ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
Непрерывная технологическая подготовка студентов как современная педагогическая проблема
В статье рассматривается технологическая подготовка как современная педагогическая проблема в системе профессионального образования. Определяется понятие технологической подготовки как непрерывного образования в современных условиях, которое способствует социализации личности и формированию ценностных ориентаций молодежи.
Ключевые слова: технологическая подготовка; непрерывное образование; педагогическая система; социализация личности; ценностные ориентации молодежи; ресурсный центр.
Ведущим фактором в развитии технологического общества на современном этапе становится распространение новых знаний, связанных с изменением содержания труда, его интеллектуализацией. Технология во всех ее проявлениях перестала быть только практическим применением науки, происходит «технологизации» различных видов человеческой деятельности и переход этого процесса из сферы материального, духовного производства в область социальных процессов образования и социальноэкономического управления.
Согласно концепции П.Р. Атутова, технология соединяет в себе природно-культурообразующие функции и становится связанной со всей системой «природа — практика — человек — наука» [1, с. 5]. Причем не только в отношении производства и организации трудового процесса, но и всеобщих основ человеческой деятельности, способов ее осуществления в технических средствах, во всех социокультурных образованиях. Таким образом, технология в широком смысле трактуется как преобразующая деятельность человека, а не только как деятельность, связанная с материальным производством.
В.А. Поляков отмечает, что готовность молодого человека к новому обществу новых технологий должна быть ориентирована не на политические или
© Чичерина Н.В., 2012
Н.В. Чичерина
идеологические призывы, или влияние каких-либо модных идей, а основываться на новой системе образования, способностях адаптироваться к разнообразным запросам многих поколений. Такой системой образования, по мнению ученого, сегодня является технологическое образование, которое, несомненно, откроет учащейся молодежи путь в будущее, к реалиям XXI в. [2, с. 31].
Современные достижения отечественной и зарубежной педагогики трактуют технологическую подготовку как более широкое и объемное понятие, с позиций необходимости воспитания технологической культуры, формирования у учащихся технологической картины мира наряду с естественнонаучной.
Важность технологической культуры молодежи в настоящее время признается во всем мире. Например, ЮНЕСКО реализуется программа «2000+» в рамках международного проекта по развитию научной и технологической грамотности для всех.
В современной педагогической науке разработано несколько различных авторских концепций технологической подготовки обучающихся. Ю.Л. Зотунцев, О.А. Кожина и др. разработали концепцию, базовое содержание и экспериментальную программу образовательной области «Технология», проанализировав опыт Англии, США и Голландии, которые уже несколько лет назад ввели в учебных заведениях предмет «Технология».
Авторы определяют технологию как знания об оптимальном преобразовании материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека. Основной целью «Технологии», по мнению авторов, является знакомство обучающихся с широким спектром материальных и информационных технологий, сознательный выбор профессии, разные формы допрофессиональной подготовки помогают учащимся подготовиться к самостоятельной трудовой жизни [6, с. 37].
П.С. Лернер предлагает три сценария, по которым может развиваться профессиональное образование: получение низкой квалификации, начальное профессиональное образование и профессиональное образование как начальная стадия на пути к высокой квалификации. Именно третье направление и является предметом нашего исследования, причем мы рассматриваем его с позиций важности внедрения в его содержание технологического образовательного компонента.
Следует отметить интересное предложение П.С. Лернера — выбор профессиональной карьеры учащихся по трем профилям: гуманитарный, технический и сервисный. На наш взгляд, выделение отдельной трудовой области «сферы услуг» заслуживает пристального изучения в связи с тем, что современное индустриальное общество находится в процессе динамичных изменений, ведущих к созиданию общества услуг [3, с. 144].
На наш взгляд, технологическая подготовка студентов учреждений среднего профессионального образования как основа трудового становле-
ния личности должна способствовать развитию и таких ее качеств, которые необходимы для будущей трудовой деятельности в условиях рынка труда, обеспечивать формирование реалистических социально-профессиональных планов и ценностных ориентаций на ближайшую перспективу, тем самым оптимизировать направленность профессионального обучения и последующую адаптацию на производстве. Студенты учреждений профессионального образования должны овладеть политехническим кругозором, ориентироваться в технологиях современного производства и сферы услуг, разбираться в средствах осуществления технологий, обладать функциональной грамотностью и владеть практическими умениями и навыками, усвоить основы экономического мышления. Они должны сделать профессиональный выбор и наметить социально-профессиональные планы построения трудовой карьеры.
Таким образом, основная цель образовательной области «Технология» в том, что она призвана подготовить учащихся к активной самостоятельной трудовой жизни, связанной с продуктивной, созидательной и преобразующей деятельностью в современном высокотехнологическом производстве или сфере услуг, к системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, к социально-профессиональному самоопределению и мотивации овладения различными профессиями в системе непрерывного профессионального образования.
В процессе технологической подготовки учащейся молодежи с учетом возрастной периодизации развития личности должны решаться следующие общие задачи: формирование технологических знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с современными средствами труда; расширение политехнического кругозора и закрепление в технологической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук; воспитание активной жизненной позиции, готовности к конкурентной борьбе на рынке труда, способности активно включиться в систему рыночных отношений; развитие творческих способностей, овладение проектной деятельностью, основами предпринимательства; активное ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение, планирование социально-профессиональной карьеры; углубленное овладение способами деятельности и средствами труда по выбранному направлению профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что произошли значительные изменения в подходах к пониманию технологии, и эти изменения носят объективный характер, отражая изменения реальной действительности. Это, в свою очередь, ставит серьезные задачи перед педагогами и педагогической наукой. Существует противоречие между наличием разрозненного технологического материала в различных общепрофессиональных и специальных дисциплинах и необходимостью целостного изучения современной технологии, овладения общими способами преобразующей деятельности человека. Это противоречие отмечено П.Р. Атутовым: «...це-
лостная технологическая подготовка как самостоятельная в нашей педагогической науке практически не рассматривалась» [1, с. 6].
П.Р. Атутов основывает свою научную концепцию на рассмотрении образовательной области «Технология» как системы. Ее элементами в содержательном плане являются основы наук, учебный предмет «Технология», трудовое обучение, общественно-полезная работа, производительный труд, внеклассная работа; в процессуальном плане — специальные технологии, в том числе, — педагогические технологии, методы и формы обучения, различные игры и др. Другими словами, идея технологической подготовки должна пронизывать все стороны и виды деятельности учащихся.
Автор рассматривает теоретический подход к технологической подготовке как к общепедагогической проблеме, выходящей за рамки политехнического образования и частных методик, отмечая, однако, что «содержательная и процессуальная сторона «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов содержания» [1, с. 4].
Данную концепцию, с нашей точки зрения, отличает научный подход к технологической подготовке как к педагогической проблеме, очерчены возможные пути ее разработки.
Сопоставляя важнейшие элементы политехнического и технологического образования, П.Р. Атутов подчеркивает, что различные педагогические системы различаются между собой прежде всего целями обучения. В наиболее общей формулировке цель политехнического образования состоит в формировании у учащихся готовности к труду в сфере современной техники, а цель технологического обучения — формирование готовности к преобразовательной деятельности. Как видно из целевых установок, политехническое и технологическое образование находятся в дидактической взаимосвязи. В процессе политехнического образования учащиеся изучают знания и умения, направленные на преобразовательную деятельность, следовательно, оно выступает средством технологической подготовки. С другой стороны, преобразовательная деятельность может быть направлена на усвоение общих основ современной техники и технологии и единых организационно-экономических основ современного производства. В этом случае преобразовательная деятельность является мощным фактором политехнической подготовки.
Таким образом, по целевым установкам и способам их реализации технологическая подготовка является более широким понятием относительно подготовки политехнической.
Изменения в понимании технологии неизбежно влекут за собой и необходимость переработки понятийного аппарата технологической подготовки. Раньше терминологической основой выступали характеристики технологических процессов производства, разработанные в теоретико-прикладных работах по НОТ (научной организации труда), а также по профес-
сиональному обучению, что наиболее полно отражено в работах С.Я. Батышева по производственной педагогике, трудах К.Н. Катханова и др. Теперь этот аппарат требует корректировки и переосмысления.
Параллельно с разработкой концепции технологического образования происходит разработка проектов Федерального стандарта образовательной области «Технология». Работа же образовательных учреждений идет по временному образовательному стандарту. Появились первые учебники «Технологии», которые, конечно, восполнили существующий пробел, но еще далеки от совершенства. Анализ инноваций в содержании образования, осуществляемых в РФ, показывает, что и в общеобразовательную российскую школу в рамках школьного или регионального компонента, и в систему учреждений среднего профессионального образования вводится многое из учебных планов зарубежной системы образования. В связи с этой тенденцией мы проанализировали опыт зарубежной технологической подготовки на различных ступенях обучения, что позволит нам в дальнейшем очертить круг российской специфики в решении вопросов технологической подготовки.
Например, в ряде регионов России сейчас проходит эксперимент, в основе которого лежит английская система. Одна из характерных тенденций в Англии — совершенствование всесторонней подготовки учащихся к жизни и труду в условиях современной рыночной экономики. Поэтому одним из направлений реформы образования в Англии в 1988 г. стало изменение содержания предметов труда и замена курса «Ремесло, дизайн, технология» другим — «Технология». Новый предмет основан на широком толковании термина «технология» и интегрирует в себе такие курсы: «Бизнес», «Информационная технология», «Домашняя экономика», «Ремесло, дизайн, технология», «Искусство и дизайн», то есть разрозненные курсы объединены с целью формирования у учащихся целостного представления о воздействии человека на материальный мир. В образовательных учреждениях Англии в связи с увеличением потока информации в технологической подготовке, начиная со школьного возраста, акцент делается на развитие проектного технологического мышления (метод проектов). Главная цель проектов — научить учащихся решению реальных проблем технологического характера.
В США для решения проблемы технологической подготовки существует специальная программа «Образование для карьеры». Согласно концепции этой программы еще в школе осуществляется поисковая деятельность по сознательному выбору профессии, посредством включения учащихся в различные сферы деятельности и выполнения ими проектных работ, в ходе которых они овладевают действиями в ситуации выбора.
Самый общий обзор зарубежного опыта говорит о том, что трудовое обучение в зарубежной школе выступает как мощное средство социализации личности и происходит в процессе изучения как обязательных предметов, так и предметов по выбору («Ремесло, дизайн, технология», «Техно-
логия», «Техника», «Домашняя экономика», «Введение в бизнес», «Основы выбора карьеры», «Основы выбора профессии» и др.). [5, с. 110].
Основываясь на анализе трудов российских ученых, изучивших зарубежный опыт технологического и профессионального образования учащейся молодежи (М.Б. Павлова, Е.Е. Федотова, Н.Н. Шамрай и др.), можно констатировать, что содержание технологического обучения строится на интегрирующей модели технологической подготовки, которая в итоге дает учащимся школ и учреждений профессионального образования достаточно полное представление о социально-технологической картине окружающего мира, социально-экономических аспектах трудовой деятельности, о формах взаимодействия человека с окружающей его технологической средой и о способах овладения технологической культурой. Основными принципами, лежащими в основе технологической подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования за рубежом, являются: обучение через конкретную деятельность умственную и физическую; не замыкаться на формировании конкретных знаний и умений, а рассматривать через призму изучения технологии способы создания всего искусственного мира вокруг нас; обучение через анализ окружающего мира; обучение не отдельным приемам работы с материалом, а через создание жесткой мотивации деятельности по принципу «найди потребность и удовлетвори ее»; использовать все знания, лежащие в основе технологии как интегрирующего предмета.
Дальнейший анализ зарубежного опыта показывает, что одной из активных форм подготовки к профессиональной деятельности являются учебные мини-предприятия, которые фактически рассматриваются как связующее звено образовательных учреждений со сферами социальной, экономической и трудовой жизни общества. При этом изучается структура и работа любого предприятия, также деятельность в мини-предприятиях помогает научиться: нести ответственность; проявлять инициативу; мыслить организаторски; сотрудничать в интересах коллектива».
Необходимо отметить участие России в еще одном международном проекте, ориентированном на активное вовлечение подростков в реальную трудовую деятельность и расширение их социально-трудового опыта. Это проект «Продуктивные школы», инициированный Берлинским институтом продуктивного обучения. В научно-педагогической литературе он описан как проект «Город как школа» (Н.Н. Шамрай). Его реализация направлена на начальное допрофессиональное обучение, начальную подготовку в сфере учебно-производственных комбинатов, институтов усовершенствования учителей и вузов города. По мнению Н.Н. Шамрай, участие в этих проектах можно рассматривать как первые результаты реализации технологической подготовки, направленной на подготовку к деятельности с позиции «технологических инноваций» и интеграцию в мировое сообщество (в рамках формирования общих подходов к образованию) [7, с. 44].
При безусловной привлекательности зарубежных моделей следует отметить, что перенос чьего-либо опыта на российскую систему образования требует серьезной предварительной научной проработки и корректировки. Ибо оказание молодым людям помощи в переходе из учебных заведений к самостоятельному труду зависит от комплекса условий, в которых осуществляются реформы в России. Это, прежде всего, создание рыночной сферы, изменение идеологии с ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей; изменение экономического базиса со структурной перестройкой многоукладной экономики. Несмотря на положительные моменты этого опыта, сам процесс изменения общественного сознания ставит личность в сложные психологические условия.
Изучая многочисленные современные научные труды по вопросам технологического образования, мы выявили, что зарубежные и отечественные ученые предлагают, в основном, два подхода к природе технологии.
Один подход основывается на том, что Сеймур Пейкерт назвал технократизмом. Этот подход заостряет внимание на технических средствах. Другой подход рассматривает технологию в качестве аспектов философского, социально-культурного, исторического развития общества. Если стратегия внедрения систем компьютерной связи в образование формируется на основе техно-центрического подхода, то все внимание уделяется компьютеру, а не ученику.
Из приведенных определений видно, что в последнее время существенно изменилось понимание термина «технология». Научная дискуссия продолжается и сегодня. Определения ученых различны, но общие тенденции, на наш взгляд, можно свести к трем позициям.
Во-первых, понятие расширилось; ученые ушли от совокупности процессов материального производства, пришли к преобразовательной деятельности в системе «природа — практика — человек — наука». Во-вторых, это деятельность приводящая к экономному, надежному результату. И, в-третьих, сам результат направлен на удовлетворение потребностей людей. То есть человек и его потребности находятся в центре технологической деятельности.
Из этого следует, что более широкая трактовка технологии выходит за рамки производственной сферы, существенно раздвигает границы технологического образования.
Таким образом, подчеркивая значимость технологической подготовки, многие отечественные ученые (П.Р. Атутов, Н.Н. Андрианов, С.Я. Батышев, В.М. Казакевич, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Шамрай и др.) отмечают, что оно имеет интегративную основу и включает в себя совокупность элементов трудового воспитания, профессионального обучения, политехнического образования, а также предусматривает расширение общекультурного кругозора учащихся, помогающего осознать технологическую и информационную картину мира, овладев технологической культурой, овладеть огромной суммой научных знаний и сформировать у них технологическое творческое мышление.
В логике данных рассуждений и на основе проведенного диссертационного исследования считаем, что непрерывная технологическая подготовка представляет собой прогрессивную линию движения человека, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, процесс развития всевозможных талантов и способностей личности, способность приобретать, развивать и систематизировать знания, и, как результат, адаптацию к новым социальным и профессиональным условиям.
Интенсивное развитие науки и технологии привели к потребности синтеза обосабливающихся аспектов и дробных разделов знаний. Следовательно, задачу технологической подготовки учащихся следует решать в русле системного синтеза «расширяющегося знания» (т. к. синтез многоаспектного понимания действительности поможет решить задачу максимально свободной творческой реализации индивида, свободного выбора им области трудовой деятельности и образа жизни в конечном итоге).
Анализ непрерывного технологического образования как педагогической системы предполагает два основных подхода. С одной стороны, гносеологический, так как образование представляет собой вид познавательной и практической деятельности человека, а с другой социологический, ввиду того, что образование представляет собой систему связанных между собой учреждений и организаций, выполняющих функции обучения, просвещения, воспитания и трудоустройства. При этом должно быть обеспечено необходимое взаимодействие всех элементов системы технологического образования, направленное на удовлетворение, в первую очередь, интересов выпускника.
Цель непрерывного технологического образования — формирование у студентов готовности к преобразовательной деятельности в реальном производстве по созданию материальных и духовных ценностей, развитие всевозможных талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, как результат — адаптация к социальным и технологическим умениям.
Таким образом, технологическое образование имеет интеграционную основу и включает в себя политехническое общее среднее и профессиональное образование, оно осуществляется на протяжении всей жизни человека.
По нашему мнению, технологическое мышление студентов развивается на основе научных знаний и результата творческой познавательной деятельности в процессе учебы и труда. В ряде педагогических исследований подчеркивается необходимость побуждения учащихся к активной творческой познавательной деятельности и предлагается выбор оптимальных методов, средств, организационных форм и педагогических условий, которые способствуют ее формированию.
До сих пор речь шла о технологической подготовке как системе познавательной и практической деятельности человека.
Технологическая подготовка (включая самообразование), в современном смысле этого слова, как овладение научным знанием, получаемым в
учебных заведениях, внешкольных учреждениях, при чтении научной и научно-популярной литературы, с помощью средств массовой информации и т. д., как бы надстраивается над непрерывно протекающим в сфере обыденного сознания познавательным процессом.
В качестве необходимого условия функционирования системы технологическая подготовка выступает, на наш взгляд, как возможность обеспечить активное взаимодействие студентов с окружающей средой. Это предполагает тесное сотрудничество науки, образования и производства в целях создания экспериментальных моделей. Образование, будучи относительно самостоятельной сферой деятельности и организационной системой, испытывая определяющее влияние экономического прогресса (или регресса), в свою очередь, тоже оказывает влияние на экономику и другие стороны общественной жизни и, конечно, на развитие общества в целом.
Названные выше проблемы позволяют нам констатировать, что в результате интеграции науки, образования и производства создается профессиональное поле сотрудничества, где идет поиск оптимальных моделей новых типов образовательных учреждений (профессиональных лицеев, колледжей, частных образовательных учреждений и т. д.) и их органичного функционирования в системе технологического образования.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что гносеологический и социологический подходы к технологической подготовке позволяют: решать задачу технологической подготовки в русле системного синтеза «расширяющегося знания» за счет использования так называемого «свободного технологического пространства» в процессе изучения курса «Технология», а также во внеурочной трудовой деятельности; осуществлять интеграцию науки, образования и производства в рамках взаимодействия образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, научноисследовательских, производственных и др. для создания профессионального поля сотрудничества с целью информационного обмена и адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования к рынку труда в процессе профессионального технологического образования.
Введение понятия «адаптация» в научный оборот связывают с именем X. Ауберта. Изучение трудов ряда ученых (Ю.А. Березина, А.В. Запорожца, И.А. Милославовой, В.А. Полякова, И.Д. Чечель и др.) позволяет сделать вывод о том, что процесс социально-психологической адаптации выпускника учреждения среднего профессионального образования к рынку труда будет проходить успешнее, если студенты будут иметь возможность в стенах образовательного учреждения не только получать профессиональные знания, но с помощью педагогов познавать себя и обучаться активному поведению на рынке труда, мобилизуя при этом свои внутренние ресурсы. В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что социальная адаптация — это процесс приспособления инди-
вида к требованиям общества, установление соответствия определенным социальным нормам и требованиям посредством запретов со стороны окружающих на определенное поведение. Нами анализируются процессы социализации личности. Мы считаем, что процесс адаптации — это первая фаза социализации, которая проходит через налаживание взаимоотношений с окружающими, при этом задействованы когнитивный, эмоциональный, волевой уровни личности.
Анализируются три стадии адаптации в новых условиях (социальная, профессиональная и социально-производственная). Предлагаемая периодизация в полной мере характеризует процесс постепенного перехода выпускника учреждения профессионального образования в состояние работника, адаптированного к новым условиям рыночной экономики.
Таким образом, произошли значительные изменения в подходах к пониманию технологии, и эти изменения носят объективный характер, отражая изменения реальной действительности. Это, в свою очередь, ставит новые задачи перед педагогической наукой и практикой. Существует противоречие между наличием разрозненного технологического материала в различных общеобразовательных и специальных дисциплинах и необходимостью целостного изучения современной технологии, овладения общими способами преобразующей деятельности человека.
В ходе исследования установлено, что современные условия рынка труда характеризуются следующими характеристиками: нестабильность наличия рабочих мест и позиций, частая смена работы, распространение неполной или частичной занятости, необходимость непрерывного повышения квалификации, и следовательно, необходимость непрерывного образования, быстрое развитие технологий, и соответственно, усиливающееся значение технологического образования и т. д.
На основании проведенного анализа потребностей рынка труда установлено, что увеличивается число востребованных специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (технический, информационный, транспортно-коммуникационный, торговый, социально-культурный сервис), где выпускники начального и среднего профессионального образования являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы. Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере (здравоохранение, культура и искусство, пенсионное обеспечение, различные формы социально-психологической поддержки населения, образовательные услуги, в том числе для лиц с особыми потребностями, реабилитационная деятельность и др.).
Вновь возникшие профессии в сфере услуг требуют в основном появления новых квалифицированных рабочих кадров, все большее число людей находит работу в растущей сфере услуг, а именно: в торговле, банках, страховых обществах, на транспорте, в средствах связи, общественных организациях, оказывающих услуги.
Определено, что рыночные условия функционирования образовательных учреждений предполагают постоянный и активный поиск путей их взаимодействия с различными субъектами рынка, заинтересованными в конечном продукте деятельности учреждений профессионального образования.
Экспертами и исследователями отмечается, что система профессионального образования нуждается в серьезной реорганизации, направленной на создание гибкой, ориентированной на рынок труда системы, обеспечивающей формирование более широких прикладных умений и навыков. Одним из путей решения проблемы, которое успешно применяется в некоторых странах организации экономического сотрудничества и развития, является создание ресурсных центров.
На наш взгляд, профессиональные ресурсные центры должны быть, прежде всего, центрами по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, где основными заказчиками являются региональные заказчики: молодежь и взрослое население. Основной задачей ресурсных центров является приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков в соответствии с изменениями на современном рынке труда.
Ресурсные центры не должны превращаться только в современные производственные учебные лаборатории, конкурирующие с реальным производственным сектором. Они должны стать центрами приобретения профессионального мастерства, обеспечивающими подготовку специалистов высокого качества и создающими спрос на услуги, связанные с профессиональной подготовкой и повышением квалификации. Особое внимание в них должно уделяться непрерывному технологическому образованию обучающихся.
Литература
1. Атутов П.Р, Симоненко В.Д., Хотунцев ЮЛ. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе России // Школа и производство. — 1999. — №1. — С. 3—11.
2. Поляков В.А. Содержание и методы современного образования // Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований: Сборник статей. — М., 2004. — С. 27—41.
3. Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. — М.: Академия, 2005.
4. Павлова М.Б. Технология: новый учебный предмет в школе. — Спб., 1993.
5. Федотова Е.Е. Подготовка выпускников школ к занятости: современный зарубежный опыт. — Томск: Изд-во Томского университета, 2002.
6. Федотова Г.А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: Аналитический обзор. — М., 1998.
7. Шамрай Н.Н. Теоретико-методические основы технологической подготовки школьников: книга для учителя. — М.: Ореол, 1999.