УДК 37.01(47)
ЗОРИНА Юлия Павловна,
соискатель кафедры педагогики, преподаватель, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан Бирский медико - фармацевтический колледж, Бирск, Республика Башкортостан (Россия) [email protected]
МЕДРЕСЕ В РЕГИОНАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
В статье проведен историографический обзор исследований, раскрывающих проблему развития мусульманских повышенных учебных заведений - медресе в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии). Анализ опубликованных работ иллюстрирует степень изученности проблемы в историкопедагогическом смысле. В основе обзора был положен принцип отбора исследований, рассматривающих медресе как профессиональные учебные заведения. В работе выделяются отдельные проблемы методологического и теоретического характера.
ZORINA Yulia Pavlovna, Candidate for a Degree, Chair of Pedagogics, Lecturer, State Autonomous educational institution of secondary professional education of the Republic of Bashkortostan, Birsk medical and pharmaceutical College, Birsk, Republic of Bashkortostan (Russia) E-mail: [email protected]
MADRASAH BEING A VOCATIONAL TRAINING INSTITUTION IN THE PROVINCES OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
The paper has carried out a review of historical studies exploring an issue of Muslim high schools, - madrassas being established in the regions of pre-revolutionary Russia (taking for instance Bashkiria). A review of works published has shown an extent to which this issue has been explored, in the fields of history and pedagogics. Selection of studies for the review was based upon the criteria that papers should consider madrassas for vocational schools. The paper pointed out some issues of educational strategy and concept development.
Ключевые слова: историко-педагогическое исследова- Keywords: historical and pedagogical study, vocational ние, профессиональное образование, мусульманское training, Muslim education, madrassas, arranging the образование, медресе, организация педагогического training procedures, vocational training of specialists. процесса, подготовка специалистов.
Отечественная система образования за последнюю четверть века претерпела значительные изменения. Совершенно новым стало отношение государственной, в том числе и образовательной политики к религии. Если в недалеком, советском прошлом религия загонялась на «задворки» общественного сознания и служила средством запугивания, то сегодня она стала признаваться как одно из составляющих общечеловеческой культуры. Названные изменения обусловили не только становление и развитие современной системы религиозных учебных заведений, но и открытие новых специальностей в светских вузах, изучающих историю и культуру религий, введение в курс общеобразовательной школы дополнительных предметов.
Вышеназванное обусловило возникновение множества задач методологического, методического и технологического характера. Решение этих задач невозможно без анализа историко-педагогического опыта системы образования в целом и религиозного в частности. В связи с этим изучение и переосмысление опыта, накопленного в регионах России в области мусульманского образования, приобретает особое значение. Для анализа предлагаем Башкирию, где рассматриваемый сектор образования стал формироваться уже с Ж-Х вв.
Исходя из хронологических оснований, в историографии мусульманского образования рассматриваемого региона выделяют три основных периода: дореволюционный, советский и современный - каждый из которых в свою очередь может быть разделен на еще более частные этапы. Из авторов дореволюционного периода, занимавшихся исследованием медресе южноуральского региона, можно назвать таких, как М.В. Амиров, М. Акмулла, Р. Ибрагимов, З. Камали, Г.Н. Кильдибяков, А. Любимов, М.И. Обухов, З. Расулев, Татар-оглу, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов и др. [1; 2; 3; 8]. Большинство из названных авторов закончили медресе и были непосредственными очевидцами того, как организовывалась деятельность мусульманского сектора образования. Поэтому их работы содержат множество детализированных фактов, имеющих, с одной стороны, субъективный характер, с другой - обладающих огромной значимостью для выделения эмоциональных и ценностно-смысловых оттенков [5; 20; 21; 22]. По объективным причинам из-за сложностей абстрагирования среди работ этих авторов недостаточно сочинений обобщающего характера.
Среди исследователей советского периода, фрагментарно рассматривавших проблемы развития медресе, можно выделить Ш.К. Абзанова, М.В. Амирова, С.Р. Алибаева, К. Идельгужина, А.К. Рашитова, Т.М. Мамлееву, А.Х. Махмутову, Ф.Х. Мустафину, Г.Н. Фатихова и др. [4; 16; 23]. Все из названных авторов больше занимались историей государственной системы образования, проблема целостного изучения мусульманского сектора не являлась предметом их исследований.
Идеологические установки советского периода и, как следствие, методологические подходы не позволили исследователям осветить позитивный вклад, накопленный исламским образованием и внесенный им в дело развития образования и просвещения всех мусульманских народов России. Попутно заметим, что сформированные стереотипы, например, о том, что система дореволюционного образования России, в том числе мусульманского, была слабой и несовершенной, стали препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в новой современной образовательной теории и практике.
Продуктивным в формировании знания об истории мусульманских учебных заведениях дореволюционной Башкирии в целом и о медресе в частности является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы Т.М. Аминова, Л.Я.Аминовой, Г.Б. Азаматовой, М.Г. Валеевой, В.Л. Галеева, С.Г. Мирсаитовой, И.Т. Мухамадеева, С.Г. Синенко, Л.Ш. Сулеймановой, М.Ф. Рахимкуловой, Л.С. Тузбековой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Р.З. Шакурова, А.Б. Юнусовой и др.
Эти авторы рассматривали деятельность мусульманских образовательных учреждений через призму собственного, что естественно, определенного предмета исследования. Рассмотрение медресе как профессионального учебного заведения было предметом изучения Т.М. Аминова.
Названный автор в ряде своих работ (монографии, диссертации и статьи) представил общую картину профессионального в целом и мусульманского образования дореволюционной Башкирии в частности, определил его значение для современной теории и практики образования. Автор определяет совокупность теоретических и методологических положений, являющихся основой исследования, где медресе определены как предмет изучения. В этом ряду можно выделить следующее: методы исследования, закономерности, периодизация развития медресе, его признаки как профессионального учебного заведения и многое другое [1; 5; 7; 10]. В основу изучения положена авторская концепция историко-педагогического исследования, построенная в логике современной интерпретации педагогического процесса.
Медресе в исследуемое время, в отличие от современного периода, занимались подготовкой более широкого спектра специалистов. Факты свидетельствуют о том, что выпускники медресе проявляли свои способности во всех без исключения сферах деятельности. Большинство из них становились педагогами, учеными, литераторами, чиновниками, дипломатами, военными, священнослужителями, деятелями искусства и даже просветителями. Вся мусульманская интеллигенция дореволюционной России проходила свои «университеты» в медресе.
Одной из ведущих идей деятельности медресе являлась подготовка педагогов как религиозных, так и светских учебных заведений. Система «выращивания» наставников, их теоретическая и практическая подготовка являлась своеобразной, тем не менее, имеющей непреходящее значение и сегодня. Например, система взаимного обучения в медресе, изобретенная задолго до рождения Белла и Ланкастера, может быть успешно применена и в современных условиях.
Конечно, ядром деятельности учебных заведений является содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса. Анализ названных составляющих встречаем в ряде публикаций, представленных в библиографии [6; 9; 11; 13; 17; 19]. Так в содержании образования выделяются три компонента: религиозный, общеобразовательный и специальнопедагогический. Сопоставление объема всех названных компонентов иллюстрирует идею о том, что отнесение медресе к группе сугубо религиозных учебных заведений неверно в корне. В сущности, медресе формировали широкое образование, и мы согласны с автором, который пишет, что «новометодные медресе становятся светскими национальными учебными заведениями башкир, татар и других мусульманских народов» [5, с. 77] России.
В рассматриваемых работах можно выделить большую группу, где речь идет о непосредственных деятелях и исследователях мусульманского образования. Среди них можно назвать М. Акмуллу, Р. Фахретдинова, Р.А. Утябай-Карими, З. Расулева и др. Также в работах раскрываются особенности деятельности отдельных медресе или различные аспекты организационного характера [12; 14; 15; 18].
Таким образом, будет корректным утверждение о том, что созданная система образования в медресе позволяла готовить высокообразованных специалистов разных областей. Как заключает сам автор, «мусульманские учебные заведения... играли значительную роль в культурном формировании народов края.». Отдельные медресе «были передовыми научнопросветительскими учреждениями, которые можно приравнять к лучшим. профессиональным учебным заведениям дореволюционной России» [5, с. 77].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Аминов Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии: Дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1997.
2. Аминов Т.М. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века - до 1917 года): Дисс. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2012. - 447 с.
3. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Мусульманское педагогическое образование в дореволюционной Башкирии // Педагогика. 2002. № 1. - С. 89-93.
4. Аминов Т.М. Медресе дореволюционной Башкирии как профессиональные (духовные и педагогические) учебные заведения / Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока: Мат-лы межд. НК. - М., 2001. - С. 2632.
5. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. - М.: Наука, 2006. 346 с.
6. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Физкультурное образование в учебных заведениях Башкортостана: историкопедагогический аспект // Теория и практика физической культуры. 2009. № 4. - С. 3-7.
7. Аминов Т.М. Madrasah as professional, religious and pedagogical institutions in pre-revolutionary Bashkortostan // Ватандаш. 2006. № 12. - С. 140-142 (на английском языке).
8. Аминов Т.М. Ризаэтдин Фахретдинов - мусульманский мыслитель, педагог и просветитель / К истокам духовного наследия мусульманской культуры. - Уфа, 2013. - С. 22-31.
9. Аминов Т.М. Педагогический и культурологический потенциал ислама / Во имя мира и согласия в обществе: Сб. мат-ов по профилактике религиозного экстремизма. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 63-77.
10. Аминов Т.М. Теория и практика мусульманского образования в Башкортостане / Духовно-нравственное воспитание в школе: Учеб. пособ. - Уфа: Изд-во «Вагант», 2011. - С. 30-65.
11. Аминов Т.М. Содержание общего и педагогического образования в повышенных мусульманских учебных заведениях дореволюционного Башкортостана // Вестник Башкирского государственного педагогического института. - Уфа. 1996. № 3. - С.43-49.
12. Аминов Т.М. Мусульманские педагогические учебные заведения Башкортостана в конце XIX - начале XX века // Ватандаш. 2000. № 8. - С. 181-184.
13. Аминов Т.М. Функционирование мусульманского образования в Башкирской АССР / Мировоззренческие и педагогические идеалы и ценности исламского образования: сборник статей. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - С. 1923.
14. Аминов Т.М. Развитие мусульманского образования в Башкортостане / Духовное управление мусульман Республики Башкортостан сегодня. - Уфа: Мир печати, 2012. - С. 11-17.
15. Аминов Т.М. Роль мусульманского образования в просвещении народов дореволюционного Башкортостана / Урал-Алтай: через века в будущее: Мат-лы Всеросс. НК. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2005. - С. 464-468.
16. Аминов Т.М. Поиск и возрождение истин ислама в творчестве Р.М. Утябая-Карими / Идеалы и ценности ислама: Мат-лы междун. НК. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - С. 8-14.
17. Аминов Т.М. Подготовка мусульманских учителей в России до 1917 года (на примере Башкортостана) / Развитие системы педагогического образования в контексте глобализационных процессов: Мат-лы Межд. НПК. -Астана, 2012. - С. 21-27.
18. Аминов Т.М. Дарлмугаллимат / Башкирская энциклопедия. - Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2006. Т.2. - С. 414.
19. Аминова Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX - начало XX века. - Уфа, 2005. - 186 с.
20. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан / Сост. Т.М. Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 410 с.
21. Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность / Сост. Т.М. Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 429 с.
22. Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность. 2-е изд. дополн. / Сост. Т.М. Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 426 с.
23. Утябай-Карими Р.А. Сочинения / Сост. Т.М. Аминов, М.М. Утябаева. - Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2010.
- 204 с.
REFERENCES
1. Amines T.M. Formation and development of teacher education in Bashkiria: Diss.... Cand. ped. Sciences. - Ufa, 1997.
2. Amines T.M. Development of vocational education in Bashkiria (early XVII century - before 1917): Diss. Dr.... ped. Sciences. - Ufa, 2012. - 447 p.
3. Amines T.M. amines, amine LY Muslim teacher education in prerevolutionary Bashkortostan / / Pedagogy. 2002. № 1.
- Pp. 89-93.
4. Amines T.M. Madrasah prerevolutionary Bashkortostan as a professional (spiritual and educational) institutions / Ismail GASPRINSKY - educator Eastern peoples: Mat-ly Intl. NC. - Moscow, 2001. - P.26 -32.
5. Amines T.M. History of vocational education in Bashkiria. Beginning of the XVII century - until 1917. - Moscow: Nau-ka, 2006. - 346 p.
6. T.M. Amines, amine LY Physical education in schools Bashkortostan: historical and pedagogical aspect / / Theory
and Practice of Physical Culture. 2009. № 4. - Pp. 3-7.
7. Amines T.M. Madrasah as professional religious and pedagogical institutions in pre-revolutionary Bashkortostan / /
Vatandash. 2006. № 12. - Pp. 140-142 (In English).
8. Amines T.M. Rizaetdin Fakhretdinov - Muslim thinker, educator / To the origins of the spiritual heritage of Muslim cul-
ture. - Ufa, 2013. - Pp. 22-31.
9. Amines T.M. Pedagogical and cultural potential of Islam / In the name of peace and harmony in society: Sat mat s
prevention of religious extremism. - Ufa: Izd BSPU, 2013. - Pp. 63-77.
10. Amines T.M. Theory and practice of Islamic education in Bashkortostan / Spiritual and moral education in schools:
Studies. benefits. - Ufa: Izd “Vagant”, 2011. - Pp. 30-65.
11. Amines T.M. The content of general and teacher education in higher educational institutions of pre-revolutionary Muslim Bashkortostan / / Bulletin of the Bashkir State Pedagogical Institute. - Ufa. 1996. № 3. - P.43 -49.
12. Amines T.M. Muslim educational institutions of Bashkortostan in the late XIX - early XX century / / Vatandash. 2000. № 8. - Pp. 181-184.
13. Amines T.M. Operation of Muslim education in the Bashkir ASSR / Ideological and pedagogical ideals and values of Islamic education: a collection of articles. - Ufa: Izd BSPU 2010. - S. 19-23.
14. Amines T.M. Development of Muslim education in Bashkortostan / Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Bashkortostan today. - Ufa: World Print, 2012. - Pp. 11-17.
15. Amines T.M. Role of Muslim education in educating pre-revolutionary peoples of Bashkortostan / Ural- Altai through the centuries into the future: Materials of the All-Russia. NC. - Ufa: Izd «Guillem», 2005. - Pp. 464-468 .
16. Amines T.M. Search and revival of true Islam in the works R.M.Utyabaya - Karimi / The ideals and values of Islam: Materials of IU. NC- Ufa: Izd BSPU 2009. - S. 8-14.
17. Amines T.M. Preparation of Muslim teachers in Russia before 1917 (for example, RB) / Development of teacher education in the context of globalization processes: Materials of Int. CPP. - Astana, 2012. - Pp. 21-27.
18. Amines T.M. Darlmugallimat / Bashkir encyclopedia. - Ufa Scientific. publ «Bashkir Encyclopedia», 2006. V.2. - S. 414.
19. Aminov LY History of women's education in Bashkiria. The second half of XIX - early XX century. Ufa, 2005. - 186 p.
20. Anthology of stories of Muslim education in the Republic of Bashkortostan / Comp. T.M.Aminov. - Ufa: Izd BSPU, 2010. - 410 p.
21. Madrasah Southern Ural and Ural: Past and Present / Comp. T.M.Aminov. - Ufa: Izd BSPU, 2010. - 429 p.
22. Madrasah Southern Ural and Ural: history and modernity. 2nd ed. complementary. / Comp. T.M.Aminov. - Ufa: Izd BSPU, 2011. - 426 p.
23. Utyabay Karimi - RA Works / Comp. T.M.Aminov, M.M.Utyabaeva. -Ufa: Izd «Eastern seal», 2010. - 204 p.