УДК 372.879.6
КАК ПОСТРОИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Л. М. Певицына
Аннотация. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения - урока физической культуры. Это определяет усиление требований к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры.
Целью процесса повышения квалификации является создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности учителя физической культуры, обеспечивающей инновационное преобразование содержания школьной системы физического воспитания в рамках государственных приоритетов модернизации образования.
При этом одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГОС.
In the conditions of imposition of the Federal State Educational Standards of the General Education the content of physical education radically changes. The educational results will be presented by pupils ’ personal, subject and metasubject achievements formed in mastering physical activities, including universal learning activities
The update of the content of physical education, first of all, changes a view of technologies of the main form education - physical education les-
son, that promotes the higher requirements to the competence level of the physical education teacher. The purpose of the professional development process is creating of organizational and pedagogical conditions to improve the physical education teacher professional competence, which provides innovative transformation of the school physical education content within the state priorities of education modernization. Thus, one of the key objectives of educational process is teachers mastering technologies of designing and conducting a lesson according to Federal State Educational Standards requirements.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, требования ФГОС, физическая культура личности, компетентность учителя физической культуры, предметные, метапред-метные и личностные результаты обучения, универсальные учебные действия, направленность урока физической культуры.
Systemic activity based approach, Federal State Educational Standards requirements, physical culture of the personality, competence of the physical education teacher, personal, subject and metasubject educational results, universal learning activities, physical education lesson.
Современный этап государственно-общественного развития характеризуется инновационными преобразованиями, происходящими в системе образования.
Смыслом и целью современного образования является личностное развитие обучаемых в условиях глобализации.
Меняются представления о сущности готовности человека к выполнению социальных ролей и профессиональных функций. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки самостоятельной личности, способной осваивать новые виды деятельности, быть активной и успешной в жизни.
Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Система физического воспитания также призвана решать проблему ценностносмыслового развития личности учащегося. Главной целью функционирования системы физического воспитания является человек, личность в её целостности и многогранности как высшая ценность.
Современные концептуальные подходы рассматривают физическую культуру и физическое воспитание в свете культурологического, антропологического и системнодеятельностного подходов.
Это приводит к обновлению содержания физического воспитания, которое направлено не просто на физическое благополучие, а на формирование физической культуры личности учащегося. При этом физическая культура личности предстаёт как сложная и динамическая социальная область общей культуры личности, для которой присущи интеллектуальная, мотивационно-ценностная, социально-духовная и физкультурно-деятельностная составляющие.
В решении этих важных задач ведущая роль принадлежит учителю и зависит от его профессионализма и компетентности.
Сегодня стало ясно, что только творческий учитель физической культуры, обладающий выраженным индивидуальным стилем деятель -ности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен поднять уровень общей и физической культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.
Особое место в процессе обновления и совершенствования профессиональной компетентности учителя физической культуры, отве-
чающей требованиям времени, несомненно, занимает система повышения квалификации, внедряющая персонифицированные модели обучения, в первую очередь, технологии деятельностной педагогики.
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый позднее в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, З. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной психологической теорией, признанной в мире.
Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека, его личностное развитие неразрывно связаны с его деятельностью и деятельностью обусловлены. При этом деятельность понимается как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя цель и задачи [1].
Систему операций, которая обеспечивает решение задач определённого типа, называют способом действий.
Согласно теории деятельностного подхода усвоение содержания опыта людей осуществляется не путём передачи информации о нём человеку, а в процессе его собственной активности (деятельности), направленной на предметы и явления, которые созданы развитием человеческой культуры.
Деятельность побуждается внешними (социальными) и внутренними (познавательными, смысловыми) мотивами. Лишь внешние мотивы не обеспечивают включение ученика в учебную деятельность. В этот процесс должны быть включены внутренние, познавательные, смысловые мотивы. Помимо мотива деятель -ность включает в себя цель, способы, условия и результат.
Для учителя физической культуры, организующего современный процесс обучения по предмету «Физическая культура», это означает, что средством формирования физической куль -туры личности учащегося является физкультурная деятельность, которая имеет множество видов: образовательная, спортивная, рекреационная, оздоровительная, адаптивная, коррекционная и др. Физическое упражнение трансфор-
мируется из основного средства физического воспитания в главный элемент (способ) видов физкультурной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, теоретической основой которого является системно-деятельностный подход, предполагает, что базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универ -сальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в мета-предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим свер-стникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
„_ Научное обеспечение системы
Научно-теоретический журнал Л
93 повышения квалификации кадров
безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
+ Подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
+ Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
+ Выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся вариативных условиях [5].
Деятельностный подход существенно расширил целевые установки начального образования в сфере физической культуры и кардинально изменил программное содержание образования по физической культуре.
Сегодня, в соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности; «Физическое совершенствование» (процессуальномотивационный компонент деятельности).
Такого рода преобразования ориентируют учителя физической культуры на переосмысление и кардинальную коррекцию осуществляемого учебно-воспитательного процесса, основной формой которого является урок.
В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в начальной школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем за-
крепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры и изложенного в учебниках по физической культуре, но и на уроках по другим учебным предметам.
Путём повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своём теле и здоровье.
Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.
В процессе повышения квалификации учителей физической культуры образовательных учреждений Ростовской области мы стремимся создать условия, направленные на освоение профессиональной деятельности педагога в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Результатом совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе стажировок становится освоение технологий проектирования урока физической культуры в деятельностной, развивающей модели обучения.
Так, третий модуль краткосрочной программы повышения квалификации «Педагогическая деятельность учителя физической культуры в условиях введения ФГОС (стажировка)» имеет практическую направленность и осваивается в форме стажировки, объёмом 30 учебных часов [4]. Содержание модуля ориентировано на совершенствование ключевых профессиональных компетенций учителя физической
культуры: отбор и проектирование содержания материала для учебной программы по предмету; применение современных педагогических технологий, направленных на формирование физической культуры личности учащегося; проектирование содержания уроков и внеурочных занятий по физической культуре, нацеленных на личностные, метапредметные и предметные результаты образования; разработку и использование методик оценки эффективности образовательной деятельности учащихся через освоение ими регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Практический материал для групповой и самостоятельной работы слушателей по освоению содержания данного модуля, а также контрольные задания по оценке качества обучения в рамках стажировки включены в содержание рабочей тетради.
Мы стремимся к тому, чтобы слушатели осознали и поняли, что вся учебная деятельность должна быть представлена как совместная деятельность учителя с учащимися, а не репродуктивное исполнение учащимися запланированной деятельности учителя. Такое построение учебного процесса кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников, который отражается в принципах педагогики сотрудничества.
К числу таких принципов относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание смыслов, целей, содержания и способов деятельности, а также своей роли и значимости в данном процессе взаимодействия).
В такой среде достигается понимание и признание учителем ученика как равноправного, активного субъекта, соучастника важнейшего жизненного события под названием «урок».
Таким образом, в новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя, которому следует строить современный урок физической культуры на дидактических принципах научности, визуализации, системности, активности, кооперации, сознательности, индивидуализации и др.
„_ Научное обеспечение системы
Научно-теоретический журнал 95 Л
повышения квалификации кадров
Учебный процесс и основная его форма -урок в современной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, важнейшим качеством которой является целостность. Исходя из технологических этапов проектирования урока, определены следующие компоненты:
- анализ и планирование новых образовательных результатов (целей) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач;
- подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
В настоящее время подход к определению цели (целей) урока физической культуры изменился. Так, цель (цели) урока должна выводиться из заданной в программе по предмету, соответствующей требованиям ФГОС, планируемых результатов, т. е. должна включать формирование тех или иных умений.
При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
Для осуществления процедуры целепола-гания урока физической культуры в рамках повышения квалификации мы предлагаем учителям следующий алгоритм действий:
1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.
2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать предметную и метапредметную цели урока. Личностный результат зачастую не формулируется как цель урока, т. к. не может быть достигнут за столь короткое время, которым располагает отдель-ный урок.
Личностный результат рассматривается и измеряется в более долгосрочных проектах и программах обучения.
3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для
того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений» (задач).
4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых достижений» (задач).
5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые достижения (задачи) в проекте урока.
Например: тема урока: «Комплексы дыхательных упражнений» 2 класс.
Цели урока:
1. Предметная. Способствовать освоению учащимися умения подбирать и выполнять упражнения для развития дыхательной системы.
2. Метапредметная. Помочь детям учиться корректно общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимопомощи при подборе и выполнении дыхательных упражнений.
Поэтому уровень поливариантных поведенческих социальных связей, формируя иерархичность структурности и развития сознательной сферы детей, актуализируя не только сущностное развитие коры и объёмов полушарий головного мозга.
Так мы видим следующие достижения, формирующиеся в режиме полифункциональности подобного подхода.
Планируемые достижения (задачи):
Предметные:
- Знания: представления о дыхательной системе человека и значении дыхательных упражнений для её оздоровления;
- Умения: осваивать подобранные и предложенные дыхательные упражнения.
Метапредметные (УУД):
1. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при подборе дыхательных упражнений (как предметная координация в режиме соматики на принципе свободы колебаний).
2. Корректно оценивать действия партнёра по группе при подборе и выполнении дыхательных упражнений.
Для самодиагностики процедуры целепола-гания урока учителям предлагаются критерии оценки, представленные в таблице 1 [2].
Таблица 1
Критерии оценки, применяемые для самодиагностики процедуры целеполагания
Что оценивается Критерии оценки Баллы
Обозначение в проекте урока целей и планируемых достижений. Обозначены лишь предметные знания. 0
Отражены предметные знания и умения, но в форме, неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока. 1
Отражены предметные знания и умения, в форме, позволяющей оценить результаты в конце урока. 2
Отражены и предметные знания и умения, и универсальные учебные действия (УУД) но в форме, неудобной для оценивания в конце урока. 3
Отражены и предметные знания и умения, и универсальные учебные действия (УУД) в форме, позволяющей их проверить и оценить в конце урока. 4
При подборе видов учебной деятельности на уроке, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач урока, необходимо помнить, что вся учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система неких учебных задач.
Эти учебные задачи даются учителем через создание определённых учебных ситуаций, которые и предполагают осуществление учащимися определённых универсальных учебных действий (У УД): познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
По мнению К. Н. Поливановой, учебная ситуация - это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, переформулируют, частично запоминают [3].
Учебная ситуация рассматривается как организация учебной деятельности, её технология, в которой обучаемые (возможно с помощью учителя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.).
А так же и вариабельные интенции генераций концептуальности живого духа деятельности в кристаллизации лица личности ребёнка.
В ходе освоения учителями физической культуры технологий проектирования урока физической культуры в деятельностной модели обучения мы предлагаем им опираться на следующую классификацию типов учебных ситуа-
ций для построения учебной деятельности на уроке:
- ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
- ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предлагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
- ситуация-иллюстрация - прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в учебный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами электронных образовательных ресурсов, которая вырабатывает умение находить более простой и целесообразный способ её решения);
- ситуация-тренинг - образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или (и) решить ситуацию).
По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но организация второй требует от учителя больших усилий и подготовленности. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы, когда присутствует противоречие, столкновение нового (неизвестного) и известного (данного), того, что уже умеет учащийся, и что ещё не умеет, того, что научно доказано, но не применяется в практике и т. д.
Как показывает практика работы с учителями физической культуры в системе повышения квалификации, именно, постановка учеб-
ной проблемы является «камнем преткновения» для учителей-практиков. Однако в рамках реализации деятельностного подхода в обучении именно создание учебной проблемной ситуации является «пусковым механизмом» осуществляемой учащимися на уроке деятельности. Учебная проблема способствует мотивированию учащихся к предстоящему процессу обучения, превращает его в процесс учения, раскрывает для детей смысловую значимость происходящего на уроке события, даёт возможность быть равноправными участниками учебного процесса и ответственными за его результат. По мнению нейрофизиологов, процедура мотивирования стимулирует в организме детей выброс гормона дофамина, что делает процесс обучения более интересным и эмоционально положительным, вызывающим чувство удовольствия.
Структура учебной деятельности, по
В. В. Давыдову, включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть для того, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Наиболее целесообразно при построении урока физической культуры выделить соответствующие структурные элементы деятельности в качестве его этапов.
При проектировании урока физической культуры в деятельностной модели обучения, среди множества структур уроков мы предлагаем учителям также структуру урока в технологии деятельностного метода по Л. Г. Петерсон [2]. Несмотря на то, что деятельностный метод по Л. Г. Петерсон разрабатывался на базе уроков математики и реализовался при изучении этого предмета, именно этот метод способствует тому, чтобы учителя физической культуры уяснили суть деятельностного подхода в обу -чении. Наш методический и практический опыт показывает, что применив данный метод на содержание урока физической культуры можно провести инновационный урок физической культуры развивающей направленности. Вот этапы урока и их краткое содержание в модифицированном виде.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задача: осознание уча-
щимися смысла и значимости предстоящей учебной деятельности, возникновение положительной эмоциональной направленности.
2. Актуализация знаний и умений. Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.
3. Постановка учебной задачи. Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговари-вание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации). Задача: решение учебной задачи, обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.
5. Первичное закрепление. Задача: прого-варивание нового знания и практическое выполнение продуктивных вариантов решения учебной проблемы, их комментирование.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через самоконтроль и самооценку.
7. Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение. Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников. Вопросы:
- Какую цель мы ставили?
- Удалось ли её решить?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новое знание и умение? и др.
В заключение необходимо отметить, что в учебных предметах начальной школы сложились свои варианты реализации деятельностного метода и соответственно специфические структуры уроков.
Для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педагогов, в соответствии с типом и направленностью урока, поставленными целями и задачами.
Л- М. Певицына
Хакпостроитъ урог^фиэическрй культуры в соответствии с требованиями фТОС
ЧИППКРО
Вместе с тем нами осуществляется апроба- 3. Михеева, Т. Б. Школьный учитель: са-
ция подготовленных учителями физической мообразование / Т. Б. Михеева, Е. А. Чекунова.
культуры под нашим руководством проектов - М. : ТИД «Русское слово - РС», - 2008.
уроков, разработанных в деятельностной моде- 4. Певицына, Л. М. Образовательная про-
ли обучения. Такие проекты реализуются на грамма дополнительного профессионального
практических занятиях по повышению квали- образования (повышения квалификации) учи-
фикации, а также студентами 4-х и 5-х курсов, телей физической культуры «Обеспечение ка-
факультета физической культуры и спорта чества педагогической деятельности современ-
ЮФУ, проходящими педагогическую практику ного учителя физической культуры в условиях
в общеобразовательных школах. введения ФГОС» / Л. М. Певицына. - Ростов
н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2012.
Литература - 60 с.
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический 5. Примерные программы по учебным
словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. за- предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч. 2.
ведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас- Примерная программа по физической культуре.
пиров. - М. : Академия, 2000. - 176 с. - М. : Просвещение, 2010. - 231 с.
2. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А. В. Миронов. - Волгоград : Учитель, 2013. - 174 с.