I ПСИХОЛОГИЯ | Р8УСИОЬООУ УДК 159.9
ДИНАМИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
И. С. Морозова1' @1, Е. В. Воронова1' @2
1 Кемеровский государственный университет @1 ishmorozova@yandex.ru @2 elenavoronova2 7.06@mail. т
В данной статье рассматривается проблема изучения взаимосвязи содержательных характеристик ценност-но-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. В работе представлены результаты лонгитюдного исследования взаимосвязи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов на различных этапах обучения в вузе. Результаты проведенного исследования показали, что содержательные характеристики: цель, процесс, результат, общий показатель смысложизнен-ных ориентаций составляют основу ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. По результатам исследования определена ценностно-мотивационная составляющая психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе, которая у студентов-первокурсников включает в себя ориентацию на получение профессиональных знаний, умений. У студентов 2 года обучения составляет в возрастании ценности выбранной профессии, стремлении стать профессионалом. На 3 курсе у студентов ценност-но-мотивационная составляющая представлена в переживании кризиса профессионального развития. На 4 году обучения у студентов есть изменения представлений о своем профессиональном будущем, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие.
Ключевые слова: ценностно-мотивационный компонент психологической готовности, психологическая готовность к профессиональной деятельности, студент, вуз.
Для цитирования: Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 120 - 125.
В настоящее время проблема готовности к профессиональной деятельности и выделение ее основных компонентов является одной из значимых в современной науке. Ряд исследователей: А. А. Деркач, М. И. Дъяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, Л. В. Лежнина, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, В. Ф. Са-фин, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, Р. Д. Санжаева и др., изучая феномен «психологической готовности к профессиональной деятельности», включают в ее состав разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению деятельности.
Данное исследование посвящено изучению цен-ностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности. Следует отметить, что в научных исследованиях структуры психологической готовности к профессиональной деятельности чаще ученые рассматривают ценностный и мотивационный компонент в отдельности. Так, на основании проведенного сравнительного анализа компонентов, осуществленного В. Ф. Жуковой [1], можно увидеть, что основным из компонентов психологической готовности является мотивационный компонент, который включает профессионально значимые потребности, мотивы деятельности (К. М. Дурай-Новакова и др.), позитивное отношение к деятельности, интерес к ней и другие достаточно стойкие мотивы (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Ш. А. На-дирашвили, Д. М. Узнадзе и др.). К зарубежным исследователям, выделяющим мотивационный компо-
нент в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности, относится Е. Р. Хил-лгард [5].
Среди современных отечественных ученых, изучающих структуру психологической готовности к профессиональной деятельности и выделяющих мо-тивационный компонент психологической готовности, можно отметить Л. В. Лежнину, О. Л. Ливенцеву, Е. К. Лунегову, И. А. Калинину, Р. Д. Санжаеву и др.
Мотивационный компонент в исследовании Р. Д. Санжаевой [10] представляет собой ответственность за выполнение задач, чувство долга. О. Л. Ли-венцева [5] рассматривает мотивационный компонент, как волевой компонент, в котором мотивация к деятельности непосредственно связана с волевым усилием предпринять то или иное действие. Мотива-ционный компонент в исследовании Е. К. Лунеговой [6] проявляется в потребности успешно выполнять поставленные задачи, в интересе к деятельности, вариантах ее осуществления, стремлении к успеху. Л. В. Лежнина [3, с. 16] описывает мотивационный компонент психологической готовности, содержание которого составляют профессионально значимые потребности, мотивы и ценности деятельности, формирующиеся на фоне устойчивого интереса и положительного отношения к профессии. И. А. Калинина [2] в своем исследовании в структуру психологической готовности к профессиональной деятельности студентов включает ценностно-мотивационный компонент.
По мнению И. А. Калининой, ценностно-мотива-ционная составляющая психологической готовности к профессиональной деятельности включает в себя осознание цели деятельности; отражение реальной картины психологической готовности к профессиональной деятельности как побуждения к совершению волевого действия, ценностно-значимое содержательное заполнение модели развития психологической готовности к профессиональной деятельности.
В нашем исследовании структуры психологической готовности студентов к профессиональной деятельности мы опираемся на точку зрения И. А. Калининой и рассматриваем в качестве компонента психологической готовности к профессиональной деятельности ценностно-мотивационный компонент. В нашем понимании ценностно-мотивационный компонент характеризует осмысленность жизни, осмысленность выбранной профессии, ответственность в принятии решений, в том числе и профессиональных. Ценностно-мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности включает в себя мотивацию достижения, осознание целей учебной деятельности, отношение в целом к профессиональной деятельности, а также продуктивность и осмысленность жизни [7].
Цель нашего исследования состояла в изучении взаимосвязей содержательных характеристик ценно-стно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов на различных этапах обучения в вузе.
Лонгитюдное исследование осуществлялось с 2012 г. по 2015 г. В исследовании содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе:
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым [4]. Компонент составили следующие шкалы: «Цель», «Процесс», «Результат», «Общий показатель СЖО».
2. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса [8]. В компонент вошла шкала «Мотивация достижения успеха».
3. Тест-опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса [8]. В ценностно-мотивационный компонент вошла шкала «Мотивация избегания неудач».
С целью обеспечения достоверности полученных результатов нами был использован корреляционный анализ для зависимых выборок. Корреляционный анализ позволяет выявить наличие взаимосвязей между двумя и более изучаемыми переменными [10]. Расчет данного критерия проводился с помощь компьютерной программы обработки статистических данных Statistica 6.0.
Выборку исследования составили 20 студентов социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, обучающиеся по направлению подготовки «Психология» с первого по четвертый курс.
Изложение и обсуждений результатов исследования
Рассмотрим выявленные значимые взаимосвязи содержательных характеристик ценностно-мотива-ционного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов на 1 году обучения в вузе. Результаты исследования представлены на рис. 1.
Цель х \
Процесс
Мотивация избегания неудач \ \ / i
\ \ / Результат
Общий показатель СЖО
Пр им ечани е: прямая связь _
обр иная связь------
Рис. 1. Значимые корреляционные связи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов на 1 курсе обучения Fig. 1. Meaningful correlations of the substantive characteristics of the value-semantic component of 1st-year students' psychological readiness
Анализируя данные, представленные на рис. 1, мы считаем возможным утверждать, что на 1 курсе показатель «цель» взаимосвязан с показателями «процесс» ф < 0,05, г = 0,77), «результат» ф < 0,05, г = 0,63), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,91).
Показатель «процесс» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,77), «результат» ф < 0,05, г = 0,76), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,89), «мотивация избегания неудач» ф < 0,05, г = -0,45). Показатель «результат» коррелирует с показателями
«цель» (p < 0,05, r = 0,63), «процесс» (p < 0,05, r = 0,76), «общий показатель СЖО» (p < 0,05, r = 0.74). «Общий показатель СЖО» взаимосвязан с показателями «цель» (p < 0,05, r = 0,91), «процесс» (p < 0,05, r = 0,89), «результат» (p < 0,05, r = 0,74). Таким образом, выявленные взаимосвязи характеризуют студентов-первокурсников как целеустремленных, ориентированных на выполнение учебных задач. Процесс получения знаний, умений воспринимается студентами, как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом.
Корреляционная взаимосвязь показателей «цель», «процесс», «результат» свидетельствует о том, что у студентов присутствует осмысленность и ценность выбранной профессии, удовлетворенность учебным процессом, понимание важности получения знаний, умений для успешного обучения на последующих курсах.
Отрицательная корреляционная взаимосвязь показателя «мотивация избегания неудач» и показателя «процесс» (р < 0,05, г = -0,45) может свидетельство-
Цель
вать о том, что в процессе получения профессиональных знаний, навыков у студентов присутствует мотивация избегания неудач. Для студентов-первокурсников процесс обучения воспринимается как достаточно длительный по времени период к получению профессии. Поэтому студенты первого года обучения не могут воспринимать себя успешными, компетентными специалистами в выбранной профессиональной деятельности. Преобладание мотивации избегания неудач у студентов может оказать негативное влияние на последующие курсы обучения в вузе. И как результат такого негативного влияния - присутствие неуверенности в собственных силах, профессиональных знаниях.
Перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов на 2 году обучения в вузе. Результаты исследования представлены на рис. 2.
Процесс
Результат
Общий показатель СЖО
Примечание: прямая связь _ обратная связь
Рис. 2. Значимые корреляционные связи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов на 2 курсе обучения Fig. 2. Meaningful correlations of the substantive characteristics of the value-semantic component of 2nd-year students' psychological readiness
На 2 курсе (рис. 2) выявлены следующие значимые взаимосвязи изучаемых параметров: показатель «цель» коррелирует с показателями «процесс» ф < 0,05, г = 0,87), «результат» ф < 0,05, г = 0,76), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,60). Показатель «процесс» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,87), «результат» ф < 0,05, г = 0,82), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,69). Показатель «результат» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,76), «процесс» ф < 0,05, г = 0,82), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,51). Общий показатель «СЖО» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,60), «процесс» ф < 0,05, г = 0,69), «результат» ф < 0,05, г = 0,51).
Следует отметить на 2 курсе сохранение устойчивой взаимосвязи следующих показателей: «цель»,
«процесс, «результат», «общий показатель СЖО», что определено на 1 курсе обучения. Выявленные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что студенты 2 года обучения удовлетворены результатами собственной учебной деятельности. Имеют положительные результаты в процессе приобретения профессиональных знаний. Студенты на 2 курсе осознают цели профессионального обучения, что обеспечивает осмысленность и удовлетворенность выбранной профессии.
Далее перейдем к обсуждению результатов корреляционного анализа содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов на 3 году обучения в вузе. Результаты исследования представлены на рис. 3.
Рис. 3. Значимые корреляционные связи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов на 3 курсе обучения Fig. 3. Meaningful correlations of the substantive characteristics of the value-semantic component of 3rd-year students' psychological readiness
Из рис. 3 видно, что на 3 курсе показатель «цель» взаимосвязан с показателями «процесс» ф < 0,05, г = 0,80), «результат» ф < 0,05, г = 0,76), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,94). Показатель «процесс» коррелирует с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,80), «результат» ф < 0,05, г = 0,83), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,90), «мотивация избегания неудач» ф < 0,05, г = 0,59). Показатель «результат» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,75), «процесс» ф < 0,05, г = 0,83), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,86), «мотивация избегания неудач» ф < 0,05, г = 0,59). Общий показатель «СЖО» взаимосвязан с показателями «цель» ф < 0,05, г = 0,94), «процесс» ф < 0,05, г = 0,90), «результат» ф < 0,05, г = 0,86), «мотивация избегания неудач» ф < 0,05, г = 0,58).
На 3 курсе сохраняется тенденция положительной взаимосвязи показателей «цель», «процесс», «результат», «общий показатель СЖО», что определено на 1, 2 курсах обучения. Выявленная взаимосвязь изучаемых показателей может характеризовать студентов, как людей целеустремленных, ориентированных на достижение результатов.
Общий показатель СЖО
Примечание:прямаясвязь _
обратная связь------
Рис. 4. Значимые корреляционные связи содержательных характеристикценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов на 4 курсе обучения Fig. 4. Meaningful correlations of the substantive characteristics of the value-semantic component of 4th-year students' psychological readiness
При этом важно отметить, что на 3 курсе у студентов наблюдается положительная корреляционная связь показателя «мотивация избегания неудач» с такими показателями как: «процесс» ф < 0,05, г = 0,59), «результат» ф < 0,05, г = 0,59), «общий показатель СЖО» ф < 0,05, г = 0,58). Таким образом, выявленные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что студенты на 3 курсе обучения переживают кризис профессионального развития, испытывают трудности в процессе построения будущего профессионального пути, профессиональной самореализации, планирования своей жизни в целом. На 3 курсе у студентов возникает неуверенность в себе, в своих профессиональных знаниях, умениях, присутствует неуверенность в выбранной профессии.
Перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов на 4 году обучения в вузе. Результаты исследования представлены на рис. 4.
На 4 курсе (рис. 4) показатель «цель» коррелирует с показателями «процесс» (p < 0,05, r = 0,79), «результат» (p < 0,05, r = 0,70), «общий показатель СЖО» (p < 0,05, r = 0,95). Показатель «процесс» взаимосвязан с показателями «цель» (p < 0,05, r = 0,79), «результат» (p < 0,05, r = 0,70), «общий показатель СЖО» (p < 0,05, r = 0,87). Показатель «результат» коррелирует с показателями «цель» (p < 0,05, r = 0,70), «процесс» (p < 0,05, r = 0,70), «общий показатель СЖО» (p < 0,05, r = 0,78). Общий показатель «СЖО» взаимосвязан с показателями «цель» (p < 0,05, r = 0,95), «процесс» (p < 0,05, r = 0,87), «результат» (p < 0,05, r = 0,78).
Следует отметить на 4 курсе сохранение устойчивой положительной взаимосвязи следующих показателей: «цель», «процесс», «результат», «общий показатель СЖО», что определено на 1, 2 и 3 курсах обучения. Выявленная тенденция может свидетельствовать, что основу ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе составляют значимые взаимосвязи таких показателей, как «цель», «процесс», «результат», «общий показатель СЖО».
На 4 курсе выявленные взаимосвязи могут свидетельствовать, о том, что у студентов сформированы цели дальнейшей профессиональной самореализации
и пути ее реализации. Студенты имеют положительные результаты в процессе приобретения профессиональных знаний, представления о собственном жизненном и профессиональном пути. Студенты воспринимают пройденные этапы обучения как интересные, эмоционально насыщенные, наполненные смыслом.
Обобщим полученные результаты исследования. Ценностно-мотивационная составляющая психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-первокурсников включает в себя ориентацию на получение профессиональных знаний, умений. У студентов 2 года обучения составляет в возрастании ценности выбранной профессии, стремлении стать профессионалом. На 3 курсе у студентов ценно-стно-мотивационная составляющая представлена в переживании кризиса профессионального развития. На 4 году обучения у студентов есть изменения представлений о своем профессиональном будущем, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие.
В заключении следует отметить, что основу цен-ностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе составляют следующие содержательные характеристики: цель, процесс, результат и общий показатель смысложиз-ненных ориентаций.
Литература
1. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117 - 121.
2. Калинина И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 232 с.
3. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.
4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
5. Ливенцева О. В. Психологическая готовность руководителей среднего звена к деятельности в неблагоприятных ситуациях (на примере аппарата управления Буровой компании): дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 213 с.
6. Лунегова Е. К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 4. С. 304 - 309.
7. Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 340 - 344.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001.
9. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997. 354 с.
10. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.
Информация об авторе:
Морозова Ирина Станиславовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития КемГУ, чл.-корр. САН ВШ, ishmorozova@yandex.ru/
Воронова Елена Валерьевна - аспирант по направлению «Педагогическая психология» КемГУ, elenavoronova27.06@mail.ru.
(Научный руководитель - И. С. Морозова).
Статья поступила в редколлегию 25.01.2016 г., принята к печати 10.04.2016 г.
THE DYNAMICS OF THE SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF THE VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AT VARIOUS STAGES OF STUDYING AT THE UNIVERSITY Irina S. Morozova1' @1, Elena V. Voronova1' @2
1 Kemerovo State University @1 ishmorozova@yandex.ru @2 elenavoronova27.06@mail.ru
The paper discusses the problem of studying the relations of substantive characteristics of the value-semantic component of students' psychological readiness for professional activity at various stages of studying at the Universityand presents the results of a longitudinal study of this issue. The results of the study indicated that the content characteristics (objective, process, result, overall rate of life-meaning orientations) are the basis of the value-motivational component of students' psychological readiness for professional activity at various stages of studying at the University. According to the results of the study the axiological component of students' psychological readiness of for professional activity into which first-year students includes orientation to the professional knowledge, skills. Students have 2 years of training to increase the value of the chosen profession, the desire to become a professional. In the 3rd year students' value-motivational component is represented in the experience of the crisis of professional development. In their 4th year of study, students have changing views about their professional future, orientation to future professional development.
Keywords: value-motivational component of psychological readiness, psychological readiness for professional activities, student, University.
For citation: Morozova I. S., Voronova E. V. Dinamika soderzhatel'nykh kharakteristik tsennostno-motivatsionnogo komponenta psikhologicheskoi gotovnosti studentov k professional'noi deiatel'nosti na razlichnykh etapakh obucheniia v vuze [The dynamics of the substantive characteristics of the value-motivational component of students' psychological readiness for professional activity at various stages of studying at the university]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 120 - 125.
References
1. Zhukova V. F. Psikhologo-pedagogicheskii analiz kategorii "psikhologicheskaia gotovnost'" [Psychology and pedagogical analysis of the category "psychological readiness"]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta -News of Tomskpolytechnical university, 320, no. 6 (2012): 117 - 121.
2. Kalinina I. A. Psikhologicheskaia gotovnost' studentov k professional'noi deiatel'nosti i ee vzaimo-sviaz's uspeshnost'iu obucheniia: na primere ekonomicheskogo vuza. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological readiness of students for professional activity and its interrelation with success of training: on the example of economic higher education institution. Cand. psych. Sci. Diss.]. Moscow, 2007, 232.
3. Lezhnina L. V. Gotovnost' psikhologa obrazovaniia k professional'noi deiatel'nosti: etapy, mekhanizmy, tekhnologii formirovaniia. Diss. doktora psikhol. nauk [Readiness of the psychologist of education for professional activity: stages, mechanisms, technologies of formation. Dr. psych. Sci. Diss.]. Moscow, 2010, 473.
4. Leontiev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO) [Test of smyslozhiznenny orientations]. Moscow: Smysl, 1992, 16.
5. Liventseva O. V. Psikhologicheskaia gotovnost' rukovoditelei srednego zvena k deiatel'nosti v neblago-priiatnykh situatsiiakh (na primere apparata upravleniia Burovoi kompanii). Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological readiness of heads of an average link for activity in adverse situations (on the example of management personnel of the Drilling company). Cand. psych. Sci. Diss.]. Moscow, 2002, 213.
6. Lunegova E. K. Problemy formirovaniia u budushchikh spetsialistov sotsial'noi sfery psikhologicheskoi gotovnosti k rabote s det'mi-invalidami [Formation problems at future experts of the social sphere of psychological availability for service with disabled children]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta - Bulletin of the Kazan technological university, no. 4 (2006): 304 - 309.
7. Morozova I. S., Voronova E. V. Dinamika soderzhatel'nykh kharakteristik komponentov psikhologicheskoi gotovnosti studentov-psikhologov k professional'noi deiatel'nosti na razlichnykh etapakh obucheniia v vuze [Dynamics of substantial characteristics of components of psychological readiness of students psychologists for professional activity at various grade levels in higher education institution]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia - Theory and practice of social development, no. 18 (2015): 340 - 344.
8. Prakticheskaiapsikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests]. Ed. and comp. Raigorodskii D. Ia. Samara: Bakhrakh-M, 2001, 667.
9. Sanzhaeva R. D. Psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniia gotovnosti cheloveka k deiatel'nosti. Diss. doktora psikhol. nauk [Psychological mechanisms of formation of readiness of the person for activity. Dr. psych. Sci. Diss.]. Novosibirsk, 1997, 354.
10. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. Saint-Petersburg: Rech', 2007, 350.
Received 25.01.2016, accepted 10.04.2016.