A. НЕМЦЕВ, директор центра ДО
B. БЕЛЕНКО, начальник отдела Белгородский государственный университет
Программа развития дистанционного обучения в Белгородском государственном университете реализуется на протяжении пяти лет. Разработаны и утверждены основные нормативные документы, регулирующие деятельность вуза в этой сфере, апробирована модель организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в рамках заочной формы обучения, создано специализированное структурное подразделение - Центр дистанционного обучения [1].
Система многоуровневой подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий предоставляет качественные образовательные услуги учащимся образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, студентам очного и заочного отделения, слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, действующим специалистам, людям, имеющим ограниченные возможности в получении образования.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедрены на 14 специальностях заочной формы обучения, они применяются в 23 программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, по трем программам довузовской подготовки ведется обучение школьников.
Дистанционное образование включает в себя три вида технологий: кейсовую, телекоммуникационную и сетевую. Сетевая технология предполагает обучение с использованием сети Интернет, которая предоставляет обучающемуся возможность обращения к размещённому на сервере учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД). В БелГУ данная технология реализована в виде портала электронного обучения «Пегас». Сетевая версия комплек-
Система непрерывного профессионального развития кадров на основе ДО
са «Пегас» основывается на бесплатно распространяемой системе LMS Мос^іе. С ее помощью можно организовать обучение до 40000 студентов. Система основана на постоянном взаимодействии между студентами и преподавателями, она позволяет максимально удобно для пользователя осуществлять опосредованное общение с препо-давателем-консультантом. Система «Пегас» дает возможность реализовать любой вид занятий, в ней предусмотрены также функции контроля и самоконтроля знаний. Форумы и чаты обеспечивают качественное проведение семинарских и лабораторнопрактических занятий. Уроки предоставляют возможность нелинейного изложения теоретического материала. Каждый зарегистрированный пользователь,войдя в систему под своим логином и паролем, получает доступ к текстовым и мультимедийным материалам по всем дисциплинам своей специальности. На данный момент разработано 413 УМКД, с демонстрационными версиями которых можно ознакомиться по адресу: http://sdo.bsu.edu.ru/ download.php. Разрабатываются мультимедийные виртуальные лабораторные работы. С их помощью студент сможет неоднократно выполнять практические задания в ходе подготовки к работе в традиционной лаборатории в реальных условиях, используя материально-техническую базу университета.
Незарегистрированные пользователи тоже могут пользоваться порталом «Пегас». Однако им будут доступны только демо-версии электронных УМКД.
Полномасштабное внедрение сетевой технологии осложняется из-за дороговизны услуг связи (Интернет-трафик) и медленных каналов связи в отдаленных точках нашего региона. Поэтому сейчас используется преимущественно кейсовая техноло-
гия. В рамках этой технологии процесс обучения проходит локально, то есть студент получает УМКД на дисках, изучает материал на своём компьютере и по мере необходимости выходит на связь с преподавателем через Интернет или другие средства телекоммуникации. Для этого не обязательно иметь выход в сеть у себя дома, можно воспользоваться услугами Интернет-кафе или зайти в родную школу. Большинство школ области имеют договор о сотрудничестве с БелГУ, и в них студенты могут воспользоваться Интернет-услугами для связи с университетом.
И кейсовая, и сетевая технологии имеют свою систему контроля активности студентов по изучению учебных курсов. Благодаря возможности импорта-экспорта можно отслеживать, сколько времени просматривалась каждая страница УМКД.
Ещё один вид ДОТ - телекоммуникационный - развивается быстрыми темпами. Сейчас закупается оборудование для создания полномасштабной системы видеоконференцсвязи, которая объединит все корпусы БелГУ, филиалы и учебно-консультационные центры в районах. Данная система позволит проводить дистанционные лекции: преподаватель читает материал в аудитории университета в Белгороде, а слушатели, находясь в других точках региона, смогут не только ознакомиться с материалом, но и задать вопросы лектору в режиме on-line.
Дистанционное обучение дает возможность гибко регулировать учебный процесс, так как каждый обучающийся самостоятельно выбирает время для учёбы. Он не «привязан» к расписанию занятий, может параллельно с учёбой работать на предприятии, учиться на очной форме, получая второе образование. В связи с этим сокращаются расходы, сопровождающие обучение. У студента БелГУ, обучающегося с применением дистанционных технологий, налажен постоянный индивидуальный контакт с преподавателем. Далеко не каждый студент дневного обучения решается подойти и задать вопрос после занятия, да и у пре-
подавателя не всегда есть время ответить на вопросы всех студентов. Здесь же на любой вопрос студента гарантирован ответ. И неважно, каким способом он был задан - в форуме, по электронной почте, в традиционной форме - непосредственно или по телефону. Второе, ещё более существенное преимущество - полная обеспеченность необходимой литературой. И не только литературой, но и методическими и дидактическими мультимедийными материалами, необходимыми для усвоения дисциплин учебного плана.
Дистанционные технологии могут внедряться на всех ступенях образования, начиная с профильной работы в школе, компьютерной подготовки, подготовки к сдаче ЕГЭ, подготовки по предмету «Введение в специальность ». Таким образом осуществляется плавный переход от школьной программы к вузовской. В этом и заключается суть системы непрерывного образования: от школы - к университету, затем повышение квалификации, причем на протяжении всей жизни. В БелГУ реализуются все необходимые шаги для создания полноценной системы непрерывного образования и для её постоянного совершенствования.
Для школ предлагаются три компонента комплекса программных средств «Пегас». Во-первых, это инструментарий для создания электронных учебников. Теперь школьным учителям вовсе не обязательно изучать основы программирования, чтобы создать собственный электронный учебник с мультимедийными возможностями. Достаточно просто выполнять методические указания, заполняя текстовые шаблоны из организационно-методического комплекта, разработанного сотрудниками БелГУ. Набор программных средств автоматически конвертирует текстовые документы, создавая полнофункциональный УМК с интерактивными элементами (тестами, заданиями, форумами, чатами, графическими и мультимедийными материалами, сопровождающими электронный контент). Ученики смогут по достоинству оценить такие
учебники, да и жизнь учителя упростится: один учитель подготовит такое пособие, а доступно оно будет всем школам области. Если же школа не имеет хорошего доступа к Интернету, то любой УМК можно локализовать, записав на диск.
В БелГУ, где диски с такими пособиями бесплатно раздаются студентам заочной формы обучения, существует устойчивый спрос на них и среди студентов дневного отделения. Купив один диск, студент на целый семестр освобождает себя от поиска учебного материала на бумажных носителях и покупки книг: вся основная и дополнительная литература с хорошим фото-и иллюстративным материалом, а также видеоролики - все это вмещается на один лазерный диск.
Однако стоит отметить, что сама по себе система «Пегас» обучать не может. Как и любая среда электронного обучения, она ничто без качественного наполнения, поэтому только от учителей и преподавателей будет зависеть, насколько она будет эффективной.
Второй модуль для школ - электронный журнал. Классные руководители школ будут переносить оценки, полученные учениками, в этот журнал, а родители по желанию смогут проверять успеваемость своего ребенка через сайт школы или подписаться на еженедельную SMS-рассылку с оценками.
Помимо сведений об оценках родители будут получать информацию о пропусках занятий, замечания о поведении детей, а также приглашения на родительские собрания и любые другие объявления. Кроме того, классный руководитель всегда сможет самостоятельно инициировать отправку SMS-сообщения родителю, что позволит отказаться от передачи записок ребенком, решит проблему приглашений на родительское собрание и обеспечит эффективную связь «классный руководитель -родители».
Внедрение системы мониторинга успеваемости и посещаемости в образовательных учреждения региона решит и многие
задачи управлений образования районов и области. Все статистические показатели будут у них перед глазами в любой необходимый момент и за любой период. Причем многие статистические отчеты, которые школы и муниципалитеты регулярно делают вручную и передают факсом, зачастую с опозданием, система будет составлять автоматически. В данный момент проводится полномасштабное внедрение системы мониторинга во всех общеобразовательных школах Белгородской области.
БелГУ постоянно стремится расширить спектр образовательных услуг и сделать обучение более доступным. В настоящее время, с целью повышения эффективности преподавания, упрощения взаимодействия преподавателей со студентами, расширения возможностей самостоятельной работы студентов, упрощения доступа студентов кобразовательному контенту, обеспечения мониторинга и контроля знаний в университете разрабатывается система дистанционного обучения и консультирования, использующая технологии сотовой связи и мобильные устройства.
В последнее время одним из направлений развития систем ДО является мобильное обучение (ш-Ьеагп1п§) с использованием мобильных телефонов, смартфонов и КПК. Эта технология является следующей стадией развития технологии электронного обучения. М-Ьеагп1п§ предполагает наличие системы дистанционного обучения, которая должна включать в себя подсистему доступа к обучающим материалам и сервисам с различных мобильных устройств, а также наличие web-доступа. Следует отметить, что данная технология находится в стадии исследования и разработки, и до настоящего времени пока не существует спецификаций, стандартов в данной отрасли индустрии дистанционного обучения.
К числу причин, сдерживающих широкое использование технологий ш-Ьеагп1п§ в России, следует отнести острый дефицит качественного полнофункционального образовательного контента для мобильных
устройств и средств его разработки, а также затраты на услуги связи.
В то же время наблюдается устойчивая тенденция повышения доступности и расширения рынка мобильных вычислительных и коммуникационных устройств. Уже в настоящее время число современных мобильных телефонов и коммуникаторов в несколько раз превышает число персональных компьютеров; мобильные устройства доступнее ПК, а мощность современных мобильных устройств превосходит мощность компьютеров конца 90-х гг. Таким образом, очевидна целесообразность применения этих современных средств коммуникации в учебном процессе [2, 3].
Примеры использования систем мобильного обучения в практике мирового образования: Learning Mobile Author компании Hot Lava Software (http://hotlavasoftware.com) и GetMobile английской компании CTAD (http:// www.ctad.co.uk).
Принципиальное отличие предлагаемой системы от аналогов является расширенный набор функциональных возможностей пользователя и более эффективная организация коммуникационных процессов между оператором сотовой связи, серверной частью системы, консолью преподава-
теля и консолью студента. В качестве основы при разработке системы использованы стандарты IMS (Instructional Management Systems), определяющие спецификации для обучающих систем и ориентированные на использование современных средств представления знаний с использованием технологии XML, а также наработки заявителей по созданию систем тестирования знаний и мониторинга образовательных потребностей.
На рис. 1 представлена структура системы дистанционного обучения и консультирования, использующей технологии сотовой связи и мобильные устройства.
Сервер СДО. Центральное место в системе дистанционного обучения и консультирования занимает сервер системы. На нем установлен необходимый комплекс программных средств для информационнотехнологической поддержки дистанционного обучения с использованием технологии сотовой связи и мобильных устройств и хранится весь необходимый учебный контент в формате, пригодном для использования в мобильном устройстве.
Студенты, подключенные к системе ДО, используя сотовую связь (или web-доступ по желанию), получают доступ к об-
Рис. 1. Структура системы ДО на основе технологии сотовой связи
разовательному контенту (УМК). Кроме того, используя мобильные устройства, студенты могут получать сообщения от преподавателей: расписание консультаций и занятий, ответы на вопросы, задания, информацию об оценках и пр. Для поддержания обратной связи с преподавателем студент может использовать мобильное устройство; кроме того, он может передать на сервер результаты выполнения заданий и прохождения тестов, отправить сообщение преподавателю или сокурснику, участвовать в чатах и форумах.
Нужные учебные курсы могут быть размещены студентом в своем мобильном устройстве для дальнейшего изучения в режиме off-line. Для этого ему будет предоставлено специальное программное средство -проигрыватель УМК «Пегас Контент Плейер», устанавливаемое на КПК. Оно способно анализировать функциональные возможности мобильного устройства и представлять учебный материал в виде, удобном для просмотра на данном устройстве. При необходимости возможна синхронизация локальных УМК с теми, которые находятся на сервере.
Преподаватели получают доступ к необходимым учебно-методическим комплексам. Используя возможности образовательной среды, реализуемой с помощью комплекса программных средств, преподаватель может управлять учебным процессом: проводить консультации и семинарские занятия в режиме форума или чата, разрабатывать интерактивные задания и тесты, оценивать выполненные задания, изменять содержание УМК.
Администраторы системы осуществляют техническую поддержку учебного процесса и обеспечивают функционирование системы, своевременное размещение материалов, разграничение доступа участников к системе.
Методисты контролируют деятельность всех участников образовательного процесса, планируют и организуют учебную работу слушателей, обеспечивают взаимодействие преподавателей и слушателей.
В задачи куратора входит: формирование учебных групп; организация групповой работы; взаимодействие с преподавателями по вопросам организации учебного процесса и с администраторами серверов для своевременного размещения информации; индивидуальные консультации по техническим вопросам.
Авторы разрабатывают учебные планы и учебно-методические материалы для размещения на сервере (включая практические задания и средства контроля знаний и умений), а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых. Авторы несут ответственность за актуализацию учебно-методических комплексов.
Таким образом, внедрение системы дистанционного обучения и консультирования, использующей технологии сотовой связи и мобильных устройств существенно расширяет возможности ДО, предоставляя обучающимся удобный способ получения образовательных услуг без излишних временных и материальных затрат. Имея в руках такое мощное средство обучения, студент может гибко планировать свой учебный процесс. В любом месте и в любое время студент может получить доступ к учебным материалам и консультации преподавателей. Ни одна из известных дистанционных образовательных технологий не способна обеспечить такой уровень доступности учебных материалов.
Отметим, что подобную систему можно использовать в образовательном процессе не только вуза, но и школы. Еще одной сферой применения разрабатываемой технологии мобильного обучения может стать система дополнительного образования. Организация курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов с использованием ДОТ позволит проводить обучение без отрыва от производства и командировочных расходов.
Таким образом, разрабатываемая в рамках реализации инновационной образова-
тельной программы БелГУ система электронного обучения «Пегас» является незаменимым инструментом для развития единой информационно-образовательной среды региона [4]. Она может стать фундаментом для построения системы непрерывного образования в Белгородской области. Бел-ГУ получит возможность внедрять свои инновационные технологии реализации учебного процесса на всех ступенях образования - от подготовки потенциального абитуриента на школьной скамье до повышения квалификации действующих специалистов.
Литература
1. См.: Методика применения дистанционных
образовательных технологий преподавателями вуза. - Белгород, 2006.
2. Герасименко О. Мобильное обучение: в лю-
бое время, в любом месте. - http:// www.trainings.ru/ library/articles/
3. Масленикова О.Н. Педагогические воз-
можности использования мобильной телефонии в обучении. - http://ito.edu.ru/ 2006/Moscow/lIl/l/lII-1-6075.html
4. См.: Инновационная образовательная про-
грамма БелГУ: системный эффект // Высшее образование в России. - 2008. - № 7.
Н. ОГАНЕСЯНЦ, доцент Северо-Осетинский государственный педагогический институт
Д о начала широкого применения персо-У V нальныхкомпьютеров использование информационных технологий в системе образования ограничивалось компьютерной поддержкой обучения (computer-assisted instruction) и управления учебным процессом (computer-managed instruction). В1970-х годах тренажеры и тьюторы, формировавшие изолированные навыки и создававшие безликую обучающую среду «drill& kill» (тренируй до убийства), представляли 75% обучающих программ. Однако вскоре исследования показали, что программное обеспечение бихевиористского типа, будучи эффективным, не является развивающим. Осознание этого привело к пересмотру роли компьютера как обучающей машины. Появились термины «computer-based instruction» и «computer-enhanced instruc-tion» для обозначения интерактивной технологической образовательной среды, которая ассоциируется с позициями когнитивной психологии, противостоящей бихевиоризму и прагматизму, господствовавшим долгие годы в теории и практике обучения. «Фактически увеличение мощности и функциональности компьютеров создает условия обучения, абсолютно отличающиеся от доступных ранее...» [1, с.28]. «Очевидно, мы достигли поворотного момента. Тех-
Конструктивистские подходы в e-Learning
нология, которая абсолютно изменила мир вне школы, теперь изменяет среду обучения внутри нее» [2, c. б].
Современные стратегии в образовательном процессе согласуются с эпистемологией и социологией конструктивизма. Главным постулатом когнитивного конструктивизма (Ж. Пиаже, Р. Г агне, Д. Озбел) является предположение, что обучение - результат когнитивных усилий индивида для конструирования собственного знания из имеющегося опыта. Социальный конструктивизм (Л. Выготский, А. Бандура, Дж. Брунер) утверждает, что обучение является результатом сотрудничества индивидов в попытке конструирования совместно добытого знания. В противоположность традиционному учебному процессу конструктивистская модель технологически «обогащенной образовательной среды» (richer learning environment) обладает характеристиками открытого информационно-коммуникационного пространства, интерактивной коммуникации.
Анализ теории и практики обучения позволяет выделить следующие направления конструктивистских походов.
Ситуативный контекст деятельности и методы проблемного обучения. Конструктивисты критикуют традиционную