Научная статья на тему 'Система непрерывного профессионального развития кадров на основе до'

Система непрерывного профессионального развития кадров на основе до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного профессионального развития кадров на основе до»

A. НЕМЦЕВ, директор центра ДО

B. БЕЛЕНКО, начальник отдела Белгородский государственный университет

Программа развития дистанционного обучения в Белгородском государственном университете реализуется на протяжении пяти лет. Разработаны и утверждены основные нормативные документы, регулирующие деятельность вуза в этой сфере, апробирована модель организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в рамках заочной формы обучения, создано специализированное структурное подразделение - Центр дистанционного обучения [1].

Система многоуровневой подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий предоставляет качественные образовательные услуги учащимся образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, студентам очного и заочного отделения, слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, действующим специалистам, людям, имеющим ограниченные возможности в получении образования.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедрены на 14 специальностях заочной формы обучения, они применяются в 23 программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, по трем программам довузовской подготовки ведется обучение школьников.

Дистанционное образование включает в себя три вида технологий: кейсовую, телекоммуникационную и сетевую. Сетевая технология предполагает обучение с использованием сети Интернет, которая предоставляет обучающемуся возможность обращения к размещённому на сервере учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД). В БелГУ данная технология реализована в виде портала электронного обучения «Пегас». Сетевая версия комплек-

Система непрерывного профессионального развития кадров на основе ДО

са «Пегас» основывается на бесплатно распространяемой системе LMS Мос^іе. С ее помощью можно организовать обучение до 40000 студентов. Система основана на постоянном взаимодействии между студентами и преподавателями, она позволяет максимально удобно для пользователя осуществлять опосредованное общение с препо-давателем-консультантом. Система «Пегас» дает возможность реализовать любой вид занятий, в ней предусмотрены также функции контроля и самоконтроля знаний. Форумы и чаты обеспечивают качественное проведение семинарских и лабораторнопрактических занятий. Уроки предоставляют возможность нелинейного изложения теоретического материала. Каждый зарегистрированный пользователь,войдя в систему под своим логином и паролем, получает доступ к текстовым и мультимедийным материалам по всем дисциплинам своей специальности. На данный момент разработано 413 УМКД, с демонстрационными версиями которых можно ознакомиться по адресу: http://sdo.bsu.edu.ru/ download.php. Разрабатываются мультимедийные виртуальные лабораторные работы. С их помощью студент сможет неоднократно выполнять практические задания в ходе подготовки к работе в традиционной лаборатории в реальных условиях, используя материально-техническую базу университета.

Незарегистрированные пользователи тоже могут пользоваться порталом «Пегас». Однако им будут доступны только демо-версии электронных УМКД.

Полномасштабное внедрение сетевой технологии осложняется из-за дороговизны услуг связи (Интернет-трафик) и медленных каналов связи в отдаленных точках нашего региона. Поэтому сейчас используется преимущественно кейсовая техноло-

гия. В рамках этой технологии процесс обучения проходит локально, то есть студент получает УМКД на дисках, изучает материал на своём компьютере и по мере необходимости выходит на связь с преподавателем через Интернет или другие средства телекоммуникации. Для этого не обязательно иметь выход в сеть у себя дома, можно воспользоваться услугами Интернет-кафе или зайти в родную школу. Большинство школ области имеют договор о сотрудничестве с БелГУ, и в них студенты могут воспользоваться Интернет-услугами для связи с университетом.

И кейсовая, и сетевая технологии имеют свою систему контроля активности студентов по изучению учебных курсов. Благодаря возможности импорта-экспорта можно отслеживать, сколько времени просматривалась каждая страница УМКД.

Ещё один вид ДОТ - телекоммуникационный - развивается быстрыми темпами. Сейчас закупается оборудование для создания полномасштабной системы видеоконференцсвязи, которая объединит все корпусы БелГУ, филиалы и учебно-консультационные центры в районах. Данная система позволит проводить дистанционные лекции: преподаватель читает материал в аудитории университета в Белгороде, а слушатели, находясь в других точках региона, смогут не только ознакомиться с материалом, но и задать вопросы лектору в режиме on-line.

Дистанционное обучение дает возможность гибко регулировать учебный процесс, так как каждый обучающийся самостоятельно выбирает время для учёбы. Он не «привязан» к расписанию занятий, может параллельно с учёбой работать на предприятии, учиться на очной форме, получая второе образование. В связи с этим сокращаются расходы, сопровождающие обучение. У студента БелГУ, обучающегося с применением дистанционных технологий, налажен постоянный индивидуальный контакт с преподавателем. Далеко не каждый студент дневного обучения решается подойти и задать вопрос после занятия, да и у пре-

подавателя не всегда есть время ответить на вопросы всех студентов. Здесь же на любой вопрос студента гарантирован ответ. И неважно, каким способом он был задан - в форуме, по электронной почте, в традиционной форме - непосредственно или по телефону. Второе, ещё более существенное преимущество - полная обеспеченность необходимой литературой. И не только литературой, но и методическими и дидактическими мультимедийными материалами, необходимыми для усвоения дисциплин учебного плана.

Дистанционные технологии могут внедряться на всех ступенях образования, начиная с профильной работы в школе, компьютерной подготовки, подготовки к сдаче ЕГЭ, подготовки по предмету «Введение в специальность ». Таким образом осуществляется плавный переход от школьной программы к вузовской. В этом и заключается суть системы непрерывного образования: от школы - к университету, затем повышение квалификации, причем на протяжении всей жизни. В БелГУ реализуются все необходимые шаги для создания полноценной системы непрерывного образования и для её постоянного совершенствования.

Для школ предлагаются три компонента комплекса программных средств «Пегас». Во-первых, это инструментарий для создания электронных учебников. Теперь школьным учителям вовсе не обязательно изучать основы программирования, чтобы создать собственный электронный учебник с мультимедийными возможностями. Достаточно просто выполнять методические указания, заполняя текстовые шаблоны из организационно-методического комплекта, разработанного сотрудниками БелГУ. Набор программных средств автоматически конвертирует текстовые документы, создавая полнофункциональный УМК с интерактивными элементами (тестами, заданиями, форумами, чатами, графическими и мультимедийными материалами, сопровождающими электронный контент). Ученики смогут по достоинству оценить такие

учебники, да и жизнь учителя упростится: один учитель подготовит такое пособие, а доступно оно будет всем школам области. Если же школа не имеет хорошего доступа к Интернету, то любой УМК можно локализовать, записав на диск.

В БелГУ, где диски с такими пособиями бесплатно раздаются студентам заочной формы обучения, существует устойчивый спрос на них и среди студентов дневного отделения. Купив один диск, студент на целый семестр освобождает себя от поиска учебного материала на бумажных носителях и покупки книг: вся основная и дополнительная литература с хорошим фото-и иллюстративным материалом, а также видеоролики - все это вмещается на один лазерный диск.

Однако стоит отметить, что сама по себе система «Пегас» обучать не может. Как и любая среда электронного обучения, она ничто без качественного наполнения, поэтому только от учителей и преподавателей будет зависеть, насколько она будет эффективной.

Второй модуль для школ - электронный журнал. Классные руководители школ будут переносить оценки, полученные учениками, в этот журнал, а родители по желанию смогут проверять успеваемость своего ребенка через сайт школы или подписаться на еженедельную SMS-рассылку с оценками.

Помимо сведений об оценках родители будут получать информацию о пропусках занятий, замечания о поведении детей, а также приглашения на родительские собрания и любые другие объявления. Кроме того, классный руководитель всегда сможет самостоятельно инициировать отправку SMS-сообщения родителю, что позволит отказаться от передачи записок ребенком, решит проблему приглашений на родительское собрание и обеспечит эффективную связь «классный руководитель -родители».

Внедрение системы мониторинга успеваемости и посещаемости в образовательных учреждения региона решит и многие

задачи управлений образования районов и области. Все статистические показатели будут у них перед глазами в любой необходимый момент и за любой период. Причем многие статистические отчеты, которые школы и муниципалитеты регулярно делают вручную и передают факсом, зачастую с опозданием, система будет составлять автоматически. В данный момент проводится полномасштабное внедрение системы мониторинга во всех общеобразовательных школах Белгородской области.

БелГУ постоянно стремится расширить спектр образовательных услуг и сделать обучение более доступным. В настоящее время, с целью повышения эффективности преподавания, упрощения взаимодействия преподавателей со студентами, расширения возможностей самостоятельной работы студентов, упрощения доступа студентов кобразовательному контенту, обеспечения мониторинга и контроля знаний в университете разрабатывается система дистанционного обучения и консультирования, использующая технологии сотовой связи и мобильные устройства.

В последнее время одним из направлений развития систем ДО является мобильное обучение (ш-Ьеагп1п§) с использованием мобильных телефонов, смартфонов и КПК. Эта технология является следующей стадией развития технологии электронного обучения. М-Ьеагп1п§ предполагает наличие системы дистанционного обучения, которая должна включать в себя подсистему доступа к обучающим материалам и сервисам с различных мобильных устройств, а также наличие web-доступа. Следует отметить, что данная технология находится в стадии исследования и разработки, и до настоящего времени пока не существует спецификаций, стандартов в данной отрасли индустрии дистанционного обучения.

К числу причин, сдерживающих широкое использование технологий ш-Ьеагп1п§ в России, следует отнести острый дефицит качественного полнофункционального образовательного контента для мобильных

устройств и средств его разработки, а также затраты на услуги связи.

В то же время наблюдается устойчивая тенденция повышения доступности и расширения рынка мобильных вычислительных и коммуникационных устройств. Уже в настоящее время число современных мобильных телефонов и коммуникаторов в несколько раз превышает число персональных компьютеров; мобильные устройства доступнее ПК, а мощность современных мобильных устройств превосходит мощность компьютеров конца 90-х гг. Таким образом, очевидна целесообразность применения этих современных средств коммуникации в учебном процессе [2, 3].

Примеры использования систем мобильного обучения в практике мирового образования: Learning Mobile Author компании Hot Lava Software (http://hotlavasoftware.com) и GetMobile английской компании CTAD (http:// www.ctad.co.uk).

Принципиальное отличие предлагаемой системы от аналогов является расширенный набор функциональных возможностей пользователя и более эффективная организация коммуникационных процессов между оператором сотовой связи, серверной частью системы, консолью преподава-

теля и консолью студента. В качестве основы при разработке системы использованы стандарты IMS (Instructional Management Systems), определяющие спецификации для обучающих систем и ориентированные на использование современных средств представления знаний с использованием технологии XML, а также наработки заявителей по созданию систем тестирования знаний и мониторинга образовательных потребностей.

На рис. 1 представлена структура системы дистанционного обучения и консультирования, использующей технологии сотовой связи и мобильные устройства.

Сервер СДО. Центральное место в системе дистанционного обучения и консультирования занимает сервер системы. На нем установлен необходимый комплекс программных средств для информационнотехнологической поддержки дистанционного обучения с использованием технологии сотовой связи и мобильных устройств и хранится весь необходимый учебный контент в формате, пригодном для использования в мобильном устройстве.

Студенты, подключенные к системе ДО, используя сотовую связь (или web-доступ по желанию), получают доступ к об-

Рис. 1. Структура системы ДО на основе технологии сотовой связи

разовательному контенту (УМК). Кроме того, используя мобильные устройства, студенты могут получать сообщения от преподавателей: расписание консультаций и занятий, ответы на вопросы, задания, информацию об оценках и пр. Для поддержания обратной связи с преподавателем студент может использовать мобильное устройство; кроме того, он может передать на сервер результаты выполнения заданий и прохождения тестов, отправить сообщение преподавателю или сокурснику, участвовать в чатах и форумах.

Нужные учебные курсы могут быть размещены студентом в своем мобильном устройстве для дальнейшего изучения в режиме off-line. Для этого ему будет предоставлено специальное программное средство -проигрыватель УМК «Пегас Контент Плейер», устанавливаемое на КПК. Оно способно анализировать функциональные возможности мобильного устройства и представлять учебный материал в виде, удобном для просмотра на данном устройстве. При необходимости возможна синхронизация локальных УМК с теми, которые находятся на сервере.

Преподаватели получают доступ к необходимым учебно-методическим комплексам. Используя возможности образовательной среды, реализуемой с помощью комплекса программных средств, преподаватель может управлять учебным процессом: проводить консультации и семинарские занятия в режиме форума или чата, разрабатывать интерактивные задания и тесты, оценивать выполненные задания, изменять содержание УМК.

Администраторы системы осуществляют техническую поддержку учебного процесса и обеспечивают функционирование системы, своевременное размещение материалов, разграничение доступа участников к системе.

Методисты контролируют деятельность всех участников образовательного процесса, планируют и организуют учебную работу слушателей, обеспечивают взаимодействие преподавателей и слушателей.

В задачи куратора входит: формирование учебных групп; организация групповой работы; взаимодействие с преподавателями по вопросам организации учебного процесса и с администраторами серверов для своевременного размещения информации; индивидуальные консультации по техническим вопросам.

Авторы разрабатывают учебные планы и учебно-методические материалы для размещения на сервере (включая практические задания и средства контроля знаний и умений), а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых. Авторы несут ответственность за актуализацию учебно-методических комплексов.

Таким образом, внедрение системы дистанционного обучения и консультирования, использующей технологии сотовой связи и мобильных устройств существенно расширяет возможности ДО, предоставляя обучающимся удобный способ получения образовательных услуг без излишних временных и материальных затрат. Имея в руках такое мощное средство обучения, студент может гибко планировать свой учебный процесс. В любом месте и в любое время студент может получить доступ к учебным материалам и консультации преподавателей. Ни одна из известных дистанционных образовательных технологий не способна обеспечить такой уровень доступности учебных материалов.

Отметим, что подобную систему можно использовать в образовательном процессе не только вуза, но и школы. Еще одной сферой применения разрабатываемой технологии мобильного обучения может стать система дополнительного образования. Организация курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов с использованием ДОТ позволит проводить обучение без отрыва от производства и командировочных расходов.

Таким образом, разрабатываемая в рамках реализации инновационной образова-

тельной программы БелГУ система электронного обучения «Пегас» является незаменимым инструментом для развития единой информационно-образовательной среды региона [4]. Она может стать фундаментом для построения системы непрерывного образования в Белгородской области. Бел-ГУ получит возможность внедрять свои инновационные технологии реализации учебного процесса на всех ступенях образования - от подготовки потенциального абитуриента на школьной скамье до повышения квалификации действующих специалистов.

Литература

1. См.: Методика применения дистанционных

образовательных технологий преподавателями вуза. - Белгород, 2006.

2. Герасименко О. Мобильное обучение: в лю-

бое время, в любом месте. - http:// www.trainings.ru/ library/articles/

3. Масленикова О.Н. Педагогические воз-

можности использования мобильной телефонии в обучении. - http://ito.edu.ru/ 2006/Moscow/lIl/l/lII-1-6075.html

4. См.: Инновационная образовательная про-

грамма БелГУ: системный эффект // Высшее образование в России. - 2008. - № 7.

Н. ОГАНЕСЯНЦ, доцент Северо-Осетинский государственный педагогический институт

Д о начала широкого применения персо-У V нальныхкомпьютеров использование информационных технологий в системе образования ограничивалось компьютерной поддержкой обучения (computer-assisted instruction) и управления учебным процессом (computer-managed instruction). В1970-х годах тренажеры и тьюторы, формировавшие изолированные навыки и создававшие безликую обучающую среду «drill& kill» (тренируй до убийства), представляли 75% обучающих программ. Однако вскоре исследования показали, что программное обеспечение бихевиористского типа, будучи эффективным, не является развивающим. Осознание этого привело к пересмотру роли компьютера как обучающей машины. Появились термины «computer-based instruction» и «computer-enhanced instruc-tion» для обозначения интерактивной технологической образовательной среды, которая ассоциируется с позициями когнитивной психологии, противостоящей бихевиоризму и прагматизму, господствовавшим долгие годы в теории и практике обучения. «Фактически увеличение мощности и функциональности компьютеров создает условия обучения, абсолютно отличающиеся от доступных ранее...» [1, с.28]. «Очевидно, мы достигли поворотного момента. Тех-

Конструктивистские подходы в e-Learning

нология, которая абсолютно изменила мир вне школы, теперь изменяет среду обучения внутри нее» [2, c. б].

Современные стратегии в образовательном процессе согласуются с эпистемологией и социологией конструктивизма. Главным постулатом когнитивного конструктивизма (Ж. Пиаже, Р. Г агне, Д. Озбел) является предположение, что обучение - результат когнитивных усилий индивида для конструирования собственного знания из имеющегося опыта. Социальный конструктивизм (Л. Выготский, А. Бандура, Дж. Брунер) утверждает, что обучение является результатом сотрудничества индивидов в попытке конструирования совместно добытого знания. В противоположность традиционному учебному процессу конструктивистская модель технологически «обогащенной образовательной среды» (richer learning environment) обладает характеристиками открытого информационно-коммуникационного пространства, интерактивной коммуникации.

Анализ теории и практики обучения позволяет выделить следующие направления конструктивистских походов.

Ситуативный контекст деятельности и методы проблемного обучения. Конструктивисты критикуют традиционную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.