Научная статья на тему 'Образовательные технологии развития у учителей физической культуры проектировочных компетенций'

Образовательные технологии развития у учителей физической культуры проектировочных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певицына Лариса Михайловна

В условиях введения ФГОС общего образования происходит переход от предметноцентрированной модели образования к модели вариативного, личностно центрированного образования. Данный факт меняет целевые установки образования по физической культуре, а также ориентирует учителя на достижение новых образовательных результатов, которые предусматривают «приращение» в личностных ресурсах обучаемых. В системе повышения квалификации актуализируется проблема овладения учителем физической культуры процедурой педагогического проектирования, направленного на формирование физической культуры школьников и способствующего развитию профессиональной компетентности педагога. При этом традиционные (репродуктивные) методы обучения не способны решить поставленных целей. Также следует отметить, что сложившееся противоречие усиливает потребность в применении инновационных образовательных технологий обучения взрослых, среди которых необходимо выделить педагогическое проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technologies of development of teachers’ physical education of design competences

Within adoption of the Russian Federal State Educational Standard of general education there is a transition from subject-oriented education model to model of variable, personally-oriented education. This fact changes education purposes of physical education, and also orients of teacher to achievement of new educational results which provide "increment" in personal resources of pupils. In system of advanced training the problem of teacher’ mastering of physical education by procedure of pedagogical designing is actualized, directed to forming of physical education of pupils and promoting professional development competence of teacher. At the same time traditional (reproductive) training methods are not capable to solve effective objectives. The developed contradiction strengthens need for application of innovative educational technologies of training of adults from which it is necessary to distinguish pedagogical designing.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии развития у учителей физической культуры проектировочных компетенций»

УДК 378.091.398

Образовательные технологии развития у учителей физической культуры проектировочных компетенций

Л. М. Певицына

Educational technologies of development of teachers' physical education of design competences

L. M. Pevitsyna

Аннотация. В условиях введения ФГОС общего образования происходит переход от предметноцентрированной модели образования к модели вариативного, личностно центрированного образования. Данный факт меняет целевые установки образования по физической культуре, а также ориентирует учителя на достижение новых образовательных результатов, которые предусматривают «приращение» в личностных ресурсах обучаемых. В системе повышения квалификации актуализируется проблема овладения учителем физической культуры процедурой педагогического проектирования, направленного на формирование физической культуры школьников и способствующего развитию профессиональной компетентности педагога. При этом традиционные (репродуктивные) методы обучения не способны решить поставленных целей. Также следует отметить, что сложившееся противоречие усиливает потребность в применении инновационных образовательных технологий обучения взрослых, среди которых необходимо выделить педагогическое проектирование.

Abstract. Within adoption of the Russian Federal State Educational Standard of general education there is a transition from subject-oriented education model to model of variable, personally-oriented education. This fact changes education purposes of physical education, and also orients of teacher to achievement of new educational results which provide "increment" in personal resources ofpupils. In system of advanced training the problem of teacher' mastering of physical education by

procedure of pedagogical designing is actualized, directed to forming of physical education of pupils and promoting professional development competence of teacher. At the same time traditional (reproductive) training methods are not capable to solve effective objectives. The developed contradiction strengthens need for application of innovative educational technologies of training of adults from which it is necessary to distinguish pedagogical designing.

Ключевые слова: личностно центрированная модель образования, новый образовательный результат, педагогическое проектирование, образовательные технологии, физическая культура личности, технологическая карта урока.

Keywords: personally-oriented education model, new educational result, pedagogical designing, educational technologies, physical education of personality, technological card of lesson.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, основывающегося на принципе единства преемственности и иннова-ционности, достижение поставленных целей и задач невозможно без перехода от предметно-центрированной модели образования к модели вариативного, личностно центрированного образования. Образовательными результатами личностно центрированной модели образования являются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем [1].

Одним из гарантов достижения образовательных результатов, предусмотренных образовательным стандартом, выступает учитель, уровень его культуры, профессионализма, компетентности. При этом в системе дополнительного профессионального образования становится актуальной проблема реализации гуманистических идей и компетентностного подхода с помощью соответствующих образовательных технологий обучения взрослых.

Практика повышения квалификации (ПК) педагогов свидетельствует, что традиционно используемые организационно-содержательные пути и методы передачи знаний не способны технологически обеспечить их интеграцию в практическую деятельность учителя. Путь разрешения противоречий заключается в поиске оптимальных способов включения слушателей в ту образовательную деятельность, в условиях которой получаемые знания будут работать, т. е. в обеспечении рефлексивно-практического переживания-проживания.

В данном случае нам близки утверждения А. Н. Леонтьева о том, что в овладении учебными предметами (как и в овладении всяким знанием вообще) решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно для него частью действительной жизни или только внешним, навязанным извне условием ее [2].

В условиях компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании становится актуальной проблема реализации основных идей, ориентированных на развитие и совершенствование личностно-профес-сиональных компетенций специалиста через применение соответствующих образовательных технологий, как фактора, ответственного за качество конечного результата.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технология в современной науке в значительной степени перекрываются.

С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько более широким, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических еще и разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психологические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека [3].

Нам близка позиция Ю. В. Сенько, разделяющего «техне» на два вида. Первое «техне» направлено на построение, организацию, упорядочение внешних условий процесса обучения. Второе «техне» предполагает наличие иного знания, в нашем понимании - надпред-метного, внутренне личностного. Именно в этом случае словосочетание «гуманитаризация технологии» оказывается приемлемым. Здесь доминируют принципиально не формализуемые, а следовательно, и полностью не подающиеся технологическому описанию отношения личностной обращенности, сопричастности, другодоминантности, понимания, диало-гичности [4].

Исследователи Л. А. Казанцева и С. Я. Казанцев к педагогическим технологиям, обеспечивающим развитие методологической культуры учителя, относят технологии личностно-ориентированного обучения, системно-деятель-ностного подхода; проблемно-модульного обучения; «диалога культур»; ролевые и деловые игры; педагогическое проектирование и конструирование [5].

Одной из основных технологий ПК, способствующих развитию рефлексии учителей физической культуры и обеспечивающих эволюцию надпредметного знания, является технология педагогического проектирования.

Анализ исследований феномена проектной деятельности, а также близких по значению понятий «проектирование», «проект», «педагогическое проектирование» учебной и обучающей деятельности, позволяет сделать вывод о том, что данная деятельность, выступает средством достижения нового качества дополнительного профессионального образования.

В рамках проводимого нами исследования мы рассматриваем проектную деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития педагогов в процессе повышения квалификации, предполагающее развитие и совершенствование проектировочных компетенций учителей физической культуры. При этом проектировочные компетенции являются неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности учителя физической культуры. Последняя является системной

характеристикой его личности, представляющей целостность его знаний, умений, личностных, профессионально-деятельностных качеств и потенциалов, позволяющих обеспечивать эффективное разрешение возникающих профессиональных задач, а также инициировать актуализацию и преобразование личности ученика [6].

В качестве иллюстрации рассмотрим процесс освоения технологии педагогического проектирования в процессе повышения квалификации учителей физической культуры.

Этап 1. Информационно-методологический этап. Актуализация овладения технологиями педагогического проектирования. Слушатели развивают свои представления о гуманистических основах обновления содержания образования в контексте концепции модернизации образования и требований ФГОС; о принципах и признаках личностно-ориентированного образования; о системно-деятельностном и ком-петентностных подходах. Рассматривается актуальность направленности содержания образования на развитие личностных и субъектных свойств.

Затем формулируются критерии качества образования с позиций: уровня образованности учащихся, уровня личностного развития, адекватности содержания целям личностно ориентированного образования, соответствия культурно-информационной, технологической, материально-технической образовательной среды современным достижениям науки и практики.

В конце информационного блока учителя физической культуры знакомятся с понятиями «методологическая культура учителя» и «профессиональная компетентность учителя», а также с их составляющими (готовность к инновационной, творческой деятельности, наличие гуманистических ценностей и убеждений, способность к педагогическому проектированию развивающей, личностно-смысловой образовательной среды, владение педагогическими технологиями личностной, системно-деятельност-ной направленности).

В результате освоения первого этапа у учителей физической культуры формируется первый структурный элемент технологии педагогического проектирования в условиях личност-но ориентированного образования, как наиболее существенный структурирующий ее при-

знак - доминирующая образовательная цель. Таким образом, инициируется необходимость получения новой информации, позволяющей построить абстрактную модель будущей (по-слекурсовой) педагогической деятельности. Для того чтобы разобраться и лучше понять, какой смысл для достижения нового образовательного результата и для совершенствования собственной профессиональной деятельности представляет сама эта модель, им необходимо создать ее в реальном процессе педагогического проектирования.

Этап 2. Теоретическое проектирование. После актуализации проблемы освоения технологий педагогического проектирования в условиях обновления содержания образования от учителей поступает «заказ». В связи с этим преподаватель кафедры педагогики и методист по физической культуре, работающие в паре, подбирают теоретический и практический учебный материал для знакомства слушателей с технологической стороной обеспечения содержания образования по физической культуре, подбирают технологический инструментарий, определяют алгоритм построения модели педагогического проекта.

Сначала учителям предлагается лекционное изложение наиболее существенного материала по знакомству с понятиями «педагогические» и «образовательные технологии», раскрывается роль и значение овладения педагогическими технологиями в обеспечении нового качества физкультурного образования и в совершенствовании уровня педагогической культуры учителя. Обуславливается выбор педагогических технологий, в соответствии с целевыми установками педагогических моделей физического воспитания, их особенностями, закономерностями и принципами реализации.

Слушателями совместно с преподавателем формулируются условия и критерии эффективности образовательных технологий, раскрывается суть и содержание структурных компонентов технологии формирования физической культуры личности учащегося, ее структурно-функциональная модель [7]. Осуществляется изучение авторских концепций в малых группах с помощью раздаточного материала, просмотра фрагментов видеозаписи уроков физической культуры, обращения к литературным источникам и др. В обобщенной модели педа-

гогических технологий выделяются компоненты: «Направленность технологий» с уточняющей формулировкой образовательных, развивающих и воспитательных задач в каждой из парадигм; «Теоретические обоснования» и «Обобщенная структура педагогических технологий», применяемых в определенной модели физического воспитания с иллюстрированным перечнем конкретных технологий и их применением. Учителя знакомятся с технологиями алгоритмического обучения, полного усвоения знаний и умений, моделирующего, дифференцированного и индивидуального обучения, проблемного и исследовательского, оздоровительного, здоровьесберегающего и спортизиро-ванного обучения, технологией учебного проекта и др.

В результате этапа теоретического проектирования получается схематическое изображение обобщенной модели педагогической технологии, ее теоретических основ, переложенных непосредственно на систему школьного физкультурного образования, что позволяет учителю осуществить рефлексию своей педагогической деятельности и осознать свое место и собственную позицию в педагогическом процессе. А разработанный вместе с учителями алгоритм педагогических действий в логической взаимосвязи и взаимовлиянии его компонентов дает в руки учителя способ собственного проектирования, с модификацией и интеграцией педагогических технологий для реализации конкретных задач предмета, которые будут ставиться в реальных образовательных условиях.

Этап 3. Имитационное проектирование. Этот этап осуществляется на двух уровнях. Первоначальный (репродуктивный) уровень: проектирование учебного процесса по физической культуре на основе заданной или выбранной педагогической модели с применением соответствующих технологий.

Форма работы - фронтальная (традиционная), под управлением преподавателя и методиста с имитацией (или видеодемонстрацией) и закреплением образцов деятельности. Технология педагогического проектирования на этом уровне складывается из следующих процедур:

1. Проектирование деятельности по реализации одной из педагогических моделей физического воспитания с применением технологии (или группы технологий) на примере отдельно

взятого урока физической культуры, системы уроков или внеклассного мероприятия. Задача - определиться с личностным смыслом содержания и применения современных педагогических технологий в рамках реального учебно-воспитательного процесса по физической культуре, осознать их значимость для повышения качества образования в соответствии с гуманистическими ценностями, усвоить структуру и последовательность действий для успешного освоения и реализации технологии в любом виде педагогического проектирования.

2. Проектирование проблемной педагогической ситуации, для разрешения которой разрабатывается алгоритм: концептуализация, формулировка целей-ценностей и задач содержания образования, включающего основные ведущие критерии: позиции субъектов образовательного процесса, основной мотив учебной деятельности и ее характер, стиль взаимодействия педагога с учеником, формулу реализации, главный критерий успешности и результативности образовательного процесса, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Наиболее сложным на данном этапе работы с учителями физической культуры является процесс целеполагания проектируемой деятельности. Проектирование педагогической технологии или группы технологий, на основе которой разрабатывается проект урока, представляется в виде определенной последовательности педагогических действий, на основе описания ее алгоритма, представленного в литературных источниках.

3. Коллективное обсуждение предложений по содержанию и реализации проекта, его демонстрация слушателем или преподавателем.

4. Рефлексия достижения задач проекта, а главное - осмысление слушателем эффективности влияния технологии обучения посредством педагогического проектирования на достижение новых образовательных результатов и на развитие их собственной профессиональной конструктивно-проектировочной компетентности.

Второй - продуктивный (творческий) уровень: проектирование учебного процесса по физической культуре на основе самостоятельно обоснованной концепции обучения, соблюдения алгоритма проектирования, отбора соответствующих технологий и их модификаций,

переконструирования и интеграции. Результатом этого этапа становится педагогический проект, представленный в той или иной форме (конспект (технологическая карта) урока, внеурочного занятия, программа по предмету, программа элективного курса, методическая разработка, дидактическое обеспечение и т. д.) и его публичная защита. Работа над проектом организована в малых группах или индивидуально. На этом уровне технология проектирования складывается из следующих процедур:

1. Подготовительный этап: слушатели заранее (в межсессионный период) сами или с помощью методиста определяются с формой предстоящего педагогического проекта. В зависимости от существующих затруднений практического характера или имеющихся перспективных планов «продукт» проектирования должен помочь учителю, его образовательной организации, методическому объединению, в реализации процесса обновления содержания образования по физической культуре. Такой подход позволяет объединиться учителям в подгруппы, в среднем по 4-6 человек. Большинство учителей физической культуры, проходящих повышение квалификации, считают наиболее приемлемой формой педагогическое проектирования разработку технологической карты урока.

2. Каждая подгруппа выбирает среди своего состава «администратора», исполняющего роль директора (зам. директора, руководителя методического объединения), который берет на себя организацию обсуждения в подгруппе целей и задач проекта, содержания и последовательности этапов проектирования. Кто-то берет на себя обязанности «эксперта», «оформителя» и «спикера». Последний будет представлять проект при его защите. В отличие от деловой игры, при сотрудничестве роли не задаются жестко и искусственно. Их основное назначение - организация рациональной и более продуктивной деятельности в подгруппе.

3. Процесс разработки педагогического проекта подразумевает свободу взаимодействия и самостоятельность учителей внутри подгруппы и между подгруппами. При этом проектирование учебного процесса, описываемого учителями в технологической карте, строится как интегрированная, целостная система, состоящая из многих компонентов, в

т. ч. на основе характеристик «хорошего урока на основе ФГОС» [8]:

- формулирование темы урока, в соответствии с программой и тематическим планированием, при этом обязательным является постановка проблемы, которая разрешается после изучения темы, что является первым мотиваци-онным фактором, направляющим учителя и детей на получение предметных, метапредмет-ных и личностных результатов;

- целеполагание урока ориентировано на новые образовательные результаты (предметные, метапредметные и личностные); дети принимают посильное участие в постановке цели урока, которая логично вытекают из проблемной учебной ситуации; цель формулируется операционально, т. е. желаемые результаты можно будет оценить определенным инструментарием, а также с учетом наличия двух блоков результатов: базовых - «Выпускник научится» и углубленных - «Выпускник получит возможность научиться»;

- отбор содержания учебного материала осуществляется на основании образовательной программы, методических материалов и учебника, соответствующих требованиям ФГОС; объем и содержание учебного материала соответствует особенностям возраста, пола, актуального физического и психологического состояния и зоны ближайшего развития учеников, содержит проблемность, вызывает личный интерес и требует проявления жизненного опыта учеников, мотивирует их самостоятельную деятельность;

- применение технологий, методов и форм обучения, оптимальных для конкретных условий и особенностей детского коллектива с доминированием методов мотивации и стимулирования учебной деятельности, использование факторов неожиданности, парадоксальности, занимательности, межпредметности, создания проблемной ситуации, удивления, новизны, успеха, соревновательности, учебной игры, а также мотивация учителя своей личностью, использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения;

- оценивание и контроль качества образования проводится только путем применения усвоенного в измененной и абсолютно новой ситуации, что является обязательным требованием, а также обязательное привлечение учителем

обучающихся к самооценке, к ее обоснованию и комментарию.

4. Процедура презентации и защиты проектов также предусматривает различные технологии ее проведения. Во-первых, в форме доклада, с последующими ответами на вопросы коллег, преподавателя и методиста. Такое живое, непосредственное участие всех участников образовательного процесса в разборе проектов является дидактическим средством для глубокого и сознательного усвоения современных методологических основ педагогики, усиливает специально-профессиональную направленность курса, совершенствует умение сопоставлять и сравнивать различные способы решения социально-педагогических и собственно педагогических проблем.

Во-вторых, в форме проведения спроектированного занятия в условиях, максимально приближенных к реальным (в спортивном зале, на спортивной площадке), в т. ч. с участием коллег-учителей в качестве учащихся, с последующим обсуждением.

Такие формы презентации проектов позволяют учителям более тщательно разобраться в содержании технологий, понять различие между традиционными и инновационными моделями физического воспитания, и в последующем проектировать и реализовать их в учебно-воспитательном процессе школы на различных его уровнях.

5. Рефлексия: самооценка и экспертная оценка качества проектов; осознание изменений, произошедших в собственной педагогической и личностной позиции, в профессиональной компетентности; оценка качества знаний и приобретенных умений; отношение к технологии педагогического проектирования и методике его проведения.

Продолжить закрепление и отработку проектов в реальном педагогическом процессе слушатели получают возможность на практических занятиях, где учителя физической культуры знакомятся с проектами учебно-воспитательной работы (рабочие программы, тематические планы, конспекты и технологические карты уроков), наблюдают реализацию этих проектов, анализируют деятельность коллег-новаторов. При этом слушатели предлагают свои варианты форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по физиче-

ской культуре, сопоставляют условия воплощения созданных проектов в реальной педагогической практике, делают выводы о коррекции и совершенствовании своей деятельности.

Существенным результатом таких занятий является то, что большинство учителей не копируют наблюдаемый опыт работы коллег, а создают новые проекты, путем следования принципам педагогического проектирования, которые были освоены ими на занятиях по изучению образовательного модуля.

Такая организационная схема обучения логически связывает воедино всю совокупность педагогических знаний, умений при изучении психолого-педагогических и методических дисциплин на основе профессионального опыта учителя.

В заключение необходимо отметить, что по данным анонимно проводимых опросов и самооценок, описанная технология проведения занятий со слушателями получает неизменно высокую оценку.

Меняется коренным образом не только отношение к активным формам и методам проведения занятий в системе ПК учителей физической культуры, но и достигается лучшее понимание смысла нововведений.

Это зачастую проявляется в продолжении учителями исследовательской и конструктивной проектной деятельности за рамками курсов ПК в составе школьных творческих групп и экспериментальных площадок.

Библиографический список:

1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования : доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова и др. // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9-28.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 2 т.

3. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

4. Сенько Ю. В. Педагогическая технология в герменевтическом круге / Ю. В. Сенько // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 15-23.

5. Казанцева Л. А. Мониторинг развития методологической культуры студентов - будущих

педагогов / Л. А. Казанцева, С. Я. Казанцев // Педагогическое образование и наука. - 2005. -№ 4.- С. 11-14.

6. Певицына Л. М. Научно-методические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Певицына Лариса Михайловна. - Ростов н/Д., 2007. - 219 с.

7. Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001. - № 3. - С. 2-8.

8. Поташник М. М. Чем отличается хороший урок на основе ФГОС от хорошего урока до освоения ФГОС / М. М. Поташник, М. В. Левит // Народное образование. - 2016. - № 1. -С.101-107.

References:

1. About the Federal State Educational Standard of general education: the report of the Russian Academy of Education / edited by A. M. Kondakova, A. A. Kuznetsova, etc. // Pedagogics [O Federal'nom gosudarstvennom obrazo-vatel'nom standarte obshhego obrazovanija : dok-lad Rossijskoj akademii obrazovanija / pod red. A. M. Kondakova, A. A. Kuznecova i dr. // Peda-gogika], 2008, N 10, pp. 9-28.

2. Leontyev A. N. The chosen psychological works in 2 Vol / A. N. Leontyev [Izbrannye psiho-logicheskie proizvedenija v 2 t.]. M. : Pedagogics, 1983, 2 Vol.

3. Selevko G. K. Traditional pedagogical technology and its humanistic upgrade / G. K. Selevko [Tradicionnaja pedagogicheskaja tehnologija i ee gumanisticheskaja modernizacija / G. K. Selevko]. M. : Scientific research institute of school technologies, 2005. 144 p.

4. Senko Y. V. Pedagogical technology in a hermeneutic circle / Y. V. Senko // Pedagogics [Pedagogicheskaja tehnologija v germenevti-cheskom kruge / Y. V. Sen'ko // Pedagogika], 2005, N 6, pp.15-23.

5. Kazantseva L. A., Kazantsev S. Y. Development monitoring of methodological culture of students - future teachers / L. A. Kazantseva, S. Y. Kazantsev // Pedagogical education and science [Monitoring razvitija metodologicheskoj kul'tury studentov-budushhih pedagogov / L. A. Kazanceva, S.Ja Kazancev // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka], 2005, N 4, pp. 11-14.

6. Pevitsyna L. M. Scientific and methodical aspects of enhancement of teachers' professional competence of physical education in the course of advanced training: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences 13.00.08 / L. M. Pevitsyna [Nauchno-metodicheskie aspekty sovershenstvo-vanija professional'noj kompetentnosti uchitelej fizicheskoj kul'tury v processe povyshenija kvalifi-kacii : dis. ... kand. ped. nauk]. Rostov-on-Don, 2007. 219 p.

7. Vilensky M. Y., Solovyov G. M. Main characteristics of pedagogical technology of forming of personality' physical education / M. Y. Vi-lensky, G. M. Solovyov // Physical culture: education, education, training [Osnovnye sushhnostnye harakteristiki pedagogicheskoj tehnologii formiro-vanija fizicheskoj kul'tury lichnosti / M. Y. Vilens-kij, G. M. Solov'ev // Fizicheskaja kul'tura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka], 2001, N 3, pp. 2-8.

8. Potashnik M. M., Levit M. V. Differences of good lesson on the bases of Russian Federal State Educational Standard and good lesson before adoption of the Russian Federal State Educational Standard / M. M. Potashnik, M. V. Levit // National education [Chem otlichaetsja horoshij urok na osnove FGOS ot horoshego uroka do osvoenija FGOS / M. M. Potashnik, M. V. Levit // Narodnoe obrazovanie], 2016, N 1, pp. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.