12. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej (Doktorskaya dissertaciya 1940 g.); Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva: Izd. APN, 1961.
13. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Psihologiya individual'nyh razlichij. Teksty. Moskva: MGU, 1982.
14. Teplov B.M. Um polkovodca. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'stvo APN, 1961.
Статья поступила в редакцию 08.10.16
УДК 159.923.2
Scherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Postgraduate Study, Academy of Work
and Social Relations (Moscow, Russia), E-mail: shcherbakov.u@mail.ru
Mogilevskaya V.Y., postgraduate, Moscow State Pedagogical University; teacher, Department of Psychology, Transnistrian State
University n.a. T.G. Shevchenko (Tiraspol, Moldova), E-mail: victoriya14025@mail.ru
THEORETICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article provides a theoretical analysis of the phenomenon of psychological readiness of students to pedagogical activity. The paper reveals the necessity of carrying out the analysis to increase the efficiency of vocational training of students receiving teacher education. The author analyzes a concept of readiness, its classification, psychological approaches to the analysis of this phenomenon. The article describes and analyzes scientific ideas related to the definition, types and structure of psychological readiness for pedagogical activity. The work shows the specifics of psychological readiness of students to professional work. The authors summarize approaches presented in Russian psychology and used to analyze the phenomenon of psychological readiness of students to pedagogical activity.
Key words: readiness, psychological readiness, pedagogical activity, student.
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. отделом аспирантуры Академии труда и социальных отношений,
г. Москва, Е-mail: shcherbakov.u@mail.ru
В.Ю. Могилевская, аспирант Московского Педагогического Государственного Университета, преп. каф. психологии
Приднестровского Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Е-mail: victoriya14025@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приводится теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Доказывается необходимость проведения такого анализа с целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов, получающих педагогическое образование. Авторами анализируется понятие готовности, её классификация, психологические подходы к анализу данного феномена. В статье описаны и проанализированы научные идеи, связанные с определением, видами и структурой психологической готовности к педагогической деятельности. Раскрывается специфика психологической готовности к профессиональной деятельности студентов. Авторами обобщены представленные в российской психологии подходы к анализу феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности.
Ключевые слова: готовность, психологическая готовность, педагогическая деятельность, студент.
В сложных условиях модернизации российского образования исследование проблемы формирования психологической готовности к педагогической деятельности является одной из наиболее актуальных и востребованных. Изменение образовательных стандартов и сущности образовательной системы показало возникновение трудностей у педагогических работников, связанных с готовностью работать в новых условиях образовательной среды, а так же сложностей формирования психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов, на этапе обучения в вузе. В этой связи, теоретический анализ феномена психологической готовности к педагогической деятельности представляет объективный научный и практический интерес так как, в дальнейшем, может позволить организовать процесс обучения в вузе так, что бы студенты, получающие педагогическое образование могли активно включаться в профессиональную деятельность и достигать высот профессионализма в стандартных и динамических условиях. В этой связи целью настоящей статьи является попытка теоретического анализа феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности в научной психолого-педагогической литературе.
Родовым или более общим понятием по отношению к психологической готовности к профессиональной деятельности, выступает феномен готовности. В разное время она понималась как форма человеческой деятельности, включенная в общую систему деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов); как установка (А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); общественно фиксированная установка, характеризующая социальное поведение личности (Ф.В. Бас-син, Е.С. Кузьмин и пр.); психическое состояние (А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев); свойство или качество личности (Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Т.И. Воронова, В.В. Сериков); наличие определенных способностей (Н.Г. Ковалевская); первичное фундаментальное условие успешного выполнения дея-
тельности; определенный уровень развития личности (Я.Л. Ко-ломинский, Л.В. Кондрашова). В целом, феномен готовности рассматривается чаще всего, как активно-действенное состояние личности, которое отражает содержание стоящей перед ней задачи и условия, для ее выполнения (Б.Г. Ананьев, К.М. Гуре-вич, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский, В.Н. Пушкин) [1; 2].
Анализ научной литературы показывает, что сложились различные подходы к классификации готовности, так выделены: готовность как состояние «оперативного поля» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С. Нерсесян, Н.Н. Пушкин); заблаговременная готовность (общая или длительная), временная готовность и ситуативная (состояние готовности) (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); долговременная (устойчивая) и ситуативная (временная) (Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, О.И. Шишкина); функциональная и личностная (Ф.Т. Гецов, Б.Ф. Пуни); психологическая и практическая (Ю.К. Васильев, Б.Ф. Райский); готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев); готовность общая и специальная (В.Г. Ананьев) [2; 3].
Учёными обозначены уровни, на которых возможна трактовка готовности: личностный - проявление индивидуально-личностных качеств, детерминированных характером будущей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Л.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, А.В. Веденов, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов); функциональный - временная готовность или работоспособность, предстартовая активизация психических функций, умение мобилизировать свои психические и физические ресурсы с целью реализации деятельности (Н.Д. Левитов, Е.Л. Ильин, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин); и личностно-деятель-ностный или комплексный - целостное проявление всех сторон личности, детерминирующее возможность эффективно выполнять те или иные функции (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович, Ф. Генов) [3]. Проанализированы конкретные формы
готовности: установка (Д.Н. Узнадзе); готовность личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов); готовности к труду (К.М. Гуревич), готовность к профессиональному самоопределению (Е.А. Климов); предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин, О.А. Черникова); выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко) [4].
Готовность к деятельности связывалась с профессиональной подготовкой и необходимыми способностями, коммуникативными умениями и нравственными качествами (А.Н. Леонтьев); с приспособлением возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутреннюю настроенность личности на выполнение определенных действий, поведения при реализации учебных и трудовых задач (И.В. Дубровина, А.Ф. Ануфриев); с целостным проявлением мировоззренческой, нравственной, мотивационной, профессиональной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, эстетической, физической сторон личности и возникновением понимания профессиональных задач, осознания ответственности за принятие решение и т. д. (А.А. Деркач); с целостным интегральным проявлением структуры личности: мотивационного, познавательно-прогностического, операционального, эмоционально-волевого; и психодинамического компонента (В.М. Поздняков); с наличием у субъекта образа структуры определенного действия и константной интенции на его выполнение (Е.В. Шипилова) [4; 5; 6].
Показана возможность возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности посредством осознания требований общества и собственных потребностей; осознания задач, приводящих к удовлетворению потребностей или достижению поставленной цели; осмысления и оценки условий протекания предстоящих действий, акутализации опыта, связанного с решением задач подобного рода; определения на этой основе наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач либо выполнения требований; прогнозирования проявлений собственных интеллектуальных, эмоционально-волевых и моти-вационных ресурсов, оценки соотношения своих возможностей, притязаний, и необходимости достижения конкретного результата (М.И. Дьяченко, Л.В. Кандыбович, А.И. Донцов, С.З. Левчук, Е.И. Исаев, В.И. Слабодчиков, Д.А. Леонтьев, А.А. Вербицкий, Ю.И. Щербаков, С.К. Бондарева, Ю.Ю. Дембицкая и др.). Можно заключить, что проблема психологической готовности представлена преимущественно в отечественной психологии. Учёными сформулировано понятие, виды, содержание феномена готовности, она рассматривается как состояние психики, обобщенный феномен личности либо характеристика деятельности и анализируется по видам, уровням, видам деятельности. Однако, проблема психологической готовности к педагогической деятельности, как проявления общей готовности остается одной из самых дискутабельных и практикоориентированных.
В настоящее время не представлено однозначного определения феномена психологической готовности к педагогической деятельности, однако наиболее широко она изучена в русле личностного и личностно-деятельностного подхода (Я.Л. Коло-минский, Е.М. Борисова, Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегуров, А.В. Мас-санов, Ю.И. Щербаков, С.К. Бондарева), и раскрывается как интегральное личностное образование, имеющее специфическую структуру и включающее такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий как совокупность умений, навыков, личностных качеств, отвечающих условиям, требованиям и содержанию деятельности.
Психологическая готовность понимается как сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые стороны психики в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами (А.И. Щербаков); как органически слитная с профессиональной готовностью составляющая профессионализма, проявляющаяся на всех этапах профессионального становления (Ю.И. Щербаков, С.К. Бондарева, О.Ю. Дембицкая, В.Т. Мышкина). По А.Н. Иноземцевой, проблема психологической готовности в отечественной психологии традиционно рассматривают в контексте этапов жизненного пути: начало школьного обучения, изучения
Библиографический список
и овладения выбранной профессией и собственно профессиональной деятельности личности (Л.А. Венгер, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ю.И. Щербаков, О.Ю. Дембицкая и пр.). Я.Л. Коломинский отмечает, что психологическая готовность это уровень развития личности, который предполагает сформиро-ванность целостной системы ценностно-ориентационных, когнитивных, эмоционально-волевых, операционально-поведенческих качеств личности и среди ее компонентов выделяет такие как: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович структуру психологической готовности студента к будущей деятельности понимают как устойчивое единство и выделяют в ней такие компоненты как: мотивационный (положительное отношение, интерес и устойчивые мотивы к профессии); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, требованиях профессии к личности); операциональный (владение способами и приемами будущего труда, знаниями, навыками и познавательными процессами); волевой (самомобилизация, самоконтроль, умение управлять действиями, которые составляют репертуар обязанностей); оценочный (оценка и самооценка собственной подготовки и ее соответствие профессии). Авторы характеризуют состояние психологической готовности как настрой, актуализацию и мобилизацию возможностей личности для успешных действий, достаточная выраженность и единство ее компонентов - показатель высокого уровня готовности специалиста. У студентов, состояние психологической готовности проявляется во внутренней настроенности на то или иное поведение с целью решения учебных или профессиональных задач. И.Г. Прокопенко психологическую готовность студентов к профессиональной деятельности рассматривет с точки зрения целостности личности, и раскрывает стадии её формирования: осведомление о профессии; приобретение профессиональных знаний и навыков; укрепление мотивации к ней; повышение требований к себе, показателями которой, выступают изменение, степень выраженности, сформированность основных компонентов, где наиболее значимым является способность успешно решать профессиональные задачи. В её структуру у студентов он выделяет: мотивационно-ценностный (ценностное отношение и интерес к профессии, ценностные ориентации и потребность в достижении карьеры); оценочно-ориентационный (адекватная самооценка, уверенность в себе); эмоционально-волевой (эмоциональная устойчивость, целеустремленность, самоконтроль) [6].
Таким образом, готовность к профессиональной деятельности это интегративная характеристика, проявляющаяся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования и обладает признаками, свидетельствующими о единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивной деятельности. Это сложное психологическое разноуровневое и многокомпонентное образование личности, в сущности и содержании которого, все компоненты и структурные единицы системно и детерминировано связны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить психологическую готовность к профессиональной деятельности студента как интегрально-динамическое личностное образование, в структуру которого входят такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий. Психологическая готовность выступает как составная часть профессионального становления и профессионализма, является средством организации резерва активности личности, включает актуализацию и мобилизацию возможностей личности для успешных действий и развитие и выраженность единства её компонентов. Применительно к студентам, состояние психологической готовности раскрывается во внутренней настроенности на поведение с целью решения учебных или профессиональных задач. С нашей точки зрения, именно единство описанных компонентов опосредует становление и формирование психологической готовности студента к профессиональной деятельности, детерминируя тем самым потенциально эффективный труд в области образования.
1. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1997.
2. Иноземцева А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2002.
3. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Москва, 2007.
4. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности. Молодой учёный. 2011; Т. 2; № 12: 60 - 62.
5. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебное пособие. 4-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Издательство БГУ, 1976.
References
1. Dmitrieva O. B. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti molodyh specialistov k professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1997.
2. Inozemceva A.N. Vliyanie professional'nogo samosoznaniya studentov na formirovanie psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya . kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
3. Shipilova E.V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti studentov-psihologov k professional'noj deyatel'nosti. Moskva, 2007.
4. Kucheryavenko I.A. Problema psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti. Molodojuchenyj. 2011; T. 2; № 12: 60 - 62.
5. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya: uchebnoe posobie. 4-e izdanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
6. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 1976.
Статья поступила в редакцию 30.09.16