Научная статья на тему 'Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения'

Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ / СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / CONCEPT OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / PROFESSIONAL STANDARDS / COMPETENCY APPROACH / EDUCATIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сас Н. Н.

В статье автор раскрывает взаимосвязь концепции инновационного управления учебными заведениями, профессиональных стандартов в области инновационного управления учебными заведениями и модулем «Инновационное управление учебными заведениями» учебной программы подготовки магистров по специальности «Управление учебным заведением».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article author reveals the relationship of the concept of innovative management of education institutions, professional standards in the field of innovative management of educational institutions, and the module "Innovative management of education institutions' of magisters training curriculum in the specialty "Management of the education institutions".

Текст научной работы на тему «Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования

УДК 378.22.014

Н.Н. Сас

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВ ТЕОРИИ, СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Полтавский национальный педагогический университет имени Владимира Галактионовича Короленко

Аннотация: В статье автор раскрывает взаимосвязь концепции

инновационного управления учебными заведениями, профессиональных стандартов в области инновационного управления учебными заведениями и модулем «Инновационное управление учебными заведениями» учебной программы подготовки магистров по специальности «Управление учебным заведением».

Ключевые слова: концепция инновационного управления учебными

заведениями, стандарты профессиональной деятельности, компетентностный подход, учебный модуль.

UDC 378.22.014

N.N. Sas

ENSURING THE LINK BASIS OF THE THEORY, PROFESSIONAL STANDARDS, METHODICAL SUPPORT AND LEARNING OUTCOMES OF INNOVATIVE MANAGEMENT INSTITUTION ON THE BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH AND MODULAR ORGANIZATION

TRAINING PROCESS

Poltava National Pedagogical University behalf of Vladimir Korolenko Abstract: In this article author reveals the relationship of the concept of

8

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

innovative management of education institutions, professional standards in the field of innovative management of educational institutions, and the module "Innovative management of education institutions' of magisters training curriculum in the specialty "Management of the education institutions".

Keywords: concept of innovative management of educational institution; professional standards; competency approach; the educational module.

Результаты анализа нормативных документов, опыта деятельности выпускных кафедр подготовки магистров по специальности «Специфические категории. Управление учебным заведением», учебных программ подготовки будущих руководителей учебных заведений в условиях магистратуры «Специфические категории. Управление учебным заведением» служат основой для вывода, что наработанного опыта (отдельные темы в различных учебных дисциплинах) недостаточно для подготовки будущего руководителя учебного заведения к воплощению управленческих новаций. Необходима разработка предметного содержания и методического обеспечения на основе соотнесения стандартов профессиональной деятельности и профессионального образования, применения компетентностного подхода и модульной организации учебного процесса.

В связи с вышеобозначенным, цель настоящей статьи состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязь концепции инновационного управления учебными заведениями, профессиональных стандартов в области инновационного управления учебными заведениями и модулем «Инновационное управление учебными заведениями» учебной программы магистров по специальностям «Управление учебным заведением», «Управление проектами» и «Управление инновационной деятельностью».

Основой содержательной составляющей стала авторская концепция инновационного управления учебными заведениями.

Как философско-методологичес-кое обоснование закономерности инновационного управления учебными заведениями в основу нашей концепции поло-

жены: тезис о необходимости изменения теории и практики управления учебным заведением в условиях меняющегося, все более интегрированного мира, растущих глобальных проблем и кризисов (В.Кремень [1]); принцип опережающего развития и принцип инновационности как принципы организации и развития образовательных систем (В. Астахова [6]); сущность освоения технологией создания будущего, опережающего, инновационного управления, которые в ближайшее время станут базовыми для становления руководителей учебных заведений с точки зрения перспективы их профессиональной деятельности (А. Субетто [7]).

Инновационное управление учебными заведениями как отрасль инновационного менеджмента только начинает развиваться. Рассмотрение вопроса инновационного управления учебными заведениями в Украине основали работы таких ученых и практиков как Л. Даниленко, А. Мармаза, Н.Погребная и др. Указанные авторы раскрывают свои взгляды относительно определения понятия, цели, задач инновационного управления, процесса и принципов инновационного управления как профессиональной деятельности руководителя учебного заведения; обращают внимание на разницу смысловой нагрузки дефиниций «инновационное управление учебными заведениями» и «управление инновациями (менеджмент инноваций) в образовании». Эти вопросы находят дальнейшее развитие в нашей концепции.

Согласно теории «открытых новаций» Г. Чесборо [8], мы рассматриваем наработки вышеназванных авторов как внутренний источник развития теории инновационного управления учебными заведениями и обращаемся к наработкам в области инновационного управления в других отрас-

9

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

лях (например, в государственном управ-управлении, управлении экономической сферой и др.), как внешнего источника развития теории инновационного ления учебными заведениями. В частности, в основе нашего понимания инструментов инновационного управления учебными заведениями, стали наработки О. Грищенко, Л. Трофимовой,

В. Трофимова относительно инновационных управленческих решений; М. Гринёвой, Т. Рожновой, Ю. Тесли - в области инновационных управленческих технологий; К. Лосева, А. Раевневой -внедрения инновационных структур и инфраструктуры в управлении учебными заведениями.

Следующим теоретическим основанием нашей концепции выступает тезис об индивидуальной и коллективной восприимчивости к нововведениям (С. Ку-жева, Лейзиер Уильям (William C. Lazier)) и возможности ее развития (А. Бандура, Т.Вуджек, В.Николко, Л.Свиридова, С.Сильванович,

А.Ситников, А. Шевырёв).

Обобщая и развивая выявленные в процессе эмпирического поиска формы научного знания, наша концепция сформулирована в таком виде [3-4].

Инновационное управление в системе образования - специфическая деятельность соответствующего управленческого уровня (всеукраинского, регионального, местного, отдельного учебного заведения), которая имеет целенаправленный характер и предусматривает применение, экспериментальную проверку эффективности и возможности применения оригинальных управленческих решений, новых управленческих принципов, функций, технологий, организационных структур, управленческих систем или их компонентов. Сущностью инновационного управления мы считаем воплощение новаций в управленческую деятельность (с сохранением общих закономерностей инновационной деятельности и воспроизведением особенностей управленческой деятельности).

Под инновационным управлением

иногда понимают инновационный менеджмент, но эти понятия не тождественны. «Инновационный менеджмент» - это совокупность определенных организационно-экономических методов и форм управления всеми стадиями и видами инновационных процессов предприятий и организаций с максимальной эффективностью. То есть, инновационный менеджмент (согласно определению) нужно понимать как управление инновационной деятельностью предприятия или организации. Так как основная деятельность учебных заведений - учебно-воспитательный процесс, то инновационный менеджмент в учебных заведениях - управление инновациями в учебно-воспитательном процессе (субъектами которых являются учителя / преподаватели). Собственно управленческие инновации (субъектами которых мы считаем руководителей учебных заведений) не имеются в виду.

Субъектами инновационного управления являются руководители всех подразделений управления образованием (всеукраинского, регионального, местного и всех уровней и типов учебных заведений) и руководители органов самоуправления (в том числе и руководители советов любого уровня и типа учебного заведения).

Двусторонними агентами влияния (на субъект инновационного управления и со стороны субъекта инновационного управления на весь персонал) выступают руководители высшего, среднего и первичного звеньев управления учебным заведением, руководители инновационных проектов или программ, специалисты, привлеченные путем аутсорсинга. Коллективные агенты влияния - управленческая команда, специально созданный орган (служба) управления, органы самоуправления, профсоюзный, родительский комитеты, органы государственной власти, общественные организации и др.

В целевую группу, на чью жизнь прямо или косвенно влияет инновационное управление учебным заведением, относятся: ученики / студенты, семьи, в которых они воспитываются, учителя / преподаватели и их семьи, обслуживающий персо-

10

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

нал, жители микрорайона учебного заведения, благотворители и меценаты с подподчиненными им коллективами, члены общественных организаций.

На наш взгляд, цель инновационного управления - осуществление

ного движения вперед в развитии субъектного, учебно-воспитательного, материально-технического и управленческого потенциалов учебного заведения, направленного на обеспечение соответствия уровня образования опережающим потребностям субъектов учебно-

воспитательного процесса.

Неоднозначным является и определение задач инновационного управления. В своих работах ученые и практики отмечают сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем в условиях постоянных изменений, конкуренции, вызовов и рисков новой социально-экономической реальности, которые требуют новых идей и подходов, и развивают перспективы поиска оптимальных инноваций управленческой деятельности.

Нами определены следующие задачи инновационного управления учебным заведением: анализ развития управленческой системы, определения тех ее составляющих, которые требуют совершенствования; разработка, принятие и реализация инновационных управленческих решений; освоение современных управленческих инновационных технологий; реализация мер по развитию персонала; создание новых организационных форм управления; продвижение инновационного процесса, прогнозирования возможных препятствий и определения путей их преодоления; мониторинг использования ресурсов, выделенных под выполнение функций инновационного управления.

Объекты управленческих инноваций -компоненты управленческой системы, которые подвергаются целенаправленным изменениям. Объекты инноваций отражают предметную сторону развития системы управления учебным заведением. Инновация всегда является результа-

том изменения конкретного элемента системы. Выбор объектов инноваций не может быть произвольным - он основывается на оценке фактического состояния управленческой системы.

Объекты инновационного управления учебным заведением классифицируются по следующим признакам: по виду ресурсов (материальные, нематериальные, финансовые, технические, временнопространственные, трудовые); по элементу системы управления (цели, функции, методы, процедуры, технологии, организационные структуры); по функции управления (анализ, прогнозирование, проектирование, планирование, организация, мотивация, стимулирование, контроль); по инструментарию управления (управленческое решение, управленческая технология, организационная структура).

По характеру выделяются такие управленческие инновации: по способу осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, случайные, спонтанные); по типу изменения (ликвидация предыдущей практики управления, дополнение управленческой практики недостающим элементом, замещение одного элемента другим, более совершенным, завершение управленческой инновации); по масштабу преобразований (изменяется деятельность одной, нескольких сфер, звеньев деятельности или всего учебного заведения); по степени разработанности: (корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные); по потенциалу нововведения (ожидаемый положительный эффект и его обоснование); по источнику инноваций (появление научных разработок с целью их апробации и внедрения, изменение государственной политики в сфере образования; воспроизведение региональных особенностей; внутриорганизационных возможностей, потребностей и задач); по ожидаемой продолжительности внедрения (кратковременные, средней продолжительности, долгосрочные); по трудоемкости внедрения; по объему финансовых затрат на внедрение; по уровню реализации (на уровне коллектива учебного заведения,

11

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

его определенного подразделения и на уровне конкретного работника).

Среди теоретических вопросов вационного управления учебными дениями важное место занимает вопрос процесса инновационного управления.

Под процессом инновационного управления учебным заведением мы понимаем совокупность последовательных действий, которые ведут к изменению состояний его системы, направленных на достижение ожидаемого результата. Процесс инновационного управления заключается в поиске, разработке и внедрении новаций в управление учебными заведениями и является мотивированным, целенаправленным, осознанным, имеющим целью перевода учебного заведения в новое качественное состояние, в режим развития. Введение новаций в управление учебным заведением - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Инновационное управление, как и любая инновационная деятельность, предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление новаций в управлении учебным заведением. В инновационном управлении как взаимодополняющие и взаимосвязанные определяем следующие процессы: процесс поиска и разработки инновационных изменений; процесс разработки управленческих решений, управленческих технологий, организационных структур, норм поведения, системы ценностей и др.; процесс институциализации новых правил, управленческих технологий, организационных структур, норм поведения, системы ценностей и др.; процесс ввода в действие новых управленческих практик.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - это совокупность организационных, управленческих, финансовоэкономических, правовых, информационных, технико-технологических и мо-

рально-психологических факторов, их взаимосвязи и взаимодействия, способствующие успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов. Из этого определения следует, что элементами (составляющими) инновационного механизма являются: организационные формы инновационных отношений; методы управления инновациями; методы финансирования инноваций; методы оценки эффективности результатов инноваций; порядок формирования и использования инновационных фондов (централизованных и децентрализованных); инновационное законодательство; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.

Согласованность элементов инновационного механизма, совместное функционирование этих элементов, во многом, определяется их взаимообусловленностью и соотносительностью, пропорциональностью. Соотносительность и структура этих элементов, значимость и оптимальность форм, методов и мероприятий должны соответствовать уровню управления, на котором осуществляется введение инноваций.

Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих принципов управления, специальных принципов управления учебными заведениями и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной управленческой деятельности. Последние важны для формирования самой системы инновационного управления, то есть для построения эндогенной системы управления.

В качестве инструментов инновационного управления нами рассматриваются: инновационные управленческие решения (методы разработки, критерии выбора и стратегии принятия инновационных управленческих решений); инновационные управленческие технологии (инновационное стратегическое планирование, технология управления качеством образования на основе тотального управления качест-

12

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

вом; программно-целевое, проектное, «процессное» управление деятельностью учебных заведений, управление на основе сетевого графика); инновационные структуры и инфраструктура в

нии учебным заведением (кроссфункциональная организационная форма; специализированные в области инновационного управления; сетевая организационная структура и т.д.); развитие индивидуальной и групповой восприимчивости к новому, формирования инновационной среды учебного заведения.

Реализуя компетентностный подход, нами разработаны профессиональные стандарты для инновационного управления учебными заведениями.

На основе образца методических рекомендаций к созданию профессиональных стандартов на основе компетентно-стного подхода (авторы С. Мельник, В. Матросов) [2] нами выделены и описаны трудовые функции - компетентности инновационного управления учебными заведениями. В то же время указанные компетентности выступают результатом обучения инновационному управлению в условиях магистерской программы «Специфические категории. Управление учебным заведением».

В основу группировки основных трудовых функций - основных компетентностей - результатов обучения положены методы и процессы, которые осуществляются.

В качестве основных трудовых функций - основных компетентностей - результатов обучения в области инновационного управления нами выделены четыре:

- Разработка инновационных управленческих решений;

- Применение инновационных управленческих технологий;

- Применение инновационных управленческих структур и инфраструктуры в управлении учебным заведением;

- Управление развитием инновационного потенциала субъекта и агентов инновационного управления учебным заведением.

Каждая из основных трудовых функций - основных компетентностей (результатов обучения) представляет собой объединенные в алгоритм компетентности низшего порядка. Покажем структуру этих алгоритмов.

Разработка инновационных управленческих решений:

- Определение проблемы, которая требует инновационного управленческого решения;

- Выбор модели поиска инновационного управленческого решения;

- Применение методов оценки альтернативных управленческих решений;

- Применение инновационного механизма;

- Использование техники исполнения решений.

Применение инновационных управленческих технологий:

- Формирование инновационной стратегии развития учебного заведения;

- Применение технологии управления качеством образования на основе тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM);

- Применение алгоритма совершенствования образовательной технологии;

- Применение программно-целевого управления учебным заведением;

- Использование вспомогательных процессов;

- Применение процессного подхода к управлению учебным заведением;

- Применение алгоритма перманентного инновационного управления учебным заведением.

Применение инновационных организационных структур и инфраструктуры в управлении учебным заведением:

- Создание кросс-функциональных (проблемных) групп, которые занимаются решением отдельных задач;

- Создание специализированных подразделений по управлению инновационной деятельностью;

- Создание сетевой организационной структуры управления учебным заведением.

Управление развитием инновацион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

ного потенциала субъекта и агентов инновационного управления учебным заведением:

- Развитие инновационного потенциала, инновационной активности, приимчивости к новому у руководителя учебного заведения;

- Применение средств стимулирования инновационной активности управленческой команды;

- Управление развитием инновационной среды учебного заведения.

Нужно отметить, что составляющие основных компетентностей тоже структурированы. Так, компетентность «Применение методов оценки альтернативных решений» включает:

- Применение экономико-

математических методов оценки решений для структурированных проблем: сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих расходов, максимизация производительности труда, фактор времени;

- Применение системы взвешенных критериев для решения слабо структурированных проблем: формирование наиболее важных критериев; оценивания альтернативных вариантов по выбранным критериям;

- Выбор решения в условиях неопределенности: использование имеющейся информации, личных суждений, опыта для идентификации и определения субъективных вероятностей возможных внешних условий; оценивания результатов отдач каждой имеющейся стратегии для каждой внешней условия;

- Выбор решения для высокой степени неопределенности: применение критерия решения Вальда (критерий макси-мини) применение альфа-критерия решения Гурвица; применение критерия решений Сейвиджа (критерий отказа от мини-макси) применение критерия решений Лапласа, который называют также критерием решения Бейеса;

- Применение неколичественных методов, таких, как получение дополнительной информации, хеджирование,

гибкое инвестирования и др.

В компетентности «Использование техники выполнения решений» объединены следующие составляющие:

- Определение календарных сроков (конечных i промежуточных) выполнения решений;

- Назначение ответственного исполнителя или нескольких исполнителей, доведение решения до исполнителей, а в случае необходимости - до всего коллектива;

- Проведение инструктажа исполнителей, разъяснения каждому из них его места в общем трудовом процессе, конкретизация задач i ответственности;

- Контроль материально-технического обеспечения процесса труда, включая обоснованное распределение ресурсов;

- Проведение инструктивных совещаний по разъяснению целей и задач;

- Координация действий исполнителей;

- Корректировка ранее принятого решения;

- Мотивация деятельности исполнителей;

- Учет и контроль исполнения.

Кодирование основных трудовых функций (шифр) осуществлено по следующей схеме: цифра, обозначающая порядковый номер группы родственных единиц, буква украинского алфавита (условное обозначение названия этой группы), цифра, обозначающая номер единицы в группе, например: 1.А.1, 2.А.4 и т.д.

Трудовая функция описывается по разделам: основные трудовые действия; необходимые знания; необходимые умения и навыки; предметы и средства труда.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, других способностей (компетентностей), предметов и средств труда, необходимых будущему руководителю для выполнения основных трудовых функций в области инновационного управления, определенны на основе интегрирования уже разработанного нами перечня знаний, умений и навыков, предметов и средств труда в пределах соответствующих тем для таких учебно-методических комплексов, как «Менеджмент в образовании», «Управление инновационными проектами»,

14

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

«Управление инновационной деятельностью», «Процессы управления проектами», для учебно-методического пособия «Основы инновационного управления» и обсуждены во время встреч с руководителями учебных заведений.

Таким образом, мы выделили и описали основные трудовые функции в области инновационного управления учебным заведением, одновременно рассматриваемые результатом учебной деятельности. Выделенные и описанные трудовые функции стали основой для структурирования учебного материала в процессе разработки учебно-методического комплекса модуля «Основы инновационного управления учебными заведениями».

УМК модуля «Основы инновационного управления учебными заведениями» разработан нами для магистрантов специальности «Специфические категории. Управление учебным заведением» и может использоваться для подготовки специалистов по специальностям «Государственное управление образованием», «Управление инновационной деятельностью», «Управление проектами».

В модуле нашли развитие тенденции профессиональной подготовки будущих руководителей учебных заведений к формированию теории инновационного управления учебными заведениями, к согласованию стандартов профессиональной деятельности и стандартов профессиональной подготовки, компетент-ностного и модульного подходов к организации процесса обучения, интегрированности применяемых педагогических технологий, средств, методов и приемов в единый программно-методический комплекс, адекватный достижению задач профессиональной подготовки будущих руководителей учебных заведений к инновационному управлению.

Трудоемкость модуля «Основы инновационного управления учебными заведениями» - 90 часов (зачетные единицы ECTS - 2,5 кредита).

Соотношение количества часов аудиторных занятий к самостоятельной и ин-

дивидуальной работы составляет 30/90.

Цель обучения видится в подготовке будущих руководителей учебных заведений к опережающему, инновационному управлению учебными заведениями с точки зрения перспективы их профессиональной деятельности.

Ожидается, что в результате обучения будущие руководители учебных заведений получат основные компетентности, которые делают возможным применение инновационных решений, технологий, организационных форм, развитие индивидуальной и групповой восприимчивости к новому, что соответствует концепции опережающего, инновационного управления учебными заведениями.

Инновационное управление учебными заведениями определяется нами как интегральная компетентность, составляющими же, которые маркируют результаты обучения по инновационному управлению, является овладение основными должностными функциями:

- Разработка инновационных управленческих решений;

- Применение инновационных управленческих технологий;

- Использование инновационных управленческих структур и инфраструктуры в управлении учебным заведением;

- Управление развитием индивидуальной и групповой восприимчивости к новому субъекта и агентов инновационного управления учебным заведением.

Применение полученных знаний прогнозирует формирование критического мышления, понимание специфической логики инновационного управления, владения понятийным аппаратом, умение описывать структуру и логическую последовательность деятельности в области инновационного управления, развитие рефлексивных навыков и умений самостоятельной работы. Вместе с тем, освоение магистрантами по управлению учебными заведениями указанных составляющих компетентности в области инновационного управления стимулирует выработку умений: обновлять оперативную часть своего опыта, мобилизовать свой личностный по-

15

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

тенциал для решения различных ленческих задач и разумного моральноцелесообразного преобразования

вительности.

Итоговый контроль - зачет в форме портфолио выбран для учета результатов всех форм учебной деятельности (теоретических, практических, самостоятельных и индивидуальных) и контроля за их выполнением.

Согласно определенным компетенциям, УМК «Основы инновационного управления» содержит четыре дидактические единицы:

- Дидактическая единица № 1 «Инновационные управленческие решения»;

- Дидактическая единица № 2 «Инновационные управленческие технологии»;

- Дидактическая единица № 3 «Применение инновационных структур и инфраструктуры в управлении учебным заведением»;

- Дидактическая единица № 4

«Управление развитием индивидуальной и групповой восприимчивости к новому субъекта и агентов инновационного управления учебным заведением».

Согласно поставленной цели, выделенным компетентностям и дидактическим единицам, подобрано предметное содержание, методы и формы организации учебного процесса, формы и средства промежуточного контроля, рекомендованная литература.

Дидактическая единица № 1 посвящена освоению компетентности разработки инновационных управленческих решений, реализована через определение проблемы, которая требует инновационного управленческого решения; избрание модели поиска инновационного управленческого решения; применение методов оценки альтернативных управленческих решений; использования инновационного механизма; оперирования техникой исполнения решений.

Трудоемкость дидактической единицы № 1 в зачетных единицах составляет 0,5 кредита.

Теоретическую часть предметного содержания реализуют во время лекции

«Инновационное управленческое решение как инструмент инновационного управления». Практические навыки отрабатывают на практически-семинарских занятиях (например, «Использование известных алгоритмов при разработке, анализе альтернатив, принятии и реализации инновационного управленческого решения»).

Текущий контроль осуществляется на основе обсуждения выполненных заданий (в форме презентации), в том числе разработка алгоритмов:

- Мониторинга внешней среды учебного заведения; инструментов анализа сильных и слабых сторон учебного заведения; инструментов анализа для выявления тенденций развития, «болевых мест» и «мест роста» учебного заведения;

- Поиска управленческого решения -

дерево решений, метод SWOT-анализа, составление интеллект-карт (алгоритм «Mindmanagement»), дорожных карт (отраслевые дорожные карты, корпоративные дорожные карты, продуктово-

технологические дорожные карты, компетентно-исследовательские дорожные карты);

- Количественные и неколичественные методы оценки альтернативных управленческих решений - для структурированных проблем, слабо структурированных проблем, условиях неопределенности, высокой степени неопределенности.

В рамках промежуточного контроля студенты выполняют такое тематическое задание: «Примените известные Вам методы разработки инновационных управленческих решений по созданию одного из многофункциональных образовательных объединений: учебно-воспитательного сообщества (НВС), учебно-воспитательного объединения (НПО), учебно-

воспитательного комплекса (УВК), школьного образовательного округа (ШОО), межшкольного образовательного округа (МШОО), районного образовательного округа (РОО), межрегионального образовательного округа (МРОО)». Форма отчета о выполненном задании - презентация.

Дидактическая единица № 2 (трудоемкость - 1 кредит) концентрирует внимание

16

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

на формировании такой компетентности, как применение инновационных ленческих технологий, реализующих через:

- Определение инновационной стратегии развития учебного заведения;

- Использование технологии управления качеством образования на основе тотального управления качеством (TotalQualityManagement-TQM);

- Применение алгоритма совершенствования образовательной технологии;

- Программно-целевое управление учебными заведениями как инновационная технология;

- Использование вспомогательных процессов;

- Оперирование процессным подходом к управлению учебным заведением;

- Применение алгоритма перманентного инновационного управления учебными заведениями.

В основу овладения дидактической единицей №2 положен анализ составляющих инновационных технологий управления, их процедур и процессов, а также оценка трудностей, с которыми может сталкиваться субъект управления при освоении инновационных технологий управления учебным заведением. Избранные формы и методы учебной деятельности, критерии оценки позволяют студентам осваивать определенные умения в составе компетентности «применение инновационных управленческих технологий», практиковаться в их использовании и осуществлять деятельность на их базе, а также решать конкретные задачи.

Теоретический материал по инновационным технологиям управления учебными заведениями изложен с помощью такой формы учебного процесса, как лекция - обзор (презентация). Для отработки практических навыков организована инновационная деловая игра «Стратегия развития учебного заведения». В процессе подготовки и проведения игры происходит текущий контроль, в частности выполнение задач игры (презентации), активного участия, оригинальности

предложений. Навыки по применению процессной технологии в управление учебным заведением развивают на лабораторной работе.

В ходе текущего контроля проверяют выполнение тематических задач, как: «На основе алгоритма процессной технологии разработать внедрение и методическое сопровождение Государственного стандарта начального общего образования или Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования». В качестве примера предложено использовать материал «Новые стратегии управления в условиях внедрения Государственных стандартов» (с официального сайта методического центра города Торез Донецкой области). Форма отчета - письменнографическая.

Для проработки темы «Применение программно-целевой технологии в практике управления» избрана такая форма организации учебного процесса, как лабораторная работа. Текущий контроль по названной теме предусматривает выполнение тематических задач, например: исследовать возможность применения проектноцелевой технологии в практике деятельности конкретного учебного заведения. К примеру, рекомендуется использовать проектно-целевую структуру работы гимназии № 30 «Эконад» (г. Киев). Форма отчета - письменно-графическая.

На практическо-семинарском занятии «Моделирование инновационных технологий управления учебными заведениями» организовано микромоделирование избранных технологий (задача для микрогрупп) в форме презентации. Оцениванию подлежат выполнение задач микромоделирования, активность участия, оригинальность предложений, взаимодействие в микрогруппе. Промежуточный контроль осуществляется в форме защиты подготовленных работ (презентация).

Дидактическая единица № 3 «Применение инновационных организационных структур и инфраструктуры в управлении учебным заведением» ориентирована на формирование одноименной компетентности, реализующейся через создание кросс-

17

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

функциональных (проблемных) групп, которые выполняют отдельные задания; организацию специализированных

разделений по управлению

ной деятельностью; разработка сетевой организационной структуры управления учебным заведением.

Методами и формами организации учебного процесса выбраны интерактивное занятие мини-лекция «Особенности применения организационных форм в инновационном управлении учебным заведением», во время которой анализируют кейсы; обсуждают особенности различных организационных форм.

Текущий контроль предусматривает сравнение преимуществ и ограничений в использовании различных инновационных организационных форм в управлении учебным заведением и составление таблицы (форма отчета - письменнографическая).

Вопрос «Особенности формирования кросс-функциональных команд для управления инновационными проектами в учебном заведении» прорабатывают в такой форме учебного процесса, как практическое занятие.

Текущий контроль осуществляется во время микромоделирования особенностей формирования кросс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функциональных команд для управления инновационными проектами в учебном заведении по выбранной тематике (задания для микрогрупп), оцениваются: выполнение задач по микромоделированию, активность участия, оригинальность предложений, взаимодействие в микрогруппе (форма отчета - презентация).

На практическом занятии «Создание специализированных подразделений (отделов, управлений) по инновационной деятельности в учебном заведении» магистранты представляют собственно обоснование проектного предложения по организации специализированных подразделений (отделов, управлений) по инновационной деятельности в учебном заведении (задания для микрогрупп), выполняют задачи для микрогрупп.

Оцениваются: активность участия, оригинальность предложений, взаимодействие в микрогруппе (форма отчета - презентация).

В рамках промежуточного контроля запланировано такое тематическое задание: предложите вариант структуры управления многофункциональным образовательно-воспитательным комплексом школа -дошкольное учебное заведение (форма отчета - письменно-графическая).

Дидактическая единица № 4 фокусирует внимание на управлении развитием индивидуальной и групповой восприимчивости к новому субъекта и агентов инновационного управления учебными заведениями. В это время отрабатываются компетентности по управлению развитием инновационного потенциала субъекта и агентов инновационного управления учебным заведением, предусматривается развитие восприимчивости к новому у руководителя учебного заведения; применение средств стимулирования инновационной активности управленческой команды; управления развитием инновационной среды учебного заведения.

Трудоемкость в зачетных единицах -0,5 кредита.

Овладение дидактической единицы № 4 рассчитано на способность студентов учиться самостоятельно, стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации, толерантность к неопределенности, способность преодолевать сложившиеся поведенческие стереотипы, мотивационную готовность к самоизменению. Среди методов и форм организации учебного процесса следует назвать интерактивное занятие «Развитие индивидуальной восприимчивости к новому», включающий мини-лекцию, выполнение упражнений, разработка программы саморазвития. Для текущего контроля магистранты представляют собственную программу саморазвития (форма отчета - письменнографическая).

Интерактивное занятие «Развитие коллективной восприимчивости к новому»: мини-лекция, выполнение упражнений, анализ кейсов. На занятии отрабатываются

18

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

навыки системного подхода к решению проблемы: проведение психолого-

педагогической диагностики для выявле-ления личностно-профессиональных особенностей восприимчивости к му руководителя и членов управленческой команды, групповые формы развития восприимчивости к новому в условиях учебного заведения, разработку стратегий, тактик и алгоритмов развития восприимчивости к новому управленческих команд.

В рамках текущего контроля магистранты выбирают упражнения, стратегии, тактики и алгоритмы развития групповой восприимчивости к новому (форма отчета - презентация).

Интерактивное занятие «Форсайт-игра «Учебное заведение будущего». Предложена разработка структуры внешней и внутренней составляющих инновационной среды учебного заведения, подготовка программы формирования интегрированного инновационной среды учебного заведения.

Текущий контроль заключается в оценке выполнения задач игры, активного участия, оригинальности предложений (форма отчета - презентация).

Для промежуточного контроля студенты подбирают упражнения, стратегии, тактики и алгоритмы развития индивидуальной и групповой восприимчивости к новому. Варианты формы отчета - письменная, презентация.

Разработаны задания и методические рекомендации к выполнению самостоятельной и индивидуальной работы.

Организация самостоятельной работы направлена на усвоение когнитивных алгоритмов (алгоритмов профессиональной деятельности) и построена вокруг подобранного материала и скомпонованного в авторском учебном пособии «Основы инновационного управления». С формирующей и контролирующей целью используются структурно-логические схемы и таблицы (например, «Сравните принципы инновационного управления, которые разработаны различными авторами (Л. Даниленко, А. Забродин,

Н. Погребная, Н.Сас, A. Титов), выберите те, которые наиболее отвечают вашим убеждениям». Ответ оформите в виде таблицы).

Выполнение индивидуальных заданий призвано углубить усвоение теоретического материала, способствует формированию у студента умений и навыков самостоятельно решать задачи, связанные с воплощением новаций в управлении учебным заведением и учету индивидуальных возможностей, предпочтений, особенностей практического опыта студента. Выполнение одного или нескольких индивидуальных задач активизирует деятельность студентов, расширяет их кругозор, повышает инициативу и делает усвоение материала модуля более конкретным и целенаправленным (например, «Проанализируйте средства институализирования нововведений в деятельности учебного заведения Украинского гуманитарного лицея Киевского национального университета имени Тараса Шевченко).

Таким образом, выделены и описаны компетентности в области инновационного управления учебными заведениями служат своеобразным ориентиром, при помощи которого магистранты не только усваивают основы разработанного модуля, но и учатся использовать их для улучшения состояния дел в области будущей профессиональной деятельности (на примере решения ситуативных задач). Конечно, этот опыт требует закрепления в реальной профессиональной деятельности, но такая задача решается на этапе производственной практики и во внеучебной деятельности.

Описанные компетентности в области инновационного управления учебными заведениями устанавливают последовательность основных должностных действий, необходимые знания, необходимые умения и навыки, которые обусловливают содержание теоретического материала и выполнения практических заданий в пределах каждой дидактической единицы, самостоятельной и индивидуальной работы, позволяют усвоить понятийный аппарат, сформировать когнитивные алгоритмы, приобрести навыки использования полученных

19

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

знаний при решении ситуативных задач, стимулировать профессиональную рефлексию, мобилизовать накопленный управленческий опыт магистра.

Описанные компетентности в области инновационного управления используются во время контрольных мероприятий как самим магистрантом во время самостоятельной работы, так и преподавателем во время текущего, промежуточного и итогового контролей. Главное, на что обращается внимание во время контрольных мероприятий, - это освоение понятийного аппарата, формирование когнитивных алгоритмов (алгоритмов профессиональной деятельности), выполнение практических заданий, формирование навыков профессиональной рефлексии, выявленные сверхнорматив-

ной активности относительно инновационного управления учебным заведением.

Итак, в нами охарактеризован учебнометодический комплекс модуля «Основы инновационного управления учебными заведениями», разработке которого предшествовали:

- Выделение инновационного управления как составляющей профессиональной деятельности руководителя учебного заведения;

- Подбор и обобщение информации по основам инновационного управления учебными заведениями;

- Определение и описание должностных функций - компетентностей - ре-татов обучения в области инновационного управления учебными заведениями.

Библиографический список

1. Кремень В. Г., Ьлы'н В. В. Фiлософiя: мислшеш, ще!, концепцп : тдручник / В. Г. Кремень, В. В. 1лын. - К. : Книга, 2005. - 528 с.

2. Методичш рекомендацп щодо розроблення професшних стандарт за компетентшс-ним тдходом / розроб.: Мельник С. В., Матросов В. Д. ; М-во соц. пол^ики Укра'ши, ДУ НД1 сощально-трудових вщносин. - К., 2011. - 52 с.

3. Сас Н. М. Основи шновацшного управлшня навчальними закладами: навч.-

метод.поаб./Н.М.Сас.- Полтава: СПДФО Гаража М.Ф., 2014.- 178с.

4. Сас Н. М. Пщготовка майбутшх керiвникiв навчальних закладiв до шновацшного управлшня: стан та перспективи. Монографiя / Наталiя Сас.- Полтава: ПНПУ iменi В.Г.Короленка, 2014. - 336с.

5. Сас Н.М. Тенденцп професшно! пiдготовки майбутнiх керiвникiв навчальних закладiв до iнновацiйного управлшня (теоретико-методолопчний аспект): дисертацiя на здобуття наукового ступеня доктора педагогiчних наук: спещальшсть 13.00.04 - «Теорiя та методика професшно! осв^и» /Н.М.Сас, Черкаський нацiональний унiверситет iменi Богдана Хмельницького.- 2015.-558с.

6. Социология образования : учеб. пособ. для студ. вузов / под. общ. ред. В. И. Астаховой ; Нар. укр. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - X. : Изд-во НУА, 2009. - 464 с.

7. Субетто А. И. Системология образования и образованиеведение // Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм : в 13 т. / А. И Субетто ; под ред. Л. А.Зеленова ; КГУ им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2007. - Т. 7. - С. 22-36.

8. Чесбро Г. Открытые инновации: создание прибыльных технологий / Г. Чесбро ; [пер. с англ. В. Н. Егорова]. - М. : Поколение. - 2007. - 336 с.

Информация об авторе:

Сас Наталия Николаевна,

Доктор педагогических наук, профессор, Полтавский национальный педагогический университет

имени В.Г. Короленко, г. Полтава, Украина

Information about author:

Sas Natalya Nikolaevna,

doctor of pedagogical sciences, professor,

Poltava National Pedagogical University named after Vladimir Korolenko, Poltava, Ukraine

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.