А.И. ЕРЁМИНА (Уфа)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР В 1917-1941 гг.
На основе архивных материалов представлена целостная картина развития системы гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР в 1917-1941 гг. Охарактеризованы уровни образования (начальное, среднее, высшее) и основные направления (педагогическое, медицинское, экономическое, музыкально-художественное, юридическое, библиотечное, физкультурное). Выявлены основные тенденции и особенности развития этой системы, обусловленные культурно-историческими, политическими, экономическими и этнокультурными условиями. Выделен позитивный опыт, накопленный гуманитарной сферой образования, имеющий значимость для современной системы образования.
Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, система гуманитарного профессионального образования, Башкирская АССР.
Отечественная система гуманитарного профессионального образования переживает сегодня очередной этап реформ. Они обусловлены глобальными изменениями в мире, созданием единого образовательного пространства, совершенствованием технологий. В связи с этим постоянно пересматриваются идеи оптимизации структуры управления системой, образовательные стандарты, программы, требования по улучшению качества образования специалистов, их востребованности на рынке труда, цели, задачи организации педагогического процесса. Решение многообразных проблем модернизации российского образования невозможно без анализа его исторического опыта. Так, по мнению Б.М. Бим-Бада, «...то, что мы называем настоящим, сплетено из того, что было (наследия), и из того, что будет (зародышей, желаемого, ныне существующих тенденций). История педагогики позволяет найти корни современных назревших вопросов и обнаружить направление их решений» [7, с. 12].
В связи с этим обращение к истории гуманитарного профессионального образования советской Башкирии, накопившей богатый
О Ерёмина А.И., 2018
опыт в организации и деятельности работы учебных заведений, органов их управления, будет способствовать более полному, глубокому пониманию и выявлению особенностей развития края, позволит критически осмыслить и заимствовать положительный опыт прошлого для дальнейшего развития и совершенствования современной системы профессионального образования.
Проблемы гуманитарного профессионального образования как в общероссийском, так в региональном масштабе освещены в работах Р.З. Алмаева [1], Т.М. Аминова [2-5], М.М. Кульшарипова [12], Л.Н. Маркеловой [13], И.И. Махмутова [20], Ф.Г. Паначина [17], Х.Ш. Тенчуриной [18], Л.Н. Троицкой [19] и др.
В работах Т.М. Аминова, таких как «История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года» [2], «Система профессионального образования в регионах дореволюционной россии (на примере Башкирии)» [3], на основе широкого круга архивных материалов системно представлена картина того, как в Южноуральском регионе происходило становление и развитие профессионального образования. В целом исследования этого автора акцентируются на историко-педагогическом анализе деятельности системы профессионального образования в Башкирии дореволюционного периода. Например, он рассматривает различные типы гуманитарных и негуманитарных профессиональных учебных заведений (педагогических, ремесленных, сельскохозяйственных, медицинских, коммерческих, юридических), выделяет особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Монография Л.Н. Маркеловой «Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925-1985 гг.» посвящена проблемам становления и развития сети техникумов на территории края. Прослеживается политика советского руководства по формированию кадрового потенциала специалистов, исследуются формы и методы работы средних профессиональных учебных заведений [13].
В некоторых исследованиях на основе архивных материалов рассматривается деятельность отдельных гуманитарных профессиональных учебных заведений [12; 19; 20]. Их авторы приводят богатый фактический материал, включая статистические данные о студентах, преподавателях и др.
Проведенный анализ позволил установить, что система гуманитарного профессионального образования Башкирской АССР в рассматриваемый период прошла несколько этапов:
1) 1917-1920 гг. - организационный период (становление);
2) 1921-1933 гг. - развитие;
3) 1933-1941 гг. - формирование новой, советской системы рассматриваемого образования.
В результате в республике были открыты начальные, средние и высшие гуманитарные профессиональные учебные заведения: педагогические, медицинские, экономические, музыкально-художественные, юридические, библиотечные и физкультурные.
В педагогическом образовании было сформировано три уровня образования: начальное, среднее, высшее. В систему начального образования входили педагогические курсы. Среднее образование было представлено сетью педагогических техникумов: 1) Уфимский башкирский; 2) Уфимский чувашский; 3) Бир-ский татаро-башкирский; 4) Белебеевский татарский; 5) Николо-Берёзовский; 6) Благовещенский русский; 7) Стерлитамакский башкирский; 8) Уфимский русский; 9) Месягутов-ский башкирский; 10) Зилаирский русский; 11) Стерлитамакский русский; 12) Белорецкий русский; 13) Давлекановский башкирский; 14) Кушнаренковский татарский; 15) Сафаров-ский; 16) Серменевский башкирский; 17) Те-мясовский башкирский; 18) Топорнинский татарский педагогический техникум. В систему высшего образования входили педагогические и учительские институты: 1) Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева (БГПИ); 2) Уфимский учительский институт при БГПИ им. К.А. Тимирязева; 3) Бирский учительский институт;
4) Стерлитамакский учительский институт;
5) Учительский институт иностранных языков.
Следующим направлением, которое мы рассматриваем в рамках гуманитарной отрасли научного знания, является медицинское образование. Основанием отнесения названного образования к гуманитарной отрасли послужили работы античных и современных авторов. Такие философы, как Аристотель [6], Ф. Бэкон [8], Гиппократ [9], предлагая классификацию наук в общей системе знаний, определяли медицину как «врачебную науку», «науку об искусстве», «искусство», предметом которой «является человеческое во всех своих проявлениях» [8, с. 280]. Множество со-
временных исследователей также относят медицину к гуманитарному знанию. Среди них такие, как А.Г. Заховаева [11], Л.М. Медведева [14], Ю.М. Хрусталёв [21], И.З. Шишков [22] и др. Например, А.Г. Заховаева считает, что история медицины позволяет нам не только расширить исследовательское поле, но и «системно изучить и познать человека во всей его целостности» [11, с. 342]. Или, по мнению Л.М. Медведевой, «активное внедрение в историю медицины представителей гуманитарных наук оказывает качественное влияние на изменение угла зрения на многие проблемы, прежде всего, за счет использования разноплановых источников и методов» [14, с. 135]. Исходя из вышесказанного, медицина -наука гуманитарная, поскольку занимается изучением не только химических и биологических процессов в организме человека, но и становлением, и развитием его как личности.
Медицинское образование края было представлено тремя уровнями образования: начальным, средним, высшим. Так, в систему медицинского начального образования входили курсы и школы: 1) медицинские курсы; 2) Нормальная школа сестер милосердия (название дано в соответствии с архивными материалами); 3) фармацевтическая школа; 4) Башкирская областная зубоврачебная школа; 5) Уфимская железнодорожная медицинская школа. Среднее образование формировали медицинские техникумы: 1) Уфимский медицинский техникум; 2) Бирский фельдшерско-акушерский техникум; 3) Стерлита-макский фельдшерско-акушерский техникум; 4) фармацевтическое отделение Уфимского политехникума. В систему высшего образования вошел Башкирский медицинский институт.
Экономическое образование было представлено также тремя уровнями образования: начальным, средним и высшим. В систему начального экономического образования входили следующие курсы и школы: 1) экономические курсы; 2) школа конторско-торгового ученичества; 3) банковского ученичества; 4) Бирская торгово-кооперативная школа (см. рис. на с. 91).
Среднее образование формировали экономические техникумы: 1) Уфимский промыш-ленно-экономический техникум; 2) Башкирский кооперативный техникум; 3) Башкирский финансово-экономический техникум; 4) Уфимский планово-экономический техникум; 5) экономическое отделение Уфимского политехникума. В систему высшего образования входил Башкирский торгово-товаровед-
Системы гуманитарного профессионального образования
Начальное
Педагогическое
Медицинское
Экономическое
Юридическое
V®
Среднее
Педагогическое
Медицинское
Экономическое
Музыкально-художественное
Библиотечное
Физкультурное
Юридическое
Музыкально-художественное
Библиотечное
Физкультурное
=
м
-
о -
м п я
м
1
Ъ
т,
2
Высшее
ный институт потребкооперации. кроме того, экономистов с высшим образованием готовил учебно-консультационный пункт, открытый на территории края Всесоюзным заочным финансово-экономическим институтом.
Музыкально-художественное образование было развито двумя уровнями образования: начальным и средним. В систему начального образования входили музыкально-художественные курсы. Среднее образование формировали 1) Уфимский музыкальный техникум; 2) архитектурное отделение уфимского политехникума.
Двумя уровнями образования были представлены также юридическое, физкультурное и библиотечное образование. Так, начальное юридическое образование включало в себя курсы и школы: 1) юридические курсы;
2) межкраевую областную правовую школу;
3) школу резерв-милиции. В систему среднего образования вошло юридическое отделение уфимского политехникума.
Систему начального библиотечного образования формировали курсы и школа: 1) библиотечные курсы; 2) областная политико-просветительная школа. В систему среднего образования входили 1) Стерлитамакский библиотечный техникум; 2) политпросветительское отделение педагогических техникумов.
Систему начального физкультурного образования составляли физкультурные курсы. Среднее образование формировали техникумы: 1) Башкирский областной техникум физической культуры; 2) физкультурное отделение педагогических техникумов.
Анализ источников показывает, что этапы развития всех типов гуманитарного профессионального образования внутри Башкирской АССр в целом совпадают с теми процессами, которые происходили по всей стране. Однако в довоенный период в республике так и не были открыты высшие учебные заведения в области юридического, библиотечного, музыкально-художественного и физкультурного образования.
В учебные заведения принимались лица обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет. При поступлении абитуриентам необходимо было сдать следующие вступительные экзамены: математику, русский (или родной) язык, географию, Конституцию и историю СССР, а также предметы по специальности. Помимо этого будущие студенты проходили дополнительное собеседование, на котором определялась их профессиональная пригодность.
Формами обучения были дневная, заочная, вечерняя и экстернат. Обучение было бес-
платным. Однако к концу 1930-х гг. в связи с приближением Второй мировой войны и повышением затрат на оборонную промышленность произошли изменения финансирования всей системы образования. Поэтому в 1940 г. Постановлением СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах, средних школах и в вузах СССР» в учебных заведениях была введена плата за обучение. В техникумах она составляла для очников до 150 руб., для заочников и экстернов 75 руб. в год. Безусловно, это отрицательно сказалось на образовательном процессе, поскольку привело к отсеиванию большого количества студентов из учебных заведений. Отметим, что это было вынужденной мерой, страна находилась в тяжелом экономическом положении.
Все выпускники, успешно окончившие учебные заведения, получали дипломы установленного образца и должны были отработать по специальности в течение нескольких лет. В связи с этим была разработана четкая система взаимодействия руководства учебных заведений с предприятиями, что способствовало непосредственному участию работодателя в подготовке специалистов. Названная практика, с одной стороны, решала проблему кадров на производстве, с другой - облегчала вопросы трудоустройства выпускников. Преданный забвению в 1990-х гг. советский опыт сегодня вновь стал активно реанимироваться, проявляясь в так называемом дуальном обучении.
В учебных заведениях была сформирована общая система методической подготовки будущих специалистов. Несмотря на то, что каждое учебное заведение имело свои особенности, между ними было много общего в вопросах организации их деятельности. Основной формой организации учебных занятий являлся урок с постоянным составом студентов. учебные занятия проводились в виде лекций, семинарских занятий, лабораторных работ и экскурсий. В день проводилось от 5 до 10 уроков. Их продолжительность составляла 45-50 мин. учебный план всех учебных заведений состоял из трех компонентов: общеобразовательного, специального и практического (практика по специальности).
Большое значение в гуманитарных профессиональных учебных заведениях уделялось практике по специальности. Она подразделялась на «пассивную» и «активную». «Пассивная» практика была направлена на ознакомление студентов со своей будущей профессией и носила наблюдательный характер.
На последующих курсах практиканты в присутствии преподавателя самостоятельно осваивали навыки профессиональной деятельности: проводили занятия, принимали и лечили пациентов, работали с читателями, участвовали в судебных разбирательствах и др.
Педагогический процесс всех учебных заведений был направлен на развитие природных задатков учащихся, самостоятельности, активности. Для этого использовались различные активные методы, приемы, средства. На занятиях применялся комплекс разнообразных методов: лекционно-иллюстративный, ла-бораторно-исследовательский, частично-поисковый. При выборе того или иного метода преподаватели руководствовались учетом учебного материала, возрастными особенностями учащихся. Таким образом, применяя различные методы и приемы, преподаватели старались разнообразить деятельность студентов, привить им любовь к предметам, что способствовало прочному усвоению знаний, умений, навыков, а также развитию активности и самостоятельности.
одной из особенностей советской педагогики 1920-1930-х гг. было стремление использовать зарубежный опыт. Так, отечественными педагогами был внедрен новый лабораторный метод под названием «Дальтон-план» (бригадно-лабораторный). Его целью являлось обучение учащихся самостоятельно добывать знания. Каждый студент получал от преподавателя указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Тем самым функции учителя сводились к роли консультанта. Наряду с положительными сторонами применение новой методики выявило и множество недостатков. К основным недостаткам можно отнести снижение роли педагога, успеваемости студентов, а также перегруженность учебных планов. В связи с этим к концу 1930-х гг. «Дальтон-план» был отменен. На наш взгляд, дальнейшего развития данный метод не получил, поскольку был просто скопирован из опыта зарубежных стран. То же самое можно наблюдать сегодня с введением Единого государственного экзамена, а также двухуровневой системы высшего профессионального образования. Мы согласны с мнением р.З. Алмаева о том, что «ничего нельзя копировать в условиях другого народа, традиций, экономической платформы» [1, с. 140]. Безусловно, ориентируясь на опыт зарубежных стран, мы не должны забывать о самобытности российской системы образования, которая имеет свою многовековую историю, особенности и традиции.
Будущим специалистам необходимо было правильно и красиво излагать свои мысли. Именно поэтому на практических занятиях много времени уделялось публичным выступлениям учащихся, организовывались круглые столы, диспуты. Для хорошей выразительности речи студенты разучивали различные скороговорки, вырабатывали технику дыхания, паузы, тон и т. д.
Большое внимание уделялось формированию красивого почерка. Дело в том, что не все студенты после окончания средней школы умели красиво писать. В связи с этим профессиональным учебным заведениям приходилось брать на себя задачу по улучшению их почерка. Для этого в учебном плане предусматривались отдельные занятия. Так, на уроках студенты выполняли различные упражнения: переход от среднего письма к мелкому, от крупного к среднему, выводили различным шрифтом буквы и др. Все упражнения были направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, памяти, эмоционального спокойствия, внимательности, наблюдательности, воображения, способностей будущих специалистов. Сегодня в учебных заведениях на развитие почерка не обращается должного внимания. Такого предмета, как каллиграфия, нет в учебных планах. Считаем, что данный опыт может быть полезен и активно применен.
Главной задачей учебных заведений было воспитание целостной, гармоничной личности. Поэтому особое значение придавалось умственному, нравственному, физическому, трудовому и эстетическому воспитанию.
В основе всего воспитания лежали идеи, заложенные в идеологии государства. Так, нравственное воспитание было направлено на привитие таких качеств, как уважение и внимательное отношение к ближнему, справедливость, скромность, честность, доброта, терпеливость, обязательность, тактичность, вежливость, доброжелательность. Положительным было то, что благодаря идеологическим установкам удалось сформировать нравственный идеал человека, любящего свою родину, обладающего твердой волей, благородного, трудолюбивого. Моральные качества составляли фундамент внутренних устоев мировоззрения личности. В то же время провозглашенные идеи нередко фетишизировались. Несмотря на это, считаем, что советская воспитательная система накопила большой положительный опыт. Сегодня, к сожалению, в системе образования отсутствуют четкие ориенти-
ры по формированию и развитию нравственных и других личностных качеств, что, безусловно, сказывается на воспитании подрастающей молодежи.
Одним из важных принципов организации педагогического процесса являлась идея «Здоровый дух в здоровом теле!». Хорошее, крепкое здоровье считалось залогом успешного обучения. Для этого каждое утро проводились занятия гимнастики, массовые мероприятия (конкурсы, спартакиады) по различным видам спорта, организовывались спортивные кружки, студенты постоянно находились под медицинским присмотром, обращалось внимание на их питание. Например, на одном из заседаний уфимского чувашского педагогического техникума было отмечено: «Питание учащихся в сравнении с прошлыми годами лучше, но нужно обратить внимание на однообразие пищи, что по возможности необходимо устранить» [16. Л. 33]. В каждодневный рацион входили супы, каши, кисель, компот, чай, молочные продукты (творог, сыр, сметана). Считалось, что еда должна быть не только сытной, но и полезной для здоровья. Поэтому в меню помимо основных продуктов обязательно входили различные овощи и фрукты, выращенные при учебных заведениях. Руководство учебных заведений заботилось о здоровом и бесплатном питании будущих специалистов.
Трудовое (политехническое) обучение и воспитание в учебных заведениях проводилось в столярно-токарных, слесарно-кузнечных и переплетных мастерских. Так, в Белебеевском педагогическом техникуме только за первое полугодие 1926 г. было переплетено 1 510 книг в библиотеку техникума [15. Л. 231; 45-46]. Студенты также посещали фабрики и заводы для ознакомления с рабочим оборудованием. Как видим, в стенах учебных заведений и за их пределами будущий специалист получал не только знания по специальности, но и дополнительные навыки ручного труда, которые могли ему в дальнейшем пригодиться.
Большое место в формировании будущих специалистов занимало эстетическое воспитание. Оно было направлено на развитие у студентов восприятия, чувств, эмоций, вкуса. Так, в учебных заведениях существовали специальные правила этикета по поведению и внешнему виду учащихся. На занятия они должны были вовремя приходить в чистой, хорошо выглаженной, опрятной одежде, а также внимательно слушать учителя, проявлять активность и интерес к предметам, выполнять
домашние задания и т. д. Во время дежурства студенты следили за порядком и чистотой в помещениях (подготавливали доску, материалы для опытов, занимались поливкой комнатных растений и др.).
Как видим, воспитанию будущих специалистов придавалось большое значение. Элементы умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания занимали огромное место в системе всей работы учебных заведений. Необходимо отметить, что в организации всего учебно-воспитательного процесса просматривалось множество признаков, схожих с теми, которые были накоплены дореволюционной системой образования. Как пишет Т.М. Аминов, «анализ позитивного опыта дореволюционного профессионального образования выявил отчетливые параллели с современным образованием» [2, с. 273].
Таким образом, система гуманитарного профессионального образования в Башкирской АССР развивалась в рамках общегосударственных тенденций. Среди них можно выделить такие, как 1) целостность; 2) демократизация, бесплатность, общедоступность обучения; 3) тенденция к расширению профилей, специальностей, общетехнической подготовки в содержании образования; 4) открытие различных типов гуманитарных профессиональных учебных заведений - курсов, школ, техникумов, институтов; 5) придание большого значения целостному педагогическому процессу в деятельности гуманитарных профессиональных учебных заведений; 6) дифференцированный характер обучения; 7) использование и дальнейшее развитие педагогических идей, накопленных отечественной педагогикой в дореволюционный период.
Развитию системы гуманитарного профессионального образования Башкирской АССР были присущи и свои особенности.
1. Были развиты все направления гуманитарного профессионального образования, среди которых особое развитие получило среднее педагогическое.
2. Система образования была направлена на удовлетворение потребностей и интересов всех национальностей и социальных групп, проживающих на территории края.
3. Знаменательным событием для Башкирской АССР было открытие уфимского народного политехникума - первого многоуровневого высшего учебного заведения, в котором были сформированы наравне с высшим профессиональным начальное и среднее образование. учебное заведение было направле-
но на подготовку специалистов технического, сельскохозяйственного и гуманитарного профиля. Считаем, что Уфимский политехникум был уникальным учебным заведением, подобных учебных заведений в СССр были единицы [5, с. 65].
4. особое развитие на территории края получили различные формы повышения квалификации специалистов через краткосрочные курсы, съезды, семинары, которые были направлены на совершенствование профессиональных качеств специалистов. они были сформированы по всем направлениям гуманитарного профессионального образования.
Система гуманитарного профессионального образования Башкирской АССр показала свою жизнестойкость. она имела определенные недостатки, но отвечала задачам своего времени. Нельзя не согласиться с высказыванием В.И. Загвязинского о том, что «образовательная система, созданная в советское время, занимала ведущее место в мире... На советские образовательные стандарты ориентировались многие страны, проводя свои образовательные реформы» [10, с. 4]. Бесплатность обучения, трудоустройство по специальности способствовали развитию экономического благополучия не только региона, но и всей страны в целом. Это было время бурного развития, имевшего много положительных элементов, которые, на наш взгляд, могут быть очень полезны в современной теории и практике образования.
Список литературы
1. Алмаев Р.З. Школьное образование в Республике Башкортостан в 30-е годы: дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1999.
2. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. М.: Наука, 2006.
3. Аминов Т.М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопр. образования. 2014. № 3. С. 244-263.
4. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2009. № 8. С. 31-44.
5. Аминов Т.М., Ерёмина А.И. Уфимский народный политехникум - первое многоуровневое высшее учебное заведение в Башкирии. Уфа: Изд-во БГПУ, 2015.
6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / АН СССР; Ин-т философии. М.: Мысль, 1976. Т. 1, 2.
7. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2003.
8. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. / АН СССР; Ин-т философии. М.: Мысль, 1971. Т. 1.
9. Гиппократ. Избранные книги / под ред. С. Сапожникова. М.: Сварог, 1994.
10. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Образование и наука. 2009. № 9 (66). С. 3-10.
11. Заховаева А.Г. Медицина: к проблеме классификации науки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. С. 340-342.
12. История Башкирского государственного университета / под ред. М.М. Кульшарипова, А.Г. Низамова. Уфа: БГУ, 1997.
13. Маркелова Л.Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925-1985 гг.: становление и развитие: моногр. Стерлитамак: Гос. пед. академия, 2005.
14. Медведева Л.М. Интеграция медиков и гуманитариев в исследовательском поле истории медицины // Российская академия медицинских наук. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013. № 1. С. 134-136.
15. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 1415, 1617.
16. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 1622.
17. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М: Педагогика, 1975.
18. Тенчурина Х.Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX - начало 90-х годов XX века): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
19. Троицкая Л.Н., Ахмадиева Р.Р. Уфимское училище искусств. Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1992.
20. Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций: время и судьбы / под общ. ред. И.И. Махмутова, В.А. Тулебаева [и др.]. Уфа: Уфим. полиграфкомбинат, 2007.
21. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
22. Шишков И.З. История философии науки:
учеб. пособие. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010.
* * *
1. Almaev R.Z. Shkol'noe obrazovanie v Respub-like Bashkortostan v 30-e gody: dis. ... kand. ist. nauk. Ufa, 1999.
2. Aminov T.M. Istorija professional'nogo obra-zovanija v Bashkirii. Nachalo XVII veka - do 1917 goda. M.: Nauka, 2006.
3. Aminov T.M. Sistema professional'nogo obra-zovanija v regionah dorevoljucionnoj Rossii (na
primere Bashkirii) // Vopr. obrazovanija. 2014. № 3. S. 244-263.
4. Aminov T.M. Teoreticheskie i metodologi-cheskie osnovy istoriko-pedagogicheskogo issledova-nija sistemy professional'nogo obrazovanija // Obra-zovanie i nauka. Izvestija Ural'skogo otdelenija Rossijskoj akademii obrazovanija. 2009. № 8. S. 3144.
5. Aminov T.M., Erjomina A.I. Ufimskij narod-nyj politehnikum - pervoe mnogourovnevoe vys-shee uchebnoe zavedenie v Bashkirii. Ufa: Izd-vo BGPU, 2015.
6. Aristotel'. Sochinenija: v 4 t. / AN SSSR; In-t filosofii. M.: Mysl', 1976. T. 1, 2.
7. Bim-Bad B.M. Ocherki po istorii i teorii pe-dagogiki. M.: Izd-vo URAO, 2003.
8. Bjekon F. Sochinenija: v 2 t. / AN SSSR; In-t filosofii. M.: Mysl', 1971. T. 1.
9. Gippokrat. Izbrannye knigi / pod red. S. Sa-pozhnikova. M.: Svarog, 1994.
10. Zagvjazinskij V.I. Aktual'nye problemy i per-spektivy razvitija obrazovatel'noj sistemy Rossii // Obrazovanie i nauka. 2009. № 9 (66). S. 3-10.
11. Zahovaeva A.G. Medicina: k probleme klas-sifikacii nauki // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 2-2. S. 340342.
12. Istorija Bashkirskogo gosudarstvennogo uni-versiteta / pod red. M.M. Kul'sharipova, A.G. Niza-mova. Ufa: BGU, 1997.
13. Markelova L.N. Srednee professional'noe obrazovanie Bashkortostana 1925-1985 gg.: stanovlenie i razvitie: monogr. Sterlitamak: Gos. ped. akademija, 2005.
14. Medvedeva L.M. Integracija medikov i gu-manitariev v issledovatel'skom pole istorii mediciny // Rossijskaja akademija medicinskih nauk. Bjulleten' nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta ob-shhestvennogo zdorov'ja. 2013. № 1. S. 134-136.
15. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. R-798. Op. 1. D. 1415, 1617.
16. NA RB. F. R-798. Op. 1. D. 1622.
я ВГПУ -
17. Panachin F.G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR. M: Pedagogika, 1975.
18. Tenchurina H.Sh. Stanovlenie i razvitie pro-fessional'no-pedagogicheskogo obrazovanija (posled-njaja tret' XIX - nachalo 90-h godov XX veka): dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002.
19. Troickaja L.N., Ahmadieva R.R. Ufimskoe uchilishhe iskusstv. Ufa: Bashk. izd-vo «Kitap», 1992.
20. Ufimskij kolledzh bibliotechnogo dela i mas-sovyh kommunikacij: Vremja i sud'by / pod obshh. red. I.I. Mahmutova, V.A. Tulebaeva [i dr.]. Ufa: Ufim. poligrafkombinat, 2007.
21. Hrustaljov Ju. M. Filosofija: uchebnik dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd. centr «Akademija», 2008.
22. Shishkov I. Z. Istorija filosofii nauki: ucheb. posobie. M.: GOJeTAR-Media, 2010.
Development of the system of classical vocational education in the Bashkir ASSR in 1917-1941
Based on archival materials, the article presents the complete picture of the development of the system of the classical vocational education in the Bashkir ASSR in 1917-1941. The levels of education (primary, secondary, higher) and the main directions (pedagogical, medical, economic, musical and artistic, legal, library, physical education) are characterized. The main trends and features of the development of this system due to the cultural, historical, political, economic and ethno-cultural conditions are under consideration. The positive experience accumulated by the classical sphere of education, which is important for the modern educational system, is highlighted in the article.
Key words: historical and pedagogic research, system of classical vocational education, Bashkir ASSR.
(Статья поступила в редакцию 25.04.2018)