ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
А. А Калыбекова, К. Ж. Ажибеков
Одним из видов развивающего обучения является проблемное обучение, технология которого включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентом проблемные задачи, побуждающие искать пути и средства их решения.
Одной из характерных для педагогической практики типов проблемных ситуаций является ситуация, которая возникает при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Основная задача лектора не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем студенты и учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии или отдельной науки. Логика проблемной ситуации принципиально отлична от логики лекции информационной. Если содержание ее вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функции студента - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления студентов на проблемной лекции - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимым для усвоения нового материала. Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный ее метод, как и на любой лекции, - логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основное положение темы.
168
Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем до лекции, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановок проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает лекцию к информационной форме. Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие два важнейших элемента: (а) система познавательных задач, отражающих основное содержание темы; (б) общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить свое отношение к ситуации, есть ли в ней проблема и в чем она состоит. Ситуация-проблема представляет собой определенное сочетание факторов из реальной жизни, ее участники являются действующими лицами, как бы актерами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.
Оценка знаний - существенный показатель, определяющий степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности, повышение мотивации к учебной деятельности. Современный преподаватель должен иметь в своем арсенале компьютерные средства обучения различным дисциплинам, которые должны помочь ему не только организовать учебную деятельность учащихся, но и осуществить действенный контроль, диагностику и управление учебным процессом. Особое значение имеют разработки тестовых заданий и тренажеров, которые позволяют автоматизировать процесс сбора, хранения и обработки информации, необходимой для контроля знаний и психолого-педагогической диагностики.
В Южн о-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова (далее - ЮКГУ) уделяется большое внимание развитию компьютерных технологий в образовании, разработке специализированных систем проверки знаний студентов. Их активное использова-
169
ние помогает поддерживать нужный образовательный уровень. Тестирование широко используется в ЮКГУ для тренировочного промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки студентов. Тесты достижений позволяют оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, они являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Педагогическое тестирование на компьютере по специальной программе, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования, выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую,
диагностическую, воспитательную и др. В нашем университете преподаватель может напрямую управлять процессом тестирования: назначать время теста, выставлять баллы за ответы, из суммы которой программой выводится окончательная отметка по пятибалльной шкале, определять последовательность вопросов (по порядку или вразброс). С помощью системы контроля преподаватель может присвоить пароль каждому студенту или группе для входа в тест.
Хотелось бы вычленить наиболее применяемые в ЮКГУ инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При организации процесса обучения характерным признаком является вариативность технологий, активизирующих умственную деятельность студентов: проблемные вопросы, эвристические беседы, мозговой штурм, тренинги, «кейс-стади» (обучение по конкретным учебным ситуациям, деловые игры, дискуссии, диспуты). Как организационный компонент, при этом используется дополнительная литература, новейшие источники информации, компьютеры, аудио-визуальные средства. Одновременно осуществляется индивидуализация образовательного процесса с использованием возможностей компьютерных информационных технологий.
Среди инновационных педагогических технологий наиболее перспективным считаем: «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), рефлексию как метод самопознания, самооценки и как собственно технолого-диагностическую и развивающую, тренинговые технологии (тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений). В вузе широко используется диагностический метод мониторинга качества образования, позволяющий оценивать результаты учебной деятельности студента с учетом его реальных учебных возможностей и исходного
170
уровня знаний. Наиболее перспективная система оценки - рейтинг знаний студента. Данные диагностики используются для дальнейшей корректировки учебной деятельности. В структуре университета имеется центр телекоммуникационных систем, в задачи которого входит планирование, осуществление и сопровождение всех видов работ в данном направлении; создана корпоративная компьютерная сеть университета, охватывающая все учебные корпуса и структурные учебнопроизводственные подразделения. Каждый сотрудник, преподаватель и студент имеет возможность свободного входа в Интернет с любого рабочего места в составе сети университета. Создание университетской компьютерной сети позволило внедрить централизованную систему тестового контроля знаний студентов с минимальным числом лиц, имеющих доступ к базам тестовых заданий и функциям администрирования. Данная система обеспечивает автоматизированный процесс тестирования студентов, который управляется из единого серверного центра, где также сосредотачивается и накапливается вся отчетная и статистическая информация о результатах тестирования. Создание корпоративной компьютерной сети ЮКГУ и подключение ее к глобальной сети Интернет рассматривается как один из этапов внедрения дистанционного образования.
К настоящему времени создана и передана для эксплуатации в информационный центр ЮКГУ база данных, включающая порядка 500 единиц пособий на электронных носителях, доступ к которым обеспечен по гиперссылкам из общего реестра. К указанной базе возможен дистанционный подход с любого ее рабочего места.
В рамках внедрения в учебный процесс информационных технологий на кафедрах университета выполняется разработка виртуальных лабораторных практикумов по учебным дисциплинам. Это позволяет повысить уровень автоматизации учебного процесса и способствует внедрению дистанционных форм образования.
Таким образом, теоретический и практический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт преподавания в вузе убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в процессе обучения, благодаря которым студент может занять активную личностную позицию, в полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности и свое индивидуальное «Я», то есть повысить свою познавательную активность.
171