УДК: 332.1
ББК: У1
Солдаткина С.М., Копылова Е.В.
ТЕХНОПАРК КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ РОССИИ В ВТО
Soldatkina S.M., Kopylova E.V.
TECHNOPARK AS A TOOL OF INDUSTRIAL AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE CONDITIONS OF RUSSIA'S PARTICIPATION IN THE WTO
Ключевые слова:ВТО, инновации, инновационная инфраструктура, инновационный продукт, инновационно-активные предприятия, малый бизнес, научно-техническое сотрудничество, производственно-технологическая инфраструктура, проект, светотехнический кластер, технопарк, якорный резидент.
Keywords: WTO, innovation, innovation infrastructure, innovative product, innovative-active enterprises, small business, technical and scientific cooperation, industrial and technological infrastructure project, lighting cluster, Technopark, anchor resident.
Аннотация: в статье исследуются особенности развития технопарков как инструмента производственно-технологического развития региональной инновационной инфраструктуры и их влияние на повышение конкурентоспособности России в условиях ее участия в ВТО.
Abstract: the article deals with the peculiarities of the development of technology parks as a tool of industrial and technological development of the regional innovation infrastructure and their influence on increase of competitiveness of Russia in the conditions of its participation in the WTO.
В настоящее время и на долгосрочную перспективу в Российской Федерации признан инновационный тип развития экономики, в его основе находится последовательный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования общественного производства и степени реализации общественных потребностей. Различные элементы инновационной инфраструктуры способствуют решению таких задач, как: информационное обеспечение и производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности!, сертификация и стандартизация инновационной продукции, содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, проведение выставок инновационных продуктов, оказание консультационной помощи, подготовка, переподготовка и повы-
1 Цапенко, И. Перспективы научных парков в России // МЭ и МО. - 2012. - № 9. - С. 26 - 29.
шение квалификации кадров для инновационной деятельности и т.д.
Существует довольно разветвленная сеть организаций2, составляющих элементы инновационной инфраструктуры и способствующих развитию инновационной деятельности. Одним из составных элементов является производственно-технологическая инфраструктура, основное назначение которой заключается в создании условий для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. В составе производственно-технологической инфраструктуры значительное место как инструменту развития инновационной инфраструктуры принадлежит технопаркам.
Технопарк предоставляет свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая
2 Балацкий, Е. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства // Общество и экономика. - 2009. - № 1. - С. 5.
аренда 1. Кроме аренды, технопарк на льготных условиях может предоставить набор общих услуг (например, факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Оценка опыта работы технопарков показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, на базе технопарков за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в технопарках отсутствуют условия для ведения теневой деятельности2. Функционирование технопарков реализуется через обустройство территории, которая оснащается современными коммуникациями и производственной инфраструктурой, на их базе малые предприятия могут арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупать производственные площади. Еще один вариант - выделение технопаркам на базе пустующих или простаивающих предприятий, определенных объектов. В последнее время стала актуальной организация кластеров, а именно совокупности организаций, расположенных на одной ограниченной территории (например, на крупном предприятии, или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. Такие проекты реа-лизовываются в ряде регионовЗ.
АУ «Технопарк-Мордовия» - это инвестиционный мега-проект для Республики Мордовия, способный вывести ее экономику на качественно новый уровень функционирования. Кроме того, АУ «Технопарк-Мордовия» способен выступить одним из локомотивов модернизации национальной экономики, поскольку его концепция полностью укладывается в перечень основных направлений ее модернизации. Именно поэтому и на федеральном, и на региональном
1 Пантелеев, А.М. Формирование условий развития инновационной инфраструктуры: дис. ...канд. экон. наук. - М., 2007. - С.56.
2 Петренко, Д.П. Экономический и организационный механизм венчурного финансирования ииновационных проектов: дис. .канд. экон. наук. -СПб., 2002. - С.64.
3 Фияксель, Э.А. Технопарки как элемент инновационной экономики // Инновации - 2012. - № 1. -С. 73 - 77.
уровнях проекту АУ «Технопарк-Мордовия» уделяется самое пристальное внимание. Более того, Республика Мордовия является одним из немногих регионов, получившим на строительство технопарка два транша: -450 млн. руб. и -580 млн. руб., тогда как другие регионы получили только по одному траншу на реализацию подобных проектов4.
Популярность проекта АУ «Технопарк-Мордовия» складывается из нескольких составляющих:
- при разработке проекта и выборе профилирующих направлений его деятельности учтены достижения и опыт развития региона в области производства источников света, приборостроения, кабельного производства и т. д.
- в рамках проекта планируется осваивать новые направления деятельности. Например, такие как, разработка программного обеспечения в Информационно-вычислительном комплексе АУ «Технопарк-Мордовия».
В настоящее время целью деятельности АУ «Технопарк-Мордовия» является оказание услуг организациям по развитию научно-инновационной деятельности в Республике Мордовия в сфере высоких технологий и обеспечения ее эффективного функционирования.
В перспективе АУ «Технопарк-Мордовия» должен объединить инновационную инфраструктуру и инновационно-активные предприятия в единый механизм, создать дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при ВУЗах и НИИ в Республике Мордовия»5.
Тем не менее, необходимо отметить, что успех АУ «Технопарк-Мордовия» в перспективе по всем направлениям деятельности станет возможным только в том случае, если будут созданы современные научно-исследовательские базы, лаборатории, офисы, научные школы, если будет привлечено до-
4 Щанкин, С.А., Колосков, Д.А. Механизм формирования инфраструктуры инновационной системы региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 96 - 100.
5 Вестн. Научно-исследовательского Морд. гос. ун-та им. Н.П. Огарева. - 2012. - № 2. - С. 67 - 68.
статочное количество инвесторов и резидентов. С уверенностью можно сказать, что необходимые предпосылки для этого есть. Например, в наличии есть научная база (НИ МГУ им. Н.П. Огарева), и накопленные научные традиции и производственный опыт прошлых лет, и естественные конкурентные преимущества региона для привлечения ученых и инвесторов. Таким образом, проект АУ «Технопарк-Мордовия» сегодня имеет значительные перспективы для своего дальнейшего развития в будущем.
В соответствии с мировым опытом АУ «Технопарк-Мордовия» реализуется бизнес-модель, которая предусматривает наличие якорных резидентов и малых инновационных компаний от уровня Start-up до Expansion (расширение). Якорные резиденты обеспечивают АУ «Технопарк-Мордовия» финансовую стабильность, повышают его привлекательность для новых клиентов и определяют его специализацию 1. На площадке АУ «Технопарк-Мордовия» в настоящее время функционирует 73 компании-резидента (таблица 1).
Соседство на одной территории предприятий малого бизнеса с крупными технологическими, имеющими высокую корпоративную культуру, задает высокую планку и положительно влияет на качество растущих молодых малых компаний. За последние 3 года численность компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия» возросла в несколько раз.
Динамика изменения численности компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия» отражена на рисунке 1.
Основной доход АУ «Технопарк-Мордовия» от сдачи помещений в аренду приходится на якорных резидентов. Полученный АУ «Технопарк-Мордовия» доход позволяет, как управляющей компании, создавать льготы по локализации на его территории творческим коллективам и молодым малым инновационным компаниям, а также проводить мероприятия, направленные на их продвижение и рост. К таким мероприятиям относятся конкурсы, конференции, семинары и тренинги, обеспечение участия рези-
1 Юшко, С.В. Технопарк «Идея» как институт развития региональной экономики // Инициативы XXI века. - 2012. - № 1. - С. 35.
дентов АУ «Технопарк-Мордовия» в выставках и ярмарках, организация обучения сотрудников резидентов по программам подготовки и переподготовки кадров. АУ «Технопарк-Мордовия» создает комфортные льготные условия для роста своих будущих резидентов, и, в меньшей степени, расселяет готовые компании.
Как видно из рисунка 1, количество компаний резидентов АУ «Технопарк-Мордовия» возросло в 2012 году в 7,3 раза, а количество проектов, реализуемых ими, - в 9,8 раз по сравнению с 2011 годом.
Льготные условия при реализации проектов на территории АУ «Технопарк-Мордовия» следующие:
1) снижение ставки налога на прибыль организаций (с 20,0% до 15,5%);
2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций (2,2 %);
3) снижение ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (с 15,0% до 5,0 %)2;
4) финансовая поддержка научно-технических и инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета;
5) предоставление работникам резидентов АУ «Технопарк-Мордовия» из средств бюджета Республики Мордовия социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) на жилье3.
Об эффективности функционирования АУ «Технопарк-Мордовия» свидетельствуют показатели деятельности его резидентов, такие как численность работников и выручка компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия», представленные на рисунках 2 и 3.
Рост численности работников компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия» начался в 2011 году и достиг 248 человек. В 2012 году эта цифра увеличилась в 2,6 раза и достигла значения в 650 человек. Примерно
2 Кокурин, Д. Государственное финансирование инновационной деятельности // Финансовый бизнес. - 2010. - № 11. - С. 47.
3 Аньшин, В.М. Инновационная стратегия в условиях рынка. Аналитический обзор. - М.: ВНТИцентр, 2012. -С. 45.
такая же ситуация сложилась и с выручкой компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия». В 2011 году она составила 54700 тыс. руб., а в 2012 году выросла в 8 раз и достигла значения в 437800 тыс. руб.
Источниками финансирования проектов АУ «Технопарк-Мордовия» в равной степени являются и федеральный, и региональный бюджеты. За последние 3 года наблюдается тенденция к увеличению финансирования проектов АУ «Технопарк-Мордовия» на 61120 тыс. руб. и на 297300 тыс. руб. в 2011 и 2012 гг., соответственно.
АУ «Технопарк-Мордовия» обеспечивает своим резидентам комфортный доступ ко всем услугам, необходимым для организации и развития инновационного бизнеса, а также участвует в программах развития инновационной инфраструктуры Республики Мордовия. При участии в данных программах подписываются соглашения о научно-техническом сотрудничестве (таблица 2).
Наименование
компании-
резидента
Направление деятельности
Наименование резидентом
проекта,
осуществляемого
1. ГУП Республики Мордовия «НИИИС имени А.Н. Лодыгина» 1
Энергосберегающая светотехника
Создание энергосберегающих и экологически безопасных источников света на основе инновационных достижений в области материалов, технологий и принципов генерирования светового излучения_
2. ООО «НТЦ электрических ламп и
светотехнических изделий»
Энергосберегающая светотехника
Проведение работ по оценке качества, безопасности и надежности светотехнической продукции в т.ч. энергоэффективной и инновационной на основе светодиодов
3. ООО «Са-
ранскприбор»
Электронное приборостроение
Интеллектуальная система контроля и регулирования качества воздуха в жилых и общественных помещениях
4. ООО «ИТЦ Республики Мордовия»_
Электронное приборостроение
Создание системы управления куплей-продажей и потреблением электрической энергии владельцами частных домов2
5. ООО
«СОФТРИД»
Электронное приборостроение
Проектирование и внедрение в строительство г. Саранска малобюджетных технологий энергосбережения на основе ИТ-решений_
6. ООО Инфор-мационно-техноло-гический центр «Базис»
Информационные технологии
Разработка унифицированного решения для интеграции Единого портала государственных услуг с ведомственными информационными системами
7. ООО «Оптик-Файбер»
Оптоэлектроника и волоконная оптика
Разработка технологии получения активных световодов для волоконных лазеров и усилителей в спектральном диапазоне 1,0-1,6 мкм_
8. ООО «Центр нанотехнологий и наноматериалов
Нанотехнологии и композитные материалы_
Создание Центра нанотехнологий наноматериалов в Республике Мордовия
и
Таблица 1 - Список компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия»
1 Протокол №5 заседания закупочной комиссии ГУП РМ «НИИИС им. А. Н. Лодыгина» от 24.10.2012. URL:http:// www.vniiis.su
^Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 -2015 годы. URL: http:// www.economy.gov.ru
200 180 160 140 120 юо ао 60 40 20 0
133
115
73
59
п 12
1 1
2010 гад 2011 гад 2012 гад 2013 гад
I Количестве? компаний-резидентов, пл. ■ Количество проектов а технопарке, пл.
Рисунок 1 - Динамика изменения количества компаний-резидентов и проектов АУ «Технопарк-Мордовия», шт.
700 600 500 400 300 200 100 о
Эля
0 0 1 1 1 1
2009 гад
2010 год
2011 гад
2012 год
Рисунок 2 - Динамика изменения численности работников компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия», чел.
500000 4Б0000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000
о
2003 год
2010 год
2011 гад
437800
54700
0 0
2012
гад
Рисунок 3 - Динамика изменения выручки компаний-резидентов АУ «Технопарк-Мордовия», тыс. руб.
Таблица 2 - Динамика количества подписанных соглашений о научно-техническом сотрудничестве АУ «Технопарк- Мордовия»_
Организации-партнеры АУ «Технопарк-Мордовия» 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1.Научно-исследовательскиеорганизации 5 9 20
2. ВУЗы 3 7 14
3. Сервисные компании - 2 8
4. Инвесторы - 3 7
По данным таблицы 2 видно, что с 2010 по 2012 гг. в АУ «Технопарк-Мордовия» наблюдается положительная динамика по количеству заключаемых договоров о научно-техническом сотрудничестве. Так, количество договоров, заключенных с научно-исследовательскими организациями, возросло в 4 раза, с ВУЗами- в 4,7 раза. В 2010 году АУ «Технопарк-Мордовия» не имел договоров ни с сервисными компаниями, ни с инвесторами. В 2012 году число
таких договоров составило 8 и 7, соответственно.
В 2012 году АУ «Технопарк-Мордовия» представил 2 научных проекта в Фонд «Сколково» и заключил инвестиционное соглашение с Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано». Также при участии в программах создания инновационной инфраструктуры Республики Мордовия АУ «Технопарк-Мордовия» самостоятельно создает инновационные про-
дукты, представленные в таблице 3. Таблица 3 - Инновационные продукты АУ «Технопарк-Мордовия»
Продукты ин- Объём инвести- Выручка в 2012 Объём рынка, Доля рынка АУ
новационных ций в проект, тыс. году, тыс. руб. тыс. руб. «Технопарк-
проектов руб. Мордовия»
Силовые приборы на SiC 38800 50242 4500000 1,1
Электронная
пускорегули-рующая 56800 269000 5000000 5,38
аппаратура
Сверхмощные фототиристоры 28900 6700 4865000 0,14
Как видно из таблицы 3, наибольший объём инвестиций (56800 тыс. руб.) приходится на выпуск электронной пускорегули-рующей аппаратуры, так же как и объём выручки (269000 тыс. руб.). В настоящее время доля продуктов инновационных проектов АУ «Технопарк-Мордовия» в общем объёме рынка пока невысока, но это можно объяснить тем, что АУ «Технопарк-Мордовия» сравнительно недавно стал выпускать подобную продукцию.
В целом, можно отметить, что при разработке проекта АУ «Технопарк-Мордовия» и выборе профилирующих направлений его деятельности были учтены прошлые достижения и опыт региона в области производства источников света, приборостроения, кабельного производства и т.д. Об эффективности деятельности АУ «Технопарк-
Мордовия» свидетельствуют увеличивающееся число его компаний-резидентов, численность работников этих компаний, их растущая выручка. Некоторые специалисты высказывают опасение, что участие России в ВТО может существенно затруднить развитие промышленности в целом и хай-тека, в частности1. Вместе с тем послевоенная история показывает, что многие развивающиеся страны эффективно решали проблемы создания и укрепления новых предприятий и производств, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке, являясь при этом членами ГАТТ-ВТО. В процессе разработки и реализации инновационной поли-
1 Бендиков, М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 41 - 45.
тики России необходимо учитывать мировой опыт сочетания защиты собственных интересов с членством в ВТО. Конечно, этот опыт должен быть скорректирован с учетом социально-экономических и внутриполитических целей и задач, национальных традиций, предпринимательской культуры, состояния российской экономики и задач формирования НИС1.
Что касается Республики Мордовия и АУ «Технопарк-Мордовия», то можно отметить, что на базе АУ «Технопарк-Мордовия» создан инновационный кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». В ближайшие три года предприятия территориального инновационного кластера Республики Мордовия планируют увеличить объем выпускаемой продукции почти в 3,5 раза. Это позволит увеличить долю на российском рынке до 25,0% и существенно упрочить позиции на мировых рынках. Всего на реализацию проектов Программы развития светотехнического кластера предусматриваются инвестиции на сумму 17 млрд. руб., две трети которых приходится на внебюджетные источники финансирования.
Главной задачей, которую призван решить кластер Республики Мордовии - это возрождение отечественной светотехнической отрасли, придание ей импульса инновационного развития в условиях участия России во Всемирной торговой организации.
Ядро кластера составляют такие предприятия и организации РМ, как ГУП Республики Мордовия «Лисма», ОАО «Ардатов-ский светотехнический завод», ЗАО «Ксенон», ОАО «Кадошкинский электротехнический завод», ОАО «Электровыпрямитель» и ЗАО НПК «Электровыпрямитель», ОАО «Орбита», ГУП Республики Мордовия «НИИИС имени А.Н. Лодыгина», ООО «НЕПЕС РУС», АУ «Технопарк-Мордовия». Кроме того, значимые роли в проекте у Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева и Ассоциации производи-
1 Трибушная, В.Х. Инновационная инфраструктура как необходимая поддержка наукоемкого предпринимательства: технопарки и стратегическое управление: дис. .канд. экон. наук. - Ижевск, 2011. - С.68.
телей светотехнических изделий «Российский свет2. В свою очередь, координация всей этой работы возложена на управляющую компанию кластера АУ «Технопарк-Мордовия».
Можно выделить три основные причины формирования светотехнического кластера в РМ. Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких участников кластера ресурсов. Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги. Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует более быстрому распространению знаний, технологий, опыта3.
В последние годы кластерный подход к экономическому развитию набирает всё большую популярность. Популярен кластерный подход и за рубежом. Например, наиболее известным примером является Силиконовая долина в США. Возникновение и развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний4. Среди основных конкурентных преимуществ кластера Республики Мордовия можно выделить наличие действующего центра разработки источников света - ГУП Республики Мордовия «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», на базе которого было разработано свыше 90,0% источников света, выпускаемых отечественными предприятиями. Важную научную поддержку в развитии кластера оказывает НИ МГУ им. Н.П.Огарева. Значительную роль в
2 Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 - 2015 годы. URL:http:// www. economy.gov.ru
3 Кулагина, К.Е. Разработка методических подходов к инновационному развитию территориальных кластеров: дис. .канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2011. - С.52.
4 Майнер, Р.Г. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в технопарковой системе // Инновации. - 2013. - № 1. - С. 93 - 96.
разработке новых конкурентоспособных продуктов играют малые инновационные компании-резиденты АУ «Технопарк-Мордовия» и роль их будет только расти.
Программой развития республиканского светотехнического кластера в РМ предусмотрена реализация масштабных инвестиционных проектов как в развитие инфраструктуры и территории базирования кластера, так и в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых конкурентоспособных продуктов, что позволит предприятиям кластера устойчиво развиваться даже в жестких условиях членства в ВТО и Таможенном союзе. В федеральном бюджете на 2013 год заложено около 1,3 млрд. руб. на поддержку кластеров, программы развития которых прошли конкурсный отбор в Минэкономразвития. Распределение субсидий будет осуществляться на конкурсной основе. Правила предоставления и распределения субсидий инновационным кластерам утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 188. На развитие кластера Республики Мордовия в 2013 году планируется привлечь свыше 100 млн. руб. из федерального бюджета, данные средства будут направлены прежде всего на развитие инжинирингового Центра энергосберегающей светотехники. Всего в проекты программы развития светотехнического кластера предусматриваются инвестиции на сумму, превышающую 17 млрд. руб., из них чуть более 1,2 млрд. руб. планируется привлечь из средств республиканского бюджета.
В рамках программы развития кластера предусмотрена реализация ряда проектов, направленных на модернизацию, техническое перевооружение и переоснащение оборудованием предприятий-участников кластера, некоторые из этих проектов уже реализуются. Например, идет модернизация и расширение светотехнических производств на ОАО «Кодошкинский электротехнический завод», ОАО «Ардатовский светотехнический завод», ЗАО «Ксенон», ОАО «Электровыпрямитель» и др. В процессе развития производств предприятий кластера будут создаваться новые рабочие места и модернизироваться действующие. Также планируется запуск новых производств, так, например, уже в 2013 году ожидается ввод
мощностей ООО «НЕПЕС РУС». Одним из приоритетных проектов в программе развития кластера является создание специализированного светотехнического Индустриального парка в г. Саранск, резидентами которого будет создано свыше 3000 высокооплачиваемых рабочих мест.
В итоге, можно отметить, что для успешной интеграции российской экономики в мировые рынки необходима мотивация работатьусиленней для выживания на конкурентных рынках при условии поддержки со стороны государства. Участие России в ВТО даст необходимый стимул для структурной перестройки экономики России в целом и инновационной инфраструктуры в частности, предпринимательство станет политикой государства и отечественный бизнес примет путь модернизации и инноваций как наилучшую стратегию развития. Преимущества участия России в ВТО, на наш взгляд, заключаются в возможности лоббировать интересы страны с помощью воздействия на правила и механизмы международной торговли, одинаковых правилах игры на мировых рынках, устранении барьеров для российского экспорта, благоприятных условиях доступа на мировые рынки услуг, появлении внешних источников финансирования, улучшение делового и инвестиционного климата, повышении транспарентности и либерализации российского законодательства, появлении большего ассортимента продукции по более низкой стоимости и высокого качества (выгода для потребителей), интеграции в мировую экономику, возможности пользоваться услугами ВТО по разрешению споров, устранение дискриминации, а риски: во-первых, условия ВТО требуют снятия торговых барьеров и отмены субсидий. В тоже время следует отметить, что, например, после вступления КНР в ВТО субсидии в китайскую экономику выросли на 30%, а автомобильная промышленность - в 3 раза. Эффективная политика государства должна защитить отечественные отрасли; во-вторых, часть российских компаний не сможет выжить в условиях возросшей конкуренции. В тоже время важно понимать, что без конкуренции нет и инноваций, только здоровая конкуренция поможет развить инновационный потенциал страны.
Таким образом, участие России в ВТО открывает новые горизонты для развития инноваций в стране. В то же время, данный этап приводит к тому, что российские предприятия должны совершенствовать свои технологии для повышения конкурентоспособности по сравнению с новыми в России зарубежными игроками рынка. Развитие инноваций в России должно вестись поступательно из центра в регионы и требует комплексного подхода, включающего: меропри-
ятия по привлечению студентов в технические региональные ВУЗы, специалистов на предприятиях в регионах России, организации технопарков для поддержки малых инновационных предприятий и выпуска собственной инновационной продукции. Все мероприятия должны, с одной стороны, создать реальную инновационную инфраструктуру, с другой стороны, повысить имидж России и регионов в области инновационной деятельности в глазах россиян.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аньшин, В.М. Инновационная стратегия в условиях рынка. Аналитический обзор [Текст] / В.М. Аньшин.- М.:ВНТИцентр, 2012. - С. 45.
2. Балацкий, Е. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства [Текст] / Е. Балацкий// Общество и экономика. - 2009. - № 1. - С. - 5.
3. Бендиков, М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий [Текст] / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. -№ 4. - С. 41 - 45.
4. Кокурин, Д. Государственное финансирование инновационной деятельности [Текст] / Д.Кокурин // Финансовый бизнес. - 2010. - № 11. - С. 47.
5. Кулагина, К.Е. Разработка методических подходов к инновационному развитию территориальных кластеров: дис. ...канд. экон. наук [Текст] / К.Е. Кулагина. - Нижний Новгород, 2011. - С. 52.
6. Майнер, Р.Г. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в технопарковой системе [Текст] / Р.Г. Майер // Инновации. - 2013. - № 1. - С. 93 - 96.
7. Пантелеев, А.М. Формирование условий развития инновационной инфраструктуры: дис.. канд. экон. наук [Текст] / А.М. Пантелее. - М., 2007. - С.56.
8. Петренко, Д.П. Экономический и организационный механизм венчурного финансирования инновационных проектов: дис. .канд. экон. наук [Текст] / Д.П. Петренко. - СПб., 2002. - С. 64.
9. Протокол №5 заседания закупочной комиссии ГУП РМ «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» от 24.10.2012. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.vniiis.su.
10. Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 - 2015 годы. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.economy.gov.ru
11. Трибушная, В.Х. Инновационная инфраструктура как необходимая поддержка наукоемкого предпринимательства: технопарки и стратегическое управление: дис. .канд. экон. наук [Текст] / В.Х. Трибушкая. - Ижевск, 2011. - С.68.
12. Фияксель, Э.А. Технопарки как элемент инновационной экономики [Текст] / Э.А. Фияксель// Инновации - 2012. - № 1. - С. 73 - 77.
13. Цапенко И. Перспективы научных парков в России [Текст] / И. Цапенко // МЭ и МО. - 2012. - № 9. - С. 26 - 29
14. Щанкин, С.А., Колосков, Д.А. Механизм формирования инфраструктуры инновационной системы региона (на примере Республики Мордовия) [Текст] / С.А. Щанкин, Д.А. Колосков / Вестник Самарского государственного университета. - 2011. -№ 3. - С. 96 -100.
15. Юшко, С.В. Технопарк «Идея» как институт развития региональной экономики [Текст] / С.В. Юшко // Инициативы ХХ1века. - 2012. - № 1. - С. 35.