Очень сложно получить высшее образование инвалидам, которые проживают в небольших городах и особенно сельских районах. Это связано и с финансовыми трудностями, и с физической невозможностью переездов к месту учебы. Здесь на помощь может прийти дистанционное образование, раздвинув пространство общения, предоставив связь буквально со всем миром, сделав доступными каталоги библиотек, базы данных и многое другое.
Завершая разговор, хотелось бы еще раз напомнить, что очень часто люди с ограниченными возможностями здоровья - это люди с высоким умственным потенциалом, высоким уровнем мотивации. Мир увидел феномен знаменитого британского ученого, физика-теоретика Стивена Хокинга, который в 30 лет оказался практически полностью парализован из-за прогрессирующей болезни, но при этом смог добиться высочайших результатов в науке, опубликовать ряд важнейших трудов по теоретической физике, а также научнопопулярных изданий.
Это еще раз говорит о том, что при правильном и всестороннем решении вопросов, связанных с предоставлением непрерывного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, выиграют все - и государство, и общество в целом.
А. А. Калыбекова, А. Б. Айтжанова, А. Т. Савлебаева
Технология внедрения системы дистанционного обучения в вузе
В казахстанском обществе остро стоит вопрос о характере подготовки конкурентоспособных специалистов с учетом перспективных направлений модернизации и расширения возможностей современной системы образования. Это связано со все большим внедрением информационных коммуникационных технологий, увеличением скорости технологического развития, дальнейшим углублением глобальной конкуренции и т. д. Применение дистанционных технологий обучения является одним из наиболее перспективных направлений в развитии современной системы профессионального образования, что представляет собой важный фактор интеграции высшей школы Казахстана в мировое образовательное пространство.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии: спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. д.
305
Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний1. Обучающая технология строится на основе определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания должно сосредотачиваться в специальных курсах, в банках данных и знаний и т. д. По мере наполнения такой информационнообразовательной среды и обеспечения дистанционного доступа к ней будет создано единое информационное образовательное пространство.
Основное обучение в настоящий момент ведется по дисциплинарной модели обучения. В качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, дипломные работы, контроль усвоения знаний.
При дистанционном образовании появляются новые образовательные модели и технологии. Примером таких инноваций могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях должны использоваться телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области, информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных. Создание фрагментов виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, деловые и имитационные игры1 2.
Применение в системе дистанционного образования современных технологий дает возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения - «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам - к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения поставленных задач).
Для реализации дистанционного обучения в ЮКГУ им. М. Ауезова создан институт дистанционного образования со специальными структурными подразделениями, осуществляющими орга-
1 Норенков И.П. Информационные технологии в образовании. М.: МГТУ им. Н.Э. Баймана, 2004. 352 с.
2 Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Ритм, 2005. 320 с.; Пидкасистый Р.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. № 5. С. 7-12.
306
низационное и методическое сопровождение дистанционного обучения. В состав Института дистанционного образования ЮКГУ входят Центр дистанционного образования с подразделениями: отдел управления и организации учебного процесса ДО; отдел учебнометодического обеспечения ДО; сектор администрирования СДО и программного обеспечения; региональные отделы дистанционного обучения; центр разработки контента с подразделениями; отдел планирования и подготовки разработок; отдел программной реализации; отдел документирования и внедрения; сектор переподготовки, повышения и сертификации специалистов; научнопроизводственная лаборатория «Найзагай»; центр компьютерных технологий с подразделениями; отдел сетевой и технической поддержки информационных ресурсов; сектор технического и системного обслуживания; отдел автоматизированной поддержки учебного процесса; сектор сопровождения и развития ИС ВУ3; сектор поддержки учебного процесса и эксплуатации ИС ВУЗ.
Профессорско-преподавательский состав ЮКГУ им. М. Ауезова, задействованный в учебном процессе по дистанционному обучению, прошел профессиональную переподготовку и повышение квалификации с соответствующей образовательной программой курса объемом 72 часа для реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения. Инженернотехнический и учебно-вспомогательный персонал прошел специальную подготовку для осуществления административной деятельности и технического обеспечения процессов.
В Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова в соответствии с Правилами организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан и ГОСО специальностей для реализации дистанционного обучения, имеются образовательные программы и подготовленные по их типовым планам рабочие учебные планы для 35 специальностей. Согласно рабочим учебным планам в образовательном процессе используются сетевая и кейстехнологии дистанционного обучения.
Сетевая технология поддерживается нижеперечисленными работами: планирование обучения и составление расписания занятий, зачисление, обучение, контроль, анализ и возможность передачи информации в систему учета результатов обучения; управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования; подготовка оперативной и аналитической отчетности; авторизованный доступ к образовательным ресурсам путем ввода пароля зарегистрированного пользователя или гостя; простой доступ к важнейшим функциям системы - просмотру и программам; доступ к
307
образовательному ресурсу - постоянно обновляемому списку дисциплин, форумам и конференциям по соответствующей теме; возможность продолжить изучение дисциплины с того места, на котором обучающийся остановился последний раз; проведение самооценки как части процесса обучения или как самостоятельного мероприятия с сохранением всей истории полученных результатов; обеспечение необходимой литературой в электронном виде, динамическое обновление и дополнение материалов; проведение консультаций преподавателями.
Поддержка процедур администрирования реализована через управление широким банком вариантов тестов для использования различных комбинаций тестов; простую настройку в режиме самообслуживания стилевых особенностей сайта; обеспечение обратной связи для администраторов дисциплины и разработчиков обучающих материалов. Обеспечение контроля процесса обучения достигается через: моделирование форумов для их плодотворной работы, поддержку других видов онлайнового общения, включая чаты, конференции; контроль знаний обучающихся, поддержка работы пользователей - через поддержку виртуальных сообществ: обучающихся, администраторов дисциплин, разработчиков обучающих программ; создание, изменение, отмену пользователей, включая логические и иерархические их группы; определение ролей по умолчанию для исполнения обычных задач в системе обучения: разработчика дисциплин, тьютора, менеджера, обучающегося, администратора обучения.
Управление контентом осуществляется через: предоставление авторизованного доступа; администрирование содержания дисциплин, включая составление программ и тестов; организацию контента; создание тестов предварительных, завершающих, проверочных вопросов; возможность копирования контента из других источников; возможность добавлять новые интернет-ресурсы, ссылки на книги и статьи, посвященные дисциплине или теме.
Использование кейс-технологии дистанционного обучения обеспечивается наличием разработанных в университете учебнометодических комплексов (УМК) - кейсов (на бумажных и электронных носителях) по 352 учебным дисциплинам. Обязательный (минимальный) состав электронного УМК включает: рабочий учебный план специальности; индивидуальный учебный план обучающегося; программу дисциплины (содержание, объем, порядок изучения); методические рекомендации по изучению дисциплины и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации; методические и дидактические материалы по дисциплине, подготовленные для дистанционного обучения; дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и
308
промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. п.); практикум (лабораторный практикум) по дисциплине или практическое пособие (руководство) по моделированию, если практические занятия предусмотрены рабочим учебным планом; правила организации дистанционного обучения (включая самостоятельную учебную работу обучающегося); порядок и формы коммуникации с преподавателями. В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные, информационно-справочные и другие материалы.
Также используются электронные учебно-методические комплексы дисциплин, разрабатываемые в Центре разработки контента Института дистанционного образования ЮКГУ им. М. Ауезова.
Таким образом, система дистанционного обучения охватывает все компоненты учебно-воспитательного процесса вуза: С'РС, лекционные, практические и семинарские занятия, подготовка курсовых и дипломных работ, которые применяются в процессе педагогической практики студентов. В результате комплексных мер повышается успеваемость студентов, у них формируется достаточная база для применения инноваций в предстоящей педагогической деятельности, они выходят на творческий уровень овладения профессией.
А. А. Калыбекова, И. А. Корнилко, А. Б. Айтжанова Развитие информационных технологий в вузе
Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы высшего образования, осуществить переход к открытой образовательной системе подготовки будущих специалистов, отвечающей требованиям современного общества. Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды в вузе - это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всего образовательного учреждения.
Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия «информационно-образовательная среда». Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:
309