ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
THEORY AND METHODOLOGY
УДК 159.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деркач Анатолий Алексеевич — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: akmeo@list.ru
Водопьянов Дмитрий Александрович — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: d.vodopianov@gmail.com
В настоящее время, в эпоху бурно развивающегося информационного постиндустриального общества, в котором владение знаниями и информацией, умениями и компетенциями является ключевыми ценностями, а также конкурентными преимуществами в профессиональной деятельности, интерес исследователей к теме психологической готовности к профессиональной
деятельности проявляется всё более отчётливо [3].
Зарождение научного интереса к проблеме психологической готовности к деятельности можно отследить в исследованиях Ч.Р. Дарвина (1809-1882). В книгах «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), «Происхождение человека» (1871) и «Выражение эмоций у животных и челове-
ка» (1872) он, изучая борьбу человека за жизнь в условиях естественного отбора, изменил стиль научного мышления в целом (а также биологического и психологического, в частности). Дарвин объяснил целесообразность функций организма путём рационального анализа. И доказал, что кроме механической причинности (господствовавшей на тот момент развития науки наряду
РЕЗЮМЕ
В статье анализируется состояние разработанности проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности на материале отечественных исследований в области психологии и акмеологии. Проанализированы современные отечественные диссертационные исследования по тематике психологической готовности к профессиональной деятельности и схожим темам с начала XXI века до настоящего времени. Итогом статьи является постановка проблемы исследования. Мы пришли к выводу о том, что диссертационное исследование должно быть посвящено изучению проблемы психологической готовности студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности. В результате проведённого анализа сформулирована принципиальная теоретическая (гипотетическая) позиция о том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов — будущих психологов является обязательным условием для начала их профессиональной деятельности, а также для успешного профессионального становления молодого специалиста, его дальнейшего самосовершенствования и саморазвития в профессии, достижения им высокого уровня профессионализма, успешной самореализации в профессии, эффективной и продуктивной профессиональной деятельности, успешности как личности и профессионала в целом, достижения вершин в профессиональном развитии и личностном росте, то есть достижения акме.
Ключевые слова: психологическая готовность, готовность к деятельности, профессиональная деятельность, профессионализм, акмеология.
с религиозным представлением — креационизмом и телеологией), действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность. Этой биологической причинности присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психической. Важно также, что до Дарвина окружающая среда для организма понималась как совокупность стимулов, которые производят в самом организме эффект соответственно изначально заданному устройству организма. А в учении Дарвина среда понимается уже как сила, способная не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность организма. Так как организму просто необходимо приспосабливаться к среде, чтобы выжить. И вот именно здесь, благодаря учению Дарвина, открывается для психологической науки возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, установленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Здесь возможно, по нашему мнению, искать корни зарождения интереса к проблеме психологической готовности к деятельности. Так как в учении Дарвина возникает идея о присущей организму преднастройке на будущее, готовности действовать в ещё не возникших условиях (например, при угрозе жизни и существованию). Эта преднастройка и готовность к действию определённым образом выступают как эффект естественного отбора. То есть естественный отбор представляет отдельно взятому индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание в данных конкретных обстоятельствах здесь и сейчас. Таким образом, триумф учения Дарвина окончательно утвердил в психологии принцип развития. Отмечаем, что подтверждение вышеназванной нашей гипотезы мы нашли в написанной Л.А. Карпенко и М.Г. Ярошевским статье о Дарвине в издании «Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах» [10].
Принято считать, что предметом собственно научных исследований, которые в настоящее время заслуживают внимания исследователей-психологов, проблема готовности к деятельности в целом и проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в частности становятся с начала XX века. Именно в это время подобными научными проблемами начина-
ют заниматься прежде всего физиологи, а также педагоги и психологи. К самым значимым исследованиям этого периода можно отнести, в первую очередь, теорию рефлексов выдающегося русского учёного И.П. Павлова, а также теорию установки виднейшего грузинского психолога Д.Н. Узнадзе.
Однако большинство исследователей проблемы готовности к деятельности сходятся во мнении, что к концу 1950-х — началу 1960-х годов в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Н.Д. Левитова, А.Р. Лурия, Г. Мэгун, Г. Уолтера, А.А. Ухтомского были научно описаны физиологические, нейрофизиологические, а также психологические механизмы регуляции и саморегуляции поведения [15, с. 4]. Это способствовало актуализации проблемы психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности и готовности к деятельности вообще.
В 1960-х годах проблематикой готовности к деятельности заинтересовались спортивные (Ф.К. Генов, Е.Г. Козлов, Б.И. Новиков, А.Ц. Пуни), а также военные (А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, П.А. Корчемный, А.М. Столяренко) психологи. Также появляются работы по заданной проблематике и у учёных, научные сферы интересов которых относятся к изучению взаимодействия человека и сложных технических систем в рамках психологии труда и инженерной психологии (В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян, М.М. Фи-латова-Шуева).
Проблему личностной готовности к обучению рассматривала в своих исследованиях Л.И. Божович. Изучая мотивационно-потребностную сферу ребёнка, а именно мотивы учения, она использовала понятие «внутренняя позиция», анализируя психологические причины неуспеваемости и недисциплинированности. Под «внутренней позицией» Божович понимала систему потребностей и стремлений ребёнка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств.
Н.Д. Левитов в своих трудах разрабатывал проблему одарённости и способностей, понимая их как относительно устойчивые психологические особенности человека, изучаемые с позиций его пригодности к определённой деятельности. Левитов одним из первых в отечественной психологии стал заниматься исследованиями психичес-
ких состояний человека. Он изучал готовность человека выполнять трудовые и учебные задачи. И понимал её как обусловленную устойчивыми свойствами его индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями.
С начала 1970-х годов выходит в свет целый ряд исследований феномена готовности к той или иной конкретной профессиональной деятельности. Особый тон в исследованиях психологической готовности по-прежнему задают военные психологи (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко).
Проблема готовности интересовала и психофизиологов. Так, готовность детей к школьному обучению исследовала в своих работах М.М. Безруких. Она разработала ряд диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности познавательных функций и готовности детей к обучению в школе.
Следует отметить исследования в области экстремальной психологии, а также работы В.А. Пономаренко по психологическим проблемам авиационной и космической медицины, в которых он разрабатывал проблемы психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах. В.А. Пономаренко совместно с Б.Ф. Ломовым и Н.Д. Зава-ловой выдвинул концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности. По мнению Пономаренко, формирование «образа полёта» выступает в качестве важнейшего условия регуляции сложных поведенческих актов человека, управляющего подвижными объектами. В итоге проведённое исследование поведения человека в реальных аварийных ситуациях позволило выделить главные психофизиологические факторы, определяющие успешность действий, и на этой основе разработать систему специальной подготовки. Главной целью такой системы подготовки было формирование психологической готовности к деятельности в трудных ситуациях.
Подчёркивая вклад в разработку проблем психологической готовности со стороны социальных психологов, необходимо упомянуть исследования Б.Д. Парыгина. Он изучал способы оценки социально-психологической готовности органов территориального самоуправления к эффективной деятельности.
Для разработки проблематики психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности в целом особое значение имеют работы методологов и основателей междисциплинарного челове-кознания Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, а также исследования педагогов-психологов Н.В. Кузьминой, В.А. Сластёни-на, работы из области психологии труда Е.А. Климова.
Таким образом, во второй половине XX века проблематика психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности в целом становится предметом изучения для социальных и педагогических психологов, представителей психологии развития, а также представителей формирующейся к середине XX века новой науки — акмеологии (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, М.А. Афанасьев, А.А. Бо-далёв, Р.Б. Богдашевский, Н.И. Голо-ватый, А.А. Деркач, Е.А. Климов,
A.Г. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, М.А. Котик, Н.И. Конюхов, В.А. Сластёнин, И.Н. Семёнов, В.В. Сериков, В.И. Ши-ринский).
В ранее проведённых исследованиях отмечается, что изучению готовности к деятельности как акмеоло-гического фенома посвящены также работы Ю.К. Бабанского, В.А. Крутец-кого, В.С. Мерлина, К.К. Платонова,
B.А. Пономаренко [15].
Для нас наиболее значимым является то, что именно исследователи-ак-меологи, изучая понятие готовности, впервые соотносят его с деятельностью в самом широком её значении. Одни из них изучают готовность применительно к профессиональной деятельности в целом (О.Б. Дмитриева, И.П. Красно-щёченко, А.К. Маркова, А.С. Мельничук, М.Е. Павлова, С.Н. Толстов, Е.В. Черепкова). Другие — применительно к иным видам деятельности, к таким как общение (В.В. Желанова), обучение (А.Н. Иноземцева, Т.П. Гордеева, А.П. Ситников), саморазвитие (Е.В. Селезнева).
Необходимо отметить также, что в некоторых исследованиях акмеологов изучается не только проблема готовности к определённым видам профессиональной деятельности, но и готовность к деятельности в особых условиях (В.Г. Зазыкин, А.А. Касабов, В.Н. Кузнецов, М.О. Левадняя, А.Н. Лисняк). Также изучаются психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профес-
сиональной деятельности (В.И. Виноградов) и акмеологические технологии формирования и развития готовности к деятельности (О.И. Жданов, М.Ф. Секач, Л.А. Степнова).
Важно отметить, что среди проанализированных работ встречается даже исследование готовности космонавтов к полёту в космос (О.Н. Аллин).
Для нашего исследования также нужно было рассмотреть отдельные работы по проблематике профессиональной подготовки психологов к их профессиональной деятельности. В связи с этим отмечаем исследования Ю.А. Афоньки-ной, Р.А. Берулавы, А.В. Брушлинско-го, А.И. Донцова, В.Я. Ляудис [26, с. 3]. В них подчёркивается необходимость иного подхода к подготовке психологов, а также педагогов-психологов. Эта необходимость обусловливается современными реформами в образовательной системе, сменой педагогической доктрины, формированием общероссийской концепции гуманизации и гуманитаризации образования.
В рамках акмеологических исследований наиболее значимыми для нас являются работа Л.В. Темновой [23], посвя-щённая личностно-профессиональному развитию психолога в системе высшего образования, а также исследование И.А. Вишнякова [2], посвящённое ак-меологической концепции подготовки школьного психолога в вузе.
Особый интерес для нас также представляют работы А.А. Бодалёва [1], А.А. Деркача [7], В.Н. Маркова [13], О.В. Москаленко [16], М.Ф. Секача [18], Е.В. Селезневой [19], И.Н. Семёнова [20], Л.А. Степновой [21]. А также коллективные работы, которые выполнили А.А. Деркач, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов [9]; А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова [6]; А.А. Деркач, Л.А. Степнова, Ю.В. Бруй [17]. Перечисленные исследования предназначаются не только психологам, но и широкому кругу специалистов различных профессий. Однако мы убеждены в том, что рекомендации, данные в этих работах, являются особенно важными именно для психологов.
Считаем необходимым отдельно выделить таких учёных, как Т.П. Гордеева [5], М.О. Левадняя [11], А.Н. Лисняк [12], А.С. Мельничук [14], О.В. Михайлов [15], А.В. Сучков [22], С.Н. Толстов [24], Е.В. Шипилова [26], работы которых являются наиболее важными и определяющими для нашего исследования психологической готовности сту-
дентов — будущих психологов к профессиональной деятельности.
В настоящее время данная проблема становится всё более актуальной по причине повышения требований к профессиональной подготовке психологов в результате модернизации образовательного процесса. В этой связи отмечаем постоянное внимание к данным проблемам в журнале «Акмеология» [4; 8].
Исходя из проведённого нами анализа отечественных исследований проблематики психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности в целом, считаем необходимым отметить следующее. По нашему мнению, отдельный особый вклад в развитие изучаемой нами проблематики внесли учёные, которых можно отнести к представителям грузинской и украинской психологических школ в СССР.
Так, в грузинской школе подробно прорабатывалась смежная проблема — проблема установки. Подчеркнём, что исследованиями проблемы установки как предуготовленности субъекта к восприятию или к определённой направленности действия исследователи занимались и ранее. Но именно в работах Д.Н. Узнадзе и его учеников разработана цельная теория установки. В них установка понимается не как частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а как общепсихологическое явление. А именно — как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней определяющую роль. Таким образом, в работах Д.Н. Узнадзе и его учеников установка становится центральным объяснительным психологическим понятием. В своих исследованиях Узнадзе исходил из положения о том, что исходным пунктом психологии являются не психические явления, а сама личность. Согласно представлениям исследователей грузинской школы, психология должна исследовать в первую очередь субъекта и личность как целое. А явления же сознания необходимо изучать лишь как дальнейшие определения личности, а не независимо от личности, субъекта.
Важно заметить, что Узнадзе в самом определении установки использует для его объяснения термин «готовность» [25]. Он утверждает, что фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют потребности. А для их удовлетворения необходима соответствующая ситуация. То есть в окружающей среде должно быть средство, которое
позволит удовлетворить возникшую потребность. И установку Узнадзе понимает именно как некое особое состояние субъекта, которое возникает у него при наличии потребности и средства её удовлетворения. Такое состояние характеризуется как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению имеющейся потребности. Это и есть установка — готовность к совершению определённого действия.
Таким образом, Д.Н. Узнадзе разработал теорию установки, которая трактовалась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению определённого поведения. Установка, по Узнадзе, возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему субъектом приобретается способность регулировать осуществление целесообразного поведения.
Дальнейшим изучением и разработкой теории установки занимались многие представители грузинской психологической школы: Ш.А. Надираш-вили, В.Г. Норакидзе, А.С. Прангишви-ли, Н.И. Сарджвеладзе, Г.И. Цинцадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е. Шерозия.
Среди представителей украинской психологической школы считаем важным выделить работы В.И. Войтко, Р.А. Пономарёвой, Е.И. Машбица, Г.С. Костю-ка, выполненные в 1970-1980-х годах. Именно в работах этих учёных, по нашему мнению, разрабатывались смежные проблемы, которые послужили основой для дальнейшей разработки проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности в целом в украинской психологической школе.
Так, В.И. Войтко изучал социальные и психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности. В работах Р.А. Пономарёвой анализировался психологический аспект формирования активно-позитивного отношения к труду у будущих рабочих. Е.И. Машбиц занимался проблемой компьютеризации обучения с психолого-педагогической точки зрения. Г.С. Костюк исследовал учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности.
Исследования вышеназванных учёных продолжили их ученики и последователи — Ж.Ю. Половникова, А.В. Губенко, Е.В. Тюптя, А. Жозефина. Именно в трудах этих исследователей изучается проблематика психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности.
Так, Ж.Ю. Половникова занималась изучением формирования психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности у сотрудников негосударственных охранных предприятий. А.В. Губенко исследовал психологический аспект формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии в сфере творческой технической деятельности. Е.В. Тюптя изучал формирование психологической готовности к социально-педагогической деятельности. А исследование А. Жозефины посвящено изучению рефлексивного самоопределения личности как фактора готовности к управленческой деятельности.
Отслеживая в отечественной научной литературе основные современные диссертационные исследования феномена психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности в целом, помимо тех, которые уже были рассмотрены нами выше, стоит выделить следующие.
В 1997 году Л.Н. Захарова защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности» (Нижний Новгород, 1997). В своём исследовании она разработала рефлексивно-деятель-ностную концепцию, раскрывающую научные основы психологической подготовки к профессиональному труду. Психологическая готовность рассматривается Л.Н. Захаровой как результат психологической подготовки, а также как индивидуальный вариант психологического обеспечения профессиональной деятельности по всем его компонентам (мотивационный, целевой, операциональный и регуляционный).
Дальнейшие диссертационные исследования, которые привлекли наше внимание, проводились уже в XXI веке. Заметим, что при их описании мы указываем в скобках города нашей страны, в которых проводилось то или иное исследование, а также год защиты диссертации. Примечательно, что города, в которых исследования проводились, зачастую не совпадают с городами, в которых состоялись защиты диссертаций по данным исследованиям. Однако для нас важно проследить «географию изучения» феномена психологической готовности в России, с тем чтобы в последующих работах можно было назвать другие психологические школы, в которых разрабатывался феномен психологической готовности (по аналогии с грузинской и украинской школами).
Итак, перейдём к описанию выше-охарактеризованных диссертаций.
И.О. Гилёва изучала системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности (Барнаул, 2000).
В своей докторской диссертации известный военный психолог С.Л. Кан-дыбович рассматривает психолого-ак-меологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической и биологической защиты (Москва, 2000).
Ю.Н. Голованов исследует формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях на примере ОМОН МВД России (Санкт-Петербург, 2001).
В кандидатской диссертации А.Н. Иноземцевой исследуется влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности (Астрахань, 2002).
Исследование Буй Конг Тинь посвящено проблеме социально-психологической готовности менеджеров к разрешению производственных конфликтов в условиях совместного предприятия (Тула, 2002).
А.Н. Лисняк изучает готовность сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности как психическое состояние (Москва, 2003).
А.В. Самойлик анализирует формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в условиях пресечения преступлений террористического характера (Тверь, 2003).
В кандидатской диссертации Н.М. Бо-розинец рассматривается развитие самосознания как условие формирования психологической готовности к обучению детей 6-7 лет в школе (Ставрополь, 2003).
Г.С. Дунин исследует психологическую готовность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях (Москва, 2005).
А.С. Миронова-Тихомирова изучает психологическую структуру карьерной готовности выпускника вуза (Хабаровск, 2006).
С.В. Марихин, продолжая исследования своего учителя — видного военного психолога П.А. Корчемного — по тематике психологической готовности, рассматривает особенности формирования
психологической подготовленности офицеров Железнодорожных войск к деятельности в экстремальных ситуациях (Москва, 2006).
В диссертации С.Ю. Комовой рассмотрена проблема формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьёй (Воронеж, 2009).
В диссертации С.Ю. Баранкина проанализированы психологические условия формирования профессиональной готовности к воспитательной работе у студентов педагогической специальности (Москва, 2009).
А.А. Бобрищев в своём диссертационном исследовании выдвигает психо-лого-акмеологическую концепцию психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств (Санкт-Петербург, 2009).
В диссертации С.В. Жолудевой рассматривается психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости (Ростов-на-Дону, 2009).
В диссертации Т.И. Леженкиной, защищённой в МГУ, изучается формирование психологической готовности локомотивной бригады к действиям в опасных ситуациях (Москва, 2010).
A.С. Кандыбович исследует развитие мотивационной готовности к труду руководителей атомной отрасли России на примере закрытых административно-территориальных образований Росатома (Москва, 2013).
Кандидатская диссертация И.В. Хлы-зовой посвящена анализу педагогических условий формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала (Москва, 2015).
С.Г. Бальчугов изучает педагогическое обеспечение формирования готовности курсантов военных образовательных организаций высшего образования к научно-исследовательской деятельности (Новосибирск, 2016).
B.Ю. Ваниева рассматривает проблему формирования професиональной готовности будущих педагогов на основе практико-ориентированного обучения (Владикавказ, 2016).
Таким образом, в данной статье мы проследили основные диссертационные исследования по тематике психологической готовности к тем или иным видам профессиональной деятельности. Подводя итоги проведённого нами анализа, необходимо отметить, что тема психологической готовности в современных исследованиях по-прежнему интересует военных психологов. Особое внимание снова при-
ковывает тема психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. С начала XXI века и до настоящего времени проблематика психологической готовности активно разрабатывается в рамках психологии развития, возрастной психологии и акмеологии. А вот исследования спортивных и социальных психологов оказались малочисленными. Также в современных условиях модернизации образовательного процесса и повышенния требований к качеству подготовки специалистов психологов, педагогов-психологов, социальных работников интерес к тематике нашего исследования всё чаще проявляют педагоги. Это подтверждается тем фактом, что с 2015 по 2017 год большинство диссертаций по тематике психологической готовности было защищено по таким специальностям, как общая педагогика, педагогическая психология, теория и методика профессионального образования.
Конечно, список проанализированных нами отечественных диссертационных исследований по заданной тематике в итоге окажется неполным. Но мы продолжаем наше исследование. И будем стремиться в дальнейшем искать всё новые исследования по изучаемой нами тематике.
Модернизация образовательного процесса и общества в целом в настоящее время задаёт новые нравственные и функциональные требования к развитию и обучению студентов и специалистов.
Мы полагаем, что формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов — будущих психологов являются основными задачами, а также сущностью профессионального психологического образования.
В итоге проведённого нами анализа разработанности проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в отечественной психологической и акмеологической науке мы пришли к выводу о том, что наше диссертационное исследование на настоящем этапе развития акмеологической науки будет являться актуальным. Оно должно быть посвящено изучению проблемы психологической готовности студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности. Также мы сформулировали цель нашего дальнейшего исследования, которой будет являться изучение феномена психологической готовности студентов — бу-
дущих психологов к профессиональной деятельности. Для достижения этой цели мы должны изучить сущностно-содержательные характеристики такого акмеологического феномена, как психологическая готовность будущего психолога к своей профессиональной деятельности. Необходимо также выявить структуру данного феномена, описать его акмеологические критерии, показатели и уровни развития. А в конечном итоге мы должны дать описание акмеологической модели такого структурного образования, как психологическая готовность будущего психолога к профессиональной деятельности. И наконец, нам необходимо дать рекомендации по вопросу оптимизации процесса развития психологической готовности студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности. Таким образом, объектом исследования в нашем случае будет выступать психологическая готовность студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности, а предметом исследования — сущностно-содержательные особенности, структура, акмеологи-ческие критерии, показатели и уровни развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов — будущих психологов, а также вопросы оптимизации процесса развития данного акмеологическо-го феномена.
Мы благодарим за возможность проводить наше исследование по заданной тематике руководство, сотрудников и преподавателей кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ.
ССЫЛКИ
[1]. Бодалёв А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998. — 168 с.
[2]. Вишняков И.А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2006. — 369 с.
[3]. Водопьянов Д.А. Влияние профессиональной мотивации психологов на уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности // Акмеология. — 2017. — № 1 (61). — С. 53-58.
[4]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.
[5]. Гордеева Т.П. Психолого-акмео-логическое обеспечение мотивационной готовности государственных служащих к учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005. — 151 с.
[6]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. — М.: Изд-во РАГС, 2000. — 124 с.
[7]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. — 750 с.
[8]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 6-15.
[9]. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М.: Изд-во РАГС, 1998.
[10]. История психологии в лицах. Персоналии. С. 152-154 / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
[11]. Левадняя М.О. Оценка психологической готовности руководителя к управлению в условиях кризиса: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003. — 161 с.
[12]. Лисняк А.Н. Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: содержание и пути совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003. — 198 с.
[13]. МарковВ.Н. Личностно-профес-сиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2004. — 453 с.
[14]. Мельничук А.С. Особенности мотивационной готовности депутатов к политической деятельности: дис. .канд. психол. наук. — М., 1996. — 191 с.
[15]. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007. — 166 с.
[16]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2000. — 506 с.
[17]. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетент-
ности кадров управления: Учебное пособие / ЛА. Огепнова, Ю.В. Бруй; под общ. ред. A.A. Деркача. — М.: Изд-во PAГC, 2010. — 125 с.
[18]. Секач М.Ф. Cаморегуляция психической устойчивости кадров военного управления: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1999. — 505 с.
[19]. Селезнева Е.В. Развитие акмео-логической культуры государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2005. — 670 с.
[20]. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография. — М.: Изд-во HИИОПП, 1990. — 215 с.
[21]. Степнова ЛЛ. Развитие аутопси-хологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2003. — 643 с.
[22]. Сучков A.В. Психолого-акмеоло-гические основания формирования готовности организаторов муниципального здравоохранения к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2011. — 183 с.
[23]. ТемноваЛ.В. Личностно-профес-сиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2001. — 325 с.
[24]. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2004. — 527 с.
[25]. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд. AH Грузинской CCP, 1961. — 210 c.
[26]. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. . канд. психол. наук. — М., 2007. — 218 с.
REFERENCES
[1]. Bodalev A.A. Vershina razvitiia vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviia dostizheniia [The peak in develo pment of adult person: characteristics and conditions for achieving]. Moscow, Flinta-Nauka, 1998. 168 p.
[2]. Vishniakov I.A. Akmeologicheskaia kontseptsiia podgotovki shkol'nogo psikhologa v vuze [Akmeological concept of training school psychologist in high school]: Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2006. 369 p.
[3]. Vodop'ianov D.A. Vliianie professional'noi motivatsii psikhologov na uroven' ikh psikhologicheskoi
gotovnosti k professional'noi deiatel'nosti [Influence of professional motivation on the level of psychological readiness for professional activity of psychologists] // Akmeologiia [Acmeology], 2017, no. 1 (61), pp. 53-58.
[4]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naia refleksiia v professional'noi podgotovke bakalavrov psikhologii [Education reflection on training Bachelors in Psychology] // Akmeologiia [Acmeology], 2017, no. 3, pp. 54-59.
[5]. Gordeeva T.P. Psikhologo-akmeo-logicheskoe obespechenie motivatsionnoi gotovnosti gosudarstvennykh sluzhashchikh k uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti [Psychological and acmeological assurance of motivational readiness of public servants for educational and cognitive activity]: Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2005. 151 p.
[6]. Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psikhologiia razvitiia professional [Developmental psychology of professional]. Moscow, RAGS, 2000. 124 p.
[7]. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiia professionala [Acmeolo-gical basis of professional development]. Moscow, Izd-vo MPSI; Voronezh, Izd-vo NPO «Modek», 2004. 750p.
[8]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye problemy obucheniia studen-tov-psikhologov [Methodological and applied problems of training of students-psychologists] // Akmeologiia [Acmeology], 2014, no. 1, pp. 6-15.
[9]. Derkach A.A., Semenov I.N., Stepanov S.Iu. Psikhologo-akmeolo-gicheskie osnovy izucheniia i razvitiia refleksivnoi kul'tury gossluzhashchikh [Psychological and acmeological fundamentals of studying and development of the reflective culture of public servants]. Moscow, RAGS, 1998. 248 p.
[10]. Istoriia psikhologii v litsakh. Personalii [History of psychology in persons. Personalities] pp. 152-154. / Pod. red. L.A. Karpenko // Psikhologicheskii leksikon. Entsiklopedicheskii slovar' v shesti tomakh [Psychological lexicon. Encyclopedic dictionary in six volumes] / Red.-sost. L.A. Karpenko. Pod obshch. red. A.V. Petrovskogo. Moscow, PER SE, 2005. 784 p.
[11]. Levadniaia M.O. Otsenka psikhologicheskoi gotovnosti rukovodi-telia k upravleniiu v usloviiakh krizisa [Assessment of Managers psychological readiness for management in crisis conditions]: Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2003. 161 p.
[12]. Lisniak A.N. Psikhicheskoe sostoianie gotovnosti sotrudnikov spet-spodrazdelenii k professional'noi dei-atel'nosti: soderzhanie i puti sovershen-stvovaniia [Mental state of staff readiness in special divisions for professional activity: content and ways of improvement: content and ways of improvement]. Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2003. 198 p.
[13]. Markov V.N. Lichnostno-profes-sional'nyi potentsial kadrov upravleniia: psikhologo-akmeologicheskaia otsenka i optimizatsiia [Personal-professional capacity of managerial staff: psycho-acmeologic evaluation and optimization]. Dis. . dokt. psihol. nauk. Moscow, 2004. 453 p.
[14]. Mel'nichuk A.S. Osobennosti motivatsionnoi gotovnosti deputatov k po-liticheskoi deiatel'nosti [Features of motivational readiness of deputies to political activity]. Dis. .kand. psihol. nauk. Moscow, 1996. 191 p.
[15]. Mikhailov O.V. Gotovnost' k deiatel'nosti kak akmeologicheskii fenomen: soderzhanie i puti razvitiia [Ready for activity as acmeological phenomenon: the content and ways of development]. Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2007. 166 p.
[16]. Moskalenko O.V. Razvitie pro-fessional'nogo samosoznaniia ruko-voditelei obrazovatel'nykh uchrezh-denii [The development of professional consciousness of managers in educational
institutions]. Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2000. 506 p.
[17]. Psikhologo-akmeologicheskaia diagnostika professional'noi kompetentnosti kadrov upravleniia: uchebnoe posobie [Psychological and acmeological diagnostics of professional competence of management personnel: study aid]/ L. A. Stepnova, Iu. V. Brui; pod obshch. red. A. A. Derkacha; Rossiiskaia akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii. Moscow, RAGS, 2010. 125 p.
[18]. Sekach M.F. Samoreguliatsiia psikhicheskoi ustoichivosti kadrov voen-nogo upravleniia [Self-regulation of the mental stability of stuff in military administration]. Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 1999. 505 p.
[19]. Selezneva E.V. Razvitie akmeolo-gicheskoi kul'tury gosudarstvennykh sluz-hashchikh [Development of acmeological culture of public servants]. Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2005. 670 p.
[20]. Semenov I.N. Problemy refleksivnoi psikhologii resheniia tvorcheskikh zadach [Issues of reflexive psychology of solving creative problems]: Monografiia / Semenov I.N.; APN SSSR, NII obshch. i ped. psihologii. Moscow, NIIOPP, 1990. 215 p.
[21]. Stepnova L.A. Razvitie auto-psi khologicheskoi kompetentnosti gosudarstvennykh sluzhashchikh [The development of autopsychological competence of public servants]: Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2003. 643 p.
[22]. Suchkov A.V. Psikhologo-akmeo-logicheskie osnovaniia formirovaniia gotovnosti organizatorov munitsipal'nogo zdravookhraneniia k professional'noi deiatel'nosti [Psychological-akmeological bases for formation of readiness of the municipal public health organizers to professional activity]: Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2011. 183 p.
[23]. Temnova L.V. Lichnostno-pro-fessional'noe razvitie psikhologa v sisteme vysshego obrazovaniia [Personal and professional development of psychology in the system of higher education]: Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2001. 325 p.
[24]. Tolstov S.N. Razvitie tvorcheskoi gotovnosti organizatora zdravookhraneniia k professional'noi deiatel'nosti [Development of creative readiness of health organizer for professional work]: Dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2004. 527 p.
[25]. Uznadze D.N. Eksperimental'nye osnovy psikhologii ustanovki [Experimental fundamentals of the aim psychology]. Tbilisi, Izd. APN Gruz. SSR, 1961. 210 p.
[26]. Shipilova E.V. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti studentov-psikhologov k professional'noi deiatel'nosti [Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity]: Dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 2007. 218 p.
THEORETICAL BASICS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS — FUTURE PSYCHOLOGISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
Anatoly A. Derkach — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: akmeo@list.ru Dmitry A. Vodopianov — Post-Graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail d.vodopianov@gmail.com ABSTRACT
The article analyses the state with degree of development of the problem of psychological readiness to professional activity basing on materials of the Russian studies in the field of psychology and acmeology. Modern Russian thesis researches on the subject of psychological readiness to professional activity and similar topics starting from the beginning of the 21st century and up to the present moment have been analyzed. Problem statement is the result of the article. We came to conclusion that a thesis research must be devoted to study of the problem of psychological readiness of the students-future psychologies to professional activity. As a result of the analysis carried out there has been formulated principal theoretical (hypothetical) position concerning the fact that psychological readiness to professional activity of the students-future psychologists is an obligatory condition for the beginning of their professional activity, as well as for successful professional development of a young specialist, his/her further self-improvement and self-development in profession, achievement of high level of professional competences, successful self-fulfillment in profession, success as a personality and professional as a whole, achievement of the heights in the professional development and personal growth, in other words achieving acme. Keywords: psychological readiness, readiness for activity, professional activity, professionalism, acmeology.