s
DC
w §
о 1=
о u
w
t?
2
£
§
i=
bs
s
DC
£ S 1=
О
о да
w
3
о
PL 1= w ¡3 DC
hQ
^
H
<
Огородникова С.Г.
учитель музыки высшей категории, КГУ «Гимназия» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Неггзгг свздер: музыка, вокалдыц орындаушылыц, интеллектуалды даму, тулганыц взт-взг асы-руы, хор жэне опера эннц урд\с\, еуропалъщ жэне улт- тыщ мэдениет, эн-хор репертуары.
Ключевые слова: музыка, вокальное исполнительство, интеллектуальное развитие, самореализация личности, тенденции оперного и хорового пения, европейская и национальная культура, песенно- хоровой репертуар.
Keywords: music, vocal performance, cognitive development, self-
actualization, tendency to opera and choral singing, European and national culture, songs and choral repertoire.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА XX-XXI ВЕКОВ
Ацдатпа:
Макала ^азакстаннын, вокалдык енершщ дамуына ар-налган. XX-XXI гасырлардагы вокалдык музыканын, эн, опера, хор жанрларынын, даму урд^ зерттелшш тексершш отырады. К^азакстан - кеп этникалык мемлекет, сондыктан мэдениет процес улттык мэдениеттердщ езара ьщпалдылыгымен байла-нысты. Еуропалык дэстурлердщ казак музыкалык дэстYрiмен бiрiктiрiлуi хор мен онын, солистерiне арналган музыкалык шыгармалардын, керкем де жаркын Yлгiсiне алып келедi, сон-да гана вокалдык шеберлштщ эдiс-даFдысы барынша сан тYрлi болып келедi жэне жетiлдiрiлiп отырады.
Музыкалык енер бiздщ елiмiздщ еткенш, бYгiнiн жэне болашагын байланыстыра отырып, жылдан жылга эр тYрлi дэуiр мен урпакты бiрiктiредi.
Аннотация:
Статья посвящена развитию вокального искусства Казахстана. Прослеживаются тенденции в развитии хорового, оперного, песенного жанров вокальной музыки XX-XXI веков. Казахстан - это полиэтническое государство, в котором культурный процесс связан с взаимовлиянием национальных культур. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам музыкальных произведений для хора, солистов, в которых навыки и приемы вокального мастерства постоянно совершенствуются и становятся более разнообразными.
Из года в год музыкальное искусство объединяет разные эпохи и поколения, связывая прошлое, настоящее и будущее нашей страны.
Annotation:
Article is devoted to the development of vocal art in Kazakhstan. There is a tendency of development to the choral, opera, song genres of vocal music of XX-XXI centuries. Kazakhstan - is a polyethnic state in which the cultural process associated with mutual influence of national cultures. The integration of European traditions with Kazakh musical traditions leads to art - a shining example of music for chorus, soloists, in which the skills and techniques of vocal skills are constantly improving and becoming more diverse.
From one year to the art of music combines different eras and generations, linking past, present and future of our country.
В й к__137
Вестник «Oрлеу»-kst —
«Казахстан — страна безграничных степных просторов и звенящих песен, льющихся то в нежной печали, то в жизнерадостном ликовании.»
Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека. Вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. И в современной культуре она превосходит по объему все иные жанровые сферы музыки.
Динамика развития того или иного вида искусства тесно связана с потребностями общества. Общеизвестен факт, что в воспитании гармонично развитой личности музыка занимала в Древней Греции одно из первых мест. Цицерон в « Трёх трактатах об ораторском искусстве»1 перечислил занятия, привычные для свободного и благородного человека, - грамоту, поэзию, гимнастику, математику и игру на лире. Афиней в «Пирующих софистах» пишет о музыкальном воспитании: «...в Аркадии закон предписывал детям с младенчества практиковаться в пении гим-нов.»2. Эта цитата указывает как на существование профессиональных певцов, так и на широкий круг любителей пения, что свидетельствует об определённом уровне развития вокальных традиций.
1Цицерон «Три трактата об ораторском искусстве» М , 1972 - С 253
2 Афиней «Пирующие софисты» М , 1908 -С 24
Таким образом, музыкально-исполнительские проблемы занимали умы ученых еще со времен Античности. Интерес к этой теме не угас и по сей день.Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека.
Значение занятий искусством, музыкой, а точнее, пением затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: Здоровье
-в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека,
-восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. Интеллектуальное развитие -благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
Самоактуализация -формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством -детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством - жизненная необходимость: правое полушарие - "эмоциональный мозг" является основой для развития левого полушария - "мозга рассудочного". Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному
является мощным средством их воспитания и развития.
Хоровое пение, как исполнительское искусство, наиболее доступный и
любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной
Яс №
I
О С о
I-
Е! о с
о о да
£
№ о
е
X
я
н
<
ЕЕ
№
I
О С о
I-
2
*
о с
ЕЕ 2
О
о да
£
№ о
Ё
Ё На ЕЕ
Н
<
культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества.
Обращаясь к историческим аспектам развития хорового пения в Казахстане, следует отметить, что в течении многих веков музыкальное искусство казахов развивалось в сфере монодийной певческой культуры. Песни играли важную роль в формировании личности человека, созданные многими поколениями, они учили молодежь нравственности, формировали общие необходимые эмоции, направленные на объединение этноса.
В казахском языке до определенного времени не было слов «хор» или «хоровое пение», а было словосочетание «косылып айту», что обозначает выражение «желание петь вместе, группой».
Только после революции 1917г., в Казахстане активно внедряется хоровое искусство. Будучи самым доступным для восприятия и участия в нем - хоровое искусство явилось могучим средством воздействия на настроение и мышление народа.
Во II половине ХХ в. продолжаются поиски национального хорового стиля, намечаются позитивные сдвиги в развитии хоровой музыки. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам музыкальных произведений для хора, в которых способы и приемы хорового изложения становятся более разнообразными; совершенствуются практические навыки хорового исполнительства в произведениях Е.Брусилов-ского, Б.Байкадамова, С. Мухамеджанова, Е.Рахмадиева, Б.Амангельдиева, Т.Ибра-ева, А.Даутбаева, Т.Альпиева, Г.Жубано-вой. Также, наиболее исполняемыми произведениями для хора стали произведения композиторов: Я.Дубравина, В.Левашова, В.Лаптева, А.Мосолова, А.Свешникова,
А.Александрова.
В хоровом звучании:
1. Обогащается и усложняется гармоническое многоголосие, намечаются особые приемы голосоведения, которые воссоздают национальный колорит народных песен и кюев.
2. Применяются специфические междометия отражающие особенности народного говора и поэтической речи.( ги, ги, гай,хай ли ли ляй,дг,дн)
3.Фактура обогащается полифоническими элементами (имитация.подголо-ски)
4.Композиторы в своих хоровых произведениях используют традиционные жанры: жоктау, толгау, жар-жар, айтыс по - новому выявляя их содержание.
5. Активно осваивается жанр а капелла - оригинальные хоры.
Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог - Константин Дмитриевич Ушинский: «Какое могучее средство - это хоровое пение! В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
Хор дает человеку ощущение счастья. Ну, а детское хоровое пение - это один из реальных путей формирования физически и духовно здорового молодого поколения. Хор, как большая семья, где каждый обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии и учит познавать себя и чувствовать окружающих.
«Запоёт школа (вуз, цех, завод, торговый центр, коллектив... ) - запоёт страна!» И, действительно, к концу 80-х годов хоровое пение приобретает огромную популярность. Создание обработок, хоровых, сольных песен для многих казахских композиторов стало любимым жанром творчества.
Благодаря композитору Ш.Калдая-кову песня становится художественно-э-
ш
стетическим резонатором духовной жизни казахского народа. Наследие Н.Тлендиева стало тем эталоном, по которому композиторы следующих поколений соизмеряли собственный вклад в песенное искусство.
С темой борьбы за мир и дружбой народов связаны выдающиеся песни, подхваченные народами многих стран.
Народные артисты СССР Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Бибигуль Ту-легенова и Алибек Днишев. Каждый из них внес неповторимый вклад в музыкальную культуру Казахстана этого периода. Имена этих певцов известны не только в Казахстане, но и за его пределами. Безусловно, в творчестве этих замечательных музыкантов произошло плодотворное слияние европейских (мировых) и национальных традиций. Это стало возможным благодаря становлению в республике профессионального музыкального образования европейского типа. Все названные мастера вокального искусства получили образование в стенах Алма-Атинской консерватории им.Курмангазы, под руководством крупнейших педагогов-вокалистов бывшего Советского Союза. Незаурядность музыкального дарования, красота голоса и неповторимость тембра, безупречный профессионализм обусловили успешность творческой судьбы каждого из певцов. Не будет преувеличением утверждать, что именно это позволило казахстанскому музыкальному искусству заявить о себе -первоначально - в масштабе Советского Союза, а затем и в мире.
В отличие от предшествующих десятилетий, ориентированных на традиции массовой песни и искусства, в конце ХХ - первой половине XXI века происходят существенные изменения.
Современные культурные процессы в Казахстане многолики. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций в различных жанрах искусства. Казахстан - полиэтническое государство, поэтому культурный процесс здесь связан с взаимовлиянием национальных культур.
Современный период развития во-
кально- исполнительского творчества проходит в условиях широкого распространения средств массовой коммуникации, с влиянием научно-технического прогресса на художественное творчество. Развитие и распространение информационных технологий приводит к резкому увеличению неконтролируемого потока разнородной информации. Возникает опасность информационного загрязнения, связанного с тем, что большое количество музыки сомнительного качества, низкого художественного уровня навязывается публике, особенно молодежи, далеко не всегда способной отличить подлинное искусство от подделки. В условиях информационного общества многие нетленные музыкальные ценности оказываются под угрозой профанации. Подобная ситуация наблюдается и в современной вокальной культуре: в короткий промежуток времени слушателем может быть воспринята и оперная ария, и популярные шлягеры рок-, поп-, фолк-направлений. Появляется музыка, потакающая сластолюбию, агрессивности, изнеженности, лености души, что в свою очередь приводит к привитию дурного эстетического вкуса у детей. И напротив, музыка, ориентирующая человека на духовность, мужественность, самоотверженность, остается невостребованной.
Неблагополучное состояние песенного творчества связано с тем, что приток свежих композиторских сил в эту область по-прежнему явно недостаточен. Многие из молодых авторов обходят этот жанр. Другие, если достигают положительных результатов, то все же не таких, которые могли бы существенно изменить положение. В композиторских кругах, музыкальных студиях, издательствах, на радио к новым песням зачастую относятся либерально, не требовательно. Именно сейчас особенно важно создавать обширный детский репертуар - песенный, хоровой - для самодеятельности, многочисленных хоровых коллективов.
В связи с этим, сейчас наблюдается повышенный интерес ученых, исследова-
ЕЕ
№
I
О С о
I-
Е! о с
о о да
£
№ о
е
ЕЕ
Н
<
ша
ЕЕ
№
I
О С о
I-
2
*
о с
ЕЕ 2
О
о да
телеи к хоровому искусству, к его истокам, к определению роли и места хорового искусства в художественной культуре Казахстана.
Но, наряду с этим, есть в вокальном искусстве положительные тенденции. По мнению Г.Нургалиевой «в Казахстане наблюдается большой расцвет оперных певцов молодого поколения, появилась сильная, грамотная молодежь. Большое количество певцов учится в Италии. Я думаю, что оперное будущее Казахстана -есть и будет. Казахстан не только не отстает от Европы, он даже идет немного впереди, - делится своей точкой зрения певица. - Я была в некоторых европейских оперных театрах, там вокалисты слабее. Казахстанская степь выдает голосовые бриллианты. Такое впечатление, что в Европе они иссякают, там расцвет прошел. У нас же он только начинается, появляются красивейшие голоса. Природа и европейская школа оперного пения дает потрясающие результаты. Оперное искусство Казахстана ожидает расцвет». Оперная певица сожалеет о том, что в стране в воспитании детей с детсадовского возраста не уделяется внимания классической музыке, хоровому пению. По ее мнению, желательно всех детей отдавать в музыкальные школы для общего развития. «У них откроется путь в мир музыки, который будет их сопровождать в течение всей жизни», - отметила она.
Тема возрождения хорового пения, создания хоровых коллективов как одного из путей укрепления физического и нравственного здоровья населения, прежде всего, детей, особенно актуальна.
Хоровое искусство в XXI столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Современное хоровое искусство не может обойтись без инновационных технологий в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширят границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.
Изо дня в день, из года в год музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывая прошлое, настоящее и будущее.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Венгрус Л.А. "Пение и "фундамент музыкальности". Великий Новго-род,2000
2.Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение". С-П., Музыка, 2000
3."Детский голос" под ред. В.Н. Шацкой. М., "Педагогика",1970
4.Лотман М. «Об искусстве» Изд «Искусство-СПБ», С -П ,1998 - С 288
5.art.gazeta.kz/news/?id=3878
6. тАогт.Ыгш/шйс1е/2308989
№ О
да
ЕЕ
н
<