Научная статья на тему 'Теоретические основы проектирования развития учебного заведения в рыночных условиях'

Теоретические основы проектирования развития учебного заведения в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / TARGET-ORIENTED APPROACH / THEORETICAL FOUNDATIONS / TEACHING PROCESS / GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION / PLANNING / DESIGN DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радыш О. Ю.

В статье освещаются теоретические основы проектирования развития учебного заведения в рыночных условиях через призму программно-целевого подхода, в котором осуществляется интеграция основных принципов управленческого процесса и его определенного этапа планирование. Решение поставленной задачи обосновано в осмыслении целостности педагогического процесса, происходящего в общеобразовательном учебном заведении с позиций науки управления. Выяснено, что программно-целевого подход является актуальным и необходимым при решении основных проблем образования и деятельности учебного заведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радыш О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the theoretical foundations of design development of educational institutions in market conditions through the prism of program-oriented approach, in which the basic principles of management integration process and its specific phase are planning. Solving this problem is justified in understanding the integrity of the educational process that occurs in general educational institutions from the standpoint of management science. It is established that the program-oriented approach is relevant and necessary to solve the main education problems to management and general educational institution established that it is relevant and necessary to solve the main education problems and activities of the educational institution

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проектирования развития учебного заведения в рыночных условиях»

УДК 13.00.06

DOI: 10.15587/2313-8416.2015.54978

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

© О. Ю. Радыш

В статье освещаются теоретические основы проектирования развития учебного заведения в рыночных условиях через призму программно-целевого подхода, в котором осуществляется интеграция основных принципов управленческого процесса и его определенного этапа - планирование. Решение поставленной задачи обосновано в осмыслении целостности педагогического процесса, происходящего в общеобразовательном учебном заведении с позиций науки управления. Выяснено, что программно-целевого подход является актуальным и необходимым при решении основных проблем образования и деятельности учебного заведения

Ключевые слова: программно-целевой подход, теоретические основы, педагогический процесс, общеобразовательное учебное заведение, планирования, проектирования развития учебного заведения

This article deals with the theoretical foundations of design development of educational institutions in market conditions through the prism ofprogram-oriented approach, in which the basic principles of management integration process and its specific phase are planning. Solving this problem is justified in understanding the integrity of the educational process that occurs in general educational institutions from the standpoint of management science. It is established that the program-oriented approach is relevant and necessary to solve the main education problems to management and general educational institution established that it is relevant and necessary to solve the main education problems and activities of the educational institution

Keywords: target-oriented approach, theoretical foundations, teaching process, general educational institution, planning, design development of the educational institution

1. Введение

Основным приоритетным направлением модернизации современной системы образования является создание адаптивных условий жизнедеятельности ребенка, способствовать развитию ее таланта, креативности и инициативности. Такая система образования сможет подготовить детей к самостоятельной жизни в нестабильных условиях, обеспечить развитие и саморазвитие, что на сегодня является важнейшим ресурсом экономического и социального развития общества.

Решение поставленной задачи вполне основывается на осмыслении целостности педагогического процесса, происходящего в общеобразовательном учебном заведении с позиций науки управления. Это необходимо сделать для придания ему научно обоснованного характера. Соглашаясь с точкой зрения В. Сластенина, И. Исаева, отметим, что справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических [1].

2. Литературный обзор

Ученые, такие как В. Афанасьев [2], Ю. Ко-наржевський [3], Т. Шамова [4] и др. определяют управление как процесс перевода системы из одного качественного состава в другой.

Гаевский отмечает, что процесс управления это упорядочение системы. Оно осуществляется в системах, в которых существует сеть причинно-следственных зависимостей, способных в рамках данной основной качества переходить из одного со-

стояния в другое. Он видит основную задачу управления в своевременной перестройке структуры системы в соответствии с ее закономерностями, которые оговариваются непрерывными изменениями внешней и внутренней среды. Автор отмечает, что такое управление (биологическое или социальное) осуществляется с помощью механизмов, которые расположены в самой системе и обеспечивающих самоуправления. Это создает в процессе управления две подсистемы: управляющую и управляемую [5].

Мы поддерживаем толкование, даваемое Г. Ельников, которая под управлением понимает целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую с целью обеспечения ее функционирования и развития на основе действий механизмов самоуправления, эффективность и результативность которого зависит от информационного обеспечения управленческого процесса. Автор отмечает, что сам управленческий процесс характеризуется соответствующими функциями (от лат. Functio - исполнение), под которыми понимают отношение двух (группы) объектов, где изменения одного сопровождаются изменениям другого [5].

Описанию функций управления посвящены работы таких ученых как Л. Даниленко, Г. Ельнико-ва, Ю. Конаржевський, В. Лазарев, В. Масло, П. Ху-доминский и др. Ученые выделяют, что на ряду с классическими функциями управления: планирование, организация, контроль, коррекция, регулирования, существуют модернизированные (целевые), которые конкретизируют.

Например, В. Маслов выделяет три группы классификаций функций управления [6]. Так, первая (целевая), как наиболее распространенная, рассмат-

ривается с позиций структуры цикла управления и включает все его этапы: планирование, организацию, контроль, анализ, регулирование. Вторая группа (организационно-профессиональная), выделена на основе анализа отдельных направлений содержательной стороны деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения, и включает следующие функции: руководство учебно-воспитательной работой, повышение квалификации работников школы, обеспечение связи с окружающей средой и организационно-хозяйственной и финансовой. Третья группа (социально-психологическая и правовая) значительное место отводит анализа социально-психологического аспекта управления. Все три группы, по мнению автора, составляют основу управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения.

Выделение управленческих функций и их определения как общих (классических) или целевых (конкретных) необходимо для формулирования стадий управленческого процесса и описание его содержания.

3. Материалы и методы исследования

В классической литературе описан такой алгоритм управленческого процесса [9]: цилестановлен-ня, декомпозиция цели и передача ее подчиненным, организация их деятельности, контроль результата и прогнозирования дальнейшей деятельности.

Раскроем эти этапы: цилевстановлення, включающую формулирование цели, ее формализации в виде модели с заданными параметрами и способами их замера; передача цели нисходящим потоком и ее адаптация на всех уровнях управления в местных условиях и особенностях; организация деятельности для достижения цели с текущим контролем для направления этой деятельности на запрограммированный результат. Взаимоувязки и координация субъект-объектного взаимодействия. Установка текущего обратной связи в горизонтальных слоях контроль результата, выводы о степени соответствия разработанной модели. Передача информации восходящим потоком, установление обратной связи по вертикали; прогнозирования дальнейшего развития объекта на основе анализа результата и способов его достижения.

Ведущим этапом является цилевстановлення, от него зависит определение дальнейших действий. По З. Шершнев, целеполагания в управлении это ло-гикоаналитичний и эмоциональный процесс, который должен опираться на научные принципы, которые помогают выбрать характеристики общей цели.

Автор подчеркивает, что правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям: реальность, конкретность, достижимость это означает, что целью не может быть только достижение желаемого состояния объекта, абстракция или благозвучное банальность. Цель - это результат исследований и предсказаний, начальный вариант решений, в котором нужно учитывать возможности системы; требовательность, ориентацию на высокий результат. Успех - это означает, что в целях должен

существовать стимулирующий фактор, который побуждает исполнителей, которые хотят достичь высоких результатов и успеха, прилагать дополнительные усилия и использовать весь производственный потенциал предприятия; научная обоснованность, согласованность - это означает, что в целях должны быть учтены объективные законы развития среды и объекта управления, сбалансированные объективные и субъективные элементы целеполагания, а все цели, лежащие в основе развития организации, надо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействия; изме-ряемость это значит, что цель должна быть представлена количественно или иным способом для оценки степени ее достижения, очень важно при формировании плановых документов, стандартов действий или работ, нормативов и т. д.

Сам процесс установки цели имеет следующие этапы: определение закономерных и необходимых характеристик объекта управления, отображения их в цели; определение возможных, но нежелательных характеристик и состояния объекта, предсказания мероприятий, позволяющих отделить влияние этих обстоятельств на цель; определение возможных и желаемых обстоятельств и характеристик и включение их в цель, разработка мер по ограничению цели от желаемых, но объективно невозможных обстоятельств и состояния объекта управления.

Установление целей сложный процесс, в нем сочетаются знания и опыт управленца, а также учета объективных факторов, отражающих состояние внутреннего и внешнего сред.

Особенно важно установить временные характеристики целей; однозначность для восприятия. Ясность - это означает, что, рассматривая цель как самый общий вариант решения, исполнители должны понимать необходимость и целесообразность своей работы тогда они смогут обесценивать более совершенные варианты достижения целей. Гибкость -возможность и необходимость внесения корректив в содержание цели и структуру целей организации под влиянием изменений в среде; приемлемость необходимость учета обычаев, потребностей, желаний, традиций и ценностей, сложившихся в обществе. Отображение содержания деятельности - это значит, что процесс целиустановления задает организацию в целом, а также отдельным ее составляющим (подразделениям и должностным лицам) определенное содержание и порядок действий, который должен способствовать достижению целей.

А. Люлев отмечает, что формулировка целей управления и качество их определения связано с определенной технологией, которая состоит из четырех обязательных этапов [9]: выявление и анализ тенденций, можно наблюдать в окружении; установление общей цели организации; построение иерархии целей («дерева целей»); установление индивидуальных целей и задач как инструмента обеспечения их выполнения.

Ценным для нас в работе этого автора есть сведения и анализ подходов к определению целей на предприятии (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к определению целей на предприятии (за работой А. Люлева «Теоретические основы формирования

механизма определения приоритетности и согласованности целей на предприятии»)

Характеристика Преимущества Недостатки

Централи-зированый Все цели определяются высшими органами управления Все цели подчиняются единой ориентации, что дает преимущество в управлении предприятие Цели могут не восприниматься на нижних уровнях управления

Децентрализованный Процесс установления целей может проходить после двух схем: а) на верхнем уровне определяют общие цели, а каждый подраздел ищет в них те, что могут быть его целью; б) нижние щебли самостоятельно устанавливают себе цели, синтез которых дает общую цель. К процессу определения целей притягиваются представители структурных единиц предприятия Сложность подразделов за содержанием, часовыми параметрами могут иметь разное направление и перспективность, что утрудняет их интегрировать, объединять в единую целостную систему

Смешаный Этот подход предусматривает, что руководители высшего уровня разрабатывают и достигают цели до соответственных подразделов, которые анализируют свои возможности при исполнение поставленных задач и при потребности. Уточняют их, а потом возвращают для рассмотрения и утверждения высшему руководству Происходит процесс оборотной связи формирования целей, что позволяет учитывать интересы всех уровней иерархии предприятия Требует больше использованных ресурсов и времени, ежели у двух предыдущих подходах

4. Результаты исследования

Подводя итог, можно отметить, что процесс формирования целей является ведущим этапом управления, состоит из определенных этапов и обеспечивает определение стратегии развития любой организации, в том числе и учебного заведения системы общего среднего образования.

Как уже отмечалось, определение цели деятельности предполагает разложение ее на составляющие (формулировка «дерева целей»). Для обеспечения достижения каждого этапа необходимо определиться, каким образом это будет происходить. Реализуется это путем планирования. Планирование -это заранее намеченный порядок действий, необходимых для достижения поставленной цели. Планирование - это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Слово «план» происходит от латинского слова planum - плоскость, ровное место [7]. Планирование деятельности учебного заведения является процессом определения целей и принятия решений о путях их достижения. Сущность планирования, как функции управления, состоит в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимосвязи. Непосредственно планирование определяет содержание и определенный порядок действий для длительной дея-

тельности учебного заведения и обеспечения стабильности его развития. Планирование позволяет выявить проблемы, существующие и определить пути их преодоления [1-9].

М. Поташник отмечает, что планирование имеет комплексный характер и включает всесторонний анализ работы учебного заведения за предыдущий период, определение главных задач на новый период, прогнозирования организационно-педагогических проблем развития школы и основных направлений совершенствования учебно -воспитательной работы, особенностей функционирования и развития педагогического и ученического коллективов, материально-технической базы школы [7].

Одним из разновидностей или весомых структурных частей планирования работы школы является комплексная целевая программа, создание которой обусловлено необходимостью реализации острых проблем, требующих немедленного решения. В ее структуру входит: краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешкольном плане; генеральная цель; система заданий, доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за протеканием выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирования [1, 3].

В программно-целевом подходе осуществляется интеграция основных принципов управленческого процесса и его определенного этапа - планирование. По Д. Вердиевим - это следующие принципы: целевой направлен на конечный результат комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства всех видов планирования. Автор указывает, что ведущим лозунгом при использовании программно-целевого подхода в управлении является максимум достижений при минимальных затратах (интеллектуальных, моральных, трудовых и др.).

Опираясь на работы ведущих ученых можно выделить основные аспекты этого подхода в управлении. А именно:

- системное видение объекта управления;

- направленность на конечный результат;

- комплексный анализ проблемы;

- комплексный подход к выбору целей и средств их достижения;

- единственная связь целей и ресурсов;

- выработки продукта - целевой программы;

- направленность на максимальную эффективность достижения целей при рациональном использовании ресурсов;

- интеграция усилий субъектов учебно-воспитательного процесса и единство всех видов планирования деятельности учебного заведения.

Использование программно-целевого подхода в управлении учебным заведением основательно рассматривали В. Ерошин, А. Капто, В. Лазарев, В. Ли-зинський, А. Мармаза, А. Моисеев, М. Поташник и другие.

Проектировать можно:

- педагогические системы (развитие учебного заведения в целом, деятельность отдельных служб, виды деятельности и т.д.);

- педагогические процессы (образовательные технологии, режим деятельности, отношения между участниками учебно-воспитательного процесса и т. п.);

- педагогические ситуации (состояние системы деятельности, отношений, обусловленных определенными факторами и т. д.).

По исследованиям А. Гуменной, проектирование системы управления учебным заведением должна состоять из следующих элементов:

- место и значение этой системы в общей системе управления (организации);

- системные свойства этой системы, ее функциональные возможности;

- основные компоненты системы;

- субъекты системы;

- ценностно-нормативный компонент (система ценностей, принципов) миссия, направленность, цели;

- результативный компонент (продукты деятельности, конечные результаты) содержательный компонент (содержание деятельности);

- технологический компонент (методы, средства деятельности);

- организационный компонент (организационная структура, формы организации);

- ресурсный компонент (ресурсы, их обеспечения);

- условия деятельности;

- прогностический компонент (процесс управления, организационные механизмы) [2].

Мы согласны с автором, что программно-целевое управление можно представить как интеграцию целей, задач и соответствующих шагов проектирования.

Данный подход в управлении направленный на удовлетворение определенных образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей, администрации и др. Например, как отмечает А. Гуманное, потребителям образовательных услуг - ученикам и родителям, оно нужно для того, чтобы: расширить возможности удовлетворения духовных, социальных, личностных потребностей; получить качественные образовательные услуги, новые знания; сознательно осуществлять выбор учебного заведения. Учителям, педагогическим работникам - для того, чтобы: использовать широкие возможности для самореализации; работать с лучшим результатом; иметь возможность получить дополнительную оплату труда. Руководителям учебного заведения - для того, чтобы: определить новую стратегию управления школой в условиях рыночных отношений; обеспечить условия развития педагогической системы школы; управлять более эффективно материальными, финансовыми и человеческими ресурсами [8]. Данная позиция - удовлетворение образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса, является ведущей характеристикой программно-целевого подхода в управлении общеобразовательным учебным заведением. А. Мармаза, анализируя подходы к проектированию стратегий развития учебного заведения выделяет программно-целевой подход как самой эффективной в управлении учебным заведением и выделяет его уровне: определение миссии учебного заведения, формулировка генеральной цели деятельности, ее декомпозиция (расчленение), измерения результатов. Описывая его сущность, автор указывает, что он представляет собой сочетание двух подходов программного и целевого и сущность его состоит в достижении стратегических задач через соответствующие целевые программы развития учебного заведения. Программно-целевой подход в управлении обеспечивает приоритет первоочередных целей и задач, ориентирует на комплексный подход в использовании ресурсов (кадры, время, финансы и др.) И достижения максимально значимых конечных результатов деятельности .

6. Выводы

Таким образом, под программно-целевым подходом в управлении деятельностью общеобразовательного учебного заведения мы будем понимать технологию управления, которая учитывает потребности, и запросы всех участников учебно-воспитательного процесса в основе которого лежит определение генеральной цели деятельности учебного заведения ее декомпозиция и разработка соответствующих программ для ее достижения

Вместе с тем, необходимо отметить, что для достижения генеральной цели деятельности учебного

заведения недостаточно одной программы, необходима разработка целого комплекса целевых программ, которые бы объединили локальные в единую взаимосвязанную со структурными элементами педагогическую систему, охватывающую важнейшие аспекты обновления деятельности учебного заведения.

Отметим, что ядром комплексно-целевой программы является генеральная цель, которая декомпозирована на частичные цели, которые распределены на задачи и доведены до каждого структурного подразделения учебного заведения и исполнителя, организация достижения каждой задачи, проведение определенных мероприятий, получение запланированного результата как достижение генеральной цели деятельности учебного заведения.

Достижению запланированного результата способствует определенная организация, основанная на таких педагогических условиях:

- создание деловой и творческой атмосферы в педагогическом коллективе;

- развитие творческого потенциала деятельности педагогов и учащихся, межличностных отношений, обеспечение на этой основе взаимодействия учащихся и педагогов как субъектов управленческой деятельности;

- интеграция активных форм и методов методического обеспечения развития педагогов;

- педагогическая диагностика с учетом индивидуальных особенностей участников учебно-воспитательного процесса, расширение деловых связей [7].

Структурными компонентами программно-целевого подхода в управлении общеобразовательным учебным заведением выступают следующие элементы:

- место и значение данной системы в системе управления учебным заведением;

- свойства данной системы и ее функциональные возможности;

- основные компоненты;

- субъекты системы;

- ценностно-нормативный компонент;

- миссия, направленность, цели;

- результативный компонент;

- содержательный компонент;

- технологический компонент;

- организационный компонент;

- ресурсный компонент;

- условия деятельности;

- прогностический компонент; связи и отношения между компонентами системы;

- связи и отношения с другими системами.

Опираясь на работы ведущих ученых [1, 6, 7]

можно определить, что критериями успешности программно-целевого подхода в управлении выступают четкое целистановления и технологическая эффективность деятельности участников учебно-воспитательного процесса и ресурсное обеспечение (условия) функционирования учебного заведения.

Для разработки программы создается рабочая группа и координационный совет, заранее знакомится с основными требованиями к программе, прогнозом конечных результатов, целями и задачами, учи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тывает наличие средств и ресурсов, способы их освоения, возможности технологического профессионального контроля и коррекции нововведений. Это будет способствовать тому, что программа не будет формальной, а ее цель недостижимой.

Проект программы готовится на основе концепции с учетом предложений всех структурных подразделений учебного заведения. Проект должен соответствовать следующим требованиям: конкретность и способность к реализации, четкое обоснование результатов (социально-педагогических, психологических, учета принципа оптимальности, комплексное решение проблем управления обучением, воспитанием, развитием [8].

Сама программа должна зафиксировать уровень развития системы образования, выявить проблемные моменты и описать модель ожидаемого состояния. Ведущим ее моментом является описание стратегии и плана поэтапных действий по стратегическому достижения желаемого результата. В связи с этим она должна включать аналитико прогностические материалы, самую концептуальную идею и план реализации. Самое главное - это ведущая идея.

Таким образом, мы рассмотрели сущность программно-целевого подхода в управлении общеобразовательным учебным заведением и выяснили, что он является актуальным и необходимым при решении основных проблем образования вообще и обеспечении достижения желаемого результата деятельности учебного заведения.

Литература

1. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. 368с.

3. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики [Текст] / под. ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 191с.

4. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент [Текст] / Ю. А. Конаржевский. М.: Б. И., 1992. - 139 с.

5. Сльникова, Г. В. Научные основы развития управления общем среднем образованием в регионе [Текст]: монография / Г. В. Сльникова. - К.: ДАККО, 1999. - 303 с.

6. Маслов, В. I. Научные основы та функции процесса управления общеобразовательными научными учреждениями [Текст]: науч. пособие / В. I. Маслов. - Терно-поль, Астон, 2007. - С. 7-8.

7. Поташник, М. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах) [Текст]: пос. для руководителей общеобразовательных учреждений и органов образования / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1994. - 464 с.

9. Люлев, О. Теоретические основы формирования механизма определения преимущества та соглассованости целей на предприятии [Електронний ресурс] / О. Люлев. -Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/ Мге /2009_4_U3_5.pdf

References

1. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shijanov, E. N.; Slastenin, V. A. (Ed.) (2002). Pedagogika. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 576.

2. Afanas'ev, V. G. (1980). Sistemnost' i obshhestvo. Moscow: Politizdat, 368.

3. Shamova, T. I. (Ed.) (1991). Vnutrishkol'noe uprav-lenie: voprosy teorii i praktiki. Moscow: Pedagogika, 191.

4. Konarzhevskij, Ju. A. (1992). Vnutrishkol'nyj mene-dzhment. Moscow: B. I., 139.

5. El'nikova, G. V. (1999). Nauchnye osnovy razvitija upravlenija obshhem srednem obrazovaniem v regione. Kyiv: DAKKO, 303.

6. Maslov, V. I. (2007). Nauchnye osnovy ta funkcii processa upravlenija obshheobrazovatel'nymi nauchnymi uch-rezhdenijami. Ternopol', Aston, 7-8.

7. Potashnik, M. M., Moiseev, A. M. (1997). Upravle-nie sovremennoj shkoloj (V voprosah i otvetah). Moscow: No-vaja shkola, 352.

8. Potashnik, M. M., Lazarev, V. S. (Eds.) (1994). Up-ravlenie razvitiem shkoly: Posobie dlja rukovoditelej obra-zovatel'nyh uchrezhdenij. Moscow: Novaja shkola, 464.

9. Ljulev, O. Teoreticheskie osnovy formirovanija me-hanizma opredelenija preimushhestva ta soglassovanosti celej na predprijatii. Available at: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/ Mre /2009_4_1/3_5.pdf

Рекомендовано до публгкацИ д-р пед. наук, професор Рябова З. В.

Дата надходження рукопису 14.10.2015

Радыш Елена Юлиановна, директор, Рожновсий учебно-воспитательный комплекс «Гуцульщина» им. Ф. Погребенника НаУКМА Косовского районного совета, ул. Бойчука, 9, с. Рожнов, Косовский район, Ивано-Франковская область, Украина, 78635 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.