ного строительства. Для поддержки этого процесса необходимо утверждение форм субъектно-субъектного взаимодействия, способствующих развитию творческого мышления студентов. Студент, прошедший такую школу, обязательно будет творцом в своей педагогической деятельности.
Изучая современное состояние развития студенческого самоуправления, можно констатировать, что без терпеливого выстраивания, постоянного расширения и трансформации среды любая активность студентов обречена. Проектирование образовательной учебной и внеучебной деятельности должно выстраиваться в соответствии с целями поддержки творческой индивидуальности студента, создания условий для его духовного и гражданского становления, поиска и создания форм культурного строительства, расширения поля свободного, дискуссионного общения препода-
вателей и студентов и т.п. Педагогика мероприятий должна уступить место педагогике Бытия, а высшая школа - школе творчества молодежи.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично-стно-ориентированного образования: Монография. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000
3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
4. Крылова Н.Б. Разговор с молодым директором школы: какие идеи и ценности нужны ему «позарез»? // Директор школы. - 2002. - № 6.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Игровые методики. 3-е изд. - М.: Пед. общество России, 2006.
УДК 37.01 ББК 74.04
ТЕХНОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А.А. Калекин, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, (4862) 556162, [email protected]
Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой современного трудового обучения и воспитания школьников. Современный учитель технологии профильной школы (с индустриально-технологическим направлением) должен обладать общеинженерной компетенцией на базе общеинженерной педагогики.
Ключевые слова: образовательная область «Технология», профильное обучение, общеинженерная педагогика, общеинженерная компетенция учителя технологии.
TECHNOLOGY AND EDUCAION
Kalekin A.A.
The educational area «Technology» is a necessary component of modern labour training and education of schoolboys. The modern teacher of technology of profile school (with industry and technological direction) should possess general engineering competence on the basis of general engineering pedagogics.
Keywords: educational area «Technology», profile training, general engineering pedagogic, general engineering competence of a teacher of technology.
Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его «экстенсивной», технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый, технологический этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо на основе научных знаний комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности (включая материальные и интеллектуальные средства) из массы альтернативных вариантов.
Основополагающее место в такой деятельности
человека занимает его научная подготовка. Она обеспечивается прежде всего усвоением общеобразовательных и специальных знаний. Это объясняется тем, что технология выступает парадигмой современного образования, т.е. ее целью и основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Однако научные знания автоматически не обеспечивают рассматриваемую деятельность: нужны также специальные знания, умения и средства технологического характера, обусловленные тем, что наряду с традиционными, предметно ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические и социально-
технические дисциплины (эргономика, информатика, инженерная экология, психология труда и т.п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Наиболее общие и элементарные основы этой крупной области знаний необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные основы, на наш взгляд, сконцентрированы в образовательной области «Технология» общеобразовательной школы
[1, 2, 3].
Усвоение содержания образовательной области «Технология» позволяет учащимся:
- сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества;
- получить обоснованное профессиональное и жизненное самоопределение по завершению общеобразовательной школы;
- мыслить системно, комплексно;
- самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности.
Перечисленные общие способы учебной деятельности, знания и развивающие формы мышления реализуются в процессе преобразовательной деятельности, создания искусственной технической среды на базе научных знаний, т. е. в процессе технологической (в широком смысле) деятельности или технологического преобразования действительности (в отличие от научного или художественного познания). Эта сфера деятельности общества определяет в самом общем виде содержательную специфику технологического образования как неотъемлемую и обязательную часть общего образования.
Содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией профильного обучения в школе, которое включается в «Технологию» как один из важных элементов ее содержания.
Образовательная область «Технология» пронизывает всю систему учебной, трудовой деятельности учащихся. Другими словами, концепция технологического образования школьников полностью соответствует задачам профильного обучения.
Рассмотрение «Технологии» как предметной области профильной подготовки позволяет разработать дидактические условия, обеспечивающие технологическую грамотность учащихся в процессе изучения цикла учебных предметов профильного и профессионального обучения, а также в ходе общественно-полезного и производительного тру-
да.
Технологическая подготовка учащихся позволит им более гармонично сосуществовать в информационно и технологически насыщенном обществе, лучше и заботливее использовать дары окружающего мира, глубоко познать его и эффективнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Технологическое образование, по словам академика РАО П.Р. Атутова, необходимо развивать как в ширину - обогащение соответствующими знаниями и умениями учащихся, так и в глубину - вооружение их концептуальными знаниями в технологических областях (для тех, кто выберет технологию в качестве своей основной специальности). Такая возможность предоставляется и за счет изучения в общеобразовательной школе курса «Технология», и использования так называемого «свободного технологического пространства» в процессе внеклассной и внешкольной трудовой деятельности [1].
Курс «Технология» в системе образования дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применять и реализовывать эти знания и умения в творческой и преобразовательной продуктивной деятельности в интересах общества.
Очевидная интердисциплинарность (интегра-тивность) курса технологической подготовки находится в определенном противоречии с дискретно-дисциплинарным строением общепринятой школы. Однако такие базовые методологические элементы, как постановка задачи, отбор соответствующей литературы, анализ, выдвижение гипотезы, эксперимент, проектирование, контроль и т. д., находятся в неразрывной связи с любым учебным и трудовым процессом и являются важной частью содержания технологического образования учащихся.
Курс «Технология» в системе общего образования подчеркивает источниковую суть знаний и умений и их необходимость для решения теоретических и практических задач в реальном мире. Практическая работа в различных отраслях народного хозяйства должна стать необходимым звеном вооружения учащихся технологическими знаниями.
Целью технологического образования являются [2]:
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира (наряду с естественно-научной и социально-исторической) и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности;
- создание оптимальных условий для развития личности и нахождения ею своего «Я» в процессе
участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Сформулированная цель технологического образования может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- воспитание у учащихся трудолюбия и формирование у них потребности в труде, осознанного и творческого отношения к нему, выработка стремления и умения постоянно совершенствовать свое мастерство;
- формирование и развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих) и специальных (математических, художественных, технических) способностей;
- формирование профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной деятельности в сочетании с широким общеинженерным кругозором и профессиональной мобильностью;
- включение учащихся в реальные трудовые (производственные) отношения в процессе созидательной деятельности;
- воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, эстетической, экологической, правовой и др.), самостоятельности, инициативности, предприимчивости;
- создание оптимальных условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления и включение их в реальные экономические отношения;
- формирование «гибких» умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, и готовность принимать нестандартные решения.
Обозначенные условия реализуются в процессе учебной и трудовой деятельности учащихся во всей учебно-воспитательной сфере школы.
Однако сложившаяся практика профильной подготовки учащихся не позволяет в должной мере реализовывать принципы целостности и всесторонности развития школьников, не обеспечивает их готовности к современному информационно насыщенному созидательному труду. Бессистемно распределенный по учебным предметам политехнический материал (чаще всего в виде «примеров из техники») не создает целостной картины современного технологического процесса, не выступает необходимым звеном между общим образованием и профессиональной ориентацией учащихся.
Технологическая направленность учебного процесса реализуется стихийно ввиду того, что не определены взаимосвязанные и взаимодополняю-
щие функции общеобразовательных дисциплин в осуществлении технологической подготовки учащихся. Если учесть, что изучение общеобразовательных дисциплин занимает основную часть учебного времени школьника, то имеются все основания утверждать, что эта важнейшая часть учебно-воспитательного процесса в школе практически не работает на технологическое образование учащихся.
Сущность образования раскрывается в описании деятельности, к которой готовится личность. Так, суть общего образования выражается в том, что оно служит средством формирования личности, способной к жизни и труду в обществе, а профильное обучение заключается в описании содержания труда. Сущность технологической подготовки раскрывается в характеристике средств деятельности для достижения материальных и духовных ценностей и формирования качеств личности, необходимых для этого.
Качественная определенность технологической подготовки может быть выражена путем раскрытия содержания преобразовательной деятельности. Современный человек живет и действует в той или иной мере в технической, искусственной среде обитания, созданной им самим. В ней выделяются основные сферы жизнедеятельности, центром которых является человек.
Во-первых, это производственная сфера, обусловленная использованием техники в воспроизводстве материальных и духовных средств жизнедеятельности человека.
Во-вторых, непроизводственная сфера, порожденная функционированием технических средств в области социальных, политических, военных, бытовых и других общественных отношений.
В-третьих, биотехническая сфера, в которой применение техники - жизненно необходимое условие деятельности человеческого существования.
В перспективе под воздействием использования новейших достижений науки и внедрения их для создания материальных и духовных ценностей среда обитания человека будет еще более интенсивно развиваться и усложняться, а потребность в технологической деятельности - все более возрастать. В настоящее время в структуре общей картины мира, наряду с естественно-научной и социально-исторической картиной мира, выделяют также технологическую картину мира, отражающую искусственный мир техники в системе понятий научно-технического знания. Она дает целостное представление о технике, без которого технологическая деятельность не будет эффективной в дальнейшем познании и преобразовании окружающей действительности.
Другая важная задача, значение которой возрастает в связи с необходимостью наращивания
интеллектуального потенциала общества, - это развитие технологических способностей учащихся и формирование их преобразующего мышления. Как специфический вид интеллектуальной деятельности, такое мышление непосредственно связано с решением задач на основе научных знаний. Задача формирования преобразующего мышления в своей основе должна решаться в процессе технологического образования.
Каковы же методы и организационные формы развития преобразующего мышления учащихся? Прежде всего следует отметить, что оно связано с применением знания для преобразования объектов труда. Указанное применение имеет свои особенности. Оно направлено не только на познание окружающей действительности, но и на изменение ее в интересах человека. Поэтому целевая установка такого изменения более содержательна и созидательна. На определенном этапе применения знания для познания и созидания совпадают. Однако это совпадение носит лишь процессуальный характер. Между тем применение знаний для преобразовательной деятельности диктуется объектом, который мы намерены создать. Поэтому структура знаний для использования будет иной, чем при простом их применении в целях познания. Здесь учащийся уясняет научные основы того или иного явления, процесса. В то время как преобразующее мышление ставит своей задачей создание нового объекта труда или придание ему новых качеств.
Формирование у школьников преобразующего мышления должно проводиться с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие преобразующего мышления основывается на использовании современных методов поиска решений различных задач. К ним относится мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально-стоимостный анализ и др. [3].
Овладение современными методами преобразовательной деятельности базируется на целом ряде сформированных и формирующихся в процессе педагогического воздействия политехнических умений. К ним относятся такие умственные действия, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстро переходить с одного уровня обобщений на другой, видя при этом целое раньше частностей, формировать образ оптимального конечного результата трудовой деятельности, вести трудовую деятельность с учетом маркетинговых и экономических прогнозов и др.
Перечисленные современные методы поисковой деятельности, используемые в качестве разноуровневых стратегий преобразовательной деятельности, основываются на перечисленных умст-
венных действиях и, в свою очередь, способствуют их совершенствованию.
Таким образом, сущность технологической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности. Очевидно, что развитие таких способностей и такого мышления нельзя однозначно отнести только к задачам общего или профессионального образования. Они формируются в процессе технологической деятельности. С позиций всестороннего развития личности технологическая подготовка трактуется как элемент общего образования. Там, где развитие тех же указанных качеств личности рассматривается в связи с подготовкой к профессиональной деятельности, она выступает как средство профессионального образования.
Технология как парадигма современного образования предусматривает:
- разработку научной теории соотношения технологии и современного образования, воплощенной в системе понятий, выражающих существенные особенности обозначенного соотношения;
- формулирование исходной концептуальной схемы взаимосвязи технологии с содержанием, методами и организационными формами обучения;
- постановку научных задач, разрешение которых позволит выявить природу и характер указанной взаимосвязи;
- организацию и раскрытие методов исследования теоретических и практических задач в рамках поставленных проблем.
Целостная технологическая подготовка учащихся как самостоятельная проблема в нашей педагогической науке и практике не исследовалась.
Нет научно обоснованных подходов к определению содержания технологической подготовки учащихся и реализации его в процессе их учебной и трудовой деятельности.
Существует противоречие между наличием разрозненного технологического материала в различных общеобразовательных и специальных дисциплинах и необходимостью целостного изучения современной технологии, овладения общими способами преобразующей деятельности человека.
Для успешного формирования такой деятельности необходимы специальные педагогические и психологические условия. К ним следует отнести разработку задач, заданий, методик, практических работ, методов обучения, педагогических технологий, обеспечивающих овладение способами пре-
образования объектов труда для достижения поставленных целей. Обозначенные условия охватывают учебную, трудовую деятельность обучающихся, а также их досуг.
Образовательная область «Технология» предусматривает, на наш взгляд, необходимость того, что идея технологической подготовки в том смысле, как обозначена выше, должна пронизывать все стороны и виды деятельности учащихся. Другими словами, указанная область выступает как система. Ее элементами являются в содержательном плане основы наук, психология, логика, риторика, учебный предмет «Технология», трудовое и профессиональное обучение, общественно полезная работа, производительный труд, внеклассная работа по науке и технике; в процессуальном плане - специальные технологии, в том числе педагогически, методы и формы обучения, различные игры и др. Так, разработаны такие педагогические технологии, как: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное обучение; проблемно-алгоритмическое обучение; проблемно-контекстное обучение; проблемно-модельное обучение; проблемно-модульное обучение; проблемно-компьютерное обучение.
Для разрешения противоречия необходимы исследования педагогов, психологов, социологов, технологов и других специалистов. Аадемик РАО П.Р. Атутов дает основные контуры такого исследования [1].
Технологическая подготовка учащихся диктует использование для этого всеобъемлющих педагогических средств. Известно, что нет учебного предмета, обеспечивающего по содержанию целостное изучение технологии учащимися. Технология рассматривается как прикладное естествознание, приложение законов естественных наук к различным технологическим процессам производства. Ее изучение в той или иной мере осуществлялось средствами отдельных учебных предметов естественно-научного цикла и трудового, профессионального обучения. Между тем каждый учебный предмет имеет свои специфические цели, содержание, систему методов и средств, логику построения учебного процесса и т.д. Технологическая подготовка лишь обслуживает цели того учебного предмета, применительно к которому она осуществляется, и реализуется на основе его конкретного содержания.
Таким образом, сложилось положение, при котором технологическая подготовка учащихся, ее осмысление осуществляется с позиций социального заказа образовательной системы в целом, а поиск путей и средств ее достижения ограничивается рамками частнодидактических подходов или профильным обучением. Преодоление такого положения предполагает переход к общедидактиче-
скому уровню разработки проблемы технологической подготовки школьников. Здесь может быть два пути: создание общего курса или методической рекомендации обобщающего характера. Для решения этой задачи нужна разработка педагогических целей технологической подготовки, принципов отбора и конструирования ее содержания, конструирования новых предметов, реализующих содержание образовательной области «Технология».
Теоретический подход к технологической подготовке школьников как общепедагогической задаче, выходящей за рамки теории политехнического образования и частных методик, позволит снять указанные противоречия. Подлежит исследованию, на каких методологических и дидактических основаниях должна строиться технологическая подготовка школьников в новых социально-экономических условиях. Необходима разработка теоретических основ технологической подготовки школьников, включающая обоснование базового содержания и педагогического обеспечения образовательной области «Технология».
Можно предположить, что технологические знания учащихся наряду с естественно-научным и обществоведческим компонентами являются самостоятельной структурой общего образования.
Овладение общими способами преобразующей деятельности человека в процессе изучения образовательной области «Технология» будет успешным, если:
- выявлены методологические функции научных знаний по отношению к содержанию «Технологии» как образовательной области;
- содержание технологической подготовки выступает отображением целостной технологической картины мира;
- выделен тезаурус обобщенных технологических понятий в содержании «Технологии» как образовательной области, так и предметной области трудовой подготовки;
- разработано педагогическое обеспечение реализации содержания учебного предмета «Технология» (задачи, задания, проекты, методы обучения, педагогические технологии и др.);
- будут подготовлены в вузе для работы в профильных школах (с индустриально-технологическим направлением) учителя технологии с общеинженерной компетенцией на базе общеинженерной педагогики [4].
В настоящее время не разработан учебный предмет, включающий в себя систематизированное изложение общих способов и средств преобразовательной деятельности. Наличие такой дисциплины сделало бы подготовку учителей для осуществления технологического образования учащихся целенаправленной и эффективной. Такой учебный
предмет необходим для студентов педвузов и учащихся средних школ. Поэтому исследование возможностей конструирования содержания учебной дисциплины «Технология» является весьма насущным. Другой важной составляющей технологического образования учащихся является развитие у них технологического мышления.
Технологический этап современного научно-технического прогресса диктует повышение уровня профессиональной подготовки молодежи для обеспечения ее эффективной работы в различных сферах человеческой деятельности.
Общеинженерная педагогика - самостоятельное направление в педагогике высшей школы, которое, взаимодействуя с техническими науками, технологиями и техникой, изучает теоретические проблемы подготовки учителей технологии профильных школ (классов) с индустриально-технологическим направлением.
Общеинженерная компетенция учителя технологии - готовность будущего учителя технологии получить в вузе инженерные знания отраслей материального производства и способность применить эти знания, умения и личностные качества для формирования у школьников (особенно у
мальчиков) на уроках технологии в период пред-профильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации, для стимулирования интереса к получению специальностей по профильным направлениям, востребованным в данном регионе, и в целом для подготовки молодежи к дальнейшей адаптации в современном обществе.
Литература
1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. Г.Н. Никольской. - М.: Издат. фирма «Кумир», 2001. - Т. 1-2.
2. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. - М.: Эслан, 2007.
3. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. - М.: Издат. центр «Вента-Графф», 2000.
4. Калекин А.А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография. - Орел: Изд-во ОГУ, 2009.
УДК 37.02 ББК 74.04
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В.Д. Лобашев, кандидат педагогических наук, доцент Карельского государственного педагогического университета, (81422) 74-58-51
Дискретные элементы учебной информации в процессе восприятия и осознания подвергаются глубокой специфической трансформации. Накопленные количественные изменения приводят к качественным изменениям в формируемой базе знаний. В процессе обучения интеллект обучаемого динамично уравновешивает сложность содержания обучающих сообщений, ритмично свертывая их на уровне частных функций и алгоритмов мышления. Пульсарность "погружения " алгоритмически определяется наложением и нерасторжимостью деятельности процедур осмысления.
Ключевые слова: восприятие учебной информации, обработка информации, мышление, интеллект.
SOME PECULIARITIES OF THE PROCESS OF EDUCATIONAL INFORMATION PERCEPTION
Lobashev V.D.
Discrete elements of educational information in the process of perception and understanding undergo deep specific transformation. Stored quantitative changes lead to qualitative changes in the formatted base of knowledge. In the process of education the intellect of a student dynamically balances the difficulty of content of educational messages, rhythmically transferring them into the level of separate functions and algorithms of thinking. Pulsation of "immersion" is algorithmically defined by the correspondence and impossibility of partition of understanding procedures.
Keywords: perception of the educational information, information processing, thinking, intellect.
Обучение - один из самых широко распространенных технологических процессов. Передача знаний, формирование умений, утверждение навыков отражают различные аспекты обмена информацией между обучающим и обучаемым. Восприятие и дальнейшая обработка
учебной информации связана с глубокими преобразованиями психики обучаемой личности. Процесс обучения сложен и неоднозначен. Дискретные элементы знаний подвергаются индивидом глубокой специфической трансформации, при этом значения воспринятой, осознанной и усвоен-