Для ранжирования использовались также иерархические характеристики сочетаний профессионально значимых качеств педагога: включенности и готовности. Согласно И.А. Зимней [2], включенность приобретается практикой и дополняет готовность, отсутствие которой компенсируется только длительным процессом обучения. В соответствии с интериоризационными механизмами познавательной деятельности и таксономиями уровней знаний определены уровни сформированности компетентности в области предметно-профессионального проектирования (Таблица 2): эмпирический, синтаксический, семантический, прагматический, а также профессионально-прагматический уровень, формируемый профессиональной практикой.
Как показывают многочисленные исследования, именно уровень понимания, соответствующий семантическому уровню сформированности рассматриваемой компетентности, следует принять за базовый уровень готовности студентов педагогических вузов к предметно-профессиональному проектированию. При достижении уровней узнавания или понимания в случае отсутствия умений или опыта предметно-технологического проектирования включенность в педагогическую деятельность не обеспечивает базовый уровень готовности к предметно-профессиональному проектированию, однако формирует мотивационно-смысловую составляющую учебно-профессиональной деятельности (Н.А. Подымов, Л.С. Подымова). Оценка мотивационно-аксиологического компонента компетентности в области предметно-профессионального проектирования определялась на основе комплексного анализа анкет и результатов опроса студентов, в том числе, самооценки мотивации и эмоциональноволевой готовности к предметно-профессиональному проектированию, коррелирующей с параметрами, характеризующими
Библиографический список
эмоциональную направленность личности (по Б.И. Додонову) по оптимальным профессиональным показателям. При этом выявлен стабильный эффект завышения собственного уровня готовности студентов, не имеющих опыта практической деятельности на фоне недостаточного уровня профессиональных знаний и отсутствия понимания ценностно-смыслового аспекта предметно-профессионального проектирования.
Исследование проводилось на физико-математическом факультете Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина. В опытно-экспериментальной работе участвовали более 150 студентов. По результатам исследования сделан ряд выводов, включая следующие:
1. Для оценки уровня сформированности компетентности и соответствующей компетенции в высшем педагогическом образовании может быть применима комплексная диагностика таксономических уровней когнитивных знаний и умений, наличия опыта проектной деятельности, рефлексивной оценки студентов динамики собственных способностей, оценки педагогической пригодности, готовности и включенности на основе результатов анкетирования и опроса студентов, в том числе, самооценки мотивации и эмоционально-волевой готовности к определенному виду профессиональной деятельности.
2. По характеру механизмов познавательной деятельности могут быть различимы уровни сформированности компетентностей: профессиональный, прагматический, семантический, синтаксический, эмпирический, которые соответствуют уровням готовности будущих учителей к определенному виду профессиональной деятельности, соответствующему заданной компетенции.
Определение границ применимости полученных выводов, несомненно, требует более обширного и глубокого исследования.
1. Дудышева, Е.В. Междисциплинарное проектирование в предметно-профессиональной подготовке будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. -Барнаул: 2009.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997.
3. Михайлова, Н.С. Разработка тестовых материалов: учебно-методический комплекс / Н. С. Михайлова, М. Г. Минин, Е. А. Муратова, Б.Е. Илюхин. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
ДК 37:002
М.Н. Шипунова, учитель МОУ "Гимназии № 11", г. Бийск E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье раскрывается проблема развития информационной культуры учащихся образовательного учреждения в процессе изучения общественных дисциплин. Представлен анализ педагогической литературы по проблеме развития навыков использования информации на предметах обществоведческого цикла.
Ключевые слова: информация, информационная культура, развитие.
Одной из основных задач образования является формирование информационной среды, информационного деятельностного пространства, обеспечивающего реализацию образовательных программ, воспитание информационной грамотности и культуры учащихся.
По мнению российских учёных, информационная культура является показателем профессиональной культуры и фактором развития личности. Понятие "информационная культура" на современном методологическом уровне определено неоднозначно.
М.Г. Вохрышева информационную культуру рассматривает как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и развитием информационных качеств личности [1, с. 75].
По мнению Н.Б. Зиновьевой, информационная культура личности есть гармонизация внутреннего мира личности в ходе ос-
воения всего объема социально-значимой информации [2, с. 69].
А.А. Гречихин определяет понятие информационной культуры через информационную деятельность аксиологического характера, то есть обусловленную ценностями культуры [3, с. 12].
И.Г. Хангельдиева, исследуя понятие информационной культуры, описывает качественные характеристики жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [4, с. 7].
Е.А. Медведева указывает на то, что информационная культура позволяет человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его развитии и способствует информационному взаимодействию [5, с. 59].
Е.Л. Семенюк информационную культуру предлагает понимать как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информа-
цией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" [6, с. 2].
По мнению Т.Н. Сосниной и П.Н. Гончукова, информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а так же специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека и является продуктом его творческих способностей. Она является содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей [7, с. 168].
В. А. Минкина включает в понятие информационной культуры следующие аспекты: поиск информации при решении нетривиальных научно-технических задач, профессиональное чтение, переработку исходной информации и создание новой, профессиональное чтение [8, с. 32].
Н.И. Гендина дополняет понятие "информационная культура". По мнению автора, задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний [9, с. 102].
Информационная культура, по мнению Г.М. Клименко, является одной из главных задач современного общества, поскольку:
во-первых, она определяет социально необходимый уровень информированности индивида;
во-вторых, она формирует систему ценностных ориентацией, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении;
в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов;
в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают современные информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности [10, с. 11].
Развитие информационной культуры учащихся образовательного учреждения в процессе изучения общественных дисциплин возможно путем реализации деятельностного подхода.
Г.А. Русских предлагает систему развивающих целей обучения и виды занятий, ориентированных на формирование умений учащихся работать с текстом учебной статьи. Автор описывает четыре блока умений, взаимосвязанных по содержанию и усложняющихся по приемам деятельности школьников.
В первый блок входят репродуктивные умения по воспроизведению текста учебной статьи.
Второй блок - умения делать логический анализ текста.
Третий блок включает систему умений объяснять содержание текста; четвертый блок - исследовательские умения.
Последовательное выполнение заданий для самостоятельной работы дает возможность подготовить учащихся к исследовательской деятельности [11, с. 32].
В.В. Лебедев описывает методику совместного с учениками конструирования учебных карт, в ходе которого учитель организует процесс познания информации, классифицирует, анализирует, систематизирует, сравнивает и обобщает учебный материал. Алгоритм заполнения карты дает возможность целостно представить ассоциативно связанную информацию, легко ее запомнить и воспроизвести [12, с. 98].
Знакомство с материалами средств массовой информации, работа в сети Интернет способствует развитию информационной культуры учащихся.
Невозможно понять учебный текст, не овладев "языком" терминов, которые лишены эмоциональной окраски и трудны в запоминании. Помимо проблемы их усвоения, перед учащимися встает задача осознанного запоминания понятий. Этому способствует составление словаря терминов и различных схем в ходе
совместной деятельности учителя и учащихся на уроках. Зрительный образ в виде схемы-опоры помогает школьникам сделать шаг от конкретного к абстрактному, перейти от представления к понятию. Схемы-опоры используются на уроках с целью закрепления и повторения знаний.
А.С. Баранов указывает на возможность использования MS Excel для обработки статистической информации. Автор считает, что значительный объем информации следует систематизировать и предлагать учащимся для знакомства, и анализа в виде различных диаграмм: круговой, линейчатой, столбиковой, секторной и диаграммы с областями. Перевод "сухих" цифр в различные виды диаграмм позволяет показать возможность отражения большого объема статистической информации и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках [13, с. 69].
Развитию информационной культуры способствует выполнение учащимися таких письменных работ как реферат. Методика Н.К. Пантелеевой при обучении учащихся реферативной работе раскрывает поэтапный порядок деятельности: подготовительный —— собеседование по теме —— самостоятельная работа учеников —— корректирование плана —— написание черновика реферата — первая проверка реферата — оформление работы на черновике — итоговая проверка реферата и его рецензирование —— защита реферата [14, с. 70].
В зависимости от дидактических целей и специфики обществоведческого цикла возможно использования в процессе обучения различных видов компьютерных программ: учебные; тренажеры: контролирующие и демонстрационные (в том числе презентационные и интерактивные атласы); имитационные и моделирующие; информационно-справочные; мультимедийные учебники.
Следует отметить, что умение использовать мультимедийный комплекс на уроках обществоведческого цикла - это одно из средств достижения учебных целей, которое интенсифицирует, обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ученика и учителя, развивает их информационную культуру.
Мультимедийные учебники, как программно-методические комплексы, являются средством обучения нового поколения. В практике возможны разные варианты введения электронных учебников в процесс обучения общественных дисциплин. Электронный учебник содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить оценку знаний учащихся. Применение данного комплекса обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами.
Использование компьютера в учебном процессе эффективно при закреплении знаний учащихся. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет) необходимо организовать работу учащихся по освоению материала изучаемой темы, основанную на самоконтроле. Один из эффективных способов - обучающее тестирование, предполагающее индивидуальную работу каждого ученика с образовательной программой. Учащиеся получают возможность работать с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Данные образовательные программы составляются с целью детального изучения, освоения темы и подготовки учащихся к итоговому контролю. Работа с обучающей программой ликвидирует пробелы в знаниях, что очень важно для успешного развития информационной культуры учащихся.
Овладение информационной культурой - это путь развития личности, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своей роли в жизни общества.
Таким образом, теоретический анализ понятия "информационная культура" показал, что большинство методологических подходов ориентировано на решение общепедагогических целей и задач, достижение которых влияет на самосовершенствование личности.
Библиографический список
1. Вохрышева, М.Г Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей: Методология и организация информационно-культурологических исследовании / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1997. - вып. 6.
2. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. - Краснодар, 1996.
3. Гречихин, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.: 1994.
4. Хангельдиева, И.Г О понятии информационная культура // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996.
5. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11.
6. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - 1994. - № 1. - Сер. 1.
7. Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия "информация" / Т.Н. Соснина, П.Н. Гончуков. - М., 1997.
8. Минкина, В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. -1995. - № 4.
9. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. научн. конф. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сент. 1997: Тезисы докл. - Краснодар, 1997.
10. Клименко, ГМ. Развитие информационной культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе гуманитарного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.
11. Русских, ГА. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. - 2003. - № 1.
12. Лебедев, В.В. Как структурировать образовательную информацию / В.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2006. № 2.
13. Баранов, А.С. Использование MS Excel для обработки статистических материалов (на примере изучения Всемирного наследия). - 2005.
14. Пантелеева, Н.К. Как написать реферат. - 2006.
Статья поступила в редакцию 21.08.2010
УДК 378.02:372.8
Н.В. Леготкин, ст. преп. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНОЛОГИЗМА
В данной статье автор рассматривает вопрос о сущности принципа политехнизма и его реализации в системе высшего профессионального образования. Рассматриваются предварительные результаты педагогического исследования данной проблемы.
Ключевые слова: политехническое образование, принцип политехнологизма, профессиональное обучение.
Современное общество характеризуется тем, что технологии получения результатов деятельности приобретают большее значение, чем несколько десятилетий назад. Ранее способы достижения поставленной цели имели второстепенное значение, и общество работало, прежде всего, на результат. В настоящее время решающими факторами выбора способа достижения поставленной цели является комплексный учет факторов, характеризующих некоторый технологический процесс [1].
На переходном этапе возникает необходимость в комплексной оценке всех возможностей достижения поставленной цели, выбора оптимального способа, а также его технологическая реализация, которая в дальнейшем приведет к желаемому результату. Это становится возможным только тогда, когда человек обладает необходимыми научными знаниями, умеет проектировать эти знания в этапы деятельности и может находить альтернативные способы и средства достижения поставленной цели. Прежде всего, человек должен обладать общеобразовательными и профессиональными знаниями, которые и составляют основу научных знаний. Сами по себе научные знания не способны привести к адекватной, целенаправленной деятельности, необходимы также умения и средства технологического характера, а также и специальные знания. Специалист участвует в деятельности, связанной с проектированием научных знаний на поставленную профессиональную цель, и при этом особое внимание уделяет адекватности выбора методов достижения поставленной цели. В связи с этим возникает вопрос об учебной дисциплине или ряде дисциплин в профессиональном образовании, способных синтезировать научные знания, интегрировать подходы достижения поставленной цели.
Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека. Постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой, не является для отечественной педагогики новой. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования, как теорети-
ческая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития педагогической науки. Идея политехнического обучения возникла именно потому, что в связи с высвобождением рабочих мест, вследствие механизации и автоматизации производства, человек вынужден менять сферу деятельности, и эта смена должна проходить для него безболезненно и в минимальные сроки. Объективную необходимость политехнического образования, и его цель в своих работах показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. Дальнейшее развитие принцип политехнического образования получил в работах П.Р. Атутова [2]: "большую роль в общетрудовой и профессиональной подготовке учащихся играют политехнические умения". Политехническое образование формирует такие знания и умения в области техники и производства, которые в дальнейшем находят свое применение во многих видах профессиональной деятельности. На поиски содержания и путей реализации этого принципа было направлено внимание в работах многих педагогов: П.Р. Атутова, Ю.П. Атутова, Ю.К. Васильева, И.Д. Зверева, К.А. Ивановича, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, П. И. Ставского, С.Г. Шаповаленко, А.А. Шибанова, Д.А. Эпштейна и др.
В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями не стоит задача специальной подготовки учащихся. Школа занимается профориентационной работой, разъясняя учащимся сущность и назначение профессий, описывает тот круг учебных предметов, которые составляют основу современного производства, выстраивает в систему знания о профессиях и динамику их развития [3]. Дальнейшее приобретение политехнических знаний возможно в рамках профессионального обучения при обучении использованию различных инструментальных средств обеспечения учебного процесса, выполнении типовых расчетов, работы с аппаратурой. Как справедливо отмечается в работе [2], политехническое образование можно охарактеризовать как процесс раскрытия учителем и усвоения учащимися в учебной и трудовой деятельности общих научно-технических, организа-