УДК 378
Токман Андрей Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
тск99п@таИги
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье рассматривается проблема управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении. Выделены критерии (качество образовательной среды, педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава, качество организационно-управленческой компетентности, качество результатов образовательного процесса, эффективность функционирования образовательной системы) показатели и уровни (высокий, оптимальный, достаточный, критический, низкий) эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении.
Подчеркнуто, что выделенные критерии, показатели и уровни основываются на основных принципах системного подхода с использованием управленческой составляющей и структурно делятся на три условные группы: критерии и показатели обеспеченности, эффективности и результативности функционирования ВУЗа, что дает возможность анализировать качество образования одновременно как образовательного процесса, образовательной системы и результатов образования.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, критерии, критерии эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении.
Исследование проблемы управления качеством образования относится к наиболее актуальным проблемам современной теории высшего образования. Ее актуальность обусловлена потребностями практики, прежде всего потребностями резкого наращивания образовательного потенциала нации, обеспечения конкурентоспособности выпускников университетов на рынке труда как внутри страны, так и на международном уровне.
Новые реалии выдвигают новые требования к управлению качеством образования, в частности, универсальности подготовки выпускников общеобразовательных и высших учебных заведений, их адаптации к социальным условиям, личностной ориентированности учебного процесса, его информатизации, определяющей важности образования в обеспечении устойчивого человеческого развития.
Развитие теории и методологии управления в области высшего образования, обоснование закономерностей, принципов, функций, методов управления качеством образовательного процесса осуществлены ведущими отечественными учеными: В. Беспалько, Е. Березняком, Ю. Васильевым, В. Зверевой, Ю. Конаржевским, М. Кондаковым, В. Кричевским, Т. Лукиной, В. Масловым, М. Поташником, А. Субетто, Т. Шамовой и др.
Однако сегодня эта проблема требует дальнейшего анализа, особенно когда речь идет о критериях эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении.
Под управлением качеством образования в ВУЗе мы понимаем разработку и осуществление системы мер, которые позволяют эффективно предоставлять услуги такого качества, которое обеспечивает соответствие результата требованиям заказчика. При этом управление качеством образования предусматривает обеспечение проектирования, до-
стижения и поддержания качества образовательного процесса, его реализации и результатов.
Существенным признаком эффективного управления является обязательное определение критериев эффективного управления качеством образования, по которым и будут оцениваться результаты деятельности.
Критерии эффективного управления качеством образования задают направленность организационно-методических мероприятий, а также устанавливают пределы возможного для выбора качества и масштаба действий руководителя. Критерием, считается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация любого явления, процесса, деятельности. Без формулировки критериев работа по совершенствованию управления уже в самом начале оказывается неопределенной: неизвестно, по каким признакам можно судить о том, что удалось выбрать лучший в данных условиях вариант управления [7].
Специфика объекта управления позволяет определить число критериев и их содержание. Прежде всего, критерии должны направлять деятельность руководителей на всестороннюю и целостную реализацию задач, максимально использовать возможные резервы, то есть критерии являются важнейшим показателем достижения целей управления. Кроме того, критерии позволяют конкретизировать и дополнять саму формулировку целей. Содержание критериев эффективного управления позволяет заранее прогнозировать способы объективизации результатов, что помогает ставить реальные, измеримые цели [6].
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме управления качеством образования в ВУЗе [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.], результаты собственного исследования позволили нам выделить следующие критерии, показатели и уровни
© Токман А.А., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
193
эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении.
Критерий «качество образовательной среды» включает материально-техническое обеспечение (соответствие общей площади помещений госстандарту; достаточное количество лабораторий для обеспечения учебных программ; наличие современного компьютерного обеспечения; характеристика библиотечного фонда, уровень обеспечения студентов учебниками, рабочими местами в читальных залах; характеристика кадрового обеспечения: соотношение между штатными и внештатными преподавателями, уровень качественного состава (доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, преподаватели высшей категории), количество студентов на одного преподавателя и др.); соответствие образования требованиям времени, которое характеризуется переходом к высокотехнологичному информационному обществу; качественные и количественные характеристики учебно-воспитательного процесса, учебно-методическое обеспечение (учебные пособия, методические разработки и др.); обеспечение условий для сохранения здоровья студентов, состояние медицинского обслуживания и питания студентов; социально-бытовые условия жизни студентов, обеспеченность их общежитием, столовыми, спортивными залами и др.; организация психологического сопровождения студентов; кадровый потенциал ВУЗа (качественный состав, квалификационные требования); социально-психологический климат в педагогическом коллективе, степень сотрудничества и взаимоуважения между участниками учебно-воспитательного процесса; эффективность связи ВУЗа с другими вузами, наличие международных связей.
Критерий «педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава» включает профессиональную подготовку субъектов преподавания; методическое мастерство; уровень достижений студентов в учебно-познавательной сфере; личностные достижения преподавателя; эффективность воспитательной работы со студентами; результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы; сформированность педагогических способностей: умение преподавательского состава преподавать, умение воспитывать, их личностные качества (порядочность, ответственность, принципиальность, толерантность и т. д.), умение объективно оценивать и контролировать знания студентов. Умение преподавать в свою очередь проявляется: в поддержке и атмосфере учебного процесса, качестве проведения занятий и качестве диалога (преподаватель - студент); в психолого-педагогической подготовке преподавателя, глубоких знаниях предмета, профессиональной компетентности и эрудиции, владении новыми педагогическими технологиями, интерак-
тивными методами обучения; в уровне научно-методической и научно-исследовательской работы; в стремлении к постоянному совершенствованию своей работы; в знании нормативных документов системы образования; владении компьютерными технологиями. Умение воспитывать базируется на высоком уровне культуры и духовности преподавателя, его личном примере поведения и престиже, ощущении патриотизма и долга. Чтобы формировать у студентов целостную картину мира, высокую культуру, духовность и планетарное мышление, преподаватель должен иметь широкую гуманитарную и гуманистическую подготовку, а также навыки организации учебно-воспитательной работы. Среди личностных качеств преподавателя в первую очередь необходимо выделить: требовательность и справедливость, эмпатийность, честность и доброжелательность, общительность, чувство юмора, адекватную самооценку, самоконтроль, стремление к постоянному профессиональному (самостоятельное овладение новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и др.) и личностному (перестройка личностных качеств, установок, ценностей, нравственных ориентаций, потребностей, интересов, мотивов поведения) самосовершенствованию и др. Эти качества должны определять референтность (значимость) преподавателя для студентов. Естественно, личностные качества влияют на умение преподавать и воспитывать. Умение объективно оценивать знания студентов тесно связано в психолого-педагогическом плане с умением преподавать и воспитывать. Что касается механизмов объективной оценки, то преподаватель должен их знать и применять в совершенстве.
Критерий «качество организационно-управленческой компетентности» включает деятельность руководства ВУЗа (ректора, проректоров, директоров институтов (факультетов)), которая предусматривает наличие четких перспектив развития ВУЗа; планирование развития высшего учебного заведения, организация и управление учебно-воспитательным процессом; работу с кадрами; контрольно-аналитическую деятельность, принятие управленческих решений.
Подкритерий «организационная компетентность» проявляется в следующих показателях: создание надлежащих учебно-материальных, учебно-методических, санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания студентов; организация учебного процесса (обеспечение учебного процесса соответствующими учебными планами, программами; новыми технологиями и методиками обучения; внедрение современных, личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс; обеспечение учебно-воспитательного процесса квалифицированными преподавателями, современными учебниками и учебно-методиче-
скими пособиями и др.); обеспечение руководства работой по повышению эффективности и результативности учебно-воспитательной работы; обеспечение повышения квалификации работников; организация обучения педагогов современным технологиям учебно-воспитательной работы, личностно ориентированным методикам и методам психолого-педагогического исследования; уровень организации работы с молодыми преподавателями; мотивация и стимулирование работы преподавателей; обеспечение положительного социально-психологического климата в педагогическом коллективе; обеспечение социальной защиты субъектов образовательной системы; обеспечение условий для сохранения здоровья студентов, организации психологического и медицинского обслуживания студентов; организация питания студентов; наличие договоров по трудоустройству студентов; организация летнего отдыха студентов; привлечение к сотрудничеству с ВУЗом культурно-образовательных учреждений, государственных учреждений, и общественных организаций; взаимодействие с родительской общественностью по воспитанию и профилактике правонарушений, преступлений, вредных привычек, асоциальных проявлений среди студентов; организация досуга студентов; организация деятельности кружков, клубов, секций, объединений различной направленности и определение уровня охвата студентов работой кружков; организация и проведение научно-практических конференций, обеспечение международных связей.
Подкритерий «компетентность управления» проявляется в следующих показателях:
1) качество ведения документации по учебной работе (приказы по правовой и профилактической работе, планы работы, материалы педагогических советов, системы воспитательных мероприятий, аналитические материалы; состояние развития студенческого самоуправления, участие студентов в воспитательных мероприятиях и др.); уровень аналитического и диагностического обеспечения планирования научно-методической работы, состояние планирования научно-методической работы с педагогическими кадрами, структурными подразделениями в системе научно-методической работы (методические совещания, методические объединения, ассоциации, психолого-педагогические семинары и т. д.); соответствие годового плана концепции развития высшего учебного заведения; оптимальность анализа достигнутых результатов, имеющихся недостатков, упущений и учета их при планировании; планирование задач, которые могут быть реально выполнены в условиях функционирования ВУЗа; актуальность первоочередных задач, которые влияют на результативность деятельности ВУЗа; уровень планирования и охвата всех направлений деятельности учебного заведения;
направленность планирования на развитие ВУЗа, четкость поставленных задач, определение сроков и исполнителей; уровень участия педколлектива в планировании работы; нормативность утверждения плана; обеспечение равномерности распределения решения наиболее важных вопросов в течение учебного года; анализ выполнения плана и возможность внесения в него изменений;
2) соответствие концепции развития ВУЗа реализации государственной политики в области образования; анализ работы учебного заведения: статистические сведения о студентах, состояние их здоровья, количество групп, уровень развития, результаты учебных достижений, воспитанность; итоги учебно-воспитательной работы за последние годы, динамика результатов; сведения о традициях, образовательные и культурные достижения; структура и содержание системы управления, основные технологии и методы управления; перспективы развития высшего учебного заведения: определение общей стратегии, образовательных целей, направлений и задач; проектирование уровня и характера выполнения социального заказа на образование; использование новых учебных программ; проектирование повышения образовательного и квалификационного уровня педагогических работников, внедрение инновационных технологий; проектирование и создание условий для обучения и воспитания студентов; проектирование управленческой деятельности;
3) организация анализа и контроля качества образования на основе государственных образовательных стандартов для оценки уровня образования студентов, квалификации педагогических кадров и эффективности деятельности образовательного учреждения; мониторинг качества образования для изучения существующих недостатков в образовательном процессе; состояние планирования внутреннего контроля: перспективное, на учебный год; ведение документации; рациональность распределения обязанностей между руководителями факультетов (институтов) по контролю за всеми звеньями учебно-воспитательного процесса; уровень получения руководством постоянной и надежной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса; уровень использования различных форм, методов внутреннего контроля; внутренний контроль за: качеством занятий, внеучебными мероприятиями; внутренний контроль за состоянием преподавания учебных предметов, состоянием учебно-воспитательной работы, выполнением директивных документов, уровнем воспитанности студентов, работой кураторов, работой библиотеки; наличие внутреннего педагогического контроля;
4) Соответствие управления ВУЗом современным тенденциям теории и практики управления. Наличие системы оценки деятельности руководителей, структурных подразделений, преподава-
телей, работников ВУЗа. Соответствие структуры управления ВУЗом стратегии и задачам его работы. Использование современных информационных технологий в управлении ВУЗом. Наличие системы менеджмента качества образовательной деятельности ВУЗа. Степень определения недостатков в направлениях деятельности ВУЗа, выяснения причин негативных явлений, целесообразность, актуальность, конкретность принимаемых решений: ректоратом, педсоветом, уровень участия педагогов в подготовке вопросов для обсуждения и принятия решений; соответствие принимаемых управленческих решений требованиям законодательных и нормативных документов; обеспечение выполнения управленческих решений, наличие приказов на выполнение решений педагогических советов, определение сроков и исполнителей, разработка системы мероприятий, умелый подбор людей для выполнения решений, состояние исполнения управленческих решений в коллективе исполнителей; получение информации о состоянии выполнения решений и корректировка работы на основе полученной информации; моральное и материальное стимулирование исполнителей решений; наличие системы контроля за выполнением собственных решений; действенность принятых решений; состояние подготовки аналитических материалов по результатам внутреннего контроля и их результативность; перспективы обновления учебно-воспитательного процесса; внедрение педагогических инноваций; развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения учебного заведения (строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение компьютеров и оргтехники, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий и др.); уровень привлечения общественности к принятию управленческих решений; обеспечение готовности аппарата управления к реализации новых функций управления: рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении; единство единоначалия и коллегиальности в работе. Обоснованность и прозрачность финансовой политики. Развитие демократических основ управления.
Критерий «качество результатов образовательного процесса» включает уровень сформиро-ванности профессиональной компетентности будущих учителей.
Когнитивный подкритерий - проявляется в системности знаний, способности к тематическому обобщению информации, ее анализу, воспроизведению системы понятий соответствующей области науки для решения конкретных профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических); он предусматривает интегрированность знаний, способность воспроизводить, обобщать и применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения
конкретных профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических), осознание и практическую ориентированность знаний, понимание сферы их применения, способность накапливать и выделять знания, необходимые для решения конкретных профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических).
Показатели когнитивного критерия проявляются в определенном уровне знаний в области:
- дидактики (знание принципов и закономерностей обучения, основных средств, методов и форм организации обучения; умение соотносить дидактические цели со средствами и методами обучения; знание основных педагогических подходов, методик и технологий обучения, умение реализовать их в педагогической деятельности);
- теории воспитания (знание закономерностей и принципов воспитания, видов воспитания, средств и методов; умение ставить воспитательные задачи, выбирать адекватные средства и методы их решения; знания методик и технологий воспитания, умение реализовать их в педагогической деятельности);
- общей и педагогической психологии (знание закономерностей развития личности; умение выбирать методы психологического воздействия на учеников, адекватные характеру педагогической ситуации; знания в области психологии развития, физиологии; знания и умения в области мотивации учебной деятельности, саморазвития учащихся; знания в области психологии общения);
- знания в определенной предметной области в соответствии с будущей специализацией.
Личностный подкритерий - включает педагогические способности (дидактические, академические, перцептивные, организаторские, коммуникативные, прогностические, когнитивные, рефлексивные и др.), профессионально важные качества (нравственные, коммуникативные, когнитивные, эмоционально-волевые, индивидуально-типологические, личностно-характерологиче-ские), особенности профессиональной мотивации (наличие целей, стремлений, установок, интереса, мотивов профессиональной деятельности учителя, активно-положительное эмоциональное отношение к профессиональной деятельности учителя).
Показатели личностного критерия проявляются в определенном уровне развития:
1) профессионально важных качеств:
- нравственных (вера в силы и возможности детей, вежливость, тактичность, открытость, правдивость, деликатность, порядочность, справедливость, честность, внимательность);
- коммуникативных (эмпатия, знания, умения, навыки и способы осуществления общения и взаимодействия с воспитанниками, умение устанавливать психологический контакт, преодолевать барьеры общения, толерантность, адекватность
имиджа, вербальная активность, владение техникой педагогического общения);
- когнитивных (осмысленность восприятия, объем и оперативность памяти, гибкость, аналитичность, креативность мышления, развитое воображение, устойчивость внимания, наблюдательность, культура речи);
- эмоционально-волевых (готовность к принятию решений, эмоциональная устойчивость, положительная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе, самообладание, смелость, терпение, требовательность, саморегуляция, самоконтроль, стрессоустойчивость);
- индивидуально-типологических (сила, выносливость, активность, устойчивость ЦНС);
- личностно-характерологических и рефлексивных (настойчивость, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, скромность, самостоятельность, самокритичность, адекватная самооценка, чувство собственного достоинства и чести, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию);
2) педагогических способностей:
- дидактических (способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать у учащихся активную самостоятельную позицию);
- академических (способности к педагогической деятельности в своей предметной области);
- перцептивных (способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний);
- речевых (способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики);
- организаторских (это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу);
- авторитарных (способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета);
- коммуникативных (способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта);
- прогностических (специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности детей, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении
прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника);
- когнитивных (осмысленность восприятия, объем и оперативность памяти, гибкость, аналитичность, креативность мышления, развитое воображение, наблюдательность, способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности);
- рефлексивных (способность осуществлять самоанализ собственной деятельности, способность к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию);
3) профессиональной мотивации (наличие целей, стремлений, установок, интереса, мотивов профессиональной деятельности), которая включает внешние по отношению к педагогической деятельности мотивы внешнего самоутверждения, относительно внутренние мотивы (интерес к педагогической деятельности и любовь к детям), внутренние (результативные и процессуальные) мотивы и мотивы личностной самореализации (непосредственное стремление реализовать себя в профессиональной деятельности). Сформирован-ность профессиональной мотивации также включает степень инициативности, активности и заинтересованности при решении учебно-теоретических, учебно-практических, профессиональных задач.
Деятельно-операционный подкритерий - предполагает сформированность у студентов как будущих учителей умений и навыков профессиональной деятельности, определенный уровень профессиональной подготовленности, который проявляется в количестве и скорости успешно выполняемых профессиональных задач, в оригинальности и самостоятельности решения профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических).
Показатели деятельно-операционного критерия проявляются в определенном уровне развития умений и навыков профессиональной деятельности:
- аналитических (умение анализировать педагогические явления, то есть расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т. п.); осмысливать роль каждого элемента в структуре целого и во взаимодействии с другими, искать в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие логике данного явления; правильно диагностировать педагогическое явление; формулировать стержневую педагогическую задачу (проблему), искать способы ее оптимального решения);
- прогностических (умение управлять педагогическим процессом, ставить педагогические цели и задачи, осуществлять отбор способов достижения целей, задач; предвидеть результат, возможные отклонения и нежелательные явления на пути его достижения, умение определять этапы педагогического процесса и др.);
- проективных (умение обеспечивать конкретизацию целей обучения и воспитания и поэтапную их реализацию, переводить цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи, умение планировать содержание и виды деятельности участников педагогического процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личност-но-деловых качеств, планирование системы приемов стимулирования активности учащихся и др.);
- рефлексивных (умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя, на осмысление и анализ собственных действий, определять причины успехов и неудач, ошибок и трудностей в процессе реализации поставленных задач обучения и воспитания);
- организаторско-коммуникативных (умение привлекать внимание учащихся и развивать у них устойчивые интересы к учению, формирование у учащихся соответствующей мотивации, активного, самостоятельного и творческого отношения учебе; умение и навыки работы с методическими материалами; умение доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста; логически правильно строить процесс передачи учебной информации, используя различные методы интерактивного обучения, оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения материала; владение умениями и навыками педагогического общения и педагогической техники;
- предметно-практических (умение анализировать педагогические ситуации, определять причины их возникновения и способы решения, умение управлять педагогическими процессами (воспитанием и самовоспитанием, обучением и самообучением, развитием и саморазвитием); навыки использования в педагогической деятельности современных методов воспитания и обучения; владение теорией и методикой воспитания и обучения в своей предметной области.
Использование указанной совокупности под-критериев и показателей позволит комплексно оценить уровень сформированности профессиональной компетентности будущих учителей во всем ее содержательном многообразии, как в количественном, так и в качественном отношении.
Критерий «эффективность функционирования образовательной системы» проявляется в следующих показателях: уровень восприятия высшего учебного заведения обществом; механизмы сбора информации о результатах работы высшего учебного заведения; удовлетворенность студентов, преподавателей, работников, по состоянию дел в ВУЗе; авторитет высшего педагогического учебного заведения по отзывам студентов, родителей, выпускников, руководителей учреждений и организаций, общественности; рейтинг ВУЗа в стране; представ-
ление ВУЗа на конференциях различных уровней; участие профессорско-преподавательского состава в научной работе; сотрудничество педагогического ВУЗа с учреждениями, организациями, предприятиями города; уровень трудоустройства выпускников по специальности; наличие международных связей.
В соответствии с выделенными критериями и показателями мы предлагаем выделить следующие уровни, характеризующие степень эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении: высокий, оптимальный, достаточный, критический, низкий.
Указанные критерии, показатели и уровни эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении основываются на основных принципах системного подхода с использованием управленческой составляющей и структурно делятся на три условные группы: критерии и показатели обеспеченности, эффективности и результативности функционирования ВУЗа, что дает возможность анализировать качество образования одновременно как образовательного процесса, образовательной системы и результатов образования.
Перспективным направлением нашего исследования является разработка диагностического инструментария для анализа эффективности управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении в соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями.
Библиографический список
1. Багаутдинова Н., Новиков Д. Управление качеством образования // Стандарты и качество. -2002. - № 9. - С. 68-73.
2. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. ТоМ Quаlity Mаnаgеmеnt (TQM) / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров. Ю.В. Зорин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 599 с.
3. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление. - 2004. - № 1. - С. 9-20.
4. Ермошенко Б. Система управления качеством / Б. Ермошенко, В. Породенко, Т. Литвинова // Образование в России. - 2005. - № 4. - С. 9-14.
5. Качалов В. Проблемы управления качеством в ВУЗах // Стандарты и качество. - 2000. - № 5 -С. 82-85.
6. Управление качеством образования / под ред. Ю. Конаржевского. - М.: Наука, 2004. - 343 с.
7. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
8. Шамова Т.И.Исследовательский подход в управлении образованием. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
9. Шапошников С.О. Использование принципов всеобщего управления качеством и стандартов серии ISO 9000 в образовании // Проблемы качества в сфере образования. - 1999. - № 1. - С. 232-241.