DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-45 УДК 378.036 (470.57)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ С НАЧАЛА XX ВЕКА ДО 1941 ГОДА (НА ПРИМЕРЕ БАШКИРИИ)
Ерёмина А.И.
Актуальность обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы, в то время как происходят серьезные перемены в системе педагогического образования не только России, но и всего мира. Отсюда целью статьи является выявление теоретического потенциала, накопленного современной историко-педагогической наукой, так как его осмысление, критический анализ и возможное экстраполирование будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы образования в целом. Ведущими методами к решению данной проблемы являются анализ, синтез, сравнение и классификация. Следование названным методам позволяет логично и последовательно выявлять, обобщать, а также экстраполировать историко-педагогический опыт в современную образовательную теорию и практику. Результаты исследования иллюстрируют то, что педагогические учебные заведения в регионах России и в дореволюционный период и в первые десятилетия советской власти способствовали подготовке компетентных специалистов. Материалы статьи могут быть полезны педагогам, историкам и культурологам.
Ключевые слова: педагогическое образование; историко-педагогические исследования; педагогический процесс.
THEORETICAL FOUNDATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA FROM THE BEGINNING OF THE XX CENTURY UP TO 1941 (BY THE EXAMPLE OF BASHKIRIA)
Eryomina A.I.
The urgency of the issue is determined by inadequacy of the problem's level of scrutiny whereas global changes in the system of pedagogical education not only in Russia take place.
From this the purpose of the article is to elicit theoretical potential accumulated by modern historical-pedagogical science as well as its comprehension, critical analysis and possible extrapolation which would promote further upgrading of the educational system in general. The leading methods of the problem's solution are the analysis, synthesis, comparison and classification. Following aforementioned methods allows revealing, summarizing and sequentially extrapolating historical-pedagogical experience into contemporary educational theory and practice. Following results of the research illustrate that pedagogical academies in the regions ofRussia both in pre-revolutionary period and within the first decades of Soviet power promoted training of competent specialists. Materials may be for the benefit of pedagogues, historians and culturologists.
Keywords: pedagogical education; historical-pedagogical research; pedagogical process.
Множество социальных проблем, возникших в последние десятилетия, очевидно, не могут быть решены без участия системы образования, что в свою очередь обусловливает всемерную её модернизацию. Основным субъектом процесса модернизации должен стать педагог, что ещё и ещё раз актуализирует проблему педагогического образования [30, 62]. Развитие этого сектора предполагает решения множества противоречий, например, между потребностью теории и практики образования в организации качественного педагогического процесса и недостаточным научным осмыслением накопленного опыта в историко-педагогических исследованиях [29].
История развития педагогического образования регионов России, в нашем рассмотрении - в Башкирии, в дореволюционный период входившей в Оренбургский учебный округ, всегда была в поле зрения широкого круга исследователей [2, 3, 50, 53, 54, 58]. Их, исходя из общепризнанной в историко-педагогической науке периодизации, относят к дореволюционным, советским и современным. В дореволюционный период вопросами становления и развития педагогического образования занимались такие исследователи как М.В.Амиров [53], С.А. Дворжецкий, К. Белавин, А.О. Кисилев, М.И. Обухов, З. Расулев, А.И. Суханов, М. Умет-баев, Р. Фахретдинов [1, 9-12, 39] и др. В их работах накоплен значительный фактологический потенциал, даны оценки тех процессов, что важно, свидетелями которых авторы были сами. Работы названных авторов представляют ценный историографический, источниковедческий, а также в целом культурологический материал.
Заметное приращение исследований, в качественном и количественном отношении, происходит в советские десятилетия. К ученым, занимавшимся проблемами педагогического обра-
зования края в этот период, относятся Ш.К. Абзанов, С.Р. Алибаев, А.А. Еникеев, Ю.С. Зобов, К. Идельгужин, К.К. Каримов, Т.М. Мамлеева, Ф.Х. Мустафина, А.К. Рашитов, Н.А. Селезнев,
B.Я. Струминский, Г.Н. Фатихов, А.Ф. Эфиров [19, 22, 23, 38] и др. Среди названных авторов, что интересно, встречаются и те, кто был в свое время министром просвещения республики. Среди них можно выделить Ф.Х. Мустафину [72], опубликовавшую несколько монографий, а также оставившую множество рукописей, посвященных, в том числе и проблеме педагогического образования [18].
Достаточно продуктивным в разработке теоретических, историко-педагогических проблем становления и развития рассматриваемой системы образования, и это вполне объяснимо, является современный период [59]. К исследователям этой группы относятся Г.Б. Азамато-ва, Р.З. Алмаев, Т.М. Аминов, Л.Я. Аминова, И.Н. Баишев, А.И. Ерёмина, Х.Х. Лукманова,
C.Г. Мирсаитова, Л.Ш. Сулейманова, Л.С. Тузбекова, М.Н. Фархшатов, Э.Д. Хадимуллина [2426, 28] и др. Этих авторов можно в целом поделить на две группы. На тех, кто рассматривает обозначенную проблематику с позиций общеисторической и тех, кто рассматривает с позиций педагогической методологии [31, 32, 35, 58].
Следует отметить, что изучение истории педагогического и профессионального образования достойно представлено и в иных регионах России. Так, в отношении Казанской губернии стоит отметить работы И.В. Корниловой, Т. А. Магсумова, Ф.З. Мустафиной [60-80]. В их историко-педагогических сочинениях широко представлены вопросы источниковедения [64, 69, 70, 74, 78], историографии [66, 76, 80] и методологии [77] истории профобразования, рассмотрена деятельность отдельных педагогических учебных заведений Казани [60, 72] и ряда общеобразовательных и профессиональных школ края [61, 63, 75], вскрыты условия и сущность протекавшего в школе образовательного процесса [65, 67, 68, 71, 79].
Большинство вышеназванных авторов рассматривают историю развития педагогического образования в регионе через призму собственных предметов исследования. Так, Р.З. Алмаев анализирует вопросы подготовки учителей в рамках развития общеобразовательной школы, а Г.Б. Азаматова обращает внимание на роль земства в педагогическом образовании [2]. Следующие исследователи: Л.Я. Аминова и А.И. Ерёмина рассматривают отдельные аспекты педагогического образования. Первая изучает проблему женского педагогического образования в дореволюционной Башкирии [50, 51, 52], вторая анализирует особенности функционирования отдельных учительских учебных заведений уже советского периода [54-57].
История педагогического и в целом профессионального образования становится предметом исследования Т.М. Аминова. В ряде работ этого автора (монографиях, диссертациях, научных
статьях) системно представлена картина того, как в России в целом, и в Башкирии в частности, происходило становление, функционирование и развитие педагогического образования. Хронология исследуемой проблемы охватывает время с начала XVIII и до конца XX века. В числе самых ранних работ надо назвать монографию и ряд других сочинений [30, 31, 32, 35, 58]. В них характеризуется педагогическое образование в Башкирии в контексте развития образования в России, выделены этапы названного образования.
Интересным представляется обоснованная типология педагогических учебных заведений, действовавших в дореволюционной Башкирии. Так автор выделяет девять групп (типов) этих учебных заведений: учительские институты, учительские семинарии, русско-инородческие учительские школы, педагогические курсы, педагогические классы при женских гимназиях, мусульманские и православные педагогические учебные заведения, педагогический экстернат и нетрадиционные формы подготовки учителей [5-8, 16, 17, 34]. Сравнительный анализ количества и разнообразия выделенных типов учебных заведений иллюстрирует идею о том, что названное являлось одной из отличительных особенностей дореволюционной Башкирии от других регионов России. Разнообразие и количество типов в других регионах было намного меньше, чем в Башкирии.
Своеобразной особенностью системы педагогического образования региона являлось распространение мусульманских учебных заведений, занимавшихся подготовкой учителей. Так педагогическую профессию можно было получить в медресе, в учительских семинариях, учительской школе, называвшейся «Дарлмугаллимат», педагогических курсах, а также курсах повышения квалификации [1, 4, 14, 37, 41, 45, 47, 48].
Для примера приведем отдельные сведения о Дарлмугаллимат. Цель этой школы определялась следующим образом: «воспитать и дать образование девушкам... подготовить из них учительниц начальных женских мектебе». В четырех первых классах изучались основы мусульманского вероучения и общеобразовательные дисциплины. В пятом педагогическом классе изучались основы педагогики, психологии, гигиены и методика обучения всех предметов начальной школы. Параллельно с теоретическим освоением этих предметов воспитанницы проходили годичную педагогическую практику в начальных мусульманских школах (мекте-бах) [4, 14, 16].
Конечно, одним из основных проблем, рассматриваемых автором, является организация учебно-воспитательного процесса всех педагогических учебных заведений края. В этом ключе достаточно подробно анализируются, цели, содержание, формы, методы, средства и принципы педагогического процесса. Мы солидарны с автором, называвшим эти компоненты «ядром
всей системы образования» [20, 21, 27, 33, 36]. Деятельность учебных заведений была направлена на подготовку практикоориентированного, разностороннего и компетентного специалиста. Более того, идея целостной личности обучающегося являлась основой организации педагогического процесса.
Последующие работы расширяют и углубляют рассматриваемый нами вопрос. Во-первых, педагогическое образование исследуется в рамках более широкого, профессионального образования. Во-вторых, методология исследования становится более широкой и основательной. И, в-третьих, автор моделирует и обосновывает оригинальную концепцию историко-педагоги-ческого исследования в целом. Авторская концепция основана на логике и структуре целостного педагогического процесса в современном его понимании [29, 46, 58]. Надо отметить, что предлагаемая концепция может быть применима не только в историко-педагогических исследованиях, но и в актуально-педагогических работах. Построение исследований на основе названной концепции придают работам более технологичный характер.
Расширение методологических аспектов историко-педагогического исследования у рассматриваемого автора видится нами в выявлении и обосновании закономерностей, признаков профессионального образования, формулирование новых понятий и многое другое. Из выявленных закономерностей можно выделить следующие: «профессиональное образование имеет закономерные тенденции, становится более разнообразным, т.е. его унификация на определенном этапе начинает играть роль сдерживающего, отрицательного фактора» или «детерминантами содержания профессионального образования, кроме социальных потребностей, являются качественные характеристики личности обучающегося». Среди авторских определений понятий назовем такие как «система педагогического образования», «система профессионального образования», «религиозное образование» [58].
Кроме истории системы образования рассматриваемый нами автор обращает внимание и на развитие педагогической теории. В его работах анализируются педагогические идеи таких исследователей как А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко, Р. Фахретдинов, М.В. Амиров, Ф.Х. Му-стафина, Х.С. Искандарова [13, 15, 42-44, 49] и др. Среди работ этого цикла можно обратить внимание на монографию, посвященную педагогической теории и деятельности первой женщины на посту Министерства просвещения Башкирской АССР Ф.Х. Мустафиной. Как пишет сам автор: «Её произведения, раскрывающие историко-педагогические и актуальные проблемы системы образования в республике, представляют сегодня огромный интерес, как в научном, так и в практическом смыслах» [18, с. 49].
Как видим, наука накопила достаточный потенциал в изучении проблем истории педагогического образования Оренбургского учебного округа и Республики Башкортостан. Вышеназванные работы значимы для теории и практики подготовки педагогических кадров на современном этапе и в последующие времена, как в плане творческого применения позитивного опыта, так и предостережения от повтора негативного. Кроме того, в них обозначены перспективные направления дальнейших историко-педагогических и современных исследований.
Список литературы
1. Aminov, T.M. Madrasah as professional religious and pedagogical institutions in pre-revolutionary Bashkortostan. - Ватандаш. 2006. № 12. Рр. 140-142.
2. Азаматова, Г.Б. Уфимское земство (1874-1917 гг.): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. - Уфа, 2005. 252 с.
3. Аминов, Т.М. «Прошлое, хранящееся в памяти, есть настоящее...» // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2010. № 2. С. 162-163.
4. Аминов, Т.М. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. 410 с.
5. Аминов, Т.М. Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-культурологиче-ский аспект // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 5. С. 168-169.
6. Аминов, Т.М. Бирская инородческая учительская школа // Башкирская энциклопедия. -Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2005. Т. 1. С. 486.
7. Аминов, Т.М. Благовещенская учительская семинария. - Ватандаш. 2010. № 8. С. 76-82.
8. Аминов, Т.М. Готовивший лучших для своего времени учителей / Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего: Сб. науч. тр. - Уфа, 1999. С. 17-20.
9. Аминов, Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. 2-е изд., перераб. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2006. 216 с.
10. Аминов, Т.М. История образования и педагогики в Республике Башкортостан: программа и методические рекомендации к спецкурсу. - Уфа, 2008. 40 с.
11. Аминов, Т.М. История образования и педагогической мысли: учеб.-метод. пособие. - Уфа, 2003. 60 с.
12. Аминов, Т.М. История педагогического образования в Оренбургском учебном округе (18751918 гг.): учеб. пособ. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. 156 с.
13. Аминов, Т.М. История целого столетия - в одной книге // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 3. С. 159-161.
14. Аминов, Т.М. Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. 429 с.
15. Аминов, Т.М. Можно ли из сливовой косточки вырастить кипарис, или «ахиллесова пята» педагогики // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 1. С. 165-166.
16. Аминов, Т.М. Мусульманские педагогические учебные заведения Башкортостана в конце XIX - начале XX века. - Ватандаш, 2000. № 8. С. 181-184.
17. Аминов, Т.М. Национальные учительские школы. - Ватандаш, 1999. № 12. С. 169-173.
18. Аминов, Т.М. Нескучная классика, или Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-пе-дагогических и современных проблем системы образования в Башкирской АССР. - Уфа, 2013. 160 с.
19. Аминов, Т.М. Нетрадиционные формы подготовки учителей в Башкирии до 1917 года // Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Сб. тр. - Уфа, 1998. Ч. 1. С. 104-106.
20. Аминов, Т.М. Новая концепция историко-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 445-449.
21. Аминов, Т.М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 57-75.
22. Аминов, Т.М. Очерк истории профессионального образования в Бирском уезде до 1918 года // Бирская старина: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. - Бирск, 2009. С. 21-78.
23. Аминов, Т.М. Педагогика: учеб.-метод. пособ. - Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2003. 84 с.
24. Аминов, Т.М. Педагогическая культура Уфимской татарской учительской школы // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб. статей. Вып. 2. - Уфа, 1996. С. 98-104.
25. Аминов, Т.М. Педагогическое образование в Башкортостане и на Южном Урале в дореволюционный период / История образования и педагогики Башкортостана: Межвуз. сб. науч. ст. - Уфа, 1996. С. 52-55.
26. Аминов, Т.М. Первый учительский институт. - Ватандаш, 1999. № 9. С. 140-142.
27. Аминов, Т.М. Признаки профессионального образования // Искусство и образование. 2008. № 9. С. 44-48.
28. Аминов, Т.М. Профессионально-педагогические учебные заведения Башкирии в конце XIX - начале XX века / Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке: Коллект. моногр. - Уфа, 2001. С. 6-26.
29. Аминов, Т.М. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века - до 1917 года): Дисс. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2012. 447 с.
30. Аминов, Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII - начало XX века. - Уфа, 1999. 184 с.
31. Аминов, Т.М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 244-262.
32. Аминов, Т.М. Система среднего профессионального образования в Башкирии в конце XIX - начале XX веков // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2006. № 6. С. 43-54.
33. Аминов, Т.М. Содержание общего и педагогического образования в повышенных мусульманских учебных заведениях дореволюционного Башкортостана // Вестник Башкирского государственного педагогического института. - Уфа, 1996. С. 43-49.
34. Аминов, Т.М. Среднее профессиональное образование / Башкирская энциклопедия. - Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2010. Т. 6. С. 54-55.
35. Аминов, Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии: Дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1997.
36. Аминов, Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2009. № 8. С. 31-44.
37. Аминов, Т.М. Теория и практика мусульманского образования в Башкортостане: Учебн. пос. / Духовно-нравственное воспитание в школе. - Уфа: Изд-во «Вагант», 2011. С. 30-65.
38. Аминов, Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 6. С. 139-155.
39. Аминов, Т.М. Фахретдинов Ризаитдин / Башкирская энциклопедия. - Уфа: Научн. Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2011. Т.7. С. 25-26.
40. Аминов, Т.М. Этапы становления и развития системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года // Педагогический альманах: Сб. трудов преп. каф. педагог. БГПИ. -Уфа, 1998. С. 13-18.
41. Аминов, Т.М., Аминова Л.Я. Мусульманское педагогическое образование в дореволюционной Башкирии // Педагогика. 2002. № 1. С. 89-93.
42. Аминов, Т.М., Аминова, Л.Я. Социальная педагогика: Учеб.-метод. пособ. - Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2002. 40 с.
43. Аминов, Т.М., Асадуллин, Р.М. Педагогика / Башкирская энциклопедия. - Уфа: Научн. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2009. Т.5. С. 41-42.
44. Аминов, Т.М., Асадуллин, Р.М. Педагогическое образование / Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа: Научн. изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 461.
45. Аминов, Т.М., Бенин, В.Л. Мусульманское образование в дореволюционной Башкирии // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2006. № 3. С. 118-125.
46. Аминов, Т.М., Ерёмина, А.И. У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 4. С. 203-214.
47. Аминов, Т.М., Хусаинов, Р.М. Генезис коммерческого образования в Башкирии (1908-1930).
- Уфа: Изд-во «Гилем», 2007. 72 с.
48. Аминов, Т.М., Хусаинов, Р.М. Развитие коммерческого образования в Башкирии (19081967): от Торговой школы до Уфимского профессионального торгового училища. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2009. 128 с.
49. Аминов, Т.М., Янгирова, Г.Ф. Педагогика и психология: учеб.-мет. коплекс для студ. Российского исламского университета. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 128 с.
50. Аминова, Л.Я. Генезис женского образования в Башкирии (вторая половина XIX - начало XX века). Дисс. на соиск... канд. пед. наук. - Уфа, 2005.
51. Аминова, Л.Я. Женское педагогическое образование в Башкирии во второй половине XIX
- начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 19-22.
52. Аминова, Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX - начало XX века. - Уфа, 2005. 186 с.
53. Гильмиянова, Р.А. Подвижник книги и просвещения (вклад М.В. Амирова в развитие духовного потенциала Башкирии. - Уфа, 2008.
54. Ерёмина, А.И. Бирский учительский институт / Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2014. С. 16-18.
55. Ерёмина, А.И. Историко-педагогические аспекты деятельности Бирского татаро-башкирского педагогического училища в 1920-1930-гг. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2. С. 92-96.
56. Ерёмина, А.И. История становления Башкирского государственного педагогического института им. К.А. Тимирязева // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 2303-2307.
57. Ерёмина, А.И. История учительского института иностранных языков / Образование в современном мире: новое время - новые решения: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Осовских педагогических чтений. - Саранск, 2013. С. 174-181.
58. Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века -1917 год. 2 изд. дополн. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. 296 с.
59. Бобкова Е.Ю. Российская историография на рубеже веков (XX-XXI вв): кризис отечественной науки. - М.: Научные технологии, 2012. 100 с.
60. Гильманов Д.Ш., Корнилова И.В., Магсумов Т. А. Подготовка учителя для начальной национальной школы в Татарстане в условиях двуязычия // В мире научных открытий. 2015. № 5.1 (65). С. 353-359.
61. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Елабужская новокрещенская школа XVIII века: историческая зарисовка // В мире научных открытий. 2014. № 11.13 (59). С. 5225-5230.
62. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Компетентностный подход в подготовке студентов педвуза: историографический обзор // В мире научных открытий. 2014. № 1 (49). С. 227-234.
63. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Школа уездного города в XIX - начале XX вв.: на материалах Чистополя // В мире научных открытий. 2014. № 5. С. 7-12.
64. Магсумов Т.А. Источники по истории российской средней профессиональной школы рубежа XIX-XX вв. // Вестник архивиста. 2012. № 1. С. 69-78.
65. Магсумов Т.А. Казанские школяры на рубеже XIX-XX веков: облик, повседневность, среда. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 268 c.
66. Магсумов Т.А. Культурно-образовательная среда провинциального города в фокусе локальной истории: по страницам работ сочинских краеведов // В мире научных открытий. 2013. № 11 (47). С. 143-149.
67. Магсумов Т.А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России // Былые годы. 2013. № 1 (27). С. 52-60.
68. Магсумов, Т.А. Педагогические советы средних учебных заведений России на рубеже XIX-XX века // В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 31-36.
69. Магсумов Т.А. Справочные издания как источник по истории дореволюционной школы // В мире научных открытий. 2013. № 11 (47). С. 133-142.
70. Магсумов Т. А., Корнилова И.В., Ковзик Г.О. Возвращение к истокам: ренессанс дореволюционной исторической периодики // Современные исследования социальных проблем
(электронный научный журнал). 2015. № 1 (45). С. 596-618.
71. Магсумов Т.А., Шакиров Р.Р. Государство и становление системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-XX вв. // В мире научных открытий. 2015. № 3 (63). С. 21-26.
72. Мустафина Ф.З., Корнилова И.В., Магсумов Т. А. У истоков педагогического образования в Татарстане: Казанский учительский институт (1876-1918) // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 871-882.
73. Мустафина Ф.З., Магсумов Т.А., Корнилова И.В. Женское лицо российского образования: Ф.Х. Мустафина // В мире научных открытий. 2014. № 5. С. 18-24.
74. Мустафина Ф.З., Магсумов Т. А., Корнилова И.В. Историко-педагогическое исследование профессиональной школы дореволюционной Башкирии // В мире научных открытий. 2014. № 1 (49). С. 23-30.
75. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Ethnoreligious mosaic of the late imperial Russia: national and confessional school of uyezd Chistopol // Русская старина. 2014. № 1 (9). Рр. 18-25.
76. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Russian Study of Local Lore: Historiographic Sketches. - Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014. 228 p.
77. Magsumov T.A. Main approaches to the study of historical and educational process // Былые годы. Российский исторический журнал. 2014. № 4 (34). С. 720-726.
78. Magsumov T.A. Periodicals as a Source on the History of Secondary Vocational Schools of Late Imperial Russia // Журнал Министерства народного просвещения. 2014. № 1 (1). Рр. 12-20.
79. Magsumov T.A. The additional professional training in the late Russian empire // Былые годы. Российский исторический журнал. 2015. № 36 (2). Рр. 327-337.
80. Magsumov T.A., Kornilova I.V. Book in the sociocultural history of the East of the Russian empire // Былые годы. Российский исторический журнал. 2015. № 35 (1). Рр. 211-214.
References
1. Aminov, T.M. Madrasah as professional religious and pedagogical institutions in pre-revolution-ary Bashkortostan. - Vatandash, 2006. № 12. Рр. 140-142.
2. Azamatova, G.B. Ufimskoe zemstvo (1874-1917 gg.): Sotsial'nyi sostav, byudzhet, deyatel'nost' v oblasti narodnogo obrazovaniya. - Ufa, 2005. 252 р.
3. Aminov, T.M. «Proshloe, khranyashcheesya v pamyati, est' nastoyashchee...» // Vestnik Bash-kirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M.Akmully. 2010. № 2. Рр. 162163.
4. Aminov, T.M. Antologiya istorii musul'manskogo obrazovaniya v Respublike Bashkortostan. -Ufa: Izd-vo BGPU, 2010. 410 p.
5. Aminov, T.M. Biblioteki dorevolyutsionnogo Bashkortostana: istoriko-kul'turologicheskii aspekt // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2010. № 5. Pp. 168-169.
6. Aminov, T.M. Birskaya inorodcheskaya uchitel'skaya shkola // Bashkirskaya entsiklopediya. -Ufa: Nauchnoe izdatel'stvo «Bashkirskaya entsiklopediya», 2005. Vol. 1. Pp. 486.
7. Aminov, T.M. Blagoveshchenskaya uchitel'skaya seminariya. - Vatandash, 2010. № 8. Pp. 76-82.
8. Aminov, T.M. Gotovivshii luchshikh dlya svoego vremeni uchitelei / Obrazovanie: ot opyta pro-shlogo k perspektivam budushchego: Sb. nauch. tr. - Ufa, 1999. Pp. 17-20.
9. Aminov, T.M. Dorevolyutsionnaya Ufa kak tsentr professional'nogo obrazovaniya. 2-e izd., pe-rerab. - Ufa: Izd-vo «Gilem», 2006. 216 p.
10. Aminov, T.M. Istoriya obrazovaniya i pedagogiki v Respublike Bashkortostan: programma i metodicheskie rekomendatsii k spetskursu. - Ufa, 2008. 40 p.
11. Aminov, T.M. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli: ucheb.-metod. posobie. - Ufa, 2003.60 p.
12. Aminov, T.M. Istoriya pedagogicheskogo obrazovaniya v Orenburgskom uchebnom okruge (1875-1918 gg.): ucheb. posob. - Ufa: Izd-vo BGPU, 2006. 156 p.
13. Aminov, T.M. Istoriya tselogo stoletiya - v odnoi knige // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2007. № 3. Pp. 159-161.
14. Aminov, T.M. Medrese Yuzhnogo Urala i Priural'ya: istoriya i sovremennost': Khrestomatiya. -Ufa: Izd-vo BGPU, 2010. 429 p.
15. Aminov, T.M. Mozhno li iz slivovoi kostochki vyrastit' kiparis, ili «akhillesova pyata» pedagogiki // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2008. № 1. Pp. 165-166.
16. Aminov, T.M. Musul'manskie pedagogicheskie uchebnye zavedeniya Bashkortostana v kontse XIX - nachale XX veka. - Vatandash, 2000. № 8. Pp. 181-184.
17. Aminov, T.M. Natsional'nye uchitel'skie shkoly. - Vatandash, 1999. № 12. Pp. 169-173.
18. Aminov, T.M. Neskuchnaya klassika, ili F.Kh. Mustafina kak issledovatel' istoriko-pedago-gicheskikh i sovremennykh problem sistemy obrazovaniya v Bashkirskoi ASSR. - Ufa, 2013. 160 p.
19. Aminov, T.M. Netraditsionnye formy podgotovki uchitelei v Bashkirii do 1917 goda // Kul'turnye i dukhovnye traditsii russkikh Bashkortostana: istoriya i sovremennost': Sb. tr. - Ufa, 1998. Ch. 1. Pp. 104-106.
20. Aminov, T.M. Novaya kontseptsiya istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya // Sibirskii peda-gogicheskii zhurnal. 2008. № 11. Рр. 445-449.
21. Aminov, T.M. Organizatsiya pedagogicheskogo protsessa gosudarstvennykh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii Bashkirii v kontse XIX - nachale XX veka // Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. 2004. № 2. Рр. 57-75.
22. Aminov, T.M. Ocherk istorii professional'nogo obrazovaniya v Birskom uezde do 1918 goda // Birskaya starina: Istoriko-kraevedcheskii al'manakh. Vyp. 2. - Birsk, 2009. Рр. 21-78.
23. Aminov, T.M. Pedagogika: ucheb.-metod. posob. - Ufa: Izd-vo «Vostochnyi universitet», 2003. 84 р.
24. Aminov, T.M. Pedagogicheskaya kul'tura Ufimskoi tatarskoi uchitel'skoi shkoly // Pedagogiches-kaya kul'tura i ee formirovanie pri podgotovke uchitelya: Sb. statei. Vyp. 2. - Ufa, 1996. Рр. 98104.
25. Aminov, T.M. Pedagogicheskoe obrazovanie v Bashkortostane i na Yuzhnom Urale v dorevoly-utsionnyi period / Istoriya obrazovaniya i pedagogiki Bashkortostana: Mezhvuz. sb. nauch. st. -Ufa, 1996. Рр. 52-55.
26. Aminov, T.M. Pervyi uchitel'skii institut. - Vatandash, 1999. № 9. Рр. 140-142.
27. Aminov, T.M. Priznaki professional'nogo obrazovaniya // Iskusstvo i obrazovanie. 2008. № 9. Рр. 44-48.
28. Aminov, T.M. Professional'no-pedagogicheskie uchebnye zavedeniya Bashkirii v kontse XIX
- nachale XX veka / Razvitie shkol'nogo obrazovaniya Respubliki Bashkortostan v XX veke: Kollekt. monogr. - Ufa, 2001. Рр. 6-26.
29. Aminov, T.M. Razvitie sistemy professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii (nachalo XVII veka
- do 1917 goda): Diss. ... d-ra ped. nauk. - Ufa, 2012. 447 р.
30. Aminov, T.M. Sistema pedagogicheskogo obrazovaniya v Bashkirii. Konets XVIII - nachalo XX veka. - Ufa, 1999. 184 р.
31. Aminov, T.M. Sistema professional'nogo obrazovaniya v regionakh dorevolyutsionnoi Rossii (na primere Bashkirii) // Voprosy obrazovaniya. 2014. № 3. Рр. 244-262.
32. Aminov, T.M. Sistema srednego professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii v kontse XIX -nachale XX vekov // Srednee professional'noe obrazovanie. Prilozhenie. 2006. № 6. Рр. 43-54.
33. Aminov, T.M. Soderzhanie obshchego i pedagogicheskogo obrazovaniya v povyshennykh musul'manskikh uchebnykh zavedeniyakh dorevolyutsionnogo Bashkortostana // Vestnik Bash-kirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - Ufa, 1996. Рр. 43-49.
34. Aminov, T.M. Srednee professional'noe obrazovanie / Bashkirskaya entsiklopediya. - Ufa: Nauch. izd-vo «Bashkirskaya entsiklopediya», 2010. Vol. 6. Рр. 54-55.
35. Aminov, T.M. Stanovlenie i razvitie sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Bashkirii: Diss. . kand. ped. nauk. - Ufa, 1997.
36. Aminov, T.M. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy istoriko-pedagogicheskogo issledo-vaniya sistemy professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo ot-deleniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2009. № 8. Рр. 31-44.
37. Aminov, T.M. Teoriya i praktika musul'manskogo obrazovaniya v Bashkortostane: Uchebn. pos. / Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v shkole. - Ufa: Izd-vo «Vagant», 2011. Рр. 30-65.
38. Aminov, T.M. F.Kh. Mustafina kak issledovatel' istoriko-pedagogicheskikh problem sistemy obrazovaniya v Bashkirskoi ASSR // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2013. № 6. Рр. 139155.
39. Aminov, T.M. Fakhretdinov Rizaitdin / Bashkirskaya entsiklopediya. - Ufa: Nauchn. Izd-vo «Bashkirskaya entsiklopediya», 2011. Vol. 7. Рр. 25-26.
40. Aminov, T.M. Etapy stanovleniya i razvitiya sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Bashkirii do 1917 goda // Pedagogicheskii al'manakh: Sb. trudov prep. kaf. pedagog. BGPI. - Ufa, 1998. Рр. 13-18.
41. Aminov, T.M., Aminova L.Ya. Musul'manskoe pedagogicheskoe obrazovanie v dorevolyutsion-noi Bashkirii // Pedagogika. 2002. № 1. Рр. 89-93.
42. Aminov, T.M., Aminova, L.Ya. Sotsial'naya pedagogika: Ucheb.-metod. posob. - Ufa: Izd-vo «Vostochnyi universitet», 2002. 40 р.
43. Aminov, T.M., Asadullin, R.M. Pedagogika / Bashkirskaya entsiklopediya. - Ufa: Nauchn. izd-vo «Bashkirskaya entsiklopediya», 2009. Vol. 5. Рр. 41-42.
44. Aminov, T.M., Asadullin, R.M. Pedagogicheskoe obrazovanie / Bashkortostan. Kratkaya entsiklopediya. - Ufa: Nauchn. izd-vo «Bashkirskaya entsiklopediya», 1996. Рр. 461.
45. Aminov, T.M., Benin, V.L. Musul'manskoe obrazovanie v dorevolyutsionnoi Bashkirii // Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. 2006. № 3. Рр. 118-125.
46. Aminov, T.M., Eremina, A.I. U istokov vysshego obrazovaniya v Bashkirskoi ASSR: Ufimskii politekhnikum // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2011. № 4. Рр. 203-214.
47. Aminov, T.M., Khusainov, R.M. Genezis kommercheskogo obrazovaniya v Bashkirii (19081930). - Ufa: Izd-vo «Gilem», 2007. 72 р.
48. Aminov, T.M., Khusainov, R.M. Razvitie kommercheskogo obrazovaniya v Bashkirii (19081967): ot Torgovoi shkoly do Ufimskogo professional'nogo torgovogo uchilishcha. - Ufa: Izd-vo
«Gilem», 2009. 128 р.
49. Aminov, T.M., Yangirova, G.F. Pedagogika i psikhologiya: ucheb.-met. kopleks dlya stud. Ros-siiskogo islamskogo universiteta. - Ufa: Izd-vo BGPU, 2009. 128 р.
50. Aminova, L.Ya. Genezis zhenskogo obrazovaniya v Bashkirii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka). Diss. na soisk... kand. ped. nauk. - Ufa, 2005.
51. Aminova, L.Ya. Zhenskoe pedagogicheskoe obrazovanie v Bashkirii vo vtoroi polovine XIX -nachale XX veka // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 5-1 (43). Рр. 19-22.
52. Aminova, L.Ya. Istoriya zhenskogo obrazovaniya v Bashkirii. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka. - Ufa, 2005. 186 р.
53. Gil'miyanova, R.A. Podvizhnik knigi i prosveshcheniya (vklad M.V.Amirova v razvitie duk-hovnogo potentsiala Bashkirii. - Ufa, 2008.
54. Eremina, A.I. Birskii uchitel'skii institut / Gumanisticheskoe nasledie prosvetitelei v kul'ture i obrazovanii: mat-ly IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Ufa, 2014. Рр. 16-18.
55. Eremina, A.I. Istoriko-pedagogicheskie aspekty deyatel'nosti Birskogo tataro-bashkirskogo pedagogicheskogo uchilishcha v 1920-1930-gg. // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. Рр. 92-96.
56. Eremina, A.I. Istoriya stanovleniya Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. K.A. Timiryazeva // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 9. Рр. 2303-2307.
57. Eremina, A.I. Istoriya uchitel'skogo instituta inostrannykh yazykov / Obrazovanie v sovremen-nom mire: novoe vremya - novye resheniya: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Osovskikh pedagogicheskikh chtenii. - Saransk, 2013. Рр. 174-181.
58. Aminov, T.M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii. Nachalo XVII veka - 1917 god. 2 izd. dopoln. - Ufa: Izd-vo BGPU, 2012. 296 р.
59. Bobkova E.Yu. Rossiiskaya istoriografiya na rubezhe vekov (KhKh-XXI vv): krizis otechestven-noi nauki. - M.: Nauchnye tekhnologii, 2012. 100 р.
60. Gil'manov D.Sh., Kornilova I.V., Magsumov T.A. Podgotovka uchitelya dlya nachal'noi nat-si-onal'noi shkoly v Tatarstane v usloviyakh dvuyazychiya // V mire nauchnykh otkrytii. 2015. № 5.1 (65). Рр. 353-359.
61. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Elabuzhskaya novokreshchenskaya shkola XVIII veka: is-toricheskaya zarisovka // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 11.13 (59). Рр. 5225-5230.
62. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Kompetentnostnyi podkhod v podgotovke studentov pedvuza: istoriograficheskii obzor // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 1 (49). Рр. 227-234.
63. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Shkola uezdnogo goroda v XIX - nachale XX vv.: na materialakh Chistopolya // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 5. Рр. 7-12.
64. Magsumov T.A. Istochniki po istorii rossiiskoi srednei professional'noi shkoly rubezha XIX-XX vv. // Vestnik arkhivista. 2012. № 1. Рр. 69-78.
65. Magsumov T.A. Kazanskie shkolyary na rubezhe XIX-XX vekov: oblik, povsednevnost', sreda. - Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 268 р.
66. Magsumov T.A. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda provintsial'nogo goroda v fokuse lokal'noi istorii: po stranitsam rabot sochinskikh kraevedov // V mire nauchnykh otkrytii. 2013. № 11 (47). Рр. 143-149.
67. Magsumov T.A. Obrazovatel'nye ekskursii v srednei professional'noi shkole dorevolyutsionnoi Rossii // Bylye gody. 2013. № 1 (27). Рр. 52-60.
68. Magsumov, T.A. Pedagogicheskie sovety srednikh uchebnykh zavedenii Rossii na rubezhe XIX-XX veka // V mire nauchnykh otkrytii. 2010. № 1-3. Рр. 31-36.
69. Magsumov T.A. Spravochnye izdaniya kak istochnik po istorii dorevolyutsionnoi shkoly // V mire nauchnykh otkrytii. 2013. № 11 (47). Рр. 133-142.
70. Magsumov T.A., Kornilova I.V., Kovzik G.O. Vozvrashchenie k istokam: renessans dorevolyutsionnoi istoricheskoi periodiki // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 2015. № 1 (45). Рр. 596-618.
71. Magsumov T.A., Shakirov R.R. Gosudarstvo i stanovlenie sistemy kommercheskogo obrazovaniya v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. // V mire nauchnykh otkrytii. 2015. № 3 (63). Рр. 21-26.
72. Mustafina F.Z., Kornilova I.V., Magsumov T.A. U istokov pedagogicheskogo obrazovaniya v Tatarstane: Kazanskii uchitel'skii institut (1876-1918) // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 11.2(59). Рр. 871-882.
73. Mustafina F.Z., Magsumov T.A., Kornilova I.V. Zhenskoe litso rossiiskogo obrazovaniya: F.Kh. Mustafina // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 5. Рр. 18-24.
74. Mustafina F.Z., Magsumov T.A., Kornilova I.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie professional'noi shkoly dorevolyutsionnoi Bashkirii // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 1 (49). Рр. 23-30.
75. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Ethnoreligious mosaic of the late imperial Russia: national and confessional school of uyezd Chistopol // Russkaya starina. 2014. № 1 (9). Рр. 18-25.
76. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Russian Study of Local Lore: Historiographic Sketches. - Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014. 228 p.
77. Magsumov T.A. Main approaches to the study of historical and educational process // Bylye gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal. 2014. № 4 (34). Рр. 720-726.
78. Magsumov T.A. Periodicals as a Source on the History of Secondary Vocational Schools of Late Imperial Russia // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 2014. № 1 (1). Рр. 12-20.
79. Magsumov T.A. The additional professional training in the late Russian empire // Bylye gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal. 2015. № 36 (2). Рр. 327-337.
80. Magsumov T.A., Kornilova I.V. Book in the sociocultural history of the East of the Russian empire // Bylye gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal. 2015. № 35 (1). Рр. 211-214.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ерёмина Анастасия Игоревна, аспирантка 3 курса кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» ул. Октябрьской Революции, 3а, г. Уфа, 450000, Россия E-mail: anastasia-eremina1989@rambler. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3111-7753
DATA ABOUT THE AUTHOR
Eryomina Anastasija Igorevna, post-graduate student of the 3rd year, the Chair of Pedagogics Bashkir state pedagogical university n.a. M. Akmullah Oktyabrskoy Revolutsii street, 3a, Ufa, 450000, Russia E-mail: anastasia-eremina1989@rambler. ru