Таким образом, как показало проведенное исследование, разработка и применение современных тренажерных средств и универсальных лабораторных стендов нового поколения позволяет существенного повысить качество обучения специалистов, уровень сформированности у них практических навыков и умений и в целом профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
2. Ефремов, О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. - СПб., 2001.
3. Кочин, А. А. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института I ПС МЧС России. — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский институт I ПС МЧС России, 2005.
УДК 378.14
В.Я. Слепов*, A.B. Слюсарев*
Теоретические основы сущности, содержания и задачи
военно-профессионального воспитания курсантов (слушателей)
вузов ВВ МВД России
Статья посвящена проблемам военно-профессионального воспитания будущих офицеров.
Ключевые словя: сущность, содержание, задачи военно-профессионального воспитания.
V.Y. Slepov*, A.V. Slusarev**. Theoretical fundamentals of the substance, contents and the purposes of military and professional up-bringing of the cadets and military post graduates of the institutes of Russian Interior Ministry Forces. The article is devoted to the problems of military and professional up-bringing of future cadets.
Keywords: substance, contents, purposes of military and professional up-bringing.
Происходящие в стране социально-политические процессы, содержание и характер преобразований в сферах обороны и правоохранительной деятельности диктуют необходимость качественного улучшения функционирования военных вузов в совершенствовании системы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, в т.ч. и для внутренних войск, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Современный этап развития офицерского корпуса внутренних войск предусматривает наличие концептуальных положений воспитания военных специалистов в вузах МВД России. При этом курсанты военных вузов как определенный слой будущих военных управленцев и представителей военной элиты России занимают важное место среди офицеров внутренних войск. Данное обстоятельство требует постановки и решения ряда важных задач: переосмысления всего комплекса вопросов, связанных с профессиональной подготовкой офицеров в военных вузах; разработки теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального воспитания офицеров в вузах для взаимодействия с другими группами элит в современной России.
Образовательный процесс с курсантами в вузах внутренних войск МВД России является значимой частью системы профессионального воспитания офицерских кадров Российской Федерации, которая направлена на улучшение качества подготовки военных специалистов, усиление научного вклада военных вузов в решение современных задач в сфере укрепления обороноспособности государства. Данное обстоятельство объективно обусловлено необходимостью совершенствования воспитания выпускников военных вузов и современным этапом развития высшего военного образования, что
* Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ.
** Слюсарев, Андрей Викторович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Slepov, Vladimir Jakovlevich, professor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops Doctor of the pedagogical sciences, the professor, the Honored figure of a science of the Russian Federation.
** Slusarev, Andrei Victorovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1.
© Слепов В.Я., Слюсарев А.В., 2012
обеспечивается целенаправленными усилиями постоянного и переменного составов военных вузов. Это также объясняется системой целевых установок по реформированию высшей военной школы, связанных с внедрением ФГОС ВПО 3-го поколения, которая призвана формировать офицерские кадры, сочетающие глубокую профессиональную подготовку и положительные личностные качества.
Чтобы войти в современный офицерский корпус внутренних войск МВД России, курсанты вузов внутренних войск после окончания вуза должны обладать рядом признаков: а) наличие властных полномочий; б) развитие необходимых личностных качеств; в) образованность; г) способность самостоятельно принимать правильные решения и отвечать за их реализацию; д) творческая составляющая при решении профессиональных задач; е) наличие навыков и умения управления подразделением в различных ситуациях.
Из множества личностных качеств, черт личности, присущих офицеру внутренних войск МВД России и влияющих на эффективность управления,, самыми важными являются: 1) доминантность; 2) уверенность в себе; 3) эмоциональная уравновешенность; 4) стрессоустойчивость; 5) креативность; 6) стремление к достижениям; 7) предприимчивость; 8) ответственность; 9) надежность; 10) независимость; 11) общительность; 12) порядочность; 13) благородство; 14) честность; 15) мужество и отвага; 16) высокая нравственность, опрятность.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью научного понимания сущности, содержания и задач процесса формирования курсантов внутренних войск как профессионалов, носителей духовно-нравственных качеств, путей повышения эффективности данного процесса в вузах внутренних войск МВД России.
Термин «профессиональное воспитание» в педагогической теории профессиональной подготовки офицеров внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов стал активно использоваться с начала 90-х гг. прошлого столетия. До этого времени соответствующие вопросы изучались в основном в связи с подготовкой и воспитанием будущих рабочих в системе профессионально-технического образования.
В отечественной педагогике данное понятие появилось в литературе в начале 60-х гг. прошлого столетия, когда вышла монография «Профессиональное воспитание в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования» (1961 г.). Речь в этой работе шла в основном о профессиональной подготовке рабочих в профессионально-технических училищах.
В дальнейших публикациях профессиональное воспитание понималось как формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих повышению производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором. В 1978 г. была опубликована монография H.H. Дьяченко, посвященная профессиональному воспитанию молодежи, где данная проблема рассматривалась как составная часть образования в целом. Главная его задача, по определению автора, состоит в формировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда. Это возможно, если формировать у молодежи сознательное отношение к выбору профессии, устанавливать профессиональную пригодность молодых людей к тому или иному виду трудовой деятельности, изучать содержание профессий, обеспечить молодежь информацией о потребностях предприятий и регионов в профессиях разного типа.
Широкое распространение понятие «профессиональное воспитание (подготовка)» получило в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. С началом перестройки в России в педагогической литературе резко снизилось количество исследований, посвященных трудовому воспитанию учащихся. Его место в педагогической теории и практике постепенно стало занимать воспитание профессиональное.
Это методологическое явление было обусловлено возрастанием роли личности, индивидуальности и субъектности в обществе. Профессионализм и профессиональная мотивация стали рассматриваться как важное условие успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов любого профиля. По мере стабилизации экономического положения, изменения и осмысления требований, предъявляемых к выпускникам профессиональных учебных заведений всех типов, становится актуальным воспитание обучающихся как будущих субъектов профессиональной деятельности.
До середины 90-х гг. прошлого столетия данная проблема все еще рассматривалась преимущественно в связи с подготовкой рабочих кадров. В широком значении профессиональное воспитание рассматривалось как важнейшая функция трудовой и общественной жизни. В узком смысле — «как специально организованный и контролируемый процесс приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности». По своему характеру оно представляет собой процесс нежесткого технологического (методического) управления обстоятельствами, способствующими формированию у учащихся профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя (т.е. как ценности), сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля.
Из этого следует, что, во-первых, профессиональное воспитание рассматривается авторами в том же русле, что и традиционные вопросы трудового воспитания, цель которого в советское время определялась как формирование сознательного и творческого отношения к труду, готовности к любому виду трудовой деятельности. Но в этом контексте речь здесь идет об отношении к профессиональному труду, которое также может быть сознательным и творческим. В этом с авторами следует согласиться. Профессия — частный случай трудовой деятельности, и профессиональное воспитание с необходимостью должно конкретизировать цели и задачи трудового воспитания.
Во-вторых, нужно подчеркнуть, что, в отличие от большинства работ, подготовленных в предыдущие годы, авторы данной статьи ориентируются на отношение к профессии, ее значимость для общества и для личности, а не на развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность деятельности специалиста.
В высшей школе вопросы профессионального воспитания стали исследоваться по мере стабилизации социально-экономической обстановки, когда в обществе начала возрастать потребность в квалифицированных профессионалах во всех областях трудовой деятельности. С середины 90-х гг. данное направление интенсивно разрабатывается применительно к сотрудникам силовых структур, в т.ч. в системе МВД.
А.С. Боровых в диссертационном исследовании, посвященном истории развития профессионального воспитания в образовательных учреждениях МВД России, отмечает, что на протяжении трех лет (1997—1999 гг.) идет активный поиск путей совершенствования воспитательной работы с личным составом, который находит свое отражение в материалах совещаний и научно-практических конференций образовательных учреждений МВД. В конечном итоге все это позволило приблизиться к пониманию необходимости выделения профессионального воспитания в качестве приоритетного направления, помогло определить роль психологов как субъектов воспитательной работы с курсантами и слушателями, расширило возможности применения психолого-педагогических приемов и методов работы с личным составом. С середины 90-х гг. значительно больше внимания уделяется повышению профессионализма офицеров внутренних войск и сотрудников ОВД, ведется поиск формирования интегральных профессионально-важных качеств специалиста.
Обратим внимание, что в этом исследовании (2000 г.) профессиональное воспитание понимается как формирование профессионально-важных качеств (ПВК) специалиста, хотя и интегральных. Вопрос о ПВК является весьма важным для понимания сущности профессионального воспитания в нашем исследовании, поэтому целесообразно рассмотреть этот вопрос несколько подробнее.
В диссертации А.С. Боровых на основе анализа многочисленных нормативных документов и публикаций советского времени делается вывод о том, что в основе воспитательного процесса в учебных заведениях МВД России в 80-е гг. лежало формирование у будущих специалистов общественно значимых, а значит, лишь частично профессиональных личных качеств. Из всех направлений воспитания (нравственного, правового, патриотического, трудового, физического, экологического и т.д.) приоритет всегда отдавался вопросам политического и идейно-нравственного воспитания, а также укреплению дисциплины, поддержанию установленного порядка в подразделениях, повышению успеваемости курсантов.
Проблема формирования профессионализма курсантов и слушателей в процессе воспитания специально не выделялись, утверждает автор. Лишь ее отдельные элементы имели место в ходе реализации различных направлений воспитательной работы. Несмотря на объемность и сложность воспитательной работы с курсантами, в ней отсутствовали оценочные моменты в подготовке профессионалов, а сама она во многом оказывалась оторванной от практической деятельности. Учебная и воспитательная работа проводились как бы сами по себе, но при этом считалось, что именно в ходе учебного процесса вырабатывались профессиональные навыки и умения.
При всем уважении к проведенному исследованию согласиться с этим выводом нельзя. Не только потому, что и в советское время публиковались работы, посвященные формированию профессионализма военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел (З.А. Астемиров; П.С. Дагель, A.M. Колодкин; В.А. Озолин и др.), но и в силу того, что идейно-политическое воспитание рассматривалось тогда именно как основа профессионализма военнослужащих внутренних войск и сотрудников ОВД. Тот факт, что соответствующий термин не использовался, сути не меняет. Идеология в то время функционировала как норма, наряду с законом и правом. Идейно-политическая верность, направленность военнослужащих и сотрудников ОВД были основой стабильности государства точно так же, как в современных условиях уважение к праву, законопослушность, гражданственность и патриотизм военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Когда в советское время речь шла о формировании личности военнослужащего или сотрудника ОВД, то теоретиков и практиков воспитания интересовали не личные потребности, запросы, проблемы, закономерности развития (как того требует современная личностно-ориентированная парадигма воспитания), а качество этой личности как условие успешного выполнения служебных обязанностей, по сути — профессионализма.
Именно поэтому воспитанию в процессе профессиональной подготовки военнослужащих внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов всегда уделялось важнейшее место. При этом идеология была основой воспитания. Идеологическая устойчивость обеспечивала преемственность требований обучающегося и работающего специалиста. Рассмотрим кратко с этой точки зрения проблемы воспитания моральных качеств как профессионально значимых.
Сравнительный анализ тематики научных исследований по проблемам воспитания в силовых структурах показывает, что с середины 50-х гг. прошлого столетия в научно-педагогической литературе в основном рассматривались вопросы воспитания военнослужащих. Наиболее часто изучались конкретные задачи воспитательной работы командиров. В 70-е гг. к этим проблемам добавилось изучение методологических и теоретических основ воспитания (В.Я. Слепов, 1970; ЯЯ. Юрченко, 1972; В.П. Давыдов, 1975).
В 80-е гг. в литературе появляются исследования, посвященные формированию личности сотрудников ОВД и курсантов учебных заведений МВД России. На повестку дня встали вопросы развития личности в учебном процессе, методы педагогики сотрудничества. Анализ публикаций этого времени показывает явно выраженную тенденцию — воспитание рассматривалось как важнейшее условие поддержания порядка, дисциплинированности, боеспособности курсантов и военнослужащих воинских частей внутренних войск МВД России.
С начала 90-х гг. актуальными вновь стали вопросы воспитания сознательной дисциплины военнослужащих (А.В. Барабанщиков, 1993; Э.П. Утлик, 1993; Л.Т. Бородавко, 1998; С.И. Денисенко, 1998); нравственно-правового воспитания (B.C. Олейников, 1993); воинского долга (Ю.В. Аманацкий, 1994). В условиях пошатнувшихся моральных и идеологических устоев государства и роста коррумпированности во всех сферах общества формирование этих качеств было особенно актуально для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Эти качества определяли относительную стабильность социальной обстановки в стране, защиту нового конституционного права.
По мере становления новых социально-экономических отношений в обществе, с развитием в педагогической теории личностно-ориентированного подхода, воспитание личности и в юридической педагогике все более приобретает гуманистический характер. Активно исследуются вопросы воспитания военнослужащих внутренних войск и сотрудников ОВД в изменившихся социально-экономических условиях. Изучаются условия формирования их профессиональной нравственной культуры (А.В. Щеглов, 1994); формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД России (В.Я. Кикоть, 1994); повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в вузах внутренних войск МВД России (А.А. Кочин, 1996); нравственно-правовой культуры (А.Г. Арсентьева, 1996), профессиональной чести (Г.А. Витольник, 1997); нравственно-правовых ориентации (В.И. Шадрин, 1998) и нравственное воспитание слушателей вузов МВД (А.Д. Кузнецова, 1999).
Рассмотрение исследований, характерных для конца 90-х гг., показывает постепенное усиление интереса к целостным личностным образованиям и возрастанию роли личности в регуляции собственной жизнедеятельности, таким как самосознание, саморазвитие, самовыражение. Исследователи больше внимания уделяют системным условиям формирования интегральных личностных качеств. Так, например, изучалось самовоспитание профессиональных качеств сотрудников (В.И. Богдановская, 2000); формирование потребности в профессиональной самореализации личности курсантов (А.В. Костеневский, 2000); система профессионального развития и саморазвития курсантов (А.Т. Иваницкий, 2000); система воспитательной работы начальников факультетов, курсов (В.В. Анциферов, 2001); духовно-нравственное воспитание сотрудников (В.В. Казанков, 2001); воспитание профессионально-гуманистических качеств курсантов (И.А. Ефремова, 2002); взаимодействие преподавателей и курсантов как фактор формирования личности будущего офицера (И.А. Бисько, 2004); формирование правового сознания (Д.С. Безносов, 2004; В.Г. Бургун, 2004), формирование ценностных ориентации курсантов (О.Г. Васюков, 2005; А.Д. Варару, 2007); формирование имиджа офицера в образовательном процессе вуза (М.Г. Елагин, 2005); условия становления экзистенциальной направленности курсантов (А.Н. Завьялов, 2005); воинское воспитание курсантов (Ю.Г. Завизионов, 2007).
Из приведенного краткого обзора видно, что в разные исторические периоды актуальными становятся разные аспекты воспитательной работы, которые отражают запросы общества к личности военнослужащих внутренних войск, а также тенденции развития теории воинского воспитания. Кроме того, следует отметить, что воспитание частных и интегральных качеств личности рассматривается большинством исследователей как важнейшее требование профессиональной подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России, необходимое условие эффективного выполнения ими служебно-боевых и оперативных задач. Однако лишь с утверждением личностно-ориентированного подхода в образовании, когда регулирующая роль потребностей, мотивов, ценностей самого обучаемого стала выдвигаться на первый план, когда во всех видах труда возросло значение профессионализма и компетентности, воспитание в высших учебных заведениях начинает исследоваться как профессиональное.
Как показано в диссертации Ч.М. Бурханова, на запрос в Интернете в 2003 г. предлагалось более 25 ты. ссылок, в которых встречается словосочетание «профессиональное воспитание» (ПВ). Все чаще встречается обсуждение данного понятия на конференциях и в специальной литературе. Интернет-сайты многих учебных заведений упоминают данное направление работы среди своих теоретических и практических задач. Однако психолого-педагогическое содержание данного понятия почти не анализируется, в связи с чем затруднена методическая разработка и системная организация процесса профессионального воспитания в учебных заведениях внутренних войск.
Многообразие определений ПВ связано, во-первых, с разными подходами к пониманию сущности самой категории «воспитание», во-вторых — с многообразием тех требований, которые предъявляются к выпускникам высшей школы. Специфические особенности этой деятельности выделяются всеми авторами, изучающими проблемы профессионального воспитания сотрудников силовых структур.
Сравнение содержания, которое разные авторы вкладывают в понятие «профессиональное воспитание» на протяжении двух десятков лет, показывает, во-первых, параллельное существование двух основных подходов: это формирование профессионально-важных качеств и формирование отношения к профессии и субъектам профессиональной деятельности. Во-вторых, постепенно все яснее проявляется возрастание субъектности будущего специалиста в процессе овладения профессией.
Первый подход, который можно назвать традиционным, рассматривает воспитание (или формирование) профессионально-важных качеств, перечень которых изменяется в зависимости от будущей профессии. Основой для педагогической деятельности служат профессионально-квалификационные характеристики, нормативно-правовые документы, определяющие требования к выпускнику вуза. Методы работы направлены на создание условий, формирующих конкретные качества будущего специалиста (мотивы выбора профессии и обучения, профессиональное мышление, работоспособность, аккуратность, дисциплинированность и др.).
Второй подход, который развивается в русле личностно-ориентированного образования, выделяет в качестве целей развитие потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферы специалиста, перестройку иерархии ценностей, относящихся к профессиональной деятельности в целом и конкретной профессии в частности. Содержание труда служит деятельностью, в процессе которой формируется отношение к делу, к себе как субъекту труда, к коллегам по работе. Важнейшее значение здесь имеют такие общие личностные характеристики, как трудолюбие и ответственность, важные для любого вида деятельности. Ответственность как субъектная характеристика важна и при определении собственной профессиональной судьбы, служебной карьеры во внутренних войсках МВД России.
Субъектная направленность профессионального воспитания особенно проявляется в исследованиях последнего пятилетия, хотя заявлено это положение было значительно ранее. Самосовершенствование, разностороннее развитие и саморазвитие, профессионально-личностное саморазвитие, профессиональное сознание и самосознание, отношение к себе как к профессионалу — эти понятия, утверждающие самостоятельность и ответственность будущего специалиста за успешность своей профессиональной деятельности, становятся ведущими в современных исследованиях по проблемам воспитания в высшей профессиональной школе.
Следует отметить, что авторы, представляющие профессиональное воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России и других силовых структур, чаще ориентируются на традиционный подход, связанный с пониманием этого процесса как формирование профессионально-важных качеств, более широко — профессионализма. Личностно-субъектно-ориентированное профессиональное воспитание внедряется в научный оборот труднее, чем в гражданских вузах.
Это положение может объясняться, с одной стороны, более выраженными традициями в процессе воспитания в соответствующих вузах, с другой — и это главное — большим значением дисциплинированности, иерархической соподчиненности, которая как отмечалось выше, определяется принципом единоначалия в силовых структурах. Противоречие между необходимостью формировать в процессе профессиональной подготовки дисциплинированного исполнителя и одновременно самостоятельную личность, ответственного субъекта выражено в процессе воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России очень сильно. Поиск путей разрешения этого противоречия является одной из актуальных задач.
Анализ теории и практики профессиональной подготовки в высших образовательных учреждениях позволяет выделить очень важное противоречие — между требованиями, которые предъявляются к курсанту вуза и офицеру во внутренних войсках МВД России. Основными критериями, по которым оценивается курсант вуза, является его успеваемость, отсутствие дисциплинарных нарушений, ответственность при исполнении служебных обязанностей. Профессиональная деятельность и компетентность офицера внутренних войск намного сложнее и разнообразнее, требует иных способностей.
Можно думать, что именно этот факт привел А.С. Боровых к выводу, который оспаривался выше, — о том, что воспитательная работа с курсантами во многом оказывалась оторванной от практической деятельности. Это так, потому что учебная и воспитательная работа проводится по критериям оценки курсанта, а не будущего профессионала.
Противоречие между учебной и профессиональной деятельностью с точки зрения требований, предъявляемых к субъекту и его самооценке, было отмечено в работе, опубликованной еще в 1981 г. Авторами было показано, что критериями оценки ученика в школе или студента в вузе являются успеваемость и дисциплинированность, для чего необходимо развитие познавательных способностей (памяти, вербального интеллекта, умения излагать прочитанное и др.). Основным критерием оценки профессионала (а значит, и его самооценки) являются результаты его труда, успех которого зависит обычно от множества практических способностей. Удовлетворенность своей профессией, принятие себя в ней зависят от профессиональной пригодности и соответствующей мотивации.
Мотивация учебной деятельности больше опирается на интерес, а профессиональная — на мотивы пригодности. И руководство ценит у воспитанников вузов внутренних войск МВД России в первую очередь способность (наряду со знаниями и умениями) выполнять профессиональные обязанности, а не интерес к делу. Интерес желателен, так же как у школьника желательны способности. Большинство поступающих в учебное заведение выбирает профессию и учится в профессиональном учебном заведении, сохраняя школьную, учебную мотивацию. И педагоги в вузе также ориентируются прежде всего на успеваемость и дисциплинированность обучаемого. Лишь постепенно, с включением курсантов в решение практических профессиональных задач, в самооценке курсантов увеличивается количество характеристик, оценивающих собственные профессиональные возможности и способности.
Любая профессиональная деятельность, кроме того, требует объединения усилий многих людей, от ответственности которых зависит общий успех. В учебной деятельности каждый усваивает свои знания сам, от успеха одного успешность учебной деятельности другого зависит лишь частично, в малой степени. В профессиональной деятельности специалисты гораздо больше зависят друг от друга. Поэтому важно учить будущих офицеров адекватно оценивать свой вклад в общее дело, учить оценивать сильные стороны каждого участника, включенного в общую работу.
Перестройку самосознания учащегося с психологической позиции школьника, ученика на позицию специалиста, будущего офицера внутренних войск, включенного в профессиональные отношения, автор определяет как важнейшую задачу профессионального воспитания. Конкретнее — эта задача формулируется как изменение направленности общих и частных самооценок субъекта деятельности, перестройка мотивации с приоритета «мне интересно и нужно», на позицию — «я способен и нужно».
Таким образом, профессиональное воспитание представляет собой актуальное направление в системе учебно-воспитательной работы военных институтов внутренних войск МВД России и обладает при этом собственным содержанием и задачами, которые определяются перспективами профессиональной деятельности выпускника, его компетентности.
Военно-профессиональное воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда.
Содержанием военно-профессионального воспитания является обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессиональной общности, к коллегам по службе, осознание курсантами себя как будущего субъекта деятельности, оценку своих способностей, уровня подготовленности, отношения к себе как офицеру-профессионалу.
Психологическая сущность данного процесса заключается в перестройке оценок и самооценок, отношений курсантов с позиции Я-курсант на позицию офицера-специалиста. В период профессионального становления должны происходить изменения в содержании самооценки, самоотношения, в образе Я-курсанта как будущего офицера-профессионала.
По своей структуре военно-профессиональное воспитание как педагогический процесс представляет два взаимосвязанных направления: профессионально-личностное и профессионально-субъектное. Первое предполагает развитие профессиональных ценностей через освоение профессионально-социальных ролей и идентификацию себя с представителями профессиональной общности. Второе означает развитие самооценок и самоотношений на основе включения в практическую деятельность и осознание собственной пригодности и перспектив профессионального самосовершенствования.
Список литературы
1. Боровых, А. С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980-90 гг. : дис. ...канд. ист. наук. - СПб., 2000.
2. Шванщкш, А. Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России : монография - СПб., 1999.