AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp. 7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright © 1957 by the President and Fellows of Harvard College.
Literature:
1. Bogolyubov, V. I. The innovative technologies in pedagogy // School technologies. — 2005.
2. Volynkina, M. V. About a place of innovations in education {Electronic resource} // the Center of innovation development: / The institute of humanitarian education. — {Moscow, 2005} —URL: http: / / www.innovatika.ru/bibl/st2.html (10.26.2006).
3. Elizarov, L. I., Yastrebov, D. Yu., Gugelya, A. A. The distance controlled education. The characteristic of concept. {Electronic resource} http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ f82505dbb1679f7c32571da0031c56f.
4. Kochnev, A., Akhmadullin, M, Averko-Antonovich, I., etc. The innovative educational activity // Higher school in Russia. - 2004. - № 8.
5. The personal directed approach in pedagogical activity: the experience of development and application / Published by E.N. Stepanov. - Moscow, 2004. - 128 p.
6. Mikryukov, V. Y. The educational innovations in a context of a military-patriotic upbringing of pupils / / The Innovation in education. - 2006. - № 4.
7. Novikova, T. G. The efficiency conditions of the innovative activity in education: a foreign experience and a vision at the Russian practice // School technologies. - 2005. - № 5.
8. Slobodchikov, V. I. The innovations in education: fundamentals and sense {Electronic resource} // City expert council on experimental and innovative activity in education: {site} / Moscow educational department. - Moscow, 2004-2006. - URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (10.26.2006).
9. Khutorsky, A. V. The distance controlled education and its technologies // Internet-journal «Eidos». -2005. - The 1-st of September. http: // www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.
10. ShJykov, V The translation is printed with the permission of the publisher: «Officership as a Profession» in the THE SOLDIER AND THE STATE: THE THEORY AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp.7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright C 1957 by the President and Fellows of Harvard College.
1 Сэмюэл Хантингтон. Офицерская служба как профессия [10].
УДК 378. 14 Э.Х. Карсанов*
Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности
В статье анализируется необходимость профориентации курсантов как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.
Ключевые слова: профориентация, мотивация, объективные и субъективные факторы, престиж, профессиограмма.
E.H. Karsanov*. Professional orientation as a pedagogical condition of cadets' training for self-educational activities. In article necessity of vocational guidance of cadets as the real phenomenon and the concrete scientific category having difficult integrative structure is analyzed.
Keywords: vocational guidance, motivation, objective and subjective factors, prestige, professiogram.
Актуальность проблемы профессиональной ориентации заключается в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов для ВВ МВД, которая обусловлена сложностью задач, выполняемых сегодня войсками по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан. Деятельность высшей военной школы направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально-активной личности военного специалиста и обеспечивающих высокое качество его профессиональной подготовки. Одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки
* Карсанов, Эдуард Хаджимуссаевич, командир курсантского батальона Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-62.
* Karsanov, Edward Hadzhimussaevich. The commander cadet battalion of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, street of Letchika Pitjutova, 1. Ph. 744-70-62
Статья поступила в редакцию 24 мая 2010 г.
Карсанов Э.Х. "Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности
будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способными целенаправленно обучать и воспитывать подчиненных, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск.
На современном этапе развития общества наблюдается устойчивая тенденция усложнения профессиональной деятельности специалистов самого различного профиля. Одной из наиболее важных причин этого является научно-технический прогресс, который привел к появлению принципиально новых образцов техники, сложных технологических производств, в результате чего деятельность специалистов становится все более и более опосредованной, в т.ч. и «искусственным интеллектом».
В результате усложнения профессиональной деятельности в современных условиях значительно возрастают требования к интеллектуальным, психическим и волевым качествам специалиста. Требования к интеллектуальным и психическим функциям военнослужащих внутренних войск в современных условиях столь высоки, что находятся на грани предельной возможности человека. Цена ошибок в профессиональной деятельности многократно возросла, т.к. эти ошибки могут привести к подрыву доверия сотрудников силовых структур, групповым нарушениям общественного порядка, межнациональным конфликтам.
Практика показывает, что качество обучения курсантов в вузах ВВ МВД РФ и в последующем успешность военно-профессиональной деятельности выпускников зависят от качественного профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации и их подготовки в военных вузах ВВ МВД РФ. Проблема профессионально-личностного становления будущих офицеров ВВ МВД РФ приобретает особую актуальность ввиду усложнения и повышения требований к эффективности военно-профессиональной деятельности.
Многие выпускники вузов ВВ МВД РФ, столкнувшись в практической деятельности офицера с большими трудностями социального, экономического и психологического характера, стремятся оставить службу и найти другое применение своим способностям, знаниям и умениям. Это говорит о том, что наряду с такими важнейшими качественными показателями подготовки военного специалиста, как знания, умения, навыки, должны формироваться не менее важные профессионально-значимые качества личности, его военно-профессиональная направленность, сформированная и развитая потребность личности в профессиональном становлении и профессиональном самообразовании.
Профессиональная деятельность изменилась в направлении:
— значительного увеличения количества параметров процессов и объектов, которыми управляет офицер внутренних войск с одновременным снижением времени, отводимого на выполнение отдельных управляющих воздействий;
— невозможности непосредственно наблюдать за управляемыми процессами (объектами, явлениями);
— работы с информационными моделями. При этом значительно возросли требования к декодированию информации в виде различных сигналов, поступающих по средствам связи;
— значительного повышения требований к интеллектуальным качествам профессионалов из-за чрезвычайно сложных условий обстановки.
Анализ литературных источников свидетельствует об актуальности проблемы адекватного подбора, ориентации и подготовки кадров для профессиональной деятельности, требующей задействования интеллектуальных и психических ресурсов личности, близких к их предельным возможностям.
Развитие событий в стране и за рубежом в последние годы XX и начала XXI вв. объективно обусловливает повышение ответственности силовых структур вообще и внутренних войск, в частности, перед обществом и выдвигает перед ними более сложные и ответственные задачи, решение которых требует повышения роли человеческого фактора. Этому призвана способствовать ориентация в строительстве и развитии внутренних войск на профессиональной основе, которая выдвигает в число приоритетных вопросов совершенствование профессионально-личностных и других качеств военнослужащих, которые составляют основу их военно-профессиональной компетентности (ВПК). Формирование базы ВПК офицеров была и остается важнейшей задачей вузов. Ее успешное решение определяется прежде всего тем, насколько способными, хорошо подготовленными и заинтересованными в служении Отечеству будут подобраны кандидаты для поступления в военные вузы.
Практика последних лет показывает, что комплектование Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России и других военных вузов кандидатами, в соответствии с руководящими документами с каждым годом становится все более затруднительно, т.к. процесс обучения в этих вузах требует наличия уже сформированных некоторых качеств личности.
В высших военно-учебных заведениях внутренних войск в настоящее время около 25% курсантов испытывают трудности в военно-профессиональной адаптации. Очевидно, что это является причиной низкой интеллектуальной и физической работоспособности, а также устойчивости к стрессовым факторам. К сожалению, показатели пригодности допризывной молодежи России к группам военных специальностей прогрессивно снижаются.
Обучение в вузе является важным этапом в процессе военно-профессионального становления офицера. Именно здесь происходит интенсивное формирование профессионально важных качеств, знаний и навыков, профессионально-личностное становление будущих военных специалистов.
Анализ имеющейся проблемы показал, что практика отбора кандидатов в вузы МВД России далеко не совершенна: многие поступающие на учебу в недостаточной степени профессионально ориентированы. Система неадекватных, зачастую идеализированных представлений об учебе и службе в вузах МВД в последующем приводит к трудностям адаптации к учебе, разочарованиям, кризису мотивации. Кризис мотивации проявляется в переосмыслении своего места, назначения, окружения, изучения интересов; позиций, отношения к учебе и служебным обязанностям курсанта. Практика подтверждает, что в конечном итоге все заканчивается отчислением из вуза по банальной причине — из-за нежелания учиться в данном вузе. Здесь следует подчеркнуть, что отчисления, связанные с неуспеваемостью, нарушениями служебной дисциплины весьма тесно связаны с изменениями мотивации у отчисляемых.
Анализ неосознанной, незрелой мотивации показывает, что главные причины кроются в неосведомленности об избранной профессии во внутренних войсках МВД, низкой самооценке, недостаточном знании самого себя, требований будущей учебы и службы в данном вузе, ошибочном, иллюзорном представлении об их условиях.
Однако следует отметить, что не только социально-психологические, педагогические аспекты профессиональной ориентации и отбора являются важными и проблемными. Среди проблем психолого-педагогического обеспечения в вузе МВД России можно обозначить и следующие:
— нарастание криминализации в обществе, наркомания, пьянство, ухудшение психического здоровья, существующая угроза терроризма и др. требуют ориентировать профотбор соответствующим образом;
— направленность профотбора на успешность обучения курсанта (слушателя) в вузе и последующую успешность специалиста во внутренних войсках МВД сама по себе является проблематичной и требует поиска соответствующих мотивов исследования;
— более того, анализ мотивации абитуриентов показывает, что направленность на учебу и получение высшего командно-юридического образования часто не совпадает с направленностью на последующую профессиональную деятельность во внутренних войсках. Это явление ставит проблему не только перед профориентацией и профотбором, но и перед всей системой подготовки специалиста в вузе МВД России.
Следовательно, в структуре учебно-воспитательного процесса этап профессиональной ориентации будущих курсантов (слушателей) и определения их профессиональной пригодности является весьма актуальным и требует своей разработки и методического обеспечения. Поэтому среди основных направлений работы по совершенствованию образовательного процесса в вузах МВД важное место занимает профессиональная ориентация кандидатов на учебу, что, несомненно, положительно сказывается на быстрейшей подготовке курсантов к самообразовательной деятельности в вузе и послевузовскому непрерывному образованию и самосовершенствованию профессионализма.
Профессиональная ориентация призвана привлечь молодых граждан России к службе во внутренних войсках МВД России, а также решает задачу качественного комплектования курсантами вузов МВД. Данное качество находится в прямой зависимости от количества (конкурса) лиц, желающих поступить в данное учебное заведение. Чем больше желающих, тем выше вероятность качественного профотбора кандидатов на учебу в вузе МВД.
Основными задачами профориентационной работы в вузах МВД, на наш взгляд, должны быть:
— ознакомление молодых граждан с особенностями и требованиями служебно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД;
— ознакомление кандидата с его индивидуально-психологическими особенностями с целью оказания ему помощи в самоопределении выбора профессии офицера в определенной специализации.
Профессиональная ориентация абитуриента может быть представлена как сознательный процесс, включающий в себя получение молодым человеком по каналам межличностной, публичной и массовой коммуникации доступной информации о видах профессиональной деятельности офицеров МВД и сотрудников ОВД в целом и выбранной профессии в вузе МВД, а также ее обработку, сопоставление с личными целями, интересами, способностями, уровнем притязаний, формирование профессионального выбора и подготовку к овладению избранной специальностью.
Практически профессиональная ориентация имеет два аспекта:
— во-первых, сложную систему социально-экономических и психолого-педагогических мероприятий, осуществляемых МВД России с целью формирования у молодых граждан социально-психологических и экономических мотивов выбора профессии;
— во-вторых, систематическая и целенаправленная деятельность вузов МВД по формированию у молодежи психологической готовности к осознанному выбору профессии и содействию в подготовке к ее освоению, в т.ч. и активной профессиональной самообразовательной деятельности как в вузе, так и в послевузовской профессиональной деятельности.
На первоначальное решение о выборе профессии значительное влияние оказывают объективные и субъективные факторы:
Карсанов ЭХ. Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности
— к объективным относятся: экономический, политический, нравственный, информационный факторы, которые определяют социальный престиж труда и обусловливают личностный смысл возможного варианта будущей служебно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД;
— к субъективным относятся личностные факторы, которые не нуждаются во внешних стимулах и источниках информации, относительно изолированы от влияния макросреды (например, семейная направленность и наличие близких родственников, друзей, товарищей среди военнослужащих ВВ и сотрудников ОВД).
В связи с этим организация профессиональной ориентации молодежи должна носить комплексный характер, учитывать влияние на выбор профессии субъективных и объективных факторов и предусматривать комплексную реализацию социально-экономического, психолого-педагогического подходов.
Социально-экономический подход предполагает анализ потребности государства во внутренних войсках и сотрудниках ОВД различных специальностей, выявление перспектив их подготовки с учетом качественных и количественных показателей ресурсов, изучение общественного мнения о престиже службы во внутренних войсках и деятельности сотрудника ОВД.
Психолого-педагогический подход предполагает осуществление учета индивидуальных психологических особенностей личности человека и оценку их соответствия требованиям профессиональной деятельности и на этой основе разработку рекомендаций по выбору профессии. Кроме того, психолого-педагогический подход предусматривает целенаправленное воспитание молодежи, активное формирование у нее устойчивого интереса и желания посвятить свою жизнь службе во внутренних войсках, подготовленности к обучению в вузе МВД и будущей служебно-профессиональной деятельности по избранной специальности.
Сочетание указанных подходов требует системного решения всех вопросов профессиональной ориентации с учетом специфики каждого из ее направлений — информационного, психолого-педагогического и диагностического.
Информационное направление профессиональной ориентации связано с необходимостью обеспечить население страны всесторонней и адекватной информацией о положениях Конституции и законов Российской Федерации по вопросам службы во внутренних войсках и органах МВД, мерах правовой и социальной их защиты, преимуществах в предоставлении льгот и гарантий. Особо важной задачей является пропаганда наиболее распространенных видов профессиональной деятельности во внутренних войсках и сотрудников ОВД.
Психолого-педагогическое направление предусматривает ознакомление молодежи страны с историей возникновения, становления и развития, структурой ВВ и ОВД (ВВ МВД — 200 лет), потребностями МВД в специалистах различного профиля подготовки, формами профессионального обучения, правилами приема в вузы МВД, условиями и особенностями (закрытости) обучения и служебно-профессиональной деятельности, перспективами профессионального и служебного роста. Это направление в условиях значительной негативной направленности современных средств массовой информации («накатов чернухи» на МВД) приобретает важное значение и должно иметь характер систематизированного противодействия, а не только просвещения молодежи.
Диагностическое направление профессиональной ориентации связано с работой по всестороннему изучению индивидуальных и психофизиологических качеств и особенностей человека в процессе формирования выбора профессии военнослужащего ВВ и сотрудника ОВД, оказанию непосредственной помощи в профессиональном самоопределении на этапах допризывного возраста.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что профессиональная ориентация — это многоуровневая функциональная структура, в состав которой входят следующие основные элементы: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация и профессиональное воспитание.
Однако в настоящее время не решены вопросы информационного и психологического обеспечения профориентационной работы в вузах МВД.
Для решения этой задачи целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы по ориентации молодежи.
Следует отметить, что профориентационная работа по привлечению кандидатов в вузы МВД не должна сводиться только к агитационно-пропагандистской работе (реклама МВД, престижа и гарантий служебно-профессиональной деятельности военнослужащих ВВ и сотрудников ОВД и т.п.), а должна иметь четкое информационно-психологическое содержание (требования и особенности работы во ВВ и ОВД и т.п.). Агитационно-пропагандистский характер профориентационной работы приводит к высокому конкурсу в вузах МВД, но при этом часто осознанность выбора профессии, личностно-мотивационный фактор профессионального выбора может быть низок и как следствие — разочарование в выборе профессии и отчисление из вуза.
В интересах профессиональной ориентации молодежи в вузы МВД необходимо осуществлять подготовку аудио- и видеопрограмм соответствующей тематики, распространять их через телевидение и радио. Целесообразно организовывать издание справочно-информационных материалов и доведение
их до городских (районных) управлений ОВД, райвоенкоматов, а также осуществлять своевременную публикацию в периодической печати объявлений о наборе в данное учебное заведение.
Положительно зарекомендовало себя проведение в вузах МВД Дней открытых дверей, что предусматривает встречу будущих кандидатов и их родителей с преподавательским составом вуза МВД, ознакомление с учебно-материальной базой, бытовыми условиями жизни курсантов, посещение музея истории вуза, просмотр документальных кино- и видеофильмов о службе выпускников в ОВД и внутренних войсках. Перед собравшимися призваны (и это целесообразно) выступать офицеры, лучшие преподаватели, отличники учебы вуза, заслуженные ветераны внутренних войск.
В плане мероприятий по профессиональной ориентации молодежи каждого учебного заведения МВД следует предусмотреть целенаправленную работу в средних общеобразовательных заведениях, в РУВД и ГУВД, воинских частях и соединениях ВВ для проведения информационно-психологической агитационно-пропагандистской работы и предварительного отбора кандидатов непосредственно на местах.
Целесообразно особое внимание уделять популяризации и разъяснению условий учебы, жизни и быта курсантов вуза МВД, их деятельности после завершения обучения и непрерывности процесса образования и самообразования.
Важнейшим средством такой работы является целенаправленная профориентационная работа в общеобразовательных школах. Опыт нашей работы показывает, что проведение с учащимися тематических вечеров и бесед способствует формированию у них уважительного отношения к ВВ и ОВД, осознанному выбору профессии военнослужащего ВВ и сотрудника ОВД. Подобная работа должна охватывать своим влиянием не только выпускников школ, но и школьников 7-9 классов и предусматривать заблаговременную ориентацию для поступления в вузы МВД.
В интересах повышения престижа службы во внутренних войсках и в ОВД и обеспечения высокого конкурса в вузы МВД необходимо организовывать взаимодействие с органами государственной власти и органами самоуправления, общественными организациями и объединениями граждан, трудовыми и педагогическими коллективами, ветеранами МВД, родителями курсантов, осуществлять сотрудничество с центрами занятости и профессиональной ориентации молодежи, для этого необходимо последних обеспечить соответствующими рекламными материалами, а также методическими рекомендациями по подготовке к конкурсным вступительным экзаменам.
Важнейшим условием качественного решения задач профессиональной ориентации граждан для поступления в учебные заведения МВД является разработка вузами профессиограмм соответствующих специальностей офицеров МВД. На основании проводимой работы целесообразно регулярно издавать специальные справочники (словари), содержащие сведения о профессиях офицеров МВД, о текущих и перспективных потребностях МВД в кадрах, путях получения специализации офицера МВД.
Таким образом, организация и проведение профессиональной ориентации граждан для поступления в учебные заведения МВД РФ предполагает личную инициативу и ответственность соответствующих должностных лиц в выборе ее форм и методов, творческое отношение к их использованию, непременный учет социально-экономической ситуации в стране, местных условий и особенностей конкретной обстановки.
Список литературы
1. Лгеев, Б. Л. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности : дис. ...канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1997. — 194 с.
2. Иваницкш, Л. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 2000. — 389 с.
3. Кочин, Л. Л. Повышение эффективности воспитания офицеров-профессионалов в вузах ВВ МВД России : дис. .канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 223 с.
4. Поминова, О. Л. Формирование профессиональной ориентации студентов ССУЗов РФ. — СПб., 2001. — 140 с.
Literature
1. Ageev, В. Л. A motivational readiness of young officers to military — professional work : Diss. cand. psychol. sciences. — Moscow, 1997. — 194 p.
2. Ivanitsky, A. T. Organizational system professional development and self development of cadets (listeners) High schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia : Diss. dort. ped. sciences. — Saint-Petersburg, 2000. — 389 p.
3. Kochin, A. A. Increase of efficiency of education of officers-professionals in High schools WW Ministry of Internal Affairs of Russia, Diss. cand. ped. sciences. — Saint-Petersburg, 223 p.
4. Pominova, O. L. Vocational counseling formation Students SSEE of the Russian Federation. — Saint-Petersburg, 2001. — 140 p.