Библиографический список
1. Божович Ю.П. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1993.
2. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. Москва, 1989.
3. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань, 1976.
4. Гавриловец К.В., Каземирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 2012.
5. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011.
6. Халадов Х.-А. Современная молодёжь Чеченской республики. Грозный: Грозненский рабочий, 2003.
7. Хасбулатов З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции. Москва, 2007.
References
1. Bozhovich Yu.P. Lichnosf i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1993.
2. Borisova E.S. 'Esteticheskoe vospitanie Shkolnikov. Moskva, 1989.
3. Volovich L.A. Sistema 'esteticheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Kazan', 1976.
4. Gavrilovec K.V., Kazemirskaya I.I. Nravstvenno-'esteticheskoe vospitanie shkol'nikov. Minsk, 2012.
5. Gadaev V.Yu. Molodoe pokolenie Chechenskojrespubliki: problemy duhovnogo razvitiya. Groznyj, 2011.
6. Haladov H.-A. Sovremennaya molodezh' Chechenskoj respubliki. Groznyj: Groznenskij rabochij, 2003.
7. Hasbulatov Z.I. Vospitanie detej u chechencev: obychai i tradicii. Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 281.93::783.6:7.071.2-057.876
Pliaskina E.V., Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: canto53@mail.ru
RUSSIAN COMPOSERS' SACRED MUSIC IN CHORAL CLASS AS A BASIS FOR A CHOIRMASTER'S PROFESSIONAL GROWTH. The article is dedicated to a today's choirmaster's professional competence formation during studying orthodox singing culture in a choral class. The author deals with a question of a role of Russian spiritual music in development of Russian choral culture, points out that ecclesiastical choral music is a basis for Russian choral culture in general. The author of the paper conveys this idea: studying Russian spiritual music has a good influence on students' vocal culture. The article observes some points of view on generic interrelation between secular and sacred music, gives several examples of its integration and points out on leading role of sacred music in foundation of native choral music school. The author's attention focuses on diversity of relations between composers' creativity and ecclesiastical musical tradition. The article characterizes special features of performing sacred musical works of different styles and epochs, notes its stylistic particularities, details methods of performing musical works written by the most prominent Russian composers.
Key words: traditions, choirmaster, choral class (training choir), Russian sacred music, capella, choral performance.
Е.В. Пляскина, профессор Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: canto53@mail.ru
ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В ХОРОВОМ КЛАССЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХОРМЕЙСТЕРОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионализма дирижёров хора в процессе изучения православной певческой культуры в хоровом классе. Здесь затрагивается вопрос значимости русской духовной музыки в становлении отечественной хоровой культуры, проводится мысль о том, что духовная хоровая музыка является источником, основанием, на котором зиждется русское хоровое искусство. Автор подчёркивает, что изучение русской духовной музыки благотворно сказывается на развитии вокальной культуры обучающихся. В статье излагаются взгляды на генетическую связь духовной и светской музыки, автор приводит примеры взаимопроникновения этих двух направлений и указывает на ведущую роль духовной музыки в создании отечественной хоровой школы. Основное внимание в работе автор акцентирует на разнообразных формах связи композиторского творчества с церковной традицией. Автор дает обобщенную характеристику особенностей исполнения духовных произведений различных стилей и эпох. В публикации представлены стилистические и исполнительские особенности сочинений наиболее значимых отечественных композиторов, создававших духовные сочинения.
Ключевые слова: традиция, дирижёр хора, хормейстер, учебный хор, русская духовная музыка, пение без сопровождения, хоровое исполнительство.
Сохранение и развитие традиций отечественного хорового исполнительства осуществляется в системе профессионального образования будущих дирижёров хора на занятиях хорового класса, где профессиональный уровень в значительной степени определяется репертуаром, отвечающим духовным потребностям времени. «Естественно, что различные эпохи, направления, жанры и стили по-разному привлекают наше внимание. Так, древнее и средневековое искусство Западной Европы представляет для нас познавательный интерес. А русская старина нас интересует как живая музыка, широко звучащая на современной эстраде» [1, с. 41].
Русская духовная музыка - один из важнейших разделов учебного хорового репертуара; в ней сочетаются канонические тексты псалмов, тропарей, кондаков, гимнов, сохранённые церковной практикой, и музыка русских мастеров самых различных стилей и направлений. Православная музыка всегда являлась тем художественным материалом, на котором формировались и воспитывались певческие голоса. «Русская духовная музыка - это уникальная школа хорового пения а' cappella, в основе ко-
торой - вокальное удобство, плавность голосоведения и естественность голосообразования» [2, с. 78].
Достаточно вспомнить таких выдающихся певцов, как М. Михайлов, В. Луканин, получивших основы вокального воспитания на церковном клиросе. Развитию голосов способствовали глубокие вековые традиции отечественного церковного пения.
Изучение духовной музыки необходимо для воспитания грамотного музыканта, так как в рамках христианской культуры создавались высокие художественные ценности, закладывался фундамент профессионального музыкального искусства, формировались стилистические направления, творческие школы, музыкальные жанры и формы.
Духовная музыка всегда была одним из важнейших источников творческих исканий композиторов. Отечественная профессиональная музыка генетически связана с церковной традицией, она опирается на нее как на прочный фундамент. Большинство русских композиторов, которые создавали в основном светские вокальные и инструментальные сочинения, часто использовали в них интонационные и ладовые черты русской духовной музыки,
а также создавали непосредственно церковную музыку, считая ее важной частью отечественной художественной культуры.
Связь с церковной традицией осуществляется в разных формах. Одна из таких форм - гармонизация канонических распевов русского Средневековья (Д. Бортнянский, П. Турчанинов, А. Львов, П. Чайковский, П. Чесноков, А. Архангельский, А. Кастальский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, А. Никольский, Н. Голованов). Другой разновидностью опоры на церковную традицию является создание сочинений, которые подчинены канонам православного пения для молитвенного служения в храме. Это создание ритуальных циклов Всенощного бдения, Божественной литургии, отдельные литургические сочинения для исполнения в храме (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Калинников, А. Кастальский, П. Чесноков, А. Никольский, К. Шведов). В то же время многие композиторы в своих светских опусах цитируют канонические мелодии, различные виды церковной гимнографии (П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов). Довольно часто встречается стилизация, когда в музыкальных сочинениях нивелируются собственные композиторские черты (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, А. Эшпай, В. Мартынов). Некоторые композиторы создают опусы с библейско-хри-стианской тематикой, при этом сохраняя свой собственный композиторский стиль (С. Танеев, М. Мусоргский, А. Глазунов, А. Кастальский, С. Прокофьев, И. Стравинский). В конце XX -начале XXI века появилось много духовной музыки, написанной на основе современных гармонических красок и композиторских техник (С. Губайдуллина, А. Шнитке).
Студенты в процессе обучения в хоре должны соприкоснуться с разнообразными стилистическими особенностями русской духовной музыки, изучить обработки древних распевов и музыку таких великих мастеров церковно-певческого искусства, как В. Титов, М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Дегтярев, Е. Азеев, А. Кастальский, А. Никольский, В. Калинников, А. Архангельский, П. Чесноков, П. Чайковский, А. Гречанинов. В процессе работы над репертуаром студенты приобретают слуховые, вокально-технические и исполнительские навыки, развивают художественный вкус, получают знания об истории развития хорового искусства.
Изучаемая в хоровом классе русская духовная музыка охватывает множество исторических эпох начиная от XVII века и до современности. При этом следует заметить, что в практике педагогической работы далеко не всегда акцентируется внимание на особенностях исполнения произведений различных стилей. Между тем понимание стиля и умение передать его составляет один из приоритетных и необходимых признаков исполнительского мастерства любого музыканта. А вопрос понимания художественного стиля также важен при обучении, как и профессиональные задачи хорового строя, ритмического, фактурного, динамического, тембрового ансамбля, вокальной культуры.
Древнерусское церковное пение подчинялось византийским эстетическим нормам. В дальнейшем в канонические греческие мелодии русскими распевщиками были внесены значительные изменения. В хоровой интерпретации средневековых песнопений необходимо постоянно помнить о неразрывной связи слова и музыки, но при этом знать, что мелодические вершины отдельных построений довольно часто не совпадают с ударными слогами словесного текста. Древнерусское пение отличается вокальными и орфоэпическими особенностями, умением интонировать в различных ладах, на цепном дыхании, грамотно произносить церковнославянский текст, понимать гласовую природу большинства древних песнопений.
В творчестве русских композиторов - Н. Калашникова, Ф. Редрикова, В. Титова, Н. Бавыкина, которые воплотили формы, типичные для западноевропейского барокко, связь с русской церковно-певческой культурой была утрачена. В композициях выработался особый индивидуальный музыкальный язык, использующий развёрнутые юбиляции, концертирующие и звукоподражательные приёмы, музыкальные эпитеты, выразительные интонации вздоха, восклицания, вопроса. «Музыке эпохи барокко свойственна орнаментальность, декоративность письма, изукра-шенность мелодики и фактуры; однако при всей динамичности сопоставления хоровых массивов, концерты не достигают той силы и напряжения образных контрастов, которая характеризует музыку И.-С. Баха, Г. Генделя, А. Габриели, Г. Шютца» [3, с. 187]. Русская православная монодия сменилась новой западноевропейской мелодикой и новой гармонической партесной музыкой. Исполнение сочинений в стиле русского барокко связано с высоким уровнем вокального мастерства. Пение русской партесной
музыки требует от хоровых певцов гибкости голосового аппарата, владение техникой филировки звука и всеми видами певческой атаки, наличием в голосе вибрато, тембральной яркости голоса. Вследствие большой фактурной и вокально-технической сложности русская духовная музыка в стиле барокко довольно редко используется в практике учебного хора, но имеет большое познавательное значение.
Среди выдающихся церковных композиторов второй половины XVIII века можно назвать М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, С. Дегтярева. Почти все они овладели композиторским мастерством под руководством известных итальянских музыкантов, после чего в православной музыке появились черты ариозности, оперной вокальной виртуозности. Обучаясь у итальянцев, русские музыканты соединили достижения профессиональной западной музыки с традициями русской национальной культуры. «В это время начала формироваться российская композиторская школа, в художественном стиле которой национальные традиции органично соединились с современными достижениями западноевропейского музыкального искусства» [4, с. 17]. Новая стилистика получает убедительное воплощение в жанре классического хорового концерта, который заменяет собой партесный концерт. Фактура сочинений упрощается и становится четырехголосной, форма и гармонический язык упорядочиваются. Из композиторов эпохи классицизма наиболее часто в хоровом классе используется музыка М. Березовского и Д. Бортнянского. Это, прежде всего причастные стихи М. Березовского («Творяй ангелы своя духи», «Во всю землю», «Чашу спасения прииму», «Радуйтеся праведнии»), а также Трехголосная литургия и фрагменты различных хоровых концертов Д. Бортнянского. При работе над русской духовной музыкой эпохи русского классицизма необходимо уделять большое внимание воспитанию техники вокализации в различных штрихах, развитию лёгкости, полётности и динамической контрастности звука. «Ровность, отчётливость, ясность рисунка в практике классической эпохи считались более важными, чем темброво-колористическая выразительность, столь ценимая в романтике» [1, с. 197].
В XIX веке музыкальный язык духовных сочинений претерпел определённые изменения. Утверждение национального самосознания проявилось в симбиозе народно-песенных интонаций и древних церковных напевов. Направленность духовной музыки на концертное исполнение усилила экспрессию и колоритность музыкального языка. Традицию концертного исполнения духовной музыки заложил П. Чайковский, которую продолжили А. Архангельский, А. Кастальский, П. Чесноков, С. Рахманинов и другие отечественные композиторы.
Сочинения П. Чайковского, в которых видны поиски нового музыкального языка в создании литургических композиций, заняли особое место в истории русской духовной музыки. Во «Всенощном бдении» П. Чайковский использовал канонические древнерусские мелодии, но изменил их свободную метрику. Гармонический язык отличается плагальностью, различными удвоениями, характерными для русской музыки, но фактура отличается масштабностью, использованием имитационной полифонии. Исполнение духовной музыки П. Чайковского требует хорошей вокально-технической подготовки, поэтому в репертуаре учебных хоров редко можно услышать его литургические песнопения. Тем не менее иногда звучат «Тебе поем», «Достойно есть» из «Литургии святителя Иоанна Златоуста», «Богородице Дево» из «Всенощного бдения», трио «Да исправится молитва моя» из цикла «Девять духовно-музыкальных сочинений».
Высочайшим мастером хоровой композиции был видный представитель Петербургской церковно-певческой школы А. Архангельский. Все хоровые партии в музыке А. Архангельского необычайно удобны и отличаются вокальностью. Его «Всенощная», «Заупокойная литургия» и многие хоровые концерты являются классикой православной музыки. А в переложениях композитора дается полный круг песнопений, где сохраняются оригинальные мелодии и учитываются вокальные возможности певчих. В духовной музыке А. Архангельского сочетание церковных мелодий и романтических гармонических красок сформировало особый индивидуальный стиль, предполагающий использование разнообразных нюансов и штрихов, тонкой фразировки и контрастов звучности.
Большим своеобразием отличаются духовные сочинения А. Кастальского, где его переложения старинных распевов и оригинальная музыка имеют едва заметные стилевые различия. «В своих обработках культовых мелодий Кастальский сперва инстинктивно, а потом, глубоко осознав сущность народного пе-
сенного и культового «распевного» искусства, стремился к тому, чтобы полифоническая ткань образовывалась из мелодического (горизонтального) поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространстве между верхним и нижним голосом организуют его музыку. Функции мелодические, а не гармонические представляют все голосоведение. Вокальная динамика управляет звучностью и приёмами формирования» [5, с. 62]. А. Кастальский в многоголосных обработках средневековых распевов сохранил диатонику и обиходный церковный звукоряд. Хоровое исполнение духовных опусов и переложений композитора отличается некоторой строгостью, эмоциональной сдержанностью. В практике хорового класса исполняются отдельные духовные сочинения, а также Литургия святителя Иоанна Златоуста А. Кастальского.
Хоровые партитуры П. Чеснокова широко используются в репертуаре хорового класса; его музыке свойственно сочетание национальных истоков православного творчества, распевность, песенность, черты городского романса. Близость к романсовой лирике ярко проявляется в духовных сочинениях с солирующим голосом, которые пользуются большой популярностью и часто звучат не только в церквах, но и на концертной эстраде («Да исправится молитва моя», «Ангел вопияше», «Совет превечный»). Духовная хоровая музыка позволяет певцам наилучшим образом показать свои вокальные возможности, ярко проявить богатство тембровых красок хоровых голосов.
В своих духовных сочинениях А. Гречанинов использовал достижения различных жанров русской музыки XIX века. Он часто симфонизировал хоровую фактуру, использовал солирующие голоса («Верую», «Сугубая ектения» из Демественной литургии). В творчестве А. Гречанинова авторская индивидуальность преобладает над сформированным церковным эталоном звучания, поэтому его музыка активно используется в концертной практике профессиональных и учебных хоров. Особенностью духовной музыки А. Гречанинова является преобладание хвалительных, торжественных и праздничных песнопений, которые созданы светлыми гармоническими красками, в мажорном ладу. Они наполнены полнозвучием и разнообразием гармоний, широким вокальным диапазоном, использованием всех певческих регистров, богатством тембровых красок. В партитурах А. Гречанинова нет сентиментальности и чувственности, музыкальное содержание его духовных сочинений полностью соответствует содержанию священных текстов. По сравнению с предшественниками А. Гречанинов значительно обновил палитру духовных песнопений новыми гармониями и интонациями.
При всем индивидуальном стилевом разнообразии русской духовной музыки конца XIX - начала XX столетия вокальную технику хорового коллектива объединяют общие установки и принципы, которые необходимо соблюдать при исполнении романтической музыки. Это владение полной динамической шкалой голоса, техникой филировки звука, всеми видами атаки звука, всеми разновидностями штрихов, техникой скачков, разнообразной тембровой палитрой голоса, техникой вибрато голоса. «В стилистике этих сочинений преобладает свободное голосоведение, характерной чертой является свободный несимметричный ритм, основанный на словесном ритме. Хор представляет своеобразный «оркестр» тембров голосов. Музыка Нового направления выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной практикой и светским искусством концертного предназначения» [6, с. 10].
В творчестве композиторов конца XX - начала XXI века можно заметить разный уровень подходов в музыкальном воплощении сакральных текстов. В партитурах на канонические тексты наблюдается как традиционность, ориентация на стилевые модели ушедших веков, стремление восстановить пре-
Библиографический список
рванную в духовной музыке связь времён, так и новаторство, современные техники, позволяющие композиторам использовать красочные и выразительные полистилистические средства выразительности. Довольно большой пласт сочинений имеет весьма свободный подход к гимнографическим источникам, каноническим формам и написан преимущественно для концертного исполнения.
В традиционных сочинениях максимально сохраняются церковная стилистика в музыке и церковнославянский текст. В таком ключе написаны духовные сочинения современных композиторов - В. Кикты («Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста», ирмосы, тропари), В. Мартынова (песнопения «Всенощного бдения» и «Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста»), Г. Дмитриева («Воскресное литургическое пение (по чину Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста), К. Волкова (тропари, кондаки, стихиры), В. Довганя (псалмы, ек-тении, тропари, стихиры), Р. Леденева (песнопения «Всенощного бдения» псалмы, тропари, кондаки).
В то же время многие современные композиторы создают духовные сочинения, в основе которых лежат как канонические, так и свободные тексты, используют различные музыкальные формы, близкие кантате, симфонии, оратории. В качестве примера таких сочинений можно привести Шестую «Литургическую» симфонию А. Эшпая, кантату № 6 «Литургическое песнопение» Ю. Буцко, литургический цикл «Запечатленный ангел» Р. Щедрина, ораторию «Русские страсти» А. Ларина, монастырскую кантату «Преподобный Савва игумен» Г. Дмитриева.
Руководитель учебного хора должен очень ответственно подходить к выбору духовных произведений современных композиторов. Они часто бывают написаны весьма сложным музыкальным языком, содержат новаторские исполнительские приёмы и средства выразительности. Дирижёр хора подбирает для своего коллектива современные духовные сочинения, руководствуясь принципом художественной ценности и педагогической целесообразности партитур.
Итак, русская духовная музыка является основой для профессионального хорового творчества разных эпох и художественных направлений, источником творчества выдающихся русских композиторов. В основу музыкальных композиций положены как древние церковные жанры и формы, различные виды канонических песнопений, так и сочинения, созданные в церковном духе. Нередко в своих сочинениях композиторы обращаются к интонационной сфере русского церковно-певческого искусства, к стилям, свойственным церковной культуре, создают кантаты и оратории на православную тематику. Одни мастера ограничиваются обычной гармонизацией уставных мелодий для церковного служения, а другие - создают из традиционного музыкального материала великолепные шедевры индивидуального творчества. Авторы таких сочинений используют как традиционные, так и новаторские средства художественной выразительности, используют современные ритмы и гармонические краски, наряду со знаменной модальностью и тональным мышлением пользуются додекафонией, вводят в фактуру сочинений музыкальные инструменты.
Русская духовная музыка прошла многовековой путь развития. Она дала нам обширные знания о различных стилях и жанрах профессиональной хоровой музыки, а также оказала огромное влияние на становление и развитие светского вокального и инструментального творчества и исполнительства. Это накопленное веками знание помогает освоить закономерности музыкального мышления, формообразования, особенности исполнения того или иного сочинения, воспитывает вокально-хоровую культуру будущих дирижёров хора, углубляет их знания об истории отечественной музыки, способствует подготовке к последующей профессиональной деятельности.
1. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
2. Седых Е.В. Русская духовная музыка в детском хоре (К проблеме обновления репертуара). Южно-Российский музыкальный альманах. (14). Ростов-на-Дону, 2014: 77 - 81.
3. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. Москва: Знак, 2006.
4. Рыцарева М.Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. Санкт-Петербург: Издательство: «Композитор - Санкт-Петербург», 2013.
5. Зверева С.Г. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. Москва: Вузовская книга, 1999.
6. Булгакова С.Н. Духовная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов. Челябинск: Издательство Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2007.
References
1. Kazachkov S.A. Ot uroka k koncertu. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1990.
2. Sedyh E.V. Russkaya duhovnaya muzyka v detskom hore (K probleme obnovleniya repertuara). Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. (14). Rostov-na-Donu, 2014: 77 - 81.
3. Vladyshevskaya T.F. Muzykal'naya kul'tura DrevnejRusi. Moskva: Znak, 2006.
4. Rycareva M.G. Maksim Berezovskij. Zhizn'i tvorchestvo kompozitora. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: «Kompozitor - Sankt-Peterburg», 2013.
5. Zvereva S.G. A. Kastal'skij. Idei. Tvorchestvo. Sud'ba. Moskva: Vuzovskaya kniga, 1999.
6. Bulgakova S.N. Duhovnaya muzyka v tvorchestve russkih i zarubezhnyh kompozitorov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2007.
Статья поступила в редакцию 13.04.18
УДК 37.035.8 = 37.035.4
Sukhova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
Reshetova O.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: alt-dissovet@mail.ru
THE FORMATION OF POLYSOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF BUSINESS FOREIGN LANGUAGE EDUCATION ON THE MASTER'S PROGRAM. The article tells about the relevance of polysocial and cultural competence development in the conditions of integration to the world educational area and analyzes its basics and contents in the framework of business foreign language teaching. The model of polysocial and cultural competence development in the process of language education is offered. This model includes the goal, objectives, principles, methods, forms and technologies of business foreign language teaching through the master's program. The article summarizes that the formation of polysocial and cultural competence in the process of business foreign language education promotes the polysocial personality development having the ability to integrate to the polysocial society psychologically, verbally and physically.
Key words: polycultural society, polysocial and cultural competence, Business Foreign Language, model.
О.В. Сухова, канд. пед. наук, доц. Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: alt-dissovet@mail.ru
О.П. Решетова, канд. фил. наук, доц. Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: alt-dissovet@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ
В статье рассматривается актуальность развития полисоциокультурной компетенции в условиях интеграции в мировое образовательное пространство, анализируются её сущность и содержание в рамках обучения деловому иностранному языку; рассматривается статус иностранного языка в контексте развития социальных, экономических и культурных связей между странами; предлагается модель формирования полисоциокультурной компетенции в, включающая цель, задачи, принципы, методы, формы и технологии обучения деловому иностранному языку по программе магистратуры. В статье резюмируется, что формирование полисоциокультурной компетентности в процессе обучения деловому иностранному языку способствует развитию поликультурной личности, способной психологически, вербально и физически интегрироваться в поликультурном обществе.
Ключевые слова: поликультурное общество, полисоциокультурная компетенция, деловой иностранный язык, модель.
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования. В педагогической практике обозначился всплеск научных теорий по внедрению инновационных моделей обучения иностранному языку, методологической основой которого становится социокультурный подход (Н.М. Андронкина, Н.В. Барышников, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Г.Н. Филонов и др.).
Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур. В связи с этим языковое образование - важный инструмент успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей.
В современном учебном процессе обучающимся необходимо не только научиться общаться на иностранном языке, но и формировать свой социокультурный опыт в процессе иноязычного общения и развивать себя как поликультурную личность. В этой связи обучение иностранному языку приобретает все более социокультурный характер, выраженный в формировании у обучающихся межкультурных компетенций личного, локального, регионального и мирового масштаба.
Полилог культур, как предполагаемый результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам, считает
Н.В. Барышников, ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, не только приобщая студентов к культуре страны изучаемого языка, но и помогая им лучше осознать и понять культуру своей семьи, родного города, края и страны, и развить у них умения представлять её средствами иностранного языка [1].
Изучение иностранного языка предполагает, прежде всего, овладение иностранной культурой. Е.Д. Пассов справедливо считает, что термин «иностранная культура» обозначает культуру страны изучаемого языка, а иноязычная культура - это совокупность языков и иностранной культуры [2]. Индивид познаёт иноязычную культуру как часть общей культуры в процессе коммуникативного иноязычного образования.
Межкультурная коммуникация может быть представлена как система интериоризации социального контроля общения в виде правил речевого поведения [3]. Речевые нормы ведения диалога, например, предполагают следование правилам, ритуалам, необходимым разъяснениям, избегания навязчивости и излишней эмоциональности. В этой связи некоторые исследователи вводят понятие «нормативно мотивированного коммуникативного образа» как явления, присущего всем культурам и социумам. Эта концепция основана на социально-психологическом исследовании понятия «образ» как сочетания инвариантных социальных характеристик мира с вариантными индивидуально-личностными характеристиками, включающими нормы речевого поведения [4].