ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ: С. В. СМОЛЕНСКИЙ
Т. Н. Батуринская,
152
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Россия - страна великих хоровых традиций. Ярким примером тому является педагогическая деятельность С. В. Смоленского, деятеля русской музыкальной культуры и образования. Его музыкально-педагогическая концепция нацелена на воспитание учеников в национальных традициях русского хорового пения и народного музыкального искусства. Свою педагогическую работу учёный строил на идеях В. Ф. Одоевского, М. И. Глинки, А. Е. Варламова, Г. Я. Ломакина. Главная идея - формирование музыкальных способностей учащихся в процессе хорового пения с включением приёмов народно-певческого искусства. Практическая работа была направлена на возрождение массового народного пения и укрепление культурно-духовных связей между народами России. Разработанная С. В. Смоленским методика вокально-хорового обучения, применение оригинальных приёмов развития голоса и слуха учеников - ценный опыт музыкально-педагогической работы учёного. Обращение к нему в настоящее время открывает не используемые ныне в хоровой практике ресурсы, расширяет возможности современного музыкального образования.
Ключевые слова: хоровое пение, творческая деятельность, национальные традиции, фольклор, образование, музыкальное воспитание, методика.
Summary. Russia is a country of the grand traditions of the choral singing, and a shining example of this is the pedagogical activities by S. V. Smolensky who was a musical cultural and education worker. His musical and pedagogical concept aims to train pupils in the traditions of the Russian choral singing and folk music art. Himself work the scientist had put on ideas by V. F. Odoevsky, M. I. Glinka, A. E. Varlamov, G. Ya. Lomakin. The main idea is a formation of musical abilities of pupils in the process of the choral singing with the methods of the folk singing art. His practical work aims to recover the folk mass singing and to strengthen the spiritual and cultural links between Russia's peoples. The vocal and choral training methodology developed by Smolensky, the use of original methods of development of voice and ear pupils are a valuable experience of musical and pedagogical work of the scientist. The use of his experience at present opens unexploited resources in the choral practice and enhances the possibilities of a modern musical education.
Keywords: choral singing art activities, folk traditions, folklore, education, musical training, methodology.
Современные требования к музыкальному образованию школьников требуют расширения возможностей уроков музыки и творческой деятельности учителей-музыкантов. Рост творческих тенденций в музыкальном образовании стимулирует интерес к активным видам музыкальной деятельности, наиболее ярким и действенным из которых является хоровое пение. Демократизм, доступность, массовость и возможность проявления творческих сил абсолютно всех учащихся позволяют хоровому пению стать лидирующим в процессе музыкального обучения в школе.
К сожалению, в течение многих лет музыкально-образовательные парадигмы подвергались резким изменениям, которые привели к смещению акцентов с исполнительских видов деятельности на аналитические. Музыкальное исполнительство школьников на уроках ушло на второй план. Вместе с этим квалификация учителей, владеющих навыками вокально-хоровой работы с детьми, стала снижаться, что, в свою очередь, отразилось и на качестве хорового пения школьников. На сегодняшний день наблюдается возрождение интереса к школьному хоровому пению и его преподаванию, что свидетельствует о понимании роли вокально-хоровой деятельности в формировании духовного мира школьников, их музыкальной культуры и развитии творческих способностей.
Россия, страна великих хоровых традиций, всегда лидировала в этом виде музыкального исполнительства. За многовековую историю развития музыкальной культуры накопился богатейший опыт русского хорового пения. Поэтому задачей современных учителей музыки является не только
обучение детей пению на уроках, но и творческое претворение этих традиций в своей педагогической деятельности. Достойным примером борьбы за обновление содержания музыкального образования школьников и укрепления в нём позиций хорового пения в России на рубеже Х1Х-ХХ столетий может служить педагогическая деятельность отечественных педагогов-музыкантов.
Одним из наиболее ярких представителей общего музыкального образования в России последней трети XIX -начала XX столетия является Степан Васильевич Смоленский (1848-1909) -выдающийся русский педагог-музыкант, энциклопедист, исследователь древнерусского знаменного пения, колокольного звона и храмовой акустики, просветитель, деятель русской музыкальной культуры, реформатор музыкального образования в России. Сферы его деятельности - музыкознание, просветительство, педагогика, объединённые общей концепцией народности, суть которой заключается в генетической взаимосвязи народной крестьянской песни и древнерусского духовного напева. Результатом взаимодействия педагогического опыта и теоретических обобщений С. В. Смоленского стала его концепция музыкального воспитания и обучения детей посредством хорового пения.
Степан Васильевич считал, что для развития хорового пения в России необходимы три условия, на реализацию которых и была направлена его музыкально-педагогическая деятельность:
1) широкое музыкальное просветительство;
2) создание системы обучения хоровому пению в школах и специальной подготовки учителей-музыкантов;
153
154
3) создание учебно-методического комплекса, направленного на воспитание интонационно-слуховой культуры учащихся.
Главным для него являлось воспитание в учениках готовности к исполнительской деятельности, направленной на сохранение и продолжение традиций народного музыкального искусства. «...Вопросы о должной доле изучения искусства в воспитании нашего юношества должны считаться имеющими большую важность для будущего России», - писал педагог в своих «Воспоминаниях» [1]. Тем самым он подчёркивал социальное значение хорового пения и исполнительства для страны.
С. В. Смоленский утверждал: «Едва ли кто может усомниться в том, что пение - важнейший предмет обучения в школе» [Там же]. Педагог был убеждён, что хоровое пение есть наиболее массовый и доступный вид музыкального образования детей, то есть развития их способности чувствовать и исполнять музыку. Он подчёркивал, что комплексное развитие музыкальных способностей наиболее эффективно именно в процессе пения.
Позиции С. В. Смоленского в музыкальном образовании детей определялись не только его демократическими педагогическими взглядами, но и опирались на традиции русского хорового пения и опыт выдающихся русских педагогов-вокалистов и теоретиков вокального обучения -В. Ф. Одоевского, М. И. Глинки, А. Е. Варламова, Г. Я. Ломакина и др.
От В. Ф. Одоевского Степан Васильевич воспринял и в дальнейшем развивал идеи: об обязательности изучения хорового пения во всех учебных заведениях России; о художе-
ственном осмыслении процесса пения во взаимодействии с развитием интереса к музыке; о развитии музыкального слуха как основы воспитания, слышания и воспроизведения звука; о единстве взаимодействия слуха, голоса и зрения в процессе пения; о развитии музыкального мышления учащихся.
От М. И. Глинки им были восприняты: концентрический способ обучения пению; установка на предварительную подготовку слуха к пению; работа над кантиленой как специфической особенностью русской вокальной школы; выработка ровного по силе звука голосоведения; способ вокализации на гласных звуках.
От А. Е. Варламова - личный вокальный показ ученикам и соединение правил пения с наглядным примером; осмысление и выразительность вокального исполнения; развитие голоса от его примарных тонов.
От петербургской вокальной школы (А. Рожнов, Г. Ломакин, И. Казанский) С. В. Смоленский взял для обучения пению ориентацию на полноту, звучность и мягкость детского голоса, а для воспитания головного звука как основного требования русской вокальной школы - вокализацию на букву «у».
Много сил и времени педагог-вокалист уделял специфическим качествам хорового звучания: разнообразию динамических оттенков, хоровому пианиссимо, стройности звучания хора, филированию звука. Главной же идеей С. В. Смоленского в процессе вокально-хорового обучения детей была педагогическая направленность пения на формирование их музыкальных способностей. В технике обучения пению он считал важным избе-
гать форсированного звучания голоса, использовать удобные тесситуры, воспитывать навык кантиленного пения с использованием лирического репертуара.
Особое внимание С. В. Смоленский обращал на сложность певческого процесса именно с позиций познания жизни, что требует напряжения духовных и физических сил детей. Необходимыми условиями приобретения знаний он считал высокую концентрацию внимания учащихся, средний (оптимальный) темп введения нового материала с учётом скорости мыслительных операций учеников, последовательность в изложении материала. Процессу познания учащимися жизни своего народа, её особенностей в музыкальном аспекте способствовал подбираемый им хоровой репертуар. Степан Васильевич включал в него произведения, связанные с историей Родины, с определёнными событиями, раскрывавшими мироощущение народа, отражавшими его обычаи и нравы.
Важный аспект хоровой работы С. В. Смоленского с детьми - развитие интереса в процессе хорового исполнительства. Заинтересованность детей в музыке, по его мнению, формируется на основе приобретённых знаний и её художественном (на детском уровне) воспроизведении. В свою очередь, интерес к исполняемому произведению вызывает в детях определённые эмоции, которыми управляет на уроке учитель. Так, интересный рассказ учителя об истории создания произведения или особенностях исполнения народных песен рождает у учеников желание эмоционально окрасить и рельефно выделить те или иные детали при исполнении. Воздей-
ствуя на чувственную сферу детей с помощью специально подобранного репертуара и верно избранных методов работы с ним, Степан Васильевич будил в детях эмоциональную отзывчивость на музыку. Умело сочетая на уроках детскую заинтересованность с эмоциональной отзывчивостью, опытный педагог добивался максимальной выразительности в хоровом пении своих учеников.
В вокально-хоровом обучении им были использованы приёмы народного пения: вслушивание, припевание, вокальная импровизация на основе варьирования. Педагог применял также приёмы музыкально-стилевого обучения учеников, используя образцы народной и классической музыки.
Практическую работу по обучению школьников хоровому пению С. В. Смоленский вёл в двух школах: в Казанской центральной крещёно-татарской школе при братстве св. Гурия (1872-1889), где обучались дети 14 национальностей народов Поволжья, Приуралья и Сибири, и в Татевской сельской школе Смоленской губернии (1886-1889), где учились дети русских крестьян.
Работая учителем в Казанской центральной крещёно-татарской школе под руководством выдающегося русского учёного-востоковеда и педагога Н. И. Ильминского, С. В. Смоленский обучал пению, истории и географии учащихся различных регионов России.
Школа Н. И. Ильминского фактически представляла собой оригинальный тип религиозно-просветительской школы, в которой непосредственная связь с народом осуществлялась через изучение церковного хорового пения и литературы на родных языках (татарском, марийском, баш-
155
156
кирском, чувашском и др.), о чём С. В. Смоленский писал в своей книге «В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Н. И. Иль-минского» [2].
Главной задачей учителя Смоленского и педагогов школы был подъём культуры малых народов России до высоты русской культуры через образование и укрепление духовных связей между русским и многочисленными народами России. В этой школе постепенно происходило взаимопроникновение культур и образование духовных связей между русскими и народами восточных регионов страны, предугаданное Н. И. Ильминским и осмысленное С. В. Смоленским применительно к музыкальному воспитанию и образованию.
Главный смысл обучения - практичность, целесообразность, а также способность учеников не только самим исполнять музыкальные произведения (по нотам и по слуху), но и умение научить других (своих сверстников и взрослых) интонационно правильно и выразительно исполнять музыку.
Необходимо заметить, что обучение в школе происходило на специально подобранном репертуаре, куда входили народные песни на родных языках учащихся школы, русские духовные песнопения, обязательные для всех школ Российской империи, фольклорно-музыкальный материал (духовные стихи, варианты народных песнопений и детского фольклора), привозимый учащимися после летних каникул. Весь фольклорный экспедиционный материал был отредактирован С. В. Смоленским с сохранением специфики народно-ладового строя и включён в школьные сборники хоро-
вого пения. Обязательное обучение хоровому пению детей на родных языках, по мнению педагога, было исключительно важно для развития их самосознания и патриотизма.
Вторым направлением в деятельности С. В. Смоленского по обучению школьников хоровому пению была работа в русской сельской школе. Краткие летние периоды работы в этой школе (1886-1889) под руководством профессора С. А. Рачинского (18331902), создателя теории русской сельской школы, способствовали новому осмыслению им проблемы обучения детей хоровому пению.
В соответствии с педагогическими установками С. А. Рачинского, в школе был введён художественно-эстетический цикл предметов (пение, литература, рисование), связанных между собой общим тематизмом. На уроке пения особое внимание уделялось народным песням, собранным в этнографическом поиске самим учителем в окружающих деревнях. В совместной педагогической работе двух учёных-педагогов укреплялась идея возрождения народного массового пения посредством школьного образования и народной самодеятельности, которую С. В. Смоленский понимал как средство развития способностей у детей к творчеству и саморазвитию. Результатом многолетней учительской практики педагога стал его учебник «Курс хорового церковного пения», выдержавший семь изданий и ставший основным учебником по пению в России вплоть до 1918 года [3].
Формы обучения хоровому пению в системе С. В. Смоленского оставались традиционными, но наполнялись новым содержанием. Так, его уроки пения с музыкально-историче-
скими пояснениями расширяли познания учащихся в аспекте художественной культуры своей страны, будили их воображение, о чём писали в своих воспоминаниях его ученики [4]. Внеклассные хоровые занятия помогали совершенствовать вокально-хоровую технику и готовили учащихся к выступлениям, доставляя им эстетическое удовольствие. Открытые репетиции и концерты школьных хоров, по мнению педагога, были необходимы юным исполнителям для приобретения сценического опыта, чувства ответственности и навыков артистизма.
Характеризуя музыкально-педагогические новации, введённые С. В. Смоленским в содержание музыкальных занятий с детьми, необходимо отметить обучение школьников, начиная с 1885 года, игре на элементарных музыкальных инструментах. В наши дни исполнение определённых хоровых сочинений детьми в сопровождении их игрой на детских музыкальных инструментах прочно вошло в исполнительскую практику и всегда вызывает у слушателей тёплое отношение к юным артистам.
Практической реализации системы музыкального образования детей в народной школе, как русской, так и национальной, содействовала разработанная учёным оригинальная методика, направленная на музыкальное развитие учащихся в процессе их вокально-хорового обучения. Исходной позицией методики был тезис о наличии музыкальных способностей у всех детей без исключения. Отсюда - и необходимость их развития. С этой целью С. В. Смоленский выделил разные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, изучение музыкальной
грамоты и пение по нотам, игру на музыкальных инструментах. Ведущим принципом в развитии музыкальных способностей детей в системе учёного было освоение учащимися музыкального наследия своего народа и способов применения знаний на практике.
Воспитание музыкального слуха учёный выстраивал по схеме: овладение интонациями народных песен, далее - проведение параллелей с интонационным строем произведений русских классиков. На более высокой стадии развития музыкально-ассоциативного мышления учащихся подключалось изучение стилей, характерных для определённых эпох и композиторов.
В практической певческой работе педагог требовал точного интонирования и выразительного исполнения музыкального и поэтического текстов с предварительно расставленными логическими ударениями во фразах. Петь нужно было ярко и темпераментно. В процессе разучивания для решения темпоритмических задач использовалось элементарное дирижирование (тактирование) самими хористами. Для работы над выразительностью текста педагог применял приёмы мелодекламации в разных темпах. Для развития гармонического слуха при исполнении двух- и трёхголосных произведений использовался оригинальный и ныне забытый приём -пропевание всем хором каждой партии, а затем - пение по собственным партиям хоровыми группами. Для украшения хорового звучания педагог использовал солистов, с которыми занимался особенно тщательно. Детский голос должен был звучать кристально чисто, нежно и трогательно. В процессе пения дети должны были внимательно вслушиваться в общее
157
158
звучание хора, одновременно слушая себя и ближайших «соседей» по партии. Этим приёмом хормейстер добивался активизации внутреннего слуха учащихся. Постепенному включению в певческий процесс помогал приём подпевания на нюансах меццо-пиано и пиано. Для развития чистоты интонирования дети пели всю песню или определённый фрагмент мысленно, «про себя».
Как опытный хормейстер, С. В. Смоленский придавал особое значение «вибрационным ощущениям» поющих и учитывал тембровое единство при подборе голосов в партиях хора. Для развития и закрепления слухового контроля начинающие певцы помещались среди «опытных». Создаваемая звуковая аура обеспечивала связь голоса и слуха, способствовала концентрации внимания обучающихся на точности интонировании.
Для обучения детей многоголосному пению С. В. Смоленский использовал две его формы - гомофон-но-гармоническую и полифоническую подголосочного типа. В школьной практике применялись двух- и трёхголосные варианты пения, причём педагог не разделял процесс обучения многоголосию на последовательные этапы, а работал параллельно с обеими формами. В качестве спонтанного музицирования Степан Васильевич применял приёмы сочинения подголосков и вокальной импровизации в виде варьирования мелодии народных песен, для чего требовался довольно высокий уровень слухового развития учащихся.
Эффективными приёмами развития гармонического слуха учеников были и такие, как смена партий при коллективном исполнении (в резуль-
тате чего альты исполняли партию дискантов и наоборот), исполнение всем хором определённой партии (например, альтовой) без её участников. Новационным в то время в практике С. В. Смоленского было и обучение детей пению на уроках по партитурам. Оно начиналось с прочтения одноголосной записи, изображённой на одной строке, а затем переходило к постепенному подключению второй и третьей строк.
Таким образом, в процессе вокально-хорового обучения Степан Васильевич стимулировал у своих учеников как слуховые, так и зрительные реакции на важнейшие средства музыкальной выразительности.
В процессе вокально-хоровой работы с детьми С. В. Смоленский выработал определённые критерии звучания детского голоса, которых придерживался в течение всей своей педагогической работы. Достижению таких качеств детского голоса, как звонкость и полётность, звучность и мягкость, преимущества головного звучания, особая тембровая окрашенность (грудное звучание у альтов и «серебристое, головное» с «флейтовым» оттенком - у дискантов), и была посвящена его методика вокально-хоровой работы.
Постоянное внимание педагог уделял формированию вокально-хоровых навыков у школьников, особенно технике вдоха, удержанию дыхания, атаке и снятию звука и другим. Одним из главных приёмов воспитания данных навыков он называл пение без сопровождения, позволяющее слышать в чистом виде воспроизводимые звуки, корректировать их высоту, координировать голос и слух в процессе пения. С. В. Смоленский приучал де-
тей к ощущению свободы корпуса, шейных и лицевых мышц, артикуляционного аппарата во время пения, тренируя дыхательные мышцы. Применяя глинковский «концентрический» способ обучения пению, он начинал развивать детский голос с его примарных тонов, постепенно расширяя диапазон вверх и вниз, но ни в коем случае не злоупотребляя верхними звуками.
Для освоения техники дыхания, особенно «цепного», педагог применял специальные приёмы: быстрый бесшумный вдох - задержка дыхания - длительный выдох на счёт (1, 2, 3... до 10) либо пение «выдержанного» звука всей партией и постепенное редуцирование звучащих голосов. Упражнение применялось и в обратном порядке, то есть с последовательным подключением голосов к звучанию общей массы хора. Как уже указывалось, все хоровые навыки были направлены на выработку распевности, кантилены как важнейшего качества хорового пения. Распевное, выразительное пение было главным качеством звучания детского хора С. В. Смоленского.
Помимо заботы хормейстера о качестве звучания, много времени им уделялось работе над дикцией. Он требовал от своих учеников максимальной выразительности каждой поэтической фразы. Для совершенствования речевых навыков применялись шуточные, весёлые попевки и песни в быстрых темпах, исполняемые в соответствии с жанром. Для освобождения лицевых мышц использовалась артикуляция поэтического текста без вокального интонирования. Ещё одним эффективным приёмом развития речевых навыков в методике С. В. Смоленского было пе-
ние «mezzo-voce» в быстром темпе, скороговоркой (или «читком») рифмованных текстов. Многократное повторение одного звука или аккорда опытный учитель считал самой трудной и лучшей школой для начинающих певцов. Тщательная работа над дикцией и смыслом каждой фразы и в целом над поэтическим текстом произведения была характерной особенностью его работы с детским хором.
Перечисленные приёмы хоровой работы С. В. Смоленского в определённой мере демонстрируют основное достоинство его методики - использование вокально-хоровых навыков как средства раскрытия содержания и художественной образности музыкальных произведений, их стилевого своеобразия.
На протяжении всей своей многолетней педагогической деятельности педагог-музыкант систематизировал и методически выстраивал правила обучения хоровому пению школьников, где главным условием он называл всеобщность хорового обучения. «.Петь всем детям без исключения», - убеждённо написал он в своих '59 «Заметках» [5].
Подводя итог обзора педагогического опыта С. В. Смоленского в сфере обучения школьников хоровому пению, можно сказать следующее. Обобщение опыта прошлого наглядно демонстрирует интерес отечественных педагогов-музыкантов к русскому хоровому пению как наиболее эффективному и доступному виду музыкального исполнительства. Хоровое пение, в основе которого лежат принципы русской вокальной школы, выступает не только как процесс познания жизни учащимися, но и как средство обновления содержания му-
зыкального образования. Исторические примеры музыкального образования в России свидетельствуют 1. о применении хорового пения в образовании как средства не только развития самосознания и патриотизма (при обучении пению на родных языках), но и активизации роста музыкальных способностей школьников. На наш взгляд, представленный в статье обзор музыкально-педагогических воззрений С. В. Смоленского и особенностей их претворения в педагогиче- 3 ской практике указывает на необходимость и актуальность изучения музыкально-педагогического наследия учёного с целью продолжения и дальнейшего развития лучших традиций отечественной вокально-хоровой педагогики и исполнительства.
160
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Смоленский, С. Воспоминания. Гл. 8-9 (179 л., 1902) [Текст] / С. В. Смоленский. - РГАЛИ. Ф. 723. Ед. хр. 30-31. Смоленский, С. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Н. И. Ильминского [Текст] / С. В. Смоленский. - СПб. : Изд. Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. -Вып. XIV. - Тип. И. Н. Скороходова, 1905. - РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 34. Смоленский, С. В. Курс хорового церковного пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии. Ч. 1-2 [Текст] / С. В. Смоленский. - 1-е литограф. изд. - Казань, 1885; 2-е изд., испр. и доп. - Казань, 1887; 3-е изд., вновь испр. и доп. - Казань, 1897; 4-е изд. - М., 1898, 1900; 5-е изд. - М., 1900-1901; 6-е изд., вновь испр. и доп. - СПб., 19041905; 7-е изд. - СПб., 1911. Сухоедов, И. Памяти учителя (автограф, 1910) [Текст] / И. Сухоедов // С. В. Смоленский. - ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 148. Ед. хр. 40.
Смоленский, С. Заметки об обучении пению в учительских семинариях и народных школах [Текст] / С. В. Смоленский // Семья и школа. II. Учебно-воспитательный отдел для родителей и воспитателей. - 1881. - № 8/9. - С. 182-197.