ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)
PROFESSIONAL FORMATIONOF HUMAN (THEORY, STUDYING METHODS, PRACTICE)
УДК 159.9
влияние профессиональной мотивации психологов на уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности
Водопьянов Дмитрий Александрович — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: d.vodopianov@gmail.com
Данное исследование посвящено изучению феномена психологической готовности психологов к профессиональной деятельности.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности как структурное образование имеет в своём составе определённые взаимосвязанные структурные компоненты. Существуют различные точки зрения по поводу обоснованности включения того или иного компонента в структуру психологической готовности к профессиональной деятельности. В настоящее время не существует единого подхода к пониманию этой структуры. Исследователями данного феномена принято выделять свою модель, в которой предлагается особое понимание структуры психологической готовности к профессиональной деятельнос-
ти. Предполагаем, что это обусловлено субъективным пониманием и позицией исследователя по данному вопросу, а также определённым видом деятельности вообще и профессиональной деятельности специалиста в частности, которая изучается исследователем в конкретном исследовании. Однако большинство исследователей данной проблемы сходятся во мнении, что в качестве главного критерия, определяющего наличие того или иного компонента в структуре готовности, может выступать наличие влияния данного компонента на успешность выполнения специалистом его профессиональной деятельности.
Также исследователи отмечают, что при всей структурной сложности феномена психологической готовности специалиста к профессиональной деятельнос-
ти необходимо выделение в структуре данного феномена одного или нескольких основообразующих компонентов, формирующих «каркас» модели данного феномена. Многие исследователи считают необходимым в качестве одного из основных компонентов в структуре психологической готовности выделять мотивационный компонент. Некоторые из этих исследователей утверждают, что именно мотивационный компонент является основообразующим компонентом в структуре психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности. Для нас в данном случае важен прежде всего тот факт, что большинство исследователей при описании структуры психологической готовности сходятся во мнениях. И выделяют мотивационный компонент (иногда включая
РЕЗЮМЕ
В статье приведены данные о влиянии профессиональной мотивации психолога (в частности — преобладающих групп мотивов, которыми руководствуются психологи-профессионалы и студенты-психологи в своей профессиональной деятельности) на уровень развития его психологической готовности к профессиональной деятельности.
Показано, что существуют статистически значимые зависимости между преобладающими мотивами психолога, которыми он руководствуется при выборе своей профессиональной деятельности, а также в дальнейшей работе в рамках выбранной профессии, и уровнем его психологической готовности к профессиональной деятельности.
Так, выявлено, что чем более выражен у психолога мотив «решения своих внутренних проблем», тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается. Также выявлено, что чем менее выражен у психолога мотив, заключающийся в желании в своей профессиональной деятельности воздействовать на других людей, иметь возможность манипулировать ими, тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация психологов, акмеология.
в его состав ценности, цели и смыслы специалиста по отношению к своей профессиональной деятельности) в качестве особого и обязательного структурного компонента психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности [1; 3-13; 15-17].
Поэтому мы особо отмечаем позицию Б.А. Сосновского, согласно которой «... в динамической и целостной структуре психологической готовности есть некоторое стержневое, своего рода направляющее образование. Это — мо-тивационная готовность...» [14, С. 16]. Важная роль данного компонента подчёркивается также в работах Б.А. Агеева, Е.П. Винославской, А.А. Деркача, Г.В. Сорокоумовой и других исследователей [11, С. 57]. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, мотивация особо выделяется среди факторов, обусловливающих «становление и уровень готовности к выполнению задачи» [10, С. 147].
В нашем исследовании мы исходим из положения о том, что мотивационный компонент психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности характеризуется определённым отношением специалиста к своей профессиональной деятельности, желанием работать по специальности, а также характером профессиональной мотивации. Несомненно, вышеперечисленные факторы могут особенным образом оказывать влияние на профессиональную деятельность специалиста в целом, а также на его психологичес-
кую готовность выполнять свою профессиональную деятельность в частности.
Именно поэтому в данном эмпирическом исследовании мы решили изучить взаимосвязь характера профессиональной мотивации и уровня развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности.
Целью этого эмпирического исследования является изучение влияния профессиональной мотивации психолога (специалиста или будущего специалиста) на уровень развития его психологической готовности к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования была сформулирована нами следующим образом: существуют статистически значимые зависимости между преобладающими мотивами психолога, которыми он руководствуется при выборе своей профессиональной деятельности, а также в дальнейшей работе в рамках выбранной профессии, и уровнем развития его психологической готовности к своей профессиональной деятельности.
В нашем исследовании был использован констатирующий эксперимент. Весь эксперимент можно разделить на следующие этапы:
1. Разработка теоретической концепции эмпирического исследования. На данном этапе были сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, была проанализирована сущностно-со-держательная характеристика ключевых понятий исследования, а также сформулирована гипотеза исследования.
2. Разработка практической концепции эмпирического исследования. На данном этапе был осуществлён подбор необходимых для проведения исследования методик, было проведено интервью со студентами и с экспертами с целью составления итогового опросника мотивации психолога в его профессиональной деятельности. В итоге на данном этапе был разработан опросник «Основные приоритеты человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности».
3. Этап сбора эмпирических данных — собственно проведение опроса респондентов.
4. Этап математической обработки полученных данных и их интерпретации.
Эмпирической базой нашего исследования являются студенты и магистры, обучающиеся в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации по специальности/ направлению подготовки «Психология», а также психологи-профессионалы — преподаватели и сотрудники кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС.
В проведённом нами интервью, необходимом для создания итогового опросника мотивации психологов при выборе своей профессиональной деятельности, а также в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, приняли участие в общей сложности 19 респондентов. Среди них — 12 студентов, обучающихся в РАНХиГС по специальности «Психология», и 7 психологов-профессионалов из числа сотрудников и преподавателей кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС, которые выступали в данном интервью в качестве экспертов.
В итоговом опросе на предмет выявления основных преобладающих мотивов психологов при выборе своей профессиональной деятельности и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности приняли участие в общей сложности 100 респондентов в возрасте от 17 до 75 лет (табл. 1).
В ходе эмпирического исследования мы применяли следующие методы: метод интервью, метод опроса, сравнительный анализ, контент-анализ, метод парных сравнений. Метод интервью использовался для того, чтобы выяснить основные группы мотивов человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной
Таблица 1
Характеристика выборки
Параметр выборки Абсолютный показатель (количество респондентов) Процентный показатель
Пол: мужской женский 20 80 20% 80%
Возраст: 17-21 год 22-29 лет 30-44 года 45-75 лет 77 7 7 9 77% 7% 7% 9%
Статус в профессии: студент магистр кандидат наук доктор наук 78 11 6 5 78% 11% 6% 5%
Уровень готовности*: критический низкий средний высокий очень высокий 26 49 14 0 11 26% 49% 14% 0% 11%
* Уровень психологической готовности психолога к профессиональной деятельности.
профессиональной деятельности. При помощи контент-анализа данных, полученных в ходе интервью с двумя группами респондентов — студентами-психологами и психологами-экспертами, была разработана классификация групп мотивов человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, а также выделены десять основных мотивов, полученных при сопоставлении данных от студентов и от экспертов. Сделать это было необходимо для формирования итогового варианта опросника «Основные приоритеты человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности».
Отобранные нами методики должны были удовлетворять следующим требованиям: небольшой объём, простота заполнения респондентами, предоставление возможности уйти от социально желаемых ответов на поставленные вопросы, способность выявить неосознанные группы мотивов.
Следует отметить, что в научной литературе принято выделять несколько групп методов исследования мотивации [2]:
• прямые методы диагностики мо-тивационной сферы личности;
• личностные опросники для измерения мотивов;
• проективные методы;
• диагностика мотивации через искажение объекта перцепции;
• диагностика мотивов через личностный смысл;
• диагностика мотивов посредством когнитивных оценок;
• диагностика мотивов через характеристику преград.
Наиболее часто в подобных исследованиях используются проективные методики (косвенная диагностика) и различные опросники (прямая диагностика). Основной задачей нашего эмпирического исследования было выделение основных групп мотивов, присущих психологам в их профессиональной деятельности. Мотивацию психологов мы решили изучать комплексно. Для реализации задачи по проведению эмпирического исследования был использован метод опроса. Для выявления приоритетных мотивов психологов в их профессиональной деятельности было решено разработать опросник основных групп мотивов психологов в своей профессиональной деятельности.
Такой опросник в основе своей должен был опираться на определённую классификацию мотивов, присущих именно психологам в их профессиональной деятельности. Перед нами возникло два возможных пути продолжения исследования: либо опираться на какую-либо классификацию из имеющихся в литературе классификаций мотивов (что особенно важно — мотивов, присущих именно психологам в их профессиональной деятельности), либо разработать свою классификацию мотивов психологов. Мы пошли по второму пути.
Для того чтобы выяснить основные группы мотивов человека при выборе профессии психолога и в его дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, мы провели интервью с двумя группами респондентов: студентами-психологами и психологами-экспертами. Вопросы интервью были сформулированы нами совместно с двумя экспертами: доктором психологических наук, профессором В.Г. Асеевым и доктором психологических наук, профессором В.Н. Марковым. В ходе проведения интервью экспертам-психологам и студентам, которые обучаются профессии психолога (а некоторые из них уже совмещают учёбу с работой по выбранной специальности), мы задавали два основных вопроса: «Какова основная мотивация психолога к работе по специальности?»; «Какие мотивы могут быть у человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности?». Ответы на данные вопросы мы просили дать в форме семь-десять мотивов, которые, по мнению респондентов, могут быть присущи психологам, работающим по специальности.
В дальнейшем при помощи сопоставления и сравнения результатов подсчёта наиболее часто встречающихся мотивов, присущих психологам в их профессиональной деятельности, полученных в результате контент-анализа данных интервью с двумя группами респондентов (студентов и психологов-профессионалов), нами была разработана классификация групп мотивов человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, а также выделены десять основных мотивов, полученных при сопоставлении и сравнении данных от студентов и от экспертов:
1. Желание помочь людям, альтруистические цели, желание сделать мир лучше, человеколюбие.
2. Желание решить свои собственные вопросы, желание разобраться в себе, самопомощь, самоутверждение.
3. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
4. Нравится данная сфера деятельности, нравится работать психологом, интерес к психологии.
5. Стремление обеспечить своё материальное благосостояние, заработать денег.
6. Возможность общения и взаимодействия с людьми, а также возможность повышать эффективность такого взаимодействия, учиться находить подход к людям, выстраивать и гармонизировать свои межличностные отношения с другими людьми, повышать уровень своей социально-психологической компетентности.
7. Престижность и востребованность профессии психолога в обществе.
8. Возможность в своей профессиональной деятельности воздействовать, влиять на других людей, иметь возможность манипулировать ими, чувствовать власть над людьми.
9. Социальный и профессиональный статусы, признание, значимость и авторитет в обществе, а также в профессиональном сообществе, в кругу коллег.
10. Желание самореализоваться, самоактуализация, самовыражение в профессии.
Таким образом, мы подготовили итоговый вариант опросника «Основные приоритеты человека при выборе профессии психолога и в дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности». После этого мы перешли к проведению итогового опроса респондентов с помощью созданного нами опросника. В нашем исследовании мы использовали метод опроса, прежде всего, с целью уменьшения влияния субъективных характеристик респондентов, а также с целью уменьшения выбора социально желательных мотивов. Опрос проводился с целью выяснения наиболее приоритетной группы мотивов из всех представленных. В названии опросника мы умышленно не употребляли термины «мотивация», «мотивы» и Т. п. Наш опросник был построен на принципах метода парных сравнений. Нами предполагалось, что в результате заполнения данного опросника респонденты неосознанно проранжируют группы мотивов психологов к своей профессиональной деятельности, выделенные нами в результате контент-анализа данных, полученных в ходе интервью от студентов, обучающихся по специальности
«Психология» и от психологов-экспертов. Таким образом, мы ушли от социально желательного ранжирования мотивов респондентами, а результат нашей работы получился таким же, каким и планировался: мы получили наиболее предпочтительные мотивы психологов к своей профессиональной деятельности. Результаты исследования мы подвергли сравнительному анализу, контент-анализу, а также статистической математической обработке средствами компьютерной программы «Microsoft Excel» и программы по статистической обработке данных «STATISTIKA V5.5A».
Прежде чем описать основные результаты нашего исследования и их интерпретацию, нам необходимо дать обоснование выделению уровней психологической готовности психолога к профессиональной деятельности. В настоящем исследовании мы решили выделить пять уровней психологической готовности психолога к профессиональной деятельности:
1. Критический.
2. Низкий.
3. Средний.
4. Высокий.
5. Очень высокий.
Данные уровни мы выделили на основе двух основных критериев, определяющим из которых был первый:
1. Включённость в профессиональную деятельность в настоящее время и отношение к профессиональной деятельности, желание работать по специальности.
2. Профессиональный статус (табл. 2).
Критический уровень развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности характеризуется отсутствием у специалиста или будущего специалиста опыта работы по специальности, а также нежеланием работать по специальности в будущем. Такой уровень психологической готовности не может наблюдаться, по нашему мнению, у специалистов, которые имеют серьёзный профессиональный ста-
тус — кандидата или доктора психологических наук.
Низкий уровень развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности характеризуется отсутствием опыта работы психологом, но, что важно, преобладанием желания в будущем работать по специальности (психологом). В данном случае респондент, имеющий данный уровень психологической готовности, не выказывает чёткого нежелания работать в будущем психологом. Более того, он отмечает, что интересуется психологией как возможной сферой своей профессиональной деятельности в будущем. По аналогии с критическим уровнем психологической готовности психолога к профессиональной деятельности, мы полагаем, что низкий уровень психологической готовности не может наблюдаться у специалистов, которые достигли значимого профессионального статуса, то есть имеют кандидатскую или докторскую ученую степень.
Средний уровень развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности характеризуется устойчивым желанием специалиста (или будущего специалиста) работать психологом. Специалист, который имеет средний уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, серьёзно интересуется профессией психолога; возможно, он ищет работу по специальности, а также, возможно, уже пробовал работать по специальности, однако окончательно пока не выбрал для себя профессию психолога. Данный уровень психологической готовности может быть присущ, на наш взгляд, представителям любой из выделяемых нами категорий респондентов по профессиональному статусу. В наше время в реальной практической деятельности нередки случаи, когда люди, имеющие научную степень по определённым наукам, занимаются совершенно иной профессиональной деятельностью. Возможно, получение научной степени для них было
важно как самоцель. Возможно, специалисты, получившие степень по психологии, не смогли найти себя в рамках профессии психолога и перешли к иной профессиональной деятельности.
Высокий уровень развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности характеризуется, прежде всего, полноценной включённостью специалиста в профессиональную деятельность психолога в данное время, то есть фактом работы по специальности. Поэтому мы считаем, что такой уровень психологической готовности может быть присущ также представителям любой из выделяемых нами категорий респондентов по профессиональному статусу.
Очень высокий уровень развития психологической готовности психолога к профессиональной деятельности характеризуется не только фактом полноценной включённости в профессиональную деятельность, то есть работой в качестве психолога, но и, что наиболее важно для данного уровня, фактом достижения значимых успехов в своей профессиональной деятельности. К таким достижениям мы относим успешную самореализацию в профессии, достижение профессионализма, достижение определённых акмеологических вершин в своей профессиональной деятельности, что, по нашему мнению, часто находит отражение в высоком профессиональном статусе.
Переходя к описанию результатов исследования и их интерпретации, прежде всего необходимо отметить, что одним из основных и важных результатов нашего эмпирического исследования является выявление значимой зависимости (р < 0,05) между мотивом, которым руководствуются психологи при выборе своей профессиональной деятельности и дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, который проявляется в желании решить свои собственные вопросы, желании разобраться в собственных проблемных
Таблица 2
Обоснование выделения уровней психологической готовности психолога к про< >ессиональной деятельности
Отношение к профессии психолога Студент (получаю ВПО*) Специалист (имею ВПО*) Кандидат наук Доктор наук
Не буду работать психологом Критический Критический Средний Средний
Скорее хотел бы работать по специальности, чем нет Низкий Низкий Средний Средний
Пробовал работать по специальности, но окончательно не выбрал для себя эту профессию Средний Средний Средний Средний
Работаю психологом в настоящее время Высокий Высокий Очень высокий Очень высокий
*ВПО — высшее психологическое образование.
ситуациях, и уровнем развития психологической готовности психологов к профессиональной деятельности. Коэффициент корреляции Спирмена г = 0,25. То есть чем более выражен у психолога мотив решить свои внутренние проблемы, тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается. Хотя большая выраженность данного мотива и немного объясняет (г = 0,25) наличие более высокого уровня психологической готовности к профессиональной деятельности, однако данная зависимость является очень значимой (р = 0,01). А при р < 0,01 зависимость была бы охарактеризована как высокозначимая. То есть вполне возможно, что при увеличении выборки данная зависимость может стать высокозначимой.
Другим важным результатом нашего эмпирического исследования является выявление значимой зависимости (р < 0,05) между мотивом, которым руководствуются психологи при выборе своей профессиональной деятельности и дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, который проявляется в возможности психолога в своей профессиональной деятельности воздействовать, влиять на других людей, возможности манипулировать ими, чувствовать власть над людьми, и уровнем развития психологической готовности психологов к профессиональной деятельности. Коэффициент корреляции Спирмена г = -0,22. То есть чем менее выражен у психолога мотив, заключающийся в желании в своей профессиональной деятельности воздействовать, влиять на других людей, иметь возможность манипулировать ими, тем более высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у него наблюдается.
Все остальные выделенные нами в данном эмпирическом исследовании мотивы, которыми руководствуются психологи при выборе своей профессиональной деятельности и дальнейшей работе в рамках данной профессиональной деятельности, не оказали значимого влияния на их уровень психологической готовности к профессиональной деятельности.
* * *
В заключение считаем важным отметить, что в акмеологических исследованиях проблемы психологической готовности к определённому виду профессиональной деятельности, а так-
же в исследованиях проблемы готовности к деятельности подчёркивается мысль о том, что оптимизация процесса развития психологической готовности к профессиональной деятельности обеспечивается комплексным характером взаимодействия целого ряда акмеологических условий и факторов. Однако в большинстве подобных исследований также присутствуют данные о том, что именно сформированность мотиваци-онного компонента психологической готовности может являться одним из факторов, определяющих формирование и развитие общей психологической готовности специалиста к деятельности [3; 8; 9; 11; 12; 15; 17].
Важно отметить и то, что мотивационный компонент психологической готовности к деятельности исследователи понимают по-разному. В некоторых исследованиях выделяется даже особый термин — «мотивационная готовность». Однако, в сущности, все термины, описывающие этот компонент, соотносятся с понятием внутренней мотивации. Так, например, по мнению А.Б. Корзина, мотивационная готовность должна рассматриваться как адекватная совокупность мотивов, которая определяет общее позитивное отношение к деятельности, успешность её освоения и осуществления [8, С. 121].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что оказание комплексного ак-меологического воздействия на характер профессиональной мотивации специалиста-психолога может проявить себя как эффективное средство оптимизации процесса развития психологической готовности психолога к его профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная мотивация является одним из акмеологических факторов формирования психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности и её дальнейшего развития. Важно заметить также то, что организация целенаправленного процесса акмеологического воздействия с целью оптимизации развития психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности является перспективной задачей практической акмеологической науки.
Проведённое нами исследование особенностей влияния профессиональной мотивации психологов на уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности является, по сути, пилотажным. Опыт проведения подобного исследования, его особенности и результаты будут учтены нами в дальнейших исследованиях
феномена психологической готовности психологов к их профессиональной деятельности.
Мы благодарим за возможность проводить наше исследование по заданной тематике руководство, сотрудников и преподавателей кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС.
ССЫЛКИ
[1]. Аллин О.Н. Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях: дис. ... канд. пси-хол. наук. — М., 1998. — 218 с.
[2]. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 158-162.
[3]. Вишняков И.А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2006. — 442 с.
[4]. Генов Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия: дис.... канд. пед. наук. — М., 1967. — 247 с.
[5]. Головатый Н.И. Структура психологической готовности к труду // Проблемы воспитания учащихся. — Ярославль, 1972. — Вып. 3. — С. 125-130.
[6]. Деркач А.А. Социально-психологические основы деятельности воспитателя: автореф. дис.... д-ра психол. наук. — Л., 1981.
[7]. Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: монография. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 96 с.
[8]. Деркач А.А., СучковА.В. Психолого-акмеологические основания формирования готовности организаторов муниципального здравоохранения к профессиональной деятельности: монография. — М.: Изд-во МААН, 2012. — 146 с.
[9]. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. — 188 с.
[10]. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
[11]. Мельничук А.С. Особенности мо-тивационной готовности депутатов к политической деятельности: дис. . канд. психол. наук. — М., 1996. — 191 с.
[12]. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. ... канд. психол. наук.. — М., 2007. — 166 с.
[13]. Нерсесян Л.С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1966. — 28 с.
[14]. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). — М.: Прометей, 1993. — 199 с.
[15]. Толстое С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2004. — 527 с.
[16]. Филатова-ШуеваМ.М. Готовность к экстремальным действиям в трудовой деятельности операторов: автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1969. — 27 с.
[17]. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: монография. — М.; Ставрополь, 2010. — 202 с.
REFERENCES
[1]. Allin O.N. Formirovanie gotovnosti kosmonavtov k dejatel'nosti v neshtatnyh situacijah [Formation of readiness of astronauts to work in emergency situations]: dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1998. — 218 p.
[2]. Bodalev A.A., Stolin V.V. Obshhaja psihodiagnostika [General psychodiagnostics]. — Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 1987. — P. 158-162.
[3]. Vishnjakov I.A. Akmeologicheskaja koncepcija podgotovki shkol'nogo psihologa v vuze [Akmeological conception of training school psychologist in high school]: dis. ... dokt. psihol. nauk. — Moscow, 2006. — 442 p.
[4]. Genov F. Issledovanie mobili-zacionnoj gotovnosti sportsmena pered vypolneniem sportivnogo dejstvija [Study
of mobilization readiness of athlete before performing sports activities]: dis. ... kand. ped. nauk. — Moscow, 1967. — 247 p.
[5]. Golovatyj N.I. Struktura psiholo-gicheskoj gotovnosti k trudu // Problemy vospitanija uchashhihsja [The structure of the psychological readiness to work // Problems of education]. — Jaroslavl', 1972. — Vyp. 3. — P. 125-130.
[6]. Derkach A.A. Social'no-psihologicheskie osnovy dejatel'nosti vospitatelja [Socio-psychological basis of the activity the educator]: dis. ... kand. ped. nauk. — L., 1981.
[7]. Derkach A.A., Selezneva E.V., Mihajlov O.V. Gotovnost' k dejatel'nosti kak akmeologicheskij fenomen [Readiness for activity as akmeological phenomenon]: monografija. — Moscow: Izd-vo RAGS, 2008. — 96 P.
[8]. DerkachA.A.,SuchkovA.V. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija formirovanija gotovnosti organizatorov municipal'nogo zdravoohranenija k professional'noj dejatel'nosti [Psychological-akmeological bases for formation of readiness of the municipal public health organizers to professional activity]: monografija. — Moscow: MAAN, 2012. — 146 p.
[9]. Dmitrieva O.B. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti molodyh specialistov k professional'noj dejatel'nosti [Formation of psychological readiness of young specialists for professional activity]: dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1997. — 188 p.
[10]. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti. [ Psychological problems readiness for activity]. — Minsk: Izd-vo BGU, 1976. — 176 p.
[11]. Mel'nichuk A.S. Osobennosti motivacionnoj gotovnosti deputatov k
politicheskoj dejatel'nosti [Features of motivational readiness of deputies to political activities]: dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1996. — 191 p.
[12]. Mihajlov O.V. Gotovnost' k dejatel'nosti kak akmeologicheskij fenomen: soderzhanie i puti razvitija [ Ready for activity as acmeological phenomenon: the content and ways of development]: dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2007. — 166 p.
[13]. Nersesjan L.S. Jeksperimental'noe issledovanie psihologicheskoj gotovnosti k sportivnoj igrovoj dejatel'nosti [Experimental study of psychological readiness for sports gaming activities]: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1966. — 28 p.
[14]. Sosnovskij B.A. Motiv i smysl (psihologo-pedagogicheskoe issledovanie) [Motive and meaning (psychological and pedagogical research)]. — Moscow: Prometej, 1993. — 199 p.
[15]. Tolstov S.N. Razvitie tvorcheskoj gotovnosti organizatora zdravoohranenija k professional'noj dejatel'nosti [Development of creative readiness of health organizer for professional work]: dis. ... dokt. psihol. nauk. — Moscow, 2004. — 527 p.
[16]. Filatova-Shueva M.M. Gotovnost' k jekstremal'nym dejstvijam v trudovoj dejatel'nosti operatorov [Readiness to extreme actions in work activities operators]: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1969. — 27 p.
[17]. Shipilova E.V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti studentov-psi-hologov k professional'noj dejatel'nosti [Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity]: monografija. — Moscow; Stavropol, 2010. — 202 p.
INFLUENCE OF PSYCHOLOGISTS' PROFESSIONAL MOTIVATION ON THE LEVEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
Dmitry A. Vodopianov — Postgraduate student, Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology of the Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, Vernadskogo Prosp., Moscow, 119606, Russia; e-mail: d.vodopianov@gmail.com
ABSTRACT
The article presents data on psychologist's professional motivation (in particular, prevailing groups of motives which follow professional psychologists and students-psychologists in their professional activity) on the level of his/her psychological readiness to professional activity.
It is shown that there exist statistically meaningful relationships between prevailing motives of a psychologist, which he/she follows while choosing the future profession, as well as in the further work in the frames of the profession chosen, and the level of psychological readiness to professional activity.
Thus, it is determined that the more evident the psychologist's motive to «solution of his/her internal problems» is, the higher is the level of his/her readiness to professional activity. It was identified as well, that the less obvious is the psychologist's motive expressed in the wish to impact other people in the frames of professional activity and possess possibility to manipulate them, the higher level of his/her psychological readiness to professional activity can be seen.
Keywords: psychological readiness, professional activity, professional motivation of psychologists, acmeology.