, К. Л. Чернов, Ю. К. Чернышенко, Л. В. Ярошенко и др.).

При этом исследований, связанных с поиском и разработкой систем повышения квалификации, базирующихся на гуманистических основах и направленных на совершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры, на наш взгляд, пока еще недостаточно.

Среди множества противоречий мы выделяем одну, связанную с возросшей потребностью современной школы в профессионально компе-тентностной личности учителя физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических моделей организации процесса повышения квалификации, выстроенных на компе-тентностных, деятельностных принципах.

Исследование, посвященное теоретическому обоснованию и разработке модели повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры проводилось с 2001 по 2006 год на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В апробации приняли участие 527 учителей физической культуры общеобразовательных школ Ростовской области.

Решая одну из поставленных задач исследования, мы рассмотрели сущность моделирования,

которое ученые называют ведущей категорией теории познания, а также методом научного исследования [2], выступающего двухаспектно: теоретически и экспериментально. В общем виде модель рассматривается в науке как система элементов, объектов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования [2].

Стратегию разработки модели можно представить как систему поэтапно разворачиваемых действий-элементов:

- аналитическое осмысление содержания, фактов и факторов функционирования образовательной системы;

- определение противоречий, затрудняющих достижение качественного результата в системе повышения квалификации;

- выбор методологических оснований модели;

- построение системы целей совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации;

- построение целостного образовательного пространства системы повышения квалификации инициирующего совершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры;

- определение критериев и уровней профессиональной компетентности учителей физической культуры.

Развивая логику вышесказанного, в качестве методологической основы мы избрали следующее:

- положения о целостности педагогического процесса, рассматриваемого в последовательности взаимосвязанных этапов-стадий (Н. Г. Абрамова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);

- положения о системном подходе к организации процессов обучения в контексте его целостности (В. Г. Афанасьев, Г. И. Герасимов, А. Я. Данилюк, В. С. Ильин и др.);

- теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), предполагающую необходимость создания условий, обеспечивающих определенную систему действий обучающихся, в контексте общности внутренней и внешней деятельности человека;

- положения о педагогической синергетике, предполагающей изменение режима работы сознания обучающихся и перевод его из режима отражения в режим творческого производства личностных смыслов и опыта, что позволяет воспри-

нимать профессиональный образ как живую, сложноорганизованную целостность (С. В. Куль-невич, Р. А. Куренкова);

- концепцию личностно ориентированного образования, направленную на инициирование субъектных свойств и потенциалов обучающихся, а также на развитие их личностных универсальных функций в режиме интеграции процессуального и психологического планов взаимодействия (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Таким образом, определилась проблема-задача - организовать целостный педагогический процесс совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры. При этом мы следовали разработанным В. С. Ильиным положениям о целостных свойствах процесса и его влиянии не только на отдельные функции и свойства личности, но и на личность в целом [3].

При разработке педагогической модели организации процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры на компетентностной основе в качестве содержательных основ проектирования мы избрали предложенную М. М. Левиной систему личностно ориентированных компонентов профессионального педагогического образования [4].

1. Личностно-мотивационный компонент, предполагающий мотивированность учебной деятельности: формирование личностного смысла учебной и профессиональной деятельности; развитие профессиональной направленности личности, личностного и профессионального самоопределения и самореализации; развитие самоорганизации в учебной деятельности и саморегуляции поведения; развитие самооценивания своей профессиональной готовности.

2. Личностно-деятельностный (коммуникативный компонент), предполагающий развитие личности субъекта деятельности: реализацию ценностно-целевой функции гуманистической подготовки посредством личностной ориентации обучения; развитие и формирование самостоятельности, произвольности действий, избирательности учебных действий на основе личностного смыслообразования и осознанности ценности педагогической профессии; освоение контактных способов регуляции учебной деятельности слушателей; системное применение

личностно ориентированных технологий обучения; применение индивидуализированных способов педагогического общения на основе ориентации на возрастные, типологические и персональные особенности личности; педагогическое общение на основе общих закономерностей межличностного и профессионально-педагогического общения в целях информационного предметного воздействия и психологического регулирования учебной деятельности.

3. Когнитивно-креативный (культурологический) компонент, предполагающий реализацию культурологического подхода: формирование научного мировоззрения на основе системности научных знаний и профессиональной практики; со-подчиненность субъектно воспринимаемой целевой функции учебного процесса с ценностно-целевой функцией повышения квалификации; осмысление образовательных целей в аспекте развития личностного и профессионального самоопределения; освоение слушателями областей предметного профессионального и психолого-педагогического образования; осознанность слушателями значимости личностной информационной готовности к профессиональной деятельности, свободной избирательности профессиональных действий, совершенствование профессиональных знаний и умений; развитие профессиональной системности мышления, гибкости, критичности, творческой активности, развитие креативной индивидуальности; формирование профессиональной рефлексивности и самокоррекции; формирование самоорганизации на основе мотивированно-

сти целей и условий деятельности, саморегуляции личности в условиях, связанных с преодолением учебных и профессиональных трудностей, на основе адекватности самооценки.

4. Профессионально-социальный компонент (гражданственная направленность), предполагающий развитие нормативной, нравственной, правовой и моральной культуры: воспитание морально-политических убеждений и чувств, определяющих профессиональное и личное поведение.

Формирование профессионально-ролевой функции на основе личностно-профессио-нальных целей и социальных ценностей, социальной адекватности личности учителя; развитие этических норм поведения в ходе осуществления профессиональных функций; воспитание личной и профессиональной ответственности за реализацию ценностно-ориентированных взаимодействий и регуляцию саморазвития слушателей; формирование гражданской, правовой и моральной ответственности в процессе профессиональной деятельности.

Нами были определены этапы и компоненты структуры организационно-педагогического обеспечения педагогической модели совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации.

В общем виде структуру возможно представить в виде таблицы (табл. 1).

№ п/п Этапы Модули Цель Содержание

I. Ориентирующий Диагностико-аналитический Установление наличного уровня профессиональной компетентности. Выявление противоречий и проблем в изучаемом вопросе Входная диагностика компетентности учителей физической культуры в теории и практике предмета «Физическая культура», в современных тенденциях развития педагогической науки, мотивациях к самообразованию

II. Моделирующий Прогностический Выработка стратегии совершенствования профессиональной компе- Анализ существующей практики в системе повышения квалификации. Постановка цели и задач организуемого педагогического процесса.

Таблица 1

Структура организационно-педагогического обеспечения процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в системе повышения квалификации

тентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации Выработка системы принципов, обеспечивающих достижение цели

III. Конструктивно-процессуальный Ценностно-ориентационный Эволюция личностной и педагогической «Я-концепции». Развитие личностных функций слушателя (мотивирующей коллизийности, критичности, рефлексии, самореализации, автономности) Придание процессу повышения квалификации личностно ориентированной направленности. Инициирование педагогической рефлексии в диалоговом педагогическом пространстве

IV. Содержательный Инициирование развития профессионального самоопределения учителей физической культуры, содействие теоретическому построению личностной модели совершенствования компетенций учителя физической культуры и его будущей педагогической деятельности Увеличение потенциалов программного обеспечения процессов повышения квалификации учителей физической культуры как условия совершенствования их компетентности в контексте наук о человеке (философия, психология, педагогика, физиология)

V. Контрольный Процессуальный Развитие готовности и способности к практическому моделированию учебно- воспитательного процесса в единстве предшествующего и новообре-тенного теоретического и психолого-педагогического опыта Разработка и применение интерактивных методов и технологий организации взаимодействия на аудиторных, практических коллективных и самостоятельных видах деятельности слушателей

При этом в контексте деятельностного подхода объектом нашего внимания явилась индивидуальная деятельность конкретного участника повышения квалификации как доминирующее условие его личностного развития и становления его профессиональной компетентности (рис. 1).

Основные содержательные линии личностного развития в процессе учебной деятельности представлены тремя компонентами: 1) ценностно-смысловым и мотивационно-целевым; 2) ориентировочно-проектировочным; 3) исполнительским и результативно-оценочным. Содержание каждого

3. Появление мотивацион но-целевых установок через осуществление педагогической рефлексии, установка на саморазвитие и самосовершенствование педагогического мастерства и творчества, целеполагания, мышления, такта

. Развитие личностного профессионального опыта на основе диалога моделей формирующего, развивающего и личностно-ориентированного образования в сфере физической культуры

1. Моделирование и конструирование индивидуальных и групповых моделей образования в сфере физической культуры

Рис. 1. Структура деятельности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации

из компонентов имеет три уровня реализации, каждый последующий уровень органично связан с предыдущим, т. е. взаимообусловлен и взаимо-опосредован. Так, ценностно-смысловой и моти-вационно-целевой компонент имеет следующую

динамику проявления в опыте слушателя: 1) осознание и осмысление существующих систем, концепций, парадигм образования личности (философский, культурологический, педагогический аспекты); 2) идентификация, анализ и коррекция

индивидуальных позиций и ценностей в отношении к миру, к ребенку, к профессии; 3) появление мотивационно-целевых установок через осуществление педагогической рефлексии, установка на саморазвитие и самосовершенствование педагогического мастерства и творчества, целеполагания, мышления, такта.

Ориентировочно-проектировочный компонент взаимообусловлен ценностно-смысловым и мотивационно-целевым компонентом, поскольку служит:

1) развитию личностного профессионального опыта на основе диалога моделей формирующего, развивающего и личностно ориентированного образования в сфере физической культуры;

2) профессиональному ориентированию и самоопределению в современных моделях концепций воспитания и образования по физической культуре;

3) построению внутренней индивидуальной модели совершенствования профессиональной компетентности.

Практико-ориентированная и личностно ориентированная направленность деятельности слушателя в контексте первых двух компонентов проявляется в исполнительском и результативно-оценочном компоненте, что выражается в способности: 1) моделировать и конструировать индивидуальные и групповые модели образования в сфере физической культуры;

2) осуществлять внешнюю и внутреннюю экспертизу предложенных моделей, анализировать свою проектную деятельность и ее результаты;

3) презентовать индивидуальные педагогические проекты, разработанные в процессе курсов повышения квалификации.

Результаты диагностики исходного уровня сформированности профессиональных компетенций учителей физической культуры, с использованием шести диагностических методик, послужили основанием для определения содержания последующих этапов и компонентов прогностической модели, обеспечивающей совершенствование профессиональной компетентности учителей физической культуры.

Так, в одной из диагностических методик по самооценке уровня затруднений в реализации профессиональных умений по пятибалльной шкале (0-5 баллов) (чем ниже балл, тем выше уровень затруднений) учителя физической культуры заявили о наибольших затруднениях:

1) в использовании компьютеров в учебном процессе - 0,91 ± 0,06 балла;

2) в использовании других технических средств обучения (видео и магнитофонные записи и др.) -2,74 ± 0,06 балла;

3)в организации обучения по новым педагогическим технологиям - 3,06 ± 0,06 балла;

4) в анализировании передового педагогического опыта и использовании его в своей работе -3,70 ± 0,06 балла;

5) в предвидении результатов своей педагогической деятельности - 3,73 ± 0,06 балла;

6) в создании образовательных ситуаций в целях обеспечения развития личности учащегося -3,74 ± 0,06 балла;

7) в обеспечении уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта - 3,82 ± 0,06 балла.

8) в активизировании учебно-познавательной деятельности учащихся - 3,83 ± 0,06 балла;

9) в диагностировании знаний и умений учащихся с помощью тестов, анкет и оценочных методик - 3,85 ± 0,06 балла;

10) в составлении учебной программы по предмету - 3,88 ± 0,06 балла и т. д.

В качестве второго этапа модели организационно-педагогического обеспечения процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации, включающего прогностический и ценностно-ориентационный модули, выступила образовательная программа, которая была представлена совокупностью учебных программ курсов и дисциплин, разрабатываемых кафедрами института. При этом она включает в себя базовый и вариативный компоненты, что объясняется интегральной целостностью образовательного процесса, его философско-методологической и психолого-педагогической опосредованностью. В содержание образовательной программы вошли учебные программы дисциплин и курсов: «Философия образования», «Нормативно-правовые основы образовательной системы», «Психология», «Педагогика», «Теория и методика воспитания», инновационная программа «Методика преподавания предмета „Физическая культура"» [5; 6] и «Информационные технологии в образовании».

Освоение программного материала реализовалось нами на основе компетентностной модели образования, которая, по мнению И. Д. Сви-

щева [7], характеризуется: междисциплинарной архитектоникой, интегральной компетенцией слушателя, личностным развитием обучающегося и его компетентностью как субъекта деятельности и общения, а также взаимодействием специалиста и среды его жизнедеятельности.

Механизмом придания процессу повышения квалификации личностно ориентированной направленности явились не только содержание образовательной программы, принципы ее реализации, но и технология ее построения. Так, каждая учебная программа, вошедшая в состав образовательной, представляет собой логически выстроенный образовательный модуль. Содержание образовательных модулей придает динамичность и мобильность процессу обучения и отражает специфику профессиональной деятельности учителей физической культуры.

Опыт показывает, что наиболее эффективными с точки зрения междисциплинарной интеграции являются те формы обучения, которые обеспечивают возможность «квазипрофессиональной» (А. А. Вербицкий) [8] деятельности слушателей курсов, соединяющей в себе и учебную, и профессиональную педагогическую деятельность. Это достигается моделированием ситуаций на основе профессиональных действий, требующих от учителя анализа и рефлексии научного и практического содержания изученных дисциплин. Подобные формы обучения способствуют развитию умения слушателей востребовать и использовать методологии изучаемых дисциплин в качестве технологического средства решения профессиональных задач. Такой подход способствует активизации учебной деятельности слушателей, стимулирует интерес, а значит, и мотивацию к обучению. Так решается проблема релевантности - соответствия образовательной действительности содержания повышения квалификации объективным потребностям слушателей.

Модульная технология обучения в современной образовательной ситуации признана наиболее актуальной для преобразования психолого-педагогических положений науки непосредственно в деятельность учителя, она максимально учитывает все особенности системы профессиональной подготовки взрослых.

В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного в основном на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной, строго заданной в его параметрах,

профессиональной компетенции (готовности действовать в конкретной ситуации) (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, А. В. Коленков) [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определившись с выбором системы принципов, мы избрали соответствующие технологии ее освоения, придав содержанию процесса обучения личностно ориентированную направленность.

Это позволило нам выработать подходы к содержанию, а также тактику проведения третьего этапа образовательной деятельности - конструктивно-процессуального.

Специфика данного этапа, включающего содержательный и процессуальный модули, заключалась в апробации разработанной нами инновационной учебной программы «Методика преподавания предмета „Физическая культура"».

В качестве технологического обеспечения нами были выбраны педагогическое проектирование, игромоделирование, метод учебного проекта с использованием информационных компьютерных технологий как форм и способов совершенствования профессиональных компетенций учителей физической культуры.

По окончании реализации модели организационно-педагогического обеспечения процесса повышения квалификации учителей физической культуры и обеспечения данного процесса конкретными педагогическими технологиями возникла необходимость выявить уровень развития профессиональных компетенций слушателей.

Так, итоговый результат измерения уровня самооценки имеющихся затруднений в реализации профессиональных умений по пятибалльной шкале (0-5 баллов) значительно увеличился (соответственно уровень затруднений в реализации умений уменьшился).

Уровень умений:

1) использовать компьютеры в учебном процессе, которое во входном анкетировании было оценено учителями в 0,91 ± 0,06 балла, увеличилось до 2,46 ± 0,11 балла, при этом г = 12,4, р < 0,001;

2) использовать другие технические средства обучения (видео- и магнитофонные записи и др.) 3,86 ± 0,11, при входном результате 2,74 ± 0,06, г = 8,96, р < 0,001;

3) организовать обучение по новым педагогическим технологиям 3,45 ± 0,11 балла, что увеличилось по сравнению с входным результатом на 0,39 балла, г = 3,12, р < 0,01;

4) анализировать передовой педагогический опыт и использовать его в своей работе 3,77 ± 0,06, при входном 3,70 ± 0,06 балла, 1 = 0,88, р > 0,05;

5) предвидеть результаты своей педагогической деятельности, при входной диагностике составляло 3,73 ± 0,06 балла, увеличилось до 3,94 ± 0,11, при этом 1 = 1,68, р > 0,05;

6) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта 3,95 ± 0,11 балла, что увеличилось по сравнению с исходным результатом на 0,13 балла, г = 1,04, р > 0,05;

7) активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, при изучении исходного уровня составляло 3,83 ± 0,06 балла, достоверно увеличилось до 4,14 ± 0,09, при этом г = 2,14, р < 0,05;

8) диагностировать знания и умения учащихся с помощью тестов, анкет и оценочных методик увеличилось с 3,85 ± 0,06 до 4,22 ± 0,11 балла, 1 = 2,96, р < 0,01.

Обследование проводилось на репрезентативной выборке, определяющей характеристику генеральной совокупности учителей физической культуры Ростовской области. При сравнении результатов входного и итогового этапов диагностического обследования прослежена динамика квали-метрических показателей по всему диагностическому инструментарию. Тем самым выявлена позитивная роль разработанной и апробированной педагогической модели совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в системе повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов : пособие для учителя / В. И. Лях, Г. Б. Мейк-сон, Ю. А. Копылов и др. ; под ред. В. И. Ляха. -3-е изд. - М., 2004.

2. Краевский В. В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике / В. В. Краевский ; под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988.

3. Ильин В. С. Формирование личности школьников (целостный процесс) / В. С. Ильин. - М., 1984.

4. Левина М. М. Ценностно-целевые функции личностно ориентированного профессионального

педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 1. - С. 35-38.

5. Монахов В. И. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. И. Монахов. - Волгоград, 1995.

6. Певицына Л. М. Научно-методические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Певицына Лариса Михайловна. - Ростов н/Д., 2007. - 219 с.

7. Свищев И. Д. Организационно-методические предпосылки совершенствования дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 44-47.

8. Вербицкий А. А. О структуре и содержании диссертационных исследований // Педагогика. -1994. - 3. - С. 32-35.

9. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., Колен-ков А. В. Модульно-целевой подход к освоению знаний, умений и навыков по дополнительной специальности в сфере физической культуры и спорта. - М., 2001. - С. 43-46.

References:

1. Lyakh V. I. Fizicheskoe vospitanie uchashchikh-sya 8-9 klassov: Posobie dlya uchitelya [Physical Education of Pupils Grades 8-9: A Handbook for Teachers], M., 2004.

2. Kraevskiy V. V. Modeling in Educational Research [Modelirovanie v pedagogicheskom issledova-nii] Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike [Introduction to the Scientific Research in Pedagogy], M., 1988.

3. Il'in V. S. Formirovanie lichnosti shkol'nikov (tselostnyy protsess) [Forming Pupils' Personality (Holistic Process)], M., 1984.

4. Levina M. M. Value-target Functions of Personality-Oriented Professional Pedagogical Education [Tsennostno-tselevye funktsii lichnostno orientirovannogo professional'nogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya] Pedagogicheskoe obrazo-vanie i nauka [Pedagogical Education and Science], 2005, No 1, pp. 35-38.

5. Monakhov V. I. Tekhnologicheskie osnovy proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo prot-sessa [Technological Basics of Designing and Constructing the Educational Process], Volgograd, 1995.

6. Pevitsyna L. M. Nauchno-metodicheskie as-pekty sovershenstvovaniya professional'noy kom-

petentnosti uchiteley fizicheskoy kul'tury v prot-sesse povysheniya kvalifikatsii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 [Scientific and Methodological Aspects of Improving the Professional Competence of Physical Education Teachers in the Professional Development Process: Author's Thesis], Rostov-on-Don, 2007. 219 p.

7. Svishchev I. D. Organizational-Methodical Conditions of Improving Additional Professional Education in the Sphere of Physical Culture and Sport [Organizatsionno-metodicheskie predposylki sover-shenstvovaniya dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovaniya v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta] Teo-

riya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, No 12, pp. 44-47.

8. Verbitskiy A. A. The structure and the Content of Dissertation Research [O strukture i soder-zhanii dissertatsionnykh issledovaniy] Pedagogika [Pedagogy], 1994, No 3, pp. 32-35.

9. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S., Kolen-kov A. V. Modul'no-tselevoy podkhod k osvoeniyu znaniy, umeniy i navykov po dopolnitel'noy spet-sial'nosti v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta [Modular-Targeted Approach to the Acquisition of Knowledge and Skills on an Additional Specialty in the Field of Physical Culturea Sports], M., 2001, pp. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.