Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий в вузе'

Развитие информационных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий в вузе»

промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. п.); практикум (лабораторный практикум) по дисциплине или практическое пособие (руководство) по моделированию, если практические занятия предусмотрены рабочим учебным планом; правила организации дистанционного обучения (включая самостоятельную учебную работу обучающегося); порядок и формы коммуникации с преподавателями. В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные, информационно-справочные и другие материалы.

Также используются электронные учебно-методические комплексы дисциплин, разрабатываемые в Центре разработки контента Института дистанционного образования ЮКГУ им. М. Ауезова.

Таким образом, система дистанционного обучения охватывает все компоненты учебно-воспитательного процесса вуза: С'РС, лекционные, практические и семинарские занятия, подготовка курсовых и дипломных работ, которые применяются в процессе педагогической практики студентов. В результате комплексных мер повышается успеваемость студентов, у них формируется достаточная база для применения инноваций в предстоящей педагогической деятельности, они выходят на творческий уровень овладения профессией.

А. А. Калыбекова, И. А. Корнилко, А. Б. Айтжанова Развитие информационных технологий в вузе

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы высшего образования, осуществить переход к открытой образовательной системе подготовки будущих специалистов, отвечающей требованиям современного общества. Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды в вузе - это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всего образовательного учреждения.

Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия «информационно-образовательная среда». Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

309

• системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;

• антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося;

• единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики)1.

При этом состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб - типовым программным обеспечением.

В рамках реализации основных задач единой образовательноинформационной среды в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова реализуется система сквозного компьютерного обучения студентов, которое подразделяется на базовое и специальное. В течение первых семестров в рамках базовой подготовки студенты приобретают знания по основам информатики и вычислительной техники, необходимые в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Полученные знания позволяют студентам в процессе специальной подготовки создавать информационные модели объектов, процессов, систем; осваивать и широко применять новые информационные технологии.

Развитие информационных технологий в вузе координирует Комитет по информатизации учебно-методического совета университета, деятельность которого осуществляется по следующим направлениям. 1. Совершенствование парка компьютерной техники. 2. Создание информационной инфраструктуры вуза на базе Intranet/Internet-сетей. 3. Развитие дистанционного обучения.

4. Развитие компьютерных технологий оценки качества обучения.

5. Развитие автоматизированных информационных систем для управления учебным процессом. 6. Применение CAD/CAM/CAE-систем в качестве средств сквозного обучения по прикладным ин-

1 Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-100; Болотова В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 814; Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М.: Шк. б-ка, 2002. 288 с.

310

формационным технологиям. 7. Создание виртуальных лабораторно-практических программно-аппаратных комплексов. 8. Использование Web-технологий, средств мультимедиа для создания учебнометодического обеспечения. 9. Применение компьютерных коммуникационных систем в процессе обучения. 10. Развитие электронного обмена информацией с вузами в Казахстане и за рубежом.

Для внедрения современных инновационных технологий и методов в учебный процесс в университете имеются необходимое материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение. Образовательно-информационный центр - один из ключевых объектов университета, осуществляет доступ к ресурсам всех мировых библиотек и способствует созданию информационной среды университета. Центр обеспечивает полное и оперативное библиотечно-библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, магистрантов, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников в соответствии с их информационными запросами.

Книжный фонд Образовательно-информационного центра насчитывает свыше 2 млн единиц хранения, где представлены учебные и научные издания по техническим, естественно-научным, социально-экономическим, историческим, филологическим наукам, психологии и педагогике, художественная литература, издания на электронных, магнитных носителях и периодические издания на государственном, русском, французском, английском, немецком и других языках. Фонд Образовательно-информационного центра ежегодно возрастает за счет приобретения новых изданий, выпуска учебной и учебно-методической литературы, научных трудов профессорско-преподавательского состава университета. Наиболее актуальная, оперативная информация содержится в периодических изданиях.

Образовательно-информационный центр обеспечивает доступ пользователей к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROM, базы данных, в том числе базы данных сети Интернет, электронные учебники и др.).

В настоящее время в Образовательно-информационном центре ЮКГУ им. М. Ауезова созданы библиографические базы данных собственной генерации: публикации ученых ЮКГУ, диссертации, защищенные в ЮКГУ, книги, статьи, подписка, периодические издания, редкие книги, электронный фонд.

В ЮКГУ им. М. Ауезова в обучение активно внедряются информационные технологии. Использование электронных коммуникаций направлено, прежде всего, на создание условий для эффективной

311

организации самостоятельной работы студентов. В этих целях открыт электронно-ресурсный центр (ЭРЦ). Созданный ЭРЦ представляет собой многопрофильный информационно-технологический комплекс, функционирующий на основе использования современных интернет-технологий, электронной доставки материалов, поддержки режима интерактивной видеоконференции. Задачами ЭРЦ являются: обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, к ресурсам всех мировых баз данных, создание информационной среды вуза, накопление и сохранение источников информации.

Функциональные возможности центра многообразны. Ведется большая работа по переводу учебной, научной литературы на электронные носители. Также действуют следующие электронные формы обслуживания, направленные на создание условий для самостоятельной работы студентов: свободный доступ к информационным ресурсам (электронные каталоги, предметные базы данных, Интернет, внешние базы данных); электронная доставка документов (ЭДД) по внутренней сети университета; электронная библиотека «Труды профессорско-преподавательского состава ЮКГУ им. М. Ауезова»; обучение студентов использованию баз данных электронного каталога, применению новых информационных технологий. С каждого компьютера доступен пакет с обучающими мультимедийными учебными пособиями, работая с которыми студент самостоятельно сможет совершенствовать свои знания в различных предметных областях. Разрабатывается технология, целостный механизм, обеспечивающий создание, хранение и организацию поиска электронных документов. СЭДД позволяет пользователям получить копии статей из газет и журналов, выписываемых ОИЦ, и копий остродефицитных учебно-методических изданий. СЭДД позволит не только оперативно обслуживать пользователей электронными копиями, но и создавать их архив.

Оперативно используются сайты России и стран СНГ для заявки на необходимую литературу. Во внутренней работе отдел комплектования использует электронную почту, позволяющую вести переписку с книготорговыми фирмами, просматривать прайс-листы в электронном виде. При помощи электронной почты осуществляется переписка между вузовскими, республиканскими библиотеками. Согласно договорам с областной универсальной библиотекой им. А.С. Пушкина, РНТБ, Национальной библиотекой Республики Казахстан, студенты и преподаватели университета имеют возможность полноценно пользоваться данными библиотечными ресурсами.

312

Разработана, апробирована и внедрена автоматизированная система компьютерного тестирования. Новая система компьютерного тестирования работает по http-протоколу передачи гипертекста, что позволяет проводить тестирование не только по локальной сети, а также и через сеть Internet, и это является основой собственно системы дистанционного обучения. Введены авторизованный и анонимный режимы тестирования. Система имеет связь с АИС на уровне данных, что обеспечивает ее полную интеграцию в информационную систему и использование данных, полученных на тестировании, для автоматизированного расчета итоговых оценок.

Таким образом, реализация стратегических направлений в области информатизации системы высшего профессионального образования обеспечивает доступ студентов и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, дает возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения; предоставляет методическую поддержку и возможность самообразования студентов, непрерывного повышения квалификации преподавателей, подключение образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам; обеспечивает переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения; позволяет осуществить поэтапный переход к новой организации казахстанской системы высшего образования на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

А. А. Калыбекова, А. Т. Савлебаева

Организация и содержание работы по формированию читательского интереса школьников средствами народной педагогики

За годы независимости Казахстан достиг впечатляющих успехов в экономическом развитии, повышении уровня жизни своих граждан, создал прочные основы демократии. Казахстан занял свое уникальное место на политической карте мира. Н.А. Назарбаев призывает укреплять национальный дух Казахстана - дух традиций, патриотизма, обновления и побед. В частности, в своей работе «В потоке истории» он пишет: «Если мы хотим быть государством и строить государственность надолго, то важно понять истоки духов-

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.