ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 332.1:001.895
развитие инновационных территориальных кластеров
н. д. гуськова,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: econauka@yandex. ru
е. а. неретина,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга E-mail: econauka@yandex. ru
с. м. вдовин,
кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: dep-general@adm. mrsu. ru Мордовский государственный университет им. н. П. огарёва»
В статье обоснована необходимость развития инновационных территориальных кластеров в целях повышения конкурентоспособности России и ее регионов. На примере одного из субъектов Приволжского федерального округа дана характеристика инновационного кластерного образования и показана эффективность его функционирования.
Ключевые слова: кластер, инновация, регион, кластерное образование, конкурентоспособность, субъекты РФ, территория.
В настоящее время в РФ наблюдаются значительные изменения в условиях функционирования рынка и хозяйствующих субъектов. Это усиливает значимость решения проблемы повышения конкурентоспособности как страны в целом, ее субъектов, так и предприятий, организаций, обусловливает необходимость выстраивания эффективных технологических сетей, основанных на взаимовыгодных долгосрочных
отношениях. Организация сетевого взаимодействия рыночных субъектов, федеральных и региональных органов власти играет особую роль в условиях перехода к инновационному типу развития экономики.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, ориентирует регионы на значительное повышение доли инновационного сектора экономики и рост инновационной активности предприятий и организаций.
В связи с этим политика регионов в среднесрочной перспективе будет направлена на обеспечение сбалансированного и устойчивого развития их экономик. В структуре ВРП повысится доля инновационных секторов экономики. Ключевой доминантой в траектории структурных изменений будет формирование экономики инноваций и дальнейшее развитие ее конкурентных сегментов.
Одной из важных организационных форм в системе управления регионом в настоящее время являются инновационные кластеры, способствующие повышению конкурентоспособности его экономики. Еще М. Портер указывал на то, что «... конкурентоспособные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга» [4]. Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Такая ситуация обусловлена природой инноваций, аккумулируемых вокруг наиболее конкурентоспособных компаний. Они также вовлекают в инновационные процессы потребителей, поставщиков, инвесторов и другие заинтересованные стороны.
Формирование кластера как сообщества взаимосвязанных хозяйственных структур направлено на рост конкурентоспособности его участников, способных создавать большую ценность для потребителей и добавленную стоимость для себя.
В зарубежной и отечественной научной литературе представлены различные точки зрения на понятие «кластер». М. Энрайт считает, что кластер — это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [9]. По мнению Т. В. Цихана, кластер является «.сообществом фирм, тесно связанных отраслей взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга» [6].
В научных исследованиях принято выделять два вида кластеров:
— отраслевые;
— территориальные.
Отраслевые кластеры формируются на базе взаимосвязанных отраслей экономики.
Территориальные кластеры — это группа взаимосвязанных компаний, расположенных в одном регионе.
Ядром кластера в основном служат несколько мощных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения. Вокруг ядра концентрируется значительное число малых и средних предприятий, взаимодействующих между собой. Ключевой особенностью кластера как одного из типов организационной структуры является создание «совокупного инновационного продукта» на основе эффективного использования существующих и
новых знаний, форм и методов внутрисетевого взаимодействия.
Несмотря на то, что понятие «кластер» известно еще со времен ремесленного производства, его высокая экономическая ценность была осознана в последней четверти XX в. Группа отечественных ученых под руководством Г. Б. Клейнера выделила ряд преимуществ, связанных с кластерными структурами экономики:
— интеграция ресурсного потенциала участников (информационного, научного, производственного, кадрового, финансового и других);
— обеспечение резкого усиления инновационной компоненты экономики;
— консолидация капиталов и организационно-управленческих возможностей;
— способность лоббировать интересы участников кластера в органах государственной власти;
— повышение конкурентоспособности экономики страны и ее регионов.
Кластеры являются одним из современных типов организационных структур. Их отличительные особенности представлены в таблице.
Формирование кластерных образований является закономерным этапом эволюции технико-технологических и социальных отношений в сфере производства. В отличие от классических корпораций для кластеров характерны:
— снижение степени централизации управления и количества уровней иерархии;
— усиление значимости горизонтальных связей между его участниками;
— повышение мобильности ресурсов;
— широкое распространение субконтрактных отношений;
— обеспечение эффекта синергии в результатах их деятельности.
Отечественные и зарубежные ученые считают, что в современных условиях высокая конкурентоспособность территорий и стран базируется на сильных позициях отдельных кластеров, а их отсутствие снижает конкурентные позиции территории. В настоящее время в мире конкурируют не отдельные фирмы и компании, а кластерные структуры. Конкурентоспособность того или иного предприятия, входящего в кластер, как правило, является производной ее высокой конкурентоспособности.
Российский ученый П. Щедровицкий уверен, что региональные экономики, в которых отсутствуют кластеры, не конкурентоспособны на глобальном
Сравнительные характеристики классической корпорации и кластерного образования
Сравнительные признаки Классическая корпорация Кластерное образование
Базовая методология Ресурсно-технологический и институциональный подходы Институциональный подход
Базовый принцип управления Централизация Координация
Степень интеграции Интеграция Квазиинтеграция
Основной механизм функционирования субъектов Планирование Соглашение
Вид контрактация Классическая и неоклассическая Неоклассическая и отношенческая
Ресурсная база Единая Коллективная
Механизм борьбы за ресурсы Административный механизм Сотрудничество
Юридическая зависимость Полная зависимость Независимость
Стратегическая зависимость Полная зависимость периферии от центра Взаимозависимость
Характеристика связей Вертикальные Горизонтальные и вертикальные
Роль лидера Один лидер определяет стратегию Совместная стратегия
Распределение полномочий субъектов Зависимость от собственников Сетевая зависимость
Роль неформальных отношений Определяются головной фирмой Имеют определяющее значение
Адаптационная способность Низкая Средняя
Организация производственного процесса Нормативное распределение Ценностная ориентация
Главная особенность инновационной деятельности Производственная модернизация в рамках системы создания и освоения новой техники Активное освоение новых знаний
рынке в долгосрочной перспективе. Территории могут располагать значительными природными ресурсами. Однако это не повышает влияния регионов, не имеющих кластерных образований, на глобальные обмены продукцией, технологиями, информацией, кадрами и финансами: «Сами корпорации оказываются крупнее регионов, они имеют шанс преобразоваться в транснациональные и утвердиться в глобальном рынке, а такие регионы высокого места в геоэкономической иерархии никогда не займут, оставаясь источником сырья, рабочей силы, площадкой для размещения производственных мощностей» [8].
В настоящее время проявляется особый интерес как зарубежных, так и отечественных ученых к проблеме кластеризации экономик (национальных, региональных). В научной литературе в последние годы появилось множество публикаций, охватывающих разнообразные аспекты данной проблемы:
— кластерная политика РФ и регионов;
— виды и структура кластеров;
— государственно-частное партнерство в реализации кластерного подхода;
— моделирование инвестиционных параметров развития кластерных образований;
— оценка их инновационного потенциала и др. [1, 2, 5, 7, 8, 9].
Накопленный экономический потенциал, особенности структурного построения и диверсифи-
кации экономики, степень ее инновационности и динамичности обусловливают различные подходы к реализации кластерной политики в регионах РФ.
Одним из пионеров в области использования кластерного подхода является Санкт-Петербург, в котором было принято специальное постановление правительства города об основах кластерной политики на 2010—2015 гг. В 2010 г. в Санкт-Петербурге создан фармацевтический кластер, резидентами которого являются 11 отечественных и зарубежных компаний. Ими инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29,0 млрд руб. [2]. Примером может служить также формирующийся в Нижнем Новгороде мощный инновационный кластер [5]. Его ядром служат малые инновационные предприятия. Спинофф-компании образуются в основном НИИ, а постоянный поток стартапов обеспечивается за счет реализации в Нижегородской области программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ядро кластера составляют также крупные промышленные предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.
В инновационную цепочку кластера входят 7 институтов РАН, 32 НИИ, 36 проектных и технологических организаций, 12 конструкторских бюро,
16 вузов. На территории области действует ряд бизнес-ассоциаций, хорошо развита поддерживающая инфраструктура (ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», частные технопарки, информационно-технологические центры, центры трансфера технологий, организации, оказывающие специализированные консультационные услуги и др.). Финансирование инновационного кластерного образования — многоканальное, осуществляемое за счет государства, предприятий бизнес-ангелов и их ассоциаций, венчурного фонда и неформальных инвесторов.
На основе разработанного В. О. Мосейко и В. В. Фесенко методологического подхода к выбору индикаторов кластеризации отрасли доказана возможность создания в Волгоградской области трех региональных кластеров:
— металлургического;
— строительного;
— сельскохозяйственного.
Результаты проведения исследования представляют интерес для Администрации Волгоградской области [3].
Для формирования кластера в регионе необходим базовый потенциал, включающий различные виды ресурсов:
— научные;
— образовательные;
— интеллектуальные;
— кадровые;
— информационные;
— финансовые;
— материально-технические;
— природные,
а также компании, успешно функционирующие на рынке.
Кроме того, требуются следующие предпосылки:
— наличие устойчивого спроса на рынке на продукцию кластерного образования;
— заинтересованность в кластерном взаимодействии;
— наличие кооперационных связей между потенциальными участниками кластера;
— разработанная нормативно-правовая база;
— имеющиеся инновационные идеи, инфраструктура и кадровый потенциал для их реализации;
— заинтересованность и способность органов власти в кластеризации экономики и др.
У каждого региона существуют свой потенциал и предпосылки, а также политика и механизмы
ее реализации. По мнению зарубежного ученого М. Энрайта, возможны четыре типа кластерной политики, различающиеся механизмами ее реализации.
1. Каталитическая. Суть ее состоит в том, что государственные органы власти выступают катализатором процессов кластеризации, правительство сводит заинтересованные стороны (например частные компании и исследовательские организации), обеспечивает ограниченную финансовую поддержку проекта.
2. Поддерживающая. При ее проведении каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров.
3. Директивная. Поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров.
4. Интервенционистская. Правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
Для кластерной политики Правительства Республики Мордовия характерен директивный тип.
Республика Мордовия — один из субъектов Приволжского федерального округа, который относится к категории индустриально-аграрных регионов. Его стратегической задачей объявлено формирование инновационной экономики. Предпосылками ее решения являются:
— высокие темпы роста ВРП в последние годы в сравнении с ВРП РФ (из суммы регионов) (см. рисунок);
— политическая стабильность, оказывающая положительное влияние на поведение инвесторов и обеспечивающая высокий уровень управляемости социально-экономическим развитием региона;
— структурные, институциональные и законодательные преобразования, взвешенная макроэкономическая политика;
— наличие высококвалифицированного кадрового потенциала;
— формирование кластерной политики, которая реализуется в соответствии со стратегией развития Республики Мордовия до 2025 г. Она
115 110 105 100 95 90 85 80
2006
2007
2008
2009
—О— Российская Федерация (из суммы регионов) Ш Республика Мордовия
Индексы физического объема ВРП в 2006—2009 гг., в процентах к предыдущему году
обеспечивает не только рост реального объема ВРП, но и повышение производительности труда, а также конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
— динамично развивающаяся инновационная инфраструктура (научно-исследовательские институты, Национальный исследовательский университет «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», АУ «Технопарк-Мордовия», структуры НИОКР предприятий и организаций, Бизнес-инкубатор, венчурный фонд и др.).
Кластерная политика получит дальнейшее развитие в рамках реализации республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013—2018 гг. Основные мероприятия этой программы сгруппированы по следующим инновационным территориальным кластерам и сферам деятельности:
— энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением;
— транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
— электротехника и приборостроение;
— агропромышленный кластер;
— прочие производственные проекты;
— транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство;
— социальная инфраструктура.
Для формирования инновационного типа экономики республики и повышения ее конкурентоспособности ведущую роль будет играть инновационный территориальный кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Это обусловлено тем, что
энергоэффективность и энергосбережение входят в число стратегических направлений приоритетного технологического развития России и являются огромным резервом развития отечественной экономики. Энергосбережение — общенациональная задача модернизации экономики. РФ имеет один из самых высоких в мире потенциалов повышения энергетической эффективности. Его использование возможно только за счет создания инновационных кластеров.
Республика Мордовия является хорошо известным в стране центром по разработке и производству энергоэффективной светотехники и силовой электроники. Светотехника — одно из приоритетных направлений развития промышленности республики на протяжении последних 60 лет. В 1950-х гг. были построены и введены в строй первые светотехнические предприятия в республике.
Светотехнический кластер в Мордовии начал формироваться в 1964 г., когда было создано Саранское производственное объединение «Светотехника», в состав которого вошли 15 предприятий. Основой развивающегося современного светотехнического кластера республики являются правопреемники тех предприятий.
Инновационный территориальный кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» включает в себя:
— свыше 10 крупных и средних компаний с ежегодным оборотом свыше 4,6 млрд руб., расположенных на территории городского округа Саранск, г. Ардатов, г. Инсар и пос. Кадошкино;
— Научно-исследовательский институт источников света им. А. Н. Лодыгина, в котором разработано более 90 % источников света, выпускаемых отечественными предприятиями;
— Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, в структуре которого функционирует единственный в стране светотехнический факультет. За 35 лет существования подготовлено более 5 тыс. высококвалифицированных специалистов для светотехнических предприятий России;
— АУ «Технопарк-Мордовия», одним из стратегических направлений работы которого является энергосберегающая светотехника;
92,4
— Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет», головной офис которого находится в Республике Мордовия. Она объединяет более 40 светотехнических предприятий России и стран СНГ.
Предприятия, входящие в кластер, выпускают свыше 30 % всей производимой в России светотехнической продукции и занимают около 10 % российского рынка. Данный рынок в настоящее время характеризуется масштабной экспансией иностранных производителей (доля импортной продукции составляет около 70 %). На долю кластера на мировом рынке приходится около 0,3 %.
Основными направлениями деятельности предприятий, входящих в данный кластер, являются:
— производство энергоэффективных источников света (ИС): светодиодных ламп и светодиодных модулей, разрядных ламп (металлогалогенные, натриевые, плазменные, индукционные, люминесцентные — компактные и в трубке Т5);
— производство светильников, световых приборов различного назначения (промышленные, уличные, офисные, бытовые, для ЖКХ, прожекторные, транспортные, тепличные, рекламные, специального назначения и др. на основе светодиодных и разрядных ИС);
— производство элементной базы силовой электроники на основе Si, SiC, GaAs, GaN;
— разработка автоматизированных систем управления освещением;
— производство пускорегулирующей аппаратуры и источников питания;
— производство комплектующих для ИС и светильников;
— проведение испытаний, сертификации выпускаемой продукции;
— обучение, подготовка и переподготовка специалистов в области светотехники.
Развитие кластера направлено на реализацию масштабных инвестиционных проектов на территории республики. Ключевыми являются проекты по развитию технопарка, строительству индустриального парка, организации совместных российско-корейских предприятий с Seoul Semiconductor и NepesLed, модернизации и техническому перевооружению якорных компаний.
Проектом «Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия» предусматривается развитие инновационной инфраструктуры для наращивания и эффективного использования иннова-
ционного потенциала региона. Он будет направлен на решение следующих задач:
— инфраструктурное обеспечение взаимодействия высокотехнологичных компаний, научных организаций и высших учебных заведений;
— ускорение коммерциализации рыночно ориентированных проектов;
— повышение инвестиционной привлекательности региона.
В структуру технопарка войдут:
1) информационно-вычислительный комплекс, который представляет собой DATA-центр класса tier-4 и является бизнес-платформой для развития информационных и коммуникационных технологий общероссийского уровня. Он призван обеспечить благоприятные условия работы для IT-компа-ний. Его деловыми партнерами будут компании Microsoft, IBM, Oracle, Cisco, группа компаний «Техносерв», НИ МГУ им. Н. П. Огарева и др. DATA-центр будет служить многофункциональным информационно-вычислительным комплексом общего пользования для резидентов технопарка, органов государственной власти всех уровней и коммерческих предприятий;
2) центр нанотехнологий и наноматериалов, который представляет собой центр коллективного пользования уникальным современным оборудованием (закупаемым за счет частных инвестиций). Данный центр призван осуществлять коммерциализацию технологий и материалов наноиндустрии посредством ОКР и ОТР по заказу коммерческих структур, создавать условия для технологического трансфера и инкубирования малых инновационных предприятий. Нанотехнологический центр создается при содействии Фонда инфраструктурных и образовательных программ на базе АУ «Технопарк Мордовии», ОАО «Орбита», ОАО «Электровыпрямитель», Республиканского фонда поддержки социально-экономических программ «Создание» и ООО «Энергоэффективные нанотехнологии»;
3) центр энергосберегающей светотехники, который представляет собой научную, технологическую, производственную базу для создания газоразрядных и твердотельных источников света и светотехнической электроники. Данный проект реализуется на научной, экспериментальной и конструкторской базе ГУП РМ «НИИИС» им. А. Н. Лодыгина с участием ООО «Солис-М», ЗАО «Ксенон», ООО «Первая светодиодная компания» и др.;
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика
35
4) центр экспериментального производства будет выполнять функции центра коллективного пользования современным высокотехнологичным оборудованием (закупаемым за счет частных инвестиций) и осуществлять коммерциализацию инновационных проектов, опытного производства инновационной продукции резидентами технопарка;
5) центр проектирования инноваций будет оказывать услуги по поддержке процессов генерации инноваций. В центре предусмотрена реализация технологических процессов, на входе которых — результаты НИОКР, а на выходе — прототип изделия;
6) инжиниринговый центр волоконной оптики, который представляет собой центр обработки технологии получения активных волоконных светоди-одов с сердцевиной, содержащей нанокристаллы, легированные примесями переходных металлов, производство фотоннокристаллического волокна, волокна с покрытием из аморфного углерода. Данный проект реализуется совместно с НИУ МГУ им. Н. П. Огарева и Научным центром волоконной оптики РАН;
7) бизнес-инкубатор — структурное подразделение, которое создает наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий посредством предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий офисными, производственными и складскими площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой;
8) центр разработки программных продуктов. Это центр по разработке и внедрению типового, комплексного решения по электронному правительству региона и органов местного самоуправления. Он предназначен для расширения доступа населения к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет и повышения его обеспеченности персональными компьютерами.
Реализация к 2014 г. данного крупномасштабного проекта позволит не только реализовать
инновационный потенциал Республики Мордовия, но и решить одну из наиболее важных социальных задач — создать около 4 тыс. новых рабочих мест.
Таким образом, инновационные территориальные кластеры являются в настоящее время одним из наиболее эффективных типов хозяйственных структур, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональной экономики.
Список литературы
1. Винокуров Ю. В., Раевский С. В. Кластерные концепции организации структуры экономики регионов. // Региональная экономика. — 2007. — № 5.
2. Котлярова С. Н. Практика формирования кластеров в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 24.
3. Мосейко В. О., Фесенко В. В. Выявление региональных кластеров: методологические подходы // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7.
4. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс. 2000.
5. Фияксель Э. А., НазаровМ. Г. Региональный инновационный кластер Нижегородской области в свете мировых тенденций кластерной организации экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2010.№ 2.
6. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
7. Чернова О. А. Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 47.
8. Щедровицкий П. Д. Формула развития. Сб. статей. — М.: Архитектура, 2005. — С. 194.
9. Enright M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results, Working paper, Institute of Economic Policy and Biasness Strategy: Competitions Program. University of Hong Kong. 2000.