УДК 338.49
Формирование инновационных кластеров и перспективы регионального развития (на примере Республики Мордовия)1 Creation of innovation clusters and Prospects for Regional Development
(Republic of Mordovia)
Кормишкина Людмила Александровна, д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «МГУ им.
Н.П.Огарёва»,kormishkinala@maiLra
Земскова Е.С.
к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарёва»,
zemskovalena@mail. ru
Аннотация: В статье рассмотрены цели формирования
территориальных производственных кластеров и их роль в развитии региона. Определены перспективы кластера Республики Мордовия ««Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» и его предполагаемое влияние на экономику региона. Выявлены такие потенциальные угрозы развития инновационного кластера региона, как неразвитость институтов высокий уровень дотационности регионального бюджета, низкая инновационная активность.
Abstract:Purposes of creation regional industrial clusters and its role in the region development in the article are considered. Prospects for the development of a cluster of Mordovia«Energy Efficientlighting engineering and intelligent lighting control system» and its expected impact on the economy of the region are studied. Potential threats to the development of innovation cluster
1Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 13-02-00046а
of Mordovia: undeveloped institutions, which provide innovative development, a high level of subsidies to regional budgets, lack of innovation activity are detected.
Ключевые слова: Кластер, региональный кластер, показатели инновационного развития региона, угрозы регионального инновационного развития.
Keywords:Cluster, regional cluster, indicators of regional innovation development, threat of regional innovation.
Термин «кластер» стал популярен в экономической среде с конца 1980-х гг. благодаря М. Портеру, который дал следующее определение: «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [4, С. 256].
Однако экономика отнюдь не первая отрасль науки, использующая понятие «кластер». Появлению названного термина мы обязаны заимствованию из английского языка слова «cluster», имеющего значение - группа, рой, скопление, концентрация, пучок. Данная категория применяется в физике, химии, архитектуре, биологии, статистике и везде имеет примерно сходное определение:компактная группа связанных структур, которая обладает свойствами, отличными от свойств, составляющих ее элементов.
Целью формирования региональных кластеров является повышение конкурентоспособности территории за счет получения положительного (синергетического) эффекта от объединения усилийбизнес-структур, органов власти, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности.
Кластеры способствуют рационализации производственно-рыночных процессов (в значительной степени благодаря снижению трансакционных издержек); разделению и перераспределению рисков (а значит их снижению для каждого конкретного хозяйствующего субъекта). Все это обусловливает появление преимуществ в конкурентной борьбе на межрегиональном и межнациональном уровнях, а также содействует перспективному развитию территории аллокации кластера.
Следует отметить, что сам процесс появления кластеров имеет существенные страновые и региональные различия: если в США наиболее успешные кластеры (например, Силиконовая долина) возникли естественным путем, можно сказать стихийно, то в Европе формирование кластеров в большинстве случаев проходило под патронатом государства. Отсутствие опыта и специальных институциональных структур, столь важных для создания и развития кластеров предопределило применение в России европейской модели распространения кластеров.
Так, Министерство экономического развития Российской Федерации, в 2012 г. отобрало 25 проектов территориальных производственных кластеров для рассмотрения возможности их последующего финансирования. Затем из 25 проектов было отобрано 14 проектов, которые будут субсидироваться государством, в число последних был включен и проект территориального кластера Республики Мордовия (источники финансирования кластера см. в табл. 1).В этом же году на базе Автономного учреждения «Технопарк-Мордовия» начал работу кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Выбор данного направления кластера обусловлен,с одной сторо-ны,исторически сложившейся специализацией республики, и,с другой сто-роны,вызван повышением требований к энергоэффективности и экологич-ностисветотехнической продукции в России.
Таблица 1 - Структура источников финансирования реализации Программы развития инновационного территориального кластера Республики Мордовияв 2012-2017 годах [6].
Источники финансирования Сумма, млн руб. % к общему объему средств
Средства федерального бюджета Российской Федерации 4 527 26
Средства региональных и местных бюджетов 1 375 8
Средства внебюджетных источников 11 344 66
Общий объем средств всех источников 17 246 100
Светотехника является одним из приоритетных направлений развития промышленности Республики Мордовия на протяжении последних 60 лет. Первые светотехнические предприятия в республике были построены и запущены в 50-х годах XX века. Светотехнический кластер в Мордовии фактически был сформирован в 1964 году, когда было создано Саранское производственное объединение «Светотехника», включающее в свой состав 15 предприятий. Правопреемники тех предприятий являются основой современного светотехнического Кластера республики, понимаемого его учредителями как специализированная территориально-производственная система, с горизонтальными производственно-хозяйственными связями, основой которых являютсяпроизводство взаимодополняющих товаров, использование общих ресурсов и инфраструктуры на территории Республики Мордовия[3].Предприятия и организации Кластера располагаются в Республике Мордовия на территории городского округа Саранск, п. Тургене-во, г. Инсар и п. Кадошкино.
Основными целями развития электротехнического кластера Республики Мордовия являются: а) удержание позиций на традиционных рынках (силовая электроника, традиционные источники света и т. д.);
б) выход и закрепление на новых рынках инновационной продукции (например, светодиодных источников света и светильников, производство оптоволокна); в) развитие структуры кластера; г) повышение конкурентоспособности экономики региона.
Весомым конкурентным преимуществом кластера может стать наличие самого большого ассортимента производимой продукции в стране, представленной практически во всех сегментах светотехнического рынка. В настоящее время в состав Кластера входят:НИИ источников света имени А. Н. Лодыгина, в стенах которого разработано более 90 % источников света, выпускаемых отечественными предприятиями;Национальный исследовательский университет «Мордовский государственный университет им.Н. П. Огарева», в структуре которого действует единственный в стране Светотехнический факультет, где за 35 лет было подготовлено более 5 тысяч высококвалифицированных специалистов для светотехнических пред-приятий;АУ «Технопарк-Мордовия», одним из стратегических направлений, работы которого является энергосберегающая светотехни-ка;Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет», объединяющая более 40 светотехнических предприятий из России и стран ближнего зарубежья и являющаяся важнейшим органом по координации деятельности предприятий отрасли и др.Предприятия Кластера выпускают свыше 30 % всей производимой в России светотехнической продукции, занимая при этом около 10 % российского рынка [6].
Финансирование развития кластера предполагает задействование как государственных, так и внебюджетных источников, причем доля последних составляет 66 % от общего объема средств. Значительная же часть бюджетных средств (73 %) будет направлена на формирование инновационной инфраструктуры кластера, которая служит основой стратегического бескризисного развития региона. Некоторые показатели текущего развития кластера приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Основные показатели текущего уровня развития кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управле-
ния освещением»[6].
Показатель Единица измерения Значение показателя на 2012 г.
Численность занятых в кластере тыс. чел. 11,0
Количество организаций в кластере шт. 18
Средняя заработная плата в кластере тыс. руб. 13,3
Объем отгруженной продукции млрд руб. 5,0
В том числе стоимость отгруженной инвестиционной продукции млрд руб. 1,4
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более органи-зациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями млн руб. 121,2
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами предприятий и организаций - участников кластера % 19,7
Выработка на одного работника организаций-участников кластера тыс. руб. 453,8
Объем инвестиций в основной капитал млн руб. 364,8
Объем российского и мирового рынка продукции кластера увеличивается высокими темпами. Участники кластера прогнозируют рост объемов российского светотехнического рынка с существующих 45 млрд руб. до 60 млрд руб. в 2016 г. и 80 млрд руб. в 2020 г. В дальнейшем темпы роста снизятся, и к 2025 г. объем российского светотехнического рынка составит 90 млрд рублей. Темпы роста во всех сегментах рынка (в бытовом, промышленном, уличном освещении и т.д.) ожидаются примерно одинаковыми. Исходя из данных прогнозов, по итогам 2013 г. предполагается рост основных показателей деятельности и эффективности кластера (табл. 3).
Однако, говоря о перспективах регионального развития, следует, наряду с конкурентными преимуществами, обозначить также и существующие угрозы. К таковым, по нашему мнению, следует отнести:
- неразвитость институтов, обеспечивающих инновационное развитие. Численность малых предприятий в Республики Мордовия из расчета на 10 000 человек населения составила в 2011 г. - 76 ед., для сравнения по Приволжскому федеральному округу данный показатель равен 113 ед., по Центральному федеральному округу - 142 ед., и по России в целом - 128 ед.
Таблица 3 - Ожидаемые конечные результаты реализации Программы раз-
вития инновационного территориального кластера Республики Мордовия [6]
Показатель Год
2013 2014 2015
Численность работников организаций - участников кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел. 5 8 12
Средняя заработная плата работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, руб. 25 802 28 268 33 680
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями,млн руб. 163,0 337,0 375,0
Объем инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций,млн руб. 647,2 864,7 537,5
Выработка на одного работника организаций-участников, тыс. руб. 550,0 700,0 800,0
Объем отгруженной организациями-участниками ин- 2 594,5 3 600,2 3 959,1
новационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами,млн руб.
Совокупная выручка организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке,млн руб. 350,0 497,7 747,6
Число занятых на малых предприятиях не превышает 12 % от общего числа занятых в экономике, что также ниже среднероссийского показателя (15 %).
В Мордовии очень невысокочисло кредитных организаций и их филиалов (см. рис 1) - самые низкие показатели по ПФО, кроме того, наблюдается устойчивое уменьшение числа банковских институтов сформировалась достаточно устойчивая тенденция к ежегодному уменьшению числа банковских институтов [7].
25
2001 2006 2010 □ Число кредитных организаций □ Число филиалов в субъекте
Рисунок 1 -Распределение действующих кредитных организаций и филиалов в Республике Мордовия
- высокий уровень дотационности регионального бюджета. В период с 2006 по 2010 гг. отмечалось снижение доли собственных доходов республиканского бюджета Республики Мордовия, полученных за счет нало-
говых и неналоговых поступлений (с 58,6 % в 2006 г. до 36,2 % в 2010 г., в том числе по налогу на прибыль организаций - с 24,5 до 7,8 %). Необходимо отметить при этом высокий уровень федеральных межбюджетных трансфертов, доля которых в суммарных доходах республиканского бюджета в 2011 г. составила более 50 %, или 14,4 млрд руб. [5]
- недостаточная, для обеспечения прорывного развития, инновационная активность. Так, в 2012 г. в рейтинге инновационной активности регионов, проведенном Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Республика Мордовия заняла 38 место, попав в группу регионов с умеренной инновационной активностью. Следует отметить, что регион улучшил свои позиции по сравнению с 2011г., когда занял 48 строчку рейтинга [2]. Объем инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров составил 22 %, инновационную активность проявили 12 % предприятий, а затраты на технологические инновации составили 10 % республиканского валового регионального продукта (ВРП), что соответствует критериям экономической безопасности.
В 2011 г. количество созданных в республике передовых технологий составило 7 ед. или 4 % всех созданных в ПФО передовых технологий. В структуре созданных и используемых технологий в Республике Мордовия доминируют технологии, связанные с проектированием и инжинирингом, производством, обработкой и сборкой, которые в совокупности составили в 2011 г. 71,4 % [1].
Патентно-лицензионная деятельность в Республике Мордовия ведется в области регистрации изобретений, полезных моделей и товарных знаков (табл. 4). Из всех заявок, поданных в Роспатент в 2011 г., на долю полезных моделей приходилось 37 %, товарных знаков - 32,4 %. Количество поданных заявок на выдачу патентов и количество выданных патентов свидетельствуют о том, что, во-первых, регион в настоящий момент эксплуатирует
ранее наработанный потенциал, во-вторых, отсутствует тесная связь между наукой и производством.
Таблица 4 - Динамика показателей регистрации прав на интеллектуальную-
собственность организациями Республики Мордовия в 2007-2011 гг. [7]
Виды интеллектуальной собственности Год
2007 2008 2009 2010 2011
Изобретения:
подано заявок 45 39 42 38 42
получено патентов 29 28 44 37 37
Полезные модели:
подано заявок 32 54 64 71 67
получено патентов 35 38 55 67 100
Промышленные образцы:
подано заявок 2 4 0 4 12
получено патентов 1 1 1 4 5
Товарные знаки:
подано заявок 51 56 42 51 58
получено патентов - - 34 31 40
На основании данных табл. 5 можно утверждать, что финансирование НИОКР в республике серьезно отстает от показателей ПФО и страны в целом. Если данные по ПФО в среднем коррелируют с показателями затрат по Российской Федерации, то в Республике Мордовия финансирование НИОКР в 3 раза меньше.
Таблица 5 - Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2007-2011 гг., млн руб. [1]
Год Российская Федерация* Приволжский федеральный округ** Республика Мордовия**
2007 371 080,30 (1,12) 51 207,10 (1,18) 371,8 (0,48)
2008 431 073,20 (1,04) 57 148,50 (1,07) 532,60 (0,57)
2009 485 834,30 (1,25) 63 513,70 (1,29) 647,40 (0,71)
2010 523 377,20 (1,16) 74 942,40 (1,32) 520,50 (0,49)
2011 610 426,70 (1,12) 91 012,10 (1,36) 601,30 (0,47)
* В скобках - в процентах от ВВП.
** В скобках - в процентах от ВРП.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что развитие электротехнического инновационного кластера в Республике Мордовия осложнено неразвитостью институтов, обеспечивающих инновационное развитие; высоким уровнем дотационности регионального бюджета; выраженной пассивностью инновационной деятельности. Приоритетной задачей внедрения кластерной модели является «пробуждение» предпринимательской инициативы, понимание возможностей и выгод от совместной деятельности, получение того самого синергетического эффекта о котором шла речь выше.
Важнейшей чертой кластера является такой тип организации деятельности всех его участников, который ориентирован на достижение результата, при этом каждый участник выполняет свои функции. Создание региональных кластеров призвано интегрировать усилия бизнеса, региона и государства в повышении конкурентоспособности российской экономики в целом. Вместе с тем в настоящее время в стране недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между крупными и малыми инновационными предприятиями, между научными и образовательными организациями, финансовыми структурами и инвестиционными компаниями.
Кроме того, фактором, негативно влияющим на развитие кластеров является слабовыраженная координация запросов бизнес-сообщества, ориентированного на прикладные аспекты исследований и быструю коммерциализацию результатов, в то время как российская наука в большей степени ориентирована на фундаментальные исследования. Названная тенденция характерна как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов. В результате не получается эффективного взаимодействия: бизнес сам по себе, а наука сама по себе, при этом государство или никак не участвует в организации взаимодействия или выступает в роли «парня с дубинкой»,
который, используя административный ресурс, инициирует «сотрудничество» названных субъектов.
Сохранение эклектичной модели региональной экономики будет способствовать консервации отсталости, снижая уровень жизни населения региона. Вместе с тем, названные проблемы могут быть решены в ходе реализации программы кластерного развития. Как нам представляется, функционирование регионального инновационного кластера сможет обеспечить расширение спектра отраслей, включенных в цепочку создания добавленной стоимости; содействовать улучшению инвестиционного климата в регионе и росту деловой активности предпринимательских структур; развитию социальных, экономических, институциональных и информационных систем региона, обеспечивая, таким образом, достижение основных целей социально-экономического развития.
Литература
1.Кормишкин Е. Д.,СаушеваО.С. Инновационная безопасность как условие эффективного функционирования региональной инновационной системы // Регион.экономика: теория и практика. 2013. № 34 (313). С. 2-8.
2. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных
технологий : офиц. сайт [Электрон.ресурс]. иКЬ^йр^/^^^пай--
it.ru/news/04.07.2013/405(дата обращения: 30.10.2013).
3. Официальный сайт АУ «Технопарк-Мордовия». [Электрон.ресурс] . URL:http://www.technopark-mordovia.ru.(дата обращения: 30.10.2013).
4.Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005. 602 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.
6. Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективнаяс-ветотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 - 2015 гг. Утв. распоряжением Правительства РМ 06.09.2013 г. № 551-р // Изв. Мордовии. 2013. № 134-47, 12 сент.
7. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт [Электрон.ресурс]. ЦКЬ :http://www.gks.ru.(дата обращения: 30.10.2013).