УДК 37.01 (470.57)
А. И. Ерёмина (Уфа, Россия)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР В
1917-1941 ГОДЫ
Аннотация. В статье дана целостная картина развития системы педагогического образования в Башкирской АССР в 1917-1941 гг., составленная на основе архивных материалов. Охарактеризованы уровни образования и типы учебных заведений. В педагогическом образовании было сформировано три уровня образования: начальное, среднее и высшее. В систему начального образования входили педагогические курсы. Среднее образование было представлено сетью педагогических техникумов. В систему высшего образования сформировали педагогические и учительские институты. Автор выделил этапы развития системы педагогического образования: 1) 1917-1920 гг. - организационный период (становление) новой, советской системы педагогического образования; 2) 1921-1933 гг. - период развития обозначенного образования; 3) 1933-1941 гг. - период оформления педагогического образования. Проанализированы учебные планы и программы учебных заведений, а также методы и приемы преподавания предметов. Раскрыты содержание, формы и технологии подготовки специалистов. Большое внимание уделяется нравственному, физическому, трудовому и эстетическому воспитанию. Проанализированы анкетные материалы студентов и преподавателей. Обозначены основные тенденции, выявлены особенности развития указанной системы, обусловленные культурно-историческими, политическими, экономическими и этнокультурными условиями. Выделен позитивный опыт системы педагогического образования Башкирской АССР в 19171941 гг., который имеет значимость для современного образования.
Ключевые слова: система педагогического образования, типы учебных заведений, этапы, историко-педагогическое исследование, Башкирская АССР.
Отечественная система педагогического образования переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены реформированием всей системы образования: идеи оптимизации структуры управления системой, введение образовательных стандартов, программ, новых требований по улучшению качества образования специалистов, их востребованности на рынке труда, изменение и совершенствование целей, задач, организации педагогического процесса - проблемы, которые всегда будут актуальными.
Рассмотрение и решение вышеперечисленных проблем невозможно без осознания педагогических идей, явлений и фактов в историко-педагогической науке. Обращение к истории педагогического образования советской Башкирии, накопившей богатый опыт в организации и деятельности работы учебных заведений, органов их управления, будет способствовать более полному, глубокому пониманию современных процессов, а также поможет объяснить некоторые особенности развития края, позволит критически осмыслить и заимствовать положительный опыт прошлого для дальнейшего развития и совершенствования современной системы профессионального образования.
Проблемы педагогического образования как в общероссийском, так региональном масштабе освещены в работах Е. А. Аксентьевой [1], Т. М. Аминова [2; 3; 4; 5], Э. Н. Анашкина [6], Г. А. Асадуллиной [7], С. В. Баляновой [8], И. В. Борисовой [9], Т. А. Дубровской [11], Л. Н. Маркеловой [16], Ф. Г. Паначина [19], С. Л. Сологубовой [20], Л. Ш. Сулеймановой [21], Х. Ш. Тенчуриной [22] и др.
В книге Ф. Г. Паначина «Педагогическое образование в СССР» освещается становление и развитие профессиональных учебных заведений. Большое внимание уделено системе повышения квалификации педагогических кадров. Автор определяет основные направления развития рассматриваемого образования в стране [19].
В исследовании С. Л. Сологубовой «Формирование системы разноуровневого педагогического образования в России (вторая половина XIX - начало XX вв.)» представлена целостная картина становления и развития системы педагогического образования в России. Автор рассматривает различные типы педагогических учебных заведений [20].
Исследованием истории педагогического образования в отдельных регионах занимались Е. А. Аксентьева [1], Т. М. Аминов [2; 3; 4; 5], Г. А. Асадуллина [7], С. В. Балянова [8], И. В. Борисова [9], Л. Н. Маркелова [16], Л. Ш. Сулейманова [21]. Авторы рассматривают различные типы педагогических учебных заведений (школы, техникумы, институты), приводят различные статистические данные о педагогах, студентах, факультетах, кафедрах, выделяют тенденции и региональные особенности.
Проведенный анализ позволил установить, что система педагогического образования Башкирской АССР в рассматриваемый период прошла несколько этапов своего формирования: 1) 19171920 гг. - организационный период (становление) новой, советской системы педагогического образо-
вания; 2) 1921-1933 гг. - период развития обозначенного образования; 3) 1933-1941 гг. - период оформления педагогического образования. При определении этапов указанной образовательной системы мы опирались на работы историков образования и педагогов, таких как С. Я. Батышев [18], Э. Д. Днепров [10], Г. Б. Корнетов [15], А. И. Пискунов [14] и др., которые занимались изучением периодов развития профессионального образования разных лет. Так, С. Я. Батышев рассматривает период с начала ХУШ в. до 1980-х гг. В становлении и развитии советской системы профессионального образования он выделяет три этапа: 1) 1917-1920 гг., 2) 1921-1933 гг., 3) 1933-1940 гг. [18, с. 59]. Похожую периодизацию можно встретить в работе Э. Д. Днепрова: 1) 1917 г. - середина 1920-х гг., 2) середина 1920-х гг. - середина 1930-х гг., 3) середина 1930-х гг. - первая половина 1940-х гг. [10, с. 49].
На первом этапе (с 1917 г. по 1920 г.) в регионе, как и в стране в целом, происходило становление новой советской системы педагогического образования. В связи с этим формировалась новая структура системы образования и органов управления ею.
Второй этап развития государственной системы педагогического образования продлился с 1921 г. по 1933 г. Начальная дата рассматриваемого этапа по времени совпала с началом создания единой государственной сети педагогических учебных заведений (курсы, техникумы, высшие учебные заведения), деятельность которых стала регламентироваться системой различных постановлений, положений, инструкций и уставов.
На третьем этапе (с 1933 по 1941 гг.) завершилось создание единой системы педагогического образования, и начался процесс реорганизации учебных заведений, оформления структуры управления педагогическим образованием в целом. Конечная дата связана с началом Великой Отечественной войны, которая внесла свои коррективы в систему рассматриваемого образования.
В указанные периоды было сформировано три уровня педагогического образования: начальное, среднее, высшее. В систему начального образования входили педагогические курсы. Среднее образование было представлено сетью педагогических техникумов: 1) Уфимский башкирский, 2) Уфимский чувашский, 3) Бирский татаро-башкирский, 4) Белебеевский татарский, 5) Николо-Берёзовский марийский, 6) Благовещенский русский, 7) Стерлитамакский башкирский, 8) Уфимский русский, 9) Месягутовский башкирский, 10) Зилаирский русский, 11) Стерлитамакский русский, 12) Белорецкий русский, 13) Давлекановский башкирский, 14) Кушнаренковский татарский, 15) Сафаровский, 16) Серменевский башкирский, 17) Темясовский башкирский, 18) Топорнинский татарский педагогический техникум. В систему высшего образования входили педагогические и учительские институты: 1) Башкирский государственный педагогический институт им. К. А. Тимирязева, 2) Уфимский учительский институт при БГПИ им. К. А. Тимирязева, 3) Бирский учительский институт, 4) Стерлитамакский учительский институт, 5) Учительский институт иностранных языков.
В учебные заведения принимались лица обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет. При поступлении абитуриентам необходимо было сдать следующие вступительные экзамены: математика, русский (или родной) язык, география, Конституция, история СССР и предметы по специальности. При поступлении абитуриенты заполняли анкеты, которые состояли из 43 вопросов. Из анкет можно было узнать о педагогическом призвании поступающих; об их желании или нежелании после окончания учебного заведения продолжить учебу; о том, какие учебные предметы нравятся, каких писателей, педагогов и деятелей народного просвещения они знают. Помимо этого, можно было узнать об их образовании, возрасте, национальности, о том, откуда абитуриенты приехали. Поступающие имели разное социальное положение: дети крестьян (бедняки, середняки), рабочих, служащих, духовенства, торговцев. Они были представителями разных национальностей: русские (великорусы, малорусы, белорусы), мордва, латыши, марийцы, евреи; являлись выходцами из Уфы, Стерлитамака, Белебея, Самары1.
Обучение было бесплатным. Однако, после принятия в 1940 г. Постановления СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах, средних школах и в вузах СССР» в учебных заведениях была введена плата за обучение. В педагогических техникумах она составляла для очников до 150 рублей, для заочников и экстернов 75 руб. в год. Введение платы за обучение было связано прежде всего с приближением Второй мировой войны и повышением затрат на оборонную промышленность. Безусловно, это отрицательно сказалось на образовательном процессе, поскольку многим студентам пришлось оставить учебу. Необходимо отметить, что это было вынужденной ме-
1 НА РБ Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 596. Л. 34.
рой, страна находилась в тяжелом экономическом положении.
В учебный план педагогических учебных заведений входили общественно-политические (история классовой борьбы, политэкономия) общеобразовательные (иностранный язык, математика, физика, биология, химия) и специальные предметы (методика преподавания предметов, психология, педагогика, педология). Так, наибольшее количество часов отводилось на изучение русского и родного языка - 300 ч., математики - 300 ч., истории классовой борьбы - 280 ч., педагогики - 240 ч., физики -220 ч.2
В программу по русскому языку входили следующие разделы: грамматика, фонетика, морфология, синтаксис. Безусловно, данный предмет был важен, поскольку студенты должны были правильно писать и красиво излагать свои мысли.
Особое внимание уделялось на изучение педологии - 180 часов 3. Будущим педагогам, необходимы были знания не только о методах и приемах работы по специальности, но и знания о процессе развития ребенка (психологические, физиологические особенности возраста; факторы влияния среды). В 1936 г. после выхода Постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология была признана псевдонаукой, в связи с этим ее запретили преподавать.
Учебным планом предусматривалось прохождение студентами педагогической практики - 660 часов на весь период обучения4. Она подразделялась на «пассивную» и «активную». На «пассивной» практике студенты ходили в школу, наблюдали за работой школьного учителя. А на «активной» практике студенты давали самостоятельные уроки, составляли планы урока, посещали занятия своих однокурсников. После окончания педагогической практики проводились конференции, на которых обсуждалась вся проделанная работа студентов в школе. Таким образом, студенты за весь период обучения получали хорошую теоретическую и практическую подготовку.
Благодаря творческому подходу педагогов на уроках применялся комплекс разнообразных методов: лекционный, иллюстративный, лабораторный, частично-поисковый. Все методы и приемы отбирались с учетом учебного материала, индивидуальных особенностей учащихся и были направлены на развитие памяти, воображения, мышления будущих специалистов.
Для лучшего усвоения материала в основу обучения были положены принципы последовательности, наглядности, самодеятельности, активности. Например, заведующий кафедрой педагогики педагогического института Ф. Н. Тимергазин, характеризуя качество работы преподавателей, отмечал: «На лекциях учебный материал излагался последовательно, обоснованно, широко применялись различные пособия: таблицы, картины, схемы, диаграммы, портреты, карты, эскизы, образцы работ лучших учителей, художественной литературы и материалы педагогической практики»5. Преподаватели старались разнообразить деятельность учащихся, активно используя на своих уроках наглядность в обучении.
Главной задачей учебных заведений было воспитание гармоничной личности, поэтому особое значение придавалось умственному, нравственному, физическому, трудовому и эстетическому воспитанию.
В основе всего воспитания лежали идеи, заложенные в идеологии советского государства. К примеру, нравственное воспитание было направлено на привитие таких качеств, как честность, терпеливость, справедливость, скромность, доброта, обязательность, доброжелательность, вежливость. Благодаря идеологическим установкам удалось сформировать нравственный идеал человека, любящего свою Родину, трудолюбивого и благородного. С другой стороны, провозглашенные идеи нередко фетишизировались. Несмотря на это, считаем, что советская воспитательная система накопила большой положительный опыт. Сегодня, к сожалению, в системе образования отсутствуют четкие ориентиры в формировании и развитии нравственных и других личностных качеств, что, безусловно, сказывается на воспитании подрастающей молодежи.
Физическое развитие студентов осуществлялось на уроках физкультуры, также в учебных заведениях организовывались спортивные кружки. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Студенты работали на огородах, в садах, мастерских. Они выращивали овощи и фрукты, ухаживали за почвой, деревьями, строили теплицы. Все это было направлено на привитие у студентов таких качеств как выносливость, самостоятельность, а также на формирование главных трудовых навыков.
2 НА РБ Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 2897. Л. 12.
3 Там же.
4 Там же.
5 НА РБ Ф. Р-802. Оп. 3. Д. 200. Л. 8.
Эстетическое воспитание осуществлялось как в урочной деятельности, так и во внеучебное время. Студенты должны были приходить на занятия в чистой одежде, следили за порядком в помещениях. Помимо этого, организовывались походы в театр, музеи. Эстетическое воспитание способствовало обогащению духовной жизни специалистов.
В учебных заведениях удалось сформировать слаженные педагогические коллективы. Многие преподаватели имели большой педагогический стаж (более 15 лет). Среди них Н. Ф. Бобровский,
A. Н. Васильев, В. Г. Гильмияров, Г. С. Еникеев, Г. И. Комиссаров, М. А. Коровиченко, Р. В. Яфаев. Образовательный ценз преподавателей был разным. Они были выпускниками педагогических институтов (Иркутский педагогический университет, Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, Башкирский педагогический институт им. К.А. Тимирязева); реальных училищ; высших педагогических курсов; педагогических техникумов6.
При оплате работы преподавателей учитывались педагогический стаж, штатная должность, научно-методическая работа, количество проведенных уроков, работа с аспирантами. Так, заработная плата преподавателя со стажем не менее 10 лет составляла от 900 до 1 500 тыс. руб. Помимо установленного оклада преподавателям выплачивалась почасовая оплата, которая составляла от 20 руб. в час и выше. Лектор получал дополнительную оплату во время срочных командировок и выхода на больничный, а также надбавку за вредность при работе по выслуге лет (около 10 %)7.
Несмотря на трудности, связанные с социально-экономическим развитием страны и Башкирской АССР, материальному благополучию учителей уделялось большое внимание, чего нельзя сказать о сегодняшнем дне. Многие выпускники после окончания современных учебных заведений не идут работать по специальности из-за низкой заработной платы. В результате повышается процент безработных, и страдает престиж педагогической специальности. По мнению В. А. Садовничего, «...не будет никаких позитивных изменений в системе образования, если не поддержать преподавателя - методически, материально, морально <...>, учительство должно быть престижно и привлекательно для молодежи, учительское сословие должно быть в числе самых уважаемых в обществе» [17, с. 172].
У выпускников учебных заведений остались самые теплые воспоминания о своих студенческих годах. Вот как бывший выпускник Бирского татаро-башкирского техникума подполковник Ф. Ямалов вспоминает свои студенческие годы: «Желающих поступить на учебу было много! Лишь немногие удостоились такой чести, быть принятыми в училище. Училище тянуло в свои уютные классы, в разные кабинеты, обставленные загадочными приборами, обещало показать все это незнакомое и научить многому. Не уходят из памяти первые дни и месяцы учебы. Я смотрел на преподавателей влюбленными глазами. Много читал, улучшил знания в русском языке. Стал отличником. Знания, полученные в училище, дали мне возможность быть неплохим воспитателем молодого поколения» [12, с. 95-96]. Надо сказать, что такого рода воспоминаний было много. Выпускники не забывали родных стен учебных заведений. Они навещали и поздравляли преподавателей с юбилейными датами и событиями.
Благодаря деятельности учебных заведений удалось выпустить большое количество талантливых и известных педагогов, директоров школ, работников министерств, поэтов, писателей, журналистов, композиторов. Среди них: директор школы, руководил районным отделом народного образования Я. Коростин, преподаватель Башкирского государственного педагогического института
B. Сулейманов, главный агроном Министерства сельского хозяйства Г. Ашимов, работник Башкирского государственного издательства Ш. Шаймарданов, известный марийский композитор А. Искандаров8 [13, с. 54-63].
Таким образом, система педагогического образования в Башкирской АССР развивалась в рамках общегосударственных тенденций. Среди них можно выделить: 1) целостность, 2) демократизация, бесплатность, общедоступность обучения; 3) содержание образования имело тенденцию к расширению профилей, специальностей, общетехнической подготовки; 4) были открыты различные типы педагогических учебных заведений: курсы, техникумы, отделения; 5) в деятельности педагогических учебных заведений большое значение придавалось целостному педагогическому процессу; 6) содержание педагогического образования было направлено на учет склонностей, способностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей каждого студента;
6 НА РБ Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 621. Л. 4; Ф. Р. - 801. Оп. 1. Д. 512. Л. 20.
7 НА РБ. Ф. Р-1917. Оп. 1. Д. 5. Л. 95-97.
8 НА РБ Ф. Р-4610. Оп. 1. Д. 1. Л. 167.
7) использование и дальнейшее развитие педагогических идей, накопленных отечественной педагогикой в дореволюционный период.
Несмотря на то, что система педагогического образования Башкирской АССР развивалась в рамках общегосударственных тенденций, ей были присущи и свои особенности.
1. Она была направлена на удовлетворение потребностей и интересов всех национальностей и социальных групп, проживающих на территории края.
2. Особое развитие получило среднее педагогическое образование. Для подготовки учителей начальной школы была организована большая сеть педагогических техникумов, что лишний раз подтверждает тезис, высказанный Т. М. Аминовым о том, что «на территории края были самые лучшие условия для подготовки учительских кадров» [2, с. 186].
3. Ббыли развиты различные формы повышения квалификации специалистов посредством проведения краткосрочных курсов, съездов, семинаров, нацеленных на совершенствование профессиональных качеств будущих учителей.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что система педагогического образования Башкирской АССР указанного периода имела как достоинства, так и определенные недостатки, и при этом она отвечала задачам своего времени. Бесплатность обучения, трудоустройство по специальности, способствовали развитию экономического благополучия не только региона, но и всей страны в целом. Считаем, что положительный опыт прошлого может быть применен в современном образовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксентьева Е. А. Становление и развитие педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2011. 208 с.
2. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. М. : Наука, 2006. 348 с.
3. Аминов Т. М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 57-75.
4. Аминов Т. М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 244-263.
5. Аминов Т. М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 1997. 223 с.
6. Анашкин Э. Н. Становление и развитие системы подготовки кадров преподавателей для педагогических вузов и средней школы на Урале (1920-1940 гг.) : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2010. 221 с.
7. Асадуллина Г. А. Средние педагогические учебные заведения Башкирской АССР в 1919-1956 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Уфа, 2014. 194 с.
8. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии (1917-1941 гг.) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 236 с.
9. Борисова И. В. Становление и развитие системы педагогического образования в Западной Сибири в 1920-1941 гг. : дис. .канд. ист. наук: 07.00.02. Кемерово, 2001. 203 с.
10. Днепров Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России. М. : Ма-риос, 2014. 232 с.
11. Дубровская Т. А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России (XIX - начало XX века): дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2004. 529 с.
12. Ерёмина А. И. Историко-педагогические аспекты деятельности Бирского татаро-башкирского педагогического училища в 1920-1930-гг. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163). С. 92-96.
13. Исеметов С. И. Незабываемый марпедтехникум. Книга очерков и воспоминаний воспитанников Бир-ской инородческой учительской школы, Бирского марийского педагогического техникума и Краснокамского МПУ (1882-1956 гг.). с. Николо-Берёзовка: Кама таннары, 2006. 268 с.
14. История педагогики и образования: учеб. пособие для пед. учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2001. 512 с.
15. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М. : ИТТТ и МИО РАО, 1994. 265 с.
16. Маркелова Л. Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925-1985 гг.: становление и развитие. Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. 185 с.
17. Образование, которое мы можем потерять : сборник / под ред. В. А. Садовничего. М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Ин-т компьютер. исслед., 2003. 368 с.
18. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под ред. С. Я. Батышева. М. : Педагогика, 1981. 352 с.
19. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М. : Педагогика, 1975. 218 с.
20. Сологубова С. Л. Формирование системы разноуровневого педагогического образования в России (вторая половина XIX - начало XX вв. : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2006. 224 с.
21. Сулейманова Л. Ш. История становления и развития национальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкортостане (1900 - начало 70-х гг. XX в.) : дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. Уфа, 2000. 457 с.
22. Тенчурина Х. Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX - начало 90-х годов XX века): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2002. 449 с.
A. I. Eryomina (Ufa, Russia)
DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM IN THE BASHKIR ASSR IN 1917-1941
Abstract. The article, based on archival materials, presents an integral picture of the pedagogical education system development in the Bashkir ASSR in 1917-1941. Levels of education and types of educational institutions were characterized. Three levels of education were formed in the system of pedagogical education: primary, secondary and tertiary. Primary education system included teacher training courses. Secondary education was represented by a network of teacher training colleges. The system of tertiary education included pedagogical and teacher training institutes. Stages of the pedagogical education system development were distinguished: 1) 1917-1920 - the organizational period (formation) of a new, Soviet system of pedagogical education; 2) 1921-1933 - the period of development of the designated education; 3) 1933-1941 - the period of formation of pedagogical education. The curricula and programs of educational institutions, as well as methods and techniques of teaching subjects were analyzed. The content, forms and technologies of training specialists were disclosed. Much attention was paid to moral, physical, labor and aesthetic education. Personal materials of students and teachers were analyzed. Main trends were identified; features of the development of this system due to cultural, historical, political, economic and ethno-cultural conditions were identified. The positive experience gained by pedagogical education, which is important for the modern education system, was highlighted.
Keywords: pedagogical education system, types of educational institutions, stages, historical and pedagogical research, Bashkir ASSR.
REFERENCES
1. Aksent'eva E. A. Stanovlenie i razvitie pedagogicheskogo obrazovaniya v Zaural'e vo vtoroi polovine XIX -nachale XX vv. : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Nizhnii Novgorod, 2011, 208 p.
2. Aminov T. M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii. Nachalo XVII veka - do 1917 goda, Moscow, Nauka, 2006, 348 p.
3. Aminov T. M. Organizatsiya pedagogicheskogo protsessa gosudarstvennykh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii Bashkirii v kontse XIX - nachale XX veka, Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya [The Education and Science Journal] RAO, 2004, no. 2, pp. 57-75.
4. Aminov T. M. Sistema professional'nogo obrazovaniya v regionakh dorevolyutsionnoi Rossii (na primere Bashkirii), Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow], 2014, no. 3, pp. 244-263.
5. Aminov T. M. Stanovlenie i razvitie sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Bashkirii : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ufa, 1997, 223 p.
6. Anashkin E. N. Stanovlenie i razvitie sistemy podgotovki kadrov prepodavatelei dlya pedagogicheskikh vuzov i srednei shkoly na Urale (1920-1940 gg.) : dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Chelyabinsk, 2010, 221 p.
7. Asadullina G. A. Srednie pedagogicheskie uchebnye zavedeniya Bashkirskoi ASSR v 1919-1956 gg.: dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02, Ufa, 2014, 194 p.
8. Balyanova S. V. Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Chuvashii (1917-1941 gg.) : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Cheboksary, 1998, 236 p.
9. Borisova I. V. Stanovlenie i razvitie sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Zapadnoi Sibiri v 1920-1941 gg. : dis. .kand. ist. nauk: 07.00.02, Kemerovo, 2001, 203 p.
10. Dneprov E. D. Ocherki istoriografii obrazovaniya i pedagogiki dorevolyutsionnoi Rossii. Moscow, Marios, 2014, 232 p.
11. Dubrovskaya T. A. Formirovanie i razvitie sistemy professional'nogo obrazovaniya v Rossii (XIX - nachalo XX veka) : dis. ... d-ra ist. nauk: 07.00.02, Moscow, 2004, 529 p.
12. Eremina A. I. Istoriko-pedagogicheskie aspekty deyatel'nosti Birskogo tataro-bashkirskogo pedagog-icheskogo uchilishcha v 1920-1930-gg., Vestnik Orenburgskogo gosudarst-vennogo universiteta [Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal], 2014, no. 2 (163), pp. 92-96.
13. Isemetov S. I. Nezabyvaemyi marpedtekhnikum. Kniga ocherkov i vospominanii vospitannikov Birskoi ino-rodcheskoi uchitel'skoi shkoly, Birskogo mariiskogo pedagogi-cheskogo tekhnikuma i Krasnokamskogo MPU (18821956 gg.). s. Nikolo-Berezovka: Kama tannary, 2006. 268 p.
14. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: ucheb. posobie dlya ped. uchebnykh zavedenii / pod red. A. I. Piskunova. Moscow, TTs Sfera, 2001, 512 p.
15. Kornetov G. B. Tsivilizatsionnyi podkhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo protsessa, Moscow, ITTT i MIO RAO, 1994, 265 p.
16. Markelova L. N. Srednee professional'noe obrazovanie Bashkortostana 1925-1985 gg. : stanovlenie i razvi-tie. Sterlitamak, Sterlitamak. gos. ped. akad., 2005, 185 p.
17. Obrazovanie, kotoroe my mozhem poteryat' : sbornik / pod red. V. A. Sadovnichego, Moscow, Mosk. gos. un-t im. M. V. Lomonosova , In-t komp'yuter. issled., 2003, 368 p.
18. Ocherki istorii professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v SSSR / pod red. S. Ya. Batysheva, Moscow, Pedagogika, 1981, 352 p.
19. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR, Moscow, Pedagogika, 1975, 218 p.
20. Sologubova S. L. Formirovanie sistemy raznourovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv. : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Nizhnii Novgorod, 2006, 224 p.
21. Suleimanova L. Sh. Istoriya stanovleniya i razvitiya natsional'nykh obshcheobrazova-tel'nykh shkol i peda-gogicheskikh uchebnykh zavedenii v Bashkortostane (1900 - nachalo 70-kh gg. XX v.) : dis. ... d-ra ist. nauk: 07.00.02, Ufa, 2000, 457 p.
22. Tenchurina Kh. Sh. Stanovlenie i razvitie professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya (poslednyaya tret' XIX - nachalo 90-kh godov XX veka) : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 2002, 449 p.
Ерёмина А. И. Развитие системы педагогического образования в Башкирской АССР в 1917-1941 годы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. .12-18
Eryomina A. I. Development of the Pedagogical Education System in the Bashkir ASSR in 1917-1941, Gumani-tarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 2, pp. 12-18.
Сведения об авторе
Ерёмина Анастасия Игоревна - аспирант кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа, Россия; [email protected]
Author:
Anastasia I. Eryomina, post-graduate student, the Department of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (BSPU named after M. Akmulla), Ufa, Russia; [email protected]