душие, невнимание, нежелание вникнуть в проблемную ситуацию, а порой и профессиональную некомпетентность. Возникают трудности при принятии решений из-за непонимания со стороны начальников, сковывающих их инициативу и самостоятельность. В беседе приводились факты неуважительного, высокомерного отношения к женщинам-военнослужащим со стороны офице-ров-начальников и коллег-мужчин.
В ходе целенаправленных бесед у 70% различных категорий женщин, работающих в отделах внутренних дел, было выявлено, что они недостаточно полно реализуют свой личностный и профессиональный потенциал в условиях служебной деятельности в соответствии с имеющимся базовым образованием; 50% их не видят для себя ближайших ориентиров для профессионального самосовершенствования и устойчивой профессиональной карьеры в системе органов внутренних дел в связи с ограниченными возможностями профессиональной переподготовки. Слабо учитываются в подготовке и воспитании служащих МВД индивидуально-психологические особенности женщины.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, служащие целям устранения причин, вызывающих профессиональные трудности у женщин, работающих в органах внутренних дел:
- учитывать психологическое состояние женщин, характер и направленность их личностных, семейно-бытовых проблем, состояния здоровья;
- оптимально сочетать методы социальной поддержки женщин-сотрудников ОВД из «группы риска» (одинокие матери, разведенные, имеющие профессиональные проблемы, семьи с больными детьми и т. д.) с методами оказания им психологической помощи;
- проводить специальную работу по повышению гендерной культуры командиров подразделений и начальников служб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т. В. Половые различия в творческом становлении личности представителей одной профессии // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. Вып. 3, ч. 2.
2. БинкинМ. Женщины-военнослужащие. М., 2002.
3. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. М., 1998.
4. Калугин Ю. Е. Профессиональное самообразование: учебное пособие для вузов. Челябинск, 2006.
5. Макарова А. Н. Профессиональное развитие личности (профессиологический аспект): учебное пособие для вузов по специальности 050501. Новгород, 2006.
6. Понуждаев Э. А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино, 1999.
7. Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования: сб. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.
8. Развитие и саморазвитие личности (к 100-летнему юбилею А. Н. Леонтьева): сб. науч. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004.
9. Развитие как регулятивный принцип: монография / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов н/Д, 1991.
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА
Е. И. Мещерякова, Д. Н. Булгаков
Дисциплинирующая компетентность формируется в процессе профессионально-личностного становления курсанта в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Воспитание дисциплинирующей компетенции курсантов должно строиться на определенных принципах, а уровень ее сформированности можно оценить системой показателей.
Ключевые слова: Дисциплинирующая компетентность, ведомственное образовательное учреждение, воспитательная среда, система показателей.
Профессионально-личностное становление курсанта в период его обучения в ведомственном образовательном учреждении - это многокомпонентный процесс индивидуализированного становления профессионально значимых качеств личности будущего офицера, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в избранной профессии. Становление будущего офицера предполагает формирование у курсантов положительной мотивационно-ценностной ориентации на предстоящую службу в ОВД, эффективное освоение ими функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной специальностью.
Профессионально-личностное становление курсанта находит отражение в формировании профессионально значимых качеств его личности, которые, в свою очередь, формируют профессиональную компетентность специалиста - офицера органов внутренних дел. Мы определяем профессиональную компетентность специалиста ОВД как явление, представленное единством личностного и профессионального компонентов, где личностный - это качества офицера, присущие ему как профессионалу (гражданская зрелость, правовая и психологическая культура; высокий уровень нравственного сознания и гуманность; дисциплинированность, стремление к саморазвитию и др.), а профессиональный - это совокупность приобретенных в процессе обучения знаний, а также практических умений использовать приобретенные знания, понимать материалы правоприменительной практики, иметь стремление и готовность применять их в профессиональной деятельности.
Одной из важнейших составляющих личностного компонента выступает дисциплинированность офицера, которая формируется главным образом в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Рассматривая воспитание как процесс и как систему, развивающуюся в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения под влиянием внешних и внутренних факторов, мы определяем его как целенаправленную деятельность общества, государства, организаций и учреждений, должностных лиц по формированию и развитию личности курсанта, побужде-
нию его к самосовершенствованию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сотруднику ОВД.
Формирование дисциплинированности в процессе профессионально-личностного становления курсантов в период обучения - это двуединый процесс: во-первых, это деятельность преподавателей и командиров по приведению поведения курсантов в состояние, соответствующее уставным требованиям, регулированию факторов воспитательной деятельности в целях усиления их положительного влияния на выполнение поставленных задач, четкое соблюдение установленных дисциплинарных правил. Однако воспитание предполагает взаимодействие, оно неразрывно связано с самовоспитанием. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, основным результатом воспитания является побуждение человека к самосовершенствованию. Именно поэтому, во-вторых, мы рассматриваем формирование дисциплинированности сотрудника ОВД (курсанта, а затем офицера) как целенаправленное развитие им своих потенциальных возможностей, формирование и совершенствование своих личностных качественных характеристик, устранение негативных черт характера, что позволяет сформировать самодисциплину, обеспечивающую неукоснительное соблюдение установленных дисциплинарных правил.
В основе поведения лежит дисциплинированность -сформированное качество личности, которое предопределяет поведение курсанта в соответствии с дисциплинарными требованиями, его внутреннее согласие с требованиями служебной дисциплины. Это качество включает развитую мотивационную сферу, выраженную: 1) потребностью, стремлением, установкой на неукоснительное соблюдение дисциплинарных требований; привычкой их строгого соблюдения; 2) отношением заинтересованности и психологической готовности исполнить приказ и требования как соответствующие личным намерениям и интересам; 3) навыками выполнения необходимых действий и привычкой безусловного выполнения поставленных задач; 4) поведением на службе и вне ее в соответствии с дисциплинарными требованиями и нормами морали.
Дисциплинированность выступает проявлением дисциплинирующей компетентности сотрудника ОВД, которую мы рассматриваем как составляющую личностного компонента его профессиональной компетентности. Дисциплинирующую компетентность специалиста необходимо отличать от дисциплинирующей компетенции, формируемой в процессе его подготовки в ведомственном образовательном учреждении. Заметим, что в современной педагогической теории понятия «компетенция» и «компетентность» не разделены. В то же время анализ работ отечественных исследователей позволяет прийти к выводу о том, что термин «компетенция» чаще используется для определения границ области действия специалиста, а термин «компетентность» -для оценки качества его деятельности. В нашем случае -это качество несения службы по обеспечению соблюдения действующего законодательства в рамках должностных обязанностей специалиста ОВД. Можно с уверенностью утверждать, что понятие «компетентность» мно-
гоаспектно и сложноструктурированно, причем компоненты компетентности специалиста обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративнос-ти, социальной и личной значимости. Компетентности, которые формируются в процессе подготовки будущего специалиста ОВД в образовательном учреждении МВД, характеризуются социальностью, культуросооб-разностью, межпредметностью и надпредметностью, практикоориентированностью, многовариантностью использования. Процесс подготовки будущего специалиста - профессионала органов внутренних дел - должен быть направлен не только на становление базовых компетентностей, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в рамках компетентности, но и на формирование его дисциплинированности, образцового поведения на службе и в быту, без чего невозможно, в частности, обеспечить уважение сотрудников ОВД теми, чьи интересы они обязаны защищать.
Все компетенции специалиста - офицера, выпускника ведомственного образовательного учреждения, могут быть объединены в следующие основные группы: теоретико-методологическую; социально-коммуникативную, профессионально-технологическую. Каждая из указанных групп компетенций содержит совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций, объединяемых в эту группу и выступающих в виде конкретных знаний, умений и навыков, готовности и способности использовать их в профессиональной правоохранительной деятельности. Дисциплинирующая компетентность входит в группу социально-коммуникативных и представлена знанием курсантами требований законов, иных нормативных документов, регламентирующих поведение сотрудника ОВД, норм морали и других, приобретенными ими умениями и навыками дисциплинированного поведения, а также готовностью реализовать их не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Необходимые для формирования дисциплинирующей компетенции знания курсанты получают в процессе изучения гуманитарных и правовых дисциплин. Однако ведущую роль в формировании дисциплинирующей компетенции играет воспитание. Можно преподавать курсантам необходимые знания в сфере дисциплины поведения сотрудника ОВД, заставить их неукоснительно соблюдать установленные требования, но если не сформирована потребность в дисциплинированном поведении, самодисциплине, то в ситуации, когда отсутствует контроль, вероятнее всего, их поведение не будет дисциплинированным.
Анализ практики воспитательной деятельности и проведенные исследования позволяют утверждать, что воспитание дисциплинирующей компетенции курсантов в период их обучения в образовательном учреждении МВД должно строиться на следующих принципах, отражающих логику воспитательного процесса, закономерные тенденции, проявляющиеся в нем:
- целенаправленность воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий на формирование устойчивой убежденности в необходимости дисциплинированного поведения и самодисциплины;
- воспитание дисциплинированности курсантов в различных видах деятельности (учебной, служебной, хозяйственной, бытовой, общественной и др.);
- воспитание в учебном коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, товарищества, соблюдения социальной справедливости, уставных норм поведения, высокой культуры взаимоотношений;
- единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий;
- обеспечения единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания в сознательном соблюдении дисциплинарных требований;
- целенаправленного стимулирования дисциплинированного поведения курсантов и проявления ими высокого уровня дисциплинированности;
- комплексного подхода к воспитанию с учетом активного функционирования всех его звеньев и др.
Для оценки сформированности дисциплинирующей компетенции необходимо использовать определенные критерии и показатели. При выборе критериев сформи-рованности дисциплинирующей компетенции курсантов важно учитывать, что сам критерий должен отражать степень соответствия поведения курсанта установленным дисциплинарным требованиям, которые к нему предъявляются. Из этого следует, что оценка сформиро-ванности, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков, предполагает приоритетное использование таких методов диагностики, как наблюдение и экспертиза проявлений дисциплинированности курсантов в различных сферах их деятельности. С учетом практической, учебной и служебной деятельности курсантов критерии оценки уровня сформированности их дисциплинирующей компетенции целесообразно распределить по трем группам.
Первая группа содержит показатели сформирован-ности дисциплинирующей компетенции по критерию оценки элементов, образующих основу дисциплинирующей компетентности:
- осознание значимости дисциплинированного поведения;
- строгость и точность соблюдения требований уставов и приказов;
- отношение к службе и учебе в вузе, соблюдение распорядка дня, отношение к командирам;
- чуткость и внимание к сослуживцам;
- внешний вид;
- отношение к военному имуществу.
Вторая группа содержит показатели, соответствующие критерию проявления дисциплинирующей компетентности курсантов в ходе профессионально-личностного становления в ведомственном образовательном учреждении:
- инициативность и самостоятельность;
- исполнительность и организованность;
- ответственность.
Третья группа позволяет оценить сформирован-ность дисциплинирующей компетенции по критерию сущностных особенностей дисциплинирующей компе-
тентности курсантов как будущих офицеров органов внутренних дел:
- активность в поддержании служебной дисциплины в курсантском подразделении;
- требовательность курсанта к себе и окружающим его коллегам;
- нетерпимость к нарушениям служебной дисциплины.
Изучение специальной литературы и дисциплинарной практики курсантских подразделений позволило выделить следующие сферы проявления дисциплинирующей компетенции:
- учебная деятельность;
- служебная деятельность;
- внеслужебная деятельность.
Оценка сформированности дисциплинирующей компетенции у курсантов в период обучения должна производиться во всех указанных сферах по всем показателям выделенных критериев. Для комплексной оценки важно использовать различные методы, которые целесообразно объединить в систему. Среди таких методов важнейшим становится метод экспертных оценок. При этом экспертами должны выступать должностные лица образовательного учреждения, непосредственно работающие с курсантами как на аудиторных занятиях, так и в процессе осуществления ими служебной и внеслужебной деятельности. Отсюда - особая роль строевых офицеров как в проведении воспитательной работы, направленной на формирование дисциплинирующей компетенции, так и в их постоянном контакте с курсантами, когда личным примером они либо способствуют формированию дисциплинирующей компетенции, либо препятствуют ее формированию. Таким образом, оценку сформированности дисциплинирующей компетенции курсантов целесообразно доверить группе экспертов, в которую должны быть включены преподаватели и командиры, способные не только использовать разработанные методики для получения количественных значений показателей сформированности, но и хорошо знающие тех курсантов, дисциплинированность которых оценивается с применением разработанных методик.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ:
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА
Б. А. Вяткин, О. Б. Беляев
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск. Установлено, что оно представляет собой целостное, многокомпонентное личностное образование. Прилагается методика, позволяющая измерить степень его выраженности (опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России).
Ключевые слова: офицер внутренних войск, профессиональное самосознание, структура, компоненты, диагностика.