УДК 378
А.А. Максимова
студент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Е.В. Митичева
студент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Е.А. Феоктистова
студент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ТЕХНОЛОГИЯ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы понятия технологии «тайм-менеджмента», раскрыта ее сущность в организации учебной деятельности студентов вуза, проведено анкетирование и выявлены результаты, разработана памятка по управлению временем для студентов.
Ключевые слова: «тайм-менеджмент», профессиональная подготовка, будущие специалисты, организация учебной деятельности.
A.A. Maksimova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
E.V. Miticheva, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
E.A. Feoktistova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
TECHNOLOGY «TIME-MANAGEMENT» AS MEANS OF SELF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL
ACTIVITY OF STUDENTS OF UNIVERSTITET
Abstract. The article discusses the theoretical basis of the concept of technology «time management», revealed its essence in the organization of learning activities of students of the university, conducted a survey and found the results developed memo on time management for students.
Keywords: «Time Management» training, future specialists, organization of training activities.
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, серьезно затрагивают многие аспекты развития системы высшего образования. Современное общество предъявляет большие требования к системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Сейчас востребованы специалисты, которые обладают не только профессиональными компетенциями и умеют применять необходимые знания, умения и навыки в практической деятельности, но и умеют эффективно организовывать свою деятельность. Поэтому, профессиональная подготовка будущих специалистов должна быть направлена, в том числе, и на обучение студентов четко планировать свою профессиональную деятельность и развитие умений управлять своим временем, используя при этом личностные возможности.
Исходя из заявленных требований общества, в профессиональной подготовке будущих специалистов необходимо учитывать те факторы, которые влияют на успешное становление личности студента в вузе. С самого начала обучения студентов в вузе, необходимо обращать внимание на то, какими они владеют навыками и умениями по самостоятельной организации учебной деятельности, планирования и контроля осуществляемой в ходе обучения деятельности, и в дальнейшем, при организации учебного процесса учитывать эти особенности.
При поступлении в вуз студенты-первокурсники сталкиваются с различными проблемами, как по адаптации к новым условиям обучения, так и по самоорганизации своей дея-
тельности. Как правило, большинство первокурсников не умеют четко планировать и распределять свое рабочее время на обучение, не успевают готовиться к учебным занятиям, и также участвовать в различных видах общественной деятельности. Поэтому, большинство из студентов-первокурсников старается для себя с момента обучения в вузе расставить свои приоритеты.
Практически каждый студент в вузе на определенном этапе своей жизни сталкивался с ситуацией «цейтнота», когда время ограничено, а ему необходимо успеть решить еще множество задач. Чаще всего это случается тогда, когда меняется социальная ситуация (длительная болезнь, устройство на работу, изменение семейной ситуации) и студент не готов к этим изменениям. У него не хватает времени для подготовки к учебным занятиям, к экзаменам и зачетам, выполнения заданий практики, написания отчетов или выполнения курсовой работы. Именно в этих обстоятельствах эффективной помощью в работе с такими студентами является использование технологии «тайм-менеджмент».
«Тайм-менеджмент» это технология рациональной организации времени для решения поставленных проблем и достижения личных целей [1].
Под управлением временем, организацией времени, тайм-менеджмент (англ. time management) понимают технологию организации времени и повышения эффективности его использования. Управление временем - это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.
Исторические корни зарождения понятия «тайм-менеджмента» неизвестны. Изначальные упоминания о пробах организации времени прослеживаются в трудах римского философа Луции Сенеки. Так же, одним из первых ученых, кто озадачился данной проблемой, был Бенджамин Франклин, который создал систему распределения задач, которая послужила основой для современного понятия «тайм-менеджмента [4, с. 22].
История формирования понятия «тайм-менеджмента» продолжилась в Великобритании, и данное понятие касалось сферы промышленного производства. Еще один инженер, который внес свой вклад в развитие технологии «тайм-менеджмент» принадлежит Фредерику Уинслоу Тейлору. В сфере торговли он предложил производить вознаграждение персонала за выполнение поставленных ими целей. Все это принесло ощутимые результаты в этой сфере.
Необходимо отметить также и подход Вильфредо Парето, который создал принцип Парето - «80:20». Суть данного принципа заключается в том, что только от людей зависит, сколько усилий они потратят на дела и каков будет результат. Например, если они на свои дела тратят 20% усилий, то результат может достигать 80%. При этом нужно концентрироваться только на определенных делах, которые они хотят выполнить, не брать сразу много дел [2].
Сам термин «time management» появляется в 70-х годах ХХ века. Авторство принадлежит Клаусу Миллеру. Он создал компанию Time Management International (TMI) и изобрел блокнот Time Manager, ставший прототипом органайзера, а также Миллер придумал и организовал тренинги по планированию и управлению временем.
Одним из известных ученых, который сам на себе испробовал соблюдать и не тратить в пустую собственное время, стал Александр Александрович Любищев. Он предложил принципы, с помощью которых, по его мнению, можно научиться контролировать свое время.
В России вместо термина «тайм-менежмент» существует понятие НОТ (научная организация труда) и оно начинает широко использоваться в 80-е годы. С переходом к рыночной экономике в России появился термин «time management», и соответствующие тренинги. Первым основателем технологии «тайм-менеджмет» в России стал Глеб Архангельский, который воз-
главил консалтинговую компанию «Организация времени» и написал много книг, связанных с проблемой управления временем [3].
Изучив различные подходы известных ученых по данной проблематике вопроса, мы разработали алгоритм оказания помощи студентам по эффективному использованию учебного времени. На наш взгляд, эта помощь заключается в анализе и целенаправленном распределении учебного времени самими студентами в ходе осуществления учебного процесса. Важной ступенью в реализации поставленных задач является ежедневное планирование учебного времени студентом.
Кроме того, нами был разработан и проведен мастер-класс на тему «Эффективный «тайм-менеджмент», в котором приняли участие студенты второго курса психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского в количестве 22 человек. Мастер-класс состоял из теоретической и практической части. На первой половине нашего занятия мы познакомили студентов с понятием данной технологии, ее методами. Далее была проведен обучающий тренинг, где ребята оценили свое чувство времени, применяли на себя и знакомились с основными техниками «тайм-менеджмента», такими как матрица Эйзенхауэра, Хронометраж.
На занятии студенты были активными, рассказали, что это очень актуальная тема для них, так как они испытывают затруднения в эффективной организации учебного времени. Для получения обратной связи в конце мастер-класса студентам было предложено дать оценку проведенному занятию по некоторым параметрам: написать отзывы, рекомендации, оценить полезность полученного материала, возможность применения полученных знаний в будущем и желание еще поучаствовать в подобных мероприятиях.
Систематизировав полученные результаты можно отметить, что: 73% студентов хотели бы в дальнейшем принимать участие в таких проектах, 20% - допускают такую возможность и 7% - не проявили желания. На вопрос будут ли они применять полученные знания в будущем, ответы распределились следующим образом: 53% ответило да, 40% - возможно и 7% - не знаю. 53% студентов отметило, что узнали много нового о методиках организации учебного времени, а 47% - о том, что как им нужно грамотно планировать свое рабочее время. Таким образом, можно отметить, что большинство студентов готовы принимать участие в таких мероприятиях, будут применять техники организации времени в будущем. Так же многие студенты отметили, что данные методы можно применять не только для организации учебного времени, но и для организации личного времени, отдыха.
Для того, чтобы студенты могли использовать данный материал в дальнейшем, нами были разработаны памятки-рекомендации для студентов. В рекомендациях мы включили для студентов соблюдение следующих правил:
1. необходимо ежедневно проводить анализ целей и задач, которые нужно достичь;
2. на основе анализ формировать различные варианты достижения цели;
3. определить выбор направления работы;
4. составить планирование и ранжирование приоритетов, составить план действий для достижения цели;
5. реализовать созданный план действий;
6. проверить результаты достижения цели, выполнения планов и подвести итоги работы [4, с. 33-36].
В целом, необходимо отметить, что данная работа по организации учебной деятельности студентов вуза уже сейчас дает им возможность отработать навыки эффективной организации профессиональной деятельности специалиста, которые им пригодятся в дальнейшем. Поэтому, необходимо в профессиональной подготовке специалистов уделять внимание данному вопросу.
Список литературы:
1. Ален Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 368 с.
2. Архангельский Г.А. Время на отдых: для тех, кто много работает. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 185 с.
3. Архангельский Г.А. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 272 с.
4. Архангельский Г.А., Лукашенко М.А., Телегина Т.В., Бехтеров С.В. Тайм-менеджмент: полный курс. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 312 с.