ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.322
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ
С.М. ВДОВИН, кандидат экономических наук, ректор, профессор кафедры менеджмента E-mail: rector@adm.mrsu.ru
Ю.Р. ПАЛЬКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: enaleeva@list.ru Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация
Предмет/тема. Статья посвящена формированию эффективной системы управления инвестиционной деятельностью в регионе. Условия для улучшения инвестиционного климата региона рассмотрены на примере Республики Мордовии
Цели/задачи. Цель — определение приоритетных направлений инвестирования в экономику региона на примере одного из субъектов Российской Федерации — Республики Мордовии.
Методология. Для исследования использованы логический, причинно-следственный, сравнительный, системный виды анализа, а также метод систематизации и балансовый метод.
Проведен обзор исследований, посвященных проблеме определения приоритетов региональной инвестиционной деятельности. Проанализирована конкурентоспособность экономики Республики Мордовии, дана комплексная оценка ее инвестиционного развития, обоснованы отраслевые приоритеты инвестиционной политики региона. Кроме этого, рассмотрены основные задачи и направления инвестиционной политики в инновационных территориальных кластерах, а также наиболее крупные инвестиционные проекты их участников.
К основным отраслевым приоритетам инвестиционной политики в Республике Мордовии
отнесено производство электротехнической продукции, электронного, оптического оборудования, широкого спектра кабельной продукции, транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в настоящее время стратегические приоритеты в области улучшения инвестиционного климата Республики Мордовии связаны прежде всего с развитием инновационных территориальных кластеров, а также других традиционных для региона видов производств. Рекомендовано при определении стратегических приоритетов инвестиционной политики республики обратить внимание на развитие малого и среднего предпринимательства, сферы услуг, социальной сферы, строительства, туризма и природной среды, что позволит повысить инвестиционную привлекательность, а следовательно, активизировать инновационную деятельность региона и обеспечить его устойчивое социально-экономическое развитие.
Ключевые слова: инвестиционная политика в регионах, отраслевые приоритеты, региональные инвестиционные проекты, инновационные кластеры, регион, инвестиционное развитие
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на развитие экономики России, является поступательное развитие ее регионов. При этом высокая инвестиционная привлекательность региона является ключевым фактором повышения его конкурентоспособности и обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Инвестиционная проблематика, в том числе в региональном аспекте, исследована в работах В.Г. Бело-местнова, О.М. Цыбикдоржиевой, Л.Д. Зубковой, Т.В. Крамина, В.А. Леонова, А.В. Тимирясовой, В.И. Маколова, А.В. Петрова, А.Ю. Прохорова, Н.И. Пшиканоковой, Т.Р. Рахимова, Л.Н. Салимова, Л.А. Семиной, Е.А. Федуловой, С.А. Кононовой, Р.А. Эльмурзаевой, А.А. Алабугина, Л.Г. Кочегаро-вой, А.В. Гуркина, О.В. Киселевой, Е.Н. Мальчен-кова, О. Смешко, Э.Г. Шурдумовой, А.Б. Нагоева, Р.И. Пахомова и др. [1-19]. Проблема определения приоритетов региональной инвестиционной деятельности рассматривалась учеными-экономистами А.И. Татаркиным, М.Р. Биматовым, А.А. Ама-даевым, Р.М. Мельниковым, Н.Ю. Белых, а также многими руководителями регионов и управленцами [20-23].
Актуальность данных вопросов в последнее время обусловлена и тем, что Агентство стратегических инициатив по поручению Председателя Правительства Российской Федерации в 2011 г. разработало Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее — Стандарт инвестиционного климата). Цели Стандарта инвестиционного климата — улучшение инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и разработка требований, позволяющих создать условия для увеличения притока инвестиций в регионы. В связи с этим региональные органы власти должны разработать мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона, на защиту прав инвесторов и на обеспечение прозрачности системы поддержки предпринимателей.
К числу основных мер, предусмотренных Стандартом инвестиционного климата, относится обязательная разработка инвестиционной стратегии региона, которая должна определять его инвестиционные приоритеты, в том числе:
— приоритеты территории;
— приоритетные отрасли;
— технологии опережающего развития;
— осваиваемые виды продукции, работ и услуг;
— планируемые к реализации проекты.
Стандарт инвестиционного климата в 2012 г.
прошел апробацию в 11 пилотных регионах. С начала 2013 г. Агентство стратегических инициатив приступило к его масштабной реализации. В настоящее время Стандарт инвестиционного климата внедряется в 83 российских регионах. Каждый регион сталкивается с определенными трудностями при внедрении. В связи с этим только 20 регионов полностью его внедрили. Анализ результатов национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов позволяет сделать вывод о том, что исходное социально-экономическое положение региона не оказывает значительного влияния на инвестиционный климат. Инвестиционная привлекательность зависит от эффективности управления региональной экономикой и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, органов власти и усилий, которые они предпринимают.
Создание предпосылок для улучшения инвестиционного климата региона рассмотрим на примере Республики Мордовии. По оценкам экспертов Агентства стратегических инициатив, Республика Мордовия к 2014 г. внедрила только 11 из 15 разделов Стандарта инвестиционного климата. В связи с этим важнейшими задачами являются разработка и реализация инвестиционной стратегии региона, направленной на создание предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности республики в целях активизации инновационной деятельности и обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. В инвестиционной стратегии Республики Мордовии предусматривается вложение средств в соответствии с отраслевыми и территориальными приоритетами.
Проведенный анализ конкурентоспособности экономики региона, комплексная оценка ее инвестиционного развития, выявленные слабые стороны инвестиционной деятельности субъекта, ключевые факторы, определяющие его инвестиционную привлекательность, а также прогнозный сценарий развития экономики Республики Мордовии до 2020 г. позволили обосновать отраслевые приоритеты инвестиционного развития республики. К этим приоритетам относится производство электротехнической продукции, электронного, оптического оборудования, широкого спектра кабельной про-
Источник: авторская разработка. Рис. 1. Отраслевые приоритеты инвестиционного развития Республики Мордовии
дукции, транспортных средств и оборудования, а также пищевых продуктов.
Накопленные в республике научно-производственный, человеческий и организационный потенциалы, особенности структуры и специализации экономики, а также природно-климатические условия создали предпосылки для объединения указанных видов производства в рамках инновационного и других территориальных кластеров (рис. 1).
Ключевую роль в модернизации экономики региона и ее переводе на инновационный тип развития играют предприятия, входящие в кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» (далее — Светотехнический кластер). Светотехнический кластер в республике был сформирован в 1964 г., когда было создано Саранское производственное объединение «Светотехника», в состав которого вошли 15 предприятий. Правопреемники этих предприятий заложили основу Светотехнического кластера. В настоящее время в его состав входят:
— свыше 10 крупных и средних производственных компаний (ГУП Республики Мордовии «Лисма», ОАО «Орбита», ОАО «Кадошкинский электротехнический завод», ОАО «Ардатовский
светотехнический завод», ОАО «Электровыпрямитель», ЗАО «Трансвет» и др.);
— ГУП Республики Мордовии «НИИИС им. А.Н. Лодыгина»;
— Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, в структуре которого действует светотехнический факультет;
— АУ «Технопарк-Мордовия», одним из стратегических направлений работы которого является энергосберегающая светотехника;
— Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет», главный офис которой находится в Саранске, объединяет в своем составе более 40 светотехнических предприятий из России и стран ближнего зарубежья и является важнейшим органом по координации деятельности предприятий отрасли.
Предприятия и организации данного кластера располагаются в Республике Мордовии на территории городского округа Саранск (п. Тургенево, г. Инсар и п. Кадошкино). Они выпускают свыше 30% всей производимой в России светотехнической продукции, занимая при этом около 10% российского рынка. Светотехнический кластер входит в число
Инновации и инвестиции Innovation and Investment - 26 -
25 территориальных инновационных кластеров, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации (поручение от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060).
Приоритетными направлениями инвестиционной политики в данном кластере являются:
— модернизация предприятий — участников кластера за счет внедрения новых разработок, технологических процессов, обновления технологического оборудования;
— развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктур кластера;
— развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
— увеличение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых участниками кластера, а также развитие механизмов коммерциализации;
— создание на территории базирования кластера инновационно активных малых и средних предприятий.
Значительное влияние на развитие Светотехнического кластера окажет реализация ряда крупных инвестиционных проектов (табл. 1).
Развитие кластера «Электротехника и приборостроение» в Республике Мордовии обусловлено тем, что регион может стать одним из инновационных центров электротехники и приборостроения
Таблица 1
Основные инвестиционные проекты участников кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»
Инвестиционный проект Организация, реализующая инвестиционный проект Срок реализации проекта, годы Объем инвестиционных затрат в форме капитальных вложений, млн руб.
Организация производства высокоэффективных светодиодов на основе нанотехнологий ОАО «Электровыпрямитель», Саранск 2013-2014 1 175,0
Разработка базовых технологий эпитаксиального роста монокристаллического карбида кремния SiC большого диаметра, мощных высоковольтных быстродействующих полупроводниковых приборов нового поколения на SiC и модулей на их основе ОАО «Электровыпрямитель», Саранск 2013-2016 600,0
Подготовка и освоение производства монокристаллического карбида кремния SiC, высоковольтных быстродействующих полупроводниковых приборов нового поколения на SiC и мощных малогабаритных энергосберегающих преобразователей на их основе ЗАО НПК «Электровыпрямитель», Саранск 2016-2018 1 000,0
Разработка технологии и организация производства элементной базы силовой электроники на основе р-ьп AlGaAs гетероэпитаксиальных структур ОАО «Орбита», Саранск 2013-2014 1 112,0
Организация производства металлогалогенных ламп (с керамической горелкой) на ГУП РМ «Лисма» ГУП Республики Мордовии «Лисма» 2013-2014 1 100,0
Техническое перевооружение и расширение производства ДНаТ на ГУП РМ «Лисма» ГУП Республики Мордовии «Лисма» 2013-2014 800,0
Техническое перевооружение производства люминесцентных ламп, организация производства люминесцентных ламп в трубке Т5 с защитной пленкой на ГУП РМ «Лисма» ГУП Республики Мордовии «Лисма» 2013-2014 650,0
Производство точечных светодиодных светильников ООО «НЕПЕС РУС», Саранск 2013-2014 550,0
Создание инфраструктуры индустриального парка в Саранске АУ «Технопарк -Мордовия», Саранск 2013-2016 2 447,6
Организация комплексного производства свето-диодов по технологии нитрида галлия на кремние GaN-on-Si ОАО «Инвест-Альянс», Москва 2013-2018 2 300,0
Источник: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовии на 2013-2018 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовии от 08.10.2012 № 363. URL:http://mmeco.e-mordovia.ra/mdex.php?optюn=com_conten t&view=artide&id=164:-2008-2012-&catid=68:2009-08-31-11-28-17&Itemid=178.
России. В нем сконцентрированы предприятия данной отрасли, имеется развитая образовательная и инновационная инфраструктура — АУ «Технопарк Мордовии» и ОАО «Центр нанотехнологий». В инновационном развитии республики важная роль отводится этому кластеру. Его задачами являются:
— расширение номенклатуры выпускаемой продукции за счет инновационных видов;
— сохранение завоеванных позиций на традиционных рынках и выход на новые;
— формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие конкурентных преимуществ предприятий электротехнической отрасли и приборостроения.
Развитию кластера «Электротехника и приборостроение» будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов (табл. 2).
Основой формирования кластера «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение» является многоотраслевой машиностроительный комплекс Республики Мордовии. В силу многоотраслевой структуры этот кластер можно разделить на два сектора:
— транспортное машиностроение (прежде всего вагоностроение и производство комплектующих для него, а также ремонт вагонов, железнодорожного транспорта и подвижного состава);
— сельскохозяйственное машиностроение.
Базисом для формирования кластера «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение» станут следующие предприятия Республики Мордовии:
— ОАО «Рузхиммаш»;
— Компания РМ Rail;
— ОАО «ВКМ — СТАЛЬ»;
Основные инвестиционные проекты участников кластера «Электротехника и приборостроение»
Таблица 2
Инвестиционный проект Организация, реализующая инвестиционный проект Срок реализации проекта, годы Объем инвестиционных затрат в форме капитальных вложений, млн руб.
Промышленное освоение производства современной полупроводниковой компонентной базы силовой электроники нового поколения на основе нейтронно-легированного кремния для энергоэффективных технологий ОАО «Электровыпрямитель», Саранск 2013-2018 410
Организация производства нового поколения оптических кабелей, встроенных в грозозащитный трос, и оптических кабелей по технологии «оптическое волокно — в дом» ООО «Оптикэнерго», Саранск 2013-2014 371
Разработка базовой технологии изготовления микроэлектромеханических устройств на основе кремния и карбида кремния ОАО «Орбита», Саранск 2016-2018 1 050
Создание производства оптического волокна ЗАО «Оптиковолоконные системы», Саранск 2013-2018 3 121
Производство прецизионных линейных электродвигателей для технологического оборудования высокой точности (до 5 нм) Компания ASLM, Inc. 2013-2018 1 312
Создание производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения для различных отраслей народного хозяйства Совместное предприятие с компанией Weihai TSE Technology, Китай 2013-2015 1 500
Создание производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения для нужд оборонной промышленности Совместное предприятие с компанией Kokam Co. Ltd, Южная Корея 2014-2018 1 000
Создание производства оптического волокна специального назначения АУ «Технопарк-Мордовия», Саранск 2014-2018 1 000
Источник: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовии на 2013-2018 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовии от 08.10.2012 № 363. URL:http://mmeco.e-mordovia.ru/mdex.php?optюn=com_conten t&view=artide&id=164:-2008-2012-&catid=68:2009-08-31-11-28-17&Itemid=178.
— ОАО «Висмут»;
— ОАО «Неон»;
— ООО «ВКМ — сервис»;
— ОАО «МордовАгроМаш»;
— ОАО «САРЭКС»;
— ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»;
— ОАО «Саранский завод автосамосвалов»;
— ЗАО «НПО "НефтехГазМаш"» и др.
Высокая концентрация предприятий транспортного и сельскохозяйственного машиностроения в республике способствует снижению себестоимости конечных продуктов в рамках кооперационных поставок, импортозамещению, а также ускорению процессов модернизации экономики региона.
Кроме того, функционирование кластера «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение» позволит:
— проводить технологическую модернизацию предприятий машиностроения, расширять и диверсифицировать производство;
— расширять товарную линейку и закреплять предприятия кластера на быстрорастущих рыночных сегментах;
— развивать сервисное обслуживание.
Важнейшее влияние на развитие данного
кластера окажет реализация ряда инвестиционных проектов (табл. 3).
Одним из приоритетов инвестиционной политики Республики Мордовии является агропромышленный кластер. Его развитие направлено:
— на повышение устойчивости предприятий АПК;
— на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во ВТО;
— на обеспечение продовольственной безопасности Республики Мордовии и РФ.
Реализация инвестиционной политики в агропромышленном кластере позволит:
— модернизировать отрасли АПК на основе продуктовых и технологических инноваций, а также развивать производственную инфраструктуру АПК;
— наращивать производственный потенциал сельского хозяйства и перерабатывающей сферы АПК на основе обновления материально-технической базы, реструктурировать активы предприятия;
Таблица 3
Основные инвестиционные проекты участников кластера «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение»
Инвестиционный проект Организация, реализующая инвестиционный проект Срок реализации проекта, годы Объем инвестиционных затрат в форме капитальных вложений, млн руб.
Техническое перевооружение для повышения эффективности, качества и объемов производства крупного, среднего и мелкого вагонного литья в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» ООО «ВКМ-СТАЛЬ», Саранск 2013-2018 1 347,34
Техническое перевооружение основного и вспомогательного производств ОАО «Саранский Вагоноремонтный завод», Саранск 2013-2014 171,46
Создание инжинирингового Центра вагоностроения в Республике Мордовии ООО «УК холдинга РКТМ» 2013-2018 463,7
Создание учебно-научной лаборатории «Моделирование конструкций и технологий вагоностроения» ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Рузаевский институт машиностроения (филиал), Рузаевка 2013-2018 207,0
Создание эффективного быстропере-налаживаемого автоматизированного производства грузовых вагонов на ОАО «Рузхиммаш» ОАО «Рузхиммаш», Рузаевка 2013-2018 1 885,0
Техническое перевооружение для повышения эффективности вагоноремонтного производства в ООО «ВКМ-Сервис» ООО «ВКМ-Сервис», Рузаевка 2013-2018 124,82
Источник: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовии на 2013-2018 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовии от 08.10.2012 № 363. URL:http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=164:-2008-2012-&catid=68:2009-08-31-11-28-17&Itemid=178.
— внедрять ресурсосберегающие, почвозащитные и экологически безопасные технологии в сфере сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья;
— развивать индивидуальные формы ведения сельскохозяйственного производства и более активно их вовлекать в систему сельскохозяйственного кооперирования, вертикальной интеграции;
— обеспечивать сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами и создавать социально-экономические условия для их закрепления на селе;
— улучшать условия деятельности населения за счет развития производственной и социальной инфраструктур.
Инвестиционная политика в агропромышленном кластере будет ориентирована на развитие основных секторов его специализации:
— молочной промышленности (молока, сыров и молочных продуктов),
— мясной промышленности (развитие производства говядины, свинины),
— птицеводческой продукции (производство яиц и мяса птицы),
— пищевой и перерабатывающей промышленности.
В растениеводстве приоритетом является производство зерновых культур, а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур.
В агропромышленном кластере республики в период с 2013 по 2018 г. предусмотрена реализация свыше 50 инвестиционных проектов, общий объем инвестиционных вложений превысит 45 млрд руб. Реализация данных мероприятий позволит существенно увеличить объемы производства и улучшить качество сельскохозяйственной продукции, будет способствовать развитию сельских территорий, повышению уровня жизни в сельской местности, а также росту конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса.
Наряду с развитием предприятий, которые включены в кластеры, необходимо развитие и других традиционных для региона видов производств:
— машин и оборудования:
— резинотехнических изделий;
— фармацевтической продукции;
— металлургии и готовых металлических изделий;
— строительных материалов;
— обработанной древесины и изделий из дерева;
— целлюлозно-бумажной продукции и др.
Кроме того, в целях улучшения инвестиционного климата Республики Мордовии необходимо развитие социальной сферы и туризма.
Наряду с крупным бизнесом в Республике Мордовия необходимо уделять внимание инвестированию в малый и средний бизнес, созданию условий для его устойчивого развития. Это обусловлено тем, что Республика Мордовия, несмотря на положительные тенденции развития малого предпринимательства, на фоне других регионов Приволжского федерального округа имеет низкие показатели его развития. При инвестировании в малый и средний бизнес необходимо учитывать следующие направления:
— обеспечение более высоких темпов развития малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;
— повышение квалификации и переподготовки лиц, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;
— более широкое вовлечение малых и средних предприятий во внешнеэкономическую деятельность;
— развитие инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовии требуется разработка экологических проектов. Их внедрение будет способствовать сохранению природной среды и улучшению экологических условий жизнедеятельности людей. Инвестирование в этой сфере предусматривается по следующим направлениям:
— снижение уровня загрязнения окружающей среды за счет модернизации производственных мощностей и технологий, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий и автоматизации управления технологическими процессами;
— внедрение системы сбора отходов в населенных пунктах республики с организацией центров по их переработке, улучшение использования вторичных ресурсов и утилизация отходов;
— создание и развитие системы экологического мониторинга охраны окружающей среды в промышленных районах республики и информирования населения об экологической ситуации;
— сохранение и восстановление естественного биологического разнообразия природной среды Республики Мордовии;
— обеспечение рационального лесопользования, недропользования и водопользования на территории республики.
Таким образом, в Республике Мордовии целесообразно выделение отраслевых стратегических приоритетов в области улучшения инвестиционного климата региона, направленных прежде всего на формирование и развитие высокотехнологичных инновационных отраслей экономики региона, а также модернизацию традиционных секторов экономики. Кроме того, необходимо развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктурного комплекса, а также социальной сферы и природной среды.
Список литературы
1. Беломестнов В.Г., Цыбикдоржиева О.М. Формирование и реализация государственной политики привлечения инвестиций в регионах // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 132-134.
2. Зубкова Л.Д. Методы оценки инвестиционного климата региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 4. С. 15-21.
3. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. 2013. № 2. С. 293-300.
4. Маколов В.И. Инвестиционная политика региона в посткризисный период. М.: Финансы и статистика, 2006. 520 с.
5. Маколов В.И. Инвестиционная политика региона: оценка состояния и новые задачи // Реги-онология. 2008. № 4. С. 145-151.
6. Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 54-59.
7. Прохоров А.Ю. Стратегия привлечения инвестиций в регион // Российское предпринимательство. 2012. № 19. С. 131-134.
8. Пшиканокова Н.И. Региональная инвестиционная политика: институционально-экономический механизм стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 4. С. 35-69.
9. Рахимов Т.Р. Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономического и правового механизма формирования благоприят-
ного инвестиционного климата в регионе // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С.177-180.
10. Салимов Л.Н. Сущность инвестиционной активности и её значение в управлении региональной экономикой // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9. С. 83-88.
11. Семина Л.А. Инвестиционная привлекательность: теоретический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14. С.17-19.
12. Федулова Е.А., Кононова С.А. Оценка результативности реализации региональных инвестиционных стратегий на основе системы сбалансированных показателей // Сибирская финансовая школа. 2014. № 4. С. 78-84.
13. Эльмурзаева Р.А. Актуальные проблемы современной региональной инвестиционной политики // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 295. С. 212-214.
14. Алабугин А.А., Кочегарова Л.Г. Концепция и принципы управления инвестициями в регионе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 5. С. 87-91.
15. Гуркин А.В. Инвестиции в развитие регионов. Особенности реализации региональных инвестиционных программ // Российское предпринимательство. 2008. № 10-1. С. 91-96.
16. Киселева О.В. Политика привлечения инвестиций в регион // Регионология. 2013. № 1. С. 21-27.
17. Мальченков Е.Н. Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности: региональный аспект // Регионология. 2011. № 1. С. 57-62.
18. Смешко О. Управление инвестициями на уровне региона: методы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 114-118.
19. Шурдумова Э.Г., Нагоев А.Б., ПахомовР.И. Инвестиционное обеспечение устойчивого развития региона на современном этапе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-11. С. 2545-2549.
20. Татаркин А.И., Биматов М.Р. Оценка инвестиционных потребностей социально-экономического развития региона // Экономика региона. 2010. № 2. С. 29-33.
21. Амадаев А.А. Методические аспекты формирования механизма управления инвестициями на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 254-261.
Инновации и инвестиции Innovation and Investment - 31 -
22. Мельников Р.М. Оценка эффективности 23. Белых Н.Ю. Роль инвестиционных стратегий
и пути оптимизации инвестиционной политики в повышении инвестиционной привлекательности
субъектов Федерации // Федерализм. 2007. № 2. региона // Инновации. 2009. № 2. С. 47-49. С.47-66.
Regional Economics: Theory and Practice Innovation and Investment
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
PRIORITY AREAS FOR INVESTMENT IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Sergei M. VDOVIN, Yuliya R. PAL'KINA
Abstract
Importance The development of an effective system of management of investment activities in the region is currently gaining a strategic importance due to the structural transformations in the economy and its transition to the innovation way. Objectives The aim of the study is the identification of priority directions of investment in the economy of the region using the Republic of Mordovia case. Methods For research, we used logical, cause-effect, comparison, and system analyses, as well as the method of systematization, and the balance method. Results The article considers the main tasks and directions of investment policy in the innovation regional clusters, the largest investment projects of the participants. The major sectoral priorities of investment policy in the Republic of Mordovia are as follows: manufacture of electrical products, electronic, optical equipment; a wide range of cable products; transport equipment; food products.
Conclusions and Relevance The conclusion is that at present, the strategic priorities in the area of improving the investment climate of the Republic of Mordovia are associated primarily with the development of innovative regional clusters, as well as the other traditional types of production in the region. The paper proves that given the socio-economic development level of the region, the determination of strategic priorities of investment policy of the Republic of Mordovia has to involve the consideration of the development of small and middle-sized businesses, service sector, social sphere, construction, tourism and environment. This will increase the investment attractiveness of the Republic and help intensify the innovation activities in the
region, thus ensuring the sustainable socio-economic development.
Keywords: investment policy, sectoral priorities, investment projects, innovation clusters, region, investment development
References
1. Belomestnov V.G., Tsybikdorzhieva O.M. Formirovanie i realizatsiya gosudarstvennoi politiki privlecheniya investitsii v regionakh [The formation and implementation of State policy of investment attraction in the regions (Ulan-Ude, Russian Federation)]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 1, pp. 132-134.
2. Zubkova L.D. Metody otsenki investitsionnogo klimata regiona [Methods of assessment of the investment climate of a region]. Vestnik Tyumenskogo gos-udarstvennogo universiteta = Tyumen State University Herald, 2005, no. 4, pp. 15-21.
3. Kramin T.V., Leonov V.A., Timiryasova A.V. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona kak osnova razrabotki i realizatsii regional'nogo investitsionnogo proekta [Investment attractiveness of the region as a basis for the development and implementation of a regional investment project]. Vektor nauki Tol 'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Vector of Science of Togliatti State University, 2013, no. 2, pp. 293-300.
4. Makolov V.I. Investitsionnayapolitika regiona v postkrizisnyi period [Investment policy of the region during the post-crisis period]. Moscow, Finansy i sta-tistika Publ., 2006, 520 p.
5. Makolov V.I. Investitsionnaya politika regiona: otsenka sostoyaniya i novye zadachi [Investment policy
of the region: the present state evaluation and new tasks]. Regionologiya, 2008, no. 4, pp. 145-151.
6. Petrov A.V. Investitsionnaya politika regiona: orientatsiya na innovatsii [Region investment policy: orientation to innovation]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2012, no. 7, pp. 54-59.
7. Prokhorov A.Yu. Strategiya privlecheniya investitsii v region [The strategy of attracting investment in the region]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 19, pp.131-134.
8. Pshikanokova N.I. Regional'naya investitsionnaya politika: institutsional'no-ekonomicheskii mekhanizm strategicheskogo upravleniya [Regional investment policy: an institutional and economic mechanism of strategic management]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Adyghe State University, 2005, no. 4, pp. 35-69.
9. Rakhimov T.R. Sushchnost', tseli, zadachi i printsipy postroeniya organizatsionno-ekonom-icheskogo i pravovogo mekhanizma formirovaniya blagopriyatnogo investitsionnogo klimata v regione [The essence, purpose, objectives, and development guidelines for the economic-organizational and legal mechanism of attractive regional investment climate formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2007, no.302,pp.177-180.
10. Salimov L.N. Sushchnost' investitsionnoi aktivnosti i ee znachenie v upravlenii regional'noi ekonomikoi [The nature of investment activity and its value in management of the regional economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2009, no. 9, pp. 83-88.
11. Semina L.A. Investitsionnaya privlekatel'nost': teoreticheskii aspekt [Investment appeal: a theoretical aspect]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2010, no. 14, pp. 17-19.
12. Fedulova E.A., Kononova S.A. Otsenka rezul'tativnosti realizatsii regional'nykh investitsion-nykh strategii na osnove sistemy sbalansirovannykh pokazatelei [Evaluation of the regional investment strategy realization based on a balanced scorecard]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2014, no. 4, pp. 78-84.
13. El'murzaeva R.A. Aktual'nye problemy sovremennoi regional'noi investitsionnoi politiki [Actual problems in modern investment policy of a
region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Tomsk State University Journal, 2007, no. 295, pp. 212-214.
14. Alabugin A.A., Kochegarova L.G. Kontsept-siya i printsipy upravleniya investitsiyami v regione [The concept and principles of the regional investment management]. Izvestiya Ural 'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of Ural State University of Economics, 2013, no. 5, pp. 87-91.
15. Gurkin A.V. Investitsii v razvitie regionov. Osobennosti realizatsii regional'nykh investitsion-nykh programm [Investment in the development of the regions. Features of regional investment programs]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, no. 10-1, pp. 91-96.
16. Kiseleva O.V. Politika privlecheniya investitsii v region [A policy to attract investment in the region]. Regionologiya, 2013, no. 1, pp. 21-27.
17. Mal'chenkov E.N. Problemy i perspektivy raz-vitiya investitsionnoi deyatel'nosti: regional'nyi aspekt [Problems and perspectives for the development of investment activity: a regional aspect]. Regionologiya, 2011, no. 1, pp. 57-62.
18. Smeshko O. Upravlenie investitsiyami na urovne regiona: metody [Management of investment at the regional level: methods and principles of the organization]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, information, supply, competition, 2014, no. 3, pp. 114-118.
19. Shurdumova E.G., Nagoev A.B., Pakhomov R.I. Investitsionnoe obespechenie ustoichivogo raz-vitiya regiona na sovremennom etape [Investment providing a sustainable development of the region at the present stage]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 9-11, pp. 2545-2549.
20. Tatarkin A.I., Bimatov M.R. Otsenka inves-titsionnykh potrebnostei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Assessment of the investment demand with regard to regional socio-economic development]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2010, no. 2, pp.29-33.
21. Amadaev A.A. Metodicheskie aspekty formi-rovaniya mekhanizma upravleniya investitsiyami na regional'nom urovne [Methodological aspects of formation of the mechanism of investment management at the regional level]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2, pp. 254-261.
22. Mel'nikov R.M. Otsenka effektivnosti i puti op-timizatsii investitsionnoi politiki sub"ektov Federatsii
[Evaluation of the effectiveness and the optimization ways for the investment policy of the member-States of the Federation]. Federalizm = Federalism, 2007, no. 2, pp. 47-66.
23. Belykh N.Yu. Rol' investitsionnykh strategii v povyshenii investitsionnoi privlekatel'nosti regiona [The role of investment strategies in rising the region's investment opportunities]. Innovatsii = Innovation, 2009, no. 2, pp. 47-49.
Sergei M. VDOVIN
Ogarev Mordovia State University,
Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
rector@adm.mrsu.ru
Yuliya R. PAL'KINA
Ogarev Mordovia State University,
Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
enaleeva@list.ru